Темы статей
Выбрать темы

«КУРІННЯ ЗАБОРОНЕНО!»: за что могут оштрафовать субъекта хозяйствования

Редакция БН
Статья

«КУРІННЯ ЗАБОРОНЕНО!»:

за что могут оштрафовать субъекта хозяйствования

 

Поводом для написания данной статьи стало поступившее в редакцию письмо, из которого следует, что предприятие было оштрафовано на 3400,00 грн. за необорудование в магазине места для курения. Представители налоговых органов вменяют в обязанность предприятию оборудовать такое место, обозначив его соответствующей табличкой. В противном случае грозят ежемесячно налагать штраф за невыполнение этого требования.

Возникает вопрос: у нас в стране идет борьба с курением или, наоборот, с некурением. Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно, а повальное штрафование в последнее время субъектов за отсутствие табличек «Куріння заборонено!» или «Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров’ю!» настораживает. И сумма штрафа ведь далеко не символическая. Давайте разберемся в этом вопросе.

Анна ВИНОГРАДОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Что говорит Закон

В последнее время количество штрафов за несоблюдение требований Закона № 481 в части отсутствия таблички, запрещающей или, наоборот, разрешающей курить в том или ином помещении, неуклонно растет. Понятно, что найден еще один легкий способ пополнения бюджета (причем без особых трудозатрат и сразу на немалую сумму), поэтому всем субъектам хозяйствования нужно быть начеку.

Для того чтобы лучше было воспринимать информацию, приведем законодательную норму, которой установлено данное требование (см. «Как должны быть обозначены места для курения и места, где курение запрещено» на с. 60).

 

Как должны быть обозначены места для курения и места, где курение запрещено

Извлечение из ст. 152 Закона № 481

«Статья 152. Ограничения по потреблению пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и табачных изделий

<…>

Запрещается курение табачных изделий:

1) в лифтах и таксофонах;

2) в заведениях здравоохранения;

3) в учебных и образовательно-воспитательных заведениях;

4) на детских площадках;

5) на спортивных площадках;

6) в подъездах жилых домов;

7) в подземных переходах;

8) в общественном транспорте (включая транспорт международного сообщения).

Запрещается, кроме специально отведенных для этого мест, курение табачных изделий:

1) в заведениях общественного питания;

2) в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений;

3) в помещениях заведений культуры;

4) в помещениях закрытых спортивных сооружений;

5) в помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

В местах и заведениях, где курение запрещено, должна быть размещена наглядная информация, состоящая из графического знака о запрете курения и текста следующего содержания: «Куріння заборонено!».

В специально отведенных для курения местах размещается наглядная информация, состоящая из соответствующего графического знака и текста следующего содержания: «Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров'ю!».

В заведениях общественного питания отводится не менее 50 процентов площади торговых залов таких заведений для обслуживания некурящих лиц.

Собственник либо уполномоченные им лица или арендаторы соответствующих сооружений, отдельных помещений обязаны отвести специальные места для курения, оборудованные вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма, а также разместить наглядную информацию о расположении таких мест и о вреде, наносимом здоровью человека курением табачных изделий.

В местах для курения должны быть размещены прямоугольный графический знак с текстом следующего содержания: «Место для курения» и информация о вреде, который наносит здоровью человека курение табачных изделий, с текстом следующего содержания: «Куріння шкодить Вашому здоров'ю!».

На время проведения массовых мероприятий сельские, поселковые и городские советы в пределах соответствующей административной территории могут запретить либо ограничить потребление пива (кроме пива в пластиковой таре), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и курение табачных изделий».

<…>

«Статья 17. Ответственность за нарушение норм настоящего Закона

К субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в виде штрафов в случае:

<…>

необорудования специально отведенных для курения мест и неразмещения наглядной информации, предусмотренной статьей 152 настоящего Закона, — 3400 гривень;».

 

Прежде всего начнем с той ситуации, с которой к нам обратился читатель (см. преамбулу данной статьи). По всей видимости, представители налоговых органов «вырвали» из контекста ст. 152 Закона № 481 один абзац, где сказано, что собственник или уполномоченные им лица или арендаторы соответствующих сооружений, отдельных помещений обязаны отвести специальные места для курения. При этом проверяющие совершенно не обращают внимание, что ст. 152 Закона № 481 говорит об ограничении потребления табачных изделий, разграничивая места, где курение категорически запрещено и не разрешается ни при каких обстоятельствах (в частности, в общественном транспорте), и места, где курение разрешается только в строго отведенных для этого местах (если такое место не отведено, значит, по общему определению здесь курить нельзя). Заставить субъекта хозяйственной деятельности отводить специальное место для курения никто не вправе.

Действующее законодательство стоит на защите интересов некурящих людей, заставляя, например, заведения общественного питания в обязательном порядке отводить не менее 50 % общей площади торговых залов для обслуживания людей, которые не курят. Если владелец ресторана примет решение о том, что в его заведении не курят, то он отведет 100 % от общей площади под обслуживание некурящих людей. И никто, повторимся, не вправе заставить его оборудовать места для курения.

Итак, по общему правилу, в помещениях общественного питания, помещениях учреждений культуры, любых других помещениях субъектов хозяйствования всех форм собственности курить запрещено. Если владелец или арендатор помещения хочет разрешить курение на своей территории, то он должен специально оборудовать для этого место с соответствующей табличкой и вытяжной вентиляцией.

 

Кто и как должен соблюдать «табачные» требования

В ст. 152 Закона № 481 говорится, что курение запрещено, кроме специально отведенных для этого мест, в том числе в помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Прежде всего по данному поводу не стоит расслабляться физическим лицам — предпринимателям, так как согласно ст. 51 ГКУ к предпринимательской деятельности физических лиц применяются нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность юридических лиц, если иное не установлено законом и не следует из сути отношений. Требования Закона № 481 распространяются на физических лиц — предпринимателей, поэтому они должны выполнять и требования данного Закона по «табачным» местам.

Далее хотим обратить внимание, что в Законе № 481 сказано, что курение запрещено в помещениях субъекта хозяйствования. При этом проверяющие считают, что чуть ли не в каждой комнате должен быть соответствующий знак (запрещающий или разрешающий курение). В ст. 152 Закона № 481 сказано, что в местах и заведениях, где курение запрещено, должна быть наглядная информация, которая состоит из графического знака о запрете курения и текста такого содержания «Куріння заборонено!». На наш взгляд, размещать в каждой комнате здания знак о том, что курение здесь запрещено, необязательно. Достаточно при входе в заведение (помещение) или внутри него на видном месте разместить один знак. Похоже, что к такому выводу приходит и Госкомпредпринимательства, который в письме от 04.10.11 г. № 7779 указал, что, если в помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности курение табачных изделий запрещено, в таких заведениях должна быть размещена наглядная информация, состоящая из графического знака о запрете курения и текста следующего содержания: «Куріння заборонено!».

И хотя вывод Госкомпредпринимательства вряд ли можно назвать однозначным, на наш взгляд, именно это его представители и хотели сказать: субъекту хозяйствования достаточно один раз обозначить, что в этом заведении не курят. Если внутри здания отдельные помещения сдаются в аренду, то арендаторам целесообразно в занимаемых ими помещениях также разместить знаки о запрете курения, так как ответственность возлагается как на собственников, так и на арендаторов помещений.

Также следует обратить внимание на то, что согласно Национальному стандарту № 2 помещение — это пространство, ограниченное со всех сторон защитными конструкциями: стенами (в том числе с окнами и дверьми) с крышей (перекрытием) и полом. В связи с этим арендаторам части пространства, не являющегося отдельным помещением (например, определенное количество квадратных метров в торговом центре), выполнять данные требования не нужно. К такому выводу пришел и Окружной административный суд г. Киева в постановлении от 12.01.11 г. по делу № 2а-17367/10/2670.

Те субъекты хозяйствования, которые уже оштрафованы за отсутствие «табачных» табличек, но готовы оспаривать решение проверяющих, могут попытаться строить свою защитную позицию на том, что Закон № 481 определяет основные принципы государственной политики относительно регулирования производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, обеспечения их высокого качества и защиты здоровья граждан, а также усиления борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольных напитков и табачных изделий на территории Украины. В ст. 17 Закона № 481, где приведены размеры штрафных санкций, сказано, что за нарушение норм данного Закона относительно производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями должностные лица и граждане привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству. Иными словами, отстаивать свою позицию можно на том, что требования Закона № 481 распространяются на субъектов, занятых в этой сфере. Данный аргумент нельзя назвать безупречным, поэтому субъектам лучше разместить «табачные» знаки, чтобы впоследствии не отстаивать свои права в суде.

 

Требования к «табачным» знакам

В Законе № 481 нет каких-либо инструкций по поводу того, как должен выглядеть графический знак, сопровождающий табличку о запрете курения либо табличку об отведенном для курения месте. Говорится лишь о том, что они должны иметь прямоугольную форму. Для этих целей можно обратиться к Техническому регламенту, в Приложении 1 которого знак, запрещающий курение, обозначен как круг, в котором перечеркнута дымящаяся сигарета. При этом согласно п. 25 Технического регламента знаки запрета, приведенные в Приложении 1, должны иметь круглую форму с черной пиктограммой на белом фоне, край и поперечина (слева направо под углом 45 градусов к горизонтали) — красные. Красный цвет безопасности должен составлять не менее чем 35 % общей площади знака. Данный знак должен обязательно содержать надпись «Куріння заборонено!».

В местах, специально отведенных для курения, можно использовать аналогичный знак, но с не перечеркнутой сигаретой, под которым делается надпись «Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров’ю!». Причем, так как это не запрещающий, а наоборот, разрешающий знак, красный цвет необязателен.

Еще раз скажем, что непосредственно в Законе № 481 требования к графическому изображению знаков не приведены, поэтому, если они будут черно-белыми, то это не должно рассматриваться как нарушение. А вот с надписями лучше не импровизировать, а писать так, как сказано в Законе № 481 (а не, к примеру, «Палити заборонено», «Паління заборонено», «Курить запрещено» или, тем более, «No smoking»). Причем к надписям, отличающимся от предусмотренных Законом № 481, но сделанным на украинском языке, суды относятся лояльно (например, постановление Донецкого окружного административного суда от 20.06.11 г. по делу № 2а/0570/7951/2011), а к надписям на других языках (русском или английском) суды беспощадны (например, постановление Донецкого окружного административного суда от 30.05.11 г. по делу № 2а/0570/6513/2011).

 

Размер и порядок применения штрафных санкций

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона № 481 на субъектов хозяйствования за необорудование специально отведенных для курения мест и неразмещение наглядной информации, предусмотренной ст. 152данного закона, налагается штраф в размере 3400 грн.

Итак, субъекта могут оштрафовать за то, что он либо не оборудовал место для курения (если субъект разрешает курение в этом месте) и не разместил разрешающую «табачную» табличку, либо не разместил наглядную информацию о запрете курения в тех местах или заведении, где это запрещено. Причем если субъект допустил сразу несколько из перечисленных нарушений, то штраф на него налагается один (3400 грн.), а не 3400 грн. кратно количеству нарушений. Так, например, в постановлении Окружного административного суда г. Киева от 16.12.10 г. по делу № 2а-17221/10/2670 (в ходе апелляционного обжалования оставлено без изменений согласно постановлению Киевского апелляционного административного суда от 24.02.11 г.) сделан вывод, что начисление штрафных санкций согласно ст. 17 Закона № 481 предусмотрено как за невыполнение каждого отдельного требования (необорудование места для курения; неразмещение наглядной информации о месте для курения и о причиняемом вреде здоровью человека; неразмещение наглядной информации о запрете курения), так и за невыполнение одновременно всех этих требований. Во всех случаях на плательщика налагается штраф, максимальный размер которого составляет 3400 грн.

Решение о взимании данного штрафа принимается органами государственной налоговой службы и/или органом, который выдал лицензию на право производства и торговли спиртом, алкогольными напитками и табачными изделиями, и другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции, определенной законами Украины (ч. 4 ст. 17 Закона № 481). Причем у органов налоговой службы данные полномочия появились лишь с 1 января 2011 года*.

* Согласно изменениям, внесенным в Закон № 481 Законом № 2756.

В случае невыполнения субъектом хозяйствования данных решений сумма штрафа взыскивается на основании решения суда. Действия органов, которые имеют право контроля за реализацией норм Закона № 481, могут быть обжалованы в месячный срок в судебном порядке.

Итак, подытоживая, делаем вывод, что лучше выполнить данное требование законодательства, тем более что это не так сложно, нежели потом спорить с проверяющими, в том числе и в судебном порядке.

 

Документы статьи

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 2756 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.10 г. № 2756-VI.

Национальный стандарт № 2 — Национальный стандарт № 2 «Оценка недвижимого имущества», утвержденный постановлением КМУ от 28.10.04 г. № 1442.

Технический регламент — Технический регламент знаков безопасности и защиты здоровья работников, утвержденный постановлением КМУ от 25.11.09 г. № 1262.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше