Темы статей
Выбрать темы

Сезонная торговля: особенности организации

Редакция БН
Статья

СЕЗОННАЯ ТОРГОВЛЯ:

особенности организации

 

Весна вошла в свои права и вскоре оживится сезонная торговля: летом — прохладительными напитками, мороженым и прочими лакомствами, осенью — плодами урожая. И поскольку специфика такой торговли состоит в том, что она преимущественно осуществляется в нестационарных торговых точках, сегодня мы остановимся на ее организационных особенностях.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик

 

В каких объектах может осуществляться сезонная торговля

Определение сезонной торговли содержится в

п. 2.9 Инструкции № 327* (см. на с. 31 «Что считается сезонной торговлей»).

* Несмотря на то что Инструкция № 327 предназначена для целей составления статистической отчетности, она используется и для классификации объектов торговли другими госорганами, в том числе ГНАУ (см. Обобщающее налоговое разъяснение, утвержденное приказом ГНАУ от 25.03.10 г. № 184) и судебными инстанциями (см., к примеру, постановление ВХСУ от 17.01.08 г. по делу № 2-26/8687.1-2006).

 

Что считается сезонной торговлей

Извлечение из Инструкции № 327

«2.9. Сезонная сеть — сеть розничной торговли и ресторанного хозяйства, которая открыта для обслуживания населения на определенный сезон года — только на лето, весну или зиму и т. п. В составе сезонной сети могут быть палатки, киоски, ларьки и т. п., объекты ресторанного хозяйства (под тентами, на верандах, в павильонах легкого типа, сборные и переносные), размещенные на лыжных базах, катках, пляжах, стадионах, в парках, на ярмарках и в других местах».

 

В соответствии с

п. 3 Инструкции № 327 розничная торговля может осуществляться в трех формах:

1)

стационарная торговля — совокупность объектов розничной торговли, которые размещены в капитальных зданиях, имеют систему специальных помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием (магазины);

2)

полустационарная торговля — совокупность объектов розничной торговли, которые занимают отдельное помещение, как правило, легкой конструкции без больших капитальных затрат и, как правило, не имеют торгового зала для осуществления торгово-технологических операций с покупателями (киоски, палатки и т. п.);

3)

торговля вне магазинов (включая передвижную сеть) — совокупность нестационарных, передвижных пунктов по продаже товаров, которые приспособлены для длительной розничной торговли товарами населению на развоз или разнос (лотки, раскладки, стенды, палатки, автомагазины, автофургоны и т. п.), через торговые автоматы.

Поскольку сезонная торговля осуществляется преимущественно в объектах второй и третьей групп из приведенной классификации, в дальнейшем мы будем говорить о них, при этом будем подразумевать, что такие объекты размещены отдельно от магазинов и не являются их составной частью.

Порядок осуществления такой торговли регламентируется

Правилами № 369, но при этом следует соблюдать и общие правила торговли, в частности Правила № 185, № 104. Внемагазинная продажа товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей, относится к розничной торговле через мелкорозничную торговую сеть. При этом в п. 3. Правил № 369 говорится, что такая продажа может осуществляться через:

1)

пункты некапитальной застройки — киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;

2)

средства передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Как видим, несмотря на незначительные расхождения, классификация этих объектов в

Инструкции № 327 и Правилах № 369 в целом совпадает.

Кроме того, полустационарные и передвижные объекты могут относиться к малым архитектурным формам (МАФ), определение которых сейчас содержится в

Порядке размещения МАФ (см. «Какие объекты относятся к малым архитектурным формам»).

 

Какие объекты относятся к малым архитектурным формам

Извлечение из Порядка размещения МАФ

«3) передвижная малая архитектурная форма — торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности;

4) стационарная малая архитектурная форма — временное одноэтажное сооружение социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности высотой не более 4 метров, имеющая по внешнему контуру площадь около 30 кв. метров, изготавливаемая из облегченных конструкций и устанавливаемая временно без закладки фундамента».

 

Как видим, практически все объекты полустационарной и передвижной мелкорозничной торговли попадают в категорию МАФ, однако здесь наблюдается некоторое несоответствие терминологии: стационарные МАФ попадают в понятие полустационарной торговли, а передвижные МАФ — в торговлю вне магазинов.

МАФ не считаются объектами недвижимости, что подтвердил и Минюст в

Методрекомендациях по определению недвижимости. Однако если объекты полустационарной мелкорозничной торговли имеют фундаменты, они не относятся к МАФ и считаются объектами недвижимости, в связи с чем разрешительная документация на их размещение получается как на обычные стационарные магазины. Эти ситуации в рамках данной статьи мы затрагивать не будем.

 

Какие разрешения следует получать на размещение объектов мелкорозничной сети

Решение о размещении объекта.

Согласно ст. 24 Закона о застройке размещение временных сооружений, к которым относят и МАФ, осуществляется в особом порядке, установленном законодательством. По мнению официальных органов (см., например, письма Минрегионстроя от 24.10.08 г. № 10/2-1444), в соответствии с данной статьей порядок размещения таких объектов регламентируется местными правилами застройки. Кабмин с целью учета органами местного самоуправления во время принятия решений относительно размещения МАФ издал Порядок размещения МАФ. Однако приведенная в этом документе процедура размещения МАФ имеет рекомендательный статус и вполне возможно, что в местных положениях будет предусмотрен иной порядок получения решения на размещение МАФ. Действие Порядка размещения МАФ не распространяется на МАФ, размещаемые на землях дорожного хозяйства (в том числе в пределах линии отведения, вдоль автомобильных дорог общего пользования)*.

* Тут, помимо Закона Украины «Об автомобильных дорогах» и Земельного кодекса Украины, следует руководствоваться Порядком выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства и согласия и согласований на объекты наружной рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования, утвержденным приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 29.09.2005 г. № 414.

Заметим, что Порядок размещения МАФ имеет ряд новаций, которые могут не согласовываться с местными положениями, разработанными под старые правила размещения МАФ.

В частности, по новой процедуре собственник МАФ не получает разрешения на размещение МАФ и не вводит его в эксплуатацию с привлечением технической комиссии, как предусматривалось ранее.

В соответствии с Порядком размещения МАФ собственник подает в сельский, поселковый или городской совет заявление с приложением копии государственного акта на право собственности на земельный участок, право постоянного пользования земельным участком или договора аренды. Если таких документов нет, местные советы принимают решение о заключении с собственником договора личного срочного сервитута.

Затем местный совет регистрирует заявление, в месячный срок принимает решение о предварительном согласовании места расположения МАФ и уполномочивает исполнительный орган или должностное лицо местного совета передать субъекту хозяйствования перечень документов, необходимых для принятия решения относительно размещения МАФ. Причем в Порядке размещения МАФ не приводится конкретный перечень таких документов, но из него можно понять, что как минимум, в перечень должны включаться для стационарных МАФ — паспорт привязки, для передвижных — схема привязки, для группы МАФ — паспорт размещения группы расположенных рядом МАФ.

Получив перечень необходимых для размещения МАФ документов, вы подаете заявление в разрешительный орган, который в течение 2 недель обязан выдать вам все документы, перечисленные в таком перечне. После того как документы, указанные в перечне, будут собраны, вы снова обращаетесь в местный совет. И в течение месяца с момента регистрации предоставленных вами документов он должен вынести решение о размещении МАФ и/или заключении договора личного срочного сервитута.

Если в этот срок ответ от местного совета не будет получен, считается, что размещение МАФ разрешается по принципу молчаливого согласия.

Не требуется регистрация МАФ для таких объектов:

— витрин, холодильного и другого оборудования (за исключением столов и стульев), размещенных рядом со стационарной МАФ, на которую было получено решение о ее размещении. При этом общая площадь такого оборудования не может превышать 25 % площади МАФ и оно должно размещаться в пределах земельного участка, принадлежащего собственнику МАФ;

— передвижных МАФ в специально отведенных местах во время проведения ярмарок, праздничных мероприятий сроком до одной недели.

На остальные МАФ, в том числе и передвижные, решение получать придется.

Разрешение на торговлю.

Мы считаем, что определенные законодательные основания для неполучения данного разрешения имеются, однако ввиду неоднозначности ситуации эти аргументы, пожалуй, лучше оставить «на крайний случай».

Разрешение на торговлю официальные органы трактуют как разрешение на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и иного предназначения из

ст. 10 Закона о благоустройстве. МАФ относятся к объектам благоустройства, как правило, и в местных положениях.

Мы уже отмечали, что необходимость получения такого разрешения, сроки его выдачи, платность или бесплатность выдачи на данный момент ни одним законом не установлена, как того требует

п. 4 Закона о разрешительной системе**. На этот аспект неоднократно обращал внимание и Госпредпринимательства (см. письма от 09.09.09 г. № 10831, от 14.08.09 г. № 9727, от 30.04.09 г. № 5022), хотя ГНАУ придерживается позиции о необходимости получения разрешения в ситуации, когда это предусмотрено местными положениями (см. Обобщающее налоговое разъяснение, утвержденное приказом ГНАУ от 25.03.10 г. № 184).

** Подробно эта проблема рассматривалась в материале «Разрешение на размещение объекта торговли: можно ли работать без него?» // «БН», 2009, № 49, с. 15.

Вместе с тем в обновленном Законе о разрешительной системе содержатся нормы, «укрепляющие» позиции органов, отстаивающих позицию о необходимости получения таких разрешений (см. на с. 33 «Кто определяет порядок выдачи разрешительных документов»).

 

Кто определяет порядок выдачи разрешительных документов

Извлечение из ст. 41 Закона о разрешительной системе

«Порядок выдачи документов разрешительного характера или отказа в их выдаче, переоформления, выдачи дубликатов, аннулирования, выдача или отказ в выдаче которых законами Украины отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, устанавливается их решением по согласованию с территориальными (местными) органами центральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование в соответствующей сфере, и территориальным органам уполномоченного органа, а в случаях, предусмотренных законом, — на основании типовых порядков, утвержденных Кабинетом Министров Украины».

 

Поскольку выдача разрешений на объекты благоустройства отнесена в

ст. 10 Закона о благоустройстве к полномочиям сельских, поселковых и городских советов в сфере благоустройства населенных пунктов, то с учетом вышеприведенных норм они разрабатывают соответствующие правила получения таких разрешений*.

* Заметим также, что Кабмин в одном из своих недавних документов подтвердил легитимность разрешения на объекты благоустройства (п. 63 приложения 1 к постановлению КМУ «О мерах относительно выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» от 21.05.2009 г. № 526).

Разрешительные документы на участок под МАФ.

На земельный участок, находящийся под МАФ, следует получить соответствующий правоустанавливающий документ, на что обратил внимание Госкомзем в письмах от 11.07.08 г. № 6-8-2111, от 25.01.07 г. № 6-11-135/М-6, от 15.07.06 г. № 6-8-1137/705.

И хотя они основываются на нормах

ст. 125 ЗКУ, обновленная редакция которой уже не содержит условия о запрещении использования земельного участка до установления его границ в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего право на него, аналогичные правила предусмотрены другими нормами. В частности, ст. 211 ЗКУ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельных участков, а именно в виде административного штрафа, налагаемого на виновных должностных лиц по ст. 531 «Самовольное занятие земельного участка» КоАП в размере от 20 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 до 1700 грн.).

Вместе с тем, как пояснил

Госкомзем в письме от 11.12.06 г. № 6-11-1263/х164, если разрешение от собственника земельного участка было получено, но правоустанавливающий документ не был оформлен (например, договор аренды), то такие действия относятся к использованию земельных участков без правоустанавливающих документов, а не к самовольному занятию участка. Порядок действия контролирующих органов в таких случаях Госкомзем изложил в письме от 16.08.06 г. № 14-17-4/6045.

Если же владелец МАФ примет решение о получении в пользование участка из земель государственной или коммунальной собственности, ему следует учесть, что согласно

ст. 123 ЗКУ предоставление в пользование земельного участка, границы которого установлены в натуре (на местности) без изменения его целевого назначения, осуществляется на основании технической документации без составления проекта землеотвода. При этом в обновленной ст. 20 ЗКУ четко разграничиваются понятия «категория земли» и «вид (условие) использования земли», и при размещении МАФ целевым можно считать использование земли с категорией «земли жилищной и общественной застройки».

А вот если земельный участок был получен в аренду, то его следует использовать в строгом соответствии с условиями аренды, в частности для целей размещения именно тех МАФ, которые указаны в договоре. В противном случае договор аренды может быть расторгнут по причине нарушения его существенных условий, на что обратил внимание ВХСУ в своем

Обзорном письме от 30.11.07 г. № 01-8/918 «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с арендой земельных участков». Если же земельный участок будущему сособственнику МАФ не принадлежит ни на каких правах, местный совет при принятии решения о размещении МАФ может заключить с ним договор личного срочного сервитута.

Разрешения органов санитарной службы и пожарного надзора.

С этими разрешениями ситуация четко не определена. В отношении санитарных разрешений в ст. 15 Закона о санитарном благополучии предусмотрена необходимость лишь согласования с органами СЭС (а не получения от них соответствующего разрешения), в частности, при вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного, социально-культурного и иного назначения. Аналогичные положения содержатся и в ст. 10 Закона о пожарной безопасности.

Вместе с тем в новом

Порядке размещения МАФ ввод объекта в эксплуатацию с соответствующим согласованием его, в частности, с представителями органов СЭС и пожарного надзора не предусматривается. Однако в местных положениях, основывающихся на старых, отмененных документах, такая процедура может быть предусмотрена применительно к стационарным МАФ. Поэтому и здесь все зависит от местных особенностей, хотя смелые плательщики, ссылаясь на Порядок размещения МАФ, могут настаивать на непроведении этой процедуры.

На автотранспорт, перевозящий продовольственное сырье и продовольственные товары для мелкорозничной торговой сети, должен быть оформлен санитарный паспорт

(п. 21 Правил № 369).

Заметим также, что в случае размещения МАФ на территории рынков никаких разрешительных документов получать не нужно, поскольку все соответствующие действия осуществляет администрация рынка (см.

п. 7 Правил торговли на рынках, утвержденных приказом Минэкономики, МВД, ГНАУ, Госкомстандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.02 г. № 57/188/84/105).

 

Особенности оформления пунктов мелкорозничной торговли

 

Таблица 1.

Требования к оформлению пунктов продажи мелкорозничной сети, предъявляемые Правилами № 369

Объект торговли

Требования к оформлению

Стационарные пункты (киоски, лари, ларьки и т. п.)

На видном месте размещается свидетельство о государственной регистрации, адрес и номер телефона субъекта хозяйствования, которому принадлежит этот пункт, фамилия, имя и отчество продавца, а также режим работы

Передвижные пункты (автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоприцепы, автоцистерны и т. п.)

На кузов должна быть нанесена краской четкая надпись, в которой указываются наименование, адрес субъекта хозяйствования, номер точки передвижной торговой сети и номер телефона субъекта хозяйствования

Прочие нестационарные объекты торговли (лотки-прилавки, разноски, лотки, столики и т. п.)

На рабочем месте продавца устанавливается табличка с указанием его фамилии, имени и отчества, а также сведений о субъекте хозяйствования, который организовал торговлю: для юридического лица — наименование, местонахождение и номера телефона, для физического лица — предпринимателя — фамилия, имя и отчество, номер свидетельства о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего такую регистрацию

 

Чем можно торговать в мелкорозничной торговой сети

В

Правилах № 369 содержится ряд ограничений в отношении ассортимента товара, который можно продавать через мелкорозничную сеть. Некоторые из них явно устарели, как, например, запрет на продажу в пунктах мелкорозничной торговли тех товаров, которые отсутствуют в магазинах соответствующей товарной специализации, принадлежащих тому же субъекту хозяйствования (п. 7 Правил № 369), но соблюдать их все же необходимо. Ведь за нарушение правил торговли на должностное лицо субъекта хозяйствования может быть наложен административный штраф по ст. 155 КоАП «Нарушение правил торговли и предоставления услуг работниками торговли, общественного питания и сферы услуг, гражданами, которые занимаются предпринимательской деятельностью» в размере от 1 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 17 до 170 грн.).

Но особую внимательность следует проявлять к ограничениям в части торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, поскольку за нарушение соответствующих правил может быть применена более серьезная ответственность. Так, согласно

ст. 156 КоАП «Нарушение правил торговли пивом, алкогольными, слабоалкогольными напитками и табачными изделиями» нарушение работником предприятия (организации) торговли правил торговли пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками и табачными изделиями, в частности торговля ими в местах, запрещенных законом или решением соответствующего органа местного самоуправления, влечет наложение штрафа от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 грн. до 1700 грн.).

Кроме того,

ст. 153 Закона об алкоголе установлен запрет на продажу пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков и табачных изделий в не определенных для этого местах торговли, нарушение данного запрета может быть чревато наложением финансовых санкций в размере 6800 грн. (ст. 17 Закона об алкоголе).

Итак, посмотрим, какие ограничения выдвигаются к товарному ассортименту в мелкорозничной сети (см. табл. 2 на с. 35).

 

Таблица 2.

Ограничения товарного ассортимента в мелкорозничной торговой сети

Ограничение из Правил № 369

Комментарий

1

2

Торговля продовольственными и непродовольственными товарами в одном мелкорозничном торговом пункте позволяется лишь при условии, что продовольственные товары фасованы, имеют герметичную (неповрежденную) упаковку и при этом соблюдается принцип товарного соседства.

Запрещается продажа нефасованных и неупакованных продовольственных товаров с разносок, лотков, столиков, корзин и неспециализированного транспорта, кроме картофеля, овощей, фруктов, плодов, ягод, бахчевых культур в период сезонной продажи, а также мороженого, цветов

Ограничение установлено только для ситуации одновременной торговли продовольственными и непродовольственными товарами. То есть при продаже в одном торговом пункте только продовольственных товаров они могут быть и не фасованы, но при этом должно соблюдаться ограничение в части объектов продажи нефасованных продуктов.Что такое принцип товарного соседства, в нормативных актах не оговаривается, но ясно, что, к примеру, ядохимикаты или предметы бытовой химии нельзя продавать рядом с продовольственными товарами. А согласно Санитарным правилам продукты, имеющие специфический запах (сельдь, специи и т. п.), должны храниться отдельно от продуктов, впитывающих запахи

Запрещается продажа:

— продовольственных товаров, если при их продаже отсутствуют условия для соблюдения санитарных норм и правил, а также для поддержки температурных режимов, условий хранения и продажи этих товаров

Согласно Санитарным правилам хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативно-технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции. Такие условия указаны в нормативной документации и, в частности, приведены на упаковке некоторых продуктов

— алкогольных напитков (кроме автомагазинов системы потребительской кооперации, которые осуществляют выездную торговлю в сельской местности, при наличии марок акцизного сбора);

— табачных изделий через средства передвижной сети, за исключением автомагазинов, автокафе, авторазвозок, лавок-автоприцепов системы потребительской кооперации, которые осуществляют продажу в сельской местности;

— табачных изделий через стационарные пункты, если состояние помещений не отвечает требованиям нормативных документов относительно их хранения;

— табачных изделий без марок акцизного сбора;

— алкогольных напитков и табачных изделий работниками субъекта хозяйствования, которым не исполнилось 18 лет;

— алкогольных напитков и табачных изделий в помещениях и на территории учебных заведений, заведений здравоохранения; в помещениях специализированных торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента или спортивными товарами, а также в соответствующих отделах (секциях) универсальных торговых организаций; в местах проведения спортивных соревнований

Данными нормами установлены ограничения на продажу только алкогольных напитков. Однако следует учесть, что Законом об алкоголе установлен также запрет на продажу пива (кроме безалкогольного), слабоалкогольных напитков и табачных изделий в определенных местах, на территории которых могут быть установлены объекты передвижной торговли.

Кроме того, на время проведения массовых мероприятий сельские, поселковые и городские советы в пределах соответствующей административной территории могут запретить или ограничить продажу пива (кроме пива в пластиковой таре), алкогольных, слабоалкогольных напитков

— технически сложных и крупногабаритных товаров

К технически сложным бытовым товарам относятся непродовольственные товары широкого потребления (приборы, машины, оборудование и др.), состоящие из узлов, блоков, комплектующих изделий. Перечень групп технически сложных товаров содержится в приложении 1 к Порядку гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденному постановлением КМУ от 11.04.02 г. № 506

— тканей, обуви (кроме домашней и рабочей), швейных изделий (кроме рабочей одежды и головных уборов для летнего сезона) и изделий верхнего трикотажа, которые требуют примерки

Что такое домашняя обувь, в нормативных документах не говорится, поэтому в это понятие вполне может вписаться, скажем, пляжная обувь, которую можно носить и дома

— драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них

Перечень драгметаллов и драгкамней содержится в Законе Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» от 18.11.97 г. № 637/97-ВР. Под действие данного Закона попадает также торговля полудрагоценными камнями, поэтому ими в мелкорозничной сети торговать также нельзя. А вот остальной продукцией, к примеру, сувенирной, содержащей недрагоценные камни, в мелкорозничной сети торговать можно

— огнеопасных товаров бытовой химии, пиротехнических игрушек, горюче-смазочных материалов (кроме тех, которые реализуются через авторазвозки системы потребительской кооперации)

Заметим, что к огнеопасным относятся многие товары бытовой химии, к примеру, аэрозольные освежители воздуха, поэтому продаваемую продукцию следует проанализировать по этому критерию

 

Когда на мелкорозничную торговлю нужно получать патент и лицензию

В соответствии со

ст. 3 Закона о патентовании патент следует получать на торговлю за наличные средства, в частности, через киоски, палатки и другие МАФ, которые занимают отдельные помещения, но не имеют встроенного торгового зала для покупателей; автомагазины, развозки и другие виды передвижной торговой сети; лотки, прилавки и другие виды торговых точек в отведенных для торговой деятельности местах. Как видим, патентованию подлежит продажа за наличные практически через все пункты мелкорозничной торговли.

Вместе с тем имеются исключения из этих общих правил. В частности, не нужно получать патент в таких случаях:

— при продаже через лотки, прилавки, которые предоставляются в аренду субъектам предпринимательской деятельности — физическим лицам и находятся в пределах специализированных предприятий сферы торговли — рынков всех форм собственности (

п. 3 ст. 3 Закона о патентовании);

при торговле исключительно* такими товарами отечественного производства: хлеб и хлебобулочные изделия; мука пшеничная и ржаная; соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное; молоко и молочная продукция, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них; продукты детского питания; безалкогольные напитки; мороженое; говядина и свинина; домашняя птица; яйца; рыба; ягоды и фрукты; мед и другие продукты пчеловодства, пчелоинвентарь и средства защиты пчел; картофель и плодоовощная продукция; комбикорма для продажи населению (п. 6 ст. 3 Закона о патентовании);

при торговле, осуществляемой плательщиками единого налога (п. 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99) или фиксированного сельскохозяйственного налога (ст. 1 Закона Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV).

* Условие о торговле исключительно этими видами продукции, в частности, подразумевает, что никакими другими сопутствующими товарами торговать нельзя. Так что даже продажа за отдельную плату пакетов, в которых фасуется, скажем, мороженое, будет свидетельствовать о нарушении этих правил. Такую упаковку можно расценивать как составляющую продукции, только в том случае, если за нее отдельно не взимать плату.

В иных случаях патент необходимо получить на каждый отдельный пункт выездной торговли:

— на стационарный объект — в ГНИ по местонахождению торговой точки;

— на объект передвижной торговой сети — в ГНИ по месту регистрации субъекта хозяйствования (п. 3 ст. 2 Закона о патентовании). Такой патент с отметкой «выездная торговля» и номера автотранспорта действует на всей территории Украины.

Если торговля осуществляется на краткосрочной основе, в ГНИ по месту осуществления торговли можно получить краткосрочный патент со сроком действия от 1 до 15 дней (п. 4, 5 ст. 3 Закона о патентовании).

Непосредственно продажа товаров через мелкорозничную сеть не лицензируется, однако лицензию следует получить при торговле товарами, подлежащими лицензированию, в частности алкогольными напитками и табачными изделиями (с учетом вышеприведенных действующих ограничений в условиях их продажи).

 

Особенности приема наличности в мелкорозничной торговле

Согласно

Закону об РРО в каждом месте проведения расчетов необходимо применять зарегистрированный, опломбированный и переведенный в фискальный режим работы регистратор расчетных операций (РРО). Как правило, для этих целей используют портативные РРО, которые вместе с книгой учета расчетных операций (далее — КУРО) регистрируются:

— при стационарной (полустационарной) торговле по местонахождению МАФ;

— при передвижной (выездной) торговле по местонахождению субъекта хозяйствования (см.

п. 2.2 Порядка регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги) и п. 2.1 Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденных приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614).

Без использования РРО и расчетных книжек (далее — РК) может осуществляться продажа:

— воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов (

п. 11 ст. 9 Закона об РРО);

— в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет свыше 50 % общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров (

п. 10 ст. 9 Закона об РРО);

— продукции собственного производства предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке (

п. 1 ст. 9 Закона об РРО);

— товаров частными предпринимателями на фикспатенте и плательщиками единого налога, если такие субъекты не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив) (

п. 5, 6 ст. 9 Закона об РРО).

Кроме того, без РРО, но с использованием РК и КУРО, разрешается продавать товары в соответствии с

Перечнем, утвержденным постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336 (ст. 10 Закона об РРО), но для большинства товаров из данного Перечня действует ограничение годового объема операций, в случае превышения которого использование РРО является обязательным, в размере 200 тыс. грн. из расчета на одного субъекта хозяйствования (а не на одну торговую точку).

Следует также учесть, что место

проведения наличных расчетов, в том числе с применением РРО, является кассой (п. 1.2 Положения № 637), в связи с чем в торговом пункте необходимо вести кассовую книгу. В то же время не надо вести кассовую книгу и оформлять приходные (расходные) кассовые ордера в пунктах продажи, которые применяют РРО или РК с отражением их данных в КУРО, если в такой точке продажи не получают и не выдают наличность по кассовым ордерам, т. е. только принимают и сдают в кассу предприятия или банк выручку, а другие кассовые операции не выполняют (п. 4.2 Положения № 637; письма НБУ от 29.02.08 г. № 11-113/819-2371, от 06.02.08 г. № 11-113/423-1352, от 04.10.07 г. № 11-115/3693-10119). Тогда для текущих нужд (к примеру, для уплаты рыночного сбора) соответствующую наличность следует получать из кассы предприятия, поскольку при использовании для этих целей выручки из РРО должен быть выписан расходный кассовый ордер (см. письма ГНАУ от 08.08.07 г. № 15658/7/23-7017, НБУ от 25.05.07 г. № 11-110/2058-5398). А вот на операции получения разменной монеты эти ограничения не распространяются, поскольку, по мнению НБУ, в таких случаях приходный кассовый ордер не выписывается, а в РРО ее вносят с помощью операции «Служебное внесение» (письмо НБУ от 05.12.07 г. № 11-113/4587-12584).

Кроме того, кассовую книгу не ведут физические лица — предприниматели (

п. 4.2 Положения № 637).

Независимо от того, ведется кассовая книга или нет, суммы оприходованной выручки участвуют в расчете лимита кассы и должны сдаваться в банк в сроки, предусмотренные

п. 5.1 Положения № 637 (см. письма НБУ от 09.11.09 г. № 11-113/5029-20868, от 04.10.07 г. № 11-115/3693-10119).

На этом сегодня закончим разговор об организационных особенностях сезонной торговли. Безусловно, изложенным «организационная» тематика не исчерпывается, в частности имеются особенности ценовой политики такой торговли, списания испорченной продукции, но это уже тема будущих публикаций.

 

Документы статьи

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ЗКУ

— Земельный кодекс Украины от 25.10.01 г. № 2768-III.

Закон о благоустройстве

— Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.05 г. № 2807-IV.

Закон о разрешительной системе

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.05 г. № 2806-IV.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон о пожарной безопасности

— Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Закон о санитарном благополучии

— Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон об алкоголе

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Инструкция № 327

— Инструкция по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Госкомстата от 24.10.05 г. № 327.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

Правила № 369

— Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 08.07.96 г. № 369.

Санитарные правила

— Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР от 16.04.91 г. № 5781-91.

Правила № 185

— Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики Украины от 11.07.03 г. № 185.

Правила № 104

— Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики Украины от 19.04.07 г. № 104.

Единые правила

— Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

Порядок размещения МАФ

— Порядок размещения малых архитектурных форм для проведения предпринимательской деятельности, утвержденный постановлением КМУ от 26.08.09 г. № 982 (см. приложение «Документы» // «БН», 2009, № 40).

Методрекомендации по определению недвижимости

— Методические рекомендации относительно определения недвижимого имущества, которое находится на земельных участках, право собственности на которое подлежит государственной регистрации, утвержденные приказом Минюста от 14.04.09 г. № 660/5.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше