Темы статей
Выбрать темы

Результаты инвентаризации: устраняем количественные и суммовые расхождения

Редакция БН
Статья

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ:

устраняем количественные и суммовые расхождения

 

Сегодня в рубрике «Шпаргалка бухгалтера» мы представили порядок документального оформления годовой инвентаризации основных средств и нематериальных активов, запасов, денежных средств, расчетов, незавершенного производства и т. п.

Итак, инвентаризация проведена, выявлены расхождения между фактическими и учетными данными… Как поступать далее? Как ликвидировать возникшие расхождения? Что является основанием для отражения данных операций в учете? Ответам на эти вопросы посвящена сегодняшняя статья.

Наталия ЖУРАВЛЕВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Основания для отражения результатов в учете

Первый вопрос, которым задается бухгалтер, какие документы являются основанием для отражения результатов инвентаризации в учете? С ответа на этот вопрос и начнем.

Общие результаты инвентаризации в части установленных расхождений (недостач, излишков, суммовых разниц) отражаются в

Ведомости результатов инвентаризации (приложение 3 к Инструкции № 69) (см. рис. 15 на с. 30), в которой сначала заполняются графы с 1 по 5. На основании этого документа проводится работа по урегулированию выявленных расхождений, а именно: комиссия изучает все обстоятельства дела (проводит внутреннее расследование, при необходимости — экспертизу), МОЛ дают устные и письменные объяснения выявленным расхождениям. При установлении факта кражи подается заявление в милицию.

Если выявленное расхождение стало следствием учетной ошибки (документ не проведен в учете, неверно оприходованы (списаны) некоторые позиции по накладной, дважды проведен один и тот же документ и т. п.), то эта разница не считается фактическим излишком или недостачей. В налоговом и бухгалтерском учете такое расхождение ликвидируется в порядке исправления ошибок. Основанием для такой корректировки служит бухгалтерская справка.

После того как учетные (в том числе арифметические) ошибки, описки, недочеты устранены, инвентаризационная комиссия составляет

Протокол, в котором отражаются (пп. 11.3, 11.4, 11.12 Инструкции № 69):

— информация о состоянии складского хозяйства;

— результаты инвентаризации и заключения по ним;

— сведения о причинах и лицах, виновных в недостачах, потерях, порче ценностей и принятых к ним мерах;

— предложения по урегулированию выявленных недостач и потерь от порчи ценностей за счет зачета по пересортице;

— списание недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и расходов от порчи ценностей с указанием принятых мер по предупреждению таких потерь и недостач в будущем. Если виновные лица по сверхнормативным потерям (в том числе и отрицательным разницам по пересортице) не установлены, в

Протоколе приводятся исчерпывающие объяснения этому.

Протокол инвентаризационной комиссии

вместе с приложенными к нему Ведомостью результатов инвентаризации (где уже заполнены графы с 6 по 9) и другими подтверждающими документами передается для утверждения руководителю предприятия. А он в свою очередь должен в пятидневный срок изучить и утвердить этот Протокол (п.п. «в» п.п. 11.12 Инструкции № 69). После этого выводы постоянно действующей инвентаризационной комиссии относительно урегулирования инвентаризационных расхождений приобретают силу распорядительного документа и становятся основанием (первичным документом) для выполнения записей в бухгалтерском учете (это подтверждает и Минфин в письме от 13.12.04 г. № 31-04200-30-10/22823).

В отношении документального оформления следует отметить еще такой момент. В результате инвентаризации может быть установлено не количественное, а стоимостное расхождение данных (например, обнаружен объект ОС, подлежащий списанию в связи с непригодностью к эксплуатации, или, наоборот, полностью самортизированный объект ОС по данным учета признан пригодным к эксплуатации еще определенное время). В таких случаях инвентаризационная комиссия по каждому случаю предлагает свое решение (списать объект, провести его переоценку (уценку, дооценку, уменьшение или восстановление полезности, продать по справедливой стоимости, отремонтировать и т. п.). Предлагаемое решение подкрепляется составлением соответствующего первичного документа: акта приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств по

ф. № ОЗ-1 (например, при передаче объекта в ремонтный цех, на склад для дальнейшей продажи), акта на списание основных средств по ф. № ОЗ-3 или № ОЗ-4 (для автотранспортных средств), акта выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности по ф. № НА-3, справки (расчета, бухгалтерской справки) о переоценке объекта и т. п. Такие документы вместе с Ведомостью результатов инвентаризации и Протоколом инвентаризационной комиссии передаются в бухгалтерию предприятия для последующего утверждения руководителем предприятия. Только после этого эти документы принимаются к исполнению и учету.

 

Дата отражения результатов в учете

Результаты инвентаризации в учете отражают в том месяце, в котором она закончена, но

не позднее декабря отчетного года (п.п. «г» п.п. 11.12 Инструкции № 69). В то же время в силу каких-то обстоятельств результаты инвентаризации (полностью или в какой-то части) могут быть утверждены уже после окончания отчетного года. Например, акт сверки расчетов с контрагентом или контролирующим органом (по налогам, сборам, обязательным платежам) подписан в январе следующего года или, к примеру, решение суда о признании МОЛ виновным в краже принято после 31 декабря отчетного года. Отражение этих данных в учете зависит от даты наступления таких событий. П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» оперирует понятием «событие после даты баланса», под которым понимается событие, происходящее между датой баланса и датой утверждения руководством финансовой отчетности, подготовленной к обнародованию, которое повлияло или может повлиять на финансовое состояние, результаты деятельности и движение средств предприятия. Такие расхождения отражаются в учете путем корректировки соответствующих активов и обязательств (через сторнировку и (или) дополнительные записи в учете отчетного периода). Иными словами, если такие документы поступили на предприятие после 31 декабря отчетного года, но до даты утверждения руководством финансовой отчетности, они проводятся в учете как операция отчетного года*.

* Это не касается событий, которые происходят после даты баланса и указывают на условия,

которые возникли после этой даты. Такие события не требуют корректировки статей финансовых отчетов (т. е. отражаются в текущем периоде). При этом, если отсутствие информации о таких событиях повлияет на способность пользователей отчетности делать соответствующие оценки и принимать решения, их следует раскрывать в примечаниях к финансовым отчетам (п. 17 П(С)БУ 6).

Соответственно если событие, связанное с урегулированием инвентаризационных разниц, приходится на дату после утверждения руководством финансовой отчетности, то такое событие проводится в учете текущей датой (как правило, через исправление ошибки прошлых лет).

 

Размер ущерба и порядок его взыскания с виновных лиц

Вопрос о привлечении работников к материальной ответственности достаточно многогранен и содержит в себе массу нюансов, о чем вы подробно можете прочитать в следующих публикациях:

«Материальная ответственность работников» // «БН», 2008, № 41, с. 37;

«Коллективная матответственность в магазинах самообслуживания — особенности применения» // «БН», 2009, № 48, с. 36.

В рамках данной статьи определим лишь основные моменты.

Мы считаем, что в общем случае при выявлении недостачи ТМЦ

МОЛ, в ведении которого находятся такие ценности, должно возместить предприятию фактические убытки, размер которых может быть определен на уровне балансовой стоимости запасов, остаточной стоимости необоротных активов, суммы затрат на ремонт и восстановление испорченного объекта и т. п. Кроме того, по общему правилу с работниками, с которыми не заключен договор о матответственности, за повреждение или уничтожение по неосторожности материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием работнику в пользование в связи с выполнением трудовых обязанностей, предусмотрена ответственность в пределах среднего заработка.

Если в действиях МОЛ инвентаризационная комиссия

установит умысел (умышленная порча или уничтожение, кража активов) или нарушение возложенных на него трудовых обязанностей (виновное действие или виновное бездействие работника), то тогда размер нанесенного им ущерба необходимо рассчитывать в кратном размере в соответствии с Порядком № 116.

При этом необходимо обратить внимание на такие моменты:

— факт хищения должен подтверждаться документом, свидетельствующим о причастности работника к совершению правонарушения против собственности, ответственность за которое предусмотрена

КоАП или УК (обвинительный приговор, определение суда);

— вина работника должна быть в форме умысла (а не неосторожности). Подтвердить его можно лишь когда лицо само созналось или же в судебном порядке*.

* Подробнее см. статью «Инвентаризация-2009: актуальные вопросы»// «БН», 2009, № 47, с. 28

Справедливости ради, отметим, что официальные органы настаивают на определении суммы возмещения в кратном размере при выявлении любых сверхнормативных недостач (см.

письма ГлавКРУ от 11.03.09 г. № 02-14/234, МФУ от 20.08.09 г. № 31-11080-17-19/22644 и от 17.07.07 г. № 31-34000-30-27/14518, приказ Минюста от 12.09.06 г. № 74/5, недавняя консультация в «ВНСУ», 2010, № 16, с. 45 и др.). Повторимся, что, на наш взгляд, предпосылкой применения норм Порядка № 116 должны быть умышленные противоправные (преступные) действия работника. Учитывая неоднозначность ситуации, списывать с баланса недостающие ТМЦ лучше через оформление продажи таких ценностей МОЛ.

Порядок № 116

предписывает рассчитывать ущерб от недостающих ТМЦ по следующей формуле:

Ру = ((Бс - А)

х Иинф + НДС + АЗ) х 2 + Рп + Рв,

где

Ру — размер убытков, которые возмещаются виновным лицом;

Бс

— балансовая стоимость материальных ценностей, которых не хватает;

А

— сумма начисленных амортизационных отчислений по необоротным активам, которых не хватает;

Иинф

— индекс инфляции, сложившийся в период времени между датой начала эксплуатации и датой выявления недостачи материальных ценностей, который рассчитывается как произведение ежемесячных индексов инфляции по данным Госкомстата;

НДС

— сумма налога на добавленную стоимость;

АЗ

— сумма акцизного сбора для продукции, по продаже которой взимается акцизный сбор. Применяется предприятиями — производителями и импортерами при расчете суммы возмещения убытков, понесенных в связи с недостачей готовой (подакцизной) продукции на складе;

Рп

— фактические расходы предприятия для восстановления поврежденных или приобретения новых материальных ценностей (в грн. по ценам на день совершения правонарушения);

Рв

— фактическая стоимость работ по восстановлению (расходы на доставку материалов, устранение повреждений по ценам на день совершения правонарушения).

Показатели

Рп и Рв применяются на беспрерывно действующих предприятиях, в учреждениях и организациях, где такое восстановление необходимо для дальнейшего продолжения работы.

Для некоторых видов запасов (незавершенное производство; спирты, используемые для изготовления алкогольных напитков; животные; бланки строгого учета; продовольственные товары, цены на которые дотируются, и некоторые др.)

Порядком № 116 предусмотрен особый механизм расчета возмещения. Кроме того, повышенная (кратная) матответственность предусмотрена также Законом № 217 для изделий из драгметаллов и камней, инвалюты и музейных экспонатов.

В случае недостачи МБП, которые списываются на расходы по мере отпуска их в производство или эксплуатацию и учитываются лишь в количественном выражении, размер убытков (

Ру) определяется исходя из рыночных цен на аналогичные материальные ценности, уменьшенных пропорционально фактическому износу, но не ниже чем на 50 процентов рыночной цены (п. 9 Порядка № 116). Опять же: такой порядок используют, когда в принципе применимы нормы Порядка № 116. Если же в недостаче работник не виновен, то в бухучете при обнаружении недостачи МБП никаких корректировок делать не нужно, поскольку ранее они правомерно были списаны на расходы в момент ввода в эксплуатацию и каких-либо последующих корректировок в зависимости от изменившихся обстоятельств нормативные документы не предусматривают. В учете по налогу на прибыль МБП включаются в валовые расходы и пересчитываются по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, при этом в отличие от МНМА они полностью списываются с остатков в момент ввода в эксплуатацию. Здесь по тем же причинам, что и в бухгалтерском учете, корректировки проводить не нужно.

Из сумм, взысканных согласно

Закону № 217 и Порядку № 116, осуществляется возмещение убытков, нанесенных предприятию, учреждению и организации с учетом фактических расходов предприятия на восстановление поврежденных или приобретение новых материальных ценностей и стоимости работ по их восстановлению. Остаток средств перечисляется в государственный бюджет (код бюджетной классификации 21080600 «Суммы, взысканные с виновных лиц за ущерб, причиненный государству, предприятию, учреждению, организации»).

Теперь что касается технической стороны возмещения ущерба. Согласно

ст. 136 КЗоТ если взыскивается материальный ущерб, который не превышает средний месячный заработок работника, то независимо от основания материальной ответственности руководитель предприятия вправе издать приказ (распоряжение) об удержании суммы ущерба с заработка работника*. Такое решение должно быть принято руководителем в двухнедельный срок с момента установления недостачи (день подписания инвентаризационного акта, описи). Распоряжение (приказ) руководителя должно быть принято к исполнению не ранее семи дней со дня уведомления работника о его издании. При этом под принятием к исполнению следует понимать передачу распоряжения в бухгалтерию, а не факт удержания суммы ущерба из зарплаты.

* В системе государственной и коммунальной собственности распоряжение об удержании из заработной платы сумм ущерба, причиненного руководителями предприятий, учреждений, организаций или их заместителями, издается вышестоящим в порядке подчиненности органом.

Если работник не согласен с принятым решением о взыскании с него материального ущерба, он может обратиться в комиссию по трудовым спорам или в суд. Срок для обращения работника в комиссию по трудовым спорам или в суд — три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (

ст. 225 и ч. 1 ст. 233 КЗоТ).

Во всех остальных случаях взыскание ущерба с работника (если размер ущерба не ограничивается его средним заработком) осуществляется путем подачи собственником или уполномоченным им органом иска в суд. Такой иск можно подать в течение одного года со дня выявления ущерба (

ч. 3 ст. 233 КЗоТ). Если работник признал свою вину и готов добровольно возместить причиненный ущерб, то, на наш взгляд, сделать это можно на основании соответствующего заявления работника (т. е. обращаться в суд в данном случае не нужно).

И еще один момент. При проведении удержаний из заработной платы нельзя забывать о требовании

ст. 128 КЗоТ : размер удержаний не может превышать 20 %, а в некоторых случаях (например, при удержаниях по нескольким исполнительным документам, при нанесении ущерба в результате совершения преступления) — не более 50 % зарплаты, причитающейся к выплате работнику. При удержании с зарплаты работника алиментов на несовершеннолетних детей размер удержаний не может превышать 70 % его чистого заработка.

 

Урегулирование расхождений по необоротным активам

Пример 1

. По результатам инвентаризации необоротных активов были установлены следующие расхождения (см. пример 1 на с. 19 Шпаргалки бухгалтера сегодняшнего номера):

1) остаточная стоимость стола по данным учета равна 0 грн., однако он вполне пригоден для дальнейшей эксплуатации — комиссия определила его справедливую стоимость (130 грн.), о чем был составлен соответствующий акт;

2) стул с остаточной стоимостью 20 грн. выявлен не пригодным для дальнейшей эксплуатации по причине поломки и невозможности его ремонта — комиссия приняла решение о его списании. Первоначальная стоимость стула 160,00 грн.;

3) выявлена недостача телефона Panasonic KX-TS2352RUB, остаточная стоимость которого по данным бухучета составляет 45 грн. — комиссией получены объяснения от МОЛ и составлен Акт (ф. № ОЗ-3) № 2 от 12.10.10 г. Первоначальная стоимость недостающего телефона 350,00 грн. (без учета НДС). МОЛ, которому телефон был передан в пользование под роспись, признался в краже телефона. Работодатель в суд по этому факту не обращался. Было принято решение о взыскании с этого работника материального ущерба в кратном размере (с применением норм Порядка № 116). Рыночная стоимость аналогичного телефона на момент установления недостачи составляет 240 грн. (в том числе НДС — 40 грн.);

4) выявлен неоприходованный калькулятор Elenberg DTC 50-16, полученный согласно объяснениям МОЛ в качестве подарка от поставщика за выполнение объема закупки — комиссия оценила калькулятор по справедливой стоимости, равной 65 грн. и составила Акт приема-передачи внутреннего перемещения основных средств (типовая ф. № ОЗ-1) № 3 от 12.10.10 г. На предприятии применяется 100 % метод начисления амортизации при передаче в эксплуатацию МНМА.

Размер ущерба, нанесенного предприятию

:

(45

Бс х 1,1индекс условный + 40НДС) = 89,5 (грн.).

Сумма возмещения, взыскиваемая с работника

:

(45

Бс х 1,1индекс условный + 40 НДС) х 2 = 179 (грн.).

Сумма, подлежащая перечислению в госбюджет

:

179 - 89,5 = 89,5 (грн.).

Дадим пояснения по расчету. Показатель

Бс принят на уровне остаточной стоимости телефона по данным бухгалтерского учета. Индекс инфляции принят условно на уровне 1,1. Сумма НДС принята в расчет в размере 40 грн. и представляет собой расходы предприятия на начисление НДС исходя из обычных цен при списании с баланса стоимости телефона (абз. 1 п. 4.9 Закона об НДС). В формуле, приведенной в Порядке № 116, сказано о том, что в расчет берется соответствующая сумма НДС, которая в общем случае равна сумме НДС, приходящейся на недостающие ТМЦ, которая ранее была включена в налоговый кредит и которая сторнируется при списании недостающих ценностей с баланса. В данном случае мы не сторнируем налоговый кредит, поэтому можно говорить, что сумма НДС, принимаемая в расчет, равна нулю. В то же время мы считаем, что предприятие при расчете суммы ущерба может учесть сумму налоговых обязательств по НДС, начисляемых при списании недостающего телефона с баланса. Учитывая, что предприятие не обращалось в правоохранительные органы по факту кражи телефона, применять льготу по абз. 2 п. 4.9 Закона об НДС, на наш взгляд, опасно (нет документа, подтверждающего кражу). Факта ликвидации (разборки, преобразования) телефона по не зависящим от плательщика причинам также нет. Можно, конечно, попробовать отстоять неначисление налоговых обязательств по НДС, опираясь на инвентаризационные документы и составленный акт о списании телефона с баланса предприятия по ф. № ОЗ-3, тем самым подтверждая, что объект списывается по не зависящим от предприятия причинам, однако надо быть готовым к претензиям со стороны налоговых органов из-за неначисления налоговых обязательств по НДС. В примере мы исходим из безопасного варианта, т. е. начисляем налоговые обязательства по НДС исходя из обычных цен на телефон. Эта сумма представляет собой расходы предприятия, которые оно вправе возложить на МОЛ в составе суммы возмещения за нанесенный ущерб.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

БС гр. 2 ОС

ВД

1

2

3

4

5

6

Оприходование излишне выявленного калькулятора в составе МНМА

1. Зачислен калькулятор на баланс по справедливой стоимости

112

424

65,00

65,00

2. Начислена амортизация при передаче калькулятора в эксплуатацию

92

132

65,00

3. Одновременно на сумму начисленной амортизации увеличиваются доходы предприятия

424

745

65,00

4. Доходы и расходы списаны на финансовый результат

791

92

65,00

745

793

65,00

Списание непригодного для дальнейшей эксплуатации стула

5. Списана остаточная стоимость стула (1)

976

104

20,00

6. Списана сумма начисленного износа

131

104

140,00

7. Расходы списаны на финансовый результат

793

976

20,00

Дооценка стола

8. Увеличена первоначальная стоимость стола на его справедливую стоимость (2)

104

423

130,00

Списание недостающего телефона

9. Списана остаточная стоимость телефона

976

104

45,00

10. Списана сумма начисленного износа

131

104

305,00

(3)

11. Начислены налоговые обязательства по НДС исходя из обычных цен (240 х 20 % : 120 %)

976

641

40,00

12. Отражена сумма возмещения, взыскиваемая с виновного лица (4)

375

746

179,00

13. Отражена сумма, подлежащая перечислению в госбюджет

746

642

89,50

14. Получено возмещение от виновного лица

301

375

179,00

-89,50

15. Перечислена в госбюджет причитающаяся сумма

642

311

89,50

16. Доходы и расходы списаны на финансовый результат

746

793

89,50

793

976

85,00

(1)

Налоговые обязательства по НДС не начисляются при составлении справки по ф. № ОЗ-3 на стоимость списываемого стула и представления ее налоговому органу (абз. 2 п. 4.9 Закона об НДС).

(2)

Так как остаточная стоимость стола равна нулю, то дооценка суммы начисленного износа не производится, а на сумму справедливой стоимости объекта просто увеличивается его первоначальная стоимость (п. 17 П(С)БУ 7). В последующем при начислении амортизации на стоимость стола в учете одновременно будут делаться две записи: Дт 92 (другой счет учета расходов) — Кт 131; Дт 423 — Кт 746.

(3)

БС гр. 2, 3 и 4 основных фондов в данном случае не изменяется на основании абз. «б» п.п. 8.4.8 Закона о налоге на прибыль.

(4)

Мы считаем, что сумма получаемого возмещения не облагается НДС. Однако у представителей налоговых органов иногда просматривается иное мнение (см., например, консультацию «Средства, которые получают как возмещение убытков за повреждение или уничтожение имущества, включаются в базу обложения НДС» // «ВНСУ», 2009, № 33). В то же время в консультации «Недостачи (кражи) основных фондов (средств)» // «ВНСУ», 2010, № 16, с. 45 требования о начислении налоговых обязательств на сумму получаемого возмещения нет.

 

Урегулирование расхождений по запасам (излишки, недостачи, пересортица)

Общие правила по урегулированию расхождений по ТМЦ гласят:

1) недостачи

(как в пределах норм естественной убыли, так и сверх них) в бухгалтерском учете списываются на расходы предприятия (субсчет 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счетов учета ТМЦ). Сумма недостачи сверх норм естественной убыли одновременно со списанием на расходы отражается на забалансовом счете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей». После установления виновного лица сумма недостачи списывается со счета 072 одновременно с признанием задолженности виновного лица и возникновением дохода. Если виновное лицо не установлено, то сумма недостачи должна числиться на счете 072 не менее срока исковой давности (3 года) с момента установления факта недостачи.

В

налоговом учете сумма недостач в пределах норм естественной убыли не исключается из состава валовых расходов предприятия, так как такие расходы являются нормальными и возникли в ходе хозяйственной деятельности. Недостачи сверх норм естественной убыли необходимо исключить из состава валовых расходов путем отражения их стоимости в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль. Сумма налогового кредита, приходящаяся на сверхнормативные недостачи, исключается из налогового кредита ввиду нехозяйственности использования таких ТМЦ;

2) излишки,

выявленные в ходе инвентаризации ТМЦ, приходуются на баланс с одновременным отражением доходов (кредит субсчета 718 «Доход от бесплатно полученных оборотных активов»). В налоговом учете сумма излишних ТМЦ включается в состав валовых доходов;

3) пересортица

может быть признана согласно п. 11.12 Инструкции № 69 только в отношении ТМЦ одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же период, который проверяется, и у одного и того же лица, которое проверяется. Если в порядке пересортицы засчитываются разные по стоимости ТМЦ, то в бухгалтерском учете возникшая отрицательная суммовая разница относится на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, суммовые разницы рассматриваются как недостача ценностей сверх норм естественной убыли с отнесением их в состав прочих расходов операционной деятельности. Положительная суммовая разница относится на увеличение данных учета соответствующих материальных ценностей и прочих операционных доходов. В налоговом учете возникшие в результате пересортицы суммовые разницы, на наш взгляд, не нужно отражать ни в составе валовых доходов, ни в составе валовых расходов.

Также следует учитывать, что при наличии излишков и недостач ТМЦ одного наименования сначала делается зачет пересортицы, а только потом к оставшейся незачтенной недостаче применяются нормы естественной убыли (усушки, утруски, боя и т. п.).

При урегулировании расхождений по ТМЦ зачастую выясняется, что фактически на предприятии нет излишка или недостачи, а расхождение вызвано учетной ошибкой (ценности не оприходованы в учете или одна и та же накладная проведена дважды, утеряны документы на приобретение (выбытие) ценностей). В таком случае проводится работа по восстановлению недостающих документов, данные которых проводятся в учете (приходуются или, наоборот, списываются ценности с учета) с одновременным отражением задолженности перед поставщиком (покупателем). В налоговом учете такие операции отражаются через исправление ошибки.

Пример 2

. В ходе инвентаризации ТМЦ (см. пример 2 на с. 19 Шпаргалки бухгалтера сегодняшнего номера «БН») на складе комиссия выявила пересортицу, излишки и недостачу сетки кладочной двух диаметров (3 и 4 мм):

— в месте хранения сетки диаметром 3 мм выявлен излишек (0,1 т), из которого 0,09 т определено как пересортица по сетке с диаметром 4 мм, а 0,01 т оприходовано как излишки;

— из недостачи сетки диаметром 4 мм (0,2 т) 0,09 т было признано пересортицей и зачтено с излишком сетки диаметром 3 мм, а 0,11 т определено как недостача. По этому факту МОЛ написал объяснительную.

Учетная стоимость сетки диаметром 3 мм 2500,00 грн. за 1 т., а сетки диаметром 4 мм — 3000,00 грн. за 1 т.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Отражен зачет 0,09 т излишка сетки 3 мм с недостачей 0,09 т сетки 4 мм

201/«3 мм»

201/«4 мм»

225,00

2. Списана отрицательная суммовая разница по пересортице (1)

947

201/«4 мм»

45,00

(2)

3. Оприходован окончательный излишек сетки 3 мм (0,1 т)

201/«3 мм»

718

25,00

25,00

4. Отражена сверхнормативная недостача сетки 4 мм (0,11 т)

947

201/«4 мм»

330,00

-330,00

5. Отсторнирована сумма НК, приходящаяся на недостачу сетки 4 мм (330 х 20 %)

641

 

644

 

66,00

 

947

644

66,00

6. Сумма недостачи (в том числе и отрицательная суммовая разница по пересортице) отражена в забалансовом учете (330 + 45 + 66)

072

441,00

7. Признана задолженность виновного лица по возмещению ущерба

375

716

441,00

8. Сумма нанесенного ущерба списана с забаланса

072

441,00

9. Сумма возмещения удержана из зарплаты работника (с учетом 20 % (50 %) ограничения

661

375

441,00

45,00

(1) Мы считаем, что корректировать НК по НДС, приходящийся на возникшую суммовую разницу в результате пересортицы, не нужно, так как в количественном выражении расхождения нет, т. е. такие ТМЦ использованы в хозяйственной деятельности.

(2) Возникшие в результате пересортицы суммовые разницы не отражаются в налоговом учете ни в составе валовых расходов (отрицательная разница), ни в составе валовых доходов (положительная разница). Валовые доходы могут возникнуть только по факту возмещения виновным лицом возникшей отрицательной разницы.

 

Урегулирование прочих расхождений

Что касается инвентаризации

кассы, то хранящаяся в ней наличность, не подтвержденная приходными кассовыми ордерами, считается излишком. Если наличных средств в кассе хранится меньше, чем по данным учета, налицо недостача. При выявлении во время инвентаризации излишка или недостачи наличности выясняются обстоятельства их возникновения. При этом излишек приходуется в кассе путем выписки приходного кассового ордера или путем проведения через РРО с помощью операции «cлужебное внесение». Сумма излишка засчитывается в доход предприятия, а сумма недостачи взыскивается с виновного лица (как правило, это кассир, с которым должен быть заключен договор о полной материальной ответственности). По данным примера 3 на с. 21 (см. Шпаргалку бухгалтера сегодняшнего номера) в учете на основании составленного приходного кассового ордера по основанию «Излишек денежных средств в кассе, выявленный при инвентаризации» будет сделана запись Дт 301 — Кт 718.

Выявленные расхождении в сверенных

расчетах с контрагентами, контролирующими органами также должны найти отражение в данных учета и отчетности: недостающие документы восстанавливаются и проводятся в учете (если они затрагивают счета учета доходов и расходов, то отражаются в порядке, предусмотренном для исправления ошибки), безнадежная задолженность списывается с баланса, а на сумму сомнительной задолженности создается резерв.

В заключение напомним наши публикации, которые могут вам пригодиться при урегулировании инвентаризационных расхождений:

— «Инвентаризация-2009: актуальные вопросы» // «БН», 2009, № 47, с. 28;

— «Инвентаризация-2008» // «БН», 2008, № 48, с. 21;

— «Амортизационные ошибки: исправляем вместе» // «БН», 2009, № 40, с. 22;

— «Ошибки по налогу на прибыль: нюансы штрафования при самостоятельном исправлении» // «БН», 2009, № 21, с. 28;

— «Ошибки по налогу на прибыль при расчете прироста (убыли) запасов» // «БН», 2007, № 23, с. 14;

— «Учет безнадежной задолженности» // «БН», 2009, № 38, с. 23;

— «Безнадежная и сомнительная задолженность в вопросах читателей» // «БН», 2009, № 25, с. 19;

— «Списание основных средств: оформление, налоговый и бухгалтерский учет» // «БН», 2009, № 30, с. 35.

 

Документы и сокращения статьи

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УК

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

Закон № 217

— Закон Украины «Об определении размера убытков, причиненных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей» от 06.06.95 г. № 217/95-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Инструкция № 69

— Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69.

Порядок № 116

— Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

БС

— балансовая стоимость.

МНМА

— малоценные необоротные материальные активы.

МОЛ

— материально ответственное лицо.

НА

— нематериальные активы.

ПНМА

— прочие необоротные материальные активы.

ОС

— основные средства.

ТМЦ

— товарно-материальные ценности.

«ВНСУ»

— журнал «Вестник налоговой службы Украины».
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше