Темы статей
Выбрать темы

Ресурсные платежи: общая характеристика, или Что нового принес Налоговый кодекс

Редакция БН
Статья

РЕСУРСНЫЕ ПЛАТЕЖИ:

общая характеристика,
или Что нового принес Налоговый кодекс

 

Со вступлением в силу Налогового кодекса был изменен порядок уплаты платежей, взимаемых за использование природных ресурсов.

Для некоторых ресурсных платежей изменения незначительные, а для других они имеют важное и принципиальное значение. В этой статье мы рассмотрим такие нововведения.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Общие положения

Налогообложению использования природных ресурсов Украины в

НКУ уделено значительное внимание. Так, в соответствии со ст. 9 НКУ в состав общегосударственных налогов и сборов включены следующие ресурсные платежи:

— рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине;

— плата за пользование недрами;

— плата за землю*;

— сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;

— сбор за специальное использование воды;

— сбор за специальное использование лесных ресурсов.

* Рассматривать особенности взимания платы за землю в связи с принятием НКУ в этой статье не будем, поскольку в «БН», 2011, № 4, с. 46 об этом рассказано подробно.

По сравнению с перечнем ресурсных платежей, взимаемых до 01.01.11 г. в соответствии с

Законом о системе налогообложения, этот перечень изменился несущественно. Следует отметить исключение из него сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и некоторые изменения в названиях платежей.

Порядок взимания ресурсных платежей претерпел более существенные изменения (для некоторых платежей они кардинальные, а для других — лишь косметические). Поэтому рассмотрим их подробно, чтобы своевременно учитывать при использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности в 2011 году.

 

Плата за пользование недрами

Напомним, что до 01.01.11 г. в соответствии со

ст. 28 главы 4 Кодекса о недрах плата за недра взималась в виде:

1) платежей за пользование недрами;

2) отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

3) сбора за выдачу специальных разрешений;

4) акцизного сбора.

Со вступлением в силу

НКУ и, как следствие, внесением изменений в главу 4 Кодекса о недрах перечень платежей, взимаемых как составные части платы за недра, изменился. Теперь согласно НКУ плата за пользование недрами взимается в виде:

платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (ст. 263 НКУ);

платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 264 НКУ).

Кроме того, за добычу нефти, природного газа и газового конденсата взимается рентная плата (раньше устанавливалась отдельным законом, а теперь регулируется

разделом Х НКУ).

За выдачу специальных разрешений на пользование недрами взимается соответствующий сбор, который не входит в систему налогообложения и взимается в соответствии со

ст. 34 Кодекса о недрах. При этом размер сбора (платы) за предоставление специальных разрешений на пользование недрами, как и ранее, будет определяться Кабмином по результатам аукциона, а в случае предоставления разрешения без проведения аукциона размер такого сбора будет рассчитываться исходя из начальной цены продажи такого разрешения на аукционе.

Такие платежи, как акцизный сбор (ранее не взимался) и отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, теперь не упоминаются в

Кодексе о недрах.

Что касается непосредственно взимания платы за пользование недрами, регулируемой

разделом ХІ НКУ, то для лучшего освещения этой платы рассмотрим каждую ее составляющую отдельно.

1.

Плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Порядок начисления платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, практически не изменился и осуществляется по тем же правилам, которые были установлены Порядком № 1682 (см. табл. 1).

 

Таблица 1.

Основные правила взимания платы за пользование недрами в целях,
не связанных с добычей полезных ископаемых

Показатель

Характеристика

Плательщики

Юридические и физические лица — субъекты хозяйственной деятельности, использующие в пределах территории Украины участки недр для (п. 264.1 НКУ):
а) хранения природного газа, нефти, газообразных и других жидких нефтепродуктов;
б) выдержки виноматериалов, производства и хранения винопродукции;
в) выращивания грибов, овощей, цветов и других растений;
г) хранения пищевых продуктов, промышленных и других товаров, веществ и материалов;
ґ) осуществления других видов хозяйственной деятельности

Объект налого-обложения

Объем подземного пространства (участки) недр (п. 264.2 НКУ), используемые для:
а) хранения природного газа и газообразных продуктов, тогда объектом налогообложения выступает активный объем хранения газа в пористых или трещиноватых геологических образованиях (пластах-коллекторах);
б) хранения нефти и других жидких нефтепродуктов объем специально созданных и существующих горных выработок (отработанных и приспособленных), а также природных полостей (пещер);
в) выдержки виноматериалов, производства и хранения винопродукции, выращивания грибов, овощей, цветов и других растений, хранения пищевых продуктов, промышленных и других товаров, веществ и материалов, осуществления других видов хозяйственной деятельности — площадь подземного пространства, предоставленная в пользование в специально созданных и существующих горных выработках (отработанных и приспособленных), а также природных полостях (пещерах)

Освобождение от налого-обложения

Не взимается плата за использование (п. 264.3 НКУ):
 — недр воинскими частями, заведениями, учреждениями и организациями ВСУ и другими воинскими формированиями, финансируемыми за счет государственного бюджета;
 — транспортных тоннелей и других подземных коммуникаций, коллекторно-дренажных систем и объектов городского коммунального хозяйства;
 — подземных сооружений на глубине не более 20 метров, построенных открытым способом без засыпки или с последующей грунтовой засыпкой

Ставки

Ставки платы за пользование недрами приведены в п. 264.4 НКУ и устанавливаются, как и ранее (Порядок № 1682), отдельно для каждого вида пользования недрами в гривнях к единице измерения в зависимости от полезных свойств недр и степени экологической безопасности при их использовании.
Размеры таких ставок по сравнению с предшественниками, которые были утверждены постановлением КМУ от 08.11.2000 г. № 1682, возросли приблизительно в 4,6 раза.
Что касается индексации, то методика ее проведения в НКУ не предусмотрена, хотя в соответствии с п. 4 раздела XIX «Заключительные положения» НКУ ВРУ должна предусмотреть проведение индексации путем внесения изменений в НКУ, а до того момента индексацию проводить не нужно

Подача отчетности

Плательщики подают Налоговый расчет по плате за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1013, ежеквартально (п. 264.5 НКУ) в орган ГНС по местонахождению участка недр в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.
Обращаем внимание: в случае, если место учета плательщика не совпадает с местонахождением участка недр, плательщикам нужно также подать копию такого Налогового расчета в орган ГНС по месту своей налоговой регистрации

Уплата

Уплачивать начисленную плату нужно в течение 10 календарных дней после окончания предельного срока подачи Налогового расчета в орган ГНС по местонахождению участка недр.
В случае если место учета плательщика не совпадает с местонахождением участка недр, плательщик должен в течение 10 календарных дней после окончания предельного срока подачи отчетности дополнительно подать (направить) в орган ГНС по месту своей регистрации копию платежного документа об уплате налоговых обязательств

 

2. Плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

Порядок начисления платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых изменился более существенно:

1)

уточнены перечень плательщиков налога и база налогообложения. Такое уточнение не повлияло на порядок взимания сбора, но теперь более подробно описаны плательщики налога и база налогообложения;

2)

объектом налогообложения будет не только объем добытого полезного ископаемого (минерального сырья) из недр на территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны либо объем погашенных запасов полезных ископаемых, а также и объем полезных ископаемых (минерального сырья), добытых (изъятых) из отходов (потерь, хвостов и т. п.) горнодобывающего производства (п. 263.2 НКУ). Заметим: ГНАУ в письме от 16.02.11 г. № 4348/7/15-0817 пришла к выводу, что за объемы добытой минеральной воды (для промышленного разлива) вместе с уплатой сбора за специальное использование воды плательщик также должен уплачивать плату за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;

3) несколько изменился перечень объектов, с которых

не взимается плата;

4) размер ставок платы по сравнению со старыми, содержавшимися в

приложении 1 к Закону № 309, возрос в несколько раз.

Кроме того, к ставкам платы в зависимости от вида полезного ископаемого (минерального сырья) и условий его добычи будут применяться корректирующие коэффициенты, приведенные в

п. 263.10 НКУ.

Рассмотрим основные моменты взимания платы за пользование недрами и нововведения в табл. 2.

 

Таблица 2.

Основные правила взимания платы за пользование недрами
для добычи полезных ископаемых

Показатель

Характеристика

1

2

Плательщики

Субъекты хозяйствования, в том числе граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей, которые приобрели право пользования объектом (участком) недр на основании полученных специальных разрешений на пользование недрами в пределах конкретных участков недр с целью осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых, в том числе во время геологического изучения (либо геологического изучения с последующей опытно-промышленной разработкой) в пределах указанных в таких специальных разрешениях объектов (на участках) недр (п.п. 263.1.1 НКУ).
Кроме того, при заключении собственниками специальных разрешений на пользование недрами с третьими лицами договоров на выполнение работ (услуг), связанных с использованием недр, в том числе (но не исключительно) по операциям с давальческим сырьем, плательщиками будут выступать собственники таких специальных разрешений.
Ранее плательщиками этого налога считались субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу полезных ископаемых или геологическое изучение недр с последующей опытно-промышленной разработкой (п. 2 Порядка № 264)

Объект налогообложения

1) объем добытого в налоговом (отчетном) периоде полезного ископаемого (минерального сырья) из недр на территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны;
2) объем погашенных в налоговом (отчетном) периоде запасов полезных ископаемых;
3) объем полезных ископаемых (минерального сырья), добытых (изъятых) из отходов (потерь, хвостов и тому подобное) горнодобывающего производства (п. 263.2 НКУ)

Освобождение от налогообложения

Плата за пользование недрами не взимается с полезных ископаемых, перечисленных в п.п. 263.2.3 НКУ, если их использование не предусматривает получения экономической выгоды с передачей или без передачи права собственности на них, а именно с:
а) не включенных в государственный баланс запасов полезных ископаемых полезные ископаемые местного значения и торфа, добытых землевладельцами и землепользователями для собственного потребления, общей глубиной разработки до двух метров, и пресных подземных вод до 20 метров;
б) добытых (собранных) минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных образцов;
в) полезных ископаемых, добытых из недр при создании, использовании, реконструкции геологических объектов природно-заповедного фонда;
г) дренажных и попутно-пластовых подземных вод, не учитываемых в государственном балансе запасов полезных ископаемых, добываемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
ґ) добытых полезных ископаемых, которые без приобретения и/или сохранения плательщиком права собственности на такие полезные ископаемые направляются на формирование запасов полезных ископаемых техногенного месторождения;
д) объема природного газа, признанного рециркулирующим;
е) объема минеральных вод, которые добыты государственными детскими специализированными санаторно-курортными заведениями, в части объемов, используемых для лечения на их территории

База налогообложения

Стоимость объемов добытых в налоговом (отчетном) периоде полезных ископаемых (минерального сырья), которая отдельно исчисляется для каждого вида полезного ископаемого (минерального сырья) для каждого участка недр на базовых условиях поставки: состав готовой продукции горнодобывающего предприятия (п. 263.5 НКУ).
При этом для видов полезных ископаемых, для которых ставки платы установлены в относительных показателях (процентах) от стоимости добытого объема полезных ископаемых, база налогообложения рассчитывается по большей из таких ее величин:
 — фактической цене реализации соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья);
 — расчетной стоимости соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья).
Для видов полезных ископаемых, для которых утверждены абсолютные ставки платы в стоимостном (денежном) выражении, база налогообложения тождественна объекту налогообложения

Ставки

Устанавливаются в абсолютных (в грн. с коп. за единицу погашенных запасов полезных ископаемых и добытых полезных ископаемых) или в относительных (в % стоимости добытых полезных ископаемых) величинах. Размеры ставки платы приведены в п. 263.9 НКУ и превышают предыдущие в несколько раз.
К этим ставкам применяются корректирующие коэффициенты в зависимости от вида полезного ископаемого (минерального сырья) и условий его добычи, приведенных в п. 263.10 НКУ

Подача отчетности

Плательщики подают Налоговый расчет по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, форма которого утверждена приказом ГНПАУ от 24.12.10 г. № 1013, ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, в орган ГНС (п. 263.11 НКУ):
 — по местонахождению участка недр, на котором добыты полезные ископаемые, если он находится в пределах территории Украины;
 — по месту учета плательщика в случае размещения участка недр, на котором добыты полезные ископаемые, в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины.
В случае если место учета плательщика не совпадает с местонахождением в пределах территории Украины участка недр, на котором добыты полезные ископаемые, то плательщик должен подать в орган ГНС по месту регистрации копию Налогового расчета

Уплата

Налог уплачивается также ежеквартально (п. 263.12 НКУ) в течение 10 календарных дней после окончания предельного срока подачи налогового расчета в орган ГНС:
 — по местонахождению участка недр, на котором добыты полезные ископаемые, если он находится в пределах территории Украины;
 — по месту учета плательщика в случае размещения участка недр, на котором добыты полезные ископаемые, в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины

 

Сбор за пользование радиочастотным ресурсом

До вступления в силу

НКУ взимание сбора за пользование радиочастотным ресурсом (далее — радиочастотный сбор) регулировалось ст. 57 Закона о радиочастотном ресурсе, которая определяла порядок начисления и уплаты этого сбора.

После вступлениям в силу

НКУ механизм взимания этого сбора установлен в разделе XV. Изменение нормативно-правового акта, которым регулируется взимание этого сбора, практически не повлияло на порядок его уплаты и подачи отчетности, за исключением одного лишь увеличения ставок сбора и предоставления ГНС права жаловаться на неплательщиков этого сбора в Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания. На неизменность порядка уплаты сбора указывают также и налоговики в письме от 04.01.11 г. № 13/7/15-0817.

Кратко напомним основные правила взимания радиочастотного сбора в табл. 3.

 

Таблица 3.

Основные правила взимания радиочастотного сбора

Показатель

Характеристика

1

2

Плательщики

Общие пользователи радиочастотного ресурса, использующие радиочастотный ресурс в пределах выделенной части полос радиочастот общего пользования на основании (п. 318.1. НКУ):
 — лицензии на пользование радиочастотным ресурсом Украины;
 — лицензии на вещание и разрешения на эксплуатацию радиоэлектронного средства и излучающего устройства;
 — разрешения на эксплуатацию радиоэлектронного средства и излучающего устройства, полученного на основании договора с собственником лицензии на вещание;
 — разрешения на эксплуатацию радиоэлектронного средства и излучающего устройства

Освобождение от налого-обложения

Специальные пользователи, перечисленные в ст. 5 Закона о радиочастотном ресурсе, и радиолюбители (п. 318.2 НКУ)

Объект налого-обложения

Ширина полосы радиочастот (ст. 319 НКУ)

Ставки

Ставки радиочастотного сбора приведены в ст. 320 НКУ. Эти ставки дифференцированы в зависимости от вида радиосвязи и диапазона радиочастот и определены в гривнях за 1 мГц полосы радиочастот в месяц.
Размер таких ставок отличается от тех, которые были утверждены постановлением КМУ от 27.12.08 г. № 1150, приблизительно в 1,097 раза (хотя налоговики в письме от 04.01.11 г. № 13/7/15-0817 утверждают, что размер ставок увеличился в 1,185 раза)

Подача отчетности

Плательщики радиочастотного сбора подают по результатам отчетного периода Налоговый расчет сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1018, ежемесячно в органы ГНС в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (п. 321.5 НКУ), по месту налоговой регистрации плательщика

Уплата сбора

Радиочастотный сбор уплачивается в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока для подачи Налогового расчета (п. 322.1 НКУ), по месту налоговой регистрации в качестве плательщика радиочастотного сбора.
Обращаем внимание, что в случае неуплаты сбора либо уплаты его в неполном объеме в течение шести месяцев органам ГНС предоставлено право жаловаться в Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания для того, чтобы он принял соответствующие меры к таким неплательщикам

 

Сбор за специальное использование лесных ресурсов

Сбор за специальное использование лесных ресурсов (далее — лесной сбор), как и перечисленные выше ресурсные платежи, не претерпел кардинальных изменений, а был только немного подкорректирован с обновлением некоторых своих составляющих. Взиманию этого сбора в

НКУ, как и для других ресурсных налогов, отведен отдельный раздел XVII. В связи с этим Порядок № 1012, которым регулировалась уплата этого сбора до принятия НКУ, утратил силу.

Об особенностях администрирования лесного сбора в условиях действия

НКУ ГНАУ рассказала в письме от 01.02.11 г. № 2587/7/15-0817, в частности, она указала на то, что со вступлением в силу НКУ:

1) расширен круг плательщиков лесного сбора;

2) к

объектам обложения лесным сбором будут относиться, кроме объектов, перечисленных в Порядке № 1012, также (п.п. 330.1.2 НКУ):

а)

древесина, заготовленная во время проведения мероприятий:

— по улучшению качественного состава лесов, их оздоровлению, усилению защитных свойств;

— по расчистке лесных участков, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, путей и т. п.;

б)

использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей и проведения научно-исследовательских работ.

До этого за заготовку такой древесины и использование полезных свойств лесов лесной сбор не взимался;

3)

размеры базовых ставок лесного сбора по сравнению с размером базовых ставок, которые были утверждены Таксами № 44, возросли приблизительно в 1,37 раза, а если брать уже проиндексированные размеры ставок, действовавшие в 2010 году, то они возросли примерно в 1,185 раза. Кроме того, в п. 4 раздела XIX «Заключительные положения» НКУ предусмотрено, что до 1 июня в ВРУ будет вноситься проект закона о внесении изменений в НКУ о ставках налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции, в том числе и по лесному сбору.

Следует обратить внимание также на то, что в соответствии с

п. 331.10 НКУ предусмотрено уменьшение ставки лесного сбора. Если происходит выборочная рубка главного пользования, то ставки сбора снижаются на 20 %, а в случае проведения мероприятий по улучшению качественного состава лесов, их оздоровлению, усилению защитных свойств — на 50 %. Скидки в процентах исчисляются с каждой ставки сбора отдельно;

4)

изменен перечень категорий плательщиков лесного сбора (лесопользователей), которые не должны подавать отчетность по лесному сбору. Так, в соответствии с п. 334.2 НКУ не должны подавать отчетность:

а) лесопользователи, которые до получения лесорубных и лесных билетов

внесли сбор в кассу субъектов лесных отношений, которые их выдают, а именно:

физические лица, а также физические лица — предприниматели, которым выданы лесорубные и лесные билеты;

лесопользователи (кроме физических лиц, а также физических лиц — предпринимателей, которым выданы лесные билеты), у которых сумма сбора в лесорубном или лесном билете не превышает 50 % одной минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января года, в котором уплачивается сбор (в 2011 году — 470,50 грн.).;

б)

лесопользователи из другой области, уплачивающие сбор полностью до выдачи им специального разрешения по местонахождению лесного участка, на котором осуществляется заготовка древесины.

До этого не должны были подавать отчетность: граждане (независимо от суммы, указанной в разрешении на вырубку), а также предприятия, учреждения и организации, если сумма, указанная в разрешении на вырубку, составляет не более 5 ннмдг (85 грн).

Обращаем внимание, что указанные выше лесопользователи уплачивают этот сбор до выдачи им специального разрешения (лесорубных и лесных билетов), поэтому сроки уплаты лесного сбора, предусмотренные для квартальных плательщиков, на них не распространяются (

п. 334.4 НКУ).

Приведем основные правила взимания лесного сбора в табл. 4.

 

Таблица 4.

Основные правила взимания лесного сбора

Показатель

Характеристика

Плательщики

Лесопользователи — юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы из источников их происхождения из Украины либо выполняющие агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, физические лица (кроме физических лиц, имеющих право безвозмездно без выдачи специального разрешения использовать лесные ресурсы в соответствии с лесным законодательством), а также физические лица — предприниматели, осуществляющие специальное использование лесных ресурсов на основании специального разрешения (лесорубного билета или лесного билета) либо согласно условиям договора долгосрочного временного пользования лесами (п. 329.1 НКУ)

Объект налогообложения

1. Древесина, заготовленная в порядке рубок главного пользования.
2. Древесина, заготовленная во время проведения мероприятий:
а) по улучшению качественного состава лесов, их оздоровлению, усилению защитных свойств;
б) по расчистке лесных участков, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, путей и т. п.
3. Второстепенные лесные материалы (заготовка живицы, пней, луба и коры, древесной зелени, древесных соков и других второстепенных лесных материалов).
4. Побочные лесные пользования (заготовка сена, выпас скота, заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и т. п.).
5. Использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей и проведения научно-исследовательских работ (п. 330.1 НКУ)

Ставки

Приведены в ст. 331.1 НКУ и зависят от плотности древесины и распределения лесов по поясам и разрядам. Эти ставки, как отмечалось выше, превышают прошлогодние приблизительно в 1,185 раза

Подача отчетности

Лесопользователи, за исключением освобожденных от подачи отчетности, составляют ежеквартально нарастающим итогом с начала года Налоговый расчет сбора за специальное использование лесных ресурсов по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1019, и подают его в орган ГНСУ по местонахождению лесного участка в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (п. 334.1 НКУ)

Уплата сбора

1. Лесопользователи уплачивают лесной сбор ежеквартально в течение 10 календарных дней после окончания предельного срока подачи Налогового расчета равными частями от суммы сбора, указанной в специальных разрешениях, выданных в соответствующем календарном году, кроме сумм сбора, которые были уплачены при получении лесорубных и лесных билетов (п. 334.4 НКУ).
2. Лесопользователи, не подающие Налоговый расчет, уплачивают лесной сбор при получении лесорубных и лесных билетов (п. 334.2 НКУ)

 

Сбор за специальное использование воды

С принятием

НКУ взимание сбора за специальное использование воды (далее — сбор за спецводопользование) регулируется разделом XVI. До 01.01.11 г. уплата этого сбора регламентировалась Порядком № 1494 и Инструкцией № 231, а ставки сбора устанавливались в приложении 2 к Закону № 309 (со вступлением в силу НКУ эти документы не действуют).

С изменением нормативно-правового акта, регулирующего взимание сбора за спецводопользование, произошли такие изменения в его взимании:

1.

К плательщикам этого сбора не относятся бюджетные учреждения и организации (п. 323.1 НКУ). Ранее бюджетные учреждения освобождались от уплаты сбора за спецводопользование наряду с другими предприятиями, учреждениями и организациями, если вода использовалась для питьевых и санитарно-гигиенических нужд.

На первый взгляд, это указывает на то, что бюджетные учреждения вообще освобождены от уплаты этого сбора. Но если подробнее вчитаться в нормы

НКУ, то окажется: для того чтобы не уплачивать этот сбор, бюджетные учреждения должны соблюдать определенные условия. В частности, в соответствии с п. 326.13 НКУ для этого они не должны использовать воду в хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах.

Отметим, что в

п. 326.13 НКУ речь идет именно о получении дохода в результате использования воды в хозяйственной деятельности (например, поставке ее потребителям), а не прибыли. А потому получение любого вознаграждения (дохода) за использование воды обязует бюджетное учреждение уплачивать сбор за спецводопользование. То есть для того чтобы не уплачивать этот сбор, бюджетные учреждения должны использовать воду без получения дохода (компенсации).

Если же бюджетные учреждения не выполняют это условие (используют воду в коммерческих целях с получением компенсации), то они становятся плательщиками сбора за спецводопользование. При этом исчислять размер сбора они будут на общих основаниях

со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в системах снабжения (п. 326.13 НКУ).

2.

Появились новые льготы для водопользователей. Так, не взимается сбор за воду:

— используемую садоводческими и огородническими обществами (кооперативами);

— забираемую для реабилитации, лечения и оздоровления реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, предприятиями, учреждениями и организациями физкультуры и спорта для инвалидов и детей-инвалидов, которые основаны всеукраинскими общественными организациями инвалидов.

Ранее при использовании воды в таких целях плательщики не освобождались от уплаты сбора за спецводопользование.

Другие случаи освобождения от уплаты сбора за спецводопользование, которые были перечислены в

п. 16 Порядка № 1494 и п. 4.8 Инструкции № 231, актуальны и в настоящий момент, но с учетом таких изменений:

а)

за подземную воду, которая изымается из недр для устранения вредного воздействия вод (подтопления, засоления, заболачивания, оползня, загрязнения и т. п.), сбор не уплачивается только по части использованной воды, не используемой в хозяйственной деятельности. А за карьерную, шахтную и дренажную воду, используемую в хозяйственной деятельности после изъятия и/или получаемую для использования другими пользователями, сбор теперь нужно уплачивать по ставке 5,93 грн. за 100 куб. м (п.п. 324.4.7 и п. 325.7 НКУ). Раньше этот сбор не уплачивался за весь объем такой воды;

б)

за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд (п.п. 324.4.1 НКУ), сбор не уплачивается только в случае использования воды на такие цели населением (совокупностью людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилого фонда и приусадебных участков).

Следовательно,

юридические лица и физические лица — предприниматели с 01.01.11 г. должны уплачивать сбор за воду, используемую для питьевых и санитарно-гигиенических нужд, на общих основаниях , так как они не упомянуты в п.п. 324.4.1 НКУ. На это указывают и налоговики в письме от 04.01.11 г. № 12/7/15-0817. Таким образом, можно констатировать, что количество плательщиков сбора за спецводопользование увеличится в несколько раз, поскольку воду для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд используют практически все субъекты хозяйствования.

Однако следует обратить внимание на положение

абз. 2 п. 326.2 НКУ, которым предусмотрено, что за объемы воды, переданной водопользователем-поставщиком другим водопользователям без заключения с последними договора на поставку воды, сбор исчисляется и уплачивается таким водопользователем-поставщиком.

То есть субъекты хозяйствования, получающие воду от других водопользователей, будут плательщиками сбора за спецводопользование только в том случае, если получают такую воду по договору*. Например, если юридическое лицо, арендующее помещение, не заключило договор на поставку воды (абонентом водопоставщика является арендодатель), то за воду, которую использует в своей деятельности арендатор, сбор за спецводопользование уплачивается арендодателем.

* Информация о таких водопользователях-абонентах предоставляется поставщиком воды ежегодно до 20 января, а по вновь заключенным договорам — в течение 10 дней после их заключения (п. 326.12 НКУ).

3.

Размер сбора теперь зависит не только от объема использованной воды, ставок сбора и соблюдения годовых лимитов использования воды, но также и от того, установлены ли измерительные приборы для учета использованной воды.

Так, если у плательщика сбора отсутствуют измерительные приборы для учета использованной воды, а возможность для их установки существует, то сбор такому плательщику нужно будет уплачивать

в двукратном размере (п. 326.10 НКУ).

Как и ранее, за сверхлимитное использование воды либо за использование воды без разрешения на спецводопользование сбор взимается

в пятикратном размере (ст. 327 НКУ). Причем такие суммы сбора должны уплачиваться за счет прибыли, остающейся у водопользователя после налогообложения (п. 328.8 НКУ).

4.

Вместе с Налоговой декларацией в органы ГНС плательщики сбора должны подавать также и копии разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды (п. 328.7 НКУ).

В

письме от 21.01.11 г. № 1418/7/15-0817 ГНАУ, ссылаясь на пп. 328.5 и 328.6 НКУ, разъяснила, что филиалы, отделения, другие обособленные подразделения водопользователя, которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, составляют отдельный баланс, подают Налоговые декларации и уплачивают сбор по месту своей налоговой регистрации.

Если же в состав водопользователя входят структурные подразделения, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, не составляют отдельный баланс, то

Налоговые декларации сбора подаются и сбор вносится водопользователем по месту нахождения водных объектов.

Это практически все основные изменения при взимании сбора за спецводопользование. Остается только напомнить основные моменты взимания этого сбора в 2011 году (табл. 5).

На этом все. Надеемся, что эта публикация даст вам на первое время достаточно информации, чтобы быть в курсе изменений по взиманию ресурсных платежей.

 

Таблица 5.

Основные правила взимания сбора за спецводопользование

Показатели

Характеристика

1

2

Плательщики

Водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства (п. 323.1 НКУ)

Объект налогообложения

1. За специальное использование воды, полученной путем забора из водных объектов и/или от первичных либо других водопользователей, — фактический объем воды, используемый водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения (п. 324.1 НКУ).
2. За специальное использование воды без ее изъятия из водных объектов (п. 324.2 НКУ):
 — для нужд гидроэнергетики — фактический объем воды, пропускаемой через турбины гидроэлектростанций для выработки электроэнергии;
 — для нужд водного транспорта — время использования поверхностных вод эксплуатируемым грузовым самоходным и несамоходным флотом (в зависимости от тоннажности), и эксплуатируемым пассажирским флотом (в зависимости от количества мест).
3. За специальное использование воды для нужд рыбоводства — фактический объем воды, необходимой для пополнения водных объектов во время разведения рыбы и других водных живых ресурсов, в том числе и для пополнения, связанного с потерями воды на фильтрацию и испарение (п. 324.3 НКУ)

Освобождение от налогообложения

Перечень случаев, в которых за использование воды не взимается сбор за спецводопользование, приведен в пп. 324.4 — 324.6 НКУ, в частности:
 — за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения;
 — за воду, используемую для противопожарных нужд;
 — за воду, используемую для нужд внешнего благоустройства;
 — за воду, используемую для пылеподавления в шахтах и карьерах;
 — за воду, забираемую научно-исследовательскими учреждениями, перечень которых утверждается КМУ;
 — за воду, потерянную в магистральных и межхозяйственных каналах оросительных систем и магистральных водопроводах;
 — за подземную воду, которая изымается из недр для устранения вредного воздействия вод (подтопления, засоления, заболачивания, оползня, загрязнения и т. п.), кроме карьерной, шахтной и дренажной воды, используемой в хозяйственной деятельности после изъятия и/или получаемой для использования другими пользователями;
 — за воду, забираемую для обеспечения выпуска молодняка ценных промышленных видов рыбы и других водных живых ресурсов в водные объекты;
 — за морскую воду, кроме воды из лиманов;
 — за воду, используемую садоводческими и огородническими обществами (кооперативами);
 — за воду, забираемую для реабилитации, лечения и оздоровления реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, предприятиями, учреждениями и организациями физкультуры и спорта для инвалидов и детей-инвалидов, которые основаны всеукраинскими общественными организациями инвалидов в соответствии с законом

Ставки

Ставки сбора приведены в ст. 325 НКУ, и по сравнению с предыдущими их размер увеличен в несколько раз. Кроме того, установлена ставка сбора для использования шахтной, карьерной и дренажной воды в размере 5,93 грн. за 100 куб. метров воды.
Что касается индексации, то методика ее проведения в НКУ отсутствует, хотя в п. 4 раздела XIX «Заключительные положения» НКУ говорится о том, что ВРУ должна предусмотреть проведение индексации путем внесения изменений в НКУ

Порядок исчисления

Сбор исчисляется за специальное использование воды и за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики и рыбоводства ежеквартально нарастающим итогом с начала года, а за специальное использование воды для нужд водного транспорта начиная с первого полугодия текущего года, в котором было осуществлено такое использование (ст. 326 НКУ)

Подача отчетности

Плательщики сбора за спецводопользование составляют налоговые декларации по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1009, и подают налоговые декларации ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, в ГНС по месту налоговой регистрации плательщика сбора.
Обращаем внимание, что налоговая декларация за специальное использование воды для нужд водного транспорта за I квартал не подается, т. е. первый отчетный период равен полугодию (п. 328.3 НКУ)

Уплата

Сбор уплачивается водопользователями в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи расчета сбора, по месту налоговой регистрации плательщика сбора (п. 328.4 НКУ)

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Кодекс о недрах

— Кодекс Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР.

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон № 309

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.08 г. № 309-VI.

Закон о радиочастотном ресурсе

— Закон Украины «О радиочастотном ресурсе Украины» от 01.06.2000 г. № 1770-III.

Порядок № 264

— Порядок взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденный постановлением КМУ от 26.03.08 г. № 264 (утратил силу).

Порядок № 1682

— Порядок взимания платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2000 г. № 1682 (утратил силу).

Порядок № 1012

— Порядок взимания сбора за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда, утвержденный постановлением КМУ от 06.07.98 г. № 1012 (утратил силу).

Порядок № 1494

— Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494 (утратил силу).

Таксы № 44

— Таксы на древесину лесных пород, отпускаемую на пне, и на живицу, утвержденные постановлением КМУ от 20.01.97 г. № 44.

Инструкция № 231

— Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное водопользование в части использования воды, утвержденная приказом Минфина, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219 (утратила силу).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше