НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИСТРАЦИИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС,
или Нормотворческое дежавю
Приказ Министерства финансов Украины от 07.11.11 г. № 1394
«Об утверждении Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость»
Появление нового Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость , которое утверждено комментируемым приказом (далее — Положение № 1394), очень напоминает прошлогоднюю историю с утверждением ГНАУ аналогичного документа* накануне вступления в силу Налогового кодекса Украины (далее — НКУ). Тогда Положение, утвержденное приказом ГНАУ от 30.09.10 г. № 758, вступило в силу с 13.12.10 г., а приказом ГНАУ от 22.12.10 г. № 978 было утверждено новое Положение о регистрации плательщиков НДС (далее — Положение № 978)**, введенное в действие с 14.01.11 г.
* См. ком. «Регистрация плательщиков НДС: ГНАУ утвердила новое Положение» // «БН», 2010, № 51, с. 6.
** См. ком. «НДС-регистрация: ГНАУ утвердила новое Положение» // «БН», 2011, № 4, с. 9.
Также уже сегодня понятно, что Положение № 1394 требует дальнейших изменений, ведь в нем не учтены изменения, которые будут внесены в НКУ с 01.01.12 г. согласно Закону № 4014***. А эти изменения касаются, в частности, и порядка регистрации плательщиков НДС. Поэтому с 01.01.12 г. некоторые нормы Положения № 1394 не будут соответствовать нормам НКУ. Хотя следует заметить, что определенные его нормы и в настоящий момент не соответствуют нормам НКУ. Об этом мы поговорим ниже.
*** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» от 04.11.11 г. № 4014-VI (см. «БН», 2011, № 48 с. 15).
Теперь о сути изменений, произошедших в Положении № 1394 по сравнению с его предшественником — Положением № 978.
1. Общее впечатление. Хотя эти документы утверждены разными органами, большинство их положений совпадает дословно. Это понятно в части, касающейся норм НКУ, на которых основываются эти документы.
Однако непонятно, почему Минфин в п.п. 3.6.2 Положения № 1394 дословно повторил незаконные нормы п. 6.2 разд. III Положения № 978, не соответствующие нормам НКУ, которыми установлены сроки подачи регистрационного заявления плательщиками единого налога, превысившими допустимые объемы выручки (см. таблицу). Эти незаконные нормы в свое время «перекочевали» в Положение № 978 из его предшественников.
Сроки подачи регистрационного заявления плательщиками единого налога,
превысившими допустимые объемы выручки
Нормы Положения № 1394 | Нормы НКУ (действующие с 06.08.11 г.) |
3.6.2. Не зарегистрированное в качестве плательщика НДС лицо, которое, применяя упрощенную систему налогообложения и уплачивая единый налог, превысило ограничение по объему выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год <…>, обязано подать в налоговый орган заявление о регистрации в качестве плательщика НДС. Регистрационное заявление плательщика НДС должно быть подано (направлено) налоговому органу: физическим лицом — предпринимателем — не позднее 20 календарного дня с момента превышения; юридическим лицом — не позднее чем за 15 дней до начала отчетного (налогового) периода (квартала), следующего за отчетным периодом, в котором произошло превышение, если превышение произошло в первом или втором месяце отчетного периода (квартала); 20-го календарного дня после окончания отчетного периода (квартала), в котором произошло превышение, если превышение произошло в третьем месяце отчетного периода (квартала) | 183.4. В случае перехода лиц с упрощенной системы налогообложения, не предусматривающей уплаты налога, на общую систему налогообложения, при условии, если такие лица соответствуют требованиям, определенным пунктом 181.1 статьи 181 либо пунктом 182.1 статьи 182 этого Кодекса, с начала календарного года, регистрационное заявление должно быть подано не позднее 10 января этого календарного года; если такой переход осуществляется в течение календарного года, регистрационное заявление подается одновременно с подачей заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения. |
Как видите, п.п. 3.6.2 Положения № 1394 предусматривает, что физические лица должны подать регистрационное заявление значительно раньше, чем это установлено в НКУ (в течение 20 дней с момента превышения — даты получения средств), а юридические лица, у которых превышение произошло в последнем месяце квартала, — позднее, чем это предусмотрено в НКУ (не позднее 20-го календарного дня).
Тем более непонятна позиция Минюста, зарегистрировавшего комментируемый приказ 29.11.11 г. под № 1369/201071. Ведь п.п. 3.6.2 Положения № 1394 явно содержит новые правовые нормы, касающиеся прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности.
Надеемся, что при внесении очередных изменений Минфин исправит такие «неточности».
Следует отметить изменение порядка нумерации пунктов (к номеру пункта добавлена первая цифра, соответствующая номеру раздела), в результате чего в тексте Положения № 1394 не повторяются пункты с одинаковыми номерами в разных разделах, что, на наш взгляд, значительно удобнее.
2. Порядок регистрации. О том, что Положение № 978 требует изменений, мы говорили еще в Теме недели «Генеральная чистка» в Налоговом кодексе» // «БН», 2011, № 33, с. 3, когда рассматривали изменения, внесенные в НКУ Законом № 3609*. Как и ожидалось, в Положении № 1394 учтены изменения, внесенные в ст. 183 НКУ.
* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.11 г. № 3609-VI.
Так, в п. 3.4 предусмотрено, что лицо, уставный капитал или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) которого превышает 300 тыс. грн., может добровольно зарегистрироваться независимо от наличия осуществленных им налогооблагаемых операций и объема поставки товаров/услуг другим плательщикам налога.
В п.п. 3.5.1 предусмотрена возможность подачи регистрационного заявления лично физическим лицом, руководителем юридического лица либо представителем юридического лица (в обоих случаях с документальным подтверждением личности и полномочий).
В п.п. 3.5.5 речь идет об ответственности лица, подлежащего обязательной регистрации в качестве плательщика НДС, но не подавшего регистрационное заявление, в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 183 НКУ. Ранее (до 06.08.11 г.) лицо, подлежавшее обязательной регистрации, уже с 1 числа следующего месяца обязано было уплачивать НДС независимо от того, подало ли оно регистрационное заявление.
3. Регистрационное заявление. В регистрационном заявлении (форма № 1-ПДВ) информация о балансовой стоимости активов из справочного раздела 15 «Дополнительная информация», который заполнять не обязательно, теперь выведена в отдельный обязательный для заполнения раздел 15 «Балансовая стоимость активов».
4. Аннулирование НДС-регистрации. Заслуживают внимания изменения в порядке обжалования решения об аннулировании регистрации плательщика НДС.
Во-первых, такое обжалование теперь будет осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 56 НКУ (п. 5.6 Положения № 1394), т. е. так же, как и налоговых уведомлений-решений, а не в порядке, предусмотренном для рассмотрения обращений граждан, как это было ранее (п. 6.1 разд. V Положения № 978).
Во-вторых, появились нормы, устанавливающие последствия отмены незаконного решения об аннулировании НДС-регистрации (см. «Последствия отмены решения об аннулировании НДС-регистрации»).
Последствия отмены решения об аннулировании НДС-регистрации Извлечение из Положения № 1394 «5.6.2. В случае отмены решения об аннулировании регистрации, если иное не определено судебным решением, налоговый орган выдает плательщику НДС новое Свидетельство (под новым номером) вместо старого Свидетельства на основании регистрационного заявления с отметкой «Перерегистрация» и решения об отмене аннулирования регистрации. При этом дата регистрации в качестве плательщика НДС не изменяется, а датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства является дата внесения соответствующей записи в Реестр. 5.6.3. Если на дату отмены решения об аннулировании регистрации лицо зарегистрировано в качестве плательщика НДС повторно, налоговый орган выдает плательщику НДС новое Свидетельство (под новым номером) вместо старого Свидетельства в таком же порядке, как и при перерегистрации. При этом дата повторной регистрации в качестве плательщика НДС изменяется на дату предыдущей регистрации в качестве плательщика НДС, а дата аннулирования последнего Свидетельства предыдущей регистрации изменяется на дату начала действия первого Свидетельства повторной регистрации в качестве плательщика НДС». |
Следовательно, все время с момента принятия незаконного решения об аннулировании НДС-регистрации до отмены такого решения лицо будет считаться плательщиком НДС. Соответственно такое лицо:
— не обязано признавать условную поставку остатков товаров и необоротных активов;
— будет обязано начислить НДС на поставленные товары/услуги;
— может воспользоваться правом на налоговый кредит по приобретенным товарам/услугам.
На наш взгляд, такой порядок «восстановления справедливости» полностью логичен, однако возникает целый ряд вопросов с тем, как его претворить в жизнь: когда подавать декларации по НДС, каким числом выписывать налоговые накладные, как получить налоговые накладные от контрагентов и т. п. Надеемся, налоговики в ближайшее время внесут ясность в эти вопросы.
Как предусмотрено в п. 5 комментируемого приказа, он вступит в силу с даты официального опубликования. Согласно информации, размещенной на сайте бюллетеня «Офіційний вісник України» (http://ovu.com.ua по состоянию на 13.12.11 г.), данный приказ планируется опубликовать в № 95 от 16.12.11 г. Следовательно, скорее всего, именно с 16.12.11 г. Положение № 1394 вступит в силу.