РРО И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОТЧЕТЫ С 2012 ГОДА —
что ожидает нас с нового года
Близится новый 2012 год. А вместе с ним и нововведения в применении РРО, связанные с необходимостью формирования в РРО документов в электронном виде. Соответствующие нормы в Законе об РРО предусмотрены, а как их реализовать на сегодня — не совсем ясно. Об этих нововведениях и поговорим сегодня.
Виктория МЯКОТА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Законодательные нормы
Еще с начала 2011 года в Закон об РРО внесен ряд изменений, связанных с введением с 2012 года для субъектов хозяйствования, которые обязаны применять РРО (далее — субъекты хозяйствования), необходимости подачи в электронной форме информации о расчетных операциях в ГНС.
Впоследствии эти нормы были подкорректированы Законом № 3609*. В табл. 1 мы привели нормы Закона об РРО, которые регламентируют электронный документооборот при применении РРО, а в табл. 2 (с. 45) — виды РРО, которые субъекты хозяйствования используют в своей деятельности согласно Закону об РРО.
* См. текст в приложении «Документы» // «БН», 2011, № 33, с. 11, а комментарий — в Теме недели ««Генеральная чистка» в Налоговом кодексе» // «БН», 2011, № 33, с. 3.
Таблица 1. Применение электронного документооборота при использовании РРО
Норма Закона об РРО | Содержание | Дата вступления в силу |
П. 10 ст. 3 | Субъект хозяйствования обязан печатать или создавать в электронной форме на РРО | С 01.01.11 г. |
П. 7 ст. 3(2) | Субъект хозяйствования обязан подавать в органы ГНС отчетность, связанную с применением РРО и расчетных книжек, не позже 15 числа следующего за отчетным месяца, если п. 7 ст. 3 Закона об РРО не предусмотрено предоставление информации по кабельным или беспроводным каналам связи. | С 01.01.12 г. |
Ч. 2 ст. 12 (2) | РРО, который создает контрольную ленту в электронной форме, должен обеспечивать согласно технологии, разработанной Нацбанком и согласованной ГНС, контроль отсутствия искажения или уничтожения данных о проведенных расчетных операциях, копий расчетных документов, которые на ней содержатся, возможность идентификации указанного регистратора на такой ленте | С 01.01.11 г. |
Ч. 5 ст. 13(2) | Требования о создании контрольной ленты в электронной форме в РРО и модемов для передачи данных устанавливаются ГНС согласно технологии, разработанной Нацбанком и согласованной ГНС | С 01.01.11 г. |
П. 5 ст. 17 | Наложение финансовой санкции в размере 170 грн. в случае, если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме на РРО или не сохранена контрольная лента в течение 3 лет, или обнаружено искажение данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме | С 01.01.11 г. |
П. 9 ст. 17(2) | Наложение финансовой санкции в размере 170 грн. в случае неподачи в ГНС отчетности, связанной с применением РРО, расчетных книжек и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО по кабельным или беспроводным каналам связи, в случае обязательности ее предоставления. | С 01.07.12 г. |
П. 8 разд. II «Переходные положения» | Первичная регистрация РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, разрешается с 1 декабря 2011 года после подтверждения их соответствия по результатам проверки относительно создания контрольной ленты в электронной форме, осуществленной в соответствии с требованиями ст. 13 Закона об РРО. | С 01.12.11 г. |
(1) Контрольная лента — документ, напечатанный или созданный в электронной форме РРО, который содержит копии напечатанных этим РРО расчетных документов, а для документов в электронной форме дополнительно фискальные отчетные чеки. (2) Эта норма была обновлена Законом № 3609. (3) Модем — отдельное или в составе РРО устройство, предназначенное для передачи копии сформированных РРО расчетных документов и фискальных отчетных чеков в электронной форме по кабельным или беспроводным каналам связи, в состав которой входит память для временного хранения этих копий. |
Таблица 2. РРО, применяемые согласно Закону об РРО
Вид РРО | Определение |
РРО (общее определение) | Устройство или программно-технический комплекс, в котором реализованы фискальные функции и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по купле-продаже иностранной валюты и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг). |
Электронный контрольно-кассовый аппарат (ЭККА) | РРО, дополнительно обеспечивающий предварительное программирование наименования и цены товаров (услуг) и учет их количества, печать расчетных и других отчетных документов. |
Электронный контрольно-кассовый регистратор | РРО, дополнительно обеспечивающий учет количества реализованных товаров (услуг), наименования, печать расчетных и других отчетных документов |
Компьютерно-кассовая система | РРО, выполненный с применением компьютерных средств, который дополнительно выполняет технологические операции, определенные областью его применения, и обеспечивает печать расчетных и других отчетных документов |
Электронный таксометр | РРО, дополнительно обеспечивающий предварительное программирование тарифов за проезд и учет стоимости предоставленных услуг по перевозкам пассажиров |
Автомат по продаже товаров (услуг) | РРО, который в автоматическом режиме осуществляет выдачу (предоставление) за наличные средства или с применением платежных карточек, жетонов и т. п. товаров (услуг) и обеспечивает соответствующий учет их количества и стоимости |
Таким образом, с 2011 года у субъектов хозяйствования появилась возможность создавать контрольную ленту как традиционно — в печатном виде, так и в электронной форме. Выбор формы создания контрольной ленты (печатная или электронная) — на усмотрение субъекта хозяйствования. Такой вывод можно сделать из п. 10 ст. 3 Закона об РРО. Безусловно, РРО должен иметь техническую возможность создавать контрольную ленту в электронном виде. В государственном реестре РРО* уже содержатся РРО, которые могут создавать контрольную ленту в электронной форме. К ним имеется сноска «***» такого содержания: «разрешается применение регистраторов с указанными версиями внутреннего программного обеспечения в режиме формирования и хранения контрольной ленты в виде электронного документа (без одновременной печати бумажной контрольной ленты) с печатанием ее по требованию контролирующих органов».
* Последняя редакция Государственного реестра РРО утверждена приказом ГНСУ от 01.11.11 г. № 114 // «БН», 2011, № 47, с. 4.
А теперь о практической реализации новых норм Закона об РРО. С целью реализации этих требований Закона об РРО в июне 2011 года появился приказ ГНАУ от 31.03.11 г. № 185, которым был изложен в новой редакции Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги). Два раздела обновленного Порядка были посвящены практической реализации вышеназванных требований Закона об РРО:
— раздел V посвящен требованиям по созданию контрольной ленты в электронной форме в РРО к модемам для передачи данных;
— раздел VI — порядку подачи субъектами хозяйствования в органы ГНС копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте, созданной в электронной форме в РРО.
Об этом мы писали в статье «РРО: анализируем обновленный порядок регистрации, опломбирования и применения при продаже товаров (услуг)» // «БН», 2011, № 26, с. 60.
Однако позже Минфин отменил этот документ своим приказом от 29.06.11 г. № 782 (ком. в «БН», 2011, № 28, с. 6; вступил в силу 11.07.11 г.). А еще позже Закон № 3609 изменил нормы п. 7 ст. 3, ч. 2 ст. 12, ч. 5 ст. 13 и п. 9 ст. 17 Закона об РРО.
Из этих изменений ясно, что технический аспект реализации требований Закона об РРО переложен «на плечи» Нацбанка, который должен разработать и согласовать с ГНС специальные технологии:
— контроля РРО на предмет искажения или уничтожения данных о проведенных расчетных операциях (во исполнение ч. 2 ст. 12);
— требований по созданию контрольной ленты в электронной форме в РРО к модемам для передачи данных (во исполнение ч. 5 ст. 13);
— касательно порядка передачи информации в органы ГНС по кабельным или беспроводным каналам связи (во исполнение п. 7 ст. 3).
Что нас ждет с 1 января 2012 года?
К сожалению, на сегодня не все необходимые документы утверждены. А это задерживает возможность проводить с 1 декабря 2011 года первичную регистрацию РРО, которые смогут создавать контрольную ленту в электронной форме, как того требует п. 8 разд. II Закона об РРО. Но ведь 1 января 2012 года «не за горами». ГНС на базе технологии, разработанной Нацбанком, еще должна подготовить порядок передачи информации в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи, разработать специальное программное обеспечение, а субъекты предпринимательства — при желании — закупить такие РРО, изучить разработанный порядок и программное обеспечение и обучить всему этому свой персонал.
Такое промедление официальных органов отстрочит момент введения возможности использовать РРО, которые могут создавать контрольные ленты в электронном виде.
К тому же с 1 января 2012 года еще заработает требование о передаче необходимых данных в органы ГНС по кабельным или беспроводным каналам связи при применении РРО, которое требует немедленной практической реализации (см. табл. 3).
Таблица 3. Подача данных в ГНС по кабельным или беспроводным каналам связи при использовании РРО с 2012 года (п. 7 ст. 3 Закона об РРО)
Что использует субъект хозяйствования | Субъект хозяйствования обязан подавать в ГНС по кабельным или беспроводным каналам связи | Необходимость подачи ежемесячной отчетности не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным |
РРО, создающий контрольную ленту в электронной форме(1) | Электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены (абз. второй п. 7 ст. 3 Закона об РРО) | Отчетность не подается, поскольку подается информация по кабельным или беспроводным каналам связи (абз. первый п. 7 ст. 3 Закона об РРО) |
ЭККР, создающие контрольную ленту в печатной форме | ||
РРО, создающий контрольную ленту в печатной форме(1), кроме ЭККР | Информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, находящейся в фискальной памяти такого РРО (абз. третий п. 7 ст. 3 Закона об РРО) | |
РРО, не создающие контрольную ленту (торговые автоматы, книги учета расчетных операций) | Не подает информацию по кабельным или беспроводным каналам связи | Отчетность подается (абз. первый п. 7 ст. 3 Закона об РРО) |
(1) Из п. 10 ст. 3 Закона об РРО можно сделать вывод, что форму, в которой создается и хранится контрольная лента: в печатном или электронном виде, самостоятельно выбирает субъект хозяйствования. А вот при прямом прочтении п.7 ст. 3 можно сделать выводы, что требование о передаче копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков либо только информации об объеме расчетных операций поставлено в зависимость от того, создает ли РРО контрольную ленту в электронном виде (имеет такую возможность) или создает ее только в печатном виде (не может создавать контрольную ленту в электронном виде). |
Как видим, те, кто начнет применять РРО, создающий контрольную ленту в электронной форме, а также те, кто применяет ЭККР, создающие контрольную ленту в печатной форме, с 1 января 2012 года обязаны будут передавать в ГНС по кабельным или беспроводным каналам связи копии всех расчетных документов и фискальных отчетных чеков. Ежемесячно отчитываться* им не надо будет.
* На сегодня все субъекты, использующие РРО, подают форму № ЗВР-1 «Звіт про використання реєстраторів розрахункових операцій та книг обліку розрахункових операцій (розрахункових книжок)».
Что касается тех субъектов, которые будут продолжать применять РРО, печатающие контрольные ленты на бумаге, то они с 1 января 2012 года должны будут выполнять требование абз. третьего п. 7 ст. 3 Закона об РРО — обязаны подавать в органы ГНС по кабельным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, находящейся в фискальной памяти такого РРО. Такая подача информации заменит необходимость ежемесячно подавать отчет по форме № ЗВР-1. По сути, это требование можно расценивать как требование о подаче той же информации, которая содержится в форме № ЗВР-1, но только в электронном виде (подаче отчета об использовании РРО только в электронной форме).
Таким образом, требование о необходимости ежемесячной подачи отчета по форме № ЗВР-1 в «классическом виде» останется только для тех субъектов хозяйствования, которые используют в своей деятельности торговые автоматы и книги учета расчетных операций.
Надеемся, в скором времени будут предприняты необходимые меры или предоставлены какие-либо разъяснения на этот счет. Ведь даже если не начнется первичная регистрация РРО, которые могут создавать контрольную ленту в электронном виде, все субъекты, использующие РРО, обязаны подавать информацию об объеме расчетных операций по кабельным или беспроводным каналам связи. А практической возможности для выполнения абз. третьего п. 7 ст. 3 Закона об РРО у них для этого пока нет…
На сегодня лишь на сайте Минфина размещен проект приказа «Об утверждении Требований по созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных и Порядка предоставления копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по кабельным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы» (http://www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/printable_article?art_id=311729), который по плану должен вступить в силу с 01.01.12 г. Однако, это пока еще проект и вовсе не факт, что Минфин успеет его утвердить и опубликовать до этой даты.
И несмотря на отсутствие необходимых разработок со стороны ГНС в Единой базе налоговых знаний (раздел 07.14) содержится разъяснение, что субъекты хозяйствования обязаны подавать информацию об объеме расчетных операций и копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков по кабельным или беспроводным каналам связи с 1 января 2012 года. В то же время Президент Украины в своем поручении от 12.09.11 г. предусмотрел необходимость внедрения для субъектов хозяйствования, которые применяют РРО, в 2012 году адаптационного периода относительно представления определенной законом информации в органы ГНС кабельными или беспроводными каналами связи, в течение которого такое представление будет осуществляться на добровольных началах.
Хотелось бы получить необходимое нормативное обеспечение и побыстрее или другие внятные разъяснения официальных органов на этот счет.
Для того чтобы завершить статью на оптимистической ноте, напомним, что штрафные санкции за непредоставление отчетности, связанной с использованием РРО, расчетных книжек, копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков по кабельным и беспроводным каналам связи (в размере 170 грн.), предусмотрены только с 01.07.12 г. Кроме того, за первое нарушение требований абз. второго п. 7 ст. 3 Закона об РРО (о передаче электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков), допущенное в 2012 году, финсанкции вообще не применяются.
Документы и сокращения статьи
Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.
Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.11 г. № 3609-VI.
РРО — регистратор расчетных операций.
ЭККР — электронный контрольно-кассовый регистратор.