Темы статей
Выбрать темы

Эксплуатация автомобиля в зимний период: проводим сезонное техническое обслуживание

Редакция БН
Статья

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД:

проводим сезонное техническое обслуживание

 

Пришло время готовить транспортные средства к эксплуатации зимой. Такая подготовка именуется сезонным техническим обслуживанием. В этой статье мы расскажем, какие работы нужно выполнить в рамках такого технического обслуживания, а также на что следует обратить внимание, чтобы правильно отразить в учете операции по подготовке ваших автомобилей к суровым зимним условиям.

Яна ИНДЮХОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Общие положения

В первую очередь напомним, что проведение технического обслуживания (техобслуживание, ТО) автомобиля не является добровольным, это прямая обязанность его владельца. Такой вывод следует из

ст. 36 Закона № 3353, где сказано, что владельцы транспортных средств или лица, которые их эксплуатируют, обязаны обеспечивать своевременное и в полном объеме проведение работ по их ТО и ремонту в соответствии с нормативами, установленными производителями соответствующих транспортных средств.

Что касается арендованных транспортных средств, то согласно

п. 1 ст. 801 ГКУ поддерживать их в надлежащем техническом состоянии обязан наниматель (арендатор). Иными словами, подготовку транспортного средства к зиме осуществляет тот, кто эксплуатирует автомобиль.

Разберемся с понятиями:

техническое обслуживание — это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (автомобиля) при использовании по назначению, хранении и транспортировке;

сезонное техобслуживание — техобслуживание, выполняемое для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях (п. 1.3 Положения № 102).

Сезонное техобслуживание является элементом системы техобслуживания автомобиля и проводится в соответствии с

Положением № 102.

Как указано в

п. 3.11 Положения № 102, сезонное техобслуживание осуществляется дважды в год (весной и осенью), примерный перечень таких работ приведен в приложении В к Положению № 102, и проводится вместе сочередным вторым техобслуживанием (ТО-2). Примерный перечень работ, которые проводятся при ТО-2, приведен в приложении Б к Положению № 102. Поскольку очередное ТО-2 проводится вместе с очередным первым техобслуживанием (ТО-1), то следует принимать во внимание и приложение А Положения № 102, где перечислены работы, которые выполняются при очередном ТО-1.

В ходе сезонного техобслуживания

кроме работ, предусмотренных ТО-2 и ТО-1, следует выполнить такие (приложение В к Положению № 102):

1. Промыть систему охлаждения двигателя, топливный бак и продуть трубопроводы (осенью), радиаторы обогревателя кабины (кузова) и пусковой подогреватель.

2. Проверить состояние и действие кранов системы охлаждения и сливных устройств в системах питания и тормозов.

3. Снять аккумуляторную батарею для подзарядки и откорректировать плотность электролита.

4. Снять карбюратор и топливный насос, промыть и проверить состояние и их работу на стенде (осенью).

5. Снять топливный насос высокого давления, промыть и проверить состояние и работу на стенде (осенью).

6. Снять прерыватель-распределитель, очистить, проверить его состояние и, при необходимости, отрегулировать на стенде.

7. Снять генератор и стартер, очистить, продуть внутреннюю полость, заменить изношенные детали и смазать подшипники.

8. Заменить масло в спидометровом оборудовании, проверить правильность пломбирования спидометра и его привода.

9. Проверить исправность датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя.

10. Проверить работоспособность шторок радиатора, плотность дверей, окон, установить (снять) чехлы утепления.

11. Осуществить сезонную замену масел в соответствии с химмотологической картой.

Специфические работы по техобслуживанию того или иного транспортного средства могут содержаться в технической документации на изделие (например, в инструкции по эксплуатации или сервисной книжке). Поэтому перечень работ, которые будут проводиться при сезонном техобслуживании, может отличаться от перечня работ, приведенного в

приложении В к Положению № 102.

Далее более подробно рассмотрим основные работы, которые проводятся при подготовке автомобиля к зиме.

 

Сезонная замена шин

Как классифицировать операцию по замене шин.

В зимний период слой снега или льда на дорогах препятствует хорошему сцеплению шин с дорожным покрытием, что ставит под угрозу безопасность водителя и пассажиров транспортного средства, поэтому необходимо осуществлять замену летних шин на зимние.

В перечне работ, проведение которых нам рекомендует

приложение В Положения № 102, в ходе сезонного техобслуживания замена шин не указана. Но, как мы говорили ранее, этот перечень не исчерпывающий, а значит, целесообразно дополнить его операцией по замене шин.

Согласно

п. 3.19 Положения № 102 операции по замене шин не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения. Поэтому замену шин, на наш взгляд, можно отнести к техобслуживанию как операцию по поддержанию транспортного средства в рабочем состоянии.

Обычная замена шин.

Отразить замену шин в учете можно двумя способами:

1) стоимость зимних шин учесть

в составе стоимости автомобиля с последующей амортизацией. В таком случае операции по установке шин и возврату замененных шин на склад не будут влиять на налоговый и бухгалтерский учет. Движение шин отражают только в аналитическом учете — Карточке учета работы автомобильной шины;

2) шины учитываются отдельно от автомобиля

в составе запасов. В этом случае есть два подхода к отражению в налоговом учете замены таких шин:

а) при установке приобретенных шин на автомобиль их необходимо исключить из перерасчета по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. В этом случае предприятие фактически увеличит валовые расходы по шинам в периоде первой установки их на автомобиль, а последующий возврат таких шин на склад весной и повторная установка на автомобиль следующей осенью не будут влиять на налоговый учет. В бухучете, как и в предыдущем варианте, движение шин отражают только в аналитике. Мы разделяем именно этот подход;

б) шины участвуют в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до тех пор, пока они не износятся. При этом в бухучете шины учитывают на субсчете 207 «Запасные части» до момента их полного списания, и только потом стоимость шин фактически попадет в валовые расходы. Сторонники этого подхода утверждают, что согласно Инструкции № 291 на субсчете 207 ведется учет, в том числе автомобильных шин в запасе и обороте. Следовательно, для учета шин в запасе (на складе) и обороте (в эксплуатации) к субсчету 207 следует открыть отдельные субсчета (например, 207/1 и 207/2).

Рассмотрим на примере, как отражается в учете приобретение и замена зимних шин.

Пример 1.

Предприятие приобрело комплект (4 шт.) зимних шин стоимостью 1920 грн. (в том числе НДС — 320 грн.). Стоимость 1 шины — 480 грн. (в том числе НДС — 80 грн.). На легковом автомобиле, который используется для административных целей, летние шины заменены на зимние. Замена произведена на СТО, стоимость услуг — 300 грн. (в том числе НДС — 50 грн.). Летние шины возвращены на склад предприятия.

Покажем отражение этих хозяйственных операций в учете в табл. 1.

 

Таблица 1.

Приобретение и установка зимних шин

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет (ВР)

дебет

кредит

1. Оприходованы шины для легковых автомобилей

207

631

1600

1600

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

320

3. Перечислена оплата за шины

631

311

1920

4. Выданы водителю деньги для оплаты услуг СТО

372

301

300

5. На основании авансового отчета водителя отражены услуги по замене шин и балансировке колес

92

372

250

250

6. Отражен налоговый кредит по НДС

641

372

50

7. Списана стоимость установленных шин

92

207

1600

(1)

8. Летние шины возвращены на склад (2)

9. Списаны расходы на финансовый результат

791

92

1850

(1)

При установке зимние шины исключены из перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

(2)

Эта операцияне отражается ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Движение шин находит отражение в Карточке учета работы автомобильной шины.

 

Сверхнормативный износ.

Если замену шин осуществляют в связи с их непригодностью для эксплуатации с пробегом ниже нормы, указанной в Нормах эксплуатации шин и в Нормах пробега шин, то такая замена относится не к техобслуживанию, а к ремонту (см. консультацию «Расходы на эксплуатацию автомобиля» в «ВНСУ», 2006, № 14). Поэтому расходы на замену таких шин можно относить в состав валовых расходов только в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало такого отчетного периода (п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль). На сумму, превышающую 10 % лимит, будет увеличена балансовая стоимость автомобиля.

Кстати, при замене аккумулятора в ходе техобслуживания для отражения валовых расходов необходимо пользоваться подходом, аналогичным тому, который действует при замене изношенных шин.

 

Сезонные ГСМ и эксплуатационные жидкости

Сезонное техобслуживание предполагает также замену антифриза, смазки и подобные работы. Для отнесения расходов на такие работы в состав валовых необходимо связать эти процедуры с техобслуживанием.

Замена антифриза подпадает под такой вид работ сезонного техобслуживания, как промывка системы охлаждения. Поэтому расходы, связанные с ней, можно отнести в состав валовых расходов на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Антифриз

— это водный раствор определенных веществ (этиленгликоля, глицерина, неорганических солей и т. п.), который не замерзает и используется в системах охлаждения. Термин «антифриз» тождественен понятию «тосол». Поскольку тосол в соответствии с ГОСТ 21150-87 и 28084-89 относится к нефтепродуктам, т. е. горюче-смазочным материалам (ГСМ), то и антифриз должен считаться ГСМ (письмо Госпредпринимательства от 21.06.04 г. № 4123).

Поэтому при отнесении расходов на приобретение антифриза в валовые расходы необходимо учитывать положения

п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, согласно которым в валовые расходы можно отнести 50 % расходов на приобретение ГСМ, используемых для работы легковых автомобилей (соответственно в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль участвуют только 50 % стоимости таких товаров). При этом плательщик налога освобождается от обязанности доказывания связи таких расходов с его хозяйственной деятельностью.

Что касается замены антифриза в грузовых автомобилях, то расходы, связанные с ней, в полном объеме можно отнести в состав валовых, потому что упомянутые выше ограничения законодательством предусмотрены только для легковых автомобилей.

В декларации по налогу на прибыль суммы таких расходов отражаются в строке 04.1.

Обращаем внимание, что при замене смазки и масла возникает ситуация, подобная ситуации с заменой антифриза: расходы по замене смазки и масла в валовые расходы включаются только в размере 50 %, потому что и смазки, и масла относятся к ГСМ. На это указывала ГНАУ в

письме от 10.02.05 г. № 819/Д/31-0015. Поэтому в валовые расходы можно относить полностью только стоимость смазок и масла, использованных для замены в грузовом автотранспорте.

Чтобы не допустить ошибку при определении валовых расходов, предприятия, которые используют в своей деятельности и легковые, и грузовые автомобили, должны вести учет ГСМ отдельно для этих видов транспортных средств.

Но возможность включения в полном объеме стоимости ГСМ (антифриза, масла, смазки) все-таки существует.

Для этого сезонное техобслуживание нужно провести на СТО и при этом соблюсти такое условие: в расчетном документе или другом документе на предоставление услуг по техобслуживанию не должен быть приведен перечень расходов и использованных материалов при предоставлении услуг. Если же в документе есть такое распределение, то ГСМ будут включаться в валовые расходы только в размере 50 %. Для НДС подобного ограничения не предусмотрено, поэтому в состав налогового кредита можно включить всю сумму уплаченного налога при условии использования ГСМ в хозяйственной деятельности в налогооблагаемых операциях. Но нужно помнить о том, что для определенных видов ГСМ установлены Нормы расхода ГСМ, которые следует соблюдать*. К таким ГСМ, в частности, относятся: моторные, трансмиссионные, специальные масла, пластичные смазки.

* См. статью «Эксплуатация автомобиля: расчет нормы расхода смазочных материалов» // «БН», 2009, № 8, с. 40.

Рассмотрим учет замены масла на примере.

Пример 2.

Предприятие заключило договор с СТО на проведение сезонного техобслуживания легкового автомобиля, который используется для административных целей. Общая стоимость услуги СТО составила 2100 грн. (в том числе НДС — 350 грн., стоимость без НДС — 1750 грн.). Акт выполненных работ содержит полный перечень проведенных работ и использованных материалов в стоимостном выражении. Стоимость масла, использованного при техобслуживании, составила 180 грн. (в том числе НДС — 30 грн., стоимость без НДС — 150 грн.).

Отразим операции в учете (см. табл. 2).

 

Таблица 2.

Замена масла

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет (ВР)

дебет

кредит

1. Произведено сезонное техобслуживание автомобиля

92

631

1750

1675 (1)

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

631

350

3. Перечислена оплата СТО за сезонное техобслуживание

631

311

2100

4. Списаны расходы на финансовый результат

791

92

1750

(1)

В состав валовых расходов можно отнести только 50 % ГСМ (масла), поэтому «лишние» 50 % стоимости ГСМ нужно исключить из общей стоимости техобслуживания: 1750 - (150 х 50 %) = 1675 (грн.).

 

Установка системы «климат-контроль»

Система «климат-контроль» (автоматическая система управления климатом в салонах автомобилей) используется для создания комфортных температурных условий в кабине. Иначе говоря, система «климат-контроль» — это автомобильный кондиционер и обогреватель одновременно. С точки зрения налогового учета, установка такой системы признается улучшением (модернизацией) основных фондов. Поэтому отражать такие расходы нужно в соответствии с

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, который гласит: плательщик налога имеет право в течение отчетного периода отнести в валовые расходы любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, которые подлежат амортизации, в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало такого отчетного периода.

Расходы, превышающие указанную сумму, распределяются пропорционально сумме фактически понесенных плательщиком налога расходов на улучшение основных фондов групп 2, 3, 4 и увеличивают балансовую стоимость основных фондов соответствующих групп по состоянию на начало расчетного квартала. Так как систему «климат-контроль» устанавливают на автомобиль, а, как известно, он относится к группе 2 основных фондов, то и увеличивать в случае превышения ремонтного лимита нужно будет балансовую стоимость группы 2.

Возможно, автомобиль при приобретении уже был оборудован системой «климат-контроль». В таком случае в рамках сезонного техобслуживания можно провести ее сервисное обслуживание и понесенные в связи с этим расходы отнести в состав валовых на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Для бухгалтерского учета установка системы «климат-контроль» считается модернизацией, поэтому связанные с ней расходы увеличивают первоначальную стоимость транспортного средства.

Рассмотрим на примере отражение в учете установки и обслуживания системы «климат-контроль».

Пример 3.

Предприятие в ходе проведения сезонного техобслуживания приняло решение установить на автомобиль FORD систему «климат-контроль», а на другом автомобиле (AUDI) — провести сервисное обслуживание ранее установленной системы «климат-контроль» — заменить фильтр и т. п. Услуги по установке и сервисному обслуживанию предоставлены специализированным сервисным центром. Стоимость системы «климат-контроль» с установкой для автомобиля FORD составила 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.). Стоимость сервисного обслуживания — 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.). По окончании выполненных работ подписаны соответствующие акты.

 

Таблица 3.

Установка и обслуживание системы «климат-контроль»

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет (ВР)

дебет

кредит

1. Перечислена предоплата сервисному центру за услуги по установке и обслуживанию систем «климат-контроль»

371

311

13200

11000 (1)

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

2200

3. Отражены затраты по установке системы «климат-контроль» на автомобиль FORD

153

631

10000

4. Списаны на увеличение первоначальной стоимости автомобиля затраты на установку системы «климат-контроль»

105

153

10000

5. Отражены расходы на техосмотр системы «климат-контроль» автомобиля AUDI

92

631

1000

6. Списана сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС

644

631

2200

7. Отражен зачет задолженностей

631

371

13200

8. Списаны расходы на финансовый результат

791

92

1000

(1)

Допустим, что расходы на установку системы «климат-контроль» (10000 грн.) не превысили 10 % лимит.

 

В заключение добавим, что кроме перечисленных работ предприятие может выполнять и другие работы, подготавливая автомобиль к зиме. К таким работам могут относиться работы, предусмотренные при проведении плановых техобслуживаний (потому что они должны проводиться вместе с сезонным техобслуживанием в соответствии с

пп. 3.10 и 3.11 Порядка № 102 ) и ежедневного техобслуживания.

Так, при ежедневном техобслуживании проводят проверку технического состояния автомобиля, выполняют работы по поддержанию его в надлежащем внешнем виде, заправляют эксплуатационными жидкостями, устраняют выявленные неисправности и проводят санитарную обработку автомобиля.

При плановых техобслуживаниях обязательно осуществляются уборочно-моечные работы, при ежедневном техобслуживании такие работы проводятся по необходимости. Расходы на проведение этих работ относятся в валовые расходы согласно

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Надеемся, что предлагаемая статья будет полезной для вас и поможет отразить в учете хозяйственные операции, связанные с проведением сезонного техобслуживания ваших автомобилей.

 

Документы и сокращения статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 3353

— Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Положение № 102

— Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Нормы расхода ГСМ

— Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Инструкция № 291

— Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

Нормы эксплуатации шин

— Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранса от 20.05.06 г. № 488.

Нормы пробега шин

— Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Минтранса от 08.12.97 г. № 420.

«ВНСУ»

— журнал «Вестник налоговой службы Украины».
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше