ФИНМОНИТОРИНГ:
Минюст определился, как осуществлять надзор за СПФМ
Приказ Министерства юстиции Украины от 29.09.10 г. № 2336/5
«Об утверждении Инструкции по оформлению материалов об административных правонарушениях»
Приказ Министерства юстиции Украины от 29.09.10 г. № 2338/5
«Об утверждении Порядка проведения проверок Министерством юстиции Украины субъектов первичного финансового мониторинга»
Приказ Министерства юстиции Украины от 29.09.10 г. № 2339/5
«Об утверждении Положения об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство юстиции Украины»
Приказ Министерства юстиции Украины от 29.09.10 г. № 2340/5
«Об утверждении Порядка рассмотрения дел о нарушении требований законодательства, регулирующего деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и применения санкций»
Напомним, что в соответствии с
п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» в редакции от 18.05.10 г. № 2258-VI* (далее — Закон о финмониторинге) Минюсту предоставлено право осуществлять государственное регулирование и надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, над деятельностью таких специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга (далее — СПФМ), как:—
нотариусы;—
адвокаты;—
другие лица, предоставляющие юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений).* См. консультацию «Предотвращение отмывания доходов: новая редакция Закона» // «БН», 2010, № 29, с. 16.
Для выполнения своих полномочий Минюст, как и Госфинмониторинг (о чем мы писали в консультации «
Финмониторинг: анализируем новые порядки» // «БН», 2010, № 40, с. 28), утвердил ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих процедурные моменты контроля и надзора за СПФМ, относящихся к их компетенции, а также определил порядок действий таких СПФМ при проведении мониторинга.1. Осуществление финмониторинга
. Для осуществления финмониторинга указанными выше СПФМ Минюст приказом от 29.09.10 г. № 2339/5 утвердил Положение об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство юстиции Украины.В соответствии с этим
Положением СПФМ, подконтрольные Минюсту, прежде чем проводить финмониторинг, должны назначить работника, который будет за это отвечать. Делать это нужно до момента осуществления СПФМ (обособленным подразделением) первой финансовой операции**, подлежащей мониторингу.** Обратим внимание, что стать на учет в Госфинмониторинге такие СПФМ должны в порядке, определенном постановлением КМУ от 25.08.10 г. № 747, не позднее чем в течение
3 рабочих дней с даты установления деловых отношений с клиентом, намеревающимся совершить одну из сделок, перечисленных в ст. 8 Закона о финмониторинге.Такой работник должен иметь: безукоризненную деловую репутацию, соответствовать квалификационным требованиям, установленным приказом Госфинмониторинга от 15.10.09 г. № 147, и работать у СПФМ (в обособленном подразделении) по основному месту работы.
Кроме того, после назначения работника на такую должность необходимо, чтобы он в течение 3 месяцев прошел обучение в порядке, определенном Положением об обучении работников, ответственных за проведение финансового мониторинга субъектов первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Государственный комитет финансового мониторинга Украины, утвержденным приказом Госфинмониторинга от 19.07.10 № 113.
Чтобы проводить финмониторинг, работник СПФМ должен исполнять следующие обязанности:
1)
проводить идентификацию и изучать финансовую деятельность клиентов (раздел IV Положения № 2339/5);2)
выявлять финансовые операции, подлежащие финмониторингу, в том числе те, которые могут быть связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма, на основании признаков операций, подлежащих внутреннему финмониторингу, перечня организаций, признанных террористическими, по критериям риска, определенным Госфинмониторингом и рекомендациями Минюста (пп. 5.1 — 5.3 Положения № 2339/5);3)
информировать руководителя СПФМ о выявленных финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и мерах, принятых для реализации норм Закона о финмониторинге, не реже одного раза в месяц путем подачи письменной справки произвольной формы (п. 5.4 Положения № 2339/5).А при выявлении финансовой операции, участником которой или выгодополучателем по которой является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, — в день ее выявления, поскольку на основании этой информации руководитель СПФМ будет принимать решение о приостановлении такой финансовой операции сроком до 2 дней.
2. Проведение проверок
. Проводить проверку СПФМ (нотариусов и адвокатов) Минюст будет по тем же правилам, что и Госфинмониторинг, т. е. путем проведения плановых и внеплановых проверок. При этом они будут проводиться в порядке, утвержденном приказом Минюста от 29.09.10 г. № 2338/5.Плановые проверки
Минюст будет проводить не чаще одного раза в три года на основании приказа Минюста. О проведении такой проверки СПФМ должен быть предварительно извещен Минюстом (управлением юстиции) заказным письмом с уведомлением о вручении не менее чем за 10 календарных дней (с момента получения СПФМ уведомления) до начала ее проведения. Продолжительность такой проверки не может превышать 7 рабочих дней, но в случае необходимости ее срок может быть продлен еще на 5 рабочих дней. (Госфинмониторинг проводит такие проверки в течение более продолжительного срока.)Внеплановая проверка
проводится без предварительного уведомления СПФМ при наличии хотя бы одного из следующих оснований:— письменного уведомления органов государственной власти и местного самоуправления о признаках нарушения СПФМ;
— выявления по результатам невыездной проверки фактов нарушения законодательства СПФМ;
— по инициативе Госфинмониторинга в случае непосредственного выявления им признаков нарушения законодательства СПФМ во время его деятельности;
— выявления новых документов (обстоятельств), которые не были известны и не могли быть известны при проведении плановой проверки и которые могут повлиять на выводы по результатам плановой проверки.
Сроки проведения внеплановых проверок, порядок допуска проверяющих к выездным проверкам и предоставления документов при невыездной проверке такие же, как и при плановых проверках.
По результатам плановых и внеплановых проверок составляется в двух экземплярах Акт проверки (
приложение 5 к Порядку № 2338/5) не позднее даты окончания срока проведения проверки.3. Рассмотрение дел о нарушении законодательства
. Рассмотрение дела о нарушениях Закона о финмониторинге, выявленных при проверке, Минюст будет осуществлять согласно Порядку рассмотрения дел о нарушении требований законодательства, регулирующего деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и применения санкций, утвержденному приказом Минюста от 29.09.10 г. № 2340/5. Этот Порядок практически ничем не отличается от утвержденного Госфинмониторингом (подробнее см. «БН», 2010, № 40, с. 28 ), за исключением того, что рассматривать дела и принимать соответствующие решения будет комиссия Минюста, управления юстиции по вопросам применения санкций за нарушения требований Закона и/или нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.4. Оформление материалов об админправонарушениях
. Материалы об админправонарушениях, выявленные работниками Минюста у работников СПФМ, оформляются на основании Инструкции по оформлению материалов об административных правонарушениях, утвержденной приказом Минюста от 29.09.10 г. № 2336/5. Порядок оформления таких материалов аналогичен осуществляемому Госфинмониторингом (подробнее см. «БН», 2010, № 40, с. 28 ).Обращаем внимание только на то, что составлять протокол об админправонарушениях работники Минюста будут в отношении:
— руководителя юридического лица (обособленного подразделения юридического лица), его заместителя либо другого лица, исполнявшего обязанности руководителя юридического лица;
— работника, ответственного за проведение финмониторинга в юридическом лице (в обособленном подразделении юридического лица);
— физических лиц, предоставляющих юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений).
Комментируемые приказы вступили в силу 10.10.10 г.