Темы статей
Выбрать темы

Новые правила налогообложения: анализируем вместе

Редакция БН
Статья

НОВЫЕ ПРАВИЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:

анализируем вместе

 

Получив предыдущий номер нашей газеты, вы, уважаемые читатели, имели возможность ознакомиться с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.10 г. № 2275-VI. Данным Законом, кроме обещанного ранее повышения ставок акцизного сбора, законодатели расширили полномочия налоговых органов, обязали плательщиков НДС подавать Реестры налоговых накладных в электронном виде, внесли изменения в порядок переноса отрицательного значения НДС и убытков в 2010 году, а также ряд других существенных новаций.

Сегодня, как и обещали, мы подробно проанализируем нововведения, чтобы вы могли вовремя учесть их в своей деятельности.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор» Наталия ЖУРАВЛЕВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Контроль за соблюдением «налогового законодательства о труде» (пп. 1, 3 и 4 р. I Закона № 2275)

Судя по содержанию

Закона № 2275, он призван обеспечить дополнительные поступления в госбюджет. Для этого повышены ставки некоторых платежей, взимаемых в бюджет, а также усилен контроль за налогообложением оплаты труда.

Налоговым органам предоставлены новые полномочия.

Во-первых

, в новой редакции изложена ч. 2 ст. 259 КЗоТ, где предусмотрено, что органы государственной налоговой службы (ГНС) имеют право с целью проверки соблюдения налогового законодательства осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения.

Соответственно и в

Законе № 509 органам ГНС предоставлено право осуществлять контроль за «соблюдением с целью проверки соблюдения налогового законодательства о труде субъектами хозяйствования независимо от формы собственности» (новый абз. 4 п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 509). Наверное, законодатели имели в виду право налоговиков на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде с целью проверки соблюдения налогового законодательства. То есть слово «законодательство» должно было повторяться дважды.

Исходя из изложенного, речь идет о предоставлении налоговикам полномочий по проверке соблюдения трудового законодательства, которые имеют инспекции по труду, а именно: требовать предоставления правил внутреннего распорядка, трудовых книжек работников, приказов по кадрам, личных карточек, личных дел, штатного расписания, документов, удостоверяющих своевременность выплаты зарплаты, проведения индексации и компенсации и т. п.

О предоставлении налоговым органам контрольных функций по соблюдению законодательства об оплате труда свидетельствуют и изменения, внесенные

Законом № 2275 в ст. 35 Закона об оплате труда. Эти изменения предусматривают, что контролирующие органы, в том числе органы ГНС, имеют право получать от субъектов хозяйствования и нанятых ими лиц информацию, документы и материалы и посещать места осуществления хозяйственной деятельности при выполнении трудовой функции такими наемными лицами. А налоговые органы имеют право еще и на проведение внеочередной проверки без предварительного предупреждения плательщика в случаях, предусмотренных законодательством.

Во-вторых

, добавлена новая функция государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекций, а именно: руководители таких органов в случаях, установленных законом, принимают решение о проведении внеочередной налоговой проверки плательщика без предварительного его предупреждения, если органом налоговой милиции получена информация об уклонении такого плательщика от налогообложения (новый п. 19 ст. 10 Закона № 309).

Для выполнения этой функции руководителям соответствующих органов ГНС предоставлено право принимать решения о проведении внеочередной налоговой проверки при получении органом налоговой милиции информации об уклонении плательщика налога или наемного лица от налогообложения при начислении (выплате, получении) заработной платы, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе в виде дополнительных благ, сбора в Пенсионный фонд Украины* и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, в том числе вследствие незаключения таким лицом трудовых договоров с наемными лицами согласно

КЗоТ, осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации, а также пассивных доходов.

* Следует обратить внимание на некорректность этой нормы. Дело в том, что из заработной платы работников взимают

взносы в Пенсионный фонд, а никак не сбор (еще с 2004 года). Грустно, что законотворцы не знают наши законы.

Таким образом, вводится еще один вид контрольного мероприятия — «внеочередная налоговая проверка». Однако порядок проведения такого контрольного мероприятия пока еще не регламентирован, ведь в Законе № 509 определены основания и порядок проведения только плановых и внеплановых выездных проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (ст. 111и 112)**.

** См. статью «Проверки налоговых органов: кого проверяют в первую очередь» // «БН», 2008, № 22, с. 27.

Непонятно, как долго будут продолжаться такие внеочередные проверки и какие вопросы будут проверяться — только те, по которым поступила информация в налоговую милицию (полнота начисления и своевременность уплаты платежей, связанных с оплатой труда), или все вопросы, связанные с налогообложением.

Если второй вариант, то, по сути, налоговики, не имея оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных в ст. 111 Закона № 509, смогут замещать их внеочередными проверками на основании какой-либо информации, которая не обязательно должна быть достоверной.

Фактически субъекты хозяйствования могут стать беззащитными перед налоговыми проверками, процедурные ограничения по которым сведены к минимуму. Ситуация усложняется тем, что такие «сверхполномочия» предусмотрены законом, потому обжаловать их будет очень непросто.

Эти изменения вступили в силу с 16.06.10 г.

 

Сроки проведения проверок (п. 3 р. I Закона № 2275)

К сожалению, расширением полномочий налоговых органов законодатели не ограничились. Для повышения эффективности налогового контроля

Законом № 2275 существенно увеличены сроки проведения плановых и внеплановых проверок (соответствующие изменения внесены в ст. 111 Закона № 509). Кроме того, предусмотрена возможность приостановления плановой или внеплановой проверки. Аналогичная процедура применяется в ходе проверок контрольно-ревизионной службы (подробнее см. статью «Что может проверять КРУ на обычном предприятии» // «БН», 2009, № 43, с. 40). Новые сроки проведения проверок приведены в табл. 1.

Эти изменения вступили в силу с 16.06.10 г.

 

Таблица 1.

Сроки проведения налоговых проверок

Вид проверки

Старые сроки

Новые сроки

общие

для субъектов малого предпринимательства

общие

для субъектов малого предпринимательства

Плановая

20 раб. дн.

10 раб. дн.

30 раб. дн.

20 раб. дн.

Внеплановая

10 раб. дн.

5 раб. дн.

15 раб. дн.

10 раб. дн.

Продление сроков проведения плановой проверки

Не более чем на 10 раб. дн.

Не более чем на 5 раб. дн.

Не более чем на 15 раб. дн.

Не более чем на 10 раб. дн.

Продление сроков проведения внеплановой проверки

Не более чем на 5 раб. дн.

Не более чем на 2 раб. дн.

Не более чем на 10 раб. дн.

Приостановление плановой или внеплановой проверки

Не предусматривалось

Не более чем на 30 раб. дн. с последующим ее возобновлением на неиспользованный срок

 

Акцизы (пп. 5, 6, 10 и 12 р. I; пп. 2 и 11 р. ІІ Закона № 2275)

Экспорт алкогольных напитков и табачных изделий.

Изменены основания для освобождения от начисления акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия в случае их экспорта (соответствующие изменения внесены в Закон № 329). Теперь не подлежат налогообложению алкогольные напитки и табачные изделия, экспортированные за пределы таможенной территории Украины, если их вывоз в таможенном режиме экспорта (реэкспорта) засвидетельствован ГТД с надлежащей отметкой таможенного органа. Раньше основанием для такого освобождения был факт поступления валютной выручки (п. «г» ч. 2 ст. 3 Закона № 329).

Соответственно и основанием для возврата из бюджета ранее уплаченных сумм акцизного сбора за алкогольные напитки и табачные изделия, которые в дальнейшем экспортируются, теперь будет ГТД, а не факт получения валютной выручки (

абз. 2 ч. 5 ст. 7 Закона № 329).

Эти изменения вступили в силу с 16.06.10 г.

Повышение ставок акцизного сбора

. Предусматривается повышение ставок акцизного сбора на некоторые товары, однако в соответствии со ст. 1 р. II «Заключительные положения» Закона № 2275 это произойдет для разных групп товаров в разное время.

Так, с 16.06.10 г. из

Закона № 313 исключена ст. 8, которой с 01.07.09 г. была введена ставка акцизного сбора на пиво из солода в размере 0,60 грн. за 1 л. Поэтому с 16.06.10 г. должна действовать ставка акцизного сбора, предусмотренная ст. 1 Закона № 313, а именно 0,31 грн. за 1 л. А с 01.07.10 г. ставка акцизного сбора на пиво из солода, предусмотренная в ст. 1 Закона № 313, повысится до размера 0,74 грн. за 1 л.

Ставки акцизного сбора на

другие специальные бензины, легкие дистилляты и бензины моторные повышены до размера 132 евро за 1000 кг с 16.06.10 г. — даты опубликования Закона № 2275. С этой же даты введены ставки акцизного сбора на печное топливо в размере 30 евро за 1000 кг.

Каким образом плательщики будут начислять акцизный сбор за июнь 2010 года и отражать его в

Расчете акцизного сбора, пока непонятно. Надеемся, что ГНАУ в ближайшее время внесет ясность в этот вопрос. Возможно, как в ситуации с изменением коэффициентов к ставкам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и платы за пользование недрами, которые увеличились с 30.04.10 г. (см. письмо ГНАУ от 19.05.10 г. № 9775/7/15-0917*), ГНАУ будет рекомендовать подать два расчета для начисления акцизного сбора по разным ставкам.

* См. ком. «Геологоразведка и плата за недра: ГНАУ разъяснила порядок начисления в 2010 году» // «БН», 2010, № 23, с. 8.

Ставки акцизного сбора на табачные изделия будут повышены с 01.07.10 г. (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором опубликован Закон № 2275), а на спирт и алкогольные напитки — с 01.09.10 г. (с первого числа третьего месяца, следующего за месяцем, в котором опубликован Закон № 2275).

Как предусмотрено п. 2 р. II «Заключительные положения» Закона № 2275, производители или импортеры могут подать новую декларацию об установленных максимальных розничных ценах в месяце, в котором опубликован данный Закон (в июне), включая последний рабочий день этого месяца. При этом п. 11 р. II «Заключительные положения» Закона № 2275 Кабмину поручено обеспечить поступление установленных акцизных сборов без повышения розничных цен на товары и услуги. Удастся ли Кабмину выполнить это поручение, покажет время.

 

НДС (п. 8 р. I; п. 3 р. ІІ Закона № 2275)

Электронные реестры

. Изменения, вносимые в п.п. 7.2.8 Закона об НДС, предусматривают, что плательщик НДС вместе с налоговой декларацией должен подать налоговому органу копии реестров выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде. ГНАУ должна разместить на официальном веб-сайте программное обеспечение с открытым кодом для ведения учета записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде. Заметим, что программное обеспечение для подготовки отчетности в электронном виде «Налоговая отчетность», размещенное на сайте www.sta.gov.ua, уже достаточно давно содержит формы Реестров, которые подавались плательщиками и ранее («добровольно», по просьбе налоговиков). Поэтому ГНАУ, скорее всего, не будет разрабатывать дополнительное программное обеспечение, а посоветует воспользоваться имеющимися возможностями.

Заметим, что электронные реестры не входят в состав налоговой отчетности по НДС. Поэтому за их неподачу плательщика нельзя привлечь к ответственности как за неподачу налоговой отчетности. Однако наличие электронных реестров может стать обязательным условием для подачи декларации по НДС. То есть налоговики без реестров не будут принимать декларацию, хотя формальных оснований для неприема декларации без реестров, на наш взгляд, нет.

Как предусмотрено

п. 1 р. II «Заключительные положения» Закона № 2275, эти новации вступают в силу с начала следующего отчетного (налогового) периода, за периодом, на который приходится вступление в силу данного Закона, т. е. с 01.07.10 г. Поэтому не исключено, что налоговики будут требовать электронные реестры при подаче деклараций по НДС, которые будут подаваться после указанной даты, т. е. уже за июнь (II квартал) 2010 года.

Новые основания для аннулирования свидетельства.

Расширяется (с 01.07.10 г.) перечень оснований для аннулирования регистрации плательщика НДС**. Теперь плательщик НДС может быть лишен такого статуса также в случаях, если:

— учредительные документы лица, зарегистрированного в качестве плательщика налога, по решению суда признаны недействительными;

— в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей сделана запись об отсутствии юридического лица или физического лица по его местонахождению.

** См. статью «Аннулирование НДС-регистрации, или Как правильно попрощаться со статусом плательщика НДС» // «БН», 2008, № 42, с. 31.

Напомним, что при аннулировании НДС-регистрации плательщик должен признать условную продажу остатков товарных запасов и основных фондов, по которым был сформирован налоговый кредит***.

*** См. статью «Реальные последствия условной продажи при аннулировании НДС-регистрации» // «БН», 2009, № 28, с. 30.

Стоит обратить внимание, что ВАдСУ в справке от 15.04.10 г. (см. статью «Практика применения админсудами отдельных норм Закона об НДС» // «БН», 2010, № 23, с. 15.) заметил, что принятие судом решения о прекращении юридического лица — плательщике НДС, в том числе в связи с недействительностью его учредительных документов, не означает автоматическую потерю таким лицом статуса плательщика НДС и не лишает правового значения выданных по таким хозяйственным операциям налоговых накладных.

