Темы статей
Выбрать темы

Реорганизация юрлица

Редакция БН
Статья

РЕОРГАНИЗАЦИЯ

юрлица

 

Слияния и поглощения, деление юрлиц и их преобразование… Мотивы проведения реорганизации могут быть продиктованы как законодательными требованиями, так и желанием найти наиболее удобную и выгодную систему взаимоотношений с партнерами по бизнесу. Данный материал — о том, как это сделать без ошибок.

Роман КАБАЛЬСКИЙ, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Термин «реорганизация», уверены, для многих звучит привычно. Несмотря на то что новый

ГКУ* его не использует, он прочно закрепился в практике хозяйственных отношений. К тому же от него не отказались ХКУ** и Закон о хозобществах***. Формами реорганизации, результатом которой становится прекращение одного или нескольких юрлиц с образованием новых юрлиц — их правопреемников, являются слияние, присоединение, деление, преобразование. Есть еще одна форма реорганизации — без прекращения юрлица, но с образованием одного либо нескольких новых юрлиц — выделение .

* Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV

** Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

*** Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Ныне действующий

ГКУ говорит, по сути, о той же реорганизации в ч. 1 ст. 104, когда указывает, что юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юрлицам — правопреемникам (слияние, присоединение, деление, преобразование) либо в результате ликвидации. Таким образом, выделяются две формы прекращения юрлица — с правопреемниками (тогда имеет место реорганизация) и без правопреемников (процедура ликвидации). Впрочем, более точно отражает природу реорганизации все же ее характеристика не как формы прекращения юрлица с переходом его прав и обязанностей к правопреемникам, а как формы создания нового (либо нескольких новых) юрлица с переходом к нему всех либо части прав и обязанностей ранее существовавшего юрлица (либо нескольких лиц).

Гражданско-правовое понятие реорганизации не следует полностью отождествлять с понятием, содержащимся в налоговом законодательстве, которое трактует его более широко. Так, в

п. п. 13.1.1 п. 13.1 ст. 13 Закона № 2181**** под реорганизацией кроме традиционных слияния, присоединения, деления, преобразования и выделения подразумевается также изменение названия либо места регистрации налогоплательщика. А вот проект Налогового кодекса в представленной на данный момент редакции употребляет термин «реорганизация» как объединяющий слияние, присоединение, деление, выделение и преобразование (ст. 98 проекта), унифицируя таким образом терминологию гражданского и налогового законодательства и снимая отдельные противоречия, существующие сегодня в рамках действующего законодательства. Данный момент нельзя не отметить как положительный.

**** Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

В целом можно говорить о том, что последовательность действий при осуществлении всех форм реорганизации —

преобразования, слияния, присоединения, деления и выделения — практически аналогична. Во всех случаях она включает в себя такие этапы, как:

1) принятие решения о реорганизации и определение того, в какой форме она будет проходить, назначение комиссии по реорганизации;

2) осуществление необходимых организационных мер комиссией по реорганизации, в частности проведение инвентаризации имущества, обеспечение публикации информации о реорганизации, доведение ее до сведения кредиторов, рассмотрение их требований и принятие решения о том, подлежат они удовлетворению либо отклонению и ряд других действий;

3) подготовка учредительных документов либо изменений к ним для юрлица-правопреемника;

4) госрегистрация прекращения старых юрлиц и образования новых.

Кроме того, при реорганизации акционерные общества должны предпринять ряд дополнительных по сравнению с общей процедурой реорганизации мер, предусмотренных

Положением о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ, утвержденным решением ГКЦБФР от 30.12.98 г. № 221.

 

Виды реорганизации юридического лица: основные требования

Характеристика

Слияние

Присоединение

Деление

Выделение

Преобразование

1

2

3

4

5

6

Содержание операции

Форма реорганизации юрлица, предусматривающая прекращение двух или более юрлиц (правопредшественников) с передачей всего их имущества (прав и обязанностей) и личных неимущественных прав новому юрлицу (правопреемнику), которое образовывается в результате осуществления этой формы реорганизации.
ОПФ* новообразованного юрлица может отличаться от ОПФ юрлиц-предшественников, если законодательство не содержит специальных оговорок по этому вопросу

Форма реорганизации, когда одно или несколько юрлиц присоединяются к другому

Прекращение одного юрлица (правопредшественника) с передачей всего его имущества (прав и обязанностей) и личных неимущественных прав в долях, определенных распределительным актом (балансом), к двум либо более новым юрлицам (правопреемникам), которые создаются в результате деления

Переход по распределительному балансу части имущества, прав и обязанностей юрлица к одному либо нескольким создаваемым новым юрлицам

Смена ОПФ юрлица** с переходом к новому юрлицу всего имущества, всех прав и обязанностей предыдущего юрлица

Объем правопреемства

Права и обязанности юрлиц, участвующих в слиянии, полностью переходят к юрлицу-правопреемнику

Прекращает существование присоединяемое юрлицо (или несколько лиц), а лицо, к которому присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает права и обязанности присоединяемого лица (лиц)

Имущество, права и обязанности юрлица, деление которого осуществляется, передаются двум либо более новым юрлицам (правопреемникам), которые создаются в результате деления

Образуется новое юрлицо (либо два и более) без прекращения старого. К новому юрлицу переходит имущество, права и обязанности юрлица-правопредшественника в определенном последним объеме

К новому юрлицу переходит все имущество, все права и обязанности предыдущего юрлица

Основания для осуществления

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Инициаторами добровольной реорганизации хозобщества могут выступать его участники путем принятия решения на общем собрании. Принудительная реорганизация осуществляется по решению суда. При этом обратиться в суд с иском, содержащим соответствующее требование, может либо кто-то из участников хозобщества, если он сможет обосновать, что непроведение реорганизации нарушает его права, либо прокурор, сославшись на нарушение обществом конкретного требования закона, устранить которое можно путем реорганизации. Например, согласно ч. 1 ст. 141 ГКУ максимальное количество участников ООО устанавливается законом. При превышении этого количества ООО подлежит преобразованию в акционерное общество в течение одного года, а с истечением этого срока — ликвидации в судебном порядке, если количество его участников не уменьшится до установленного предела. Максимальное количество участников ООО, напомним, составляет 10 лиц (ч. 2 ст. 50 Закона о хозобществах). Для полного общества необходимость реорганизации (в форме преобразования) может наступить в том случае, если в нем остается один участник. Он может в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником, преобразовать общество в другое хозобщество. Иначе общество будет подлежать ликвидации (ч. 1 ст. 132 ГКУ)

Принятие решения о добровольной реорганизации

Реорганизация общества осуществляется по решению высшего органа общества (ч. 2 ст. 19 Закона о хозобществах)

Особенность при слиянии и присоединении — необходимость наличия волеизъявления не одного, а двух или более юрлиц. Поэтому решение о проведении соответствующего вида реорганизации — то ли слияния, то ли присоединения — должно приниматься каждым юрлицом, которое принимает в ней участие. Кроме того, данная процедура предусматривает необходимость заключения договора о слиянии либо присоединении, в котором оговариваются порядок и условия проведения реорганизации, формирования уставного фонда и определения в нем долей участников хозяйственного общества — правопреемника

Х

Х

Х

Содержание решения о реорганизации

Решение должно содержать указание на то, что проводится реорганизация общества и в какой форме (слияние, присоединение, деление, выделение, преобразование), указывать юрлиц, которые будут созданы либо продолжат существовать после реорганизации, устанавливать состав комиссии по реорганизации с указанием ИНН членов этой комиссии

Уведомление о реорганизации

Для уведомления госрегистратора о принятии решения о реорганизации ему подаются два документа:
а) нотариально удостоверенная копия решения учредителей (участников) о реорганизации юрлица;
б) документ, подтверждающий внесение платы за публикацию уведомления о принятии учредителями (участниками) решения о реорганизации юрлица в специализированном печатном средстве массовой информации (51 грн.). Средство массовой информации, в котором осуществляется публикация, — «Бюлетень державної реєстрації»

Уведомление о реорганизации должно содержать такую информацию:
1) наименование юрлица;
2) идентификационный код юрлица;
3) местонахождение юрлица;
4) основание для принятия решения о реорганизации;
5) дата назначения и сведения о комиссии по реорганизации;
6) порядок и срок заявления кредиторами требований к юрлицу, которое прекращается

Ограничения, вступающие в действие с момента внесения в Единый госреестр записи о принятии решения о реорганизации

Запрещено регистрировать изменения в учредительные документы юрлица, в отношении которого принято решение о реорганизации; вносить изменения в Единый госреестр в отношении сведений об обособленных подразделениях; проводить госрегистрацию юрлица, учредителем (участником) которого является юрлицо, в отношении которого принято решение о реорганизации

Эти ограничения не распространяются на случаи, когда реорганизация осуществляется в форме преобразования

Уведомление госорганов о реорганизации

Отдельно уведомлять органы государственной налоговой службы, фонды соцстрахования (в том числе Пенсионный фонд) о том, что принято решение о реорганизации, не нужно. Соответствующую информацию им передает госрегистратор

Решение о реорганизации как основание для внеплановой проверки

Решение о реорганизации может стать основанием для проведения внеплановой выездной налоговой проверки, документальной проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов со стороны органов Пенсионного фонда, Фонда страхования на случай безработицы, Фонда страхования от несчастных случаев, Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности

Основные обязанности комиссии по реорганизации

На комиссию по реорганизации юрлица возложены обязанности:
— письменно уведомить каждого выявленного кредитора юрлица о том, что принято решение о реорганизации;
— если активы юрлица находятся в налоговом залоге, то одновременно с подачей документов госрегистратору необходимо также уведомить налоговый орган о принятом решении. Закон № 2181 также требует одновременно с таким уведомлением предоставить налоговому органу план реорганизации (копию решения общего собрания о реорганизации);
— провести инвентаризацию имущества юрлица, которое проходит реорганизацию. Инвентаризация проводится в соответствии с Инструкцией об инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом МФУ от 11.08.94 г. № 69

Документ, которым оформляется переход прав и обязанностей к юрлицу-правопреемнику

Передаточный акт, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех кредиторов должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами

Распределительный баланс, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех кредиторов должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Если правопреемниками юрлица выступает несколько юрлиц (как при делении) и точно определить правопреемника в отношении конкретных обязанностей юрлица, которое прекратилось, невозможно, юрлица-правопреемники несут солидарную ответственность перед кредиторами юрлица, которое прекратилось

Передаточный акт. Необходимость его составления прямо предусмотрена законодательством. Однако цель его составления при преобразовании непонятна, поскольку никакой фактической передачи либо распределения имущества не происходит. Меняется внутренняя структура отношений юрлица, что и характеризует смена ОПФ. Но с имуществом это не связано

Подготовка документов для регистрации нового юрлица

В устав нового юрлица необходимо включить положения, указывающие на то, что юрлицо создано в результате слияния (указать, какие именно юрлица стали правопредшественниками нового юрлица)

Новое юрлицо не образуется. Вносятся изменения в учредительные документы юрлица, к которому присоединяется прекращаемое в результате реорганизации юрлицо

Параллельно с указанными выше действиями ведется подготовка учредительных документов нового (либо нескольких новых) юрлица. Так, в устав такого юрлица необходимо включить положения, указывающие на то, что юрлицо создано в результате реорганизации (указать форму реорганизации и сведения о юрлицах-правопредшественниках).
Утверждение устава любого хозяйственного общества, независимо от процедуры его создания, в том числе путем реорганизации, — компетенция общего собрания участников

Момент, с которого реорганизация считается завершенной

Внесение в Единый госреестр записи о создании вновь возникшего юрлица и прекращении юрлиц, реорганизованных в форме слияния

Внесение в Единый госреестр записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица. В этот момент происходит переход прав и обязанностей присоединяемого юрлица к юрлицу-правопреемнику

Внесение в Единый госреестр записи о прекращении деятельности юрлица, деление которого осуществлено, и госрегистрации юрлиц, созданных в результате деления

Внесение в Единый госреестр записи о создании нового юрлица, образованного в результате выделения

Преобразование считается завершенным с момента госрегистрации вновь созданного юрлица и госрегистрации прекращения старого юрлица. Идентификационный код ЕГРПОУ юрлица, которое было преобразовано, сохраняется за его правопреемником

Текущий счет юрлица

Текущие счета старых юрлиц закрываются. Открытие счета нового юрлица происходит в общем порядке

Закрывается текущий счет присоединяемого юрлица. Юрлицо, к которому осуществлено присоединение, продолжает использовать старый счет

Текущий счет старого юрлица закрывается. Каждое новое юрлицо открывает отдельный счет в общем порядке

Текущий счет старого юрлица продолжает использоваться. Новое юрлицо, созданное в результате выделения, открывает счет в общем порядке

Текущий счет старого юрлица закрывается. Открытие счета нового юрлица происходит в общем порядке

Ограничения по реорганизации

Согласно ч. 11 ст. 13 Закона о банкротстве*** после назначения распорядителя имущества и до прекращения процедуры распоряжения имуществом органы управления должника не имеют права без согласия распорядителя имущества принимать решения, в частности о реорганизации (слияние, присоединение, деление, выделение, преобразование) должника.
В отношении акционерных обществ новый Закон об АО**** ввел ограничение, которого раньше в законодательстве Украины не было: согласно абзацу второму ч. 1 ст. 83 Закона об АО акционерное общество может принимать участие в слиянии только с другим акционерным обществом и присоединиться акционерное общество может только к другому акционерному обществу.
В некоторых случаях, специально предусмотренных законодательством, слияние либо присоединение может считаться концентрацией субъектов хозяйствования и требовать получения разрешения Антимонопольного комитета Украины

Разрешительные документы

В случае проведения реорганизации новому юрлицу (либо нескольким новым юрлицам) лицензию и другие разрешительные документы придется получать заново в общем порядке. При присоединении все зависит от того, какому из юрлиц — участников этого процесса был выдан разрешительный документ. Если документ выдавался юрлицу, к которому осуществляется присоединение, разрешительный документ переоформлять не нужно.
Другие разрешительные документы в случае прекращения юрлица, которому они выдавались, в результате слияния, присоединения, деления, преобразования подлежат аннулированию. Следовательно, их придется получать заново юрлицам-правопреемникам

Трудовые отношения

Согласно ст. 36 КЗоТ***** при реорганизации (путем слияния, присоединения, деления, выделения, преобразования) действие трудового договора продолжается.
Сама по себе реорганизация не является основанием для увольнения. Основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя по п. 1 ст. 40 КЗоТ может появиться только в том случае, если реорганизация сопровождается изменениями в организации производства и труда, в частности вызвала необходимость сокращения численности или штата работников. В этом случае работнику необходимо предложить перевод на другую работу (если такая возможность есть). Если он откажется от перевода, он может быть уволен, но о предстоящем увольнении его следует предупредить за 2 месяца до расторжения договора

 

* Организационно-правовая форма.

** Понятие организационно-правовой формы ГКУ не приводит, поэтому в качестве ориентира можно использовать понятие, приведенное в Государственном классификаторе Украине «Классификация организационно-правовых форм хозяйствования ДК 002:2004», утвержденном приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.05.2004 г. № 97. Согласно п. 2.1 организационно-правовая форма хозяйствования — форма осуществления хозяйственной (в частности, предпринимательской) деятельности с соответствующей правовой основой, которая определеяет характер отношений между учредителями (участниками), режим имущественной ответственности по обязательствам предприятия (организации), порядок создания, реорганизации, ликвидации, управления, распределения полученной прибыли, возможные источники финансирования деятельности и др. Напомним, перечень организационно-правовых форм хозяйственных обществ приведен в ст. 113 ГКУ. Это: полное общество; коммандитное общество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество. Аналогичный перечень приведен в ч. 3 ст. 1 Закона о хозобществах и в ч. 1 ст. 80 ХКУ.

*** Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника либо признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-ХІІ.

**** Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.08 г. № 514-VI.

***** Кодекс законов о труде от 10.12.71 г.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше