ЕДИНЫЙ ВЗНОС НА СОЦСТРАХОВАНИЕ:
«комплект» подзаконных актов от Пенсионного фонда
Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 10.09.10 г. № 20-3
Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-1
Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-2
Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-3
Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-5
Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-6
Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.10 г. № 22-1
Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.10 г. № 22-2
Комментируемые сегодня
постановления Пенсионного фонда Украины (ПФУ) разработаны в связи с введением с 1 января 2011 года единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕВС). Приятно, что ПФУ не стал ждать наступления 2011 года и готовит необходимые документы заранее, чтобы у всех было время ознакомиться и полноценно изучить их.Сразу отметим, что все эти документы
вступают в силу с 1 января 2011 года одновременно с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕВС), во исполнение которого они и разработаны.
Комментируемый документ | Что регламентирует |
1 | 2 |
Постановление правления ПФУ «О внесении изменений в постановление правления Пенсионного фонда Украины от 24.12.09 г. № 28-2» от 10.09.10 г. № 20-3 | Вносит изменения в Порядок взаимодействия при обмене информацией между органами Министерства внутренних дел Украины и Пенсионного фонда Украины по защите интересов государства при начислении и уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и других платежей в Пенсионный фонд Украины, совместно утвержденный постановлением правления ПФУ от 24.12.09 г. № 28-2 и приказом МВД от 24.12.09 г. № 552. |
Порядок зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата ошибочно уплаченных средств, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-1 | Разработан во исполнение ч. 13 ст. 9 Закона о ЕВС. |
Порядок ведения органами Пенсионного фонда Украины учета поступления сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и других платежей, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-2 | Разработан во исполнение ст. 12 Закона о ЕВС, Закона № 1058 (1) и Закона № 400 (2). |
Порядок приема банками на выполнение расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-3 | Разработан во исполнение ст. 24 Закона о ЕВС. |
Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-5 | Разработана во исполнение ст. 8, 12 и 25 Закона о ЕВС. |
Порядок взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-6 | Разработан во исполнение ст. 5 Закона о ЕВС. |
Положение о Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, утвержденное постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-1 | Разработан во исполнение ст. 16 Закона о ЕВС. |
Порядок формирования и подачи страхователями отчета по суммам начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-2 | Разработан во исполнение ст. 6 Закона о ЕВС. |
(1) Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.03 г. № 1058-IV.(2) Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.(3) Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.03 г. № 21-1.(4) Порядок формирования и подачи страхователями отчета по суммам начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденный постановлением правления ПФУ от 05.11.09 г. № 26-1.(5) Порядок формирования и подачи органам Пенсионного фонда Украины сведений о застрахованном лице, используемых в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, утвержденный постановлением правления ПФУ от 10.06.04 г. № 7-6. |
Подробно остановимся на некоторых спорных моментах, которые породил
Закон о ЕВС* и которые урегулировали комментируемые сегодня нормативные документы, в частности Инструкция № 21-5 и Порядок № 22-2.* Подробнее об этом читайте в Теме недели «Единый взнос на соцстрахование»// «БН», 2010, № 37, с. 38.
Ставки ЕВС. Из норм Инструкции № 21-5 теперь ясно, что:
— отдельные размеры ставок, установленные Законом о ЕВС для инвалидов — работников предприятий УТОГ и УТОС, предприятий общественных организаций инвалидов, членов летных экипажей («спецставки»), установлены к объекту в виде «заработной платы по видам выплат, включающих основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты». Поэтому «спецставки» к больничным и вознаграждениям по гражданско-правовым договорам не применяют;
— для вознаграждений по гражданско-правовым договорам применяются ставки 34,7% и 2,6% независимо от статуса лица, выполняющего работы по такому договору (инвалид, член летного экипажа), и работодателя (предприятие УТОГ и УТОС, предприятие, на котором работает инвалид);
— при начислении ЕВС на сумму больничных ставку 33,2% применяют ко всей сумме выплаты по листку нетрудоспособности — ее начисляют как на сумму пособия, так и на сумму оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности, хотя из самого Закона о ЕВС это четко не следует. «Спецставки» (например, для работников-инвалидов юрлиц 8,41 %) в этом случае не применяются.
В то же время непонятно, как быть со ставкой 2% для удержания: и в Законе о ЕВС (ч. 12 ст. 8), и в Инструкции № 21-5 (п. 3.10) 2 % удерживают из суммы пособия по временной нетрудоспособности. А по какой ставке удерживать ЕВС из суммы оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности? Некорректно в этом случае применять и обычную ставку (общая — 3,6 %), поскольку ее удерживают из суммы зарплаты (п. 3.5 Инструкции № 21-5). На этот счет необходимы соответствующие разъяснения ПФУ. Не исключено, что здесь будет использован подход, что больничные для работника — это один вид выплат (пособие), и не важно, за счет чьих средств его выплачивают.
Базовый период
. Проблема с базовым периодом для предпринимателей и самозанятых лиц разрешена и в Инструкции № 21-5, и в Порядке № 22-2 (отличается от Закона о ЕВС):—
календарный месяц является базовым периодом для всех работодателей, в том числе предпринимателей и самозанятых лиц (п.п. 4.3.6 Инструкции № 21-5, п. 3.1 Порядка № 22-2), несмотря на имеющееся противоречие в абзаце третьем ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС*;—
календарный год является базовым периодом для предпринимателей и самозанятых лиц за себя (п.п. 4.6.2 Инструкции № 21-5, п. 3.1 Порядка № 22-2).* Подробнее об этом читайте в Теме недели «Единый взнос на соцстрахование»// «БН», 2010, № 37, с. 38.
Сроки уплаты ЕВС
. Сроки уплаты ЕВС, предусмотренные Инструкцией № 21-5 , отличаются от установленных в ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС (табл. на с. 10). В то же время ЕВС, не уплаченный в сроки, указанные в таблице, считается недоимкой (п. 6.2 Инструкции № 25-1), которая уплачивается с начислением пени и штрафов, а они для ЕВС немалые!
Сроки уплаты ЕВС
Плательщик | Срок уплаты согласно Инструкции № 21-5 |
Работодатели, в том числе предприниматели и самозанятые лица | Не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом, независимо от выплаты зарплаты (п.п. 4.3.6) |
Предприниматель на общей системе налогообложения | 1) авансовые платежи в течение года — до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября; |
Предприниматель на упрощенной системе налогообложения | 1) авансовые платежи — до 20 числа месяца, следующего за месяцем, за который он уплачивается (непонятно, почему ПФУ не предусмотрел «не позднее 20 числа»); |
Самозанятые лица | До 1 апреля следующего года по данным годовой декларации (п.п. 4.5.3) |
Отчетность
. Формы отчетов приведены в приложениях к Порядку № 22-2:1) для
работодателей — приложение 4 к Порядку № 22-2, которое они должны будут ежемесячно подавать не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (п. 3.1);2) для
предпринимателей и самозанятых лиц за себя — приложение 5 к Порядку № 22-2, которое они подают один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 3.2);3) для
добровольно застрахованных лиц — приложение 6 к Порядку № 22-2, которое они подают один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 3.3), а при осуществлении работником доплаты до минимального размера — в течение одного календарного месяца после осуществления такой доплаты (п. 3.4).Заполняемое работодателями
приложение 4 является аналогом пенсионного приложения 4 к Порядку № 26-1. НО! Теперь в нем всего девять таблиц, тогда как в пенсионном приложении 4 к Порядку № 26-1 их десять (это результат того, что в новом приложении 4 действующие на сегодняшний день таблицы 6 и 7 «слиты воедино» в одну таблицу 6). В таблице 1 ЕВС и база для его взимания приведены в разрезе установленных Законом о ЕВС ставок. В таблицах 5, 6 и 7 добавлен реквизит «Гражданство Украины», а в таблице 6 — еще и полработника (графа 7). Начисляемые доходы в таблице 6 будут распределяться по месяцам, за которые они начислены (для этого предусмотрена графа 11) .Пунктом 2.14 Порядка № 22-2
предусмотрен перенос последнего дня подачи отчета, приходящегося на выходной (праздничный, нерабочий) день, на ближайший рабочий день.При подаче отчетности сохранена возможность
подачи на бумажном носителе при численности застрахованных лиц не более 5 человек. Но его нельзя будет послать по почте, поскольку согласно п. 2.11 Порядка № 22-2 такой отчет не считается поданным.
Отдельные моменты для предпринимателей
. Похоже, что предпринимателям на общей системе налогообложения в месяце, в котором не получали доход, доплачивать до минимального размера ЕВС не надо. Такой вывод можно сделать из п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕВС и абзаца третьего п.п. 4.5.2 Инструкции № 25-1: «сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход (прибыль)». Кроме того, в комментируемых документах не упоминается о возможности зачета единого налога в счет уплаты ЕВС.Поскольку названные выше комментируемые документы вступят в силу только с 1 января 2011 года, к подробному их изучению мы вернемся ближе к этой дате.