Следовательно, такие обстоятельства являются основанием для аннулирования НДС-регистрации, которое производится датой утверждения Акта об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость по процедурам, предусмотренным в п. 25 Порядка № 79.

Отрицательное значение НДС.

В соответствии с п. 3 р. II «Заключительные положения» Закона № 2275 с 16.06.10 г. (дня вступления в силу Закона № 2275) до 01.01.11 г. предусматривается «особый» порядок учета отрицательного значения НДС предыдущих налоговых периодов.

Сразу заметим, что легитимность этого нововведения вызывает достаточно серьезные сомнения. Дело в том, что указанная норма не внесена в

Закон об НДС, а содержится в «Заключительных положениях» Закона № 2275. При этом п. 11.4 Закона об НДС предусматривает, что «изменения порядка обложения налогом на добавленную стоимость могут осуществляться только путем внесения изменений в настоящий Закон отдельным законом по вопросам обложения этим налогом. В случае если другим законом, независимо от времени его принятия, устанавливаются правила обложения этим налогом, отличные от указанных в этом Законе, приоритет имеют нормы настоящего Закона».

Таким образом, теоретически

п. 3 «Переходных положений» Закона № 2275 не должен применяться, однако надеяться на то, что такого же мнения будет придерживаться ГНАУ, не стоит. Поэтому рассмотрим «особый» порядок подробнее.

1. Остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита каждого следующего налогового периода

только в части суммы налога, фактически уплаченной получателем поставщикам товаров (услуг) при импорте, и включается в расчет бюджетного возмещения следующего отчетного периода.

2. Остаток отрицательного значения, по которому не проведены расчеты с поставщиками, отражается в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость

отдельной строкой для определения суммы налога, которая может подлежать возмещению в части уплаченных сумм налога в следующих отчетных периодах.

3. Остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения отражается в декларации по НДС отдельной строкой и

включается в состав налогового кредита начиная с первого отчетного периода 2011 года.

То есть в составе налогового кредита следующего отчетного периода будут учитываться только суммы НДС, уплаченные поставщикам или таможенным органам. Суммы НДС, не уплаченные поставщикам, будут переноситься в отдельную строку. В действующей форме декларации такая строка не предусмотрена.

Однако ГНАУ в

письме от 18.06.10 г. № 12096/7/16-1117 сообщила, что начиная с отчетности за июнь 2010 года значение стр. 26 декларации по НДС включается в стр. 23.2 декларации следующего отчетного периода только в части сумм налога, уплаченных поставщикам в предыдущих налоговых периодах, и в обязательном порядке учитывается при определении суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета (стр. 25.1 или стр. 25.2). Остаток значения стр. 26 в части сумм налога, по которым не проведены расчеты с поставщиками, сохраняется в указанной строке (стр. 26) до момента формирования налоговой отчетности за отчетный период, в котором проведены расчеты с поставщиками.

Заметим, что такой «особый» порядок переноса значения стр. 26 в стр. 23.2 декларации следующего отчетного периода не соответствует

п.п. 5.12.4 Порядка № 166, однако на такие «пустяки» ГНАУ не обратила внимание.

Таким образом, неуплаченные суммы налогового кредита, попавшие в стр. 26 декларации, будут «висеть» там до периода их уплаты поставщику или же до января (I квартала) 2011 года. Учесть их при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (показатель стр. 27 декларации), будет невозможно.

Обратите внимание, что эти ограничения касаются не только отрицательного значения, сформированного в июне — декабре 2010 года, а всех сумм, которые раньше «зависли» в стр. 26 декларации по НДС.

Пример.

Предприятие «А» в июне 2010 получило от поставщика «Б» товар на сумму 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.). По первому событию сформирован налоговый кредит. Других операций в июне и июле 2010 года не было.

В августе 2010 года предприятие продало этот товар покупателю «В» за 900 грн. (в том числе НДС — 150 грн.) При этом с поставщиком «Б» произведен расчет за полученный товар на сумму 120 грн. (в том числе НДС — 20 грн.)

В табл. 2 на с. 41 показано, как такие операции будут отражены в разделе III декларации по НДС.

 

Таблица 2.

Применение новых правил переноса отрицательного значения НДС

Строка декларации

Отчетный период

июнь

июль

август

18.1

150

18.2

100

20

150

21

100

22.2

100

23

100

20

23.1

100*

23.2

20

24

100

26

100

80

27

130

* Обратите внимание, что перенос отрицательного значения предыдущего отчетного периода из стр. 22.2 в стр. 23.1 предусмотрен абз. 3 п.п. 7.7.1 Закона об НДС, поэтому такая сумма НДС не обязательно должна быть уплачена поставщику.

 

Как видите, неуплаченной частью налогового кредита (80 грн.) плательщик мог воспользоваться в месяце приобретения (июнь) или в следующем месяце (июль), а в августе при расчете показателя стр. 27 она не учитывается. Если такая сумма НДС будет уплачена поставщику «Б», например, в сентябре, то плательщик сможет отразить ее в стр. 23.2 и обязан задекларировать ее к возмещению (в стр. 25.1 или в стр. 25.2).

 

Налог на прибыль (п. 9 р. I Закона № 2275)

Ограничение размера убытков.

В соответствии с п. 22.4, включенным в Закон о налоге на прибыль, в 2010 году в составе валовых расходов плательщик налога может учитывать только 20 % суммы отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль, образовавшегося по состоянию на 01.01.10 г. Напомним, что сумма убытков предыдущих лет без ограничений могла быть учтена плательщиком в декларации за I квартал 2010 года (показатель стр. 04.9 декларации по налогу на прибыль).

Такое ограничение должно начать действовать с начала следующего отчетного (налогового) периода, за периодом, на который приходится вступление в силу

Закона № 2275. Поскольку Закон № 2275 вступил в силу с 16.06.10 г. (II квартал), то ограничения по переносу убытков, на наш взгляд, должны применяться к показателям, отражаемым за отчетный период «три квартала 2010 года». Однако начинается такой отчетный период с 01.01.10 г., ведь декларация составляется нарастающим итогом. Таким образом, ограничение на перенос убытков предыдущих лет будет действовать с 01.01.10 г. — фактически вводится «задним» числом.

Что касается порядка заполнения декларации за полугодие 2010 года, то, на наш взгляд, плательщики должны заполнять ее, учитывая правила, действовавшие на 30.06.10 г., т. е. без учета этих ограничений. Поэтому показатель стр. 04.9 в декларации за полугодие будет таким же, как и в декларации за I квартал (полная сумма убытков предыдущих лет). И корректировать эти суммы в дальнейшем нет оснований.

В следующем 2011 году плательщики смогут неучтенную сумму убытков 2009 года (остальные 80 %) отразить в декларации за I квартал в стр. 04.9 как убытки 2010 года (если до того момента не будут введены новые ограничения).

Отчетность крупных плательщиков.

Плательщики налога на прибыль (кроме банков и других финансовых учреждений), получающие доход* от какой-либо деятельности более 100 млн грн. в год, должны в следующем году подать в адрес налогового органа финансовый отчет в сроки, установленные законодательством для его подачи (новая редакция абз. 3 п. 16.4 Закона о налоге на прибыль).

* В данном случае речь идет не о валовом доходе, а о доходе по данным финансовой отчетности (стр. 010 Отчета о финансовых результатах).

Похоже, речь идет о подаче только годовой финансовой отчетности, которая должна подаваться начиная с отчетности за 2010 год. Впервые такую отчетность необходимо подать не позднее 20.02.11 г. (поскольку эта дата приходится на воскресенье, то ее можно подать 21.02.11 г.).

Кроме того, новым п. 22.17 Закона о налоге на прибыль предусмотрено, что начиная с 01.01.11 г. такие крупные плательщики (имеющие доходы 100 млн грн. и более) ведут бухгалтерский учет временных и постоянных налоговых разниц, определенных по методике, утвержденной Минфином .

Напомним, что на сегодняшний день такой методики не существует, ведь Положение о порядке расчета налоговых разниц по данным бухгалтерского учета, утвержденное приказом МФУ от 29.12.06 г. № 1316, утратило силу.

 

Оборот алкогольных напитков и табачных изделий (п. 14 р. І Закона № 2275)

Продажа столовых вин

. Изменения относительно продажи столовых вин являются, пожалуй, наиболее глобальными. Все дело в том, что теперь требования Закона № 481 не распространяются на розничную торговлю вином столовым, кроме случаев, прямо предусмотренных этим Законом.

Это значит, что теперь продавать в розницу столовое вино можно

без лицензии, также не нужно в таком случае соблюдать требование об уровне цен, т. е. продавать столовые вина можно ниже минимальной цены на вина, установленной постановлением № 957. Кроме того, розничному торговцу столовыми винами теперь не следует беспокоиться о регистрации места хранения таких напитков.

Какие же требования

Закона № 481 все еще необходимо учитывать при розничной торговле столовыми винами? Прежде всего ограничения на продажу алкогольных напитков и табачных изделий, установленные ст. 153 Закона № 481. Речь идет о продаже алкогольных напитков лицам, не достигшим 18 лет, и лицами, не достигшими 18-летнего возраста, о торговле на территории учебных заведений, в закрытых спортивных сооружениях, с торговых автоматов, с рук и т. п. Все эти ограничения и сейчас действуют при продаже столовых вин. Запрет существует и относительно продажи алкогольных напитков в учреждениях здравоохранения. Однако теперь здесь сделано исключение: продавать алкогольные напитки и табачные изделия можно в ресторанах, находящихся на территории санаториев. Примечательно, что на территории санаториев теперь также разрешено употреблять столовые вина, но делать это можно в специально отведенных для этого местах (новая редакция п. 1 ч. 1 ст. 152 Закона № 481)*.

* До внесения этих изменений на территории учреждений здравоохранения можно было употреблять только безалкогольное пиво.

Местные органы исполнительной власти по-прежнему вправе устанавливать временный запрет на продажу столовых вин на время проведения массовых мероприятий.

Далее отдельно остановимся на порядке расчетов за столовые вина. Так, теперь согласно ч. 7 ст. 153 Закона № 481 продажа вин столовых может осуществляться без применения регистраторов расчетных операций (РРО), но с применением расчетных книжек (РК) и книг учета расчетных операций (КУРО). Из структуры ст. 153 Закона № 481 можно заключить, что такое исключение сделано для продажи столовых вин на разлив.

Итак, независимо от выбранной системы налогообложения и организационно-правовой формы субъект хозяйствования, торгующий только столовыми винами, вправе не применять РРО, но при этом он обязан производить расчеты, выписывая расчетные квитанции и внося записи в КУРО.

О том, в каких случаях обязательно применять РРО, а когда можно торговать только с применением РК (а в исключительных случаях — и без РРО, и без РК), мы рассказывали в «Теме недели» «Розничная торговля алкоголем» // «БН», 2010, № 25, с. 35. Сейчас хотим только еще раз напомнить, что при продаже алкогольных напитков и табачных изделий запрещено применять упрощенную форму расчетной квитанции (форма № РК-2). Столовое вино является алкогольным напитком, а значит, упрощенную форму расчетной квитанции при торговле им на разлив выдавать нельзя.

В то же время должны предупредить: ст. 1 Закона об РРО прямо предусматривает, что установление норм по применению или неприменению РРО в других законах не допускается. Поэтому как будет применяться эта норма на практике, пока непонятно.

И последний момент. Теперь на сухие вина не распространяется требование ч. 8 ст. 153 Закона № 481 о том, что продажа вина на разлив из тары емкостью от 50 до 600 л разрешается только субъектам хозяйствования первичного и смешанного виноделия исключительно по месту расположения таких субъектов в пределах административно-территориальных единиц (городов, поселков, сел) с уплатой акцизного сбора в размере, установленном Законом № 329, если в лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками об этом есть соответствующая запись органа, выдавшего такую лицензию.

Регистрация мест хранения

. Коррективы, внесенные в этом вопросе Законом № 2275, достаточно важны и необходимы. Так, теперь непосредственно в Законе № 481 прописано, что субъекты хозяйствования, получившие лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, вносят в Единый реестр только те места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, которые расположены по другому адресу, нежели место осуществления торговли. До недавнего времени налоговые органы (письмо ГНАУ от 04.02.10 г. № 1114/6/32-0615), ссылаясь на недавно измененный п. 2.1 Порядка № 251, настаивали на том, что в Единый реестр нужно вносить любое место хранения алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, находится оно в месте осуществления торговли или в обособленных от объекта торговли местах (складских помещениях). В результате розничные торговцы, закупающие товар небольшими партиями и сразу выставляющие его на продажу (т. е. не имеющие отдельных мест хранения в другом месте), обязаны были регистрировать такую торговую точку как место хранения алкогольных напитков в Едином реестре. Сейчас эта проблема решена на законодательном уровне: розничным торговцам вносить в Единый реестр нужно только место хранения алкогольных напитков и табачных изделий и только в том случае, если оно находится по другому адресу, нежели место торговли.

Лицензирование

. В части лицензирования изменения коснулись торговли сидром и перри (без добавления спирта). До недавнего времени для того, чтобы торговать этими товарами, недостаточно было иметь лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками: необходимо было получить еще отдельную лицензию на этот вид товара, годовая плата за которую составляла 780 грн. Теперь это недоразумение устранено. Согласно новой ч. 12 ст. 15 Закона № 481 субъекты, получившие разрешение на розничную торговлю алкогольными напитками, имеют право торговать сидром и перри (без добавления спирта) без получения отдельной лицензии. При этом по-прежнему в Законе № 481 предусмотрена возможность получения отдельной лицензии на торговлю сидром и перри, плата за которую составляет 780 грн., но это целесообразно делать только тем, кто торгует исключительно этими видами алкогольной продукции.

Импорт табачного сырья

. Ранее каких-либо ограничений относительно круга лиц, имеющих право на ввоз в Украину табачного сырья, не было. Теперь в Законе № 481 прописана норма, что импортировать табачное сырье имеет право только производитель табачных изделий, имеющий лицензию на оптовую торговлю табачными изделиями.

Все изменения, внесенные в

Закон № 481, вступили в силу с 16.06.10 г.

 

Ресурсные платежи (п. 11 р. I; п. 9 р. II Закона № 2275)

Сбор за спецводопользование по напиткам.

С 01.07.10 г. существенно увеличивается (в 7,2 раза) сбор за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков (соответствующие изменения внесены в приложение № 2 к Закону № 309). Установлены следующие ставки водосбора по напиткам, за использование:

— поверхностных вод — 21,60 грн. за 1 куб. метр (ранее действовала ставка 3 грн. за 1 куб. метр);

— подземных вод — 25,20 грн. за 1 куб. метр (ранее действовала ставка 3,5 грн. за 1 куб. метр).

При этом ко вновь введенным ставкам не применяется коэффициент, установленный

ст. 9 Закона о госбюджете-2010 (1,143). Соответственно коэффициент 1,439, применявшийся в 2009 году, для повышенных ставок также не следует применять.

Индексация.

В Закон № 309 с 01.01.11 г. будут внесены изменения по проведению ежегодной индексации (нарастающим итогом) нормативов платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, определенных в абсолютных значениях, нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и нормативов сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод по формуле:

Ні = Нб

х дІ,

где

Ні — проиндексированный норматив платежа (сбора) в текущем году, гривень за 1 куб. м (1 т, 1 кг, 1 г, 1 карат, 1 тоннаж-сутки эксплуатации, 1 место-сутки эксплуатации);

Нб

— базовый норматив платежа (сбора), гривень за 1 куб. м (1 т, 1 кг, 1 г, 1 карат, 1 тоннаж-сутки эксплуатации, 1 место-сутки эксплуатации);

дІ

— произведение индексов цен производителей промышленной продукции за предыдущие годы начиная с 2010 года, а для нововведенных нормативов платежа (сбора) — начиная с года их введения, десятичной дробью с точностью до четырех знаков.

Обратите внимание, что с целью такой индексации

базовыми считаются нормативы:

— платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, определенные в абсолютных значениях, и сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, установленных в

приложениях № 1 и № 2 к Закону № 309, с применением коэффициента 1,6448 и округленные до такого количества знаков, сколько содержала его начальная величина;

— сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, определенные в соответствии с

Порядком № 115, с применением коэффициента 3,19 и округленные до того количества знаков, сколько содержала его начальная величина.

В случае если индекс цен производителей промышленной продукции за предыдущий год не превышает 100 процентов, такой индекс применяется со значением 100 процентов.

До конца текущего года порядок начисления этих платежей остается неизменным*, т. е. без такой индексации.

* См. ком. « Геологоразведка и плата за недра: ГНАУ разъяснила порядок начисления в 2010 году» // «БН», 2010, № 23, с. 8 и «Калейдоскоп документов» «Сбор за спецводопользование в 2010 году в свете Закона о госбюджете-2010» // «БН», 2010, № 21, с. 10.

 

Ограничение перечня объектов биржевой торговли (п. 2 р. I Закона № 2275)

Изменениями, внесенными в

Закон № 1956 (вступили в силу с 16.06.10 г.), предусмотрено, что вещи, определенные индивидуальными признаками, если они не продаются партией, а также любые бывшие в употреблении товары, включая транспортные средства, и капитальные активы не могут быть предметом биржевой торговли. Указанное ограничение не распространяется на имущество, отчуждаемое из налогового залога, и на имущество, конфискованное согласно закону.

Приведено также определение терминов «партия», «бывшие в употреблении товары» и «новые транспортные средства».

Эти нововведения призваны противостоять уклонению от налогообложения.

Во-первых, владельцы транспортных средств — физические лица для оформления сделок по купле-продаже автомобилей не смогут воспользоваться услугами товарной биржи, а будут регистрировать их у нотариусов. При этом

Законом о налоге с доходов нотариус, в отличие от товарной биржи, прямо назван налоговым агентом.

Напомним, что порядок налогообложения операций по продаже таких объектов движимого имущества, как

легковой автомобиль, мотоцикл, мотороллер или моторная (парусная) лодка, урегулирован п. 12.2 Закона о налоге с доходов, в соответствии с которым при осуществлении второй и последующих в течение отчетного налогового года продаж одного из перечисленных объектов продавцы — физические лица должны уплатить налог с доходов по ставке 15 %. В то же время при условии осуществления такой операции не чаще одного раза в течение отчетного налогового года, а также уплаты (перечисления) суммы госпошлины в бюджет или суммы платы нотариусу за нотариальное удостоверение соответствующей сделки к доходам продавца от указанных операций применяется ставка НДФЛ в размере 1 % от стоимости такого объекта движимого имущества.

Во-вторых, при продаже капитальных активов предприятий (недвижимости, оборудования, транспортных средств и т. п.) невозможно будет использовать

п.п. 1.20.4 Закона о налоге на прибыль для обоснования уровня обычной цены. Ведь, как известно, в соответствии с этой нормой цена товаров, полученная при их продаже с использованием, в частности, биржевого предложения, считается обычной ценой.

 

Налоговые льготы от местных советов (п. 7 р. I Закона № 2275)

Внесены изменения в

ч. 2 ст. 1 Закона о системе налогообложения, которой Верховному Совету АР Крым и сельским, поселковым, городским советам предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению.

Раньше такое право предоставлялось в пределах сумм, поступающих в их бюджеты (независимо от вида налога, поступающего полностью или частично в местный бюджет).

С 16.06.10 г. местные советы могут предоставлять льготы по обложению

местными налогами и сборами, земельным налогом и налогом с владельцев транспортных средств в пределах сумм, поступающих в их бюджеты. То есть льготы по уплате других общегосударственных налогов, даже если они поступают в местный бюджет, не могут предоставляться местными советами.

При этом предусмотрено, что предоставление таких льгот не может нарушать принципы равенства и недопущения любых проявлений налоговой дискриминации. То есть льготы должны предоставляться не конкретному плательщику, а всем плательщикам, уплачивающим налог, по которому предоставлена льгота.

Как видите, от изменений, предусмотренных Законом № 2275, субъектам хозяйствования легче жить не станет. Наоборот, следует быть еще намного более внимательными и своевременно учитывать нововведения в своей работе во избежание не всегда логичной уплаты налогов в бюджет, которая, возможно, когда-то будет учтена.

 

Документы и сокращения статьи

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 2275

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.10 г. № 2275-VI (см. приложение «Документы» // «БН», 2010, № 25).

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.03 г. № 889-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о госбюджете-2010

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.10 г. № 2154-VI.

Закон № 509

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон № 329

— Закон Украины «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия» от 15.09.95 г. № 329/95-ВР.

Закон № 313

— Закон Украины «О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на некоторые товары (продукцию)» от 11.07.96 г. № 313/96-ВР.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 309

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.08 г. № 309-VI.

Закон № 1956

— Закон Украины «О товарной бирже» от 10.12.91 г. № 1956-XII.

Постановление № 957

— постановление КМУ «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства» от 30.10.08 г. № 957.

Порядок № 251

— Порядок ведения Единого государственного реестра мест хранения, утвержденный приказом ГНАУ от 28.05.02 г. № 251.

Порядок № 115

— Порядок установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания, утвержденный постановлением КМУ от 29.01.99 г. № 115.

Порядок № 166

— Порядок заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.

раб. дн.

— рабочий день.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше