Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Проверки инспекций по труду

Редакция БН
Статья

ПРОВЕРКИ ИНСПЕКЦИЙ ПО ТРУДУ

 

«Трудовое законодательство без инспекции представляет собой скорее очерк на тему этики, нежели обязательный к исполнению порядок жизни общества». Это слова Френсиса Бланшара, Генерального директора Международной организации труда. Они как нельзя точно отражают то, какая роль отводится инспекциям по труду международным сообществом в механизме реализации прав работников.

О проверках, проводимых инспекциями по труду, этот выпуск Темы недели.

Тема о проверках и контролирующих органах всегда актуальна для субъектов хозяйствования. Однако если о некоторых из них предприятиям приходится вспоминать лишь время от времени, то ряд надзорных инстанций не дает о себе забыть, как говорится, ни на один рабочий день, заставляя каждое действие оценивать по критерию «а как на это посмотрит проверяющий?» Особый статус среди таких контролирующих органов имеют инспекции по труду. О проводимых ими проверках — данная статья.

Роман КАБАЛЬСКИЙ, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

ИНСПЕКЦИЯ ПО ТРУДУ — КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ОРГАН

 

Международные стандарты работы

Международная организация труда (далее — МОТ) на протяжении всего периода своего существования, а он составляет уже более 90 лет, уделяла повышенное внимание выработке и реализации на практике определенных стандартов работы инстанций, осуществляющих контроль за соблюдением норм трудового законодательства. И даже в Уставе этой международной организации содержится требование ко всем государствам-членам учредить систему инспекции труда.

Украина данное требование выполнила: согласно

ч. 1 ст. 259 КЗоТ надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на это органы и инспекции, которые не зависят в своей деятельности от собственника либо органа, его представляющего.

Функции специально уполномоченного органа по контролю за соблюдением законодательства о труде (

кроме вопросов охраны труда) на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и у физических лиц, которые используют наемный труд, выполняет Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — Госнадзортруда) и его территориальные органы, функции которых выполняют инспекции по труду*.

* Сразу отметим, что контроль за соблюдением требований по охране труда в полномочия Госнадзортруда не входит, их осуществляет Госгорпромнадзор. На этот орган также распространяются требования конвенций МОТ. Но сегодня на его надзорной деятельности останавливаться не будем.

Основными документами МОТ, посвященными дельности инспекций по труду, являются Конвенция № 81 и Конвенция № 129. Главная идея этих документов — нарушение трудового законодательства лучше предупредить, чем потом налагать санкции и привлекать к ответственности. Реализация данной идеи возложена на инспекции по труду.

Украина названные конвенции МОТ ратифицировала, а значит, они являются частью национального законодательства и, более того, в соответствии со ст. 81 КЗоТ имеют большую юридическую силу, чем внутригосударственные законодательные акты о труде. В связи с этим когда речь идет о порядке проведения проверок инспекциями по труду, в первую очередь следует выяснить, в соответствии с требованиями каких законодательных актов они должны проводиться.

 

Чем руководствуются инспекции по труду в своей деятельности?

Казалось, что с появлением

Закона о проверках, устанавливающего единые требования к порядку осуществления надзорной деятельности, во взаимоотношениях между субъектами хозяйствования и контролирующими органами наконец-то все станет на свои места. Но одни органы не попали под действие данного Закона**, другие, как, например, органы государственной налоговой службы, отказались подчиняться его требованиям, в связи чем число тех надзорных инстанций, которые руководствуются предписаниями Закона о проверках, заметно сократилось.

** К слову, желание вывести инспекции по труду из сферы действия Закона о проверках было и у Минтруда. Объяснительная записка к проекту соответствующего закона размещена на сайте Минтруда (http://mlsp.kmu.gov.ua). Более того, о своих намерениях исключить инспекции по труду из перечня органов, на которых распространяется действие Закона о проверках, Минтруда прямо заявило в письме от 16.01.09 г. № 368/0/14-09/06. Однако для этого необходимо внести соответствующие изменения в Закон о проверках, что так и не было сделано, а потому в той части, которая не урегулирована международными конвенциями, инспекторы по-прежнему вынуждены подчиняться требованиям Закона о проверках.

Специфика же проверок инспекторами по труду заключается в том, что они, не отказываясь подчиняться Закону о проверках, указывают на то, что в отношении них он действует лишь частично, а именно в той части, в которой не вступает в противоречие с Конвенциями МОТ. Так, в письме от 22.05.08 г. № 013-0721-05* Госнадзортруда достаточно последовательно обосновывает позицию, согласно которой в случае противоречия между нормами Закона о проверках и Конвенциями МОТ приоритет следует отдать международному договору.

* См. ком. «Разъясняет Госнадзортруда: о применении норм международных договоров и порядка установления работнику испытательного срока» // «БН», 2008, № 25, с. 8.

Несмотря на то что Госнадзортруда уже не в первый раз обращает внимание на то, что государственные инспекторы труда должны в своей деятельности руководствоваться не только внутренним законодательством, но и положениями международных актов (см. письма от 28.04.07 г. № 013-617-43, от 25.10.07 г. № 013-1636-32**; поддерживал его в этом и Минюст в своем письме от 01.09.09 г. № 06/01-15/1968), соответствующие изменения в п. 2 Положения № 50 так и не внесены. В указанном пункте перечень документов, которыми в своей деятельности руководствуется Госнадзортруда, по-прежнему ограничен Конституцией Украины и законами Украины, актами Президента Украины, Кабмина, приказами Минтруда. Однако такой недосмотр Кабмина не может снизить обязательность положений международных актов для государственных инспекторов труда.

** См. ком. «Сфера действия Закона о проверках: очередные разъяснения госорганов» // «БН», 2008, № 5, с. 10

Конкретные примеры несоответствия между предписаниями мы покажем ниже.

Но этим сложности в установлении круга тех предписаний, в соответствии с которыми должны проводиться проверки соблюдения законодательства о труде, не ограничиваются. Есть также такие подзаконные акты, как уже упоминавшееся Положение № 50, а также Порядок № 72 и Инструкция № 72. Возможность решения процедурных вопросов на уровне подзаконных актов, а не закона, не смущает ВАдСУ, который активно использует их при решении дел (см. определения ВАдСУ от 18.05.10 г. № К-13454/09, от 29.06.10 г. К-12620/10, от 16.02.10 г. № К-3816/09, постановление ВАдСУ от 20.07.10 г. № К-53176/09). На актуальность Порядка № 72 указывает в своих письмах и Госнадзортруда (см. письма от 25.10.07 г. № 013-1636-32 и от 25.03.09 г. № 013-0799-31).

Следует отметить, что дополнительные полномочия по сравнению с теми, которые предусмотрены законами, подзаконные акты устанавливать не могут. Поэтому инспекторы труда наделены только теми полномочиями, которые названы в ратифицированных Украиной международных договорах, Законе о проверках, КЗоТ, КоАП, Законе об отпусках, Законе об оплате труда и в других законах, в том числе предоставляющих полномочия Госнадзортруда по осуществлению надзора за соблюдением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании (см. абз. второй ч. 2 ст. 103 Закона № 1058, ч. 1 ст. 14 Закона № 1533, ч. 1 ст. 17 Закона № 2240, ч. 1 ст. 27 Закона № 1105). Указанные нами выше подзаконные акты могут закреплять лишь отдельные процедурные правила проведения проверок инспекторами труда и в части, противоречащей законам, в частности Закону о проверках, они не действуют.

И еще один вопрос: распространяется ли на проверки инспекций по труду мораторий, предусмотренный Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упрощению условий ведения бизнеса в Украине» от 15.12.09 г. № 1759-VI? Напомним, указанным нормативным актом до 01.01.11 г. установлен мораторий на мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, проводимые органами государственной власти и местного самоуправления в отношении субъектов малого предпринимательства.

Следует отметить, что ограничения касаются только проверок, проводимых в отношении субъектов малого предпринимательства, деятельность которых отнесена к средней либо низкой степени риска; в перечень контролирующих органов, на которых распространяется Закон о проверках, но к ним не применяется вводимый мораторий, попали органы налоговой службы при проведении плановых и внеплановых выездных проверок, органы ПФУ при осуществлении ими как плановых, так и внеплановых проверок, управления по защите прав потребителей, но только в части осуществления ими внеплановых проверок по жалобам потребителей.

Если исходить исключительно из предписаний внутригосударственных нормативных актов, то можно сделать вывод, что мораторий в указанной выше части распространяется на проверки инспекций по труду. Однако уверены, что сами проверяющие будут обосновывать свои полномочия на проведение проверки ссылкой на конвенции МОТ, и суды, думаем, признают правомерность таких утверждений.

А теперь перейдем непосредственно к процедуре проверки соблюдения трудового законодательства. Ее условно можно разделить на несколько стадий, в пределах каждой из которых и рассмотрим круг полномочий инспекторов по труду.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

 

Стадия I. Основания для проведения проверки

Проводимые инспекцией по труду проверки можно разделить на плановые и внеплановые.

Основанием

для проведения плановой проверки выступает график проверок предприятий, по которому работает госинспектор труда и который является обязательной составляющей частью плана работы (п. 2.2 Порядка № 72).

Графики проверок предприятий утверждаются начальниками территориальных инспекций труда. И хотя Минтруда намеревался обеспечить размещение плана-графика проверок на год на своем сайте, чтобы субъекты хозяйствования имели возможность с ним ознакомиться, пока такие намерения не реализованы. В любом случае отсутствие на сайте такой информации основанием для недопуска проверяющих стать не может (см.

письмо Минтруда от 21.08.08 г. № 3572/0/10-08/013 // «БН», 2008, № 38, с. 14).

Инспекции по труду не подчиняются ограничению по числу плановых проверок в год и порядку формирования планов-графиков проверок. Напомним,

части 1 и 2 ст. 5, ч. 3 ст. 22 Закона о проверках требуют составлять план контрольных мероприятий и определять их предельное количество в зависимости от степени риска хозяйственной деятельности объекта проверки для безопасности жизни и здоровья населения. Однако согласно ст. 16 Конвенции № 81 контрольные мероприятия проводятся так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих положений законодательства. При этом указанной нормой международного права не предусмотрен учет уровня влияния хозяйственной деятельности объекта проверки на жизнедеятельность населения или работников или любых других критериев (письмо Минтруда от 11.07.08 г. № 2906/0/10-08/013).

Обращаем также внимание:

конвенции МОТ дают возможность инспекциям по труду проводить проверки без предварительного уведомления субъекта хозяйствования. Как указывает Минтруда в письме от 11.07.08 г. № 2906/0/10-08/013, ч. 4 ст. 5 Закона о проверках, предусматривающая предварительное уведомление субъекта хозяйствования о проведении контрольного мероприятия, не соответствует п.п. «а» п. 1 ст. 12 Конвенции № 81, в соответствии с которой проверка проводится без предварительного уведомления. Такая же норма содержится и в п. 2.3 Порядка № 75. Поэтому не допустить инспекторов к проверке, сославшись на отсутствие уведомления за 10 дней до визита, субъект хозяйствования не сможет. Впрочем, с такой позицией при необходимости можно спорить, говоря о том, что действующее законодательство предоставляет инспекциям возможность приходить без уведомления, но в рамках внеплановой проверки. Плановая же проверка должна осуществляться с соблюдением требований Закона о проверках. К тому же сам Минтруда также в одном из писем признавал такую необходимость (письмо от 21.08.08 г. № 3572/0/10-08/013).

Основанием

же для внеплановой проверки соблюдения законодательства о труде согласно п.п. 1.4 Порядка № 72 может стать:

— поручение руководства Госнадзортруда либо территориальной государственной инспекции труда (ТГИТ), правоохранительных органов;

— предложения учреждений, организаций;

— обращения граждан.

Следует сказать, что

Закон о проверках предусматривает несколько иной перечень оснований для проведения внеплановых проверок, в частности им не охватываются поручения Госнадзортруда и правоохранительных органов на проведение проверки. И проведение внеплановых проверок по другим основаниям, как указано в ч. 2 ст. 6 Закона о проверках, запрещается, если иное не будет предусмотрено специальным законом, регулирующим порядок проведения проверок конкретным контролирующим органом, либо международным договором. Конвенции МОТ перечня оснований для внеплановых проверок инспекциями по труду не устанавливают. А потому, на наш взгляд, субъект хозяйствования может оспаривать правомерность визита инспекции по труду по иным основаниям, чем те, которые названы в Законе о проверках. Но вынуждены сразу предупредить: спор, скорее всего, придется перенести в зал судебных заседаний.

 

Стадия II. Допуск проверяющих к проверке

К сожалению, на этой стадии возможности субъекта хозяйствования «отбиться» от проведения проверки весьма незначительны.

Так,

ч. 3 ст. 4 Закона о проверках предусмотрено осуществление проверок только в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка. Соответственно, в случае визита представителей надзорной инстанции в нерабочее для предприятия время субъект хозяйствования может не допускать их к проверке. Это общее правило, из которого для инспекций по труду снова сделано исключение. Согласно п.п. «а» п. 1 ст. 12 Конвенции № 81 госинспекторам по труду предоставляется право проходить на предприятие в любое время суток. Указанное право связано с необходимостью осуществления контроля за соблюдением работодателем законодательства о труде по привлечению работников к сверхурочным работам, выявления фактов выполнения трудовых обязанностей гражданами, трудовые отношения с которыми не оформлены, и т. п.

Идем дальше.

Частью 11 ст. 4 Закона о проверках предусмотрено осуществление проверки в присутствии руководителя или уполномоченного им лица, что опять же не соответствует ч. 2 ст. 12 Конвенции № 81, которая разрешает инспекторам по труду не уведомлять работодателя или его представителя о своем присутствии на предприятии, если они будут считать, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контрольных мероприятий.

Как видим,

ни визит проверяющих в нерабочее время, ни отсутствие руководителя или заменяющего его лица не могут стать основанием для недопуска к проверке.

По мнению Минтруда,

не является основанием для недопуска к проверке и отказ инспекторов по труду расписаться в журнале проверок. Возможность не делать это они также могут обосновать ссылкой на п.п. «а» п. 1 и п. 2 ст. 12 Конвенции № 81, которые предоставляют право инспектору труда беспрепятственно проходить на предприятие и в случае необходимости не уведомлять работодателя или его представителя о своем присутствии на предприятии.

Не сможет субъект хозяйствования не допустить инспекторов к проверке и в том случае, если ими не будет предъявлен приказ о проверке и не будут предоставлены копии удостоверения (направления) на проведение проверки. На этом настаивает Минтруда, ссылаясь на предписания

Конвенции № 81, согласно которым инспектор труда должен быть обеспечен только документами, удостоверяющими его полномочия. Такими документами, как указано в письмах Минтруда от 21.08.08 г. № 3572/0/10-08/013, от 11.07.08 г. № 2906/0/10-08/013, могут быть служебное удостоверение и копии нормативно-правовых актов, устанавливающих полномочия, права и обязанности государственного инспектора труда, т. е. копии Положения № 50, Порядка № 72. Согласно п. 2.4 Порядка № 72 право на проведение проверки у инспектора труда будет при наличии у него:

— служебного удостоверения установленного образца;

Положения № 50;

— Положения о территориальной государственной инспекции труда Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

— в случае проверки по поручению — поручения соответствующего органа (руководства Госнадзортруда и ТГИТ, правоохранительных органов);

— персональной круглой номерной печати.

Как видим, здесь также не названы приказ о проверке и направление на ее проведение.

Однако, на наш взгляд, с таким толкованием положений

Конвенции можно спорить, настаивая на том, что под «документами, удостоверяющими полномочия» действующее законодательство как раз понимает не только удостоверение проверяющего, но и приказ о проверке и направление на ее проведение. Но нельзя не учесть, что в своей практике ВАдСУвысказывался в пользу того, что наличие таких документов для представителей инспекций по труду является необязательным (см., например, определение ВАдСУ от 14.01.10 г. К-17533/08).

Следует сказать, что все приведенные выше предписания не означают, что инспекции по труду не могут уведомить о проверке, расписаться в журнале проверок или выполнить другие требования, предъявляемые внутренним законодательством к порядку проведения проверок. Они могут это сделать, но особенность заключается в том, что отказ от выполнения указанных требований не является основанием для недопуска проверяющих к проверке. При недопуске должностные лица инспекции по труду составляют протокол об административном правонарушении и могут наложить на руководителя предприятия штраф на основании

ст. 1886 КоАП (см. таблицу на с. 46).

 

Стадия III. Осуществление проверки, изучение документов, осмотр производственных помещений

Если говорить о том, какие вопросы могут стать предметом проверок инспекций труда, следует выделить требования следующих сфер законодательства как частей законодательства о труде (

письмо Госнадзортруда от 28.04.07 г. № 013-617-43):

1)

соблюдение законодательства об оплате труда (ст. 35 Закона об оплате труда);

2)

соблюдение законодательства об отпусках (ст. 27 Закона об отпусках), в частности инспекторы труда проверяют наличие графиков предоставления отпусков, утвержденных работодателями по согласованию с профсоюзным комитетом или другим органом, уполномоченным трудовым коллективом на представительство, соблюдение требований о минимальной продолжительности ежегодных отпусков, предоставлении дополнительных отпусков;

3)

кадровая дисциплина, заключение и прекращение трудовых договоров, а также заполнение, ведение учета и хранения трудовых книжек;

4)

контроль за состоянием нормирования труда на основании использования межотраслевых, отраслевых и иных прогрессивных нормативов труда с учетом психофизиологических и социально-экономических факторов, планирования рабочего времени и времени отдыха, применения форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирования;

5)

контроль за предоставлением гарантий и компенсаций согласно действующему законодательству;

6)

возмещение вреда, причиненного здоровью работника.

На практике часто возникает вопрос о том, могут ли инспекции по труду проверять наличие колдоговора на предприятии. Тут логика простая: действующим законодательством не установлена ответственность за его отсутствие, в связи с чем зафиксировать в акте проверки такое нарушение, как отсутствие коллективного договора, инспектор не сможет. Другое дело, если коллективный договор на предприятии есть, однако в ходе проверки выясняется, что не все его предписания выполняются. За нарушение коллективного договора предусмотрена ответственность

ст. 412 КоАП в виде штрафа от 50 до 100 ннмдг, т. е. от 850 до 1700 грн. Составление админпротоколов по данной статье — компетенция инспекций по труду. Однако и в этом случае полномочия проверяющих можно ставить под сомнение. Дело в том, что в соответствии со ст. 19 КЗоТ контроль за соблюдением положений колдоговора осуществляется непосредственно его сторонами. Если собственник или уполномоченный им орган (лицо) нарушил условия коллективного договора, то именно профсоюзы, его заключившие, имеют право направить собственнику или уполномоченному им органу (лицу) представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить нарушения либо недостижения согласия в указанный срок профсоюзы имеют право обжаловать неправомерные действия либо бездействие должностных лиц в админсуде. При желании этим аргументом можно воспользоваться для обоснования того, что к полномочиям инспекций труда не относится контроль за выполнением коллективного договора. А вот оспорить возможность составления админпротоколов сотрудниками инспекции по труду при выявлении уклонения лиц от участия в переговорах по заключению колдоговора или нарушения предусмотренных для этого сроков (ст. 411 КоАП)* не удастся.

* Как работодателю избежать этой ответственности, см. в статье «Коллективный договор на предприятии» Темы недели // «БН», 2007, № 29, с. 27.

Представители инспекций по труду в ходе проверки имеют право:

— посещать административные и производственные помещения, осуществлять их осмотр;

требовать предоставления документов, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия правовым нормам, и снимать копии с таких документов либо делать из них извлечения;

— наедине или в присутствии свидетелей допрашивать работодателя либо персонал предприятия по любым вопросам, касающимся применения правовых норм.

Не можем не отметить, что п. 6 Положения № 50 несколько расширяет полномочия инспекторов по труду: например, вместо положения о том, что инспекторы могут снимать копии и делать извлечения из документов, в Положении № 50 содержится норма, согласно которой инспекторы труда могут получать от работодателей копии и извлечения; а благодаря «нечаянному» пропуску буквально пары слов полномочие, закрепленное в Конвенции № 81 и заключающееся в возможности посещать помещения работодателя инспекторами труда только днем (п.п. «б» п. 1 ст. 12), несмотря на то что приходить на предприятия они могут в любое время (п.п. «а» п. 1 ст. 12), было преобразовано в Положении № 50 в возможность инспекторов труда посещать в любое время суток помещения предприятия. Как видим, в указанных вопросах ссылка на Конвенцию № 81 позволит избежать посещения производственных помещений инспектором труда в ночное время.

Инспектор труда должен начать осуществление проверки с сообщения руководству объекта проверки того, что проводится проверка соблюдения законодательства о труде или об общеобязательном государственном социальном страховании.

Кроме того, инспектор должен:

— представиться (показать удостоверение);

— в случае необходимости рассказать о своих обязанностях и полномочиях;

— ознакомить субъекта хозяйствования с вопросами, которые будут рассматриваться во время проведения проверки;

— оговорить, какие документы необходимо предоставить для проверки. При этом субъекту хозяйствования нужно помнить о том, что инспектор имеет право ознакамливаться с информацией, документами и материалами и снимать копии либо делать извлечения из документов, но придерживаясь двух требований:

во-первых, ведение этих документов должно быть предусмотрено законодательством о труде либо об общеобязательном государственном социальном страховании;

во-вторых, инспектор должен обосновать, почему эти документы

необходимы ему для выполнения его полномочий.

Ориентировочный перечень таких документов включает в себя: устав предприятия; документы, подтверждающие полномочия руководителя (контракт, приказ о его назначении); коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; трудовые книжки; приказы по кадрам, личные карточки, личные дела; штатное расписание; документы, удостоверяющие своевременность выплаты заработной платы, проведения индексации и компенсации; соблюдение гарантий и льгот в отношении отдельных категорий работников: женщин, несовершеннолетних, работников, которые совмещают работу с учебой, и др.

Инспектору по труду для выполнения его служебных обязанностей по месту проведения проверки должностным лицом предоставляется рабочее место с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками, создаются условия для осуществления предоставленных полномочий (

п. 3.2 Порядка № 72).

Конвенция № 81

предусматривает, что внутригосударственное законодательство может предоставлять инспекциям по труду полномочие изымать либо брать с собой для анализа образцы материалов и веществ, которые используются либо обрабатываются, при условии уведомления работодателя либо его представителя о том, что материалы либо вещества были изъяты или взяты с этой целью. Однако законодательство Украины, регламентирующее полномочия инспекций по труду, такой возможности им не предоставляет, а потому инспекции по труду не могут осуществлять выемку документов и изъятие товаров.

 

Стадия IV. Оформление результатов проверки

По результатам каждой проверки

обязательно последним днем проверки составляется акт проверки (приложение 1 к Порядку № 72), в котором, в случае выявления, фиксируется нарушение трудового законодательства или законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании.

Кроме того, согласно

п. 6 Положения № 50 должностные лица Госнадзортруда (главные государственные инспекторы по труду, их заместители, государственные инспекторы по труду) имеют право:

выносить должностным лицам работодателей предписания по устранению нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании в части обеспечения реализации прав и гарантий работников (приложение 2 к Порядку № 72);

составлять протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела о таких правонарушениях и налагать административные взыскания согласно законодательству;

вносить работодателям предложения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, передавать материалы о нарушениях в правоохранительные органы.

В

Методрекомендациях, которые можно рассматривать исключительно с ознакомительной целью, отмечается, что инспектор труда, вынося предписание, не может указывать работодателю конкретные пути восстановления нарушенных прав работников, поскольку это функция суда. В предписании указывается лишь требование по приведению в соответствие с законодательством тех или иных локальных актов работодателя либо совершению им действий, направленных на создание условий, которые обеспечивали бы соблюдение требований законодательства о труде и об общеобязательном государственном социальном страховании. Так, например, если были выявлены нарушения при увольнении работника, то есть все основания считать, что в случае обращения последнего в суд будет вынесено решение о восстановлении его на работе. Однако инспектор труда не может вынести предписание о восстановлении работника на работе. Он только имеет право предписать привести в соответствии с законодательством о труде сам факт увольнения конкретного работника. Как это сделать, будет решать сам работодатель. Возможно, он восстановит работника либо по согласованию с работником изменит запись об основаниях увольнения на такую, которая соответствовала бы требованиям законодательства о труде, и др.

По одному экземпляру

акта и предписания в день их вынесения под расписку должны быть предоставлены руководителю предприятия или физлицу, использующему наемный труд, либо лицу, выполняющему их функции. В случае невозможности личного вручения акта и предписания руководителю (об этом делается отметка в акте и предписании с указанием причин), они направляются заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 4.1 Порядка № 72).

В акте поочередно описывается каждое выявленное нарушение законодательства о труде или общеобязательном государственном социальном страховании (

п. 4.2 Порядка № 72).

В разделе акта «

за результатами перевірки запропоновано» излагаются предложения должностному лицу в отношении организационных мер, осуществление которых будет содействовать соблюдению законности (в этом разделе акта не приводятся требования предписания).

В предписании же указываются нарушения согласно выводам акта, и в резолютивной части отдельно устанавливается срок устранения каждого из нарушений с указанием срока письменного уведомления по их устранению. В случае если срок устранения нарушений превышает календарный месяц, устанавливаются требования подачи ежемесячного письменного уведомления на определенную дату до полного устранения указанного нарушения. Предписание оформляется днем подписания акта (

п. 4.3 Порядка № 72).

После окончания срока, определенного предписанием для устранения выявленных нарушений, инспектор проводит

повторную контрольную проверку выполнения предписания. В акте по результатам контроля выполнения предписания фиксируются результаты выполнения каждого требования предписания. Если все требования выполнены — на этом общение с инспектором заканчивается до следующей проверки. Если же установлены неустраненные нарушения, выносится повторное предписание.

При установлении в ходе повторной проверки факта невыполнения должностными лицами изложенных в предписании требований по устранению выявленного во время предыдущей проверки нарушения законодательства о труде либо об общеобязательном государственном социальном страховании, государственный инспектор труда составляет

протокол об админнарушении, ответственность за которое установлена ст. 1886 КоАП (см. таблицу на с. 46).

Кроме того, в этом случае инспектор труда анализирует выявленные правонарушения с

последующим обязательным реагированием:

1)

направлением материалов в правоохранительные органы, если в ходе проверки выявлены признаки преступлений (см. таблицу на с. 46);

2) составлением протоколов об административных правонарушениях по форме

приложения 1 к Инструкции № 72 (в случае выявления админнарушений, дела о которых рассматриваются судом). Согласно п. 2.1 Инструкции № 72 в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество; гражданство; год и место рождения; место проживания; место работы, занимаемая должность; документ, удостоверяющий личность); место, время совершения и суть административного правонарушения; нормативно-правовой акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; адреса свидетелей; пояснения нарушителя и другие сведения, необходимые для разрешения дела. Если правонарушением был причинен материальный вред, это также указывается в протоколе. Работодателю обязательно должно быть предложено дать пояснения по существу совершенного правонарушения (о признании своей вины в отношении допущенных нарушений трудового законодательства либо несогласии с изложенными нарушениями в протоколе) и разъяснены его права, о чем он расписывается в протоколе. В случае отказа от предоставления письменных пояснений в протоколе указывается: «(фамилия, имя, отчество должностного лица, в отношении которого составлен протокол) от предоставления пояснений по сути нарушений, изложенных в протоколе, отказался». Протокол подписывается лицом, его составившим (государственным инспектором труда), и лицом, совершившим административное правонарушение, при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан и этими лицами (п. 2.4 Инструкции № 72). В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Правонарушитель имеет право изложить мотивы своего отказа от его подписания (п. 2.5 Инструкции № 72);

3)

вынесением постановления о наложении штрафа (за административные правонарушения, к ответственности за которые могут привлекать сами инспекторы труда, — ответственность по ст. 1886 КоАП);

4)

вынесением собственнику представления о привлечении виновных в нарушении должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

 

Стадия V. Обжалование решений инспекции по труду

Решения инспектора могут быть обжалованы

в 10-дневный срок высшему должностному лицу территориальной госинспекции труда, а в случае нерешения вопроса — в Госнадзортруда.

На действия инспектора может быть также подан иск в административный суд с требованием о признании их незаконными. Подать такой

иск можно в течение 6 месяцев со дня совершения обжалуемых действий. При этом лицо, которое обжалует постановление об административном правонарушении в суд, освобождается от уплаты судебного сбора.

Если жалоба была подана вышестоящему должностному лицу, она рассматривается в

15-дневный срок со дня ее получения.

 

Стадия VІ. Применение санкций по результатам проверки

Обращаем внимание на то, что

инспекции труда не наделены полномочиями на применение административно-хозяйственных санкций к субъектам хозяйствования. Их компетенция распространяется только на привлечение должностных лиц предприятия к административной ответственности и только за невыполнение законных требований должностных лиц этих органов либо создание препятствий для их деятельности (ст. 1886 КоАП). Следует также помнить, что лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его выявления, прошло более 2 месяцев.

В случае выявления

других нарушений законодательства о труде (нарушения, предусмотренные ст. 41, 411, 412, 413 КоАП) к админответственности на основании составленного инспектором админпротокола может привлечь только суд. В этом случае со дня составления акта проверки, в котором зафиксировано нарушение, и до вынесения решения суда о наложении админсанкции должно пройти не более 3 месяцев.

Как мы указывали, в ходе проверки инспекцией по труду могут быть выявлены как признаки административного правонарушения, так и преступления, соответственно правонарушитель может привлекаться либо к административной, либо к уголовной ответственности.

Приведем перечень санкций, которые применяются к должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и физическим лицам, использующим наемный труд, по результатам проверок субъектов хозяйствования инспекциями по труду (см. таблицу на с. 46).

 

Санкции за нарушение законодательства о труде

Нарушение / законодательная норма

Санкция за нарушение

К кому применяется штрафная санкция

1

2

3

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде

(ч. 1 ст. 41 КоАП)

Штраф в размере от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (нмдг) (от 510 до 1700 грн.)

К должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и гражданам — субъектам предпринимательской деятельности

Налагается судом на основании протоколов, составленных инспекциями труда

Уклонение от участия в переговорах по поводу заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока начала таких переговоров либо необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок

(ст. 411 КоАП)

Штраф в размере от 3 до 10 нмдг (от 51 до 170 грн.)

К лицам, представляющим собственников или уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы, к представителям трудовых коллективов

Налагается судом на основании протоколов, составленных инспекциями труда

Нарушение или невыполнение обязательств в отношении коллективного договора, соглашения

(ст. 412 КоАП)

Штраф в размере от 50 до 100 нмдг (от 850 до 1700 грн.)

К лицам, представляющим собственников или уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы, к представителям трудовых коллективов

Налагается судом на основании протоколов, составленных инспекциями труда

Непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений

(ст. 413 КоАП)

Штраф в размере от 1 до 5 нмдг (от 17 до 85 грн.)

К лицам, представляющим собственников или уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы, к представителям трудовых коллективов

Налагается судом на основании протоколов, составленных инспекциями труда

Невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде в отношении устранения нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании либо создание препятствий для деятельности этих органов (ст. 1886 КоАП)

Штраф в размере от 10 до 14 нмдг (от 170 до 238 грн.)

К должностным лицам

Налагается инспекциями труда

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ(1)

Умышленное препятствование законной деятельности профсоюзов или их органов

(ст. 170 УКУ)

Исправительные работы на срок до 2 лет
либо лишение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

К физическим лицам

Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде

(ч. 1 ст. 172 УКУ)

Штраф до 50 нмдг (до 850 грн.)
либо лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,
 либо исправительные работы на срок до 2 лет

Только к лицам, в полномочия которых входит увольнение работников

Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида

(ч. 2 ст. 172 УКУ)

Штраф от 50 до 100 нмдг (от 850 до 1700 грн.)
либо лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет,
 либо исправительные работы на срок до 2 лет,
либо арест на срок до 6 месяцев

Только к лицам, в полномочия которых входит увольнение работников

Грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием либо путем принуждения к выполнению работы, не оговоренной соглашением (ч. 1 ст. 173 УКУ)

Штраф до 50 нмдг (до 850 грн.)

либо лишение права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет,

 либо арест на срок до 6 месяцев,

либо ограничение свободы на срок до 2 лет

К должностным лицам предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданам или уполномоченным ими лицам

Грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием либо путем принуждения к выполнению работы, не оговоренной соглашением, если эти действия совершены в отношении гражданина, с которым заключено соглашение по поводу его работы за пределами Украины (ч. 2 ст. 173 УКУ)

Штраф от 50 до 100 нмдг (от 850 до 1700 грн.) либо ограничение свободы на срок до 3 лет

К должностным лицам предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданам или уполномоченным ими лицам

Принуждение к участию в забастовке или препятствование участию в забастовке путем насилия или угрозы применения насилия либо путем иных незаконных действий

(ст. 174 УКУ)

Штраф до 50 нмдг (до 850 грн.)

либо общественные работы на срок от 120 до 240 часов,

либо арест на срок до 6 месяцев,

либо ограничение свободы на срок до 3 лет

К физическим лицам

Безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или иной установленной законом выплаты гражданам больше чем за 1 месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения либо организации независимо от формы собственности либо физлицом-предпринимателем(2)(ч. 1 ст. 175 УКУ)

Штраф от 500 до 1000 нмдг (от 8500 до 17000 грн.)

либо исправительные работы на срок до 2 лет,

либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

К руководителю предприятия, учреждения либо организации

Деяние, указанное в предыдущем пункте данной таблицы, если оно было совершено в результате нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат

(ч. 2 ст. 175 УКУ)

Штраф от 1000 до 1500 нмдг (от 17000 до 25500 грн.)

либо ограничение свободы на срок до 3 лет,

либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

К руководителю предприятия, учреждения либо организации

(1)

Санкция налагается в случае вынесения обвинительного приговора судом без освобождения от отбывания наказания. Органами, уполномоченными расследовать дела по всем перечисленным нарушениям, кроме нарушения, предусмотренного ст. 174 УКУ, являются органы прокуратуры. Нарушения по ст. 174 УКУ расследуют органы внутренних дел.

  (2)Согласно ч. 3 ст. 175 УКУ лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена выплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам.

 

Как видим, надзорные полномочия инспекций по труду весьма значительны, что только усиливает необходимость для предприятий владеть максимально полной информацией о них. Знание того, в каком порядке обязаны действовать проверяющие и какие вопросы выходят за пределы их компетенции, обязательно придаст уверенности субъекту хозяйствования.

 

Документы Темы

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

Конвенция № 81

— Конвенция № 81 Международной организации труда об инспекции труда в промышленности и торговле (дата подписания: 11.07.47 г., дата вступления в силу: 07.04.50 г., дата ратификации: 08.09.04 г.).

Конвенция № 129

— Конвенция № 129 Международной организации труда об инспекции труда в сельском хозяйстве (дата подписания: 25.06.69 г., дата вступления в силу: 19.01.72 г., дата ратификации: 08.09.04 г.).

Конвенция № 150

— Конвенция № 150 Международной организации труда об администрации труда: роль, функции и организация (дата подписания: 26.06.78 г., дата вступления в силу: 11.10.80 г., дата ратификации: 01.07.04 г.).

Закон об отпусках

— Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон об оплате труда

— Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон об информации

— Закон Украины «Об информации» от 02.10.92 г. № 2657-XII.

Закон № 1533

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон № 2240

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.01 г. № 2240-III.

Закон № 1058

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.03 г. № 1058-IV.

Закон № 1105

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к потере трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон о проверках

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V.

Положение № 50

— Положение о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде, утвержденное постановлением КМУ от 18.01.03 г. № 50.

Порядок № 72

— Порядок проведения проверки состояния соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, которая проводится должностными лицами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальных органов, утвержденный приказом Минтруда от 21.03.03 г. № 72.

Инструкция № 72

— Инструкция по оформлению органами Госнадзортруда материалов об административных правонарушениях, утвержденная приказом Минтруда от 21.03.03 г. № 72.

Методрекомендации

— Методические рекомендации по соблюдению трудовых прав работников, утвержденные приказом Госводхоза от 02.02.04 г. № 24.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше