НОРМЫ РАСХОДА ГСМ
в зимних и тяжелых дорожных условиях —
разъясняет Минтранс
Письмо Государственной администрации автомобильного транспорта от 10.11.09 г. № 5391-01/07/19-09
«О порядке применения корректирующих коэффициентов к нормам расхода ГСМ в зимних и тяжелых дорожных условиях».
В комментируемом
письме Минтранс дал ответы на два актуальных вопроса об установлении корректирующих коэффициентов к нормам расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ).1. Нестабильные погодные условия.
Минтранс подтвердил позицию, изложенную в письме Госавтотрансадминистрации от 10.03.09 г. № 1022-09/07/19-09*, об установлении поправочных коэффициентов, предусмотренных п.п. 3.1.1 Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы), в нестабильных погодных условиях.* См. ком. «Нормы расхода ГСМ можно корректировать каждый день» // «БН», 2009, № 15, с. 10.
Напомним, что п.п. 3.1.1 Норм предусматривает применение надбавки при работе в зимних условиях в зависимости от фактической температуры воздуха:
от 0° С до -10° С — до 5 %;
от -10° С до -20° С — от 5 % до 10 %;
от -20° С и ниже — от 10 % до 15 %.
В примечании 1 к указанному подпункту сказано, что такая надбавка вводится после установления в течение не менее трех дней в восемь часов утра температуры в пределах определенного диапазона с первого дня установления температуры или по решению руководства предприятия может пересматриваться каждый день.
Минтранс считает, что может применяться или фиксированное значение надбавки с первого дня установления минусовой температуры в соответствующем диапазоне, или надбавка по решению руководства предприятия может пересматриваться ежедневно в зависимости от фактических нужд (температуры воздуха).
Однако в условиях плюсовой температуры воздуха (судя по всему, на 8 часов утра) установление такой надбавки считается необоснованным.
2. Частые остановки и пониженная скорость движения.
Относительно порядка установления дополнительных надбавок к нормам расхода ГСМ при работе с частыми остановками, в том числе в центральных районах города (п.п. 3.1.5 Норм), а также при работе с пониженной скоростью движения, в том числе при движении в заторах в часы «пик» (п.п. 3.1.6 Норм), Минтранс рекомендует следующий порядок документирования оснований для их применения (см. «Документирование напряженных условий движения» на с. 7).Таким образом, эти коэффициенты могут устанавливаться только к части маршрута, на которой были напряженные условия движения.
Протяженность части маршрута с напряженными условиями должна быть задокументирована хотя бы водителем в путевом листе. Кроме того, рекомендовано подтверждать их наличие еще и подписью специально уполномоченного на это лица предприятия. На наш взгляд, этими рекомендациями не следует пренебрегать.
Документирование напряженных условий движения Извлечение из комментируемого письма «Коэффициенты из пп. 3.1.5, 3.1.6 [Норм. — Примеч. ред.], учитывающие работу в напряженных дорожных условиях, применяются отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть соответствующим образом задокументировано (распоряжениями, записями ответственных лиц в путевых листах и т. п. по решению руководства предприятия). Порядок применения коэффициентов из пп. 3.1.5 и 3.1.6 и порядок ведения отчетности по эксплуатационным условиям их применения устанавливается непосредственно руководством предприятия и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) по предприятию. В случае если водитель самостоятельно выполнял задание, соответствие указанных в путевом листе условий движения (являющихся основанием применения коэффициентов из пп. 3.1.5 и 3.1.6) рекомендовано подтверждать подписью ответственного должностного лица, назначенного соответствующим приказом (распоряжением) по предприятию». |