Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по отдельным вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами

Редакция БН
Приказ от 07.04.2010 г. № 224

ЕДИНЫЙ НАЛОГ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

в Обобщающем налоговом разъяснении ГНАУ

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 07.04.10 г. № 224

«Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по отдельным вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами»

 

Комментируемым

приказом утверждено Обобщающее налоговое разъяснение по отдельным вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами (далее — Разъяснение). Его обнародование также связано с выполнением постановления КМУ от 27.01.10 г. № 86 «О предоставлении налоговых и других разъяснений» и не отступая от избранной линии, в нем ГНАУ фактически воспроизвела положения своего Обзорного письма по вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами от 10.07.09 г. № 14487/7/15-0417. Основные отличия между Разъяснением и Обзорным письмом состоят в том, что в Разъяснении ГНАУ не привела раздел, связанный с индивидуальными запросами плательщиков единого налога и появившийся позже раздел по обложению единым налогом транзитных средств. Поскольку Обзорное письмо уже комментировалось*, сейчас мы остановимся лишь на основных моментах Разъяснения.

* См. статьи «Единый налог с юридических лиц в свете обзорного письма ГНАУ» // «БН», 2009, № 34, с. 5; «Переходим на единый налог: на что необходимо обратить внимание // «БН», 2009, № 48.

1. Переход на единый налог.

ГНАУ подтвердила ранее высказанную позицию по поводу порядка перехода на упрощенную систему налогообложения в отношении того, что:

1) критерии перехода по численности и объему выручки регламентируются

Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99 (далее — Указ);

2) дополнительные ограничения в круге лиц, на которых не распространяется

Указ, установлены Законом № 2505**. Так, «единщиками» не могут быть лица, занимающиеся видами деятельности, приведенными в п. 4 Заключительных положений Закона № 2505:

— деятельностью в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельностью, связанной с устройством казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным либо имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной либо имущественной форме), осуществляют обмен иностранной валюты;

— производством подакцизных товаров, деятельностью, связанной с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;

— добычей и производством драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовой, розничной торговлей промышленными изделиями из драгоценных металлов, которые подлежат лицензированию в соответствии с

Законом № 1755***.

** Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.05 г. № 2505-IV.

*** Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Однако одно лишь указание таких видов деятельности в уставе без их фактического осуществления (что подтверждается, например, неполучением лицензии на них), по мнению ГНАУ, не является препятствием для перехода на уплату единого налога;

3) в соответствии с п. 7 Указа часть в уставном фонде, принадлежащая юридическим лицам, не являющимся СМП, не должна превышать 25 %. В Разъяснении ГНАУ относит к таким лицам и нерезидентов — юридических лиц, при этом обращает внимание, что указанное ограничение не распространяется на нерезидентов — физических лиц;

4) для целей соответствия критерию объема выручки анализируются данные за календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Однако налоговики так и не уточнили, какой именно год (предыдущий или текущий) здесь имеется в виду. В связи с этим остается ориентироваться на письмо ГНАУ от 04.09.08 г. № 8352/Х/17-0714 («БН», 2008, № 43, с. 12), в котором предписывается учитывать выручку предшествующего года;

5) на уплату единого налога не могут перейти предприятия государственной и коммунальной собственности, что было указано в Обобщающем налоговом разъяснении, утвержденном приказом ГНАУ от 23.03.06 г. № 352, которое в постановлении ВАдСУ от 01.07.08 г. по делу № К-235/08 было признано легитимным. Не могут быть «единщиками» также «по отдельности» филиалы плательщика и неприбыльные учреждения, организации;

6) переход невозможен при наличии рассроченных налоговых обязательств, хотя существует и иная позиция по этому вопросу, изложенная, в частности, в письмах Госкомпредпринимательства от 12.03.02 г. № 5-532/1383, от 19.03.02 г. № 5-532/1541. При этом по непонятным причинам в Разъяснении не воспроизведен фрагмент обзорного письма, подтверждающий правомерность перехода в ситуации наличия задолженности по уплате штрафных санкций за нарушение порядка применения регистраторов расчетных операций;

7) применение 6 % ставки налога возможно только лишь при условии обязательной регистрации субъекта хозяйствования плательщиком НДС на общих основаниях и обеспечения уплаты им налога на добавленную стоимость. Последним уточнением налоговики, по всей видимости, подтверждают приверженность своей позиции о невозможности находиться на «шестипроцентной» ставке лица, осуществляющего только льготируемые или освобожденные от налогообложения НДС операции.

2. Работа на едином налоге.

В отношении порядка ведения учета на упрощенной системе в Разъяснении приведены положения о том, что:

— плательщики единого налога не могут осуществлять вексельную и бартерную форму расчетов за отгруженную продукцию, включая любые виды взаимозачета. Хотя даже ГНАУ в ранних разъяснениях позволяла использовать векселя в тех случаях, когда расчеты за них в денежной форме поступали на текущий счет плательщика (см., к примеру,

письмо ГНАУ от 15.05.2000 г. № 6562/7/15-1317). Но с учетом особого статуса Разъяснения таких расчетов лучше избегать;

— при получении выручки в иностранной валюте расчет базы налогообложения осуществляется исходя из суммы, поступившей на текущий, а не на распределительный счет;

— в выручку для целей исчисления единого налога включается и НДС;

— подпадают под обложение единым налогом такие поступления:

дотации и субсидии, полученные из бюджета и использованные на частичное финансирование фонда заработной платы и платы за энергоносители; оплата возвратной тары (но в период ее возврата налоговые обязательства могут быть отсторнированы); возвратная и безвозвратная финансовая помощь; проценты банка; суммы штрафов, пеня; страховое возмещение; не включаются — суммы полученных взносов в уставный фонд;

— при расчете объекта налогообложения в операциях реализации основных фондов следует ориентироваться на остаточную стоимость, определенную в соответствии с

П(С)БУ 7 «Основные средства»;

Расчет уплаты единого налога субъектом предпринимательской деятельности — юридическим лицом подается в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом. Если предельный срок подачи приходится на выходной или праздничный день, то Расчет можно подать в следующий рабочий день;

— Расчет

является налоговой декларацией и за его непредоставление применяется штрафная санкция в размере 170 грн., правда, по п.п. 17.1.1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III,а не его п.п. 17.1.7, как ошибочно указали налоговики в Разъяснении.

Вместе с тем в

Разъяснении не воспроизведены фрагменты Обзорного письма, касающиеся запрета смены ставки единого налога на протяжении календарного года (за исключением случаев аннулирования регистрации плательщика НДС), хотя об этом говорится, в частности, в письме ГНАУ от 16.05.03 г. № 4574/6/15-1216.

Кроме того, в Разъяснении не приведены положения относительно невключения транзитных средств по посредническим операциям в выручку при анализе ограничения по ее объему с целью определения возможности пребывания на упрощенной системе налогообложения. При этом ряд писем, касающихся данного вопроса, также отменен (в частности, письма от 24.12.09 г. № 28729/7/15-0117, от 18.12.09 г. № 15700/5/15-0116). Однако ГНАУ пока еще не отменила «положительные» для единоналожников-юрлиц письма о невключении таких сумм в выручку (письма от 19.02.10 г. № 1653/6/31-4018, от 24.12.09 г. № 28769/7/15-0117), хотя остаются действующими и письма с противоположным содержанием (к примеру, письмо ГНАУ от 06.07.06 г. № 12710/7/16-1517). Что ж, остается ожидать от ГНАУ будущих разъяснений по этому вопросу.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше