Темы статей
Выбрать темы

Шпаргалка бухгалтера. Заполнение инвентаризационных документов

Редакция БН
Статья

ЗАПОЛНЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

От правильности оформления документов порой зависит многое. Не исключение — заполнение инвентаризационных описей и сличительных ведомостей, которые составляют при проведении инвентаризации. В сегодняшней Шпаргалке бухгалтера мы привели перечень документов, которыми оформляют инвентаризацию объектов учета, и примеры их заполнения.

 

Документирование инвентаризации ОС и НА

Инвентаризационный документ

Особенности заполнения

Инвентаризационная опись основных средств (ф. № инв-1), пример заполнения на рис. 1 (с. 23)

Объект инвентаризации — ОС(1):
— здания, сооружения и другие недвижимые объекты ОС (раз в 3 года);
— библиотечные фонды (раз в 5 лет или ежегодно с охватом инвентаризацией не менее 20 % единиц библиотечного фонда с окончанием инвентаризации в течение 30 дней(2));
— ОС и ПНМА, кроме вышеназванных (обязательно раз в год перед составлением годовой финотчетности);
— НА (раз в год, обязательно перед составлением годовой финотчетности)

Составляется комиссией в одном экземпляре отдельно по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность ОС. На арендованые ОС составляется отдельная опись

Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов
(ф. № НА-4)

Объект инвентаризации — объект права интеллектуальной собственности (патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, научные открытия, лицензии на право пользования литературными произведениями, фонограммами, компьютерными программами и др. объектами авторского права, торговыми марками, коммерческим наименованием и т. п.)

Утверждена приказом Минфина от 22.11.04 г. № 732.
Составляется в одном экземпляре для оформления данных инвентаризации отдельно по каждому местонахождению объектов права интеллектуальной собственности и по каждому лицу, ответственному за использование данного объекта. В инвентаризационную опись включается каждый отдельный объект права интеллектуальной собственности

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств
(ф. № инв-18), пример заполнения на рис. 2 (с. 24)

Составляет бухгалтерия в одном экземпляре для отражения результатов инвентаризации ОС, ПНМА и НА, по которым выявлены отклонения от учетных данных.
К ней прилагают объяснения лиц, ответственных за использование и хранение.

(1)

Используемые сокращения и документы см. в статье «Результаты инвентаризации: устраняем количественные и суммовые расхождения» на с. 32 этого номера.

(2)

Это предусмотрено изменениями, внесенными в Инструкцию № 69 приказом Минфина от 05.08.10 г. № 832 (см. ком на с. 4 этого номера).

 

Пример 1 (рис. 1 и 2)

. 12.10.10 г. на основании приказа от 01.10.10 г. № 126 инвентаризационной комиссией проводились инвентаризации ОС, ПНМА, НА, которые закреплены за отделом снабжения. Были выявлены такие расхождения с данными бухучета:

1)

остаточная стоимость стола (инвентарный номер 00256) по данным учета равна 0 грн., однако он вполне пригоден для дальнейшей эксплуатации — комиссия определила его справедливую стоимость (130 грн.), о чем был составлен соответствующий акт;

2)

стул (инвентарный номер 00457), с остаточной стоимостью 20 грн. выявлен не пригодным для дальнейшей эксплуатации по причине поломки и невозможности его ремонта — комиссия составила Акт (ф. ОЗ-3) № 1 от 12.10.10 г.;

3)

выявлена недостача телефона Panasonic KX-TS2352RUB, остаточная стоимость которого по данным бухучета составляет 45 грн. — комиссией получены объяснения от МОЛ и составлен Акт (ф. ОЗ-3) № 2 от 12.10.10 г.;

4)

выявлен неоприходованный калькулятор Elenberg DTC 50-16, полученный согласно объяснениям МОЛ в качестве подарка от поставщика за выполнение объема закупки — комиссия оценила калькулятор по справедливой стоимости, равной 65 грн., и составила Акт приема-передачи внутреннего перемещения основных средств (типовая ф. ОЗ-1) № 3 от 12.10.10 г.

Пример 2 (рис. 4 и 5)

. В ходе инвентаризации ТМЦ на складе комиссия выявила пересортицу, излишки и недостачу сетки кладочной двух диаметров (3 и 4 мм):

1) в месте хранения сетки диаметром 3 мм выявлен излишек (0,1 т), из которого 0,09 т определено как пересортица по сетке с диаметром 4 мм, а 0,01 т оприходовано как излишки;

2) из недостачи сетки диаметром 4 (0,2 т) 0,09 т выявили в месте хранения сетки с диаметром 3, что признано пересортицей, а 0,11 т определенно как недостача. По этому факту МОЛ написал объяснительную.

Учетная стоимость сетки диаметром 3 мм 2500,00 грн. за 1 т, а сетки диаметром 4 мм — 3000,00 грн. за 1 т.

 

Документирование инвентаризации матценностей

Инвентаризационный документ

Особенности заполнения

Инвентаризационная опись (типовая ф. № М-21), пример заполнения на рис. 4 (с. 25) или Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ф. № инв-3)

Объект инвентаризации — ТМЦ(1) (обязательно раз в год перед составлением годовой финотчетности).
Не применяется для инвентаризации:
— ТМЦ, принятых (сданных) на ответственное хранение, материалов и товаров, находящихся в пути (применяют отдельные ф. № инв-5 и ф. инв-6);
— драгоценных металлов, камней и изделий из них, в том числе содержащиеся в отходах и утиле (применяют ф. № инв-8, ф. № 8а и ф. 9).
Торговые предприятия для инвентаризации товаров, тары могут применять типовые формы № инв-12 (для оптовой торговли) и № инв-13 (для розничной торговли) и соответствующие им сличительные ведомости типовых форм № инв-20 и № инв-21, утвержденные приказом ЦСУ СССР 10.06.76 г. № 453. Предприятия общественного питания остатки продуктов и полуфабрикатов могут отражать в описи типовой формы № инв-14, утвержденные этим же приказом

Составляется в одном экземпляре на ТМЦ, которые находятся на предприятии.
Форму № инв-3 применяют в части, не противоречащей типовой форме № М-21 (письмо Гомкомстата от 15.07.10 г. № 14/2-18/72)

Инвентаризационный ярлык (ф. № инв-2)

Используется, если отсутствует возможность для инвентаризационной комиссии сразу произвести подсчет ТМЦ и записать их в инвентаризационную опись. Заполняется в одном экземпляре и хранится вместе с пересчитанными ТМЦ по месту их нахождения. Данные используются для заполнения формы № М-21 (№ инв-3)

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (ф. № инв-5)

Составляется в одном экземпляре на ТМЦ, которые находятся на складах других предприятий, или принятые от других предприятий и хранятся на нашем предприятии: на ответственном хранении, на комиссии, в переработке на основании документов, подтверждающих передачу этих ценностей на ответственное хранение (комиссию, переработку)

Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути (ф. № инв-6)

Составляется в одном экземпляре на ТМЦ, которые находятся в пути (например, перемещаются внутри одного предприятия с одного склада на другой)

Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (ф. № инв-8)

Инвентаризацию проводят два раза в год — на 1 января и на 1 июля.
Составляется в двух экземплярах, подписывается и передается в бухгалтерию

Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях (ф. № инв-8а)

Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (ф. № инв-9)

Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей
(ф. № инв-19), пример заполнения на рис. 5 (с. 25)

Составляет бухгалтерия в одном экземпляре для отражения результатов инвентаризации ТМЦ, по которым выявлены отклонения от учетных данных.
К ней прилагают объяснения лиц, ответственных за использование и хранение

(1)

Для инвентаризации нефти и нефтепродуктом совместным приказом Минтоплива, Минэкономики, Минтранса и Гостехрегулирования от 20.05.08 г. № 281/171/578/155 разработаны свои формы документов, которыми оформляют инвентаризацию: для предприятий — ф. № 24-НП, для АЗС — ф. № 25-НП, для судов — ф. № 26-НП, по нефтепродуктам, которые не принадлежат предприятию — ф. № 30-НП, сравнительная ведомость результатов инвентаризации — ф. № 27-НП. Инвентаризацию нефти и нефтепродуктов проводят ежемесячно.

 

Документирование инвентаризации кассы

Инвентаризационный документ

Особенности заполнения

Акт о результатах инвентаризации имеющихся средств (приложение 1 к Положению № 637), пример заполнения на рис. 3 (с. 24)

Объект инвентаризации — средства, имеющиеся в кассе, ценные бумаги и т. п.
При автоматизированном ведении кассовой книги следует проводить проверку правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
В случае применения РРО сверяется сумма наличных на месте проведения кассиром расчета с суммой, указанной в отчете РРО (в РК и КУРО).
Периодичность проведения устанавливается руководителем

Составляется в двух экземплярах, его подписывают члены инвентаризационной комиссии и МОЛ (кассир). Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия, второй остается у МОЛ. При смене МОЛ акт составляется в трех экземплярах (для МОЛ, сдавшего ценности, МОЛ, принявшего ценности, а также бухгалтерии)

 

Пример 3 (рис. 3)

. В ходе инвентаризации кассы предприятия комиссия выявила излишек наличных в ящике РРО в сумме 8,13 грн. Кассир пояснил, что 8 грн. — это личные деньги, которые он внес для выдачи сдачи покупателю в связи с отсутствием необходимых купюр, а 0,13 грн. — это сдача, которую покупатели не забрали при совершении расчетных операций. Комиссией 0,13 грн. были определены как излишки и зачислены в доход предприятия, а личные деньги в сумме 8 грн. были отданы кассиру.

 

Документирование инвентаризации бланков строгого учета

Инвентаризационный документ

Особенности заполнения

Инвентаризационная опись ценностей и бланков документов строгой отчетности (ф. № инв-16), пример заполнения на рис. 6 (с. 26)

Объект инвентаризации — бланки документов строгой отчетности (трудовая книжка и вкладыш к ней, бланк векселя, бланки документации по оформлению заказов и расчетов с потребителями за бытовые услуги (формы № ПО-В1, ПО-Д1, ПО-Д2, ПО-О1, ПО-П1, ПО-П2, ПО-Р1, ПО-Ю1, ПО-ПА1, ПО-ПА2) расчетные квитанции (формы № РК-1, РК-2) и др.).
Обязательно проводят раз в год перед составлением годовой финотчетности

Составляется в двух экземплярах, подписывается инвентаризационной комиссией и МОЛ. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй остается у МОЛ

 

Документирование инвентаризации расчетов

Документ, составляемый при инвентаризации

Особенности заполнения

Акт сверки расчетов (в произвольной форме), пример заполнения на рис. 7 (с. 27)

Составляет сторона, которая инициирует проведение сверки расчетов, руководствуясь п.п. 11.11 Инструкции № 69 (письмо МФУ от 18.09.07 г. № 31-34000-10-10/18896).
Утвержденной формы документа нет, составляют в произвольной форме (подробнее см. конс. «Каким документом можно оформить сверку расчетов между контрагентами?»// БН, 2009, № 1-2, с. 46).
Этот документ не является первичным документом, поэтому по его данным не осуществляют записи в бухгалтерском и налоговом учете.
Дебитор обязан вернуть акт в течение 10 дней со дня его получения, подписанным с подтверждением задолженности или с аргументированными возражениями (п.п. «а» п.п. 11.11 Инструкции № 69)

Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к ф. № инв-17), пример заполнения на рис. 8 (с. 27)

Составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета на основании актов сверки расчетов

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № инв-17), пример заполнения на рис. 9 (с. 27)

Объект инвентаризации — расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
Обязательно проводят раз в год перед составлением годовой финотчетности

Составляется в одном экземпляре на основании Справок (приложение к ф. № инв-17)

 

Пример 4

. С целью проведения инвентаризации расчетов всем дебиторам и кредиторам были направлены Акты сверки расчетов (рис. 7 на с. 27). На основании их данных в ходе проведения инвентаризации расчетов была составлена Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к ф. № инв-17), пример заполнения которой приведен на рис. 8 (с. 27). На основании Справки комиссия заполнила Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № инв-17) — пример заполнения на рис. 9 (с. 27).

 

Документирование инвентаризации расходов
будущих периодов и обеспечений будущих
расходов и платежей

Инвентаризационный документ

Особенности заполнения

Акт инвентаризации расходов будущих периодов (ф. № инв-11), пример заполнения на рис. 10 (с. 28)

Объект инвентаризации — расходы будущих периодов, учитываемые в бухучете на счете 39 (расходы, связанные с подготовительными к производству работами в сезонных отраслях промышленности; с освоением новых производств и агрегатов; оплаченные авансом арендные платежи; оплата страхового полиса, оплата торгового патента; подписка на газеты, журналы, периодические и справочные издания и т. п.).
Обязательно проводят раз в год перед составлением годовой финотчетности

Составляется в одном экземпляре. При автоматизации учета формируется средствами вычислительной техники

Акт инвентаризации обеспечения будущих расходов и платежей (в произвольной форме)

Объект инвентаризации — сумма созданных обеспечений (на оплату отпусков работникам; дополнительное пенсионное обеспечение; выполнение гарантийных обязательств; реструктуризацию, выполнение обязательств при прекращении деятельности; выполнение обязательств по обременительным контрактам и т. п.).
Форму акта следует разработать самостоятельно, можно взять за основу ф. № инв-11.
Остаток обеспечения пересматривают на каждую дату баланса и, в случае необходимости, корректируется — увеличивается или уменьшается (п. 18 П(С)БУ 11)

Составляется в одном экземпляре, подписывается и передается в бухгалтерию

 

Пример 5.

При проведении инвентаризации расходов будущих периодов было выявлено, что за третий квартал 2010 года не списана в состав расходов стоимость подписки на периодическое издание в сумме 298,8 грн. (99,6 грн. х 3 мес.). Эта сумма отражена в графе 14 Акта инвентаризации расходов будущих периодов (ф. № инв-11) и подлежит списанию в состав расходов в месяце отражения результатов инвентаризации в учете (рис. 10 на с. 28).

 

Документирование инвентаризации незаконченного ремонта основных средств и НЗП

Инвентаризационный документ

Особенности заполнения

Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (ф. № инв-10), пример заполнения на рис. 11 (с. 28)

Объект инвентаризации — незаконченные ремонты основных средств.
Обязательно проводят раз в год перед составлением годовой финотчетности

Составляется в одном экземпляре, подписывается и передается в бухгалтерию.
При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации ф. № инв-10 комиссии выдают с заполненными графами 1 — 6, 8 и 9. Комиссия на основании проверки состояния работ в натуре заполняет графу 7

Акт инвентаризации НЗП (в произвольной форме) или Инвентаризационная опись НЗП (типовая форма № инв-7), пример заполнения на рис. 12 (с. 29)

Объект инвентаризации — НЗП.
Отражают фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находившихся в производстве. ТМЦ, не подвергшиеся обработке, отражают в типовой форме № М-21 (№ инв-3).
Проводят обязательно один раз в год, перед составлением годовой финотчетности. Субъекты малого предпринимательства согласно п. 44 ПС(Б)У 25 дополнительно проводят на конец отчетного года (или квартала)

Составляется в одном экземпляре по каждому цеху, подписывается и передается в бухгалтерию

 

Достоверность проведения инвентаризации

материальных ценностей проверяет постоянно действующая инвентаризационная комиссия путем организации контрольных проверок (п. 11.6 Инструкции № 69). Контрольные проверки проводят после окончания инвентаризации, но обязательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляют актом (приложение № 1 к Инструкции № 69), рис. 13 на с. 29. Проведение контрольных проверок регистрирует бухгалтерия в специальной книге регистрации контрольных проверок инвентаризаций (приложение № 2 к Инструкции № 69), рис. 14 на с. 30.

Бухгалтерия подытоживает результаты инвентаризации на основании данных инвентаризационных описей (актов инвентаризации) в

ведомости результатов инвентаризации (приложение № 3 к Инструкции № 69), рис. 15 на с. 30.

 

img 1

img 2

Рис. 1.

Пример заполнения Инвентаризационной описи основных средств (ф. № инв-1)

 

1

Формы, принятые во времена СССР, приводим на языке оригинала.

2

Графа 6 «Номер паспорта» заполняется на основные средства, которые содержат драгоценные металлы. При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форму № инв-1 выдают комиссии с заполненными графами с 1 по 6 и 8.

3

В графе 8 указывается остаточная стоимость по данным бухучета. Но в связи с тем, что в данном случае фактическая стоимость не соответствует остаточной стоимости, инвентаризационная комиссия рекомендует провести переоценку объекта до уровня справедливой стоимости — 130 грн. (составляется соответствующий акт).

 

img 3

Рис. 2.

Пример заполнения Сличительной ведомости результатов инвентаризации
основных средств (ф. № инв-18)

 

img 4

Рис. 3.

Пример заполнения Акта о результатах инвентаризации
имеющихся средств (приложение 7 к Положению № 637)

 

img 5

Рис. 4.

Пример заполнения Инвентаризационной описи (ф. № М-21)

 

img 6

Рис. 5.

Пример заполнения Сличительной ведомости результатов
инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф. № инв-19)

 

img 7
img 8

Рис. 6.

Пример заполнения Инвентаризационной описи ценностей
и бланков документов строгой отчетности (ф. № инв-16)

 

img 9

Рис. 7. Пример заполнения Акта сверки расчетов

 

img 10

Рис. 8.

Пример заполнения Справки (приложение к ф. № инв-17)

 

1 Графы 6, 7, 8 заполняет сторона, с которой сверяют расчеты (в нашем случае — ЧП «ФЛОЯ»).

 

img 11

Рис. 9.

Пример заполнения Акта инвентаризации расчетов с покупателями,
поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № инв-17)

 

img 12

Рис. 10.

Пример заполнения Акта инвентаризации расходов будущих периодов (ф. № инв-11)

 

img 13

Рис. 11.

Пример заполнения Акта инвентаризации незаконченных
 ремонтов основных средств (ф. № инв-10)

 

img 14

Рис. 12.

Пример заполнения Инвентаризационной описи незавершенного производства (ф. № инв-7)

 

1

В форме не предусмотрено наличие данного реквизита, мы ввели его сами для удобства работы с документом.

 

img 15

Рис. 13.

Пример заполнения Акта контрольной проверки инвентаризации ценностей
(приложение № 1 к Инструкции № 69)

 

img 16

Рис. 14.

Пример заполнения Книги регистрации контрольных проверок инвентаризаций

(приложение № 2 к Инструкции № 69)

 

1

В типовой форме № М-21 не предусмотрен этот показатель.

 

img 17

Рис. 15.

Пример заполнения Ведомости результатов инвентаризации
(приложение № 3 к Инструкции № 69)

 

1

В утвержденной форме документа в этой графе указаны счета старого плана счетов, действовавшего до 2000 года. Мы здесь сами вписали применяемые в настоящее время коды счетов бухучета.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше