Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Госзакупки

Редакция БН
Статья

ГОСЗАКУПКИ

 

Процедура государственных закупок четко регламентирована, поэтому предприятия, желающие принять участие в таких торгах, должны быть хорошо информированы о всех тонкостях их проведения.

Недавно вступил в силу новый Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок». Он внес кардинальные изменения в процедуру государственных закупок, а поэтому всем потенциальным участникам следует ознакомиться с новыми правилами их проведения, чтобы иметь возможность правильно и без проблем принять в них участие.

Поэтому в сегодняшней Теме недели попытаемся разобраться в механизме проведения государственных закупок, а именно выяснить, кто имеет право принимать участие в закупках, какие товары, работы и услуги могут закупаться, какие процедуры закупки для этого используются. Кроме того, подробно рассмотрим, как учитывать понесенные расходы на участие в таких закупках.

Со вступлением в силу летом нового Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» произошли кардинальные изменения в процедуре закупки за государственные средства. Эти изменения для предприятий, принимающих участие в закупках, имеют важное значение.

Поэтому в сегодняшней «Теме недели» попытаемся разобраться с тем, кто имеет право принимать участие в торгах по новым правилам, какие товары, работы и услуги закупаются, какие процедуры закупки используются для этого и что нужно сделать, чтобы принять участие в закупке. Кроме того, отдельный раздел посвятим учету расходов, которые несет предприятие при участии в торгах.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ТОРГАХ

 

Основные положения

Порядок проведения закупки за государственные средства установлен

Законом о госзакупках, вступившим в силу 30.06.10 г. (со дня опубликования) и введенным в действие 30.07.10 г.* (через 30 дней со дня опубликования). В соответствии с ним принимать участие в госзакупке имеют право физические лица, в том числе физические лица — предприниматели, юридические лица (резиденты либо нерезиденты), которые в письменном виде подтвердили намерение принять участие в процедуре закупки и/или подали предложения. Для того чтобы принять участие в торгах, участники должны соответствовать требованиям, приведенным в п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках, с учетом норм ст. 17 этого же Закона.

* См. письма Департамента государственных закупок и государственного заказа Министерства экономики Украины от 21.08.2010 г. № 3303-25/8205-12, от 26.08.10 г. № 3303-25/8294-07.

Как и ранее,

Закон о госзакупках будет применяться ко всем заказчикам и участникам торгов, которые полностью или частично осуществляют закупку товаров, работ и услуг за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки:

— товаров, услуг — равна или превышает

100 тыс. грн.;

— работ —

300 тыс. грн.

Заслуживает внимания следующее: в связи с тем, что

коммунальные предприятия теперь прямо указаны в определении термина «предприятия», то они сегодня являются полноправными заказчиками государственных закупок. Соответственно, начиная с 30.07.10 г. они при закупке должны соблюдать требования Закона о госзакупках (это подтверждает и ст. 78 ХКУ, которая теперь содержит прямую норму по этому поводу).

Если стоимость заказа меньше установленных сумм, то закупку можно осуществлять без проведения торгов (путем заключения прямых договоров). Кроме того, в соответствии с

п. 3 ст. 2 Закона о госзакупках определен перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется без торгов в любом случае (см. «Товары, работы и услуги, закупка которых производится без торгов»).

 

Товары, работы и услуги, закупка которых производится без торгов

Извлечение из п. 3 ст. 2 Закона о госзакупках

«3. Действие данного

Закона не распространяется на случаи, если предметом закупки являются:

товары и услуги, связанные с разработкой дизайна, изготовлением защищенной бумаги, банкнот и монет, их хранением, транспортировкой и учетом;

услуги, закупка которых осуществляется государственными банками и банками, в капитализации которых приняло участие государство, исключительно для проведения ими банковских операций в соответствии с

Законом Украины «О банках и банковской деятельности» ;

товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется заказчиками, расположенными за пределами Украины;

товары, работы и услуги, закупка которых составляет государственную тайну в соответствии с

Законом Украины «О государственной тайне»;

услуги, необходимые для осуществления государственных заимствований, обслуживания и погашения государственного долга.

Товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется для подготовки и проведения выборов и референдумов в Украине».

 

Внимания также заслуживает и то, что при закупке отдельных видов товаров, работ и услуг, перечисленных в

п. 4 ст. 2 Закона о госзакупках, отдельными законами Украины будут устанавливаться особые правила осуществления торгов.

Закупка всех других товаров, работ и услуг, которые не перечислены выше и соответствуют стоимостному критерию, будет происходить согласно

Закону о госзакупках путем применения одной из следующих процедур закупок:

— открытые торги;

— двухступенчатые торги;

— запрос ценовых предложений;

— предварительная квалификация участников;

— закупка у одного участника.

Рассмотрим алгоритм проведения каждой из этих процедур отдельно.

 

Открытые торги

Процедура открытых торгов названа основной в

Законе о госзакупках. Суть ее заключается в том, что принимать участие в торгах имеют право все заинтересованные лица.

Порядок проведения таких торгов можно условно разделить на три этапа:

— подготовка к торгам;

— проведение торгов;

— завершение торгов (заключение договора).

I этап. Подготовка к торгам

1.1. Опубликование объявления.

Процедура проведения открытых торгов начинается тем, что заказчик должен опубликовать в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» и обнародовать на веб-портале Минэкономики (www.tender.me.gov.ua) объявления о проведении процедуры открытых торгов. Делать это он должен не позднее чем за 30 дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов либо квалификационных предложений. Форма такого объявления и Инструкция по его заполнению утверждены приказом № 922.

Если ожидаемая стоимость предмета закупки превышает сумму, эквивалентную: для товаров — 200 тыс. евро; для услуг — 300 тыс. евро; для работ — 500 тыс. евро, то объявления о проведении процедуры закупки (о результатах процедуры закупки) обязательно дополнительно размещаются в международном информационном издании по вопросам государственных закупок Минэкономики и на веб-портале Минэкономики на английском языке.

1.2. Подача документации конкурсных торгов.

После обнародования объявления любое физическое либо юридическое лицо — потенциальный участник торгов может безвозмездно получить документацию конкурсных торгов, разработанную заказчиком на основании Стандартной документации конкурсных торгов для процедуры закупки «открытые торги», утвержденной приказом Минэкономики от 26.07.10 г. № 919. Эта документация содержит необходимые требования к участникам торгов и условия проведения таких торгов.

Получить документацию участник торгов может или:

— у заказчика — в течение

3 дней со дня получения заказчиком соответствующего запроса;

— на веб-портале Минэкономики.

При этом если участнику непонятны некоторые нюансы, приведенные в документации, он может обратиться за разъяснениями к заказчику. Делать это следует в форме запроса не позднее чем за

10 дней до окончания срока подачи предложений конкурсных торгов. Ответ же заказчик должен предоставить в течение 3 дней со дня получения запроса.

1.3. Подача предложения конкурсных торгов.

Когда все необходимые документы и информация собраны и обработаны, участник торгов принимает решение о подаче предложения конкурсных торгов.

Каждый участник имеет право подать

только одно предложение конкурсных торгов (в том числе к определенной в документации конкурсных торгов части предмета закупки (лота)), являющееся действительным в течение срока, указанного в документации конкурсных торгов. Этот срок составляет не менее 90 дней с даты раскрытия предложений конкурсных торгов.

Подавать предложение конкурсных торгов участник должен в сроки, установленные в конкурсной документации, которые:

— в

общем случае не могут составлять менее 30 дней со дня опубликования объявления;

— при использовании

сокращенной процедуры закупки* — не менее 15 дней со дня опубликования объявления.

* Применять такую сокращенную процедуру заказчик будет только в случае обоснованной (в отчете о результатах проведения процедуры закупки) неотложной необходимости в закупке продукции пищевой промышленности, лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Обратим внимание, что вместе с предложением конкурсных торгов, если этого требует документация конкурсных торгов, участник должен подавать обеспечение предложения конкурсных торгов (подробнее см. «Какие расходы несет участник торгов» на с. 42).

 

ІІ этап. Проведение торгов

2.1. Раскрытие предложения

. Процедура проведения торгов сводится к тому, что в день окончания срока подачи предложений во время и в месте, указанных в объявлении о проведении процедуры закупки, заказчик раскрывает полученные предложения от участников. Такие действия происходят в присутствии участников торгов, при этом отсутствие участника не может быть основанием для отказа в раскрытии либо рассмотрении или для отклонения его предложения

Раскрывая полученные предложения, представители заказчика проверяют наличие всех необходимых документов, предусмотренных документацией конкурсных торгов, а также объявляются наименование и местонахождение каждого участника, цена каждого предложения конкурсных торгов или части предмета закупки (лота). Указанная информация вносится в протокол раскрытия предложений конкурсных торгов и обнародуется на веб-портале Минэкономики.

2.2. Рассмотрение предложений конкурсных торгов

. Узнав о содержании всех предложений, заказчик начинает их изучение. Для этого он изучает предоставленную документацию, при необходимости производит уточнение необходимых данных у участника (в том числе и исправляет по его письменному согласию арифметические ошибки). При необходимости заказчик может обратиться за подтверждением достоверности предоставленной информации в соответствующие органы государственной власти и на предприятия, в учреждения, организации в соответствии с их компетенцией (ст. 28 Закона о госзакупках).

Рассмотрев поданные предложения, заказчик выбирает те из них, которые соответствуют требованиям проведения торгов для осуществления их оценки. Для успешного проведения торгов таких предложений должно быть

не менее двух.

Все другие предложения, не соответствующие этим требованиям, отклоняются. Информация об отклонении этих предложений с причинами отклонения сообщается участникам, предложения которых отклонены, и обнародуется на веб-портале

в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

2.3. Оценка предложений конкурсных торгов

. Предложения, соответствующие всем требованиям, оцениваются заказчиком по критериям, определенным в ст. 28 Закона о госзакупках. После проведения оценки заказчик составляет протокол оценки предложений конкурсных торгов по форме, утвержденной приказом № 922, в котором определяет наиболее экономически выгодное предложение, а участника, подавшего такое предложение, признают победителем торгов.

Общий срок рассмотрения, оценки и определения победителя при проведении открытых торгов:

по обычной процедуре не должен превышать 20 рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов;

по сокращенной процедуре 10 рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов.

 

ІІІ этап. Завершение торгов

3.1. Акцепт предложения конкурсных торгов

. В день определения победителя торгов заказчик акцептует предложение конкурсных торгов, которое признано наиболее экономически выгодным по результатам оценки (ст. 31 Закона о госзакупках).

Для этого заказчик в течение

одного рабочего дня со дня принятия решения об определении победителя торгов направляет победителю сообщение об акцепте предложения конкурсных торгов, а всем участникам — письменное уведомление о результатах торгов с указанием наименования и местонахождения участника-победителя. Сообщение об акцепте предложения конкурсных торгов (ценового предложения) обязательно публикуется в бюллетене «Вестник государственных закупок» и обнародуется на веб-портале Минэкономики.

3.2. Заключение договора о закупке

. После получения акцепта от заказчика участник принимает решение о заключении договора закупки с заказчиком. Происходит заключение такого договора:

при обычной процедуре проведения закупки — не ранее чем через 14 дней с даты опубликования сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов в бюллетене «Вестник государственных закупок» и не позднее чем через 30 дней со дня акцепта;

при сокращенной процедуре проведения закупки не ранее чем через 5 дней со дня опубликования сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов в бюллетене «Вестник государственных закупок», но не позднее чем через 14 дней со дня акцепта.

Установление таких рамок для заключения договора осуществлено с целью обеспечения права на обжалование решений заказчика о заключении договора закупки. Договор о закупке, заключенный с нарушением указанных выше сроков, является ничтожным.

Обратим внимание, что при подписании договора участник, если это предусмотрено документацией конкурсных торгов, должен предоставить заказчику обеспечение выполнения договора (подробнее см.

«Какие расходы несет участник торгов» на с. 42).

Если участник, ставший победителем, отказывается (в письменном виде) подписать договор или если заключение договора по вине участника в указанные выше сроки не состоялось, то заказчик имеет право повторно определить нового победителя из наиболее экономически выгодных предложений конкурсных торгов, срок действия которых еще не истек.

3.3. Информирование участников о результатах закупки

. В течение 7 дней со дня заключения договора о закупке либо принятия решения об отмене торгов или признании их не состоявшимися заказчик должен опубликовать в бюллетене «Вестник государственных закупок» и на веб-портале Минэкономики объявления о результатах проведения процедуры закупки. Форма такого объявления и Инструкция по его заполнению утверждены приказом № 922.

 

Двухступенчатые торги

Двухступенчатые торги в соответствии со

ст. 33 Закона о госзакупках проводят в следующих случаях:

заказчик не может определить необходимые технические, качественные характеристики (спецификации) товаров (работ) либо определить вид услуг и если для принятия оптимального решения о закупке необходимо провести предварительные переговоры с участниками;

предметом закупки является осуществление научных исследований, экспериментов или разработок, выполнение опытно-конструкторских, строительных работ.

Проведение этого вида торгов подобно проведению открытых торгов, за исключением того, что первый этап открытых торгов (

подготовка к торгам) проводится в два этапа.

На первом этапе

:

1. Заказчик публикует в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» и размещает на веб-портале Минэкономики (www.tender.me.gov.ua) объявления о проведении торгов. Делает это он не позднее чем

за 30 дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений

2. После этого все участники подают заказчику предварительные предложения конкурсных торгов без указания цены. В этих предложениях они указывают только технические, качественные и другие характеристики предмета закупки, условия поставки, подтверждение профессиональной и технической компетентности участников и их соответствие квалификационным критериям.

Срок подачи предварительных предложений при проведение торгов:

— в

обычном режиме составляет не менее 30 дней со дня опубликования объявления о проведении торгов;

по сокращенной процедуре не менее 15 дней со дня опубликования такого объявления.

Осуществляя рассмотрение предварительных предложений, заказчик имеет право проводить переговоры с кем-либо из участников для определения преимуществ и недостатков в предложениях. По результатам таких переговоров составляется протокол за подписью заказчика и участника, в котором указываются сведения об участнике, предложения, поданные участником, заключения.

После получения предварительных предложений конкурсных торгов заказчик имеет право откорректировать документацию конкурсных торгов в плане технических требований и требований к качеству предмета закупки либо предложить новые характеристики и критерии оценки согласно

Закону о госзакупках. О таких корректировках документации конкурсных торгов заказчик информирует всех участников во время рассылки им приглашений к участию во втором этапе торгов.

На втором этапе

заказчик приглашает к участию в торгах участников, предварительные предложения которых не были отклонены на первом этапе и предложения которых оказались принятыми в целом. Количество таких участников должно быть не менее двух.

После поступления приглашений для участия в торгах участники должны подать окончательные предложения конкурсных торгов заказчику с указанием цены. Срок подачи таких предложений составляет

не менее 15 дней со дня уведомления участника о результатах первого этапа.

Далее проведение двухступенчатых торгов происходит по правилам проведения открытых торгов (см. начиная с 

этапа ІІ — проведение торгов).

 

Запрос ценовых предложений

Проведение торгов по процедуре запроса ценовых предложений возможно только тогда, когда заказчик закупает товары и услуги, для которых

существует постоянно действующий рынок, при условии, что их стоимость не превышает 200 тыс. грн. (ст. 35 Закона о госзакупках).

Эта процедура в целом схожа с процедурой открытых торгов, но между ними имеются и существенные отличия:

— во-первых

, заказчик торгов не только публикует запрос ценовых предложений в бюллетене «Вестник государственных закупок» и размещает на веб-портале Минэкономики, как это происходит при открытых торгах, но и в день опубликования направляет эти запросы не менее чем трем (потенциальным) участникам торгов (в их число могут входить и нерезиденты);

— во-вторых

, срок подачи участниками ценовых предложений не может быть менее 10 рабочих дней со дня опубликования запроса. При проведении открытых торгов такой срок составляет 30 (15) дней;

— в-третьих

, общий срок для рассмотрения ценовых предложений и определения победителя процедуры закупки не должен превышать 5 дней со дня раскрытия ценовых предложений. При проведении открытых торгов он не может превышать 20 (10) дней;

в-четвертых, победителем процедуры запроса ценовых предложений признается участник, подавший предложение, соответствующее требованиям заказчика, указанным в запросах ценовых предложений, и имеющее самую низкую цену. Победителем же открытых торгов признается участник, предложение которого является наиболее экономически выгодным;

в-пятых, заказчик заключает с победителем договор о закупке в соответствии с основными условиями договора, указанными в запросах, в срок не ранее чем через 5 рабочих дней со дня опубликования сообщения об акцепте ценового предложения, но не позднее чем через 14 дней со дня определения победителя. При открытых торгах такой срок заключения договора установлен для сокращенной процедуры закупки.

 

Процедура предварительной квалификации участников

Такая процедура закупки применяется при необходимости предварительного определения квалификационного соответствия, финансово-экономического состояния и технических и организационных возможностей участника. Ее суть заключается в том, что к торгам допускаются только те

участники, которые прошли предварительную квалификацию для участия в торгах.

Проводится такая процедура торгов по тем же правилам и этапам, что и открытые торги, за исключением того, что перед непосредственным проведением торгов участники должны пройти, так сказать, дополнительный (отборочный) этап предварительной квалификации.

Проводится этот дополнительный этап в следующем порядке:

1. Сначала заказчик публикует объявление о проведении предварительной квалификации участников, после чего в течение

не менее 30 дней (при проведении сокращенной процедуры закупки — не менее 15 дней) участники подают квалификационные предложения, содержащие необходимую информацию, перечень которой приведен в ст. 38 Закона о госзакупках.

2. После получения в определенный срок от участников квалификационных предложений заказчик раскрывает предложения (во время и в месте, указанных в объявлении о проведении предварительной квалификации), проверяет наличие всех требуемых документов и соответствие предложений установленным требованиям, а также выбирает участников, прошедших отбор по результатам предварительной квалификации.

3. По результатам проведения такого отбора заказчик в течение 10 дней уведомляет всех участников о результатах и приглашает участников, прошедших квалификацию, к участию в торгах. После получения такого уведомления участники, прошедшие такую квалификацию, подают предложения конкурсных торгов в течение срока, который не может быть менее

15 дней со дня направления уведомления о результатах квалификации.

Далее процедура торгов проводится так же, как и открытые торги (начиная с

ІІ этапа — проведения торгов).

 

Процедура закупки у одного участника

Закупка у одного участника — это процедура, в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения с ним переговоров.

Применяется такая процедура в виде исключения в следующих случаях

:

1) при закупке произведений искусства или закупке, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключении договора о закупке с победителем архитектурного либо художественного конкурса;

2) при отсутствии конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы либо услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), в случае отсутствия при этом альтернативы;

3) при возникновении срочной потребности в товарах, работах или услугах, в том числе необходимых для оперативной немедленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограниченных во времени и неподконтрольных заказчику, которых нельзя было избежать;

4) если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников.

Опишем алгоритм проведения торгов по этой процедуре.

I. Подготовка к торгам

1.1. Проведение переговоров с участником

. Сначала заказчик проводит переговоры с участником закупки. При этом он требует от участника подачи документально подтвержденной информации о соответствии участника квалификационным требованиям, указанным в ст. 16 Закона о госзакупках.

1.2. Опубликование решения о проведении торгов

. На основании таких переговоров заказчик принимает решение о проведении процедуры закупки товаров у одного участника. После принятия такого решения заказчик должен в течение 3 рабочих дней с момента его принятия опубликовать в бюллетене «Вестник государственных закупок» и разместить на веб-портале Уполномоченного органа сообщение о проведении такой закупки*.

* Обращаем внимание, что обнародование информации о применении процедуры закупки у одного участника не считается приглашением к участию в процедуре закупки для неопределенного круга лиц.

ІІ. Проведение торгов

. Для того чтобы такая закупка состоялась, заказчик должен получить на это разрешение от Минэкономики. Такое разрешение получают по правилам, определенным в Порядке согласования применения процедуры закупки у одного участника, утвержденном постановлением КМУ от 28.07.10 г. № 668.

После получения такого разрешения (или отказа в его получении) заказчик

должен не позднее чем через 15 рабочих дней опубликовать результат решения Минэкономики с обязательным указанием даты и номера письма-согласования либо письма об отказе в согласовании процедуры закупки.

ІІІ. Завершение торгов (заключение договора).

При получении положительного решения заказчик имеет право заключить договор о закупке с участником в срок не ранее чем через 14 дней со дня опубликования сведений о решении Минэкономики провести такую закупку.

Но если процедура закупки происходит при возникновение срочной потребности в товарах, работах или услугах, в том числе необходимых для оперативной немедленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограниченных во времени и неподконтрольных заказчику, которых нельзя было избежать, то заключать договор можно

не ранее чем через 5 рабочих дней со дня опубликования сведений о решении Минэкономики.

 

УЧЕТ РАСХОДОВ УЧАСТНИКА ТОРГОВ

 

Какие расходы несет участник торгов

Для того чтобы принять участие в торгах, участники торгов несут определенные расходы, причем обычно значительные. Как правило, они связаны с: подготовкой и подачей предложения конкурсных торгов и информации о соответствии участника квалификационным критериям; предоставлением обеспечения предложения конкурсных торгов и обеспечения выполнения договора о закупке; заключением договора; подачей жалобы и т. п.. Рассмотрим каждый вид расходов.

1. Подача предложения конкурсных торгов.

Для того чтобы принять участие в торгах, участник должен подготовить и направить заказчику предложение об участии в конкурсных торгах.

Подают такое предложение в письменной форме за подписью уполномоченного должностного лица, прошитое, пронумерованное и скрепленное печатью в запечатанном конверте.

В составе такого предложения, кроме самого конкурсного предложения, участники должны также подавать:

— документы, подтверждающие полномочия должностного лица либо представителя участника закупки, в отношении подписи документов предложения конкурсных торгов;

— документы, подтверждающие предоставление участником обеспечения предложения конкурсных торгов, если такое обеспечение предусмотрено объявлением;

— информацию о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующую техническую спецификацию (в случае необходимости — планы, чертежи, рисунки либо описание предмета закупки);

— документально подтвержденную информацию о соответствии квалификационным критериям.

Для составления предложения конкурсных торгов участник имеет право привлекать экспертов, консультантов и других специалистов. Поэтому к расходам по подготовке и подаче предложения можно отнести стоимость экспертных, консультационных, маркетинговых услуг и т. п.

2. Информация о соответствии участника квалификационным критериям

. Среди всех документов, которые участник подготавливает для участия в торгах, следует выделить документы, подтверждающие информацию о соответствии участника квалификационным критериям.

Такая документация может подаваться или в составе предложения конкурсных торгов (о чем указывается в документации конкурсных торгов), или отдельно, как квалификационное предложение (при участии в закупке по процедуре предварительной квалификации участников, двухступенчатых торгах).

Составляя такую документацию, нужно учитывать, что она наверняка будет содержать документы, подтверждающие необходимые для участия в торгах квалификационные требования, перечисленные в

ч. 2 ст. 16 Закона о госзакупках.

Конечно, подготовка и подача такой документации в зависимости от объекта закупки и сложности технологии производства может занимать много времени, и все же составлять ее участник может самостоятельно, поэтому свести расходы на составление такой документации можно до минимума.

3. Обеспечение предложения конкурсных торгов

. Чтобы принять участие в торгах, некоторые заказчики требуют от участников предоставлять обеспечение предложения конкурсных торгов (ст. 24 Закона о госзакупках) в виде поручительства, гарантии, залога, задатка, депозита и т. п.

Предоставлять такое обеспечение участник торгов должен при подаче предложения конкурсных торгов в размере, который устанавливается в денежном выражении от ожидаемой стоимости предмета закупки* и не может превышать:

— 1 %

— в случае проведения торгов на закупку работ;

— 5 %

— в случае проведения торгов на закупку товаров или услуг.

* Если предложение конкурсных торгов подается относительно части предмета закупки (лота), размер обеспечения устанавливается исходя из ожидаемой стоимости предмета закупки относительно каждой его части (лота).

Обо всех условиях предоставления такого обеспечения (вид, размер, срок действия и оговорки относительно случаев, когда обеспечение предложения не возвращается) участник узнает из документации конкурсных торгов. Все расходы для получения такого обеспечения несет участник торгов (вознаграждение стороне, предоставляющей обеспечение, оформление необходимых соглашений), причем независимо от результата торгов.

В общем случае заказчик должен вернуть обеспечение предложения конкурсных торгов участнику в течение 3 банковских дней со дня наступления основания для возврата обеспечения (ч. 4 ст. 24 Закона о госзакупках) в случае:

— окончания срока действия обеспечения предложения конкурсных торгов, указанного в документации конкурсных торгов;

— заключения договора о закупке с участником, ставшим победителем конкурсных торгов;

— отзыва предложения конкурсных торгов до окончания срока его подачи;

— окончания процедуры закупки в случае незаключения договора о закупке ни с одним из участников, подавших предложения конкурсных торгов.

Обеспечение предложения конкурсных торгов не возвращается заказчиком в случае (ч. 3 ст. 24 Закона о закупках)**:

отзыва предложения конкурсных торгов участником по окончании срока его подачи;

неподписания участником, ставшим победителем процедуры торгов, договора о закупке;

непредоставления победителем процедуры торгов обеспечения выполнения договора о закупке после акцепта предложения конкурсных торгов, если предоставление такого обеспечения предусмотрено документацией конкурсных торгов.

** Средства, поступившие в качестве обеспечения предложения конкурсных торгов (если они не возвращаются участнику), подлежат перечислению в соответствующий бюджет, а при осуществлении закупки предприятиями, объединениями предприятий не за бюджетные средства — перечисляются на счет предприятия, объединения предприятий.

4. Заключение договора

. К расходам по заключению договора о закупке можно отнести расходы участника, победившего на торгах. Ему придется взять на себя все расходы по оформлению договора о закупке. В частности, это могут быть расходы на нотариальное удостоверение договора о закупке, подачу дополнительных удостоверенных нотариально документов и т. п.

5. Обеспечение выполнения договора о закупке

. Также в случае победы от участника торгов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг заказчик (если это предусмотрено в документации конкурсных торгов) может требовать внесения обеспечения выполнения договора о закупке.

Такое обеспечение предоставляется в форме поручительства, гарантии, залога, задатка, неустойки, депозита и т. п.), а его размер

не может превышать 5 % стоимости договора.

При этом, как и в случае с предоставлением обеспечения предложения конкурсных торгов, если участник-победитель добросовестно выполняет все обязательства, предусмотренные договором, или по решению суда результаты процедуры закупки либо договора о закупке признаются недействительными, то ему

не позднее чем в течение 3 банковских дней со дня наступления указанных обстоятельств возвращается полученное обеспечение.

Если же участник выполняет обязательства по договору ненадлежащим образом, то сумма такого обеспечения не возвращается, а перечисляется в соответствующий бюджет, а при осуществлении закупки предприятиями, объединениями предприятий не за бюджетные средства — на счет предприятия, объединения предприятий.

Невозвращение участнику торгов

обеспечения договоров о закупке или обеспечения предложения конкурсных торгов очень схоже с неустойкой по решению сторон за нарушение условий договора (уплата штрафных санкций виновной стороной за несоблюдение своих обязательств). Такой вывод можно сделать исходя из того, что согласно ст. 549 ГКУ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма или другое имущество, которое должник должен передать кредитору при нарушении обязательств (невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательства, в частности, в случае просрочки выполнения). Причем размер неустойки в этом случае установлен в полной сумме обеспечения. Иначе говоря, ответственность участника за невыполнение или нарушение основного обязательства ограничивается суммой внесенного обеспечения.

6. Обжалование процедуры закупки

. Любое лицо, в том числе и не участник торгов, интересы которого нарушены при проведении торгов, имеет право в соответствии со ст. 18 Закона о госзакупках обжаловать действия заказчика. Чтобы это сделать, участник должен подать в орган обжалования (Антимонопольный комитет) в письменной форме жалобу за подписью подающего ее лица и документы (при наличии), подтверждающие нарушение процедуры закупки или неправомерность решений, действий или бездействия заказчика. Кроме того, субъект обжалования (участник торгов) при подаче жалобы Антимонопольному комитету направляет копию жалобы заказчику, решение, действие или бездействие которого обжалуется.

Подавать такую жалобу нужно

не позднее 14 дней со дня получения участником уведомления о соответствующем решении или действии заказчика, нарушающего его права или законные интересы, либо со дня, когда субъекту обжалования стало известно о нарушении его прав или законных интересов принятым решением, действием или бездействием заказчика, но до момента заключения договора о закупке.

Жалобы, касающиеся документации конкурсных торгов, могут подаваться в любой срок после опубликования сообщения об их проведении, но не позднее окончания срока, установленного для подачи предложений конкурсных торгов.

Обращаем внимание, что отныне за подачу жалобы взимается определенная плата, перечисляемая в специальный фонд госбюджета. Размер ее в соответствии с

постановлением КМУ от 28.07.10 г. № 773 составляет:

5 тыс. грн. — в случае обжалования процедуры государственной закупки товаров или услуг;

15 тыс. грн. — в случае обжалования процедуры государственной закупки работ.

Поэтому, подавая такую жалобу, участнику нужно проанализировать и оценить эффективность таких действий. И возможно, участнику будет более выгодно не подавать жалобу в Антимонопольный комитет, а обращаться прямо в суд, поскольку финансовые потери в обоих случаях могут быть приблизительно одинаковыми.

Рассмотрение жалобы происходит в течение 30 рабочих дней со дня получения жалобы. По результатам такого рассмотрения Антимонопольный комитет принимает обоснованное решение. Экземпляр такого решения

в течение 3 дней со дня его принятия направляется субъекту обжалования, заказчику, Госказначейству и редакции государственного официального печатного издания по вопросам государственных закупок.

Решения органа обжалования могут быть обжалованы субъектом обжалования либо заказчиком в Киевском окружном административном суде. Срок исковой давности для обжалования решений органа обжалования составляет 30 дней со дня принятия такого решения. Этот срок не может быть восстановлен (

ст. 8 Закона о госзакупках).

 

Налоговый учет расходов у участника торгов

Для того чтобы включить расходы на участие в торгах (а именно расходы на формирование и подачу предложения конкурсных торгов, информацию о соответствии участника квалификационным критериям, расходы на заключение договора и т. п.) в состав валовых, участнику нужно доказать, что осуществленные им расходы связаны с хозяйственной деятельностью, как того требует

п. 5.1 Закона о налоге на прибыль.

В нашем случае расходы на участие в торгах безусловно связаны с хозяйственной деятельностью, поскольку без них принимать участие в торгах предприятие не может. А поэтому понесенные

участником расходы можно относить в состав валовых расходов.

При этом следует помнить, что в соответствии с

п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль относить такие расходы к валовым можно только при наличии расчетных, платежных и других документов, подтверждающих осуществление этих расходов. На это указывают и налоговики в письме от 15.02.08 г. № 2434/с/15-0314*.

* Несмотря на то что в письме имеется ссылка на уже отмененный Закон о госзакупках, выводы письма актуальны и на сегодняшний день для обоснования включения понесенных расходов в состав валовых расходов.

Ведя речь о расходах, понесенных участниками торгов, следует обратить внимание на такой вид расходов, как обеспечение предложения конкурсных торгов и обеспечение выполнения договора о закупке, поскольку эти расходы учитываются не так, как другие расходы, понесенные участником.

Обеспечение возвращается

. В этом случае, как при предоставлении, так и при возврате такого обеспечения, налоговых последствий по налогу на прибыль не возникает, потому что денежные средства либо имущество, предоставленные плательщиком налога в соответствии с гражданско-правовыми договорами, не предусматривающими передачу прав собственности на такое имущество другому лицу, не включаются в валовые доходы у получающей стороны и в валовые расходы у передающей стороны (пп. 7.9.1 и 7.9.2 Закона о налоге на прибыль)**.

** И все-таки в случае возврата обеспечения, предоставленного в виде депозита с начисленными процентами, валовые доходы возникают, но не на сумму возвращенного обеспечения, а на размер начисленных процентов (п.п. 4.1.4 Закона о налоге на прибыль).

Аналогичная ситуация наблюдается и по НДС, поскольку операции по предоставлению обеспечения не являются объектом обложения операции НДС, потому что не соответствуют определению поставки товаров и услуг (п.п. 3.1.1 Закона об НДС).

Следовательно, при предоставлении и возврате обеспечения никаких налоговых последствий ни по налогу на прибыль, ни по НДС не возникает.

Обеспечение не возвращается

. Здесь следует помнить, что в состав валовых расходов такое обеспечение включать нельзя, поскольку оно, как отмечалось выше, расценивается как неустойка за нарушение условий договора (п.п. 5.3.5 Закона о налоге на прибыль).

Начислять НДС, как и при возврате обеспечения, также не нужно.

Все же другие попутные расходы, в частности связанные с привлечением третьей стороны для предоставления обеспечения (вознаграждение за предоставление банковских гарантий, вознаграждение поручителя и т. п.) включаются в состав валовых расходов на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль и облагаются НДС.

Обращаем внимание, что правила налогообложения расходов, осуществленных для участия в торгах,

одинаковы для всех участников торгов независимо от того, является ли участник победителем торгов либо проигравшей стороной, поскольку, осуществляя расходы для участия в торгах, участники ведут хозяйственную деятельность.

Чтобы подтвердить нашу позицию, проведем аналогию с командировочными расходами, когда человека командируют для заключения договора на поставку товара. В результате такой командировки человек может или заключить, или не заключить договор с контрагентом. Но независимо от того, каков будет результат поездки (положительный или отрицательный), расходы, понесенные на командировку, будут отнесены к валовым, поскольку командировка осуществлялась с целью организации хозяйственной деятельности.

 

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет расходов на проведение торгов нужно разграничивать в зависимости от результатов торгов. Так, если участник победил в торгах, то расходы следует отражать на счете 93 «Расходы на сбыт». В случае проигрыша нужно использовать субсчет 949 «Прочие расходы»***. Поэтому до объявления результатов торгов рекомендуем собирать понесенные расходы на счете 39 «Расходы будущих периодов».

*** Правда, есть еще один вариант. Некоторые специалисты рекомендуют учитывать в этом случае расходы по участию в тендере на счете 92 «Административные расходы». Мы не против и такого варианта.

Пример.

Предприятие принимает участие в открытых торгах по закупке товаров за счет государственных средств. Ожидаемая стоимость товаров — 360 тыс. грн. В результате участия в торгах понесены следующие расходы:

— стоимость формирования предложения конкурсных торгов — 4800 грн. (в том числе НДС — 800 грн.);

— обеспечение предложения конкурсных торгов в виде депозита (10 %) — 36000 грн.

По окончании торгов сумма тендерного обеспечения возвращается.

Вариант 1.

Участник побеждает в торгах и несет дополнительные расходы на обеспечение выполнения договора о закупке в размере 18000 грн. (5 %).

Вариант 2.

Участник проигрывает торги.

Порядок бухгалтерского и налогового учета таких операций покажем в таблице на с. 46.

 

Учет расходов на участие в торгах

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма,грн.

Налоговый учет (ВР)

дебет

кредит

1. Перечислена предоплата организации за формирование предложения конкурсных торгов

377

311

4800

4000

2. Начислен налоговый кредит по НДС

641

644

800

3. Отнесена сумма предоплаты за формирование предложения конкурсных торгов к расходам будущих периодов

39

377

4000

4. Списана сумма НДС

644

377

800

5. Внесена на счет заказчика сумма обеспечения предложения конкурсных торгов в форме депозита

377

311

36000

6. Отражена выдача обеспечения

05

36000

Вариант 1. Участник побеждает в торгах

7. Включена в расходы периода стоимость формирования предложения конкурсных торгов

93

39

4000

8. Возвращена сумма обеспечения предложения конкурсных торгов

311

377

36000

9. Отражен возврат обеспечения предложения конкурсных торгов

05

36000

10. Внесена на счет заказчика сумма обеспечения выполнения договора о закупке

377

311

18000

Вариант 2. Участник проиграл торги

7. Включена в расходы периода стоимость формирования предложения конкурсных торгов

949

39

4800

8. Возвращена сумма обеспечения предложения конкурсных торгов

311

377

36000

9. Отражен возврат обеспечения предложения конкурсных торгов

05

36000

 

На этом все. Надеемся, что эта статья поможет вам всегда выигрывать на торгах и правильно учитывать понесенные на участие в торгах расходы. А мы, в свою очередь, будем и в дальнейшем следить за изменениями в сфере госзакупок и своевременно информировать о них на страницах нашей газеты.

 

Документы темы

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

Закон о госзакупках

— Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.10 г. № 2289-VI.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Приказ № 922

— приказ Минэкономики «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 26.07.10 г. № 922.

ВР

— валовые расходы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше