Темы статей
Выбрать темы

Госрегулирование цен и тарифов: зачем, что и как регулируют

Редакция БН
Статья

ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ:

зачем, что и как регулируют

 

Не секрет, что продавцы запрашивают цену выше той, которую надеются получить, а покупатели называют цену ниже той, которую рассчитывают заплатить. В ходе переговоров устанавливается цена на товар, устраивающая обе стороны. Но есть товары (услуги), по которым торг не уместен. По ним государство установило фиксированные и регулируемые цены.

Сегодня мы расскажем о том, как государство регулирует уровень цен на отдельные виды товаров.

Виктория ЗМИЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Государственное регулирование цен — основы

Как правило, на продукцию (работы, услуги) устанавливаются свободные цены, которые субъекты хозяйствования определяют по согласованию сторон (

ст. 190 ХКУ, ст. 7 Закона о ценообразовании). Исключение — продукция (работы, услуги), по которой осуществляется государственное регулирование цен и тарифов.

Государственное регулирование цен осуществляется такими способами (

ч. 5 ст. 191 ХКУ):

1) установлением фиксированных государственных и коммунальных цен;

2) установлением предельных уровней цен (пример: табачные изделия —

Закон № 481);

3) установлением предельных уровней торговых надбавок и снабженческих вознаграждений (пример: медикаменты —

постановление № 955; некоторые виды продтоваров — Порядок № 55);

4) установлением предельных нормативов рентабельности (пример — аренда торговых помещений на рынках, отдельные виды муки и хлеба);

5) внедрением обязательного декларирования изменения цен (регламентирует

Порядок № 1222).

Целью государственного регулирования является обеспечение стабильности оптовых и розничных цен (

ст. 10 ХКУ). Его применяют к ресурсам, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, которые имеют решающее социальное значение, а также на продукцию (товары, услуги), производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке (ст. 9 Закона о ценообразовании).

Полномочиями по установлению перечня продукции

(товаров, услуг), государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы на которые утверждаются соответствующими органами государственного управления (кроме сферы телекоммуникаций), наделен Кабмин (ст. 4 Закона о ценообразовании).

В свою очередь, Кабмин в

Полномочиях № 1548 наделил органы государственной власти полномочиями по регулированию цен и тарифов на отдельные виды продукции (работ, услуг).

Назовем объекты госрегулирования, которые распространяются на небюджетных субъектов хозяйственной деятельности, участвующих в их производстве и реализации (табл. 1 на с. 14).

Таким образом, согласно

Полномочиям № 1548 в каждой территориально-административной единице Украины соответствующим нормативно-правовым актом могут быть введены меры госрегулирования ценообразования. Их должны соблюдать субъекты хозяйственной деятельности, работающие на этой территории. Если в каком-то регионе местные органы власти не ввели подобные ограничения в пределах ассортимента товаров и установленных Полномочиями № 1548 размеров, то на этой территории применяются свободные цены (письмо Минэкономики от 05.11.08 г. № 3804-24/34).

Кроме того, независимо от места осуществления своей деятельности установленные Кабмином ограничения должны соблюдать все продавцы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, продавцы алкогольных напитков отечественного производства, а производители или импортеры табачных изделий обязаны самостоятельно устанавливать максимальные розничные цены на табачные изделия. Об этом поподробнее.

 

Предельные торговые надбавки к оптовой цене производителя и предельные уровни рентабельности

С целью соблюдения

установленных обладминистрациями (Советом министров АРК, горадминистрацией гг. Киева и Севастополя) предельных торговых (снабженческо-сбытовых) надбавок к оптовой цене производителя (таможенной стоимости) применяется декларирование производителем оптовой цены на продовольственные товары согласно приказу № 341.

Согласно

абз. 29 п. 12 Полномочий № 1548 предельные торговые (снабженческо-сбытовые) надбавки к оптовой цене производителя (таможенной стоимости) в размере, не превышающем 15 % без учета расходов на их транспортировку в междугородном сообщении, устанавливаются на такие продукты питания:

— муку;

 

Таблица 1.

Объекты государственного регулирования

Объект регулирования

Кто регулирует установление размера

1

2

Согласно Полномочиям № 1548

Предельные торговые (снабженческо-сбытовые) надбавки к оптовой цене производителя (таможенной стоимости) не выше 15 % без учета расходов на их транспортировку в междугородном сообщении на такие продукты питания: муку; хлеб (на хлеб массовых сортов предельная торговая надбавка к цене, по которой он реализуется, не должна превышать 10 % оптово-отпускной цены производителя независимо от количества посредников, которые принимают участие в его поставке от производителя к конечному потребителю — п. 7 Порядка № 55); макаронные изделия; крупы; сахар; говядину; свинину; мясо птицы; колбасные изделия вареные; молоко; сыр; сметану; масло сливочное; масло подсолнечное; яйца куриные.
Например, для Харьковского региона предельные размеры торговых надбавок к оптовой цене производителя утверждены распоряжением Харьковской облгосадминистрации от 22.01.04 г. № 19

Совет министров АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации

Предельные уровни рентабельности производства:
— муки пшеничной высшего, 1 и 2 сортов;
— муки ржаной обдирной;
— хлеба весом более 500 граммов из муки пшеничной высшего, 1 и 2 сортов и их смеси, муки ржаной и смеси муки пшеничной и ржаной простой рецептуры (мука, дрожжи, соль, вода) без добавления сахара, жира, других наполнителей;
— хлеба и хлебобулочных изделий для диабетиков

Декларирование изменения оптово-отпускных цен на (механизм установлен Порядком № 1222; им также конкретизированы объекты цен): муку пшеничную высшего, 1 и 2 сортов; муку ржаную обдирную; говядину; свинину; мясо птицы (тушка); колбасные изделия вареные, кроме высшего сорта; молоко коровье питьевое с содержанием жира до 2,5 %; творог кисломолочный с содержанием жира до 9 %; сметану с содержанием жира до 20 %; масло сливочное с содержанием жира до 72,5 %; яйца куриные; сахар-песок; масло подсолнечное

Торговые (снабженческо-сбытовые) надбавки, нормативы рентабельности на топливно-энергетические ресурсы (уголь, угольные брикеты, топливо печное бытовое, керосин осветительный, торф топливный кусковой, дрова, торфяные брикеты, газ сжиженный), которые отпускаются населению для бытовых нужд

Предельные уровни рентабельности и торговые надбавки на детское питание

Предельные размеры платы за услуги, которые предоставляются в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров (например, для ЧП «Дніпро» в г. Изюм предельные размеры платы за услуги рынка утверждены распоряжением Харьковской облгосадминистрации от 13.05.05 г. № 196)

Предельные уровни цен, нормативы рентабельности (в размере не выше 20 %) за предоставление в аренду торговых помещений (площадей), торгово-технологического и/или холодильного оборудования в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров

Предельные торговые надбавки (наценки) на продукцию общественного питания, которая реализуется в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях

Предельный размер платы за проживание в общежитиях (кроме студенческих общежитий) граждан Украины, лиц без гражданства и иностранцев, которые занимают помещения, находящиеся в общем пользовании нескольких лиц, не состоящих в семейных отношениях

Тарифы на перевозку пассажиров и багажа автобусами, которые работают в обычном режиме движения, в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении

Тарифы на перевозку пассажиров и стоимость проездных билетов в городском пассажирском транспорте — метрополитене, автобусе, трамвае, троллейбусе (работающие в обычном режиме движения)

Совет министров АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации, исполнительные органы Львовского и Криворожского городских советов

Тарифы на перевозку пассажиров и багажа пассажирским электротранспортом (троллейбусом) в междугородном и пригородном соединении

Совет министров АРК

Тарифы на перевозку пассажиров и стоимость проездных билетов на паромах и катерах в г. Севастополе

Севастопольская городская
госадминистрация

Тарифы на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении

Управления железных дорог по согласованию с Советом министров АРК, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями

Цены (тарифы) на разработку документации по землеустройству и проведению землеоценочных работ

Госкомзем по согласованию
с Минфином и Минэкономики

Предельные размеры платы по выполнению землеустроительных работ в случае бесплатной передачи гражданам Украины земельных участков в соответствии с законодательством

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения (постановление № 955)

На лекарственные средства и изделия медицинского назначения (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов), которые будут приобретаться полностью или частично за бюджетные средства, предельные:
— снабженческо-сбытовые надбавки не выше 10 % оптово-отпускной цены;
— предельные торговые (розничные) надбавки не выше 10 % закупочной цены

Установлены Кабмином в фиксированном размере

На прочие лекарственные средства и изделия медицинского назначения (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов) предельные:
— снабженческо-сбытовые надбавки не выше 12 % оптово-отпускной цены;
— предельные торговые (розничные) надбавки не выше 25 % закупочной цены

1. Госрегулированию подлежат цены только на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень № 333 (при приобретении за бюджетные средства — все).
2. Если оптово-отпускная цена на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства ниже 12 гривень за одну упаковку, то она не подлежит госрегулированию. Исключение — приобретаемые медикаменты за бюджетные средства.

Алкогольные напитки отечественного производства (постановление № 957)

Минимальные оптово-отпускные и розничные цены на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства (приведены в приложении к постановлению № 957)

Установлены Кабмином в фиксированном размере

Табачные изделия (Закон № 481)

Максимальные розничные цены на табачные изделия (Закон № 481; Декрет КМУ «Об акцизном сборе» от 26.12.92 г. № 18-92)

Самостоятельно определяются производителем или импортером табачных изделий в декларации, утвержденной приказом ГНАУ от 21.11.03 г. № 551/786

 

— хлеб (на

хлеб массовых сортов — предельная торговая надбавка к цене, по которой он реализуется, не должна превышать 10 % оптово-отпускной цены производителя независимо от количества посредников, которые принимают участие в его поставке от производителя к конечному потребителю — п. 7 Порядка № 55);

— макаронные изделия;

— крупы;

— сахар;

— говядину;

— свинину;

— мясо птицы;

— колбасные изделия вареные;

— молоко;

— сыр;

— сметану;

— масло сливочное;

— масло подсолнечное;

— яйца куриные.

Производители

продовольственных товаров (кроме хлебобулочных изделий), на которые введено госрегулирование, должны составлять Декларацию об оптовой цене на продовольственные товары, относительно которых внедрено государственное регулирование, форма которой утверждена приказом Минэкономики от 13.08.08 г. № 341 (далее — Декларация об оптовой цене)*.

* Форма приведена в приложении «Документы».

В ней производитель указывает оптовую цену на произведенную и реализуемую им партию товара. Копию этой Декларации производитель выдает каждому покупателю (товарополучателю, грузополучателю) товара вместе с первичными документами на его отгрузку. Порядок заполнения этой Декларации описан в Инструкции № 341.

Копия Декларации применяется на всех этапах реализации товара. Так, при каждой последующей реализации этого товара независимо от объема партии каждый продавец в копии Декларации об оптовой цене, полученной от производителя или предыдущего продавца, указывает только наименование товарополучателя (грузополучателя) и реквизиты первичного документа на отпуск товара. Копию такой Декларации заверяет уже продавец и передает следующему покупателю вместе с первичными документами на отгрузку товара. Декларацию (ее копию) нужно хранить в течение 3 лет вместе с первичным документом на отпуск товаров и предоставлять по требованию органов госконтроля за ценами при проверке соблюдения государственной дисциплины цен, а также по письменным запросами этих органов.

Механизм формирования производителем оптовой цены

, которую он отражает в Декларации об оптовой цене, описан в Порядке № 373.

Формула для расчета оптовой цены

выглядит так (пп. 21 и 22 Порядка № 373):

Ц = ВС + Ва + Вз + Вф + П

,

где

Ц — установленная производителем цена;

ВС

— планируемая производственная себестоимость продовольственного товара;

Ва

— планируемые административные расходы;

Вз

— планируемые расходы на сбыт товара;

Вф

— планируемые финансовые расходы, связанные с производством товара;

П

— сумма прибыли.

Сумма прибыли (

П) определяют по формуле

П = (ВС + Ва + Вз + Вф) х Р,

где

Р — норматив рентабельности производства продовольственного товара;

Ва

— распределенные административные расходы;

Вз

— распределенные расходы на сбыт;

Вф

— планируемые финансовые расходы, связанные с производством продовольственного товара.

 

Таким образом, на основании

Декларации об оптовой цене каждый продавец в цепочке «производитель продавец продавец конечный потребитель» может контролировать уровень торговых надбавок, которые предыдущие продавцы «накрутили» на оптовую цену производителя, дабы самому не превысить установленный предел.

Воспользоваться

Порядком № 373 и вышеприведенной формулой можно также для расчета цены реализации производителями продукции, накоторую установлены предельные уровни рентабельности производства (например, согласно абз. 37 п. 12 Полномочий № 1548 при установлении предельных уровней рентабельности на муку пшеничную высшего, 1 и 2 сорта, муку ржаную обдирную, хлеб весом более 500 граммов из муки пшеничной высшего, 1 и 2 сорта и их смеси, муки ржаной и смеси муки пшеничной и ржаной простой рецептуры (мука, дрожжи, соль, вода) без добавления сахара, жира, других наполнителей, хлеб и хлебобулочных изделий для диабетиков). При этом в вышеприведенной формуле показатель рентабельности (Р) — это уровень рентабельности в пределах установленного нормативно-правовым актом местного органа исполнительной власти.

 

Декларирование изменения цен на продовольственные товары

На сегодня порядок осуществления декларирования изменения цен прописан в

Порядке № 1222. Декларированию подлежат изменения оптово-отпускных цен, когда цены увеличиваются в течение месяца более чем на 1 % на такие продовольственные товары, как:

— мука пшеничная высшего, 1 и 2 сорта;

— мука ржаная обдирная;

— говядина;

— свинина;

— мясо птицы (тушка);

— колбасные изделия вареные, кроме высшего сорта;

— молоко коровье питьевое с содержимым жира до 2,5 %*;

— творог кисломолочный с содержимым жира до 9 %*;

— сметана с содержимым жира до 20 %*;

— масло сливочное с содержимым жира до 72,5 %*;

— яйца куриные;

— сахар-песок;

— масло подсолнечное.

* Форма приведена в приложении «Документы».

Нормы Порядка № 1222 распространяются на производителей вышеназванных продтоваров и субъектов хозяйствования, которые занимаются реализацией таких товаров (юридических лиц, в том числе филиалы, и физлиц-предпринимателей). Учитывая, что согласно Порядку № 1222 декларируется именно оптово-отпускная цена, его нормы не должны распространяться на случаи повышения розничных цен. Следовательно, розничные торговцы не декларируют повышение своих цен. Это подтверждает Минэкономики в письме от 05.11.08 г. № 3804-24/34.

Порядок № 1222

должны применять производители и продавцы, работающие на территории административно-хозяйственной единицы, на которой соответствующим решением обладминистрации (Совета министров АРК, горадминистраций г. Киева и Севастополя) введено такое декларирование. При реализации такой продукции за пределы Украины декларирование не применяется (письмо Минэкономики от 05.11.08 г. № 3804-24/34).

Кратко суть декларирования состоит в заблаговременном согласовании будущего повышения цены более чем на 1 % на вышеназванные продовольственные товары производителями (субъектами торговой деятельности) со своей обладминистрацией (Советом министров АРК, Киевской и Севастопольской горадминистрациями).

Для расчета цены с целью определения ее роста для ее декларирования необходимо использовать

Порядок № 373 (письмо Госценинспекции от 27.10.09 г. № 200/7-6/5099).

Если повышение цены не задекларировано (не согласовано), то к таким субъектам хозяйствования могут быть применены штрафные санкции, а должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. Учитывая довольно существенный размер штрафных санкций, игнорировать декларирование изменения цен не советуем.

Декларирование изменения цен

, предусмотренное Порядком № 1222, осуществляют так:

1.

Производитель, в случае увеличения цены более чем на 1 % за месяц, не позднее чем за 10 рабочих дней до введения новых цен подает в территориальный орган госценинcпекции документы, перечисленные в п. 3 Порядка № 1222.

По результатам анализа этих документов терорган Госценинспекции в течение

7 дней выдает письменное заключение. Его вместе с проектом Декларации изменения оптово-отпускной цены производителя (приложение 1 к Порядку № 1222)* производитель подает в соответствующий местный совет.

2.

Продавец, в случае увеличения цены более чем на 1 % за месяц, не позднее чем за 3 рабочих дня подает тероргану Госинспекции документы, перечисленные в п. 4 Порядка № 1222.

3.

По результатам анализа этих документов терорган Госценинспекции в течение 2 дней выдает письменное заключение. Его вместе с проектом Декларации изменения оптово-отпускных цен реализатора (приложение 2 к Порядку № 1222)* продавец подает в соответствующий местный совет.

* Форма декларации приведена в приложении «Документы».

Терорган Госценинспекции может отказать в предоставлении заключений

относительно экономического обоснования уровней оптово-отпускных цен в случае (п. 5 Порядка № 1222):

1) неподачи производителем (продавцом) полного комплекта документов, указанных в

пп. 3 и 4 Порядка № 1222;

2) ненадлежащего оформления таких документов;

3) необоснованности** необходимости изменения оптово-отпускных цен.

** К сожалению, на сегодня непонятно, как Госценинспекция оценивает экономическую обоснованность заявленной к декларированию цены, во всяком случае ответ на такой вопрос Госценинспекция не дает, цитируя при этом лишь норму п. 5 Порядка № 1222 (письмо Госценинспекции от 27.10.09 г. № 200/7-6/5099).

4. Применять

измененные цены производитель и продавец могут только с даты согласования уполномоченным органом деклараций.

Производитель (продавец) может обжаловать решение тероргана Госценинспекции или местного совета в законодательно установленном порядке.

Декларированию не подлежат

оптово-отпускные цены на продовольственные товары (письмо Минэкономики от 05.11.08 г. № 3804-24/34):

— если они меньше задекларированных;

— в случае их повышения после снижения, но не выше задекларированных.

 

Госрегулирование цен на медикаменты

Общие вопросы госрегулирования цен на медикаменты.

Государственное регулирование ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (далее — медикаменты) в настоящее время осуществляется такими нормативно-правовыми актами, как:

1)

постановление № 955 — устанавливает предельные снабженческо-сбытовые и розничные надбавки для таких товаров;

2)

Перечень № 333 — устанавливает перечень медикаментов, по которым осуществляется госрегулирование (215 наименований);

3)

Порядок формирования медцен — определяет механизм формирования цен на медикаменты, по которым внедрено госрегулирование с учетом предельных снабженческо-сбытовых и торговых (розничных) надбавок.

Данные нормативно-правовые акты действуют на всей территории Украины и должны применяться всеми субъектами хозяйствования, если они занимаются продажей лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Предельные размеры наценок, которые разрешено начислять при осуществлении продажи медикаментов, приведены в табл. 2, а формулы для расчета цены на реализуемые медикаменты, подлежащие госрегулированию, — в табл. 3 (с. 31).

 

Таблица 2.

Предельные размеры наценок, начисляемые при продаже
лекарственных средств и изделий медицинского назначения (постановление № 955)

Объект государственного регулирования

Предельный размер наценки (надбавки)

снабженческо-сбытовой (оптовая торговля), % к оптово-отпускной цене (Нсс*)

торговой (розничная торговля),
% к закупочной цене (Нтр*)

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень № 333 (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов)

12 %

25 %

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов), которые приобретаются полностью или частично за бюджетные средства

10 %

10 %**

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже чем
12 гривень
за одну упаковку, которые

— приобретаются за бюджетные средства

10 %

10 %**

— реализуются другим потребителям

Не подлежат госрегулированию

* Значения сокращений см. в табл. 3 на с. 31.
** Этот размер надбавки применяется также при формировании цен на медикаменты, отпускаемые через аптеку льготным категориям населения по рецептам, так как компенсация аптечному учреждению разницы в ценах (полностью — по бесплатным рецептам; частично — по льготным рецептам) осуществляется за счет бюджетных средств (предусмотрено соответствующими бюджетами на здравоохранение).

 

Особенности установления цены для оптовой торговли.

Назовем основные правила установления цен для оптовиков:

1.

Предельная снабженческо-сбытовая надбавка (Нсс) — это максимально допустимый ее размер, который может учитывать продавец, осуществляющий оптовую торговлю, при определении цены товара.

2.

Предельная снабженческо-сбытовая надбавка (Нсс) не должна превышать установленный для нее размер независимо от количества осуществленных субъектами хозяйствования операций по реализации товара.

3

. Оптовик указывает размер оптово-отпускной цены (Цоо) в первичных документах на реализацию товара (абз. третий п. 2 Порядка № 333).

Из этого второго и третьего правила следует, что если товар проходит через

нескольких оптовиков, то каждый из них предельную снабженческо-сбытовую надбавку (Нсс) должен рассчитывать от единой оптовой цены производителя (Цоо), которую каждый оптовик и указывает в документах на реализацию, а предельная цена реализации партии товара в оптовой сети является фиксированной для всех оптовых посредников. Это делает оптовые перепродажи госрегулируемых медпрепаратов невыгодным.

Пример

4. Производитель первому оптовику продал лекарственное средство по цене 35 грн. за упаковку.

В оптовой сети такое лекарство может быть продано (перепродано неоднократно) не дороже чем за 39,2 грн. (35 грн. + 12 % х 35 грн.).

Допустим, первый оптовик его перепродает второму с 5 % надбавкой — по цене 36,75 грн. (35 грн. + 5 % х 35 грн.), второй оптовик при продаже следующему закладывает в цену свои 6 % и продает ему товар по цене 38,85 грн. (35 грн. + (5 % + 6 %) х 35 грн.), а третьему оптовику из госрегулируемой надбавки остается только 1 % (12 % - 5 % - 6 %). Поэтому, вероятнее всего, у второго оптового поставщика по установленной им цене с надбавкой 11 % может купить только аптечная сеть для продажи лекарства в розницу.

Оптово-отпускной ценой

(Цоо) является цена единицы (п. 4 Порядка № 333):

— импортированного товара (

Цит — рассчитывается по формуле, указанной в табл. 3 на с. 31)

или

— товара, который устанавливается в договоре, заключенном между отечественным товаропроизводителем и продавцом, осуществляющим оптовую торговлю товаром.

 

Таблица 3.

Формулы для определения цен на медикаменты

Показатель

Формула для расчета (согласно Порядку формирования медцен)

Цена единицы импортированного товара для субъекта хозяйствования, осуществляющего оптовую торговлю

Цит = Тс (Кдр / Ктс)

Цит — цена единицы импортированного товара;
Тс — цена единицы товара, указанная в декларации таможенной стоимости;
Кдр — средний курс гривни, установленный на межбанковском валютном рынке Украины на дату реализации товара, к иностранной валюте, по которому осуществляется закупка товара;
Ктс — официальный курс гривни к иностранной валюте, установленный НБУ на дату таможенного оформления товара, по которому осуществляется его закупка.
Информацию об этих курсах можно найти на сайте НБУ www.bank.gov.ua

Пример 1. Партия лекарственных средств (750 упаковок) стоимостью $9000 была импортирована 11.01.10 г., курс НБУ на эту дату (Ктс) — 7,985

грн./$, таможенная стоимость партии (Тс) 71865 грн. (Тс единицы товара 95,82 грн.).
Эта партия импортных медикаментов была реализована импортером частями:
25.01.10 г. — 300 упаковок, Тс = 28746 грн. Средний курс гривни (Кдр) на дату реализации (22.01.10 г.*)
— 8,0607 грн./$. Цит = 28746 грн. х 8,0607 / 7,985 = 29018,52 грн.;
02.02.10 г. — 450 упаковок, Тс = 43119 грн. Ссредний курс гривни (Кдр) на дату реализации (01.02.10 г.*)
— 8,0173 грн./$. Цит = 43119 грн. х 8,0173 / 7,985 = 43293,42 грн.
Эту цену (Цит) импортер и каждый оптовик, который будет реализовывать это лекарственное средство в оптовой сети, указывают в первичных документах на отгрузку товара как оптово-отпускную цену (Цоо) и на нее начисляют предельную надбавку (12 % или 10 %); см. пример 2.

Закупочная цена единицы для субъекта хозяйствования, осуществляющего оптовую торговлю товаром, для его последующей реализации через аптечную сеть

Цз = Цоо + Нсс

Цз — закупочная цена;
Цоо — оптово-отпускная цена (Цит или цена единицы товара, установленная в договоре, заключенном между отечественным товаропроизводителем и оптовиком);
Нсс — снабженческо-сбытовая надбавка в рамках предельного размера: 12 % — для медикаментов из Перечня № 333 (для отечественных — цена которых равна или выше 12 грн. за упаковку); 10 % — при покупке за бюджетные средства

Пример 2. Используя данные примера 1, рассчитаем предельную цену каждой партии лекарственного средства, по которой они могут быть реализованы в оптовой сети каждым из оптовиков-посредников (при приобретении не за бюджетные средства):

реализация импортером 25.01.10 г. — 300 упаковок, Цз = 29018,52 + 29018,52 х 12 % = 32500,74 (грн.);
реализация импортером 02.02.10 г. — 450 упаковок, Цз = 43293,42 + 43293,42. х 12 % = 48488,63 (грн.).

Розничная цена единицы для реализации через аптечную сеть

Цр = Цз + Нтр

Цр — розничная цена;
Цз — закупочная цена или оптово-отпускная цена, установленная отечественным товаропроизводителем;
Нтр — торговая (розничная) надбавка в рамках предельного размера (25 % — для медикаментов из Перечня № 333 (для отечественных — цена которых равна или выше 12 грн. за упаковку); 10 % — при покупке за бюджетные средства).

Пример 3. Используя данные примеров 1 и 2, рассчитаем предельную розничную цену каждой партии лекарственного средства, по которой может быть реализован закупленный у импортера товар в аптечной сети при приобретении не за бюджетные средства (или самим импортером через свою сеть аптек):

партия, реализованная импортером 25.01.10 г., — 300 упаковок, Цр = 32500,74 + 32500,74 х 25 % = 40625,93 (грн.);
партия, реализованная импортером 02.02.10 г., — 450 упаковок, Цр = 48488,63 + 48488,63 х 25 % = 60610,79 (грн.)

* Средний курс гривни, установленный на межбанковском валютном рынке Украины, к иностранной валюте, по которой осуществляется закупка товара, мы брали за день, который предшествовал дате реализации товара, поскольку его размер устанавливается по итогам деятельности работы межбанковского валютного рынка и фактически в день реализации он еще не известен (на сайте НБУ размещается на следующий рабочий день).

 

Если отечественный товаропроизводитель первому оптовику предоставляет скидку, то оптово-отпускной ценой для такой партии товара будет цена с учетом предоставленной товаропроизводителем скидки, т. е. из расчета фактически уплаченной суммы средств, ведь исчисление цены с учетом скидки предусмотрено договором. Напомним: до 25.03.09 г. уменьшение оптовой цены на сумму предоставленных производителем скидок как базы для применения предельного размера надбавок, было прямо предусмотрено в действующей в то время редакции

п. 1 постановления № 955. Однако считаем, что и сейчас оптово-отпускную цену производителя следует считать с учетом предоставленной им скидки, поскольку такая цена «устанавливается в договоре».

Пример 5

. Оптовик закупает у производителя лекарственное средство, цена которого 40 грн. за упаковку. Маркетинговой политикой производителя предусмотрена система скидок: при разовой покупке более 200 упаковок средства — 3 %, более 400 упаковок — 10 %.

Оптовик закупил три партии товара:

первую — 150 упаковок, оптово-отпускная цена единицы составила 40 грн. (скидка не предоставлялась);

вторую — 250 упаковок, оптово-отпускная цена единицы с учетом 3 % скидки составила 38,8 грн. (40 грн. — 3 %);

третью — 500 упаковок, оптово-отпускная цена единицы с учетом 3 % скидки составила 36 грн. (40 грн. — 10 %).

При последующей перепродаже лекарственного средства в первичных документах на его отгрузку оптовик будет указывать оптово-отпускную цену единицы соответствующей партии товара (40 грн., 38,8 грн. или 36 грн.). Таким образом, при продаже этого лекарственного средства следующему оптовику (во всей оптовой сети независимо от количества оптовых посредников) предельный уровень наценки на единицу составит:

первая партия — 4,80 грн. (40 грн. х 12 %);

вторая партия — 4,66 грн. (38,8 грн. х 12 %);

третья партия — 4,32 грн. (36 грн. х 12 %).

Особенности установления цены для розницы (через аптеки).

Предельная торговая (розничная) надбавка (Нтр) — это максимально допустимый ее размер, который может учитывать продавец при реализации товара через аптечную сеть.

Предельную розничную надбавку аптеки рассчитывают исходя из:

— закупочной цены;

— оптово-отпускной цены, установленной отечественным товаропроизводителем (с учетом предоставленных производителем согласно условиям договора скидок).

Если субъект хозяйствования одновременно занимается и оптовой, и розничной торговлей медпрепаратами, то при формировании цен на свои товары он начисляет в рамках предельных размеров одновременно и снабженческо-сбытовые надбавки — при реализации медикаментов оптовым покупателям, и торговые (розничные) надбавки — для определения розничной цены при реализации медпрепаратов через свою сеть аптек. Причем при реализации оптовиком в своей розничной сети надбавку ему можно начислять дважды: сначала для определения закупочной цены (Цз) на оптово-отпускную цену накидывают снабженческо-сбытовую наценку (вторая формула из

п. 5 Порядка № 333), а затем на эту цену еще начисляют и розничную надбавку (Нтр), что следует из формулы расчета розничной цены (третья формула п. 5 Порядка № 333).

Бухгалтерский учет

. К сожалению, использовать данные бухучета о первоначальной стоимости закупленных медикаментов, по которой они зачислялись на баланс (субсчет 281) для формирования цен на реализуемые медикаменты, нельзя. Это объясняется тем, что в первоначальную бухгалтерскую стоимость помимо договорной цены включаются еще расходы по доставке товара, а также другие расходы, названные в п. 9 П(С)БУ 9 «Запасы». Базой же для начисления регулируемых наценок служит оптово-отпускная цена, которой является либо цена реализации производителя этой партии медикаментов (расходы по доставке и другие расходы не включаются), либо задекларированная цена импортного товара, но «подкорректированная» на средний курс гривни на дату реализации. Таким образом, первоначальная себестоимость товара, по которой медпрепараты учитываются на счетах бухгалтерского учета, в большинстве случаев (а для оптовиков, которые закупили препараты у других оптовиков — всегда) не совпадает с базой для начисления предельных надбавок. Такие цены (базу для начисления надбавок) можно отразить только в аналитическом учете. Поэтому для определения цены реализации госрегулируемых медикаментов обычно организуют отдельный партионный учет.

Для оценки выбытия

реализуемых лекарственных средств, на наш взгляд, целесообразнее всего применять метод идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов.

Для оценки выбытия реализованных медикаментов (при реализации госрегулированных препаратов) в розничной сети, на наш взгляд, метод цены продажи использовать нельзя, поскольку его применяют с приблизительно одинаковым уровнем торговой наценки (

п. 22 П(С)БУ 9). У аптеки, которая продает в том числе и госрегулируемые препараты, уровень надбавок колеблется значительно (10 %, 25 % и самостоятельно установленный уровень для других медикаментов). Если очень хочется применять метод цен продажи, то, чтобы не допустить искажения при распределении торговой наценки между реализованными товарами и их остатком, целесообразно вести отдельный учет товаров с разными уровнями наценок и соответственно сумм начисленной на них наценки (например, 2821 «Товары с наценкой до 10 %», 2822 «Товары с наценкой от 10 до 20 %» … и соответствующие им субсчета учета торговой наценки: 2851 «Торговая наценка на товары с наценкой до 10 %», 2822 «Торговая наценка на товары с наценкой от 10 до 20 %»…). В конце месяца следует проводить отдельное распределение торговой наценки по этим субсчетам.

 

Госрегулирование цен на алкогольные напитки отечественного производства

Госрегулирование ценообразования для алкогольных напитков реализовано через установление

минимальных оптовых и розничных цен на эту продукцию. Определение этих цен дано в Законе № 481, а действующие на сегодня их размеры — в приложении к постановлению № 957.

Минимальные оптово-отпускные цены на алкогольные напитки

— это цены, которые определяются по кодам изделий УКТВЭД за 1 литр 100-процентного спирта, исчисленные исходя из самой низкой оптовой цены на отечественную или контрактной стоимости на импортную продукцию и налогов и сборов, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат уплате с единицы продукции отечественными производителями и импортерами, а также с учетом стоимости тары. А минимальные розничные цены на алкогольные напитки — это цены, которые определяются исходя из минимальных оптово-отпускных цен на эту продукцию и торговой надбавки.

Право устанавливать минимальные оптово-отпускные и розничные цены на алкогольные напитки предоставлено Кабмину (ч. 10 ст. 18 Закона № 481), которое он реализовал в своем постановлении № 957.

Основные правила госрегулирования цен на алкоголь

согласно постановлению № 957:

1.

Постановлением № 957 установлены минимальные оптово-отпускные цены и розничные цены. Действующие с 02.02.10 г. размеры минимальных цен приведены в приложении к постановлению № 957 (см. «Размер минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства»). Продавать на территории Украины предусмотренные в нем алкогольные напитки дешевле нельзя. Для того, чтобы рассчитать размер минимальной цены, необходимо воспользоваться сносками, приведенными после табличной части в приложении к постановлению № 957. Такой расчет покажем в виде формул (табл. 4).

2. Госрегулированию подлежат только цены на алкогольные напитки

отечественного производства, цены на импортируемый алкоголь не регулируются.

3. При реализации отечественных алкогольных напитков на экспорт ограничение к уровню цен не действует.

 

Размер минимальных оптово-отпускных и розничных цен
на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства

Приложение к постановлению КМУ от 30.10.08 г. № 957

Код изделий согласно УКТ ВЭД

Описание товара

Минимальная цена за 1 литр 100-процентного спирта, гривень

Розничная цена вина, гривень

оптово-отпускная

розничная

2208 30 — 2208 90

Водка и ликеро-водочные изделия

68,05

89,8

 

220600, кроме
2206 0031 00
2206 0051 00
2206 0081 00

другие сброженные напитки, смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками

 

 

 

220820

Спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда:

коньяк три звездочки

95,35

131,6

 

коньяк четыре звездочки

106,3

146,7

 

коньяк пять звездочек

120,8

166,7

 

другие спиртовые дистилляты и спиртные напитки

95,35

131,6

 

2204, 2205

Вина:

в стеклянной таре емкостью 0,7 л

 

 

12

в другой таре емкостью 1 л

 

 

12

* Минимальные оптово-отпускные и розничные цены при реализации (продаже) водки и ликеро-водочных изделий, коньяка три звездочки, коньяка четыре звездочки, коньяка пять звездочек и других спиртовых дистиллятов и спиртных напитков, полученных путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда, разного содержания спирта в таре различной емкости определяются как произведение соответствующих утвержденных минимальных цен, крепости по объему (в процентах) и емкости тары (в литрах), деленное на 100 процентов.

** Минимальная розничная цена на вина в таре разной емкости определяется как произведение утвержденной минимальной цены и емкости тары, деленное на 0,7.

*** Минимальная оптово-отпускная цена на другие сброженные напитки, смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками разного содержания спирта в таре различной емкости определяется как произведение утвержденной минимальной оптово-отпускной цены, крепости по объему (в процентах) и емкости тары (в литрах), деленное на 100 процентов, а розничная цена на указанные напитки — как произведение утвержденной минимальной розничной цены, крепости по объему (в процентах) и емкости тары (в литрах), деленное на 100 процентов и на 0,7.

 

Таблица 4.

Формулы для расчета минимальных цен на алкогольные напитки отечественного
производства согласно приложению к постановлению № 957

На что рассчитывают цену

Формула для расчета

Минимальные оптово-отпускные и розничные цены при реализации (продаже) водки и ликеро-водочных изделий, коньяка три звездочки, коньяка четыре звездочки, коньяка пять звездочек и других спиртных дистиллятов и спиртных напитков, полученных путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда, разного содержания спирта в таре разной емкости (МЦводка, коньяк)

МЦ водка, коньяк = МЦ пост. № 957 х К х Ол  

100 %

МЦ пост. № 957 размер минимальной цены согласно приложению к постановлению № 957 (отдельно для оптово-отпускных и розничных цен);
К — крепость по объему, %;
Ол — объем тары в литрах

Пример 6. Рассчитаем минимальную цену для водки крепостью 40о, расфасованную в бутылки объемом 0,5 л:
— оптово-отпускная цена — 13,61 грн. (68,05 грн. х 40 % х 0,5 л : 100 %);
— розничная цена — 17,96 грн. (89,8 грн. х 40 % х 0,5 л : 100 %).

Минимальная розничная цена на вина в таре разной емкости

(МЦ вино)

МЦ вино = МЦ пост. № 957 х Ол  

0,7*

Пример 7. Рассчитаем минимальную розничную цену на вино в стеклянной таре емкостью:
— 1,5 л — 25,71 грн. (12 грн. х 1,5 л : 0,7);
— 0,75 л — 12,86 грн. (12 грн. х 0,75 л : 0,7).

Минимальные цены на другие сброженные напитки, смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками разного содержания спирта в таре разной емкости:

Минимальная оптово-отпускная цена (МЦ ОО сброж.)

МЦ ОО сброж. = МЦ ОО пост. № 957 х К х Ол  

100 %

МЦ ОО пост. № 957— размер минимальной оптово-отпускной цены** согласно приложению к постановлению № 957

Минимальная розничная цена (МЦ Р сброж.)

МЦ Р сброж. = МЦ Р пост. № 957 х К х Ол  

100 % х 0,7

МЦ Р пост. № 957— размер минимальной розничной цены** согласно приложению к постановлению № 957

Пример 8. Рассчитаем минимальную оптово-отпускную цену на слабоалкогольные напитки крепостью 20 % и емкостью 0,5 литра:
— оптово-отпускная цена — 6,81 грн. (68,05 грн. х 20 % х 0,5 л : 100 %);
— розничная цена — 12,83 грн. (89,8 грн. х 20 % х 0,5 л : 100 % : 0,7).

* Считаем, что порядок расчета цены, описанный во втором примечании к приложению к постановлению № 957 (**), устанавливает формулу для учета объема стеклянной тары, поскольку именно на объем стеклянной бутылки 0,7 л предусмотрена розничная цена на уровне 12 грн. Что касается вина в другой таре (например, в тетрапаках), то при расчете минимальной цены на такой продукт в таре, отличной от литровой, на коэффициент 0,7 делить не надо, достаточно лишь минимальную цену одного литра (12 грн.) умножить на емкость такой тары.
** Из последней редакции приложения к постановлению № 957 непонятен размер минимальной оптово-отпускной и розничной цены, установленный для других сброженных напитков, поскольку ячейки против них в оригинале документа не заполнены (см. «Размер минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства» на с. 33). Однако из третьего примечания к документу (***) следует, что теперь необходимо рассчитывать минимальную цену и для оптовой торговли, и для розницы (до последних изменений минимальную цену устанавливали только для розничной торговли), а исходить при этом, по всей видимости, следует из цен, установленных для водки и ликеро-водочных изделий.

 

Регулирование цен на табачные изделия

По табачным изделиям, в отличие от алкогольных напитков, устанавливаются

максимальные розничные цены путем декларирования, причем их размер определяют не органы государственной власти, а сам производитель или импортер. Процедура установления таких цен предусмотрена Декретом об акцизном сборе, Законом № 481, совместным приказом ГНАУ и Гостаможслужбы от 21.11.03 г. № 551/786.

Установление максимальных цен на табачные изделия связано с определением базы для взимания акцизного сбора производителями и импортерами этой продукции. Так, согласно

ст. 4 Декрета об акцизном сборе акцизный сбор исчисляют по ставкам в процентах к обороту продажи исходя из стоимости товара по установленным производителем (импортером) максимальным розничным ценам. Вот и получается, что производитель (импортер) уплачивает акцизный сбор только исходя из максимальных цен, поэтому розничный торговец не имеет права продавать такой товар по цене, больше чем максимально установленная, поскольку это чревато недоплатой акцизного сбора в бюджет. Нарушение этого правила грозит для розничного торговца штрафом в размере 100 % стоимости имеющихся у него табачных изделий, но не менее 1000 гривень (ст. 17 Закона № 481).

Назовем основные

правила декларирования максимальных цен на табачные изделия , которые применяются на всей территории Украины:

1. Максимальные цены путем декларирования устанавливаются

на табачные изделия.

2. Устанавливает максимальные розничные цены

производитель или импортер табачных изделий.

3. Установленные максимальные цены

отражаются в графе 6 Декларации об установленных производителем или импортером максимальных розничных ценах на подакцизные товары, форма которой утверждена приказом ГНАУ от 21.11.03 г. № 551/786 (далее — Декларация о максимальных ценах). Особенности заполнения этой Декларации приведены в Порядке составления декларации об установленных производителем или импортером максимальных розничных цен на подакцизные товары, утвержденном совместным приказом ГНАУ и Гостаможслужбы от 21.11.03 г. № 551/786.

4.

Декларацию о максимальных ценах производитель (импортер) подает в 2 экземплярах в ГНАУ (Гостаможслужбу) не позднее чем за 5 календарных дней до момента введения установленных в декларации максимальных розничных цен. Отказать в приеме Декларации могут, если она подана не по установленной форме или позже чем за 5 календарных дней до внедрения установленных в ней максимальных розничных цен.

5. Задекларированные цены

вводятся с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была подана декларация, и действуют до их изменения.

6. Максимальные розничные цены на подакцизные товары

могут наноситься на потребительскую упаковку таких товаров вместе с датой их производства.

7. Производитель (импортер) выдает розничному торговцу засвидетельствованные им

копии действующих Деклараций о максимальных розничных ценах, которые он подал в ГНАУ (Гостаможслужбу). Такая копия должна быть размещена розничным торговцем на видном месте.

8.

Изменять введенные цены можно не чаще чем один раз за календарный месяц.

В заключение хотим также напомнить, что предприятия (кроме малых), относительно продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о государственном регулировании цен, должны применять нормы П(С)БУ 29 «Отчетность по сегментам» и проводить информацию об отчетных сегментах в Приложении к примечаниям к годовой финансовой отчетности «Информация по сегментам» (форма № 6), приведенном в приложении 1 к П(С)БУ 29.

 

Документы статьи

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

Закон о ценообразовании

— Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

УКТВЭД

— приложение к Закону Украины «О таможенном тарифе Украины» от 05.04.01 г. № 2371-III.

Декрет об акцизном сборе

— Декрет КМУ «Об акцизном сборе» от 26.12.92 г. № 18-92.

Порядок № 1222

— Порядок декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары, утвержденный постановлением КМУ от 17.10.07 г. № 1222 (приведен в приложении «Документы»).

Порядок № 55

— Порядок поставки и использования муки, произведенной из зерна из государственного продовольственного резерва и государственного материального резерва, для изготовления хлеба массовых сортов и батонов, утвержденный постановлением КМУ от 13.02.08 г. № 55.

Полномочия № 1548

— Полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов), приведенные в приложении к постановлению КМУ от 25.12.96 г. № 1548.

Постановление № 955

— постановление КМУ «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 17.10.08 г. № 955.

Перечень № 333

— Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.09 г. № 333.

Порядок формирования медцен

— Порядок формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, относительно которых внедрено государственное регулирование, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.09 г. № 333.

Постановление № 957

— постановление КМУ «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства» от 30.10.08 г. № 957.

Порядок № 373

— Порядок формирования цен на продовольственные товары, относительно которых введено государственное регулирование, утвержденный постановлением КМУ от 17.04.08 г. № 373 (приведен в приложении «Документы»)

Инструкция № 341

— Инструкция о заполнении и применении декларации об оптовой цене на продовольственные товары, относительно которых введено государственное регулирование, утвержденная приказом Минэкономики от 13.08.08 г. № 341 (приведена в приложении «Документы» ).

Постановление № 957

— постановление КМУ «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства» от 30.10.08 г. № 957.

Приказ № 341

— приказ Минэкономики «Об утверждении формы декларации об оптовой цене на продовольственные товары, относительно которых введено государственное регулирование, и Инструкции о заполнении и применении декларации об оптовой цене на продовольственные товары, относительно которых введено государственное регулирование» от 13.08.08 г. № 341.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше