Темы статей
Выбрать темы

Сбор за спецводопользование: анализируем изменения и заполняем Расчет

Редакция БН
Статья

СБОР ЗА СПЕЦВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ:

анализируем изменения и заполняем Расчет

 

С 28 марта 2009 года применяется новая форма налогового расчета сбора за спецводопользование. Несмотря на то что форма уже «постарела», у водопользователей по-прежнему возникает немало вопросов по поводу ее заполнения. Кроме того, в 2010 году несколько законодательных актов привнесли изменения, на которые стоит обратить внимание. Поэтому в сегодняшней статье поговорим о нововведениях по исчислению сбора за спецводопользование, а также с их учетом на конкретном примере заполним налоговый расчет.

Яна ИНДЮХОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Общие положения

Согласно

ст. 49 ВКУ специальное водопользование осуществляется на основании разрешения и является платным.

Разрешение на спецводопользование выдается:

1) государственными органами охраны окружающей природной среды — в случае использования воды

водных объектов общегосударственного значения;

2) ВР АРК, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды — в случае использования

воды водных объектов местного значения.

В разрешении на спецводопользование устанавливается

лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сброса загрязняющих веществ.

Спецводопользование может быть краткосрочным (до 3 лет) или долгосрочным (от 3 до 25 лет). Эти сроки устанавливаются органами, которые выдают разрешение (

ст. 50 ВКУ).

Согласно ст. 30 ВКУ

плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также граждане-предприниматели, которые:

— используют воду, полученную путем забора воды (первичные водопользователи);

— используют воду, полученную из водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи);

— используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыболовства.

Обычно вторичные водопользователи (те, кто непосредственно не осуществляет водозабор из водных объектов) заключают договоры на поставку воды с первичными водопользователями, в которых указывают информацию об отпущенном объеме воды.

 

Нововведения 2010 года

Новый коэффициент.

В соответствии со ст. 9 Закона о госбюджете-2010 в 2010 году к базовым нормативам, установленным в приложении 2 к Закону № 309, откорректированным на коэффициент, который действовал в 2009 году (1,439), применяется коэффициент 1,143 (т. е. коэффициент 1,6448 — 1,439 х 1,143).

До вступления в силу

Закона о госбюджете-2010 ГНАУ рекомендовала использовать прошлогодние нормативы сбора за спецводопользование.

Статья 9 Закона о госбюджете-2010

вступила в силу 30.04.10 г. (п. 1 р. VII Заключительные положения).

Следовательно, сбор за спецводопользование начисляется:

— с 01.01.10 г. по 29.04.10 г. по прошлогодним ставкам (базовые нормативы, установленные в

приложении 2 к Закону № 309 с учетом прошлогоднего коэффициента 1,439);

— с 30.04.10 г. по 31.12.10 г. по базовым нормативам, установленным в

приложении 2 к Закону № 309, с учетом коэффициента 1,6448*.

* См. ком. «Сбор за спецводопользование: ГНАУ разъяснила особенности администрирования в 2010 году» к письму ГНАУ от 11.02.10 г. № 2689/7/15-0817 // «БН», 2010, № 10, с. 9; письмо ГНАУ от 17.05.10 г. № 9040/7/15-0817 // «БН», 2010, № 21, с. 10; ком. «Сбор за спецводопользовние: ГНАУ объяснила, как отчитываться за I полугодие 2010 года» к письму ГНАУ от 17.06.10 г. 11925/7/15-0817, // «БН», 2010, № 27, с. 7.

Новые нормативы за воду в составе напитков.

С 01.07.10 г. действуют новые нормативы сбора за спецводопользование в части использования воды, входящей в состав напитков (за использование поверхностной воды — 21,60 грн. за 1 м3, подземной — 25,20 грн. за 1 м3), введенные п. 11 Закона № 2275.

Индексация нормативов.

С 01.01.11 г. ежегодно нарастающим итогом нужно проводить индексацию сбора за спецводопользование. При этом базовыми считаются нормативы сбора за спецводопользование в части использования поверхностных и подземных вод, установленные в приложении № 2 к Закону № 309 с учетом коэффициента 1,6448**.

** См. п. 11 Закона № 2275, а также ком. «Сбор за спецводопользование: ГНАУ напомнила о новшествах» к письму ГНАУ от 09.07.10 г. № 13682/7/15-0817 // «БН», 2010, № 30, с. 9.

Сам порядок исчисления и уплаты сбора за спецводопользование не изменился.

 

Заполняем расчет

Сбор за специальное использование водных ресурсов взимается в соответствии с

Порядком № 1494. Водопользователи исчисляют его самостоятельно и ежеквартально подают налоговый расчет, по одной из форм, утвержденных приказом № 802:

Налоговый расчет сбора за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использование воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водопотребления, и использование поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков (мы остановимся на заполнении именно этого налогового расчета);

— Налоговый расчет сбора за специальное водопользование в части использования воды для нужд гидроэнергетики;

— Налоговый расчет сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных вод для нужд водного транспорта (кроме стояночных, служебно-вспомогательного и буксирного флотов).

С учетом нововведений в 3 и 4 квартале сбор за спецводопользование рассчитывается уже с учетом нового коэффициента и по новым ставкам (за воду в составе напитков).

Объектом исчисления сбора за спецводопользование является фактический объем воды, который используют водопользователи, с учетом потерь воды в системах водоснабжения (

п. 5 Порядка № 1494, п. 6.2 Инструкции № 231).

Как правило, объем использованной воды определяется по показаниям водоизмерительных приборов, а при отсутствии таковых — по технологическим данным или согласно договору с поставщиком воды (первичным водопользователем) по данным его первичного учета.

Заметим, что сбор не взимается за воду, которая используется для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических потребностей населения, в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности (

п. 4.8 Инструкции № 231).

Поскольку на сегодняшний день понятие «санитарно-гигиенические нужды» законодательно не закреплено, то Госводхоз в

письме от 22.04.10 г. № 1752/9/11-10 соглашается с ГНАУ, которая определяет это понятие как использование воды для питья, использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках, использование воды для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

Если предприятие использует воду одновременно и для удовлетворения питьевых, санитарно-гигиенических нужд, и для других целей (производство напитков, приготовление блюд в столовой и т. д.), то сбор за спецводопользование исчисляется на общих основаниях за всю фактически использованную воду с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения (

п. 4.5 Инструкции № 231). Иначе говоря, объем воды, использованный на питьевые и санитарно-гигиенические нужды, не вычитается из общего объема, т. е. сбор нужно платить за весь совокупный объем использованной воды.

Сбор за спецводопользование относится к общему фонду госбюджета (

п. 45 ст. 2 Закона о госбюджете-2010).

Покажем порядок заполнения Налогового расчета сбора за спецводопользование на примере.

Пример

. Предприятие «Аква» занимается производством и реализацией напитков. Информация о водопотреблении предприятия за 9 месяцев показана в табл. 1.

В 2010 году по-прежнему не устанавливались отдельные лимиты для специального использования водных ресурсов для производства напитков. Значит, производители напитков вправе самостоятельно определять лимит, но в пределах общего лимита, установленного для конкретного источника.

Рассчитаем лимит на основании информации об удельном весе объемов воды, использованной для производства напитков в общем объеме использованной воды (согласно рекомендациям ГНАУ, изложенным в

письме от 29.05.08 г. № 10916/7/15-0817; заметим, что в Разъяснении № 185* прямо не говорится о таком распределении лимитов, но без этого распределения сбор исчислить невозможно).

* Cм. ком. «Водосбор и платежи за пользование недрами в Обобщающем налоговом разъяснении ГНАУ» // «БН», 2010, № 16, с. 4.

Лимиты водопотребления из источника А:

— для производства напитков — 12000 м3 (15000 х 4000 : 5000);

— для других нужд — 3000 м3 (15000 - 12000).

Лимиты водопотребления из источника Б:

— для производства напитков — 7200 м3 (9000 х 8000 : 10000);

— для других нужд — 1800 м3 (9000 - 7200).

Заметим, что с начала текущего года было уже 2 изменения в порядке исчисления сбора за спецводопользование в части использования воды для производства напитков:

— с 30.04.10 г. введение нового коэффициента — 1,6448;

— с 01.07.10 г. изменение норматива.

За полугодие водопользователи подавали 2 налоговых расчета за периоды: 01.01.10 г. — 29.04.10 г. и 30.04.10 г. — 30.06.10 г. отдельно (см. письмо ГНАУ от 17.06.10 г. № 11925/7/15-0817 // «БН», 2010, № 27, с. 7).

 

Таблица 1.

Водопотребление предприятия «Аква»

Источник

Статус источника

Норматив сбора, коп. за 1 м3

Норматив сбора за воду в составе напитков, коп. за 1 м3 (1)

Установленный годовой лимит(2), м3

Фактически использовано, м3

приложение 2 к Закону № 309

периоды

в составе напитков

для других нужд

всего

А

Поверхностный водный объект местного значения

26,99

2160,00

15000

с 01.01.10 г. по 29.04.10 г.

1900

400

2300

с 30. 04.10 г. по 30.06.10 г.

600

200

800

с 01.07.10 г. по 30.09.10 г.

1500

400

1900

Итого за 9 месяцев

4000

1000

5000

Б

Подземные воды общегосударственного значения

20,75

2520,00

9000

с 01.01.10 г. по 29.04.10 г.

3900

600

4500

с 30. 04.10 г. по 30.06.10 г.

1100

900

2000

с 01.07.10 г. по 30.09.10 г.

3000

500

3500

Итого за 9 месяцев

8000

2000

10000

(1)

В приложении 2 к Закону № 309 норматив сбора за воду в составе напитков приведен в гривнях. Поскольку в форме расчета нормативы нужно указывать в копейках, в таблице приводим этот норматив уже в копейках.

(2)

Если фактически использованный объем воды не превышает установленный годовой лимит, то сбор уплачивается в обычном порядке и сумма сбора включается в состав валовых расходов предприятия.

Согласно п. 12 Порядка № 1494 за сверхлимитное использование сбор взимается в пятикратном размере. При этом ГНАУ (письмо от 05.06.09 г. № 11946/7/15-0217) против включения части сбора за сверхлимитный объем воды в состав валовых расходов. Наши аргументы против такой позиции ГНАУ см. в комментарии к этому письму «Сбор за сверхлимитное водопотребление в валовые расходы не включается? Фискальное разъяснение ГНАУ» // «БН», 2009, № 27, с.10.

 

В

письме ГНАУ от 11.10.10 г. № 21445/7/15-0817 (см. комментарий на с. 10 этого номера) рекомендовано за 9 месяцев подать один расчет с учетом таких особенностей:

1.

В поле 6 заглавной части расчета производители напитков делают отметку «виробники напоїв».

2.

В подстроках стр. 2 «Використання вод, які входять до складу напоїв» для каждого источника заполняется две строки за разные периоды:

с 30.04.10 г. по 30.06.10 г. — по которому применялись нормативы 3 грн. (300 коп.) за 1 м3 при использовании поверхностных вод и 3,5 грн. (350 коп.) за 1 м3 при использовании подземных вод с учетом коэффициента

1,6448 (при этом в левой части перед названием водного объекта делается отметка «з 30.04.2010 по 30.06.2010»);

с 01.07.10 г. по 30.09.10 г. — по которому применялись новые нормативы за использование поверхностной воды — 21,60 грн. за 1 м3, подземной — 25,20 грн. за 1 м3 (при этом в левой части перед названием водного объекта делается отметка «

з 01.07.2010 по 30.09.2010»). Поскольку эти нормативы введены в 2010 году, то к ним коэффициент 1,6448, установленный ст. 9 Закона о госбюджете-2010, применять не нужно.

3.

Период с 01.01.10 г. по 29.04.10 г. в расчете за 9 месяцев не участвует. О чем свидетельствует исключение сумм этого периода из раздела II расчета «Нарахована сума збору за попередній звітний період». Там указываются только суммы, начисленные за период с 30.04.10 г. по 30.06.10 г. Предположим, что в рассматриваемом примере в расчете за полугодие (период с 30.04.10 г. по 30.06.10 г.) был начислен сбор за:

— специальное водопользование в части использования воды (стр. 1) в сумме 395,96 грн.;

— использование вод, которые входят в состав напитков (стр. 2) в сумме 9293,12 грн.

Для заполнения расчета необходимо распределить лимиты по периодам (см. табл. 2). Для периодов с 01.01.10 г. по 29.04.10 г. и с 30.04.10 г. по 30.06.10 г. лимит принимается на уровне фактического объема использованной воды (поскольку в этих периодах годовые лимиты не превышены). А лимит на период с 01.07.10 г. по 31.12.10 г. определяем следующим образом: от установленного годового лимита вычитаем лимиты за 2 предыдущих периода.

 

Таблица 2.

Распределение лимитов

Источник и направление использования

Распределенные лимиты на год

Распределенные лимиты по периодам

с 01.01.10 г. по 29.04.10 г. (по фактическому использованию)(1)

с 30.04.10 г. по 30.06.10 г. (по фактическому использованию)(1)

с 01.07.10 г. по 31.12.10 г. (остаток, гр. 2 - гр. 3 -
- гр. 4)

1

2

3

4

5

Источник А
для производства напитков

12000

1900

600

9500

Источник А
для других нужд

3000

400

200

2400

Источник Б
для производства напитков

7200

3900

1100

2200

Источник Б
для других нужд

1800

600

900

300

(1)

Если фактическое использование превышает годовой лимит, то лимит принимается в периоде превышения на уровне годового лимита, а в следующих периодах все водопотребление по этому источнику и направлению использования будет сверхлимитным.

 

Фрагмент заполненного

Налогового расчета сбора за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использования воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водопотребления, и использования поверхностных и подземных вод, которые входят в состав напитков, приведен на рисунке на с. 21.

 

№ з/п

Назви водних об’єктів
та показники

Обсяг фактично використаної води з урахуванням втрат у системах водопостачання; обсяг води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату, куб. м

Нормативи збору,
коп. /куб. м

Коефіцієнти, що застосовуються до нормативів збору3

Установлений річний ліміт використання води, куб. м

Суми збору, обчисленого в межах ліміту4, грн. коп.,
к. 3 або к. 6 (якщо к. 3 >
> к. 6) х к. 4 х х к. 5

Суми збору, обчисленого понад лімітні обсяги4, грн. коп., заповнюється, якщо
к. 3 > к. 6
(к. 3 - к. 6) х
х к. 4 х к. 5 х 5

Усього нараховано збору4, грн. коп.,
к. 7 + к. 8 або
к. 7 або к. 3 х
х к. 4 х к. 55

у тому числі

до державного бюджету4,
грн. коп.

до місцевих бюджетів4,
грн. коп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I

Нарахована сума збору з початку року, усього (р. 1 + р. 2 + р. 3) (крім вод для потреб гідроенергетики та водного транспорту)

198923,34

198923,34

1

спеціальне водокористування в частині використання води, усього (р. 1.1 + р. 1.2)

990,22

990,22

1.1

водні об’єкти загальнодержавного значення, усього (р. 1.1.1 + р. 1.1.2), у тому числі:

723,86

723,86

1.1.1

поверхневі водні об’єкти6:

<…>

1.1.2

підземні води та джерела6:

723,86

723,86

1.1.2.1

Джерело Б

1400

20,75

1,6448

1200

409,56

314,30

723,86

723,86

1.1.2.2

1.2

водні об’єкти місцевого значення, усього (р. 1.2.1 + р. 1.2.2), у тому числі:

266,36

266,36

1.2.1

поверхневі водні об’єкти6:

266,36

266,36

1.2.1.1

Джерело А

600

26,99

1,6448

2600

266,36

266,36

266,36

1.2.1.2

1.2.2

підземні води та джерела6:

<…>

2

використання вод, які входять до складу напоїв, усього (р. 2.1 + р. 2.2)

197933,12

197933,12

2.1

водні об’єкти загальнодержавного значення, усього (р. 2.1.1 + р. 2.1.2), у тому числі:

162572,48

162572,48

2.1.1

поверхневі водні об’єкти6:

<…>

2.1.2

підземні води та джерела6:

162572,48

162572,48

2.1.2.1

30.04.10 р. — 30.06.10 р. Джерело Б

1100

350

1,6448

1100

6332,48

6332,48

6332,48

2.1.2.2

01.07.10 р. — 30.09.10 р. Джерело Б

3000

2520

2200

55440,00

100800,00

156240,00

156240,00

2.2

водні об’єкти місцевого значення, усього (р. 2.2.1 + 2.2.2), у тому числі:

35360,64

35360,64

2.2.1

поверхневі водні об’єкти6:

35360,64

35360,64

2.2.1.1

30.04.10 р. — 30.06.10 р. Джерело А

600

300

1,6448

600

2960,64

2960,64

2960,64

2.2.1.2

01.07.10 р. — 30.09.10 р. Джерело А

1500

2160

9500

32400,00

32400,00

32400,00

2.2.2

підземні води та джерела6:

<…>

II

Нарахована сума збору за попередній звітний період (квартал, півріччя, 9 місяців), усього
(р. 2.1 + р. 2.2 + р. 2.3)

9689,08

9689,08

2.1

спеціальне водокористування в частині використання води

395,96

395,96

2.2

використання вод, які входять до складу напоїв

9293,12

9293,12

2.3

Використання теплоелектростанціями поверхневої води, пропущеної через конденсатори турбін
для охолодження конденсату

III

Нарахована сума збору за звітний квартал, усього (р. 3.1 + р. 3.2 + р. 3.3)

189234,26

189234,26

3.1

спеціальне водокористування в частині використання води (р. 1 р. I - р. 2.1 р. II)

594,26

594,26

3.2

використання вод, які входять до складу напоїв (р. 2 р. I - р. 2.2 р. II)

188640,00

188640,00

3.3

використання теплоелектростанціями поверхневої води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату (р. 3 р. I - р. 2.3 р. II)

Фрагмент Налогового расчета за 9 месяцев 2010 года
(с данными за период с 30.04.10 г. по 30.09.10 г.)

 

Предельный срок подачи налогового расчета по итогам III квартала — 09.11.10 г.

Что вас ожидает в случае неподачи расчета и неуплаты сбора за спецводопользование, можно узнать из консультации «Какой штраф грозит за неуплату налога и непредоставление отчетности при наличии объекта налогообложения» // «БН», 2010, № 30, с. 45.

 

Документы статьи

ВКУ

— Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

Закон о госбюджете-2010

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.10 г. № 2154-VI.

Приказ № 802

— приказ ГНАУ «Об утверждении форм налоговых расчетов сбора за специальное водопользование в части использования воды» от 23.12.08 г. № 802.

Закон № 309

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.08 г. № 309-VI.

Закон № 2275

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.10 г. № 2275-VI.

Разъяснение № 185

— Обобщающее налоговое разъяснение относительно ресурсных и других платежей, утвержденное приказом ГНАУ от 25.03.10 г. № 185.

Порядок № 1494

— Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494.

Инструкция № 231

— Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденная совместным приказом МФУ, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше