Темы статей
Выбрать темы

О моратории на осуществление мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности

Редакция БН
Письмо от 09.06.2010 г. № 7315

РРО-ПРОВЕРКИ:

в каком порядке они проводятся?

 

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 09.06.10 г. № 7315

«О моратории на осуществление мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»

 

В комментируемом

письме Госкомпредпринимательства обращается к вопросу, который уже долгое время не может получить должного решения на уровне закона: в каком порядке должны проводиться проверки соблюдения требований законодательства об РРО.

Дело в том, что

Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III (далее — Закон об РРО) ограничивается указанием на то, что «плановые или внеплановые проверки лиц, использующих регистраторы расчетных операций, расчетные книжки или книги учета расчетных операций, осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Украины» (ч. 4 ст. 16). Поэтому все упирается в определение того, какой из законодательных актов подразумевается в приведенном предписании. Взгляды Госкомпредпринимательства и ГНАУ в этом вопросе кардинально расходятся.

Госкомпредпринимательства

, как следует из комментируемого письма, считает, что:

1) предписания

Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII (далее — Закон № 509) не могут применяться к проверкам соблюдения требований Закона об РРО, поскольку последний не относится к законодательству о налогообложении;

2) основные требования к порядку проведения проверок установлены

Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V (далее — Закон № 877), из сферы действия которого проверки, проводимые органами государственной налоговой службы, в том числе РРО-проверки, не исключены.

Налоговики

же, в свою очередь, приводят такие аргументы:

1. Предписания

Закона № 509 на осуществление контроля за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) распространяются в части соблюдения условий допуска должностных лиц органов ГНС к проведению плановых и внеплановых проверок. В остальном, как настаивает ГНАУ, порядок проведения проверок регламентирован Законом об РРО и приказами ГНАУ (п.п. 2.1 письма от 06.07.09 г. № 14083/7/23-7017/572), в частности Методическими рекомендациями в отношении порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок налогоплательщиков, утвержденными приказом ГНАУ от 27.05.08 г. № 355.

2. Подчиняться требованиям

Закона № 877 налоговые органы категорически отказываются, в чем их однажды поддержал ВАдСУ (см. письмо от 31.07.08 г. № 1331/100/13-08).

На практике такие различия в позициях могут иметь существенные последствия. Для иллюстрации приведем такой пример. Налоговики, ссылаясь на то, что проверки соблюдения законодательства об РРО в

ч. 7 ст. 111 Закона № 509 названы внеплановыми, на практике приходят на РРО-проверки без предварительного уведомления, даже если такая проверка предусмотрена в соответствующем ежемесячном плане. Из позиции Госкомпредпринимательства следует, что в данном вопросе налоговые органы должны подчиняться требованиям ч. 4 ст. 5 Закона № 877 и письменно уведомить субъекта хозяйствования о предстоящей проверке не позднее чем за 10 дней до ее начала. О том, что в вопросе об условиях действия моратория на проверки позиции ГНАУ и Госкомпредпринимательства также расходятся, мы писали в комментарии к письму Госкомпредпринимательства от 11.05.10 г. № 5821 (см. на с. 6).

Подведем итог.

На наш взгляд, мнение Госкомпредпринимательства о том, что в тех процедурных вопросах, которые не урегулированы Законом об РРО , либо решение которых в силу специфики предмета проверки не может осуществляться согласно предписаниям Закона № 509, например, в вопросе об основаниях внеплановой проверки соблюдения требований законодательства об РРО, налоговые органы должны руководствоваться Законом № 877, логично и мы с ним согласны.

Однако нельзя не учитывать, что есть одно существенное «но»: субъектам хозяйствования надо быть готовым к тому, что правомерность ссылок на

Закон № 877 при визите налоговых органов с РРО-проверкой, в том числе в случае недопуска к ее осуществлению, придется доказывать в суде, поскольку налоговики вряд ли согласятся привести свою надзорную деятельность в соответствие с его предписаниями. Вынуждены также предупредить: субъектам хозяйствования крайне редко удается убедить в правильности таких выводов судебные инстанции.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше