Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Единый взнос на соцстрахование

Редакция БН
Статья

ЕДИНЫЙ ВЗНОС НА СОЦСТРАХОВАНИЕ

 

Сегодня, как и обещали, мы посвятили номер единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование, который вводится с 2011 года.

Из Темы недели (с. 38) вы сможете узнать, кто относится к плательщикам взноса, на какую базу он начисляется, по каким ставкам и в какие сроки уплачивается. Вы также узнаете об особенностях взимания взноса с сумм больничных, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, зарплаты инвалидов. Отдельный блок посвящен нюансам уплаты взноса предпринимателями и добровольными плательщиками. Кроме того, мы описали новый порядок взаимоотношения работодателей с соцфондами, в частности в отношении выплаты соцпособий.

Тему недели дополняет Шпаргалка бухгалтера (с. 23), где в удобной форме представлена вся справочная информация о взносе (плательщики, база, ставки, ответственность).

Приятного ознакомления с единым взносом!

Введение в 2011 году единого взноса на социальное страхование заменит начисление и уплату действующих в настоящее время четырех взносов: в ПФУ, в ФВПТ, в ФБ и в ФНС.

В сегодняшней Теме недели детально проанализируем порядок его начисления и уплаты.

Оксана КОНОНЕНКО, главный редактор газеты «Бухгалтерская неделя»,
Виктория ЗМИЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ВЗИМАНИЕ ЕВС

Законодательное регулирование

С 1 января 2011 года

вводится единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕВС). Условия, размеры, порядок начисления и уплаты ЕВС определяет Закон о ЕВС*. Он вступает в силу с 2011 года, за исключением отдельных норм, касающихся введения в действие удостоверения застрахованного лица (п. 8 ч. 1 ст. 1; пп. 7, 8 и 9 ч. 2 ст. 6 абз. второй п. 1 ч. 3 ст. 20; ст. 22) — они вступают в силу с 1 января 2014 года.

* Текст Закона см. в «БН», 2010, № 35, с. 3.

ЕВС — это консолидированный страховой взнос

, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц и членов их семей на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования.

ЕВС

не входит в систему налогообложения и налоговое законодательство не регулирует порядок его начисления, исчисления и уплаты (ч. 2 ст. 8 Закона о ЕВС).

Полномочиями по администрированию ЕВС наделен ПФУ. Именно

ПФУ будет осуществлять сбор и ведение учета ЕВС. Другие соцфонды после введения ЕВС не расформировываются — они будут заниматься вопросами, связанными с использованием средств их фондов и проведением в связи с этим проверок страхователей.

Кроме того, ПФУ будет вести

Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования, состоящий из реестра страхователей и реестра застрахованных лиц и предназначенный для накопления, хранения и использования информации о сборе и ведении учета ЕВС, его плательщиках и застрахованных лицах. Данными этого госреестра имеют право пользоваться все фонды для выполнения возложенных на них функций.

С 2011 года все сегодняшние плательщики взносов в ПФУ, ФВПТ, ФБ и ФНС

станут плательщиками ЕВС. В связи с этим какую-либо дополнительную перерегистрацию как плательщиков страховых взносов, так и застрахованных лиц, в ПФУ не будет (абз. второй п. 3 раздела VIII Закона о ЕВС).

Начисленный

ЕВС с 2011 года можно будет включать в валовые расходы на основании обновленного п.п. 5.7.1 Закона о налоге на прибыль. Кроме того, с 2011 года для целей взимания НДФЛ доход в виде зарплаты будут уменьшать на сумму удержанного с такой суммы ЕВС (обновленный п. 3.5 Закона о налоге с доходов).

 

Плательщики

Плательщиками ЕВС являются страхователи (названы в

п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕВС) и застрахованные лица (названы в пп. 2 — 14 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕВС). Перечень страхователей и застрахованных лиц приведен в Шпаргалке бухгалтера на с. 23.

Плательщики ЕВС обязаны

стать на учет (п. 11 ч. 2 ст. 6 Закона о ЕВС). Взятие на учет работодателей осуществляет ПФУ путем внесения соответствующих данных в реестр страхователей. При этом работодателей, на которых распространяется действие Закона № 755, берут на учет на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных госрегистратором, не позже следующего рабочего дня со дня получения таких сведений. Аналогично и в ситуации со снятием с учета — для ПФУ основанием для этого будут данные от госрегистратора.

Всех других страхователей, на которых не распространяется действие

Закона № 755 (названы в абз. четвертом, шестом и седьмом п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕВС), ПФУ берет на учет не позже следующего рабочего дня со дня получения от них соответствующего заявления. Обратите внимание: за уклонение от взятия на учет или несвоевременное предоставление заявления о взятии на учет на них могут наложить штраф в размере 170 грн. (п. 1 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС). Для снятия с учета эти страхователи также подают соответствующее заявление.

Работодателям, ФЛП и самозанятым лицам ПФУ бесплатно посылает

уведомление о взятии их на учет. В нем для работодателей указывают класс профессионального риска, к которому отнесен данный плательщик (ч. 3 ст. 5 Закона о ЕВС).

Начисление

взносов за наемных работников, физлиц, выполняющих работы и предоставляющих услуги по ГП-договорам, получателей пособия (ЕВС в части «удержания») осуществляют работодатели за счет сумм, на которые ЕВС начислен (ч. 6 ст. 7 и ч. 9 ст. 9 Закона о ЕВС).

 

База

База для взимания ЕВС указана в

ч. 1 ст. 7 Закона о ЕВС. За основу взята база, предусмотренная в настоящее время для взносов в ПФУ, а именно:

1) начисленная

заработная плата (основная, дополнительная, прочие поощрительные и компенсационные выплаты), в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР;

2)

вознаграждение физлицу за выполнение работ (предоставление услуг) по ГП-договору;

3) оплата

первых 5 дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя;

4)

пособие по временной нетрудоспособности;

5) пособия или компенсации согласно законодательству;

6) денежное обеспечение.

Ставки ЕВС применительно к базе по категориям плательщиков приведены в

Шпаргалке бухгалтера на с. 23.

ЕВС исчисляют с

максимальной величины базы, которая равна 15 ПМТЛ (ч. 3 ст. 7 и п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона о ЕВС). При этом для взноса предусмотрен и минимальный размер, исчисленный исходя из минзарплаты, действующей в месяце, за который начисляют зарплату, доход (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о ЕВС, п. 12 ст. 2 Закона № 2240, п. 15 ст. 1 Закона № 1533, ст. 1 Закона № 1058).

ЕВС начисляют исключительно в национальной валюте, в том числе и с выплат, осуществляемых в натуральной форме. Если доход начислен в иностранной валюте, то его пересчитывают в нацвалюту по курсу НБУ на день начисления ЕВС (

ч. 1 ст. 9 Закона о ЕВС).

В случае, когда

срок выполнения работ (предоставления услуг) превышает календарный месяц, зарплату (доход), выплаченную по результатам работы, для начисления ЕВС делят на количество месяцев, за которые она начислена. Такой подход Закон о ЕВС предусмотрел для лиц, которые (ч. 2 ст. 7):

— работают в сельском хозяйстве;

— заняты на сезонных работах;

— выполняют работы (предоставляют услуги) по ГП-договорам;

— являются творческими работниками (архитекторами, художниками, артистами, музыкантами, композиторами, критиками, искусствоведами, писателями, кинематографистами);

— которым после увольнения с работы начислена зарплата (доход) за отработанное время или согласно решению суда — средняя заработная плата за вынужденный прогул;

— всех других лиц, которые получают заработную плату (доход) за выполненную работу (предоставленные услуги), срок выполнения которых превышает календарный месяц.

В данной ситуации логичнее было бы говорить о разделении дохода не на «

количество месяцев, за которые она начислена», а разделить его между месяцами, на которые приходится выполнение работ (предоставление услуг) пропорционально календарным дням.

 

Ставки

Закон о ЕВС

принципиально не изменяет общий размер отчислений в соцфонды. В большинстве случаев это сумма уплачиваемых в настоящее время взносов в соцфонды, зависящая от вида экономической деятельности работодателя. Размеры ставок в зависимости от базы приведены в Шпаргалке бухгалтера на с. 23.

Размер взноса

на заработную плату для работодателей (взнос в части «начисления») зависит от вида экономической деятельности (ч. 5 ст. 8 Закона о ЕВС). Если плательщик осуществляет несколько видов деятельности, то размер ЕВС определяют по основному виду (абз. шестой ч. 5 ст. 8 Закона о ЕВС). Размер ЕВС для обособленного подразделения (филиала или представительства), расчеты по оплате труда которого ведутся нецентрализованно, определяют по виду деятельности такого подразделения, а если их несколько — по его основному виду (абз. седьмой и восьмой ч. 5 ст. 8 Закона о ЕВС).

Как и в настоящее время,

учет показателей для определения класса профессионального риска производства будет вести ФНС (обновленная ст. 24 Закона № 1105).

В связи со сменой вида деятельности плательщик может обратиться в ПФУ для получения права на изменение размера ЕВС (

п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о ЕВС). Изменение принадлежности работодателя к классу профессионального риска производства осуществляет ФНС один раз в год по результатам работы страхователя за прошлый календарный год. Новый класс профессионального риска устанавливается с начала текущего года (обновленная ст. 47 Закона № 1105).

Размеры ставок

для работодателей на сумму начисляемой наемным работникам зарплаты в зависимости от класса профессионального риска приведены в абз. втором ч. 5 ст. 8 Закона о ЕВС. Минимальная ставка составляет 36,76 %, а максимальная — 49,7 %. Для бюджетников размер начисляемого ЕВС зафиксирован на уровне 36,3 % (абз. третий ч. 5 ст. 8 Закона о ЕВС), а работодатели наемных работников из числа летных экипажей начисляют 45,96 % (абз. четвертый ч. 5 ст. 8 Закона о ЕВС).

Что касается взноса

в части «удержания», то для обычных работников общий размер ЕВС, который удерживает работодатель за счет начисленного им дохода, составляет 3,6 % (это сумма взносов в ПФУ — 2 %; в ФБ — 0,6 % и в ФВПТ — 1 %). Кроме того, для отдельных видов выплат и категорий плательщиков установлены свои фиксированные размеры, которые мы привели в Шпаргалке бухгалтера на с. 23.

ЕВС

за прошлые периоды исчисляют по ставке, действующей на день начисления (исчисления, определения) зарплаты, дохода (ч. 4 ст. 9 Закона о ЕВС).

Теперь остановимся на нескольких, на наш взгляд, недостаточно урегулированных

Законом о ЕВС вопросах.

 

Ставка ЕВС для больничных

Для больничных (напомним, что общим термином «больничные» традиционно называют две выплаты: оплату первых 5 дней временной нетрудоспособности и собственно пособие по временной нетрудоспособности)

Законом о ЕВС предусмотрено две ставки — в части «начисления» и в части «удержания». Причем плательщики ЕВС и база для его начисления определены недостаточно четко:

 

ЕВС в части «начисления» (абз. второй ч. 6 ст. 8 Закона о ЕВС)

ЕВС в части «удержания» (ч. 12 ст. 8 Закона о ЕВС)

плательщик

ставка

база

плательщик

ставка

база

Предприятие, учреждение, организация, физлицо, использующее наемный труд, которые выплачивают пособие по временной нетрудоспособности (абз. седьмой п. 1 ч. 1 ст. 4)

33,2 %

Определена абз. вторым п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕВС:

оплата первых 5 дней болезни;

пособие по временной нетрудоспособности

Лицо, которое получает пособие по временной нетрудоспособности (п. 11 ч. 1 ст. 4)

2 %

Указана в ч. 12 ст. 8 Закона о ЕВС:

пособие по временной нетрудоспособности

 

Проблема 1. Для ставки в части «удержания»

в ч. 12 ст. 8 Закона о ЕВС в качестве базы для начисления 2 % указано пособие по временной нетрудоспособности и ничего не сказано об оплате за счет работодателя первых 5 дней временной нетрудоспособности. Трактовать это можно так, что из суммы оплаты первых 5 дней болезни ЕВС удерживают:

1) по общей ставке, предусмотренной для зарплаты данной категории работников (3,6 % — общая ставка; 2,85 % для работников — инвалидов УТОГ, УТОС; 6,1 % — для работников летных экипажей)

либо

2) по ставке 2 % — ставке, предусмотренной

ч. 12 ст. 8 Закона о ЕВС для пособия по временной нетрудоспособности.

Нам больше импонирует второй вариант (2 %): согласитесь, логично удерживать ЕВС по единой ставке со всей суммы больничного. Скорее всего, то, что для получателей больничных некорректно прописана ставка для оплаты первых 5 дней, является недоработкой, а не задумкой законодателя. Для болевшего работника такая сумма — это один вид выплаты — больничные, а за счет чьих средств их ему выплачивают (за счет работодателя или ФВПТ), для работника не имеет значения.

Однако данный вопрос требует дополнительных разъяснений. Не урегулирован он и в размещенном на сайте ПФУ

проекте Инструкции* — для ставки 2 % там также указано пособие по временной нетрудоспособности и ничего не сказано об оплате первых 5 дней.

* Размещен на сайте ПФУ (www.pfu.gov.ua) в разделе «Нормативно-правова база» — «Проекти нормативних документів».

Проблема 2. Для ставки в части «начислений»

абз. вторым ч. 6 ст. 8 Закона о ЕВС для сумм, указанных в абз. втором п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕВС (оплата первых 5 дней болезни и пособие за счет ФВПТ), предусмотрена ставка 33,2 %. Как видим, проблемы, аналогичной 2 %-й ставке, здесь нет: на всю сумму больничных ЕВС нужно начислять по ставке 33,2 %.

Однако здесь «несостыковка» норм

Закона о ЕВС в другом. Дело в том, что для отдельных категорий работодателей и работников применяются специальные ставки, причем такие ставки применяют к базе, указанной в п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕВС, в которую включается и оплата за дни болезни (названы во втором абзаце этого п. 1 ч. 1 ст. 7):

1) ЕВС — «начисление»:

— 8,41 % для предприятий, на которых работают инвалиды (

ч. 13 ст. 8);

— 5,3 % для предприятий УТОС и УТОГ (

абз. первый ч. 14 ст. 8);

— 5,5 % для предприятий общественных организаций инвалидов, для работающих инвалидов (

абз. второй ч. 14 ст. 8);

2) ЕВС — «удержание»:

— 2,85 % для наемных работников — инвалидов, работающих на предприятиях УТОГ, УТОС (

абз. второй ч. 7 ст. 8);

— 6,1 % из зарплаты наемных работников членов летных экипажей (

ч. 9 ст. 8).

Если считать эти специальные ставки приоритетными, то ставки 33,2 % и 2 % следует применять для всех работников, кроме названных выше случаев применения специальных ставок.

В то же время специальные ставки распределяются между всеми фондами, тогда как 33,2 % и 2 % поступают в бюджет только ПФУ (соответственно

последний абз. ч. 18 и ч. 24 ст. 8 Закона о ЕВС). Из этого логичнее выглядит применение единого размера ставки для всех сумм больничных — 33,2 % для начисления и 2 % — для удержания. Кстати, именно такой подход прослеживается и в проекте Инструкции, где специальные ставки применяют только к доходу в виде зарплаты. Но с другой стороны, применение более высокой ставки для работодателей, у которых работают инвалиды, к суммам начисленных им больничных также выглядит нелогично, если считать само введение пониженной ставки элементом программы социальной защиты инвалидов. Так что и этот вопрос требует соответствующих разъяснений.

 

ГП-договоры

ГП-договоры и частные предприниматели.

При буквальном прочтении из п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕВС следует, что работодатель не должен начислять ЕВС с вознаграждения по ГП-договору только в том случае, если он заключен «с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации его как предпринимателя».

Однако

в действующей в настоящее время форме свидетельства о госрегистрации не предусмотрено внесение данных о видах деятельности ФЛП. Поэтому данная норма Закона о ЕВС, на наш взгляд, является некорректной. Логичнее было бы здесь говорить о случаях, когда физлицо выступает по ГП-договору как предприниматель, а не как обычное физлицо.

К сожалению, это недоразумение не устранено и в

проекте Инструкции. И если ее примут в таком же виде, то без дополнительных разъяснений ПФУ не обойтись.

Ставки ЕВС.

Ситуация со ставками ЕВС, которые применяют к вознаграждениям по ГП-договорам, похожа на ситуацию с больничными — надо ли применять спецставки для отдельных категорий работодателей и работников к выплачиваемому таким работникам вознаграждению по ГП-договорам, а для всех остальных использовать ставку 34,7 % для начисления (абз. пятый ч. 5 ст. 8) и ставку 2,6 % для удержания (ч. 8 ст. 8)?

В

проекте Инструкции специальные ставки применяют только к доходу в виде зарплаты, поэтому к выплатам по ГП-договорам применяют ставки 34,7 % и 2,6 %. Ну что, дождемся принятия соответствующих нормативно-правовых документов.

Учитывая наличие этих вопросов, в Шпаргалке бухгалтера на с. 23 мы привели ставки с учетом норм

проекта Инструкции.

 

Уплата

Назовем

основные правила уплаты ЕВС:

1. ЕВС нужно платить

независимо от финансового состояния плательщика.

2. ЕВС уплачивают

в национальной валюте (ч. 5 ст. 9 Закона о ЕВС) в безналичной форме с банковского счета (ч. 7 ст. 9 Закона о ЕВС). Если нет банковского счета, то ЕВС уплачивают наличными через банки или отделения связи.

3. ЕВС уплачивается

на специально открытые в органах Госказначейства счета ПФУ. Не исключено, что с 2011 года будут открыты новые счета, о которых ПФУ уведомит своих плательщиков.

4.

Днем уплаты является день, когда ЕВС списан со счета плательщика, или день принятия наличных банком или другим учреждением (при наличной уплате) независимо от срока зачисления средств на счет ПФУ (ч. 10 ст. 9 Закона о ЕВС).

5. Обязательства по уплате ЕВС должны

выполняться в первую очередь, кроме обязательств по зарплате (доходу), в том числе и перед обязательствами по налогам (ч. 12 ст. 9 Закона о ЕВС).

6.

Ошибочно уплаченный ЕВС (ч. 13 ст. 9 Закона о ЕВС):

— засчитывают в счет будущих платежей по ЕВС;

— возвращают плательщику в порядке и сроки, определенные ПФУ (будет разработан специальный порядок).

7. Плательщики ЕВС

обязаны уплачивать ЕВС не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом (абз. первый ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС).

При этом

базовым периодом для ЕВС является (абз. третий ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС):

календарный год — для плательщиков, указанных в абз. третьем и четвертом п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕВС, а именно: для ФЛП-работодателей и самозанятых лиц, являющихся работодателями;

календарный месяц — для всех других, в том числе для ФЛП и самозанятых лиц за себя, которые названы в пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕВС.

По всей видимости, при установлении базового периода для ФЛП и самозанятых лиц законодатель допустил неточность. Базовый период, равный календарному году, уместнее было бы установить именно для самих ФЛП (

п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕВС) и самозанятых лиц (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕВС), а не для них как работодателей (названы в абз. третьем и четвертом п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕВС). Именно такой подход используется в настоящее время и вряд ли законодатель при введении ЕВС хотел ввести новый подход.

В то же время в уже упоминавшемся

проекте Инструкции для предпринимателей предусмотрены иные сроки. Например, для ФЛП на общей системе сохранен действующий в настоящее время порядок (четыре авансовых взноса в течение года с проведением окончательного расчета по результатам календарного года), а для ФЛП-упрощенцев предусмотрена ежемесячная уплата авансовых платежей с проведением окончательного расчета по результатам года, причем базовый период для них — календарный год. Как видим, нормы проекта Инструкции противоречат закону и еще больше усложняют понимание и без того невнятных норм.

А вот все работодатели, в том числе работодатели-ФЛП и самозанятые лица,

обязаны уплачивать ЕВС во время каждой выплаты зарплаты (дохода), на которые начислен ЕВС (в том числе на авансовые платежи), одновременно с выдачей таких сумм (абз. второй ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС). Исключение:

— если платеж уже уплачен не позднее 20 числа месяца согласно

абз. первому ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС;

— если есть переплата по ЕВС, которая превышает или равна сумме ЕВС, согласно сверке с ПФУ.

Средства перечисляют

одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения), в том числе в безналичной или натуральной форме. При этом фактическим получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения) считается (абз. второй ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС):

— получение средств наличными;

— зачисление на счет получателя;

— перечисление по поручению получателя на любые цели;

— получение товаров (услуг) или любых других материальных ценностей в счет таких выплат;

— фактическое осуществление с таких выплат отчислений согласно законодательству или исполнительным документам или любых других отчислений.

Следовательно, как и в отношении уплачиваемого сейчас взноса в ПФУ, для ЕВС предусмотрена обязательная его уплата в случае несвоевременной выплаты начисленного дохода. Так, если предприятие не выплатит зарплату 20 числа следующего месяца, то ЕВС все равно надо уплатить в этот срок, несмотря на то, что сама зарплата будет выплачена позже.

В

Законе о ЕВС ничего не сказано о возможности переноса последнего дня уплаты ЕВС на первый рабочий день в случае, если такой последний день приходится на выходной, праздничный или нерабочий день. По всей видимости, такая норма может попасть в профильную инструкцию по администрированию ЕВС.

Уплаченный ЕВС будет распределяться по видам социального страхования (в бюджет ПФУ, ФБ, ФВПТ и ФБ) пропорционально суммам ЕВС в процентах (

ч. 15 26 ст. 8 Закона о ЕВС).

 

Отчетность

Обязанность по подаче отчетности плательщиками ЕВС в территориальный орган ПФУ предусмотрена

п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона о ЕВС. Ее форму, порядок предоставления и сроки должен установить ПФУ по согласованию с соответствующими фондами соцстрахования и центральным органом исполнительной власти в области статистики.

Кроме того, согласно

ч. 2 ст. 20 Закона о ЕВС работодатели обязаны подавать в ПФУ персонифицированные сведения о заработной плате застрахованных лиц, на которую начислены и с которой уплачены ЕВС, и другие сведения.

До введения предоставления в ПФУ персонифицированных сведений о заработной плате застрахованных лиц работодатели обязаны подавать в территориальные органы ПФУ персонифицированные сведения о застрахованных лицах, с которыми случился несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, а также о лицах, которые уволены с работы за период после представления последнего отчета по персонифицированному учету, в порядке, установленном ПФУ по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной политики.

Учитывая, что разрабатывать форму отчета будет ПФУ, скорее всего, она будет очень похожа на применяемые сейчас пенсионные отчеты. Так, в настоящее время на сайте ПФУ размещен проект формы отчета для работодателей, которая действительно очень схожа с

приложением 4. Более предметно говорить о новой форме имеет смысл после того, как она будет утверждена.

 

ЕВС ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Закон о ЕВС

предусмотрел для всех ФЛП, в том числе и ФЛП, избравших упрощенную систему налогообложения, обязательное пенсионное страхование и страхование на случай безработицы (обновленная ч. 1 ст. 4 Закона № 1533). Именно это заложено в установленную для них обязательную ставку 34,7 %.

Различие для разных систем налогообложения ФЛП заключается в определении базы для начисления ЕВС:

ФЛП, избравшие упрощенную систему налогообложения, размер базы для начисления взноса определяют самостоятельно в рамках минимального (МЗП) и максимального (15 ПМТЛ) размера — п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕВС. Причем плательщики единого налога обязаны уплачивать ЕВС, несмотря на то что согласно ст. 6 Указа о едином налоге они не являются плательщиками сбора на обязательное социальное и пенсионное страхование (ч. 2 раздела VIII Закона о ЕВС). Что касается возможности зачета части единого налога в счет уплаты ЕВС, то ст. 2 и 3 Указа о едином налоге предусмотрено распределение части единого налога в ПФУ (42 %), в ФБ (4 %) и в ФВПТ (11 %). Поэтому, если в законах о госбюджете на последующие годы это будет предусмотрено, то такой зачет должен осуществляться. Однако в самом Законе о ЕВС на этот счет ничего нет, так что вопрос остается открытым;

ФЛП на общей системе ЕВС будут начислять на чистый доход, рассчитываемый для уплаты НДФЛ (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕВС). В то же время из норм Закона о ЕВС не ясно, надо ли для таких ФЛП платить взнос в сумме не менее минимального размера за месяц, в котором предприниматель не получил доход: в п. 2 ч. 1 ст. 7 сказано, что сумма ЕВС не может быть меньше в расчете за месяц, «в котором получен доход (прибыль)». Из этого можно предположить, что в месяце, когда доход ФЛП не получало, ЕВС платить не надо (т. е. по всей видимости, будут работать правила, которые сейчас действуют в отношении взносов в ПФУ: нет чистого дохода — нет взноса).

Все ФЛП смогут дополнительно

добровольно застраховаться от временной нетрудоспособности (ставка 36,6 %), или от несчастного случая (ставка 36,21 %), или по всем видам соцстрахования (ставка 38,11 %)*.

* Размеры ставок, база для взимания ЕВС для ФЛП, а также условия добровольного страхования приведены в Шпаргалке бухгалтера на с. 23. См. также раздел «Добровольная уплата» этой статьи (с. 43).

Как отмечалось выше, существует проблема, как будет взиматься ЕВС с вознаграждений по ГП-договорам, выплачиваемых ФЛП (подробнее об этом см. в подразделе «ГП-договора» на с. 41).

 

ДОБРОВОЛЬНАЯ УПЛАТА

Субъекты, ставки

Порядок добровольной уплаты ЕВС прописан в

ст. 10 Закона о ЕВС. Плательщиками, которые имеют право на добровольную уплату ЕВС, являются:

1) ФЛП и самозанятые лица («за себя»), кроме обязательных для них видов страхования — пенсионного и на случай безработицы;

2) члены фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства;

3) граждане Украины, работающие за пределами Украины.

Таким образом, члены фермерского хозяйства с 2011 года не подлежат обязательному соцстрахованию, а могут сделать это добровольно. При этом сами фермерские хозяйства исключены из числа работодателей для ПФУ (

абз. третий п. 1 ст. 14 Закона № 1058), а члены фермерских хозяйств исключены из числа лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 1058).

Срок добровольного участия

определяется в договоре о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования, но не менее 1 года.

Размеры ставок и база для начисления ЕВС указаны в

ч. 5 ст. 10 Закона о ЕВС. Приведем их в таблице.

 

Добровольное участие в соцстраховании

Кто может добровольно страховаться (ч. 1 ст. 10)

Вид страхования, в котором можно поучаствовать

Ставка

База

в ПФУ

в ФБ

в ФВПТ

В ФНС

ФЛП и лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (названы в пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 4)

+ (1)

+(1)

+

х

36,6 %

Определяется самостоятельно в пределах минимальной (размер МЗП) и максимальной (15 ПМТЛ) величин (п. 3 ч. 1 ст. 7; абз. второй ч. 5 ст. 10)

+(1)

+(1)

х

+

36,21 %

+(1)

+(1)

+

+

38,11 %

Члены фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства

+

(33,2 %)

+

(1,5 %)

+

 (1,9 %)

+

(1,51 %)

38,11 %(2)

Граждане Украины, работающие за пределами Украины

+

(33,2 %)

+

(1,5 %)

+

(1,9 %)

х

36,6 %(3)

(1)

Такой вид страхования для ФЛП является обязательным (ставка взноса за эти два вида страхования — 34,7 %). Условия добровольной доплаты ФЛП см. также в Шпаргалке бухгалтера на с. 23.

(2)

Максимальный размер ставки. Такой плательщик может по своему желанию выбрать вид соцстрахования из четырех действующих для него (один или несколько). В таком случае размер ЕВС будет равен сумме отчислений на соответствующие виды страхования.

(3)

Максимальный размер ставки. Такой плательщик может по своему желанию выбрать вид соцстрахования из трех действующих для него (один или несколько). В таком случае размер ЕВС будет равен сумме отчислений на соответствующие виды страхования.

 

Документальное оформление

Для того чтобы застраховаться в качестве добровольного плательщика, необходимо

подать в территориальный орган ПФУ по месту жительства заявление. Форму и порядок подачи такого заявления установит ПФУ. Рассматривая заявления, ПФУ может проверять изложенные в нем сведения и требовать от заявителя документы, подтверждающие их.

В течение 30 календарных дней со дня получения заявления ПФУ с добровольным плательщиком заключает

договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования. Типовую форму такого договора разрабатывает ПФУ.

У ПФУ есть право отказать в заключении договора, предусмотрено также досрочное расторжение (основания для этого названы в

ч. 6 и 7 ст. 10 Закона о ЕВС).

 

ОТНОШЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С ФОНДАМИ

Получение выплат из ФВПТ

С 2011 года будет отменен

Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.01 г. № 2213-III. Однако нормы ст. 2 этого Закона в отношении оплаты больничных перешли в обновленную ч. 2 ст. 35 Закона № 2240. Так, обычные больничные оплачиваются за счет средств:

— работодателя

с 1 по 5 день временной нетрудоспособности;

— ФВПТ —

с 6 дня;

— ФВПТ инвалидам, работающим в УТОС и УТОГ, — с первого дня.

С 2011 года

изменится также порядок получения пособий из ФВПТ.

Сейчас пособия за счет средств ФВПТ выплачивают застрахованным лицам страхователи-работодатели в счет уплаты страховых взносов. Поэтому в ФВПТ фактически уплачивается разница между начисленными взносами и суммой пособий за счет Фонда. С 2011 года ФВПТ будет осуществлять

финансирование работодателей для предоставления материального обеспечения в порядке, предусмотренном обновленными ст. 21 и 22 Закона № 2240.

Процедура возмещения будет выглядеть так:

1.

Основанием для получения финансирования из ФВПТ будет заявление-расчет, которое содержит информацию о начисленных застрахованным лицам суммах материального обеспечения по их видам.

2. Для зачисления страховых средств работодатель открывает

отдельный текущий счет в банке.

3. ФВПТ

перечисляет суммы пособия в течение 10 рабочих дней после поступления заявления-расчета на отдельно открытый счет страхователя.

4.

Средства, зачисленные на отдельный счет, должны быть использованы работодателем исключительно для предоставления материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам.

5. Если сумма полученных работодателем страховых средств от ФВПТ превышает фактические расходы на предоставление материального обеспечения,

неиспользованные суммы следует вернуть ФВПТ в течение 3 рабочих дней. Обратите внимание: за несвоевременный или неполный возврат таких средств предусмотрен штраф в размере 10 % от этой суммы (обновленная ст. 30 Закона № 2240) и административный штраф на основании обновленной ст. 1655 КоАП — от 136 до 255 грн. (за повторное в течение года нарушение — от 170 до 340 грн.).

Проверку правильности использования страховых средств будет проводить ФВПТ (обновленный

п. 3 ст. 28 Закона № 2240). Виды нарушений и ответственность за это см. в Шпаргалке бухгалтера на с. 23.

Детальный порядок предоставления сумм пособия должен быть разработан фондами. По всей видимости, такой порядок финансирования повлечет за собой утверждение специальной отчетности перед ФВПТ.

 

Контроль за уплатой ЕВС

Как указано в

ч. 2 ст. 2 Закона о ЕВС, порядок осуществления государственного надзора за сбором и ведением учета ЕВС устанавливается исключительно этим Законом .

Итак, если раньше каждый из фондов — ПФУ, ФВПТ, ФБ, ФНС — имел право осуществлять проверки как начисления, своевременности и уплаты соответствующих страховых взносов, так и порядка и правильности использования страховых средств, то теперь

надзор за соблюдением требований законодательства, касающихся уплаты ЕВС, возложен на ПФУ. В компетенции остальных фондов — только контроль за правильностью использования страховых средств.

С целью выполнения

ПФУ возложенной на него функции контроля за уплатой ЕВС его территориальным органам среди прочего предоставлены такие права:

1.

Получать бесплатно от предприятий и ФЛП сведения о начислении, исчислении и уплате ЕВС, а также другие сведения, необходимые для выполнения ПФУ возложенных на него функций (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС).

2.

Проводить не чаще чем один раз в календарный год плановую, а в случаях, предусмотренных законом, — внеплановую проверку на предприятиях, в учреждениях и организациях, у ФЛП бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов о начислении, исчислении и уплате ЕВС, получать необходимые пояснения, справки и сведения (в частности, письменные) по вопросам, возникающим во время такой проверки.

Как указано в

абз. втором п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС, плановые и внеплановые проверки проводятся в порядке, утвержденном Кабмином, по согласованию со сторонами социального диалога*. Порядок взаимодействия налоговых органов и органов ПФУ во время организации и проведения плановых проверок устанавливается ПФУ совместно с ГНАУ.

* Размеры ставок, база для взимания ЕВС для ФЛП, а также условия добровольного страхования приведены в Шпаргалке бухгалтера на с. 23. См. также раздел «Добровольная уплата» этой статьи (с. 43).

При этом также Законом о ЕВС на плательщиков ЕВС возложена обязанность допускать должностных лиц территориального органа ПФУ к проведению проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕВС при наличии направления на проверку и удостоверения у проверяющих, предоставлять им предусмотренные законодательством документы и пояснения по вопросам, возникающим в процессе проверки (п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона о ЕВС).

Этим, собственно, Закон о ЕВС и ограничивается в регулировании вопроса о порядке проведения проверок. Сделаем несколько замечаний, касающихся вопроса контроля за уплатой ЕВС.

Во-первых

должны отметить, что и сам Закон о ЕВС, и Закон № 1058 предусматривают необходимость установления порядка проведения проверок органами ПФУ на уровне закона — об этом свидетельствуют ч. 2 ст. 2 Закона о ЕВС и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 1058. Тем не менее, как видим, когда дело дошло до процедурных вопросов проведения проверок, законодатель снял с себя необходимость их урегулирования, решив, что с этой задачей правительство сможет справиться самостоятельно. Пока сложно делать прогнозы, но в последующем это вполне может стать основанием для обжалования проведения проверок в порядке, установленном не законом, а подзаконным актом. Посмотрим, как сложится судебная практика.

Во-вторых

, органы ПФУ не отрицают необходимости при проведении проверок подчиняться требованиям Закона № 877 (см., например, письмо от 02.04.09 г. № 5835/03-30). Более того, постановлением КМУ от 03.09.08 г. № 775 с целью выполнения требований Закона № 877 утвержден Критерий, по которому оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Поэтому в любом случае

проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕВС должны осуществляться с соблюдением требований Закона № 877.

3.

Требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также ФЛП устранения выявленных нарушений законодательства о ЕВС (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС).

4.

Изымать в установленном законодательством порядке у предприятий, учреждений и организаций, а также ФЛП копии документов, подтверждающих занижение размера зарплаты (дохода) и других выплат, на которые начисляется ЕВС (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС). Думаем, порядок изъятия будет установлен порядком проведения проверок, утверждение которого, как мы указывали выше, доверено Кабмину.

5.

Применять финансовые санкции, предусмотренные Законом о ЕВС (п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС) и взыскивать с плательщиков неуплаченные суммы ЕВС (п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона о ЕВС).

Кроме того, за нарушения, связанные с исчислением и уплатой ЕВС, предусмотрена административная ответственность, а за уклонение от уплаты ЕВС также и

уголовная ответственность. Виды нарушений и размеры применяемых штрафов приведены в Шпаргалке бухгалтера на с. 23.

Обращаем внимание:

срок давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяется (ч. 16 ст. 25 Закона о ЕВС).

В то же время

Закон о ЕВС предусматривает своеобразную амнистию для должников: в соответствии с ч. 6 раздела VIII в случае погашения до 01.01.11 г. задолженности по уплате взносов на социальное страхование по всем трем видам, возникшую до 01.07.10 г., задолженность по уплате финансовых санкций (пени и штрафов) подлежит списанию.

 

Проверки использования средств соцфондов

Что касается

проверки правильности использования страховых средств по социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, на случай безработицы и от несчастного случая на производстве, то их, как и прежде, будут проводить соответствующие фонды социального страхования.

ФНС

имеет право также проводить проверки достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности для отнесения страхователя к классу профессионального риска производства с учетом вида его экономической деятельности, ФБ — проверку достоверности сведений, поданных работодателем для получения средств Фонда.

Виды нарушений и размеры применяемых штрафов приведены в

Шпаргалке бухгалтера на с. 23.

Взыскание же задолженности по уплате страховых взносов по действующим на данный момент видам социального страхования и сумм штрафных санкций, начисленных и неуплаченных в период до 01.01.11 г., а также тех страховых взносов, срок уплаты которых еще по состоянию на 01.01.11 г. не наступил, осуществляется фондами соцстрахования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения такой задолженности либо применения штрафных санкций (

абз. пятый ч. 7 раздела VIII Закона о ЕВС). Взыскание такой задолженности будет осуществляться в соответствии со «старым» законодательством, т. е. на этот период ФВПТ, ФБ, ФНС сохранят свои контрольные полномочия.

Следует также учесть, что за нарушения законодательства о сборе и учете ЕВС должностные лица плательщиков ЕВС будут

подвергаться административным взысканиям. Останется и административная ответственность за нарушение законодательства о социальном страховании на случай безработицы, от несчастного случая на производстве, в связи с временной потерей трудоспособности, а также за совершение действий, препятствующих проведению проверок уполномоченными лицами ПФУ и других фондов социального страхования. Виды нарушений и размеры применяемых штрафов приведены в Шпаргалке бухгалтера на с. 23.

Как видим, некоторое ослабление надзорных полномочий и ограничение числа органов, контролирующих уплату средств на социальное страхование, произойдет лишь по прошествии определенного времени и будет носить весьма условный характер, так как за фондами социального страхования надзорные полномочия сохранены.

 

Документы и сокращения Темы

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

Закон о ЕВС

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI (см. приложение «Документы» // «БН», 2010, № 35).

Закон № 1105

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон № 2240

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.01 г. № 2240-III.

Закон № 1533

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон № 1058

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.03 г. № 1058-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 755

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.03 г. № 889-IV.

Указ о едином налоге

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Закон № 877

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V.

Проект Инструкции

— проект Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (размещен на сайте ПФУ — www.pfu.gov.ua в разделе «Нормативно-правова база» — «Проекти нормативних документів»).

ЕВС

— единый взнос на общеобязательноенное государственное социальное страхование.

ПФУ

— Пенсионный фонд Украины.

ФВПТ

— Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности.

ФБ

— Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

ФНС

— Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

ГП-договор

— договор гражданско-правового характера.

МЗП

— минимальная заработная плата.

НДФЛ

— налог с доходов физических лиц.

ПМТЛ

— прожиточный минимум для трудоспособных лиц.

ФЛП

— физическое лицо — предприниматель.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше