Темы статей
Выбрать темы

Госбюджет-2010: обзор основных изменений

Редакция БН
Статья

ГОСБЮДЖЕТ-2010:

обзор основных изменений

 

Под занавес первой трети текущего года наконец-то принят Закон о государственном бюджете на 2010 год. Причем большинство его норм действуют (действовали) с 1 января 2010 года. В этой статье мы постараемся разобраться в новшествах, которые следует учесть в дальнейшей работе.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Наталия ЖУРАВЛЕВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Социальный блок (ст. 52 и 53)

С принятием

Закона о госбюджете-2010 наконец-то закончились гадания, какой показатель МЗП и ПМ в 2010 году является более законным. Чаша весов склонилась в пользу более высоких размеров: Законом о госбюджете-2010 размеры МЗП и ПМ установлены на том же уровне, что были предусмотрены Законом № 1646 — в период январь — март МЗП и ПМТЛ составляет 869 грн. Причем согласно ст. 1 раздела VII Заключительные положения этого закона его нормы применяются с 1 января 2010 года (за исключением отдельных норм, которые начали действовать с момента его опубликования). Приведем установленные размеры ПМ (табл. 1), а также посмотрим, как их принятие задним числом может сказаться на начислении и налогообложении выплат работникам за 1-й квартал 2010 года.

 

Таблица 1.

Размер ПМ в 2010 году (ст. 52)

Социальные и демографические группы населения

С 1 января

С 1 апреля

С 1 июля

С 1 октября

С 1 декабря

Дети в возрасте до 6 лет

755

767

771

787

799

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

901

917

921

941

957

Трудоспособные лица

869

884

888

907

922

Лица, утратившие трудоспособность

695

706

709

723

734

Общий показатель

825

839

843

861

875

 

Показатель ПМТЛ, установленный на начало отчетного года, как известно, влияет на ряд показателей, от которых зависит налогообложению выплат работникам, а именно на предельный размер дохода, дающий право на НСЛ, а также на размер НСЛ.

Предельный размер зарплаты, дающий право на НСЛ, в 2010 году

составляет:

(869 х 1,4)

1220 грн. в месяц.

Если работник имеет право на НСЛ «на детей», то предельный размер зарплаты, дающий право на НСЛ, напоминаем, определяется путем умножения 1220 грн. на количество детей.

 

Таблица 2.

Размеры НСЛ в 2010 году

Вид НСЛ (норма Закона о налоге с доходов)

Расчет

Размер НСЛ, грн.

Обычная «01» (п.п. 6.1.1)

869 х 50 %

434,50

Повышенная «02» (п.п. 6.1.2)

869 х 50 % х 150 %

651,75

Повышенная «03» (п.п. 6.1.3)

869 х 50 % х 200 %

869

 

В наших консультациях мы рекомендовали при налогообложении выплат работникам ориентироваться на показатель ПМТЛ в размере 869 грн.*, поэтому тем, кто последовал нашим рекомендациям, теперь никаких корректировок делать не нужно.

*Несмотря на то что показатели МЗП и ПМ могут устанавливаться только законом о государственном бюджете на соответствующий год, ввиду отсутствия данного документа на 2010 год, ГНАУ (письма от 24.12.09 г. № 28800/7/17-0217, от 14.01.10 г. № 160/6/17-0716) и ФВПТ (письма от 01.02.10 г. № 02-24-18, от 29.12.09 г. № 01-16-2801) признавали действие Закона № 1646.

Те плательщики, которые опасались при удержании налога с доходов ориентироваться на предельный доход в размере 1220 грн., и приведенные в табл. 2 размеры НСЛ, теперь без каких-либо опасений могут провести перерасчет налога с доходов за прошедшие периоды и вернуть работникам излишне удержанный с них налог. Сумму излишне удержанного налога в отчетности следует показать через исправление ошибки, т. е. путем подачи уточненяющего расчета по ф. № 1ДФ за 1 квартал 2010 года.

Показатель ПМТЛ в каждом отдельном месяце определяет сумму, в пределах которой индексируется доход работника, а также влияет на ставку обложения взносом «снизу» в ФВПТ. Кроме того, исходя из показателя ПМТЛ определяется максимальная величина дохода, с которой взимаются взносы на социальное страхование (равен 15 ПМТЛ). Учитывая, что введенные Закон о госбюджете-2010 показатели ПМТЛ применяются с 1 января 2010 года страхователям, если при налогообложении они ориентировались на ПМТЛ в размере 744 грн., необходимо пересчитать соцвзносы исходя из ПМТЛ в размере 869 грн. Что касается штрафных санкций (пени) в случае возникновения недоимки по уплате соцвзносов, то, на наш взгляд, они не должны применяться, так как Закон о госбюджете-2010, который прояснил этот вопрос, был опубликован лишь 30 апреля этого года.

Теперь поговорим о показателе МЗП (табл. 3).

 

Таблица 3. Размер МЗП в 2010 году (ст. 53)

Показатель

С 1 января

С 1 апреля

С 1 июля

С 1 октября

С 1 декабря

МЗП в месячном размере

869

884

888

907

922

МЗП в почасовом размере

5,2

5,29

5,32

5,43

5,52

 

Первое, что следует отметить, это соответствие МЗП в месячном размере величине ПМТЛ в соответствующем периоде.

Далее. Впервые законом о госбюджете вводится показатель МЗП в почасовом размере. Введение данного показателя не является неожиданностью, так как это предусматривалось

Законом № 1574. Кабмин во исполнение данного закона разработал постановление № 330, в п. 2 которого говорится, что МЗ в почасовом размере применяется предприятиями независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями, использующими наемный труд, в случае, если в коллективных договорах или по согласованию с профсоюзом установлена почасовая оплата труда с применением соответствующих нормированных заданий и учета фактического рабочего времени*. Во всех остальных случаях (оплата труда производится исходя из месячного оклада, применятся сдельная форма оплаты труда) независимо от установленного режима работы применяется МЗП в месячном размере.

*В учреждениях и организациях, которые финансируются из бюджета, МЗП в почасовом размере применяется в случае принятия КМУ решения об установлении работникам почасовой оплаты труда. Предложения относительно принятия таких решений вносит Минтруда по инициативе центральных и местных органов исполнительной власти и после консультации с соответствующими отраслевыми профсоюзами (п. 2 постановления № 330).

Теперь что касается вопроса, нужно ли доначислять зарплату работникам за прошедшие месяцы 2010 года, если она рассчитывалась исходя из МЗП в размере 744 грн. Учитывая, что для всех случаев должен применяться один и тот же размер МЗП, а также то, что установленный Закон о госбюджете-2010 показатель МЗ применяется с 1 января 2010 года, правильнее было бы сделать перерасчет зарплаты работникам за прошлые месяцы. В то же время хотим напомнить, что в период неопределенности Минтруда заняло позицию (письмо от 03.02.10 г. № 98/13/84-10)** о действии с 1 января 2010 года и до принятия закона о государственном бюджете на 2010 год показателя МЗП в размере 744 грн., поэтому, начисляя зарплату в таком размере, работодатель ничего не нарушал (по крайней мере, его действия согласовывались с позицией госоргана, контролирующего этот вопрос). Надеемся, что в скором времени появятся разъяснения Минтруда по данному вопросу, а пока мы бы не рекомендовали торопиться с перерасчетом зарплаты. Выявить данное нарушение могут лишь инспекции по труду, а решение о наложении штрафных санкций принимает суд, и тут большой вопрос, посчитает ли суд это правонарушением. Не исключено, что в решении суд лишь обяжет работодателя провести доначисление зарплаты исходя из МЗП, установленной Законом о госбюджете-2010, без наложения штрафных санкций.

**Наш ком. «Минзарплата составляет 744 грн. — «своевременные» разъяснения Минтруда» см. в «БН», 2010, № 7, с. 7.

И еще один момент, на который хотим обратить ваше внимание. Показатель МЗП используется при расчете пособия по беременности и родам в случае, если перед уходом в декрет работница отработала меньше календарного месяца*. Если работодатель использовал здесь показатель МЗП в размере 744 грн. (а не 869 грн., а с 1 апреля 884 грн.), то ему необходимо провести перерасчет суммы декретных исходя из установленного Законом о госбюджете-2010 показателя МЗП.

*Подробнее см. Тему недели «Декретные по-новому» // «БН», 2010, № 12, с. 34.

 

Возмещение НДС

(ст. 25 и 88)

Существенные изменения ожидают плательщиков НДС, которые имеют право на бюджетное возмещение, хотя однозначно говорить о сути новшеств, на наш взгляд, еще рано.

С одной стороны,

ч. 1 ст. 25 Закона о госбюджете-2010 предписывает осуществить возмещение НДС плательщикам, у которых суммы НДС задекларированы к возмещению до 01.05.10 г. и подтверждены проверками, которые не возмещены на дату вступления в силу Закона о госбюджете-2010, путем оформления облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ) со сроком обращения 5 лет.

Можно предположить, что возмещение указанных сумм НДС будет осуществляться

только путем выдачи ОВГЗ.

С другой стороны, вселяет надежду

ч. 3 ст. 25, предписывающая, что в порядке выпуска, обращения, погашения, а также начисления процентов по таким облигациям, который должен установить Кабмин, должно быть обеспечено равенство условий для всех плательщиков относительно определения способа возмещения НДС, добровольность осуществления такого возмещения и заинтересованность всех плательщиков.

При этом продолжают действовать нормы

Закона об НДС, предусматривающие право плательщиков на получение бюджетного возмещения на текущий счет (денежными средствами).

Таким образом, прямого запрета на возмещение сумм НДС, заявленных и подтвержденных проверками до 30.04.10 г., в обычном порядке (путем перечисления денежных средств на расчетный счет)

Закон о госбюджете-2010 не содержит. О том, как эти нормы будут реализованы на практике, надеемся, мы узнаем в ближайшее время.

Кроме того,

ст. 88 Закона о госбюджете-2010 установлено, что плательщики НДС за счет сумм, заявленных к возмещению на текущий счет в банке, которые сформированы за счет налогового кредита, возникшего по операциям 2010 года, и полученных согласно Закону об НДС, имеют право, при условии открытия текущих счетов со специальным режимом использования в государственных банках или органах Госказначейства, приобретать государственные ценные бумаги и/или объекты государственного ценового регулирования, предложенные Аграрным фондом. Порядок такого приобретения определяется Кабмином.

Возникает вопрос о том, не будет ли единственно возможным получение бюджетного возмещения НДС, сформированного в 2010 году, на

текущий счет только со специальным режимом? То есть, получив бюджетное возмещение, плательщик сможет за счет таких средств приобрести только государственные ценные бумаги.

До обнародования соответствующего порядка, который должен разработать Кабмин, делать какие-либо выводы еще рано. Хотя сами по себе заложенные в госбюджете нормы настораживают.

 

Приостановлен спецрежим для переработчиков (п. 50 ст. 6, п. 63 ст. 33)

Согласно

п. 50 ст. 6 Закона о госбюджете-2010 к источникам формирования спецфонда госбюджета отнесен НДС, уплачиваемый в бюджет перерабатывающими предприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты и другую продукцию переработки животных и птицы, закупленных в живом весе (шкуры, субпродукты, мясокостная мука). За счет таких поступлений будет осуществляться доплата на одну корову по состоянию на 01.01.10 г. (п. 63. ст. 33 Закона о госбюджете-2010).

Поскольку

абз. 3 п. 11.21 Закона об НДС предусмотрено приостановление действия п. 11.21 при наличии указанных норм в госбюджете на соответствующий год, то, судя по всему, спецрежимный механизм выплаты дотаций сельхозпроизводителям, предусмотренный постановлением КМУ от 11.02.10 г. № 152**, на 2010 год приостанавливается с 30.04.10 г.

** См. ком. «Дотации сельхозтоваропроизводителям: Кабмин утвердил новый порядок их выплаты» // «БН», 2010, № 10, с. 4.

Надеемся, что в ближайшее время Кабмин и ГНАУ внесут больше ясности в суть этих изменений.

 

Госдивиденды (ст. 58 и 59)

Следует обратить внимание на ряд особенностей, касающихся уплаты так называемых госдивидендов в 2010 году.

Во-первых

, установлены две ставки для уплаты части чистой прибыли (дохода) в госбюджет:

15 % (общая ставка) будут уплачивать государственные унитарные*** предприятия и их объединения;

30 % будут уплачивать государственные унитарные предприятия, являющиеся субъектами природных монополий и предприятия, объем чистой прибыли которых в текущем году составляет больше 50 млн грн.

*** Согласно части 4 ст. 63 Хозяйственного кодекса Украины унитарным является предприятие, созданное одним учредителем, который выделяет необходимое для того имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через назначенного руководителя руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основах трудового найма, решает вопрос реорганизации и ликвидации предприятия.

Напомним, что в прошлом году была установлена единая ставка 15 %.

Порядок уплаты части чистой прибыли в госбюджет такими предприятиями должен установить Кабмин.

В постановлении КМУ от 29.12.09 г. № 1414* было указано, что до принятия госбюджета на 2010 год уплата части чистой прибыли государственными унитарными предприятиями и их объединениями осуществляется в соответствии с постановлением КМУ от 11.03.09 г. № 184**. Поскольку госбюджет на 2010 год принят, то Кабмин, по всей видимости, должен утвердить новый порядок.

* См. ком. «Кабмин «напомнил», как жить без Госбюджета» // «БН», 2010, № 3, с. 5.

** См. ком. «Госдивиденды-2009: сделан второй шаг по установлению порядка уплаты, будем ждать третий…» // «БН», 2009, № 12, с. 8.

Порядок уплаты части чистой прибыли (дохода) коммунальными унитарными предприятиями и их объединениями в местные бюджеты и нормативы такой уплаты должны установить Верховный Совет АР Крым и соответствующие местные советы.

Заметим, что в самом Законе о госбюджете-2010 уже содержится ряд норм, устанавливающих порядок такой уплаты. Так, в ч. 4. ст. 58 предусмотрено, что часть чистой прибыли уплачивается в государственный или местные бюджеты нарастающим итогом ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности в 2010 году в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль. А в ч. 6. ст. 58 предписано государственным унитарным предприятиям и их объединениям предоставлять Расчет части чистой прибыли вместе с финансовой отчетностью в налоговые органы в сроки, предусмотренные для предоставления деклараций по налогу на прибыль (коммунальные унитарные предприятия и их объединения предоставляют аналогичный расчет только в том случае, если это предусмотрено решением местного совета).

Напомним, что по результатам I квартала такой Расчет нужно было предоставить не позднее 11.05.10 г., поэтому ГНАУ в письме от 09.04.10 г. № 7100/7/15-0317С*** рекомендовала использовать для этого слегка подправленную форму, утвержденную приказом ГНАУ от 21.05.09 г. № 259.

*** См. Калейдоскоп документов «Расчет части чистой прибыли (дохода) госпредприятиями за І квартал — советы от ГНАУ» // «БН», 2010, № 18 — 19, с. 14.

Во-вторых

, государственные предприятия и хозобщества энергетической отрасли, 100 % акций (долей, паев) которых находятся в уставных фондах хозобществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций, имеют право уменьшить чистую прибыль на:

— сумму

целевых средств (объем инвестиционной составляющей), поступивших в составе тарифа и направляемых на выполнение инвестиционных проектов, решения по которым принимаются Кабмином;

— на объем

возврата кредитных средств (в составе тарифа), которые были привлечены для финансирования капитальных вложений на строительство (реконструкцию, модернизацию) объектов согласно соответствующим решениям Кабмина.

То есть

чистая прибыль госпредприятий энергетической отрасли (база начисления 15 % или 30 % части) уменьшается на сумму таких целевых средств и кредитных ресурсов. А упомянутые хозобщества на сумму таких целевых средств и кредитных ресурсов могут уменьшить размер чистой прибыли, с которой рассчитываются дивиденды, подлежащие уплате в бюджет.

Напомним, что в госбюджете на 2009 год разрешалось такое уменьшение только на сумму целевых средств, а о возвращенных кредитных средствах там не упоминалось.

В-третьих

, хозобщества, 50 и более процентов акций (долей, паев) которых находятся в собственности хозобществ, доля государства в которых составляет 100 %****, уплачивают до 01.07.10 г.***** непосредственно в госбюджет дивиденды, начисленные по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2009 год в размере базовых нормативов****** отчислений части прибыли, направленной на выплату дивидендов пропорционально размеру государственной части (акций, долей) в уставных фондах хозобществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций.

**** В прошлом году аналогичная норма была установлена для предприятий, доля государства в капитале которых составляла не менее 50 %.

***** В прошлом году такая уплата осуществлялась до 01.06.09 г.

****** Такие нормативы были установлены еще до принятия госбюджета на 2010 год постановлением КМУ от 22.03.10 г. № 274 в размере 30 % без дифференцирования по отраслям (см. ком. «Госдивиденды-2010: Кабмин утвердил базовые нормативы» // «БН», 2010, № 14, с. 5).

В такие же сроки и в таком же порядке уплачивают в госбюджет дивиденды за 2009 год хозобщества, в уставном фонде которых есть корпоративные права государства.

Если дивиденды на государственную долю в уставном фонде не будут уплачены в установленный срок, то Фондом госимущества будет начисляться пеня из расчета 200 % годовых учетной ставки Нацбанка от суммы недоплаты за каждый день просрочки.

В-четвертых

, если хозобщество, которое обязано уплачивать дивиденды в госбюджет, до 01.05.10 г. не приняло решение о начислении дивидендов по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2006 — 2009 годы, оно обязано уплатить часть чистой прибыли в государственный бюджет в размере, определенном по базовым нормативам, установленным на соответствующий год, до 01.07.10 г.

За несвоевременное перечисление такого платежа начисляется пеня

в размере и порядке предусмотренных для несвоевременно перечисленных дивидендов (из расчета 200 % годовых учетной ставки Нацбанка от суммы недоплаты за каждый день просрочки), которая уплачивается в общий фонд госбюджета. В отличие от несвоевременного перечисления дивидендов, о выплате которых принято решение, такая пеня начисляется ГНАУ, а не Фондом госимущества.

То есть непринятие решения о выплате дивидендов не избавляет хозобщество от обязанности уплаты соответствующей суммы в бюджет. Причем такая сумма рассматривается как часть чистой прибыли, подлежащая уплате в бюджет, и за ее несвоевременную уплату начисляется пеня налоговыми органами.

 

Обязательные дивиденды АО (п. 10 р. VII)

В

Закон о хозобществах внесены временные изменения (действуют только в 2010 году) относительно определения термина «прибыль общества» и компетенции общего собрания, из которых следует, что выплата дивидендов является обязательной. Однако размер доли чистой прибыли, которая направляется на выплату дивидендов, не указан.

Напомним, что в общем случае выплата дивидендов сопровождается обязательной уплатой авансового взноса по налогу на прибыль в размере 25 % от суммы дивидендов, причитающихся к выплате (

п. 7.8 Закона о налоге на прибыль), а при выплате физическому лицу из суммы дивидендов удерживается еще и налог с доходов физических лиц в размере 15 % (п.п. 9.3.4 Закона о налоге с доходов).

Минимальный размер дивидендов установлен для акционерных обществ (АО). Соответствующие изменения внесены в

ст. 30 Закона об АО, которые предусматривают, что с чистой прибыли в отчетном году и/или нераспределенной прибыли осуществляется выплата дивидендов в размере не менее 30 %. Судя по всему, в данной норме речь идет о показателе стр. 350 «Нерозподілений прибуток (непокритий збиток)» на конец отчетного периода (года) баланса.

Как и прежде, выплата дивидендов проводится не позднее шести месяцев после окончания отчетного года.

В компетенцию общего собрания АО теперь входит принятие решения о выплате дивидендов в размере,

превышающем 30 %. Судя по всему, выплата дивидендов в размере 30 % чистой прибыли не требует соответствующего решения общего собрания.

Эти изменения вызывают ряд вопросов.

Во-первых

, на какой отчетный период распространяется требование об обязательной выплате дивидендов: на 2009, по результатам которого выплачиваются дивиденды в 2010 году, или на 2010, по результатам которого дивиденды будут выплачиваться уже в 2011 году?

Поскольку нормы, предусматривающие обязательную выплату дивидендов, действуют с 30.04.10 г. по 31.12.10. г., то, на наш взгляд, эти нормы обязаны учитывать те АО, которые принимают решение о распределении прибыли в период их действия.

Во-вторых

, как быть АО, которые до 30.04.10 г. уже приняли решение о невыплате дивидендов по итогам 2009 года (например, уже в 2010 году решили направить их на пополнение резервного фонда и развитие АО) либо приняли решение о том, что часть чистой прибыли, направленная на выплату дивидендов, меньше 30 %? Нужно ли им доплачивать дивиденды до установленного 30 % уровня?

По нашему мнению, в таком случае доплачивать дивиденды не нужно. Ведь решение об использовании полученной прибыли уже принято на основании законодательства, действовавшего на момент его принятия.

В-третьих

, как быть с обязательной выплатой дивидендов, если существуют обстоятельства, при которых АО не имеет права выплачивать дивиденды (ст. 31 Закона об АО), например, если собственный капитал АО меньше, чем сумма его уставного капитала, резервного капитала и размера превышения ликвидационной стоимости привилегированных акций над их номинальной стоимостью*? Ведь в этой статье речь идет обо всех видах дивидендов.

* См. статью «Дивиденды: начисляем и выплачиваем без ошибок» // «БН», 2010, № 7, с. 37.

Судя по всему, если такие ограничения существуют, то и обязательные дивиденды АО не может выплачивать.

Что касается других видов хозобществ, то для них выплата дивидендов тоже является обязательной (при наличии нераспределенной прибыли), однако минимальный размер части прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов, для них не установлен. Поэтому такой размер устанавливает общее собрание хозобщества.

 

Новый коэффициент к нормативам платежей за пользование недрами и спецводопользование (ст. 9)

В 2010 году к нормативам (абсолютным величинам) платежей за пользование недрами и спецводопользование, утвержденным в

приложениях № 1 и № 2 к Закону № 309, кроме коэффициента 1,439, который действовал в 2009 году, применяется коэффициент 1,143. Кроме того, как и в 2009 году, введен базовый норматив платежей за использование недр для добычи глинистых пород в размере 5 % к их стоимости.

Напомним, что ГНАУ в

письме от 11.02.10 г. № 2689/7/15-0817*, разъясняя особенности администрирования сбора за специальное водопользование в 2010 году, предлагала до принятия Закона о госбюджете-2010 применять действовавшие в прошлом году нормативы этого сбора.

* См. ком. «Сбор за спецводопользование: ГНАУ разъяснила особенности администрирования в 2010 году» // «БН», 2010, № 10, с. 9.

Согласно п. 1 р. VІІ «Заключительные положения» ст. 9 Закона о госбюджете-2010 применяется с момента его опубликования, т. е. с 30.04.10 г.

Поэтому до 30.04.10 г. платежи за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, а также платежи за специальное использование воды должны начисляться по прошлогодним ставкам (с учетом прошлогоднего коэффициента 1,439), а начиная с 30.04.10 г. для расчета сумм таких сборов следует применять нормативы, указанные в приложениях № 1 и № 2 к Закону № 309, умноженные на произведение коэффициентов 1,439 и 1,143.

То есть в I квартале расчет проводится по прошлогодним ставкам, во II квартале объемы добытых полезных ископаемых и использованной воды следует разделить (с 1 по 29 апреля и с 30 апреля по 30 июня), а в III и IV кварталах уже полностью по новым ставкам.

Вопрос, как отразить такие объемы в отчетности, надеемся, разъяснит ГНАУ. Возможно, ГНАУ, как в 2008 году, для производителей напитков (см. письмо от 16.07.08 г. № 14265/7/15-0617**) будет настаивать на предоставлении двух разных расчетов по периодам, в которых применяются различные коэффициенты. В то же время, на наш взгляд, проще всего отразить объемы, по которым применяются разные коэффициенты, как объемы, полученные из разных месторождений (источников).

** См. ком. «Сбор за спецводопользование: как производителям напитков отчитаться за полугодие» // «БН», 2008, № 30, с. 5.

 

Новый коэффициент к нормативам сбора за геологоразведочные работы (п. 8 р. VII)

К нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, которые утверждены

постановлением КМУ от 29.01.99 г. № 115, применяется коэффициент 3,19. Такой коэффициент вводится с 30.04.10 г. вместо коэффициента 2,27 (п. 6. р. II Закона № 309).

При составлении

Расчета сбора за геологоразведочные работы за II квартал 2010 г. плательщикам придется разделить объемы добытых (погашенных) объемов полезных ископаемых с 1 по 29 апреля (для расчета суммы сбора применяется коэффициент 2,27) и с 30 апреля по 30 июня (для расчета суммы сбора применяется коэффициент 3,19).

То, как отразить такие объемы в отчетности, надеемся, разъяснит ГНАУ. Либо придется подавать два расчета за II квартал 2010 года, либо в одном расчете придется отражать один и тот же вид полезных ископаемых дважды (с разными коэффициентами).

 

Бюджетный коэффициент земельного налога в 2010 году — 3,2 (ст. 62)

На 2010 год установлен так называемый бюджетный коэффициент 3,2 к ставкам земельного налога по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена.

В

статье «Расчет земельного налога на 2010 год: актуальные вопросы» // «БН», 2010, № 3, с. 32 мы обращали внимание читателей на то, что поскольку на момент предоставления Налогового расчета земельного налога (подается до 1 февраля) такой бюджетный коэффициент на 2010 год не был утвержден, то для расчета суммы земельного налога следовало использовать прошлогодний коэффициент 3,1 (показатель гр. 9 приложения 5).

В связи с утверждением такого коэффициента с 30.04.10 г.

возникли основания для перерасчета суммы земельного налога по участкам, расположенным в населенных пунктах, денежная оценка земель которых не проведена.

Обратите внимание: изменение бюджетного коэффициента приходится на апрель (30.04.10 г.), поэтому, на наш взгляд, есть основания для перерасчета суммы земельного налога начиная с апреля 2010 года. Однако можно ли это сделать путем дробления отчетного периода (месяца), применив коэффициент (1:30), мы сомневаемся. Скорее всего, новый бюджетный коэффициент придется применять ко всему месяцу. Надеемся, ГНАУ, как и обещала в

письме от 13.01.10 г. № 181/7/15-0717, разъяснит порядок применения нового бюджетного коэффициента.

Напомним некоторые особенности уточнения суммы земельного налога.

1. Подлежит уточнению земельный налог за апрель — декабрь 2010 года, а суммы земельного налога, начисленные за январь — март, остаются неизменными.

2. Для уточнения задекларированных в годовом расчете сумм земельного налога в соответствии с

п. 5 Порядка подачи налогового расчета земельного налога, утвержденного приказом № 434, необходимо в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (не позднее 20.05.10 г.), предоставить отчетный новый Налоговый расчет земельного налога (в нем делается отметка в поле «Новий звітний розрахунок») с уточненными показателями за апрель — декабрь 2010 года. При этом штраф, установленный п. 17.2 Закона № 2181, не применяется.

Если указанный срок будет пропущен, плательщикам придется предоставлять

уточняющий Расчет (в нем делается отметка в поле «Уточнюючий розрахунок»), но уже с начислением 5 % штрафа от суммы недоплаты.

По сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена на 01.01.10 г., применяются ставки земельного налога, установленные

ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Закона о плате за землю.

 

Отменен сбор с покупки-продажи валюты (ст. 86)

С 01.07.10 г. сбор на обязательное государственное пенсионное страхование с безналичных операций по покупке-продаже иностранной валюты за гривню не будет взиматься.

Напомним, что Пенсионный фонд в

письме от 31.12.09 г. № 24746/03-02 сделал вывод, что сбор с приобретения безналичной валюты в 2010 году должен взиматься в размере 0,5 % (как предусмотрено п. 6 ст. 4 Закона № 400 ).

Поскольку соответствующие изменения в

Закон № 400 не внесены, то, на наш взгляд, невзимание такого сбора будет действовать только до 31.12.10 г. (пока будет действовать Закон о госбюджете-2010).

 

Аренда государственного и коммунального имущества (ст. 72)

Передача в аренду государственного и коммунального имущества в 2010 году осуществляется исключительно на конкурсной основе. Без такого конкурса может передаваться имущество в аренду бюджетным учреждениям; музеям; предприятиям и общественным организациям в сфере культуры и искусства; общественным организациям ветеранов и инвалидов; центрам профессиональной, социальной реабилитации инвалидов; Пенсионному фонду Украины и его органам; государственным издательствам и предприятиям книгораспространения; отечественным издательствам и предприятиям книгораспространения, обеспечивающим подготовку, выпуск и (или) распространение не менее 50 % книжной продукции на государственном языке (порядок определения таких предприятий устанавливает Кабмин); религиозным организациям для обеспечения проведения богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

При определении арендных ставок в городах областного значения, городах Киеве и Севастополе используются ставки, утвержденные Кабмином как стартовые при проведении конкурса.

Арендатор, надлежащим образом исполняющий свои обязательства по договору аренды, срок действия которого заканчивается, имеет право на продление договора аренды на новый срок, но не более чем на 2 года. Для этого ему необходимо уведомить арендодателя не позднее чем за 2 месяца до окончания срока действия договора аренды недвижимого имущества.

Кроме того, недвижимое имущество органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также ряда госорганов, которое не используется ими для выполнения своих функций, может быть передано в аренду до 01.01.11 г.

 

Полномочия налоговых органов (ст. 21)

В 2010 году органы Государственной налоговой службы Украины (ГНС) являются органами взыскания задолженности субъектов хозяйствования перед государством по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе. При этом такая задолженность считается налоговым долгом и взыскивается в соответствии с

Законом № 2181.

Кроме того, налоговым органом предписано обжаловать решения всех судебных инстанций, принятые не в пользу государства, до принятия окончательного решения Верховным Судом Украины.

Пока непонятно, распространяется такое требование на все споры, в которых участвуют налоговики, или только на те, в которых предметом спора является задолженность перед государством по кредитам, госгарантиям и т. п.

При этом Минфину разрешено привлекать в 2010 году юридических лиц для представления интересов органов государственной власти в судах по делам о взыскании задолженности перед государством по кредитам, привлеченным государством либо под госгарантии, бюджетным ссудам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, в том числе в ходе банкротства, в отношении которых органам ГНС было отказано. На оплату таких услуг разрешено использовать до 5 % от фактических поступлений в госбюджет вследствие обеспечения этими лицами взыскания.

На этом наше первое знакомство с главным финансовым планом текущего года будем заканчивать. Поскольку невыясненных вопросов осталось достаточно много, то по мере поступления разъяснений мы постараемся оперативно информировать о них на страницах нашего издания.

 

Документы и сокращения статьи

Закон о госбюджете-2010

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.10 г. № 2154-VI (см. приложение «Документы»).

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.03 г. № 889-IV.

Закон о плате за землю

— Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII.

Закон № 309

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.08 г. № 309-VI.

Закон № 400

— Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон о хозобществах

— Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Закон об АО

— Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.08 г. № 514-VI.

Закон № 1646

— Закон Украины «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» от 20.10.09 г. № 1646-VI.

Закон № 1574

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно почасовой оплаты труда» от 25.06.09 г. № 1574-VI.

Постановление № 330

— постановление КМУ «Об определении и применении минимальной заработной платы в почасовом размере» от 05.05.10 г. № 330.

ПМ

— прожиточный минимум.

ПМТЛ

— прожиточный минимум на трудоспособное лицо.

МЗП

— минимальная заработная плата.

НСЛ

— налоговая социальная льгота.

ФВПТ

— Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше