Темы статей
Выбрать темы

Об отмене налоговых уведомлений-решений

Редакция БН
Постановление от 22.09.2009 г. № 09/149

БИРЖА НЕ ДОЛЖНА УДЕРЖИВАТЬ НАЛОГ С ДОХОДОВ

при заключении сделок купли-продажи движимого имущества

 

Постановление Верховного Суда Украины от 22.09.09 г. № 09/149

«Об отмене налоговых уведомлений-решений»

 

Вопрос, затронутый в данном документе, далеко не новый: должна ли товарная биржа при заключении сделки купли-продажи движимого имущества, продавцом в которой выступает физическое лицо, удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов. ВСУ встал на защиту законных интересов биржи и пришел к выводу, что

не должна.

Напомним, что согласно

п. 12.3 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.03 г. № 889-IV (далее — Закон о налоге с доходов), если движимое имущество продается при посредничестве юридического лица (его филиала, отделения, другого обособленного подразделения) или представительства нерезидента, то такое лицо считается налоговым агентом налогоплательщика относительно налогообложения доходов, полученных таким налогоплательщиком от такой продажи. В деле, решение по которому сегодня комментируем, налоговые органы, опираясь на эту норму, доначислили товарной бирже недоудержанный ею налог с доходов и штраф в двойном размере (по п.п. 17.1.9 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ). Защищая свою позицию о неправомерности выставленных налоговым органом уведомлений-решений, товарная биржа дошла до ВСУ.

В комментируемом

постановлении ВСУ аргументирует свою позицию так: товарная биржа не является коммерческим посредником и не имеет целью получение прибыли (ч. 5 ст. 279 Хозяйственного кодекса Украины). Товарная биржа является особым субъектом хозяйствования, который предоставляет услуги в заключении биржевых сделок, в выявлении спроса и предложений на товары, товарные цены, изучает, упорядочивает товарооборот и способствует связанным с ним торговым операциям (ч. 1 ст. 279 ХКУ). Так как товарная биржа не начисляет и не выплачивает доход физическому лицу — продавцу движимого имущества, то она не является налоговым агентом по такой операции.

Надо сказать, что ГНАУ не против того, что товарная биржа не должна начислять и удерживать налог по таким операциям. Такое мнение, например, было высказано ею в

письме от 08.06.06 г. № 6347/6/17-0216*, но при этом ГНАУ требует от биржи контролировать уплату физическим лицом налога до или в момент заключения сделки. Иными словами, ГНАУ самовольно провела параллель между товарной биржей и нотариусом и возложила на первую контролирующие функции, в которые, кроме того, входит и подача биржей налоговым органам сведений о полученных физлицом доходах по ф. № 1ДФ.

* См. комментарий «ГНАУ хочет, чтобы биржа контролировала уплату налога при продаже движимого имущества физлицами» в «БН», 2006, № 38, с. 6.

По всей видимости, ВСУ согласен в этом с ГНАУ. Исходим из того, что в исковом заявлении биржа просила не только отменить налоговые уведомления-решения о доначисленных суммах налога, но и признать ее такой, которая не является налоговым агентом по начислению, удержанию и уплате этого налога в бюджет за счет налогоплательщика при заключении договоров купли-продажи, и такой, которая не должна контролировать уплату этого налога физическими и юридическими лицами. И суды первой инстанции, и ВСУ удовлетворили иск частично: оспариваемые уведомления-решения отменены, а в остальных исковых требованиях бирже отказано. Как видим, сказав «а» (не признав биржу налоговым агентом по таким операциям), ВСУ не сказал «б» (не снял с биржи все функции, которые возлагаются на налогового агента).

На наш взгляд, тот факт, что товарная биржа не является налоговым агентом по таким операциям, говорит о том, что она не должна ни сама удерживать налог с полученных физлицом доходов, ни контролировать его уплату участниками сделки, ни предоставлять сведения о таких доходах по ф. № 1ДФ налоговым органам. Именно к этому, на наш взгляд, в свое время призывал ВАдСУ** (см. «На товарную биржу, в отличие от нотариуса, Закон о налоге с доходов не возлагает контролирующие функции»).

** ВАдСУ письмами от 14.01.10 г. № 39/13/13-10 и от 30.03.10 г. № 419/11/13-10 доводит до сведения местных административных судов комментируемое сегодня постановление ВСУ.

 

На товарную биржу, в отличие от нотариуса, Закон о налоге с доходов не возлагает контролирующие функции

Извлечение из п. 8 Обзорного письма ВАдСУ от 06.07.09 г. № 982/13/13-09

«8. Товарная биржа не осуществляет посредническую деятельность при продаже объектов по биржевым соглашениям, а потому не является налоговым агентом в понимании пункта 12.3 статьи 12 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц».

<…>

Правовой статус товарной биржи свидетельствует, что она осуществляет организацию торгового процесса, обеспечивает соблюдение участниками биржевых торгов достигнутых договоренностей по купле-продаже товаров, продаваемых на этих торгах, удостоверяет факт заключения биржевых соглашений и гарантирует их выполнение. Такая деятельность биржи не является осуществлением юридических действий в интересах другого лица, а потому не является посредничеством.

То обстоятельство, что зарегистрированные на бирже соглашения не требуют нотариального удостоверения, а частные нотариусы как лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, Законом Украины от 1 июля 2004 года № 1958-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» признаны налоговыми агентами, не означает, что товарная биржа из-за схожести юридических последствий регистрации биржевых соглашений с нотариальным удостоверением договоров имеет статус налогового агента».

 

Страх потерять контроль над доходами граждан от продажи ими через товарные биржи транспортных средств и другого движимого имущества заставляет ГНАУ частично признавать товарную биржу налоговым агентом, а частично — нет. И суды их в этом (по крайней мере, пока) косвенно поддерживают. На наш взгляд, к доходам по таким сделкам должны применяться общеустановленные правила налогообложения, а именно: если покупатель движимого имущества подпадает под определение налогового агента, то он обязан удержать и уплатить налог в бюджет; если не подпадает — то продавец товара самостоятельно должен задекларировать этот доход по итогам года и уплатить с него налог. Биржа, не подпадая под действие п. 12.3 Закона о налоге с доходов, не должна участвовать в процессе администрирования налога с доходов ни как непосредственный участник, ни как контролер.*

* В то же время схожая ситуация наблюдается и в отношении инвестдоходов, выплачиваемых предприятиями физлицам: несмотря на то что они не являются налоговыми агентами в отношении таких доходов, налоговики требуют отражать информацию об этих доходах в ф. № 1ДФ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше