Темы статей
Выбрать темы

Проверки по ценам: порядок проведения, ответственность

Редакция БН
Статья

ПРОВЕРКИ ПО ЦЕНАМ:

порядок проведения, ответственность

 

Одной из функций Государственной инспекции по контролю за ценами является контроль за субъектами хозяйствования по формированию, установлению и применению цен. Именно этот орган наделен правом проводить проверки и применять меры воздействия к субъектам хозяйствования, нарушающим законодательство о ценах. О том, как будет проходить проверка, как оформляются ее результаты, вы узнаете из этой статьи.

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Ценовые проверки и Закон о проверках

Самым противоречивым вопросом после вступления в силу

Закона о проверках стала сфера его действия. Свое видение этого вопроса Госкомпредпринимательства изложил, в частности, в письме от 10.07.08 г. № 5811, в котором приводится перечень органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор (контроль) в соответствующих сферах хозяйственной деятельности, которые должны руководствоваться нормами Закона о проверках. В этот перечень была включена Государственная инспекция по контролю за ценами (Госценинспекция). Она контролирует вопросы установления и применения государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов.

Примечательно то, что Госценинспекция, накануне вступления в силу данного

Закона, настаивала на том, что Закон о проверках не распространяется на органы государственного контроля за ценами (письмо от 28.09.07 г. № 200/7-7/2315). А вот Минэкономики в письме от 18.10.07 г. № 80-34/424 отмечало, что в абз. втором ст. 2 Закона о проверках приведен исчерпывающий перечень сфер деятельности, на которые его действие не распространяется. В указанный перечень вопросы ценообразования не включены. Следовательно, органы, осуществляющие контроль за ценами, должны подчиняться Закону о проверках. В 2008 году позиция Госценинспекции по этому вопросу, похоже, изменилась (письмо от 15.07.08 г. № 200/7-7/2517). Да и разработанные Кабмином критерии оценки степени риска это подтверждают (подробнее об этих критериях расскажем ниже). Ведь их появление — это подтверждение от Кабмина того, что на Госценинспекцию распространяется Закон о проверках.

Ну а раз это так, то виды, периодичность и основания для проведения проверок следует черпать из

Закона о проверках. Начнем с видов проверок. Согласно Закону о проверках должностные лица Госценинспекции могут проводить плановые и внеплановые мероприятия контроля (надзора).

 

Основания, периодичность и сроки проведения проверок

Внеплановые проверки

. Перечень оснований для проведения внеплановой проверки возьмем из ст. 6 Закона о проверках:

— подача субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

— выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;

— проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надзора (контроля);

— обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение;

— неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших подаче таких документов.

Периодичность внеплановых проверок не установлена. Срок их проведения не должен превышать

10 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства (СМП) — 2 рабочих дней . Продление срока не допускается.

Плановые проверки

. Периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска, к которой отнесены субъекты хозяйствования. Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) за соблюдением порядка формирования, установления и применения цен (тарифов), утверждены постановлением КМУ от 21.05.08 г. № 483 (далее — Критерии) (см. «Периодичность плановых проверок»).

 

Периодичность плановых проверок

Извлечение из Критериев

«2. Устанавливаются две степени риска — высокая и средняя.

3. К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска могут быть отнесены те, которые:

1) занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке;

2) являются субъектами природных монополий;

3) реализуют продукцию, товары и услуги в объеме, превышающем 500 тыс. гривень в год;

4) осуществляют деятельность по реализации продукции, товаров и услуг, колебание цен (тарифов) на которые в течение месяца превышает 10 процентов;

5) нарушают государственную дисциплину цен.

4. К субъектам хозяйствования со средней степенью риска могут быть отнесены те, которые:

1) реализуют продукцию, товары и услуги в объеме, не превышающем 500 тыс. гривень в год;

2) осуществляют деятельность по реализации продукции, товаров и услуг, колебание цен (тарифов) на которые в течение шести месяцев превышает 10 процентов.

 

Срок проведения плановых проверок не может превышать

15 рабочих дней, а для СМП — 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом. Продление срока не допускается.

Временное ограничение по проверкам.

Обратите внимание: Заключительными положениями Закона № 1759 введен до 01.01.11 г. мораторий на некоторые виды проверок в отношении СМП, отнесенных к средней или низкой степени риска. Заметим, что постановление КМУ от 21.05.09 г. № 502 с момента вступления в силу Закона № 1759, на наш взгляд, должно считаться недействующим.

Мораторий касается как плановых, так и внеплановых проверок СМП.

 

Как проходит проверка

Перед проверкой

. Проверяющие до начала проверки (внеплановой или плановой) обязаны предъявить:

1) служебное удостоверение

, которое выдается отдельно на каждого работника, принимающего участие в проверке;

2) направление на проверку.

При этом плановые мероприятия (проверки) проводятся при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования за 10 дней до дня осуществления этого мероприятия.

Уведомление направляется заказным письмом или вручается под роспись лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования. В принципе ч. 4 ст. 5 Закона о проверках предусматривает еще один способ предоставления уведомления — передача уведомления телефонограммой*. Но Госценинспекция во избежание недоразумений относительно надлежащего извещения о проведении плановой проверки рекомендует вручать уведомление лично руководителю субъекта хозяйствования под роспись либо направлять его заказным письмом (письмо от 26.03.08 г. № 200/7-10/1097).

* Телефонограмма — это оперативное сообщение, документ, который передается по телефону, фиксируется в специальной книге (журнале) и содержит распоряжение или официальную информацию. Лицо, принимающее телефонограмму, после ознакомления с текстом ставит свою подпись и таким образом подтверждает свою ответственность за выполнение переданных распоряжений или доведение информации до сведения (письмо Госпредпринимательства вот 28.03.08 г. № 2261).

Обратите внимание. Раньше (до вступления в силу Закона о проверках) инспектора Госценинспекции можно было увидеть на пороге предприятия неожиданно. Дело в том, что в Указе о дерегулировании в числе органов, контролирующих финансово-хозяйственную деятельность, не упоминается Госценинспекция, поэтому ее сотрудники не обязаны были письменно за 10 дней уведомлять предприятие о начале проведения проверки (если такая проверка плановая). Периодичность и сроки таких плановых проверок также не были установлены. Кроме этого, сотрудники Госценинспекции не обязаны были регистрироваться в Журнале посещения субъектов предпринимательской деятельности (так как в нем должны были регистрироваться только контролирующие органы). Госценинспекция, ее территориальные органы не входят в перечень контролирующих органов, указанных в п. 5 Указа о дерегулировании. Поэтому их отказ от подписи в Журнале посещений не спасал субъекта хозяйствования от проверки.

Но с момента вступления в силу Закона о проверках (с 26.12.07 г.) все изменилось. Сотрудники Госценинспекции обязаны:

— регистрироваться в Журнале посещений;

— не позднее чем за 10 дней до начала проведения плановой проверки уведомлять о ней субъекта хозяйствования;

— соблюдать сроки проведения плановых и внеплановых проверок.

В ходе проверки.

В соответствии с абзацем третьим ст. 13 Закона о ценообразовании инспекторы Госцен­инспекции имеют права, выполняют обязанность и несут ответственность, предусмотренные Законом о налоговой службе (за исключением пп. 6—9 ст. 11). Права проверяющих перечислены в ст. 11 Закона о налоговой службе и конкретизированы в п. 5 Положения № 1819. В соответствии с п. 5 Положения № 1819 инспекторы Госценинспекции, в частности, имеют право:

проводить проверки бухгалтерских книг, отчетов, калькуляций и других документов, связанных с формированием, установлением и применением цен и тарифов, а также знакомиться с учредительными документами и свидетельством о государственной регистрации и т. п.;

— получать от предприятий письменные пояснения

, справки, документы по вопросам, возникающим во время проверки порядка формирования, установления и применения цен, а также документы, подтверждающие экономическую обоснованность цен (тарифов) на товары, работы и услуги;

— обследовать в установленном порядке производственные, складские, торговые и другие помещения,

которые используются для изготовления, хранения и реализации товаров и сырья, организации и предоставления услуг;

требовать от руководителей и других должностных лиц устранения обнаруженных нарушений порядка формирования, установления и применения цен и тарифов;

проводить проверку правильности расчетов относительно применения цен, на которые введено государственное регулирование;

получать копии платежных документов, подтверждающих факт перечисления в бюджет административно-хозяйственных санкций;

обращаться в суд с исками о взыскании в бюджет сумм в случае применения административно-хозяйственных санкций;

направлять в правоохранительные органы материалы проверок о действиях, которые содержат признаки преступления;

принимать решение о применении к нарушителям финансовых санкций и т. п.

После проверки.

Результатом проверки является акт. Согласно п. 3.2 Инструкции № 298 в акте проверки указываются нормативные акты, нарушенные субъектами хозяйствования, с конкретным обоснованием нарушения; детально отражается механизм совершения нарушения; определяется сумма необоснованно полученной выручки с приложением расчетов, на которых основывается исчисление указанной суммы, и со ссылкой на документы первичного бухгалтерского учета, согласно которым они осуществляются. Также к акту могут быть приложены и копии документов первичного бухгалтерского учета. Они обязательно заверяются подписью должностного лица субъекта хозяйствования и его печатью.

Акт проверки подписывается с одной стороны — проверяющими, которые осуществляли проверку, а с другой стороны — руководителем и главным (старшим) бухгалтером проверяемого предприятия. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководитель и главный (старший) бухгалтер, подписывая акт, могут сделать запись о своих возражениях и одновременно приложить письменные пояснения и документы.

В случае выявления нарушения предприятием дисциплины цен на основании акта проверки может быть принято решение о взыскании экономических и финансовых (штрафных) санкций. Такое решение может быть принято Госцениспекцией, госценинспекциями в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе также на основании материалов проверок, осуществленных другими контролирующими органами (

п. 3.4 Инструкции № 298).

Рассмотрим более подробно, когда применяются экономические и финансовые (штрафные) санкции и каков размер админштрафа.

 

Виды штрафов

Экономические санкции.

В соответствии со ст. 14 Закона о ценообразовании вся необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен подлежит изъятию и зачисляется в доход соответствующего бюджета с применением штрафа в двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки.

Исчерпывающий перечень нарушений порядка установления и применения цен, за которые налагается такая экономическая санкция, приведен в

п. 1.4 Инструкции № 298. А порядок исчисления необоснованно полученной суммы выручки, подлежащей изъятию в доход бюджета, приведен в п.п. 2.1 Инструкции № 298.

 

Перечень нарушений (п. 1.4 Инструкции № 298)

Порядок исчисления необоснованно полученной выручки (п. 2.1 Инструкции № 298)

Начисление не предусмотренных законодательством наценок к регулируемым ценам и тарифам

Разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и стоимостью от реализации продукции (услуг, работ) по ценам, которые должны применяться согласно требованиям законодательства

Применение свободных цен (тарифов) на продукцию (услуги, работы) при условии введения для них режима государственного регулирования

Применение цен (тарифов) на продукцию (услуги, работы) с рентабельностью, уровень которой превышает установленный согласно законодательству предельный

Разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью по ценам и тарифам, сформированным согласно требованиям законодательства

Применение цен (тарифов) с нарушением введенного порядка обязательного декларирования их изменения

Разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и стоимостью от реализации продукции (услуг, работ) по ценам, которые должны применяться согласно требованиям законодательства

Завышение или занижение размера предусмотренных законодательством налогов и обязательных сборов, включаемых в структуру цены, или их невключение в структуру регулируемой цены

Разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью по ценам и тарифам, сформированным согласно требованиям законодательства

Включение в структуру регулируемых цен (тарифов) не предусмотренных законодательством расходов или расходов сверх установленных размеров

Включение в стоимость продукции и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются, фактически не выполненных или выполненных не в полном объеме услуг (работ)

Разница между полученной выручкой от реализации и стоимостью продукции и услуг, определенной согласно нормативам, с учетом фактических объемов выполнения

Применение торговых и снабженческо-сбытовых надбавок (наценок) сверх установленного предельного размера

Разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью по ценам и тарифам, сформированным согласно требованиям законодательства

Применение цен (тарифов) субъектами хозяйствования за виды услуг (работ), не предусмотренные определенными нормативно-правовыми актами, которые устанавливают для них соответствующие перечни платных услуг

Вся сумма незаконно взысканных средств

 

С перечнем нарушений все более или менее понятно. Но возникает вопрос: что следует понимать под «размером необоснованно полученной выручки»?

Фактически полученной считается выручка, если она была зачислена на расчетный счет и/или в кассу предприятия. Об этом говорится в письме ВХСУ от 16.12.04 г. № 01-8/3273. Если необоснованно полученной выручки не было, то штраф не применяется (определение ВАдСУ от 03.06.08 г. б/н). Штрафных санкций можно избежать, если факты завышения цен и тарифов установлены субъектом хозяйствования самостоятельно и при этом суммы необоснованно полученной выручки возвращены потребителям или перечислены в доход соответствующего бюджета до начала проверки (началом проверки считается дата, указанная в акте).

Применение экономических санкций согласно требованиям

ст. 14 Закона о ценообразовании осуществляется Госценинспекцией со строгим соблюдением требований ХКУ. Виды административно-хозяйственных санкций, которые могут быть применены к субъектам хозяйствования, приведены в ст. 239 и 240 ХКУ. Одна из таких санкций и заключается в изъятии прибыли (дохода). Следовательно, изъятие суммы необоснованно полученной выручки и взыскание штрафа в двукратном ее размере считаются административно-хозяйственными санкциями. А раз это так, то экономические санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 250 ХКУ). О том, что это ограничение распространяется на проверки по ценам, подтвердил ВАдСУ в определении от 17.06.09 г по делу № К-21422/07.

Также важно знать, что решение об изъятии сумм экономических санкций может не приниматься, если указанные суммы были внесены нарушителем самостоятельно.

Финансовые (штрафные) санкции

. Их размер при применении цен и тарифов с нарушением других введенных методов регулирования определяется в каждом конкретном случае отдельно (п.п. 2.2 Инструкции № 298). Ярким примером может служить продажа сахара и сахарной свеклы, на которые установлены минимальные цены (ниже которых продавать нельзя). В соответствии со ст. 9 Закона Украины «О государственном регулировании производства и реализации сахара» от 17.06.99 г. № 758-XIV при реализации сахара по ценам ниже минимальных с нарушителя взимается штраф в размере двойной стоимости сахара, реализация которого осуществлена с нарушением установленного порядка.

Административный штраф.

Кроме санкций, применяемых непосредственно к субъектам хозяйствования, за нарушение порядка формирования цен предусмотрена также и админответственность. Так, должностные лица предприятий, виновные в нарушении требования действующих законодательных и нормативных актов по государственному регулированию цен, привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 1652 КоАП. Согласно ст. 1652 КоАП применяется административный штраф в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.), а за повторное в течение года нарушение — штраф от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.). Привлечь к ответственности по этой статье может сама Госценинспекция на основании составленного протокола об админправонарушении. Заметим: согласно ст. 38 КоАП административное взыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня его совершения, а в случае длящегося правонарушения — через 2 месяца со дня его выявления.

Как указано в

письме Госценинспекции от 24.11.06 г. № 200/7-10/1660, к админответственности по ст. 1652 КоАП физические лица — предприниматели не привлекаются.

Вывод.

За нарушение регулируемых и фиксированных цен к нарушителям можно применить как экономические, так и финансовые санкции. Экономические санкции в общем случае рассчитываются как разница между завышенной и установленной фиксированной ценой. В бюджет перечисляются такая разница и штраф в размере 200 % от нее. Финансовые (штрафные) санкции применяются при формировании, установлении и применении цен (тарифов) ниже минимальных. Такие санкции рассчитываются согласно требованиям действующего законодательства. Кроме того, Госценинспекция может наложить админштраф по ст. 1652 КоАП.

 

Документы статьи

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о ценообразовании

— Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII.

Закон № 1759

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упрощению условий ведения бизнеса в Украине» от 15.12.09 г. № 1759-VI.

Закон о налоговой службе

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Указ о дерегулировании

— Указ Президента «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 03.07.98 г. № 817/ 98.

Инструкция № 298

— Инструкция о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами, утвержденная совместным приказом Минэкономики и Минфина Украины от 03.12.01 г. № 298/ 519.

Положение № 1819

— Положение о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденное постановлением КМУ от 13.12.2000 г. № 1819.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше