Темы статей
Выбрать темы

Обращение в суд по новым правилам

Редакция БН
Статья

ОБРАЩЕНИЕ В СУД

по новым правилам

 

Разговоры о насущной потребности в судебной реформе увенчались достаточно оперативным принятием в прошлом месяце Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Принятие Закона имеет цель привести систему судопроизводства в соответствие с международными стандартами.

Сегодня рассмотрим те изменения, которые заинтересуют в первую очередь субъектов хозяйствования и обычных граждан.

Роман КАБАЛЬСКИЙ, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Обзор изменений

30 июля 2010 года вступил в силу

Закон о судоустройстве, а следовательно, обращаться в суд после этой даты необходимо с учетом всех нововведений, которые им предусмотрены.

Значительная часть изменений, предусмотренных новым

Законом о судоустройстве*, посвящена порядку занятия судьями соответствующих должностей, дисциплинарным и организационным вопросам обеспечения их деятельности и т. п. Прямого влияния на жизнь рядовых граждан и субъектов хозяйствования такие изменения не оказывают. Намного большее значение для них будут иметь изменения, связанные с порядком судебного рассмотрения административных, хозяйственных, гражданских и уголовных дел. Кстати, среди высших специализированных судов уже этой осенью должен появиться Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

*

Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.10 г. № 2453-VI.

Сегодня предлагаем рассмотреть нововведения,

о которых следует знать при обжаловании решений или действий органов государственной власти либо местного самоуправления в административном суде, а также в случае решения хозяйственного спора в судебном порядке.

 

Важнейшие изменения

Среди основных нововведений прежде всего нужно обратить внимание на следующие.

1.

Рассмотрение административных дел теперь может осуществляться по процедуре сокращенного производства, которое должно продолжаться от 1 до 5 дней и предусматривает решение дела без проведения судебного заседания и вызова лиц, принимающих участие в деле. В частности, в результате внесения изменений КАСУ** предусматривает возможность рассмотрения по сокращенному производству следующих категорий дел (ст. 1832 КАСУ):

1) обязательство субъекта властных полномочий совершить определенные действия по рассмотрению обращения, в том числе информационного запроса, физического или юридического лица;

2) обжалование физическими лицами решений, действий либо бездействия субъектов властных полномочий по исчислению, назначению, перерасчету, осуществлению, предоставлению, получению пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, пособия, защиты, льгот;

3)

прекращение по обращению субъекта властных полномочий юридических лиц либо физических лиц — предпринимателей в случаях, предусмотренных законом;

4)

взыскание денежных сумм, основывающихся на решениях субъекта властных полномочий, в отношении которых истек установленный КАСУ срок обжалования.

**

Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.05 г. № 2747-IV.

Об открытии сокращенного производства суд выносит решение, копия которого безотлагательно направляется ответчику вместе с копиями искового заявления и приложенных к ней документов.

2.

Отметим также внедрение автоматизированной системы распределения дел для рассмотрения на смену существующей до этого практике, когда определение судьи либо коллегии судей для рассмотрения конкретного дела осуществляется председателем суда или его заместителем.

3.

Достаточно большое внимание уделено введению процессуальных норм, которые способствовали бы преодолению такого негативного явления, как слишком затянутое во времени рассмотрение дел в судах Украины. В частности, в хозяйственном судопроизводстве сроки решения таких вопросов, как направление постановления об отказе в принятии искового заявления сторонам, прокурору или его заместителю, если они являются заявителями (срок исчисляется со дня поступления заявления), возврат искового заявления для устранения недостатков (исчисляется со дня поступления заявления в суд) и др., сокращены с 5 до 3 дней. При этом продление срока решения дела возможно не более чем на 15 дней.

Более полную информацию о произошедших изменениях приведем для удобства в виде таблицы, дающей возможность сравнить правила, действовавшие до 30.07.10 г., и нормы, действующие после внесения изменений.

 

Судебное рассмотрение хозяйственных и административных споров: сравнительная таблица

Процедурное
правило

До внесения изменений

После внесения изменений

1

2

3

СУДЕБНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ

Определение судьи, который будет рассматривать дело

Не был предусмотрен порядок

Определение судьи либо коллегии судей для рассмотрения конкретного дела осуществляется автоматизированной системой документооборота суда при регистрации соответствующих документов по принципу достоверности, который учитывает количество дел, находящихся в производстве судей, запрет приним ать участие в пересмотре решений для судьи, принимавшего участие в принятии судебного решения, о пересмотре которого поднимается вопрос, пребывание судей в отпуске, на больничном, в командировке и окончание срока полномочий. Дела распределяются с учетом специализации судей (ст. 21 ХПК)*

Подача встречного иска

Ответчик имеет право до принятия решения по спору подать к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском (ст. 60 ХПК)

Ответчик имеет право до начала рассмотрения хозяйственным судом дела по сути подать к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском (ст. 60 ХПК)

Следовательно, срок на подачу встречного иска существенно уменьшился: теперь сделать это можно только до даты проведения заседания хозяйственного суда, о времени и месте проведения которого стороны уведомляются определением о возбуждении производства по делу

Возможность продления срока решения дела

По ходатайству обеих сторон или ходатайству одной стороны, согласованному со второй стороной, спор может быть решен в более продолжительный срок, чем 2 месяца

В исключительных случаях по ходатайству стороны, с учетом особенностей рассмотрения спора, хозяйственный суд определением может продлить срок рассмотрения спора, но не более чем на 15 дней

Ранее, не нарушая требований процессуального законодательства, судья мог продлить срок решения дела на любой срок. После внесения изменений срок рассмотрения дела в хозяйственном суде первой инстанции не должен превышать двух с половиной месяцев

Срок рассмотрения апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба (представление) на решение местного хозяйственного суда рассматривается в 2-месячный срок со дня поступления дела совместно с апелляционной жалобой (представлением) в апелляционную инстанцию (ст. 102 ХПК)

Апелляционная жалоба на решение местного хозяйственного суда рассматривается в 2-месячный срок со дня вынесения определения о приеме апелляционной жалобы к производству (ст. 102 ХПК).
Отдельно обусловлен срок рассмотрения апелляционной жалобы на определение местного хозяйственного суда. Такая жалоба рассматривается в течение 15 дней со дня вынесения определения о приеме апелляционной жалобы к производству

Определения местного хозяйственного суда, которые могут быть обжалованы отдельно от решения

Соответствующий перечень не был предусмотрен

Перечень определений местного хозяйственного суда, которые могут быть обжалованы в апелляционном порядке отдельно от решения местного хозяйственного суда, приведен в ст. 106 ХПК

Право кассационного обжалования

Стороны по делу имеют право подать кассационную жалобу, а прокурор — кассационное представление на решение местного хозяйственного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционного суда. Кассационную жалобу имеют право подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле, если суд принял решение или постановление, касающееся их прав и обязанностей (ст. 107 ХПК)

Стороны, прокурор, третьи лица, лица, не принимавшие участия в деле, но в отношении которых суд решил вопрос об их правах и обязанностях, имеют право подать кассационную жалобу на (ст. 107 ХПК):
1) решение местного хозяйственного суда после их пересмотра в апелляционном порядке и постановления апелляционного хозяйственного суда, принятые по результатам апелляционного рассмотрения;
2) определения местного хозяйственного суда, которые могут быть обжалованы отдельно от решения суда, после их пересмотра в апелляционном порядке и постановления апелляционного хозяйственного суда, принятые по результатам апелляционного рассмотрения

Как видим, теперь обращение в кассационный суд возможно только после прохождения стадии апелляционного обжалования. До внесения изменений формулировка ст. 107 ХПК позволяла сторонам в случае пропуска срока на подачу апелляционной жалобы сразу обращаться в ВХСУ** с кассацией на решение суда первой инстанции

Срок подачи кассационной жалобы

Кассационная жалоба (представление) может быть подана (внесена) в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения местного хозяйственного суда или постановления апелляционного хозяйственного суда (ст. 110 ХПК)

Кассационная жалоба может быть подана в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения местного хозяйственного суда или постановления апелляционного хозяйственного суда (ст. 110 ХПК)

* Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII

** Высший хозяйственный суд Украины

Срок рассмотрения кассационной жалобы

Кассационная жалоба (представление) рассматривается в 2-месячный срок со дня поступления дела вместе с кассационной жалобой (представлением) в ВХСУ (ст. 1118 ХПК)

Кассационная жалоба на решение хозяйственного суда рассматривается в течение 1 месяца, жалоба на определение — в течение 15 дней со дня вынесения определения о приеме кассационной жалобы к производству ВХСУ (ст. 1118 ХПК)

Основания для подачи заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных судов ВСУ

ВСУ* пересматривает в кассационном порядке постановления или определения ВхсУ в случаях, если они обжалованы (ст. 11115 ХПК):
1) по мотивам применения ВХСУ закона или другого нормативно-правового акта, противоречащего Конституции Украины;
2) в случае их несоответствия решениям ВСУ или Высшего суда другой специализации по вопросам применения норм материального права;
3) в связи с выявлением различного применения ВХСУ одного и того же положения закона или другого нормативно-правового акта по аналогичным делам;
31) по мотивам несоответствия постановлений или определений международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;
4) на основании установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом

Заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов может быть подано исключительно на следующих основаниях (ст. 11116 ХПК):
1) неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, в результате чего приняты различные по содержанию судебные решения в подобных правоотношениях;
2) установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом

Срок подачи заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных судов

Кассационная жалоба, кассационное представление Генерального прокурора Украины на постановление или определение ВХСУ могут быть поданы не позднее 1 месяца со дня ее приема (ст. 11116 ХПК)

Заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов подается в течение 1 месяца со дня принятия судебного решения хозяйственного суда, в отношении которого подано заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов, или со дня принятия судебного решения, на которое осуществляется ссылка как на подтверждение основания пересмотра, если оно принято позднее, но не позже одного года со дня принятия судебного решения, о пересмотре которого подается заявление (ст. 11117 ХПК)

Порядок подачи

Кассационная жалоба, кассационное представление Генерального прокурора Украины на постановление или определение ВХСУ подаются в ВСУ через ВХСУ.
ВХСУ направляет кассационную жалобу (представление) вместе с делом в ВСУ в десятидневный срок со дня поступления жалобы (представления)

Порядок представления заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных судов существенно усложнился и предусматривает значительное влияние ВХСУ на этот процесс. Так, как и ранее, заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов подается в ВСУ через ВХСУ.
Далее заявление о пересмотре судебного решения хозяйственного суда рассматривается судьей-докладчиком, который при наличии оснований возвращает его для устранения недостатков.
Решение вопроса о допуске дела к производству осуществляется коллегией в составе пяти судей ВХСУ, формируемой без участия судей, которые приняли обжалуемое решение.
О допуске дела к производству или отказе в таком допуске ВХСУ в течение 15 дней со дня поступления заявления выносит определение, направляемое в ВСУ

Срок рассмотрения дела ВСУ

Не был предусмотрен

Срок рассмотрения дела ВСУ не может превышать 1 месяца со дня открытия производства по делу.

Порядок и срок подачи заявления о пересмотре судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам

Судебное решение хозяйственного суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению стороны, представлению прокурора не позднее 2 месяцев со дня установления обстоятельств, ставших основанием для пересмотра судебного решения (ст. 113 ХПК)

Судебное решение хозяйственного суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению стороны, прокурора, третьих лиц, поданному в течение 1 месяца со дня установления обстоятельств, ставших основанием для пересмотра судебного решения

* Верховный Суд Украины

Обязательность судебных решений ВСУ

Указания, содержащиеся в постановлении ВСУ, являются обязательными для суда первой инстанции при новом рассмотрении дела и для ВХСУ при рассмотрении материалов кассационной жалобы или кассационного представления (ст. 11121 ХПК)

Решение ВСУ, принятое по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, является обязательным для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанную норму права, и для всех судов Украины. Суды обязаны привести свою судебную практику в соответствие с решениями ВСУ

Основания пересмотра судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам

Хозяйственный суд может пересмотреть принятое им судебное решение, вступившее в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, которые имеют существенное значение для дела и не могли быть известны заявителю (ст. 112 ХПК)

Если ранее решение вопроса, может ли то или иное обстоятельство быть основанием для пересмотра решения, было отнесено на усмотрение суда, то теперь в ХПК приведен исчерпывающий перечень таких обстоятельств (ст. 112 ХПК). Это:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны лицу, обращающемуся с заявлением, на время рассмотрения дела;
2) установленные приговором суда, вступившим в законную силу, заведомо неправильное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальшивость документов или вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения;
3) установление приговором суда, вступившим в законную силу, вины судьи в совершении преступления, вследствие которого было принято незаконное или необоснованное решение;
4) отмена судебного решения, ставшая основанием для принятия решения или вынесения определения, подлежащего пересмотру;
5) установленная КСУ неконституционность закона, другого правового акта или их отдельного положения, примененного судом при решении дела, если решение суда еще не исполнено

СУДЕБНОЕ РАССМОТРЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СПОРОВ

Срок обращения в административный суд

Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается годовой срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод либо интересов (ст. 99 КАСУ)

Сокращен срок обращения в административный суд с годового до шестимесячного (ст. 99 КАСУ). Кроме того, установлен ряд исключений из этого общего правила, которыми предусмотрены более сжатые сроки для подачи административного иска.
Так, месячный срок установлен:
— для обращения в суд по делам о приеме граждан на публичную службу, ее прохождении, увольнении с публичной службы;
— для обращения в административный суд после применения досудебного порядка решения спора, если истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действия или бездействие субъекта властных полномочий;
— для обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств

Срок рассмотрения дела административным судом

Административное дело должно быть рассмотрено и решено в течение разумного срока, но не более 2 месяцев со дня открытия производства по делу, если иное не установлено КАСУ (ст. 122 КАСУ)

Административное дело должно быть рассмотрено и решено в течение разумного срока, но не более 1 месяца со дня открытия производства по делу, если иное не установлено КАСУ. Дела о приеме граждан на публичную службу, ее прохождении, увольнении с публичной службы рассматриваются и решаются в течение разумного срока, но не более 20 дней со дня открытия производства по делу (ст. 122 КАСУ)

Порядок и сроки апелляционного обжалования

Лицо в течение 10 дней со дня оглашения постановления суда первой инстанции может подать заявление об апелляционном обжаловании без изложения обоснования мотивов обжалования и требований в суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба на постановление суда первой инстанции подается в течение 10 дней со дня ее оглашения (или составления полного текста постановления, если в судебном заседании оглашались только вступительная и регулятивная части, или дня получения копии постановления, если постановление принималось в письменном производстве).

 

Сама апелляционная жалоба подается в апелляционный суд через суд первой инстанции или в течение 10 дней со дня оглашения обжалуемого постановления без предварительного направления заявления об обжаловании, или, если такое заявление подавалось, в течение 20 дней после него.
При обжаловании определения суда первой инстанции заявление подается в течение 5 дней со дня оглашения определения, апелляционная жалоба — в течение 10 дней после подачи заявления об апелляционном обжаловании

Апелляционная жалоба на определение суда первой инстанции подается в течение 5 дней со дня оглашения определения. Если определение было вынесено в письменном производстве или без вызова лица, которое его обжалует, апелляционная жалоба подается в течение 5 дней со дня получения копии определения.
Как и ранее, апелляционная жалоба подается в административный суд апелляционной инстанции через суд первой инстанции, принявший обжалуемое судебное решение. Копия апелляционной жалобы одновременно направляется подающим ее лицом в суд апелляционной инстанции

Срок рассмотрения апелляционной жалобы

Не установлен

Апелляционная жалоба должна быть рассмотрена в течение 1 месяца со дня вынесения определения об открытии апелляционного производства, а апелляционная жалоба на определение суда первой инстанции — в течение 15 дней.
В исключительных случаях апелляционный суд может продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на 15 дней (ст. 1951 КАСУ)

Порядок и сроки кассационного
обжалования

Кассационная жалоба на судебные решения подается в течение 1 месяца после вступления в законную силу судебного решения суда апелляционной инстанции, кроме случаев, предусмотренных КАСУ

Кассационная жалоба на судебные решения подается в течение 20 дней после вступления в законную силу судебного решения суда апелляционной инстанции, кроме случаев, предусмотренных КАСУ.
Как и ранее, кассационная жалоба подается непосредственно в административный суд кассационной инстанции (ст. 212 КАСУ)

Сроки рассмотрения кассационной жалобы

Не установлены

Кассационная жалоба должна быть рассмотрена в течение 1 месяца со дня получения судом кассационной инстанции административного дела (ст. 2141 КАСУ)

Сроки подачи заявления о пересмотре судебных решений

Заявление о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано в течение 1 месяца после того, как лицо, обращающееся в суд, узнало или могло узнать об этих обстоятельствах (ст. 238 КАСУ)

Заявление о пересмотре судебных решений подается в течение 1 месяца со дня принятия судебного решения, относительно которого заявлено ходатайство о пересмотре, или со дня принятия судебного решения, на которое осуществляется ссылка в подтверждение оснований, установленных для пересмотра, если оно принято позднее, но не позже 1 года со дня принятия судебного решения, о пересмотре которого подается заявление.
Заявление о пересмотре судебных решений по основанию установления международным судебным учреждением нарушения Украиной международных обязательств может быть подано не позднее 1 месяца со дня, когда лицу, в пользу которого принято решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, стало известно об обретении этим решением статуса окончательного

Срок рассмотрения дела ВСУ

Не установлен

Срок рассмотрения дела ВСУ не может превышать 1 месяца со дня открытия производства по делу

Обязательность судебных решений ВСУ

Решение является обязательным для сторон в деле

Решение ВСУ, принятое по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, является обязательным для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанные нормы права, и для всех судов Украины. Суды обязаны привести свою судебную практику в соответствие с решением ВСУ.
Невыполнение судебных решений влечет за собой ответственность, установленную законом

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше