Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Проект налогового кодекса: знакомимся

Редакция БН
Статья

ПРОЕКТ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА: ЗНАКОМимся

 

Налоговый кодекс Украины сейчас у всех на устах: кто-то что-то слышал, кто-то что-то читал, обращался за консультацией к специалистам в области налогообложения. Понимая, насколько важен этот документ для плательщиков, уже сейчас мы хотим ознакомить вас с последним вариантом проекта. Пока это только проект, и вполне возможно, что некоторые его положения будут изменены в окончательном варианте, хотя, скорее всего, глобально вряд ли что-то поменяется. Заранее подготовиться к планируемым изменениям, все продумать и просчитать — значит избежать многих ошибок и финансовых потерь, поэтому изучайте вместе с нами предусмотренные проектом новшества.

Пока это только первое краткое знакомство и только с частью предполагаемых изменений. После принятия Налогового кодекса мы, конечно же, будем подробно изучать все его требования.

Сегодня мы кратко расскажем вам об основных моментах последнего варианта проекта Налогового кодекса Украины, который Кабмин представил на рассмотрение Верховной Раде 21 сентября 2010 года (законопроект № 7101-1). Безусловно, после принятия данного документа мы будем подробно изучать каждое его нововведение. Сейчас же хотим в целом представить картину изменений, чтобы бухгалтер мог сориентироваться и был готов к началу следующего нелегкого для бухгалтерской общественности года.

Наталия ЖУРАВЛЕВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ

Чтобы у вас, уважаемые коллеги, сложилась ясная картина о том, какие налоги и сборы будут взиматься после вступления в силу

НКУ, сравним их с ныне действующими налоговыми платежами.

 

Таблица 1

. Сравнительная таблица налогов и сборов,
действующих сейчас и предусмотренных Проектом НКУ

До 1 января 2011 года
(согласно Закону о системе налогообложения)

С 1 января 2011 года
(согласно Проекту НКУ)

1

2

Общегосударственные налоги и сборы

1) налог на добавленную стоимость

1) налог на добавленную стоимость

2) акцизный сбор

2) акцизный налог

3) налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, которые уплачиваются в бюджет государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями

3) налог на прибыль предприятий

4) налог с доходов физических лиц

4) налог на доходы физических лиц

5) пошлина

5) пошлина

6) государственная пошлина

6) государственная пошлина (будет взиматься в соответствии с Декретом № 7-93, п. 14 раздела XIX Проекта НКУ)

7) плата за землю (земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности)

7) плата за землю

8) рентные платежи

8) рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитная транспортировка трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины;
9) рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, которые добываются в Украине

9) сбор за специальное использование природных ресурсов

10) плата за пользование недрами;
11) сбор за специальное использование воды;
12) сбор за специальное использование лесных ресурсов

10) фиксированный сельскохозяйственный налог

13) фиксированный сельскохозяйственный налог

11) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

14) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (будет применяться до 31 декабря 2014 года в соответствии с Законом № 587, п. 17 раздела XIX Проекта НКУ)

12) сбор в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности

15) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности

13) единый сбор, который производится в пунктах пропуска через государственную границу Украины

16) единый сбор, который производится в пунктах пропуска через государственную границу Украины (будет взиматься в соответствии с п. 14 раздела XIX Проекта НКУ)

14) сбор за использование радиочастотного ресурса Украины

17) сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины

15) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, выработанной квалифицированными когенерационными установками

18) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, выработанной квалифицированными когенерационными установками

16) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов

19) налог на транспортные средства

17) единый налог (установлен Указом о едином налоге)

20) единый налог (будет упразднен с 1 января 2016 года, п. 20 раздела XIX Проекта НКУ)

18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности

(вводится аналог, который входит в состав местных налогов и сборов, — сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности)

19) налог на недвижимое имущество (недвижимость)

см. «Местные налоги и сборы»

20) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета

21) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование

22) сбор за проведение гастрольных мероприятий

23) судебный сбор

24) налог на промысел

25) сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;

26) сбор в Государственный инновационный фонд

27) сборы в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный)

28) сбор на социально-экономическую компенсацию риска населения, которое проживает на территории зоны наблюдения

Местные налоги и сборы

1) налог с рекламы

2) коммунальный налог

3) сбор за парковку автотранспорта

1) сбор за места для парковки транспортных средств

4) рыночный сбор

5) сбор за выдачу ордера на квартиру

2) туристический сбор

6) курортный сбор

 

7) сбор за участие в бегах на ипподроме

 

8) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме

 

9) сбор с лиц, которые принимают участие в игре на тотализаторе и ипподроме

 

10) сбор за право использования местной символики

 

11) сбор за право проведения кино- и телесъемок

 

12) сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей

 

13) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг

 

14) сбор с владельцев собак

 

3) налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка

4) сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (плата за торговый патент)

 

Первое, что бросается в глаза, это значительное сокращение количества налогов, даже на том фоне, что многие из ныне предусмотренных уже давно не действуют (сбор в Госинновационный фонд, сбор на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы и т. п.) или так и не были введены в действие (налог на недвижимость).

Из наиболее существенных моментов сразу хотим отметить:

отмену единого налога для юридических лиц. Теперь единый налог предусмотрен только для физических лиц — предпринимателей и сфера его применения значительно сужена по сравнению с ныне действующими положениями Указа о едином налоге (подробнее см. подраздел «Единый налог» раздела «Частное предпринимательство» на с. 37);

упразднение фиксированного налога для частных предпринимателей, торгующих на рынке. Теперь такие лица могут работать либо на едином налоге (если они соответствуют критериям, приведенным в главе 1 раздела XIV Проекта НКУ), либо на общей системе налогообложения.

Также хотим обратить внимание на отсутствие в перечне налогов (сборов), предусмотренных

Проектом НКУ, дополнительных сборов в Пенсионный фонд (с продажи ювелирных, табачных изделий, услуг сотовой связи, недвижимого имущества, покупки легковых автомобилей, безналичной валюты). В п. 4.13 Проекта НКУ сказано, что общегосударственные, местные налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено НКУ, уплате не подлежат, что наводит на мысль об упразднении этих сборов. Однако не будем спешить с выводами, так как Проект НКУ не предусматривает отмену Закона № 400, которым установлены эти виды сборов, да и вряд ли законодатели откажутся от такого лакомого куска по наполнению Пенсионного фонда.

Помимо предусмотренных

НКУ, с работодателей будет взиматься единый социальный взнос, который вобрал в себя все ныне действующие зарплатные соцстраховские платежи, в том числе и взносы в Пенсионный фонд*. Порядок взимания данного взноса установлен Законом № 2464**, который вступит в силу 1 января 2011 года. Также у плательщиков сохраняется обязанность возмещения расходов на выплату и доставку льготных пенсий, назначенных в соответствии с абз. «а» ст. 13 Закона № 1788.

* См. Тему недели «Единый взнос на соцстрахование» // «БН», 2010, № 37, с. 23 и 38.

** См. приложение «Документы» // «БН», 2010, № 35.

Теперь кратко отметим наиболее интересные и интересующие большинство субъектов хозяйствования изменения.

 

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ (РАЗДЕЛ ІІ)

 

Проверки

Проектом НКУ

предусматриваются такие виды проверок:

по времени проведения: плановые и внеплановые;

по месту проведения: выездные и невыездные;

по способу проведения: документальные и контрольные.

Периодичность проведения плановых проверок будет зависеть от степени риска в деятельности налогоплательщика, а именно:

— с высокой степенью риска — не чаще 1 раза в год;

— со средней степенью риска — не чаще 1 раза в два года;

— с незначительной степенью риска — не чаще 1 раза в три года.

О проведении

документальной выездной плановой проверки плательщик, как и сейчас, должен быть уведомлен в письменной форме за 10 дней до ее начала. Такая проверка проводится согласно графику, составленному контролирующим органом.

Что касается

документальной выездной внеплановой проверки, то ее планируется проводить при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в п. 79.2 Проекта НКУ: по результатам проверки других налогоплательщиков выявлены факты о возможных нарушениях налогового законодательства, и плательщик не предоставил объяснения в течение 10 дней со дня получения письменного запроса от налогового органа; не подана в установленный срок налоговая декларация (расчет); подача уточняющего расчета за уже проверенный налоговым органом период; сумма отрицательного значения НДС (или заявленная сумма бюджетного возмещения) превышает 100 тыс. грн.; декларирование убытков по налогу на прибыль в течение 4 последовательных базовых отчетных периодов* и некоторые другие основания.

* Для целей этого Кодекса под термином «базовый отчетный (налоговый) период» следует понимать первый отчетный (налоговый) период года, определенный соответствующим разделом этого Кодекса (абз. 2 п. 49.8). Соответственно, для налога на прибыль базовым отчетным периодом, по всей видимости, является квартал.

Документальная невыездная проверка

будет проводиться при согласии налогоплательщика, полученном в порядке, установленном Кабмином, в помещении контролирующего органа на основании предоставленных документов, при условии вручения или направления налогоплательщику уведомления о начале проведения проверки. Присутствие налогоплательщика при такой проверке необязательно. Порядок проведения таких проверок должен будет установить Минфин.

Контрольная проверка

осуществляется без предупреждения налогоплательщика. Такая проверка проводится по месту проведения налогоплательщиком деятельности с целью контроля за соблюдением порядка проведения расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, производства и оборота подакцизных товаров, выявления фактов осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации, сокрытие трудовых отношений с наемным лицом.

Продолжительность

проверок планируется такая (ст. 82 Проекта НКУ):

документальная выездная плановая проверка — не более 20 рабочих дней (продление максимум на 10 рабочих дней), а субъектов малого предпринимательства — не более 10 рабочих дней (продление максимум на 5 рабочих дней);

документальная выездная неплановая проверка — не более 10 рабочих дней (продление возможно на 5 рабочих дней), а относительно субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней (продление возможно на 2 рабочих дня);

контрольная проверка — не более 10 суток (возможность продления на 5 суток).

Отметим, что согласно

п. 21 р. XIX Проекта НКУ плановые проверки соблюдения норм НКУ будут проводиться только с 01.07.11 г., а штрафные санкции за нарушения налогового законодательства за период с 01.01.11 г. по 30.06.11 г. будут применяться в символическом размере — не более 1 грн.

 

Отчетность налогоплательщиков

Здесь изменения такие (

гл. 2 р. ІІ Проекта НКУ):

— к налоговым декларациям приравняли таможенные декларации, а также документ, свидетельствующий о суммах доходов, начисленных физлицам (сейчас таким документом является

ф. № 1ДФ);

— новые формы деклараций (расчетов) вступают в силу с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором ГНАУ обнародовала такие новые формы;

— крупные и средние предприятия обязаны будут предоставлять налоговую отчетность в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи (регистрация электронной подписи в таком случае будет бесплатной). Прочие налогоплательщики будут подавать отчетность в электронном виде только по добровольному решению.

 

Ответственность налогоплательщиков

Здесь хотим обратить внимание на такие планируемые изменения:

1) за неподачу, несвоевременную подачу, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками

ф. № 1ДФ предусматриваются штрафы в размере 510 грн. плюс 85 грн. при первом нарушении, 1020 грн. плюс 170 грн. при повторном в течение года нарушении (пп. 119.2 и 119.3 Проекта НКУ);

2) за неподачу или подачу не в установленный срок других форм налоговой отчетности штраф в размере

170 грн. (при первом нарушении), 1020 грн. (при повторном в течение года нарушении);

3) за просрочку уплаты налогов и сборов планируется взимать штраф в размере:

10 % погашенной суммы — при просрочке до 30 календарных дней включительно; 20 % — при просрочке свыше 30 календарных дней (ст. 126 Проекта НКУ);

4) налоговые агенты за неудержание и/или неуплату налога у источника выплаты дохода вместо ныне действующего двойного штрафа по

п.п. 17.1.9 Закона № 2181 будут уплачивать штраф в размере: 25 % от суммы неудержанного (неперечисленного) налога (при первом нарушении); 50 % (при втором в течение 1095 дней нарушении); 75 % (при третьем и более в течение 1095 дней нарушении). Такие же штрафы будут применяться и при доначислении налоговых обязательств контролирующим органом в ходе проверок.

Расчет

пени на сумму налогового долга (включая штрафные санкции и без учета пени) будет осуществляться за каждый календарный день просрочки в его уплате исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей (п. 129.4 Проекта НКУ):

— на день возникновения налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок является большей;

— на день занижения налогового обязательства (в случае выявления занижения налогового обязательства контролирующим органом или налогоплательщиком);

— на день выплаты (начисления) доходов в интересах налогоплательщиков — физических лиц (при выявлении налогового обязательства по НДФЛ налоговым агентом или контролирующим органом при проверке).

Что касается санкций при

самоисправлении, то их размер зависит от способа исправления (п. 50.1):

— при подаче

уточняющего расчета размер штрафа составляет 3 % от суммы занижения налогового обязательства. При этом уточняющий расчет нельзя подавать за период, который на дату его представления проверяется контролирующим органом;

через декларацию по этому налогу за период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, размер штрафа составляет 5 % от суммы занижения налогового обязательства.

При этом от начисления пени в случае самоисправления налогоплательщики, похоже, не будут освобождаться (

абз. 3 п. 120.2, пп. 129.1.2 и 129.1.3 Проекта НКУ).

 

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (РАЗДЕЛ IV)

 

Ставки налога

Проектом НКУ

предусмотрены такие ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ):

15 %

(общая ставка) — с доходов, но не исключительно, в виде зарплаты, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику в связи с отношениями трудового найма и по гражданско-правовым договорам; выигрыш в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыш игрока (участника), полученный от организатора азартной игры (абз. 1 п. 167.1);

17 %

с суммы превышения указанных выше доходов над 10 МЗП, установленной на 1 января отчетного года (абз. 2 п. 167.1);

5 %

— с доходов виде процентов, дивидендов (п. 167.2)*. При этом доходы в виде процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет (в том числе карточный) и процентов на вклад (депозит) члена кредитного союза облагается НДФЛ, если сумма такого дохода превышает 2 МЗП, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, с учетом количества месяцев, за которые в соответствии с договором начисляется (выплачивается) такой доход;

30 %

— с доходов как выигрыш или приз (кроме в государственную и негосударственную денежную лотерею и выигрыш игрока (участника), полученного от организатора азартной игры) в интересах резидентов или нерезидентов (п. 167.3);

10 %

— с зарплаты шахтеров (п. 167.4).

* Роялти будут облагаться по правилам, установленным для дивидендов, но по ставке 15 %, а с суммы превышения над 10 МЗП — 17 % (п.п. 170.3).

 

НСЛ

Проектом НКУ

предусматривается возможность применять НСЛ к зарплате некоторых работников (ст. 169). Причем предельный размер дохода, который дает право на НСЛ, так же, как и размер «общей» НСЛ планируется оставить таким же, как и сейчас.

Однако планируются и изменения:

— предлагается упразднить НСЛ в размере 200 % «общей» НСЛ лицам, имеющим троих и более детей. Вместо этого вводится НСЛ в размере 50 % от МЗП лицам, имеющим двоих и более детей возрастом до 18 лет, в расчете на каждого ребенка;

— вдова или вдовец теперь смогут получать повышенную НСЛ (150 % от «общей» НСЛ) только при наличии ребенка возрастом до 18 лет (НСЛ предоставляется в расчете на каждого такого ребенка);

— одновременно получить две НСЛ («общую» и на ребенка) после 01.01.11 г. можно будет только в одном случае: лицо содержит двух и более детей возрастом до 18 лет, один из которых инвалид. Во всех остальных случаях плательщик выбирает одну НСЛ по наибольшему основанию (

п.п. 169.3.1).

 

Налоговая скидка (бывший налоговый кредит)

Вместо привычного для нас налогового кредита по НДФЛ

Проект НКУ оперирует понятием «налоговая скидка». В этом вопросе грядут такие изменения:

— налоговую скидку на обучение не могут декларировать члены семьи, если учащийся получал в отчетном году доходы в виде зарплаты (стоит отметить, что на практике налоговики выдвигают подобное требование и сейчас);

— на расходы на оплату вспомогательных репродуктивных технологий согласно условиям, установленным законодательством, налоговая скидка предоставляется с учетом суммового ограничения: не более одной трети дохода в виде зарплаты за отчетный налоговый год;

— налоговая скидка уменьшает сумму начисленной зарплаты за минусом удержанного единого социального взноса и суммы предоставленных НСЛ. Наконец-то несправедливость в этом вопросе упразднена на законодательном уровне.

 

Налогообложение нерезидентов

Вопрос с обложением доходов нерезидентов, в том числе и в виде зарплаты, взбудораживший в этом году работодателей, у которых работают иностранцы и лица без гражданства, канет в лету.

Подпунктом 170.10.1 Проекта НКУ предусмотрено, что такие доходы будут облагаться по правилам и ставкам, предусмотренным для резидентов Украины (за исключением случаев, прямо предусмотренных этим кодексом). В качестве исключения можно назвать доходы нерезидентов от продажи движимого и недвижимого имущества, которые будут облагаться по правилам, предусмотренным для резидентов, но по ставке 15 % (пп. 172.9 и 173.6).

 

Доход от продажи недвижимости

Жилая недвижимость (кроме незавершенного строительства), а также земельные участки в пределах норм бесплатной передачи, установленных

ст. 121 ЗКУ, продаваемые не чаще одного раза в год, не будут облагаться НДФЛ. При продаже указанных объектов недвижимости более одного раза в год, при продаже других объектов недвижимости (нежилой фонд, гараж и т. п.), а также объектов незавершенного строительства ставка НДФЛ будет составлять 5 %.

Изменения коснулись и лиц, выполняющих функции налогового агента. При заключении соответствующего договора

между физическими лицами такие функции по-прежнему выполняет нотариус: он заверяет договор только при наличии оценочной стоимости объекта и документа об уплате НДФЛ, ежеквартально подает сведения о полученных физлицом доходов налоговому органу. Если стороной сделки является юридическое лицо или частный предприниматель, то такой покупатель недвижимости выполняет все функции по начислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ.

 

Доход от продажи движимого имущества

В общем случае доходы от продажи движимого имущества будут облагаться с 1 января 2011 года по ставке

5 % (п. 173.1).

Исключение составляет продажа не чаще одного раза в год одного из объектов движимого имущества в виде

легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера через государственного или частного нотариуса. Такой доход облагается по ставке НДФЛ 0 %. При продаже указанных объектов чаще одного раза в год ставка составляет 5 %.

Из неприятного здесь можно отметить, что по всем объектам движимого имущества база налогообложения определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи,

но не ниже чем оценочная стоимость такого объекта. При этом кто и в каком порядке должен определять оценочную стоимость, пока неясно.

 

Налогообложение наследства

 

Таблица 2.

Порядок обложения НДФЛ наследства и подарков
между физлицами с 01.01.11 г. согласно Проекту НКУ

Наследник

Объекты наследства

деньги, недвижимое и движимое имущество

страховое возмещение, коммерческая собственность

Резидент:

1) член семьи первой степени родства(1)

0 %

2) не член семьи первой степени родства(1), в том числе:

5 %

— инвалид I гр. или имеющий статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской заботы(1)

0 %

5 %

Нерезидент

15 %

(1) Если наследодателем является нерезидент Украины, то в отношении любого объекта наследства ставка НДФЛ составляет 15 %. (п. 174.2.3)

 

Кроме того, независимо от статуса наследника по ставке НДФЛ 0 % планируется облагать наследство в виде денежных сбережений, помещенных до 02.01.92 г. в учреждения Сбербанка СССР и госстрахования СССР, а также в государственные ценные бумаги: облигации Государственной целевой беспроцентной ссуды 1990 года, облигации Государственной внутренней выигрышной ссуды 1982 года, государственные казначейские обязательства СССР, сертификаты Сберегательного банка СССР и денежные сбережения граждан Украины, помещенные в учреждения Сберегательного банка Украины и прежнего Укргосстраха в течение 1992 — 1994 годов, погашение которых не состоялось.

Физлицо, получившее наследство, должно по итогам года задекларировать такой доход и уплатить с него НДФЛ. Исключение составляет случай получения наследства нерезидентом, который должен уплатить НДФЛ в бюджет до выдачи свидетельства о наследстве. До момента уплаты налога нотариус не имеет права выдавать такое свидетельство нерезиденту.

 

Налогообложение подарков

Подарки между физическими лицами облагаются в том же порядке, что и доходы в виде наследства (см. табл. 2 на с. 35). Что касается подарков, предоставленных юридическими лицами и частными предпринимателями, то такие лица являются налоговыми агентами по таким доходам. При этом согласно

п.п. 165.1.39 Проекта НКУ в налогооблагаемый доход не включается неденежный подарок, если его стоимость не превышает 50 % одной МЗП (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года. Эта льгота не касается денежных выплат. Денежные подарки и далее можно будет предоставлять в виде нецелевой благотворительной помощи (НБП), которая не облагается НДФЛ в размере ПМТЛ, действующего на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. При этом льготную НБП теперь сможет получить любой налогоплательщик вне зависимости от того, имеет он право на НСЛ или нет. Если физлицом в течение года получена НБП в сумме большей, нежели необлагаемый предел, то по итогам года он обязан подать декларацию и самостоятельно уплатить налог с суммы превышения.

 

Отчетность по НДФЛ

На данный момент налоговые агенты подают сведения о выплаченных налогоплательщикам доходах по

ф. № 1ДФ, которая не имеет статуса налоговой декларации в понимании Закона № 2181 . С принятием НКУ ситуация в этом вопросе изменится. Так, согласно пп. «г» и «д» п. 176.2 Проекта НК налоговые агенты обязаны:

— нести ответственность в соответствии с законодательством в случае неподачи или несвоевременного предоставления

налогового расчета (по всей видимости, имеется в виду ф. № 1ДФ или ее аналог)*. Отраженные в нем суммы налога, которые платятся в бюджет, являются согласованными суммами налоговых обязательств налогового агента и в случае неполной или несвоевременной уплаты взыскиваются в бюджет вместе с уплатой штрафов и пени, которые начисляются с первого до последнего дня срока предоставления налогового расчета, установленного этим Кодексом;

— подавать органу государственной налоговой службы по месту его регистрации

налоговую декларацию по налогу с доходов физических лиц за базовый налоговый период, который равняется календарному месяцу, по форме, установленной центральным налоговым органом, об общих суммах доходов, которые начислены (выплачены, предоставлены) в пользу налогоплательщиков, и общих суммах НДФЛ, которые удержаны с этих доходов, а также объемы перечисленного налога в бюджет. Такая декларация подается независимо от того, выплачивает или нет налоговый агент доходы налогоплательщикам в течение отчетного периода. Это новая форма отчетности по НДФЛ, которая будет утверждена ГНАУ.

* Заметим, что аналогичные изменения внесены в п.п. 8.1.5 Закона о налоге с доходов Законом Украины от 08.07.10 г. № 2457-VI («БН», 2010, № 36, с. 4). Они должны вступить в силу 01.01.11 г. Иными словами, даже если НКУ не вступит в силу с нового года, ф. № 1ДФ, скорее всего, все равно получит статус налоговой декларации.

Об отдельном налоговом расчете (декларации) о сумме выплаченных физлицам дивидендов (сейчас такой расчет, имеющий статус налоговой декларации, утвержден приказом № 586), в Проекте НКУ ничего не сказано. Скорее всего, эта форма отчетности будет упразднена.

 

Выплаты частным предпринимателям и самозанятым лицам

Порядок обложения НДФЛ частных предпринимателей на общей системе налогообложения установлен

ст. 177 , а самозанятых лиц — ст. 178 Проекта НКУ.

В сегодняшней публикации хотим обратить внимание на такой момент.

Проектом НКУ предусмотрено, что во время начисления (выплаты) дохода указанным лицам от операций, осуществляемых в пределах избранных ими видов деятельности, субъект хозяйствования не удерживает НДФЛ у источника выплаты, если получателем дохода предоставлена копия свидетельства о государственной регистрации его как субъекта предпринимательской деятельности (свидетельства о регистрации в качестве самозанятого лица). Это правило не применяется в случае начисления (выплаты) дохода за выполнение определенной работы/предоставление услуги согласно гражданско-правовому договору, отношения по которому признаны трудовыми отношениями, а стороны договора могут быть приравнены к работнику или работодателю. Учитывая вводимое ограничение, следует быть внимательным при выплате доходов указанным лицам.

В отношении частных предпринимателей — единоналожников такого ограничения в

Проекте НКУ нет.

 

Ответственность налоговых агентов

Вместо ныне действующего штрафа по

п.п. 17.1.9 Закона № 2181 (в двойном размере суммы неудержанного НДФЛ) ст. 127 Проекта НКУ предусмотрены более гуманные штрафы за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) налоговым агентом НДФЛ:

25 % суммы, подлежащей уплате, — при первом нарушении;

50 % суммы, подлежащей уплате, — при повторном в течение 1095 дней нарушении;

75 % суммы, подлежащей уплате, — при третьем и более нарушении в течение 1095 дней.

Обязанность по погашению налогового обязательства в этом случае возлагается также на налогового агента.

Кроме того, стоит обратить внимание на

п. 4 раздела XIX «Заключительные и переходные положения» Проекта НКУ, согласно которому НДФЛ, начисленный, но не уплаченный налоговым агентом в бюджет в нарушение порядка, который действовал до вступления в силу этого Кодекса, на дату вступления в силу этого Кодекса считается налоговым долгом по согласованному налоговому обязательству, и подлежит отражению в налоговом расчете по результатам первого отчетного квартала, в течение которого вступает в силу этот Кодекс, а также взыскивается с налогового агента с применением мер ответственности, предусмотренных этим Кодексом. Помимо указанных штрафов в данном случае, по всей видимости, налоговый агент должен будет уплатить еще и пеню за просрочку уплаты.

 

ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

 

Общая система налогообложения

Планируется, что с 1 января 2011 года частные предприниматели смогут работать либо на общей системе налогообложения (т. е. уплачивать НДФЛ), либо на едином налоге.

Здесь особых изменений не ожидается. Отметим лишь, что ставка налога теперь будет зависеть от размера полученного предпринимателем дохода:

15 % от суммы чистого дохода, не превышающего 10 МЗП, установленной на 1 января отчетного года;

17 % с суммы превышения чистого дохода над 10 МЗП, установленной на 1 января отчетного года.

Уплачивается НДФЛ предпринимателями, как и ранее, ежеквартально исходя из прошлогодней (прогнозной) суммы чистого дохода. Декларация о доходах подается раз в год.

В течение года предприниматель должен вести Книгу учета доходов и расходов и

обязательно иметь документы, подтверждающие понесенные расходы. Расходы у предпринимателей по-прежнему формируются по тому же перечню, что и у юридических лиц — плательщиков налога на прибыль.

Частные предприниматели, осуществляющие торговлю за наличные, а также по безналичному расчету с использованием платежных карточек, должны применять РРО.

Каких-либо ограничений и условий для возможности ведения предпринимательской деятельности на условиях уплаты НДФЛ (общая система налогообложения) нет.

 

Единый налог

Кто может быть единоналожником

. Уплачивать единый налог могут только физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, которые одновременно отвечают таким условиям:

— имеют не более 2 наемных работников (включая членов семьи таких предпринимателей);

— объем дохода не превышает 300 тыс. грн.*

* Для определения права работы на едином налоге в 2011 году предельный годовой объем планируется брать на уровне 2010 года (т. е. не более 500 тыс. грн.).

Для юридических лиц, как мы уже отмечали выше, единый налог с 1 января 2011 года планируется упразднить

.

В

п. 291.2 Проекта НКУ приведен достаточно внушительный перечень видов деятельности, которые не сможет проводить единоналожник. Так как этот момент очень важен, приведен весь данный перечень:

а) деятельность в сфере развлечений, определенная в

п.п. 14.1.47 Проекта НКУ**;

б) производство и розничная продажа подакцизных товаров (кроме деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин);

в) производство и розничная продажа горюче-смазочных материалов;

г) добыча, производство и другие виды деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в том числе органогенного образования, подлежащие лицензированию в соответствии с

Законом о лицензировании;

ґ) добыча и реализация полезных ископаемых;

д) финансовая деятельность;

е) операции с недвижимым имуществом;

є) оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле;

ж) деятельность по предоставлению услуг в сфере телерадиовещания в соответствии с

Законом о телевидении ;

з) деятельность в сфере наземного, водного, авиационного транспорта, предоставления дополнительных транспортных услуг и вспомогательных операций (кроме деятельности такси, деятельности нерегулярного пассажирского транспорта и деятельности автомобильного грузового транспорта)*;

и) внешнеэкономическую деятельность, кроме экспорта программного обеспечения и услуг по отдаленной поддержке программ и оборудования, разработке поставки и обновления программного обеспечения, предоставления услуг в сфере информатизации;

і) деятельность по предоставлению услуг почты и связи;

ї) деятельность по проведению расследований и обеспечения безопасности;

й) деятельность в сфере права;

к) деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита;

л) деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии;

м) деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления;

н) деятельность по управлению предприятиями, вспомогательная деятельность в сфере государственного управления;

о) рекламная деятельность;

п) технические испытания и исследования;

р) подбор и обеспечение персоналом;

с) деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;

т) розничная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, обработанным и необработанным драгоценными камнями;

у) розничная торговля бывшими в употреблении товарами, товарами «секонд-хенд»;

ф) розничная торговля через сеть Интернет;

х) розничная торговля через торговые автоматы.

** Деятельность в сфере развлечений — хозяйственная деятельность юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, которая заключается в проведении лотерей, а также развлекательных игр, участие в которых не предусматривает получения ее участниками денежных или имущественных призов (выигрышей), в частности бильярд, кегельбан, боулинг, настольные игры, детские видеоигры и т. п. (п.п. 14.1.47).

* Физические лица, которые осуществляют деятельность нерегулярного пассажирского транспорта, деятельность автомобильного грузового транспорта имеют право применять упрощенную систему налогообложения до 1 января 2012 года (п. 291.7).

Также хотим обратить ваше внимание на такое новое ограничение: на основании договора аренды на месте проведения предпринимательской деятельности единоналожника не может проводить деятельность другое лицо (п. 300.3). Таким способом часто пользовались предприниматели сферы общепита, сдавая часть своей площади в аренду предпринимателю на общей системе налогообложения, который торговал алкогольными напитками. Сейчас такой способ организации бизнеса хотят пресечь. Предпринимателю, имеющему кафе, для торговли в нем алкоголем придется полностью перейти на общую систему налогообложения.

Предприниматели, соответствующие всем вышеперечисленным критериям, должны подать заявление о переходе на единый налог до 15 января 2011 года (п. 16 раздела XIX). При этом полученное свидетельство будет действовать с 1 января 2011 года.

Ставки единого налога

. Ставки налога устанавливают ежегодно органы местного самоуправления в зависимости от вида хозяйственной деятельности в расчете на календарный месяц в пределах:

а) на территории населенных пунктов с численностью населения свыше 150 тыс. чел. —

от 200 до 600 грн.;

б) на территории других населенных пунктов —

от 20 до 200 гривень.

При осуществлении деятельности в сфере информатизации ставка налога устанавливается в размере

1000 грн. в расчете на календарный месяц.

Физические лица, которые осуществляют несколько видов хозяйственной деятельности, для которых установлены разные ставки налога, получают одно свидетельство плательщика налога и платят налог по большей ставке.

Физические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность не по месту государственной регистрации или на всей территории Украины, получают одно свидетельство плательщика налога и платят налог по ставке

1500 гривень в расчете на календарный месяц.

Отметим, что единый налог в размере 50 % за каждого наемного работника теперь не будет платиться предпринимателем.

Неначисление и/или неуплата (неперечисление) единого налога в порядке и в установленные сроки влечет за собой наложение штрафа в размере 50 % от суммы единого налога (

п. 122.1).

Проведение расчетов

. Единоналожники должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в наличной и/или безналичной форме (п. 291.3). Это значит, что предпринимателям теперь запрещается проводить бартерные операции, а также какие-либо взаимозачеты. Но это еще не самая неприятная новость.

Куда более болезненным выглядит следующее требование: плательщики единого налога при осуществлении расчетов в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.)

применяют регистраторы расчетных операций в соответствии с законом (п. 291.4). Радует только то, что нынешний Проект НКУ оставляет неизменным п. 6 ст. 9 Закона об РРО, освобождающий единоналожников (за исключением тех, которые торгуют подакцизными товарами, кроме пива на разлив), от применения РРО. В связи с этим считаем, что и далее единоналожники в силу действия этой нормы будут освобождены от обязательного применения РРО. Кроме того, ст. 10 Закона об РРО и Перечень № 1336 по-прежнему будут определять виды деятельности, которые можно осуществлять без РРО, но с обязательным применением расчетных книжек и книг учета расчетных операций.

Проект НКУ

содержит еще одно жесткое условие: единоналожники, которые более половины выручки за три, шесть, девять или двенадцать месяцев нарастающим итогом с начала года получили от одного и того же заказчика (клиента), лишаются права уплаты единого налога в этих периодах и платят налоги и сборы в соответствии с общей системой налогообложения (п. 300.2)*.

* Это правило не применяется к плательщикам, которые предоставляют услуги, связанные с разработкой, поставкой и обновлением программного обеспечения, отдаленной поддержкой программ и оборудования, предоставляют услуги в сфере информатизации.

Что не платит единоналожник

. Согласно п. 299.1 Проекта НКУ плательщик единого налога освобождается от уплаты:

а) НДФЛ со своих доходов, полученных в рамках предпринимательской деятельности;

б) НДС по операциям поставки товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины. При этом,

им не разрешат быть плательщиками НДС и на добровольных началах;

в) сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (т. е. торговый патент единоналожнику, как и ранее, приобретать не нужно).

Все остальные налоги и сборы такой предприниматель платит на общих основаниях. Так, например, единоналожники теперь будут вносить плату за землю, в том числе и в случае аренды земельных участков государственной или коммунальной собственности. В связи с этим следует обратить внимание на требование

Проекта НКУ о том, что собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме или помещения, переведенного в нежилое в связи с приобретением его в собственность, должен уплачивать земельный налог за площади под такими помещениями (их частями), с учетом пропорциональной доли придомовой территории, с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество.

И еще один момент.

Проектом НКУ не предусмотрено отчисление части единого налога в Пенсионный фонд и в Фонд соцстраха по временной нетрудоспособности, поэтому зачета части суммы единого налога с единым взносом на соцстрахование, похоже, не планируется.

 

Налогообложение самозанятых лиц

Лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, теперь на законных основаниях будут учитывать свои расходы при определении чистого налогооблагаемого дохода. По каждому виду деятельности Кабмин должен будет утвердить нормы расходов в процентах к полученному в отчетном периоде доходу. При этом, если такое лицо не получит свидетельство о регистрации его в качестве самозанятого лица (обязанность такой регистрации в налоговом органе предусмотрена

Проектом НКУ ), то объектом налогообложения у него будут являться доходы, полученные от такой деятельности, без учета расходов.

Ставка НДФЛ к чистому доходу самозанятого лица составляет

15 %, а при превышении 10-кратного размера МЗП, установленной на 1 января отчетного года, — 17 %. По всей видимости, сравнение с 10-кратным размером МЗП будет применяться к сумме чистой прибыли за отчетный год.

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ (РАЗДЕЛ III)

 

Объект налогообложения и ставка налога

Порядок исчисления налога на прибыль претерпит существенные изменения с принятием

НКУ. Объектом обложения является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем уменьшения суммы доходов отчетного периода на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и сумму других расходов отчетного налогового периода.

Как видим, вместо привычных валовых доходов и валовых расходов расчет будет производиться исходя из доходов предприятия, которые будут отражаться по методу начисления, и расходов, которые также будут определяться по методу начисления (будут признаваться расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации). В расходы будет включаться себестоимость реализованной продукции (товаров), причем метод выбытия запасов определяется одним из бухгалтерских способов. Соответственно авансы, полученные в оплату за товар, не включаются в доходы предприятия, равно как и суммы перечисленных предварительных оплат поставщикам не могут быть включены в состав расходов предприятия. Как видим, правило первого события становится историей для налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль теперь будет определяться по данным бухгалтерского учета (

п. 152.5). При этом предприятию не нужно будет вести расчет прироста (убыли) запасов. Также предприятию для расчета прибыли, облагаемой налогом, нужно вести расчет постоянных и временных налоговых разниц, методика определения которых должен будет утвердить Минфин.

Проектом НКУ

установлена ставка налога на прибыль 16 % , однако произойдет такое снижение не сразу, а постепенно. Согласно п. 10 раздела XIX «Заключительные и переходные положения» данного документа ставка налога на прибыль составляет:

19 %

— в 2011 — 2012 годах;

18 %

— в 2013 — 2014 годах;

17 %

— в 2015 году.

 

Амортизационные отчисления

Амортизационные отчисления теперь будут начисляться

на каждый объект основных средств отдельно по одному из методов, предусмотренных в п. 145.1.4, которые аналогичны методам, установленным в
П(С)БУ 7 «Основные средства» (кроме, конечно, налогового метода, которого теперь просто не существует). Основные средства для целей начисления амортизации разбиты на 16 групп с установлением по каждой группе минимального срока полезного использования, меньше которого предприятие не вправе для целей амортизации устанавливать срок полезного использования входящих в эту группу объектов.

Нематериальные активы разбиты на 6 групп (аналогично разбивке в

П(С)БУ 8 «Нематериальные активы», кроме капитальных инвестиций в объекты нематериальных активов) с установлением для каждой группы срока действия права пользования, в течение которого может начисляться амортизация.

Согласно

разделу XIX «Заключительные и переходные положения» Проекта НКУ предприятия обязаны будут провести перед составлением финансовой отчетности за 2010 год инвентаризацию объектов основных средств для определения перечня таких объектов на дату вступления в силу НКУ. Стоимость каждого объекта основных средств, других необоротных активов, нематериальных активов, подлежащая амортизации, определяется как первоначальная или переоцененная стоимость по данным бухгалтерского учета на дату вступления в силу НКУ.

 

Ограничения по составу расходов

Проектом НКУ

не предусмотрено ограничение размера для многих видов затрат, на которые сейчас оно установлено Законом о налоге на прибыль, а именно: на рекламные расходы, затраты на ГСМ и парковку для легковых автомобилей, расходы на страхование, расходы на обучение. Теперь такие затраты, если они связаны с хоздеятельностью, можно включать в расходы без ограничения по сумме.

В то же время появятся новые запреты.

В расходы нельзя включать:

— платежи в пользу комитента, принципиала и т. п. по договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорам (

п.п. 139.1.2);

— затраты, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов

у физических лиц — единоналожников (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у таких лиц, осуществляющих деятельность в сфере информатизации (п.п. 139.1.12);

— расходы на приобретение у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе, инжинирингу, кроме расходов осуществленных (начисленных) в пользу постоянных представительств нерезидентов (

п.п. 139.1.13);

— роялти, начисленные в пользу нерезидента (кроме начислений в пользу постоянного представительства нерезидента), юридического лица, которое освобождено от уплаты налога на прибыль или платит этот налог по ставке иной, нежели 16 % (до 2016 года — 19 %, 18 %, 17 %, соответственно); лица, которое платит налог в составе других налогов (

абз. 2 п.п. 140.1.2).

 

Налогообложение дивидендов

Здесь хотим обратить внимание эмитентов корпоративных прав, планирующих в скором времени начислять и выплачивать дивиденды по результатам работы за 2010 год.

Не стоит торопиться и начислять дивиденды в 2010 году, лучше это сделать уже после 1 января 2011 года, когда вступит в силу

НКУ. Из анализируемого Проекта НКУ следует, что при начислении дивидендов после этой даты участникам:

1)

юрлицам-резидентам уплачивается авансовый взнос по налогу на прибыль в размере 19 % с последующим уменьшением на эту сумму начисленного обязательства по налогу на прибыль. Участнику, как и ранее, перечисляется вся сумма начисленных дивидендов. При этом получатель дивидендов не включает их сумму в состав доходов;

2)

юрлицам-нерезидентам авансовый взнос по налогу на прибыль по ставке 19 % и удержанный налог на репатриацию по ставке 15 % (или меньшей ставке, если это предусмотрено нормами международных соглашений об избежании двойного налогообложения);

3)

физлицам удерживается НДФЛ по ставке 5 %. При этом авансовый взнос по налогу на прибыль на такие дивиденды не начисляется (п.п. «а» п.п. 153.3.5);

От уплаты авансового взноса по налогу на прибыль освобождаются страховщики и плательщики фиксированного сельхозналога (

абз. 3 п. 153.3.2).

Что касается эмитентов корпоративных прав, уплачивающих на данный момент единый налог, то им также имеет смысл подождать с начислением дивидендов своим участникам до начала следующего года, т. е. когда они уже станут плательщиками налога на прибыль. Напомним, что сейчас такие лица обязаны заплатить 25 % от суммы начисленных участникам дивидендов по сути за свой счет, ведь права зачета этого платежа в счет обязательств по единому налогу у них нет. А при выплате дивидендов физическим лицам они должны удержать с них еще и НДФЛ по ставке 15 %. Безусловно, налогообложение дивидендов для таких лиц в

Проекте НКУ выглядит куда более привлекательным.

Какие-либо специальные положения по начислению переходящих дивидендов

Проектом НКУ не предусмотрены, поэтому правила налогообложения, по всей видимости, будут действовать по дате их начисления (выплаты).

 

Налоговые каникулы

Проектом НКУ

для некоторых категорий предприятий предусмотрены своеобразные налоговые каникулы сроком на пять лет (до 1 января 2016 года), которые заключаются в установлении для них в течение этого периода ставки налога на прибыль в размере 0 %. Такими счастливчиками являются предприятия (п. 154.6):

а) образованные в установленном законом порядке после 1 января 2011 года*;

б) действующие, у которых в течение 3 последовательных предыдущих лет (или в течение всех предыдущих периодов, если с момента их образования прошло менее 3 лет), ежегодный объем доходов задекларирован в сумме, не превышающей 3 млн грн. и у которых среднеучетное количество работников в течение этого периода не превышало 20 чел.;

в) которые были зарегистрированы плательщиками единого налога

в установленном законодательством порядке в период до вступления в силу НКУ и у которых за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составлял до 1 млн грн. и среднеучетное количество работников составляло до 50 чел.

* Это правило не применяется к предприятиям, образованным после 1 января 2011 года путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), приватизации и корпоратизации.

При этом если в отчетном периоде:

— нарастающим итогом с начала года налогоплательщик декларирует объем доходов, который больше 3 млн грн.;

— и/или среднеучетное количество работников в таком периоде превышает 20 чел.;

— и/или если размер начисленной за календарный месяц заработной платы (доход) работнику, который находится с предприятием в трудовых отношениях, составляет меньше чем 2 МЗП,

таким предприятиям придется платить налог по общей ставке (с 01.01.11 г. 19 %).

Кроме того, существует еще и ограничительный перечень видов деятельности, при осуществлении которых

ставка налога на прибыль 0 % не может применяться:

1) деятельность в сфере развлечений

, определенная в п.п. 14.1.47 Проекта НКУ;

2) производство, оптовая продажа, экспорт, импорт подакцизных товаров;

3) производство, оптовая и розничная продажа ГСМ;

4) добыча, серийное производство и изготовление драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования, которые подлежат лицензированию в соответствии с

Законом о лицензировании;

5) финансовая деятельность (гр. 65 — гр. 67 Секции J КВЭД ДК 009:2005);

6) деятельность по обмену валют;

7) добыча и реализация полезных ископаемых общегосударственного значения;

8)

операции с недвижимым имуществом, аренда (в том числе предоставление в аренду торговых мест на рынках и/или в торговых объектах) (гр. 70, 71 КВЭД ДК 009:2005);

9) деятельность по предоставлению услуг почты и связи (гр. 64 КВЭД ДК 009:2005);

10) деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;

11) деятельность по предоставлению услуг в сфере телевидения и радиовещания в соответствии с

Законом о телевидении;

12) охранная деятельность;

13)

внешнеэкономическая деятельность (кроме деятельности в сфере информатизации);

14) производство продукции на давальческом сырье;

15)

оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле;

16) розничная торговля одеждой и другими изделиями, которые использовались («секонд-хенд»);

17) деятельность в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды;

18)

деятельность в сферах права, бухгалтерского учета, инжиниринга; предоставление услуг предпринимателям (гр. 74 КВЭД ДК 009:2005).

Тем предприятиям, прибыль которых облагается по ставке 0 %, разрешено вести упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов по методике, утвержденной Минфином.

 

Льготы в налогообложении

Проектом НКУ

предусмотрены виды деятельности и критерии предприятий, при соответствии которым такие предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль. К ним, в частности, относятся:

— предприятия, основанные общественными организациями инвалидов, при соблюдении требований

п. 154.1;

— предприятия, получающие прибыль от продажи на территории Украины продуктов детского питания (

п. 154.2);

— Чернобыльская АЭС (

п. 154.3);

— предприятия, получающие прибыль за счет международной технической помощи (

п. 154.4);

— прибыль государственных предприятий «Международный детский центр «Артек» и «Украинский детский центр «Молодая гвардия» от осуществления деятельности по оздоровлению и отдыху детей (

п. 154.5);

— дошкольные и общеобразовательные учебные заведения негосударственной формы собственности (от налогообложения освобождается прибыль, полученная от предоставления образовательных услуг,

п. 154.7);

— предприятия, деятельность которых направлена на энергосбережение и использование альтернативных видов топлива (

п. 158.1).

Кроме того, переходными положениями целый ряд субъектов хозяйствования освобождаются от уплаты налога на прибыль на определенный период в соответствии с

п. 11 раздела XIX. Сюда, в частности, попали при соблюдении определенных условий представители гостиничного бизнеса, легкой промышленности, издательской деятельности, самолето- и кораблестроения и некоторые другие.

 

НДС (РАЗДЕЛ V)

 

Ставка налога

Надо сказать, что в

Проект НКУ перекочевало большинство ныне действующих в Законе об НДС норм, поэтому особо серьезные изменения в правилах обложения этим налогом не ожидаются.

До 2014 года ставка НДС, как планируется, будет составлять

20 %, а с 1 января 2014 года17 % (п. 7 раздела XIX «Заключительные и переходные положения» Проекта НКУ).

Кроме того, операции, перечисленные в

ст. 195 Проекта НКУ, будут облагаться по нулевой ставке (экспорт товаров и сопутствующих услуг, международные перевозки и др.).

 

Регистрация плательщиком НДС

Круг плательщиков НДС, а также лиц, на которых возложены обязанности по удержанию и уплате этого налога в бюджет (по определенным операциям), установлен в

ст. 180 Проекта НКУ.

Кроме того, обязательной регистрации подлежат лица у которых сумма операций по поставке товаров (услуг), подлежащих обложению НДС, за последние 12 календарных месяцев превышает 300 тыс. грн.*

* Это не касается плательщиков единого налога, которые не могут быть плательщиками НДС ни в обязательном, ни в добровольном порядке.

Что касается добровольной регистрации, то здесь также появилось дополнительное условие — объем поставки товаров (услуг) другим плательщикам НДС не меньше 50 % от общего объема поставок. Еще раз отметим, что предприниматели-единоналожники лишены права добровольной регистрации в качестве плательщика НДС.

В заявлении о регистрации можно будет указывать дату, с которой субъект хочет быть плательщиком НДС.

 

Правила налогообложения

Базой налогообложения по операциям поставки товаров/услуг на таможенной территории Украины по-прежнему является договорная стоимость, но не ниже обычной цены (однако теперь уже без 20 % «вилки»). Правило первого события для определения даты возникновения налогового обязательства и налогового кредита будет действовать и далее (за исключением плательщиков, которым разрешается применять кассовый метод).

Из новшеств можно отметить введение понятия «место поставки товаров» (

п. 186.1), а также небольшую перестановку в правилах определения места поставки услуг (п. 186.2). При получении услуг от нерезидента, место поставки которых приходится на территорию Украины, внимание следует обратить на ст. 208 Проекта НКУ. Дело в том, что необходимость начисления и уплаты в бюджет НДС со стоимости таких услуг теперь будет возлагаться как на плательщиков этого налога, так и на лиц, не зарегистрированных таковыми. При этом получатель услуг — неплательщик НДС должен будет предоставить расчет налоговых обязательств в виде приложения к декларации по НДС, форма которого согласовывается с Кабмином (п. 208.4).

Не совсем понятно, изменятся ли с нового года правила налогообложения поставки товаров (услуг) в рамках посреднических договоров (комиссии, консигнации, поручения и т. п.). Согласно

абз. 2 п. 189.4 Проекта НКУ датой увеличения налогового обязательства и налогового кредита у налогоплательщиков, которые осуществляют поставку/ получение товаров в рамках таких договоров без перехода права собственности, осуществляется по правилам, установленным ст. 187 и 198 этого документа. В свою очередь, эти нормы Проекта НКУ устанавливают общие правила определения даты возникновения налогового обязательства и налогового кредита по НДС.

Говоря о новых правилах налогообложения, не можем не отметить достаточно внушительный перечень видов деятельности, которые планируется освободить от обложения НДС (

ст. 197): деятельность в сфере здравоохранения, питания детей в учебных заведениях, поставки детям путевок на оздоровление, похоронно-ритуальная, религиозная деятельность, продажа лекарственных средств, периодических печатных изданий, предоставление благотворительной помощи и многое другое. Плательщикам, которые осуществляют как освобожденную от обложения, так и облагаемую НДС деятельность, следует знать, что со следующего года меняются правила пропорционального распределения входного НДС для целей отражения налогового кредита (ст. 199 Проекта НКУ).

 

Ограничения по срокам декларирования налогового кредита

Проектом НКУ

планируется ввести своего рода сроки давности на запоздавшие налоговые накладные. Так, согласно абз. 3 и 4 п. 198.6, если плательщик не включил в соответствующем отчетном периоде сумму НДС в налоговый кредит на основании полученных налоговых накладных, такое право сохраняется за ним в течение 12 месяцев с даты выписки налоговой накладной. Плательщики, применяющие кассовый метод, имеют право на включение в налоговый кредит суммы НДС на основании налоговых накладных, полученных в течение одного месяца с даты списания средств с банковского счета налогоплательщика.

 

Автоматическое возмещение НДС

Проектом НКУ

предусмотрено автоматическое возмещение НДС для плательщиков, отвечающих критериям, приведенным в п. 200.19* этого документа. Бюджетное возмещение для них будет осуществляться только на основании камеральной проверки декларации по НДС, которая проводится не позднее 20 дней, следующих за окончанием предельного срока подачи декларации. После такой проверки налоговые органы подают в Госказначейство заключение о возможности возместить НДС. В течение 3 операционных дней после получения положительного заключения Госказначейство обязано перечислить на счет налогоплательщика сумму бюджетного возмещения.

* Одним из условий является осуществление операций, облагаемых НДС по нулевой ставке (удельный вес таких операций за последние 12 календарных месяцев не должен быть меньше 50 % общего объема поставок).

 

Регистрация налоговых накладных

Сейчас плательщики НДС предоставляют в налоговый орган реестр выданных и полученных НН в электронном виде. Это требование будет действовать и дальше, так как оно закреплено в

Проекте НКУ. При этом сказано, что налоговые органы по данным предоставленных реестров уведомляют налогоплательщика о наличии расхождений с данными контрагентов. В течение 10 дней после получения такого уведомления налогоплательщик имеет право уточнить налоговые обязательства без применения штрафных санкций.

Помимо предоставления реестров налоговых накладных, налогоплательщики теперь обязаны будут регистрировать и сами НН в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН), правила ведения которого устанавливает Кабмин.

НН подлежит обязательной регистрации, если сумма НДС по ней превышает 10 тыс. грн. Переходными положениями Проекта НКУ предусмотрено постепенное внедрение этого требования. Так, налоговая накладная подлежит регистрации в ЕРНН, если сумма НДС по ней превышает:

1 млн грн. — с 1 января 2011 года;

500 тыс. грн. — с 1 апреля 2011 года;

100 тыс. грн. — с 1 июля 2011 года;

10 тыс. грн. — с 1 января 2012 года.

Покупатель должен будет проверять регистрацию полученной налоговой накладной в ЕРНН, и в случае отсутствия такой регистрации он не сможет задекларировать налоговый кредит по ней. Вернее сможет, но только путем приложения к декларации по НДС за соответствующий месяц жалобы на продавца товаров (услуг), что будет являться основанием для проведения внеплановой выездной проверки такого продавца (

п. 201.10).

 

НАЛОГ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА (РАЗДЕЛ VІІ)

Транспортный налог будет уплачиваться физическими и юридическими лицами

только один раз — при первой регистрации транспортного средства в Украине.

В зависимости от «возраста» автотранспортного средства к ставкам налога, установленным

ст. 234 Проекта НКУ, применяются такие коэффициенты:

— «1» для новых транспортных средств;

— «2» для транспортных средств, которые использовались до 8 лет;

— «40» для транспортных средств, которые использовались свыше 8 лет.

В последующих годах ставки будут индексироваться, если индекс потребительских цен за предыдущий год превысит 100 %.

Существенно

упростилось определение объекта обложения транспортным налогом. Теперь им будут облагаться (причем без конкретизации кодов по УКТ ВЭД, как было ранее):

колесные транспортные средства (за некоторыми исключениями). Не являются объектом налогообложения транспортные средства, которые используются на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния (товарная позиция 8709 согласно УКТ ВЭД), транспортные средства скорой медицинской помощи, машины и механизмы для сельскохозяйственных работ (товарные позиции 8432 и 8433 согласно УКТ ВЭД), прицепы и полуприцепы и некоторые другие)*;

суда;

самолеты и вертолеты (также за некоторыми исключениями). Налог с этих видов транспорта начнет взиматься с 2014 года (абз. 6 п. 1 раздела XIX).

* Кроме того, от уплаты транспортного налога освобождаются легковые автомобили для инвалидов с объемом цилиндров двигателя до 2500 куб. см, которые приобретены за счет бюджетов или безвозмездно переданы инвалидам в соответствии с законодательством Украины.

Уплата налога осуществляется до момента первой регистрации. Юридические лица в десятидневный срок после регистрации обязаны подать в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту регистрации транспортного средства расчет транспортного налога. При этом не понятно, для каких целей установлен базовый налоговый период — календарный год.

 

Экологический налог (раздел vііі)

Данный сбор является аналогом ныне взимаемого сбора за загрязнение окружающей природной среды. В число его плательщиков попадают субъекты хозяйствования, юрлица, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, постоянные представительства нерезидентов, которые в ходе ведения своей деятельности осуществляют:

— выбросы в атмосферный воздух

загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты ;

размещение отходов (кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья);

образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензионного срока.

Что касается выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ

передвижными источниками загрязнения*, то за это также платится экологический налог, однако механизм его взимания изменился в корне.

* Передвижной источник загрязнения — транспортное средство, движение которого сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ (п.п. 14.1.143).

Теперь удерживать и перечислять в бюджет экологический налог за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками загрязнения будут не субъекты хозяйствования, использующие топливо в своей деятельности при эксплуатации транспортных средств, а субъекты хозяйствования (налоговые агенты), осуществляющие (ст. 241 Проекта НКУ):

оптовую торговлю топливом;

розничную торговлю топливом (кроме тех, которые реализуют топливо, приобретенное у оптовых торговцев).

Экологический налог будет удерживаться налоговыми агентами во время реализации топлива любым лицам (субъектам хозяйствования, обычным гражданам, юрлицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, и т. п.), эксплуатирующим передвижные источники загрязнения. Объектом исчисления теперь будет объем реализованного топлива налоговыми агентами, которые и будут предоставлять отчетность по данному налогу.

Таким образом, субъектам хозяйствования, эксплуатирующим транспортные средства (собственные или арендованные), после 1 января 2011 года не надо будет рассчитывать и уплачивать в бюджет экосбор исходя из объема израсходованного топлива в отчетном периоде.

 

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ (РАЗДЕЛ XII)

С начала следующего года субъекты хозяйствования не будут платить такие широко применяемые сейчас налоги и сборы, как коммунальный налог, рыночный сбор, налог с рекламы и др. (см. табл. 1 на с. 30). Законодатели оставили всего 4 местных платежа, о которых мы сейчас кратко расскажем.

 

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности

Так теперь называется плата, взимаемая с субъектов хозяйствования при приобретении ими торгового патента.

Проектом НКУ предусмотрены те же виды деятельности, подлежащие патентованию, которые патентуются и сейчас согласно Закону о патентовании, а именно (п.п. 267.1.1):

— торговая деятельность в пунктах продажи товаров;

— деятельность по предоставлению платных услуг по перечню, определенному Кабмином;

— торговля наличными валютными ценностями в пунктах продажи иностранной валюты;

— деятельность в сфере развлечений (кроме проведения государственных денежных лотерей).

Размер платы за торговые патенты будет устанавливаться местными органами исполнительной власти. Предельные суммы платы за патент установлены в соотношении к размеру МЗП. Так, например,

предельные размеры платы за патент на торговую деятельность и деятельность по предоставлению услуг составляют:

а) на территории г. Киева и областных центров —

от 0,08 до 0,4 размера МЗП;

б) на территории г. Севастополя, городов областного значения (кроме областных центров) и районных центров —

от 0,04 до 0,2 размера МЗП;

в) на территории других населенных пунктов —

до 0,1 размера МЗП.

Сроки действия торговых патентов

:

— 12 календарных месяцев (кроме краткосрочного патента и патента на осуществление деятельности в сфере развлечений);

— от 1 до 15 календарных дней для краткосрочного патента;

— 18 календарных кварталов для деятельности в сфере развлечений.

Старые патенты, срок действия которых не закончился на момент вступления в силу

НКУ, подлежат возврату налоговому органу в 3-месячный срок (но не позднее окончания срока действия патента) .

 

Налог на недвижимость

Плательщиками данного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов

жилой недвижимости.

 

Таблица 3.

Размер налога на недвижимость в городе

Условия

Размер налога, в год

Объект недвижимости находится в собственности одного или двух человек:

— площадь равна 100 кв. м или меньше

0 грн. за 1 кв. м

— площадь превышает 100 кв. м

10 грн. за 1 кв. м площади, превышающей 100 кв. м

Объект недвижимости находится в собственности троих и более человек:

— площадь меньше или равна 40 кв. м, умноженным на количество человек

0 грн. за 1 кв. м

— площадь больше 40 кв. м, умноженным на количество человек

10 грн. за 1 кв. м площади, превышающей 40 кв. м, умноженных на количество человек

 

Таблица 4.

Размер налога на недвижимость в сельской местности

Условия

Размер налога, в год

Объект недвижимости находится в собственности одного — пяти человек:

— площадь равна 200 кв. м или меньше

0 грн. за 1 кв. м

— площадь превышает 200 кв. м

10 грн. за 1 кв. м площади, превышающей 200 кв. м

Объект недвижимости находится в собственности шести и более человек:

— площадь меньше или равна 40 кв. м, умноженным на количество человек

0 грн. за 1 кв. м

— площадь больше 40 кв. м, умноженных на количество человек

10 грн. за 1 кв. м площади, превышающей 40 кв. м, умноженных на количество человек

 

Если у налогоплательщика в собственности нескольких объектов жилой недвижимости, то ставка налога в размере 0 грн. за 1 кв. м может быть применена лишь к одному из таких объектов.

Юрлица определяют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года самостоятельно и подают до 1 февраля этого же года налоговому органу по местонахождению жилой недвижимости расчет по форме, которая будет утверждена ГНАУ. Годовая сумма налога разбивается поквартально равными частями и уплачивается до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Относительно вновь созданного объекта жилой недвижимости расчет подается в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект.

При приобретении недвижимости в течение года налог платится с начала месяца, в котором возникло право собственности на объект. Соответственно прежний владелец платит налог до месяца, в котором он утратил право собственности на эту недвижимость.

Физлицам, в том числе и предпринимателям, сумму налога рассчитывают налоговые органы, для чего органы БТИ, сельские, поселковые и городские советы предоставляют им необходимые сведения. Уплата налога такими плательщиками производится равными частями до 15 августа и до 15 ноября.

 

Туристический сбор

Данный сбор будут взимать субъекты хозяйствования (

налоговые агенты), расположенные на территории административно-территориальной единицы, в которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении туристического сбора:

— гостиницы, кемпинги, мотели, общежития для приезжих и другие заведения гостиничного типа, санаторно-курортные заведения;

— квартирно-посреднические организации, которые направляют неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам;

— юридические лица или физические лица — предприниматели, уполномоченные местным советом взимать сбор на условиях договора.

Сбор исчисляется со

стоимости услуг по временному проживанию (ночлегу) и указывается отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание. Ставка сбора составляет от 0,5 до 1 % стоимости таких услуг.

Туристический сор не взимается с лиц, прибывших в командировку.

Налоговые агенты (заведения гостиничного типа) платят сбор авансовыми взносами до 30 числа (включительно) каждого месяца (в феврале до 28 (29) включительно). Окончательная сумма сбора определяется в налоговой декларации, подаваемой по итогам отчетного (налогового) квартала, и уплачивается (с учетом фактически внесенных авансовых платежей) в сроки, определенные для квартального налогового периода.

 

Сбор за места для парковки транспортных средств

В число плательщиков этого сбора попадают субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках.

Базой налогообложения является площадь земельного участка, отведенная для парковки, а также площадь коммунальных гаражей, стоянок, паркингов (зданий, сооружений, их частей), которые построены за счет средств местного бюджета.

Ставка сбора

устанавливается из расчета от 0,03 до 0,15 % МЗП (установленной законом на 1 января отчетного года) за 1 кв. м за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств. Порядок уплаты сбора устанавливается органами местного самоуправления. Сбор уплачивается в местный бюджет по месту расположения отведенного парковочного места авансом — до 30 числа (включительно) каждого месяца. По итогам отчетного квартала подается налоговая декларация, в которой определяется окончательная сумма сбора, подлежащая уплате (с учетом внесенных авансовых платежей).

Завершая сегодняшний обзор Проекта НКУ, хотим сказать, что он содержит еще много интересных изменений и нюансов, которые мы не затронули сегодня. Последовательно все новшества НКУ мы будем освещать на страницах нашего издания. Пока же, в качестве успокоения, еще раз обратим внимание на переходные положения Проекта НКУ, согласно которым

плановые проверки налогоплательщиков по соблюдению требований НКУ будут проводиться начиная с 1 июля 2011 года. При этом штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение. Ну что ж, времени для изучения НКУ еще предостаточно, но начинать задумываться о правилах работы в новых налоговых условиях нужно уже сегодня.

 

Документы и сокращения Темы

Проект НКУ

— проект Налогового кодекса Украины от 21.09.10 г. № 7101-1.

Закон № 2464

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI.

Закон № 587

— Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-XIV.

Закон № 1788

— Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.91 г. № 1788-XII.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге
с доходов физических лиц» от 22.05.03 г. № 889-IV.

Закон о лицензировании

— Закон Украины «О лицензировании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон о телевидении

— Закон Украины «О телевидении и радиовещании» от 21.12.93 г. № 3759-XII.

Закон № 400

— Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Указ о едином налоге

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Декрет № 7-93

— Декрет КМУ «О государственной пошлине» от 21.01.93 г. № 7-93.

Перечень № 1336

— Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Приказ № 586

— приказ ГНАУ «Об утверждении формы налогового расчета резидента, который выплачивает дивиденды плательщикам налога с доходов физических лиц» от 04.12.03 г. № 586.

ГСМ

— горюче-смазочные материалы.

МЗП

— минимальная заработная плата.

ПМТЛ

— прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо.

НДФЛ

— налог с доходов физических лиц.

НСЛ

— налоговая социальная льгота.

НБП

— нецелевая благотворительная помощь.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше