Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении изменений к Методическим рекомендациям

Редакция БН
Приказ от 27.01.2010 г. № 39

ПРОЧЕРК — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕКВИЗИТ ОТЧЕТНОСТИ?

Новшества в процедуре приема налоговых деклараций

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 27.01.10 г. № 39

«Об утверждении изменений к Методическим рекомендациям»

 

Комментируемым

приказом ГНАУ внесла ряд изменений в Методические рекомендации по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины (приложение 1 к приказу ГНАУ от 31.12.08 г. № 827*, далее — Методрекомендации). Рассмотрим самые существенные из них.

* См. ком. «Электронная налоговая отчетность: новые требования» // «БН», 2009, № 8, с. 4.

1. Обязательные реквизиты. ГНАУ уточнила, что при приеме налоговой отчетности проверяется не только наличие обязательных приложений, предусмотренных порядком заполнения, добавив при этом, что такие приложения не могут быть приняты как самостоятельный документ (п. 4.4 Методрекомендаций). Аналогичные требования ГНАУ выдвигала ранее относительно отчетности по НДС в письме от 30.12.09 г. № 29334/7/16-1617.

Корме того, ГНАУ уточнила, что такие обязательные реквизиты отчетности плательщика НДС, как индивидуальный налоговый номер и номер Свидетельства о регистрации плательщика НДС, должны соответствовать данным Реестра плательщиков НДС за отчетный (налоговый) период.

Тот факт, что возможность предоставить отчетность по НДС увязана с наличием данных в Реестре плательщиков НДС за отчетный период, на наш взгляд, дает возможность бывшим плательщикам НДС исправить ошибки, выявленные после аннулирования НДС-регистрации. Это, в свою очередь, позволяет минимизировать суммы штрафных санкций (до 5 % самоштрафа по п. 17.2 Закона № 2181**) за нарушения, допущенные в период уплаты НДС и самостоятельно выявленные плательщиком после аннулирования НДС-регистрации.

** Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Напомним, что ГНАУ в письмах от 18.07.07 г. № 8838/5/15-0316 (п. 4) и от 07.11.07 г. № 22703/7/16-1117 (п. 7 раздела I) заявляла, что после аннулирования НДС-регистрации бывший плательщик НДС не может исправить ошибки, допущенные ранее в отчетности по НДС. То есть такие ошибки могут «исправить» только налоговики с соответствующим начислением штрафных санкций, размер которых согласно п.п. 17.1.3 Закона № 2181 может достичь 50 % от суммы занижения.

Теперь у бывших плательщиков НДС появился дополнительный аргумент для отстаивания своего права на исправление ошибок, ведь у налоговиков теперь нет формальных оснований для непринятия от них уточняющих расчетов по НДС.

2. Непризнание налоговой декларацией. Изменены основания для непризнания поданной отчетности налоговой декларацией (см. «Новые основания непризнания налоговой отчетности»).

 

Новые основания непризнания налоговой отчетности

Извлечение из обновленных Методрекомендаций

«4.5. Если поданная органу ГНС плательщиком налогов налоговая отчетность заполнена им с нарушением правил, указанных в утвержденном порядке заполнения, то она может быть не признана таким органом ГНС в качестве налоговой декларации, а именно:

1) в ней не указаны обязательные реквизиты или не проставлен прочерк в показателях, которые не заполняются;

2) она не подписана соответствующими должностными лицами (факсимиле не разрешается);

3) не скреплена печатью плательщика налогов;

4) отсутствуют обязательные приложения к налоговой отчетности, предусмотренные порядком заполнения соответствующей отчетности;

5) невозможно прочитать текст или цифры в результате повреждения (например, документы, залитые чернилами или другой жидкостью, потертые);

6) имеются порванные листы, подчистки, помарки, исправления, дописки и зачеркивания;

7) подана ксерокопия отчетных документов;

8) отчетность по налогу на добавленную стоимость, поданная неплательщиком НДС <…>.

4.6. В случае определения подразделением налогообложения юридических или физических лиц неправомерности подачи налоговой отчетности плательщиком налогов на основаниях, не предусмотренных пунктом 4.5, а именно:

случаев подачи плательщиками налога на добавленную стоимость налоговой отчетности за период, не соответствующий отчетному периоду для каждого конкретного плательщика;

случаев подачи плательщиками налоговой отчетности, не соответствующей выбранному режиму налогообложения;

случаев удвоения поданной налоговой отчетности по вине субъекта хозяйствования».

 

Как видите, ГНАУ ставит в один ряд

отсутствие прочерков в незаполненных показателях декларации с отсутствием обязательных реквизитов!

То есть если декларация составлена правильно, в ней заполнены все обязательные реквизиты*, и к ней приложены все необходимые приложения, но окажется, что в каком-то из полей не будет стоять прочерк, то налоговики могут не признать ее налоговой декларацией.

* Исчерпывающий перечень обязательных реквизитов содержится в п. 4.4 Методрекомендаций и прочерков в их перечне нет, хотя там и упоминается, что налоговики должны контролировать наличие прочерков при приеме налоговой отчетности.

Напомним, что исчерпывающий перечень оснований для непризнания поданной отчетности как налоговой декларации содержится в п.п. 4.1.2 Закона № 2181, а именно: отсутствие обязательных реквизитов декларации, отсутствие подписи должностного лица и печати плательщика налогов. Таким образом, отсутствие прочерка в поданной декларации, по нашему мнению, не дает законных оснований для непризнания налоговой декларации.

Следует обратить внимание, что такое нарушение должно выявляться при приеме отчетности и налоговики обязаны в устной форме предупредить плательщика о выявленных недостатках. Только в том случае, когда плательщик настаивает на приеме такой отчетности, ее принимают, а на экземпляре плательщика ставят штамп «ОТРИМАНО, попереджено про можливість невизнання».

Заметим, что налоговики не смогут предупредить плательщика о выявленных недостатках в случае получения отчетности по почте или в электронном виде. В таких случаях плательщику придется либо доказывать, что отчетность не признана налоговой декларацией неправомерно, либо подавать ее повторно.

Если же отчетность принята без замечаний, то не признать ее налоговой декларацией могут по инициативе подразделений налогообложения юридических лиц только в случаях неправомерного ее предоставления, которые перечислены в п. 4.6 Методрекомендаций. А там формальные признаки, такие как отсутствие обязательных реквизитов или прочерков, не упоминаются.

Надеемся, что налоговики на местах будут строго придерживаться новых правил приема отчетности и «сюрпризов» в виде непризнания налоговой отчетности по формальным основаниям после ее приема без замечаний не будет.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше