Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении разъяснений

Редакция БН
Письмо от 18.05.2011 г. № 9199/6/17-0416

РАСХОДЫ НА ИМИДЖЕВУЮ РЕКЛАМУ,

срок использования «старых» основных
средств, расходы нотариуса:
ГНАУ разъясняет порядок налогового учета

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 18.05.11 г. № 9199/6/17-0416

«О предоставлении разъяснений»

 

В комментируемом

письме ГНАУ ответила на ряд проблемных вопросов, связанных с отражением расходов в учете по налогу на прибыль и по налогу на доходы физических лиц.

1. Расходы на публикацию имиджевых статей

. Налоговикам задали вопрос о том, подлежат ли отнесению в состав налоговых расходы на публикацию имиджевых статей. Прямого ответа ГНАУ на него не дала, хотя изложенная в письме логика, скорее, наталкивает на положительный ответ. Так, в письме были процитированы общие рекламные положения Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), которые, по всей видимости, по мнению налоговиков, применимы и к имиджевым статьям (см. «Как отражаются расходы на рекламу в налоговом учете»).

 

Как отражаются расходы на рекламу в налоговом учете

Извлечение из комментируемого письма

«В соответствии с п.п. 140.1.5 <…> и п. 138.1 <…> Налогового кодекса Украины <…> (далее — Кодекс) расходы плательщика налога на проведение рекламы как «прочие расходы» плательщика налога учитываются при определении объекта налогообложения.

Расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров в рамках расходов на сбыт, которые включают расходы, связанные с реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, также относятся в состав «прочих расходов», которые учитываются при исчислении объекта налогообложения согласно абз. «г» п.п. 138.10.3 <…> и п. 138.1 <…> Кодекса.

Пунктом 138.5 <…> Кодекса предусмотрено, что прочие расходы признаются затратами того отчетного периода, в котором они были осуществлены».

 

Мы считаем, что в

НКУ разрешается отражать в составе налоговых расходы на рекламные имиджевые статьи. В целом же проблема здесь состоит в следующем: в имиджевых статьях преимущественно приводится реклама о лице , продающем товары (работы, услуги). Такая информация согласно ст. 1 Закона Украины «О рекламе» в редакции от 11.07.03 г. № 1121-IV (далее — Закон о рекламе) относится к рекламе. Однако ранее положениями п.п. 5.4.4 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР разрешалось включать в валовые расходы лишь рекламные мероприятия, проводимые в отношении товаров (работ, услуг). В связи с этим налоговики запрещали включать в валовые расходы рекламу, проводимую в отношении лица (см. письмо ГНАУ от 29.12.05 г. № 26189/7/22-2017). В новых рекламных нормах: абз. «г» п.п. 138.10.3 и п. 140.1.5 НКУ подобных ограничений нет — там говорится просто о расходах на рекламу.

Поэтому, по нашему мнению, с 01.04.11 г. расходы на рекламу лица, продающего товары (работы, услуги), в том числе и публикацию имиджевых статей, в налоговом учете можно включить в состав расходов на сбыт, хотя для «подстраховки» не помешает в указанных статьях привести информацию еще и о реализуемых лицом товарах (работах, услугах). Необходимо обратить внимание также и на следующие моменты.

Во-первых, реклама должна быть четко отделена от другой информации таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу (это следует из

ст. 9 Закона о рекламе). В частности, информационный, авторский или редакционный материал, в котором привлекается внимание к конкретному лицу или товару, должен быть помещен под рубрикой «Реклама» или «На правах рекламы».

Во-вторых, в

п.п. 139.1.13 НКУ указаны ограничения на отнесение в состав налоговых расходов на рекламу, приобретенную у нерезидента. Так, рекламные услуги, оказанные:

— обычными нерезидентами (кроме постоянных представительств нерезидентов) включаются в состав налоговых в размере, не превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за исключением НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному;

— нерезидентами, имеющими оффшорный статус, — не включаются в состав налоговых расходов в полном объеме.

2. Срок полезного использования основных средств

. На вопрос о том, нужно ли увеличить после вступления в силу разд. III НКУ срок полезного использования основных средств, если он на момент ввода в эксплуатацию был определен меньше, чем установленный в НКУ, налоговики ответили положительно (см. «Срок полезного использования «старых» основных средств»).

 

Срок полезного использования «старых» основных средств

Извлечение из комментируемого письма

«Срок полезного использования объектов основных средств, других необоротных и нематериальных активов для начисления амортизации с даты вступления в силу раздела III Кодекса определяется плательщиком налога самостоятельно с учетом даты ввода их в эксплуатацию, но не меньше минимально допустимых сроков полезного использования, определенных п. 145.1 <…> Налогового кодекса Украины».

 

Эту позицию представители налоговых органов излагали неоднократно (см., к примеру,

письма ГНАУ от 29.04.11 г. № 8263/6/15-0315, от 20.05.11 г. № 14218/7/15-0317, от 23.05.11 г. № 9544/6/15-0315), и в целом с ней можно согласиться. Действительно, согласно нормам п.п. 145.1.2 НКУ амортизация начисляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта основного средства, который устанавливается приказом по предприятию при признании его активом (при зачислении на баланс), но не меньше чем срок, определенный в п. 145.1 НКУ. Об этом же говорится и в п.п. 145.1.4 НКУ. То есть независимо от даты ввода в эксплуатацию основного средства общий срок его полезного использования (до 01.04.11 г. и после этой даты) должен быть не меньше чем минимальный срок, установленный в п. 145.1 НКУ.

В целом же из разъяснений налоговиков (

раздел 110.09.01 ЕБНЗ) можно заключить, что, по их мнению, срок полезного использования основного средства для целей начисления амортизации определяется по большему из двух сроков:

— либо по минимальному сроку, указанному в

п. 145.1 НКУ;

— либо по сроку, приведенному в приказе об учетной политике.

В связи с этим следует внимательно проанализировать данные инвентаризации основных средств, проведенной по состоянию на 01.04.11 г. Если выяснится, что по какому-то основному средству срок полезного использования, установленный в приказе об учетной политике, был меньше, чем предусмотренный в

п. 145.1 НКУ, его следует для целей начисления налоговой амортизации пересмотреть. В бухгалтерском учете можно оставить «старый» срок начисления амортизации, что подтвердили налоговики в письме от 29.04.11 г. № 8263/6/15-0315, хотя вряд ли это будет удобно. Поэтому в указанных случаях можно порекомендовать следующее:

1) установить начиная с 01.04.11 г. в приказе об учетной политике новый (больший) срок полезного использования основного средства;

2) пересчитать норму амортизации основного средства на оставшийся период начисления амортизации исходя из нового срока. Изменение срока полезного использования основного средства в бухгалтерском учете относится к изменениям в учетной оценке и по правилам

п. 7, 8 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» в финотчетности отражается с использованием перспективного метода. То есть амортизацию за предыдущие периоды пересчитывать не нужно;

3) начислять, по мнению налоговиков, с 01.04.11 г. (

письмо от 29.04.11 г. № 8263/6/15-0315) амортизацию по новой норме* (п.п. 145.1.4 НКУ).

* По нормам п.п. 145.1.4 НКУ амортизация объекта основных средств начисляется исходя из нового срока полезного использования, начиная с месяца, следующего за месяцем изменения срока полезного использования (кроме производственного метода начисления амортизации). То есть по логике новую ставку амортизации следует применять с 01.05.11 г., но налоговики предписывают ее использовать с 01.04.11 г.

3. Состав затрат частного нотариуса.

Этот вопрос касается лишь нотариусов, относительно налогообложения которых у ГНАУ спросили, может ли нотариус включить в затраты платежи за аренду офиса у физического лица — единоналожника. В письме налоговики прямо на вопрос не ответили, хотя в целом из него можно заключить, что ограничений на такие расходы у нотариусов нет. Это соответствует нормам ст. 178 НКУ, в которой, в отличие от предпринимателей на общей системе налогообложения, ограничения по расходам, предусмотренные в разд. III НКУ, не установлены. Кстати, в консультации из ЕБНЗ (раздел 170.04) налоговики на аналогичный вопрос ответили более определенно и указали, что ограничений относительно включения физическим лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность расходов, связанных с приобретением товаров (работ, услуг), у физических лиц предпринимателей — плательщиков единого налога, не предусмотрено.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше