Темы статей
Выбрать темы

Отчет о льготах: особенности составления новой формы

Редакция БН
Статья

ОТЧЕТ О ЛЬГОТАХ:

особенности составления новой формы

 

Всем нам давно известен отчет о суммах льгот в налогообложении (ф. № 1-ПП). Однако начиная с первого квартала 2011 года по результатам налоговых периодов 2011 года и впоследствии должен подаваться уже новый Отчет о суммах налоговых льгот. Рассмотрим в предлагаемой статье порядок заполнения и подачи нового Отчета.

Александр ЗОЛОТУХИН, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Кто должен составлять и подавать Отчет?

Какими документами регламентировано составление Отчета?

Новый Отчет о суммах налоговых льгот (далее — Отчет) составляется по форме приложения к Порядку № 1233, этим же Порядком установлены особенности его заполнения. Кроме того, на сегодняшний день существует также проект Порядка определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины (далее — Проект порядка), в котором содержатся некоторые важные моменты по заполнению Отчета (необходимость разработки такого документа следует из п. 9 Порядка № 1233). Однако, несмотря на то что на сегодняшний день это только проект, в статье мы будем обращаться к нему для решения спорных вопросов.

Кто подает отчет.

Согласно п.п. 16.1.6 НКУ плательщик налогов обязан предоставлять контролирующим органам информацию, сведения о суммах средств, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот (суммах полученных льгот), и направлении их использования (по условным налоговым льготам — льготам, предоставляемым при условии использования средств, высвобожденных у субъекта хозяйствования в результате предоставления льготы в определенном государством порядке).

А к категории плательщиков налогов отнесены физические, юридические лица и обособленные подразделения последних, являющиеся самостоятельными плательщиками отдельных налогов и сборов (

п. 15.1 НКУ).

Из приведенного можно сделать вывод, что

Отчет по форме приложения к Порядку № 1233 должны подавать все категории плательщиков налогов, включая обособленные подразделения.

Однако согласно

п. 30.6 НКУ суммы налогов и сборов, не уплаченные субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, учитываются таким субъектом — плательщиком налогов в порядке, предусмотренном Кабмином, т. е. Порядком № 1233.

В соответствии с

п. 1 Порядка № 1233 он является обязательным для выполнения субъектами хозяйствования, получающими налоговые льготы. Именно такой субъект ведет учет льгот и составляет Отчет (п. 2 Порядка № 1233).

Понятие

«субъект хозяйствования» НКУ не определяет, хотя активно использует. Как нам определиться с таким «субъектом»? Понятие «субъект хозяйствования» раскрыто в ст. 55 ХКУ. Это:

— юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность*;

— физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в качестве предпринимателей.

* Обратите внимание: здесь понятие «хозяйственная деятельность» рассматривается в широком понимании согласно п. 1 ст. 3 ХКУ, а не представляет собой более узкое понятие из п.п. 14.1.36 НКУ, в котором идет речь только о деятельности, направленной на получение дохода.

Получается,

Отчет должны составлять только юридические лица и физические лица — предприниматели, получающие налоговые льготы. А поскольку обособленные подразделения юридических лиц не относятся к категории субъектов хозяйствования, они не должны составлять и подавать Отчет.

Понятно, что в таком случае юридическое лицо должно составлять

Отчет по результатам всей своей деятельности, включая деятельность обособленных подразделений.

Следующий аспект:

Отчет составляют и подают не все плательщики (субъекты хозяйствования), а только те из них, которые не уплачивают налоги и сборы в бюджет в связи с получением налоговых льгот (п. 1 Порядка № 1233). В случае если субъект хозяйствования льготами не пользуется, Отчет не подается (п. 2 Порядка № 1233).

О каких льготах идет речь.

Согласно п. 8 Порядка № 1233 налоговые льготы определяются по операциям по поставке товаров и/или услуг, которые являются объектами обложения НДС и в соответствии с НКУ или международными договорами Украины, ратифицированными ВРУ:

1) освобождены от налогообложения;

2) облагаются налогом по нулевой ставке;

3) к которым применены специальные режимы налогообложения в области сельского хозяйства.

Выходит, операции по поставке товаров (услуг),

не являющихся объектом налогообложения, к льготным операциям не относятся. И субъект хозяйствования, осуществляющий операции по поставке товаров (услуг), которые не являются объектом налогообложения, не вносит их в Отчет (на это указано в п. 4 Проекта порядка, а также в консультации в ЕБНЗ).

 

Куда и когда подавать Отчет?

Куда подавать Отчет

. Отчет подается субъектом хозяйствования за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев по месту его регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода (п. 3 Порядка № 1233). То есть Отчет составляется нарастающим итогом с начала налогового года.

Отчет подается субъектом хозяйствования

по месту его регистрации. Что понимать под «местом регистрации»? Понятие «место регистрации» в НКУ не определено. Нет ни малейшего сомнения, что Отчет подается в органы ГНС, ведь он касается налоговых льгот. Да и в строке 5 Отчета указано, что он подается в органы ГНС. Но в какую именно ГНИ?

В органах ГНС плательщики налогов — юридические лица становятся на учет, а не регистрируются. Регистрируются только физические лица путем включения сведений о них в ГРФЛ (

п. 63.5 НКУ). Однако физические лица должны дополнительно становиться на учет в налоговой в качестве предпринимателей.

Причем существует понятие основного и неосновного места учета в органах ГНС.

Основное место учета для юридических лиц — орган ГНС по их местонахождению. Для физических лиц — орган ГНС по их местожительству (п. 63.3 НКУ). Неосновное место учета — орган ГНС по месту расположения (регистрации) подразделений юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения либо объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность.

Вместе с тем как юридические лица, так и физические лица — предприниматели подлежат государственной регистрации. Местом осуществления госрегистрации для юридических лиц является их местонахождение, а для физических лиц — их местожительство (

ст. 5 Закона о госрегистрации).

Если одновременно принимать во внимание понятия

«место проведения госрегистрации» и «место учета», то получается, что Отчет нужно подавать в ГНС по основному месту учета юридических и физических лиц.

Сроки подачи Отчета.

Согласно п. 2 Порядка № 1233 он подается в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода. Следовательно, последний день подачи Отчета за первый квартал 2011 года — 10 мая 2011 года.

А если такой день приходится на выходной или праздничный день, то переносится ли последний день срока на операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным? Согласно

п. 49.20 НКУ такой перенос допускается относительно налоговой декларации.

Однако

Отчет не является налоговой декларацией, поскольку на основании его не осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства, дохода в пользу физических лиц (см. п. 46.1 НКУ).

Выходит, что перенести сроки для

Отчета не получится. Если последний день срока придется на выходной или праздничный, Отчет нужно будет подать не позднее рабочего дня, предшествующего такому выходному или праздничному.

Хотя здесь можно попробовать применить правило

п. 5 ст. 254 ГКУ: если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, определенный таковым в соответствии с законом в месте совершения определенного действия, днем окончания срока является первый за ним рабочий день. Таким образом, на основании данной нормы или даже по аналогии с нормой п. 49.20 НКУ срок подачи Отчета достаточно законно переносится на операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным. Остается только, чтобы налоговики с этим также согласились.

 

Что будет за неподачу Отчета?

Не секрет, что прежний отчет о льготах (ф. № 1-ПП) большой популярностью среди плательщиков налогов не пользовался и поэтому они нередко игнорировали его составление и подачу. Не в последнюю очередь этому способствовало отсутствие адекватных штрафных санкций за неподачу отчета.

А что в настоящий момент «светит» за неподачу

Отчета? Как мы уже отмечали, Отчет не является налоговой декларацией. Поэтому финансовые санкции за его неподачу, установленные ст. 120 НКУ для налоговых деклараций, не применяются.

На сегодняшний день также нет оснований применить административную ответственность. Прежний отчет о льготах (ф. № 1-ПП) был документом статистической отчетности. Поэтому за его неподачу или подачу с нарушениями могла быть применена ответственность, предусмотренная

ст. 1863 КоАП.

Однако сейчас

Отчет не является документом статистической отчетности. Таким образом, применить финансовую либо административную ответственность за неподачу Отчета нет оснований.

Хотя, несмотря на отсутствие санкций, мы бы не советовали экспериментировать с неподачей

Отчета. Ведь подача Отчета — не право, а обязанность субъекта хозяйствования, пользующегося налоговыми льготами.

 

Порядок заполнения Отчета

Форму

Отчета можно условно разделить на три части:

1) шапка

Отчета, где указываются данные о плательщике (наименование, местонахождение, коды, телефоны), периоде, за который составляется Отчет, и т. п. Заполнение этой части никаких проблем не вызывает;

2) таблица

Отчета, в которой приводится вся информация по полученным в отчетном периоде налоговым льготам. Это основная содержательная часть Отчета. Таблица обновленного Отчета полностью повторяет таблицу прежнего отчета. Фактически заполнение обновленной таблицы такое же, как и прежней (см. табл. 1);

3) «хвост»

Отчета, где указываются дата его заполнения, подписи и данные руководителя, главного бухгалтера плательщика налога. Заполнение этой части также не вызывает никаких проблем.

 

Таблица 1.

Порядок заполнения основной содержательной части Отчета — его таблицы

№ п/п (графа Отчета)

Показатель

Комментарий

1

2

3

1

Код налога, сбора

Здесь указываются код и наименование налога, сбора согласно КДБ, по которому предоставлена льгота.
Общегосударственные налоги и сборы:
 — 11020000 — налог на прибыль предприятий;
 — 14010000 — налог на добавленную стоимость;
 — 14020000 — акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции);
 — 14030000 — акцизный налог со ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции);
 — 12030000 — сбор за первую регистрацию транспортного средства;
 — 13050000 — плата за землю;
 — 22090000 — государственная пошлина;
Местные налоги и сборы:
 — 18020000 — сбор за места для парковки транспортных средств;
 — 18030000 — туристический сбор

2

Наименование налога, сбора

3

Код льготы согласно справочнику льгот

Здесь указываются код и наименование льготы согласно Справочнику льгот. Такой справочник утверждается ГНАУ. Поскольку льготы периодически изменяются, то и ГНАУ периодически утверждает новые справочники. По состоянию на 01.04.11 г. действует Справочник льгот № 57.
Каждый плательщик, пользующийся льготами, должен взять последнюю версию справочника, найти соответствующую льготу и проставить указанный там код льготы в гр. 3 Отчета.
В гр. 4 Отчета вносятся содержание льготы из гр. 2 Справочника и ссылки на норму документа, которым введена льгота (из гр. 3 — 5 Справочника). Последнее целесообразно привести в скобках.
Например: код — «14010438»; наименование — «Освобождаются от налогообложения операции по поставке изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному КМУ (п.п. 197.1.27 Налогового кодекса)»

4

Наименование налоговой льготы

Сумма налоговых льгот, грн.:

5

— всего

Это фактически сумма налога (сбора), не уплаченная в бюджет в связи с получением налоговых льгот. Согласно п. 9 Порядка № 1233 такая сумма должна рассчитываться в порядке, установленном ГНС по согласованию с Минфином. Как отмечалось выше, на сегодняшний день этот документ существует только в виде

Проекта порядка. Однако он касается только льгот по НДС. Порядок расчета льгот по НДС см. в табл. 2 на с. 49. По всем другим налогам (сборам) сумму налоговых льгот придется рассчитывать самостоятельно, хотя это не должно вызывать какие-либо проблемы. Сумма полученных налоговых льгот — это сумма налога (сбора), которую должен был уплатить плательщик при условии, если бы он не пользовался льготами.
Например, согласно п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль в валовые расходы включена сумма средств, перечисленных благотворительной организации (код льготы — 11020033). Пусть расходы предприятия на указанные цели в первом квартале 2011 года составили 5000 грн., которые оно отнесло в валовые расходы. Ставка налога на прибыль в этом периоде — 25 %. Следовательно, сумма льготы — 1250 грн. (5000 х 25 %).
Кстати, в этой графе Отчета отражается общая сумма полученных льгот.
Наверное, эту сумму льгот нужно указывать в гривнях без копеек, ведь именно так написано в шапке таблицы: «Сумма налоговых льгот, грн.»

6

— в том числе из государственного бюджета

В этой графе отражается сумма льгот из гр. 5 Отчета по налоговым платежам, уплачиваемым в Государственный бюджет. Перечень налоговых платежей, уплачиваемых в общий фонд Государственного бюджета, приведен в ст. 29, п. 51 разд. VI (по экологическому налогу) БКУ. А состав доходов специального фонда Государственного бюджета определяется законом о Госбюджете на текущий год. Например, в 2011 году он приведен в ст. 4 Закона о госбюджете-2011.
В местные бюджеты зачисляются налоговые платежи, указанные в ст. 64, 66, 69, 71 и п. 51 разд. VI (по экологическому налогу) БКУ.
С учетом норм этих законодательных актов в 2011 году в Государственный бюджет зачисляют:
 — налог на прибыль предприятий (кроме налога на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности);
 — налог на добавленную стоимость;
 — акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств (зачисляется в специальный фонд Государственного бюджета);
 — акцизный налог с произведенных в Украине других подакцизных товаров (продукции), зачисляемый в общий фонд Государственного бюджета (кроме уплачиваемого плательщиками, которые зарегистрированы в Автономной Республике Крым);
 — акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции);
 — государственная пошлина, взимаемая с исковых заявлений, подаваемых в хозяйственный суд, с апелляционных и кассационных жалоб на решения и постановления хозяйственных судов, заявлений об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, а также за действия, связанные с выдачей охранных документов (патентов и свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности, и за действия, связанные с поддержанием действия патентов на сорта растений, и за подачу в КМУ проекта создания промышленно-финансовой группы, за действия, предусмотренные пп. «б» — «е», «и», «к», «л» и «н» п. 6 ст. 3 Декрета о госпошлине в части, касающейся общегражданских загранпаспортов, государственная пошлина с исковых заявлений и заявлений кредиторов по делам о банкротстве, поступающих из других государств и рассматриваемых соответствующими органами Украины (см. ст. 6 Декрета о госпошлине).
Следовательно, налоговые льготы именно по этим видам налогов отражают отдельно в графе 6 Отчета

Срок пользования налоговыми льготами в отчетном периоде:

7

— дата начала

Здесь указывают период начала и окончания пользования льготами в отчетном налоговом периоде — число, месяц, год. В случае если срок пользования налоговой льготой установлен до начала отчетного периода (или с первого числа отчетного периода) и продолжается после его окончания (или заканчивается в последний день отчетного периода), такой срок совпадает с датой начала и окончания указанного периода.
Например, если льгота возникла с первого дня первого квартала 2011 года и продолжается после первого квартала 2011 года, в Отчете за первый квартал дата начала будет «01.01.2011», дата окончания — «31.03.2011».
Если предприятие начало льготную деятельность с середины налогового периода, в графе «дата начала» проставляется дата начала такой деятельности. Если оно закончило льготную деятельность в середине налогового периода, в графе «дата окончания» ставится дата окончания льготной деятельности

8

— дата окончания

9

Сумма налоговых льгот, использованная по целевому назначению, грн.:
 — всего

Эти графы заполняются в том случае, если законодательством предусмотрено целевое использование полученных льгот и плательщик фактически использовал определенную часть полученных в результате применения льготы средств по целевому назначению. Такая фактически использованная сумма средств и будет указываться в гр. 9 и 10 (если льгота получена из госбюджета).
Например, согласно п. 209.2 НКУ сельскохозяйственные предприятия, выбравшие спецрежим обложения НДС, сумму спецрежимного НДС аккумулируют на спецсчете, с которого впоследствии используют для других производственных целей. Допустим, что в первом квартале 2011 года сельхозпредприятие перечислило (использовало) со спецсчета для других производственных целей 10000 грн. Другими льготами предприятие не пользовалось.
При таких условиях в гр. 9 и 10 будет стоять 10000 грн.
Здесь сумма льгот также указывается в гривнях без копеек, как и в строках 5 и 6 Отчета

10

— в том числе из государственного бюджета

 

Таблица 2.

Порядок расчета льгот по НДС

№ п/п

Вид льготы (режим налогообложения)

Порядок расчета льготы

1

Освобождение от обложения НДС (см. п. 4 Проекта порядка)

СЛ = (Vпост. отч. - (Vприобр. с налогом + Vприобр. без налога))

х 20 % ,


где СЛ — сумма льгот;
Vпост. отч. — объемы поставки товаров (услуг), освобожденных от обложения НДС;
Vприобр. с налогом, Vприобр. без налога— объемы понесенных плательщиком налога расходов поставщикам в связи с приобретением/изготовлением товаров (услуг), освобожденных от обложения НДС, независимо от отчетного налогового периода, в котором они были понесены. Здесь берутся только расходы, касающиеся объема поставки товаров (услуг) отчетного налогового периода, за который подается Отчет. Например, если предприятие в первом квартале 2011 года приобрело товары и отразило их в разделе II «Налоговый кредит» декларации по НДС, однако не продало данные товары, они не относятся в первом квартале к показателю объема понесенных расходов нашей формулы. Они попадут туда только в том налоговом периоде, когда состоится продажа товаров

2

Налогообложение по нулевой ставке (см. п. 5 Проекта порядка)

СЛ = (Vпост. нуль - Vприобр.) х 20 %

,

где СЛ — сумма льгот;
Vпост. нуль — объемы поставки товаров (услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке;
Vприобр. — объемы понесенных плательщиком налога расходов на уплату поставщикам в связи с приобратением/изготовлением товаров (услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, независимо от отчетного налогового периода, в котором они были понесены.
Здесь также берутся только расходы, касающиеся объема поставки товаров (услуг) отчетного налогового периода, за который подается Отчет, аналогично предыдущему виду льгот. То есть могут браться данные не только деклараций по НДС отчетных налоговых периодов, за который подается Отчет

3

Спецрежимы налогообложения в области сельского хозяйства — ст. 209 и п. 209.18 НКУ (см. п. 6 Проекта порядка)

СЛ = НОдеклараций,

где СЛ — сумма льгот;
НОдеклараций— сумма НДС, которая полностью остается в распоряжении сельскохозяйственных предприятий или перечисляется на специальный счет сельскохозяйственного предприятия в соответствии с декларацией по НДС (сокращенной или специальной).
Для НОдекларацийберется значение стр. 14 деклараций по НДС (сокращенных), составленных за отчетный налоговый период, за который подается Отчет, если предприятие пользуется спецрежимом согласно ст. 209 НКУ, или стр. 17 деклараций по НДС (специальных), составленных за отчетный налоговый период, за который подается Отчет, если предприятие пользуется спецрежимом согласно
п. 209.18 НКУ

4

Режимы обложения НДС во исполнение международных договоров (соглашений) (см. п. 7 Проекта порядка)

Рассчитывается по методике расчета, установленной для каждого режима налогообложения, свойственного той или иной операции по поставке товаров (услуг).
Например, если международным договором предусмотрено освобождение от налогообложения, то применяется методика расчета, приведенная в стр. 1 этой таблицы

 

Отчет составлен с ошибкой — можно ли исправить?

Нет, исправить нельзя.

Порядком № 1233 исправления не предусмотрены. Но поскольку даже за неподачу Отчета не предусмотрены никакие санкции, очевидно, и за ошибки ничего не будет. Поэтому волноваться по поводу ошибок не стоит.

Хотя некоторые из ошибок исправить все-таки можно. Судите сами.

Отчет подается нарастающим итогом с начала года. Поэтому, если ошибку допустили при составлении Отчета за предыдущие периоды года, ее всегда можно исправить в Отчете, подаваемом за следующие периоды этого же года. Если же ошибка допущена в Отчете за предыдущие годы, исправить ее таким образом не удастся.

 

Документы статьи

БКУ

— Бюджетный кодекс Украины от 08.07.10 г. № 2456-VI.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, утратил силу с 01.04.11 г.

Закон о госрегистрации

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Закон о госбюджете-2011

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.10 г. № 2857-VI.

Справочник льгот

— Справочник № 57 льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов и сборов, по состоянию на 01.04.2011 г., утвержденный ГНАУ 21.03.11 г.

Декрет о госпошлине

— Декрет КМУ «О государственной пошлине» от 21.01.93 г. № 7-93.

Порядок № 1233

— Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233.

КДБ

— Классификация доходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 14.01.11 г. № 50.

Проект порядка

— Проект Порядка определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины (размещен на официальном сайте ГНАУ www.sta.gov.ua).

ГНС

— Государственная налоговая служба.

ГРФЛ

— Государственный реестр физических лиц.

ЕБНЗ

— Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше