Темы статей
Выбрать темы

НДС-регистрация: по новым правилам

Редакция БН
Статья

НДС-РЕГИСТРАЦИЯ:

по новым правилам

 

Одной из существенных новаций Налогового кодекса является введение ответственности в виде штрафных санкций (ст. 117) за нарушение порядка регистрации в качестве плательщика налога, если такая регистрация является обязательной. Безусловно, регистрация в качестве плательщика НДС заслуживает особого внимания, поскольку имеет ряд нюансов.

Недавно ГНАУ утвердила новое Положение, которым установлен порядок такой регистрации. Как и обещали, в этой статье мы расскажем об основных изменениях в правилах НДС-регистрации.

Николай ШПАКОВИЧ, заместитель главного редактора

 

Плательщики НДС

Согласно

п. 180.1 НКУ и п. 5 Положения № 978 плательщиком НДС является лицо*, соответствующее следующим критериям:

— осуществляет хозяйственную деятельность и регистрируется по своему добровольному решению;

— зарегистрировано или подлежит регистрации;

— ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению;

— ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без создания юридического лица;

— является управляющим имуществом;

— проводит операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства;

— уполномочено вносить налог с объектов налогообложения, возникающих в результате поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности в порядке, установленном Кабмином.

* В соответствии с п.п. 14.1.139 НКУ физическое лицо, находящееся на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства согласно законодательству, не является лицом для целей обложения НДС и не может быть плательщиком НДС. На это обратила внимание ГНАУ в письме от 12.01.11 г. № 674/7/16-1417.

Кроме того, в

НКУ упоминаются случаи, когда НДС должны уплачивать лица, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС.

Так, в

п. 181.2 НКУ предусмотрено: если лица, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС, ввозят товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, такие лица уплачивают НДС при таможенном оформлении товаров без регистрации в качестве плательщики НДС.

А при получении услуг от нерезидента, если место поставки услуг расположено на таможенной территории Украины, лицом, ответственным за начисление и уплату НДС, является получатель услуг (

п. 180.2 НКУ). При этом получатель услуг приравнивается к зарегистрированному плательщику НДС (п. 208.5 НКУ),
т. е. без обязательной регистрации его в качестве плательщика НДС. Такие «ответственные лица» имеют права, выполняют обязанности и несут ответственность, предусмотренные законодательством для плательщиков НДС (п. 180.3 НКУ).

Для выполнения обязанностей по уплате НДС такими «условными» плательщиками предусмотрена отдельная форма отчетности —

расчет налоговых обязательств получателя услуг в виде приложения к декларации по НДС (п. 208.4 НКУ).

Таким образом, получатель услуг от нерезидента, который является плательщиком НДС, как и ранее, отражает НДС по таким услугам в декларации по НДС (

п. 208.3 НКУ), а получатель услуг, не зарегистрированный в качестве плательщика НДС, будет декларировать обязательство в специальном расчете.

В других случаях уплата НДС осуществляется только лицами, соответствующими указанным выше критериям и

зарегистрированными в качестве плательщиков НДС (п. 2 разд. ІІІ Положения № 978).

В соответствии с

п. 1 разд. ІІІ Положения № 978 регистрация лиц в качестве плательщиков НДС производится путем внесения записей в Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость (далее — Реестр).

 

Обязательная регистрация

Основания для регистрации.

Требования по обязательной регистрации лиц в качестве плательщиков налога изложены в п. 181.1 НКУ, где предусмотрено, что лицо, у которого общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС)**, обязано зарегистрироваться в качестве плательщика НДС в налоговом органе по своему местонахождению (местожительству). Это требование не распространяется на плательщиков единого налога.

** Как и ранее, в своих разъяснениях, размещенных в Единой базе налоговых знаний на сайте ГНАУ www.sta.gov.ua, налоговики настаивают на следующем: при определении общего объема налогооблагаемых операций отчетного периода для регистрации (обязательной, добровольной) в качестве плательщика НДС учитываются объемы операций, которые подлежат налогообложению по основной ставке НДС, нулевой ставке НДС, освобождены и временно освобождены от обложения НДС. То есть не учитываются только операции, не являющиеся объектом налогообложения.

Следует заметить: в

ч. 6 п. 180.1 НКУ предусмотрено, что лицо, осуществляющее операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства, является плательщиком НДС независимо от того, достигает ли оно общей суммы налогооблагаемых операций 300 тыс. грн., а также независимо от того, какой режим налогообложения использует такое лицо согласно законодательству. Однако прямого требования по обязательной регистрации в качестве плательщиков НДС такими лицами ни в НКУ, ни в Положении № 978 нет.

Поэтому, на наш взгляд, можно утверждать, что на сегодняшний день законодательно установлено только одно требование для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС — превышение 300-тысячного предела. Соответственно, и штрафные санкции, предусмотренные

ст. 117 НКУ за нарушение установленного порядка взятия на учет плательщиков налогов, могут применяться только к таким лицам.

В других случаях

НКУ хотя и определяет лиц в качестве плательщиков НДС, однако не требует обязательной их регистрации плательщиками НДС.

Процедура регистрации.

Если лицо подлежит обязательной регистрации, то Регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость по ф. № 1-ПДВ (далее — Регистрационное заявление) подается в орган ГНС по месту регистрации не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций 300 тыс. грн. (п. 183.2 НКУ, п.п. «а» п. 7 разд. ІІІ Положения № 978).

Регистрационное заявление обязательно должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. Все разделы регистрационного заявления подлежат заполнению.

В разд. 19 Регистрационного заявления указывается способ получения свидетельства о такой регистрации — по почте или непосредственно в налоговом органе.

Следует обратить внимание на требования в отношении лиц, которые должны подавать регистрационное заявление. В

п. 183.7 НКУ и п.п. 5.1 разд. ІІІ Положения № 978 предусмотрено, что Регистрационное заявление подается лично физическим лицом (предпринимателем) или непосредственно руководителем юридического лица — плательщика налогов (в обоих случаях с документальным подтверждением личности и полномочий). Получается, что другие работники или доверенные лица не имеют права подать Регистрационное заявление, что, на наш взгляд, противоречит положениям ст. 19 «Представители плательщика налогов» НКУ и гл. 17 ГКУ «Представительство».

В соответствии с

п. 183.9 НКУ орган ГНС обязан выдать заявителю либо отправить по почте (с уведомлением о вручении) Свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость по ф. № 2-ПДВ (далее — Свидетельство) в течение 10 рабочих дней с даты поступления Регистрационного заявления.

Когда лицо становится плательщиком НДС

. В п. 183.10 НКУ предусмотрено, что лицо, подлежащее обязательной регистрации в качестве плательщика НДС, считается плательщиком НДС с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут объем налогооблагаемых операций 300 тыс. грн., причем без права на отнесение сумм налога в налоговый кредит и получение бюджетного возмещения до момента регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.

Заметим, что в соответствии с

п. 13 разд. ІІІ Положения № 978 датой регистрации лица в качестве плательщика НДС, которая вносится в Реестр и указывается в Свидетельстве, является дата, соответствующая дате осуществления записи в Реестре о такой регистрации или желаемому дню регистрации .

То есть с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором превышен 300-тысячный предел, плательщик будет считаться плательщиком НДС, а в Свидетельстве, которое он может получить только в конце такого месяца (10 календарных дней на подачу заявления + 10 рабочих дней на выдачу Свидетельства), будет указана дата регистрации, которая будет соответствовать дате внесения записи в Реестр.

Похоже, что в течение периода регистрации такой плательщик должен будет начислять только налоговые обязательства без права на налоговый кредит (по существу, уплатить налог с оборота 20 %). Поэтому такому плательщику выгоднее при приближении суммы выручки к 300-тысячному пределу добровольно зарегистрироваться в качестве плательщика НДС или после превышения вообще прекратить деятельность до момента регистрации.

 

Добровольная регистрация

Основания для регистрации.

Лица, которые в соответствии с п. 181.1 НКУ не являются плательщиками налога (объемы налогооблагаемых операций меньше 300 тыс. грн. за предыдущие 12 месяцев), могут добровольно зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС только в том случае, если объемы поставки товаров/услуг другим плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев совокупно составляют не менее 50 % общего объема поставки (п. 182.1 НКУ, п. 4 разд. ІІІ Положения № 978).

Порядок определения такого показателя в

Положении № 978 четко не определен. Поэтому, на наш взгляд, плательщик самостоятельно должен рассчитать этот показатель исходя из данных о регистрации покупателей в качестве плательщиков НДС (такую информацию можно получить на официальном сайте ГНАУ www.sta.gov.ua в разделе «Базы данных ГНС плательщиков НДС»).

Следует обратить внимание и на порядок определения периода (12 месяцев), в течение которого этот показатель рассчитывается.

Похоже, что вновь созданные лица, зарегистрированные в течение менее чем 12 месяцев, не смогут подать Регистрационное заявление, ведь у них нет данных об объемах поставки за 12 месяцев.

А вот лица, которые зарегистрированы в течение более чем 12 календарных месяцев, на наш взгляд, могут учитывать данные и за период до вступления в силу

НКУ (до 01.01.11 г.), поскольку никаких ограничений по расчету такого показателя только с 01.01.11 г. в Порядке № 978 нет. Причем мы считаем, что для расчета можно брать и неполные календарные месяцы. Например, лицо, зарегистрированное в качестве субъекта хозяйствования в феврале 2010 года, может подать Регистрационное заявление для добровольной регистрации уже в феврале 2011 года, ведь оно может рассчитать объем поставки плательщикам НДС за 12 календарных месяцев (февраль 2010 года — январь 2011 года).

Процедура

регистрации. Для добровольной регистрации Регистрационное заявление подается в орган ГНС не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такое лицо будет считаться плательщиком НДС (п. 183.3 НКУ, п.п. «б» п. 7 разд. ІІІ Положения № 978).

В

п. 183.5 НКУ и п. 8 разд. ІІІ Положения № 978 предусмотрено, что лицо, регистрирующееся добровольно, в Регистрационном заявлении (разд. 18) может указать желаемый (запланированный) день регистрации в качестве плательщика НДС, соответствующий дате начала проведения операций или дате начала налогового периода (календарный месяц), с которого заявитель будет считаться плательщиком НДС и иметь право на выписку налоговых накладных.

Если в течение срока со дня подачи Регистрационного заявления до желаемого дня регистрации у лица возникнут обстоятельства, при которых регистрация в качестве плательщика НДС является обязательной, такое лицо обязано подать повторное Регистрационное заявление в сроки, определенные для обязательной регистрации (

п. 8.1 Положения № 978).

При отсутствии оснований для отказа в регистрации в качестве плательщика НДС налоговый орган обязан выдать или направить по почте Свидетельство не позднее следующего рабочего дня после желаемого (запланированного) дня регистрации или в течение 10 рабочих дней с даты поступления Регистрационного заявления, если желаемый день регистрации в заявлении не указан или такой день наступает ранее даты, приходящейся на последний день срока, установленного для регистрации в качестве плательщика НДС.

 

Переход: упрощенная система

→ общая система

Основания для регистрации.

Специальные основания для регистрации в качестве плательщиков НДС лиц, которые переходят с упрощенной системы налогообложения на общую, ни в НКУ, ни в Положении № 978 не определены.

В

п. 183.4 НКУ, определяющем процедуру регистрации таких лиц в качестве плательщиков НДС, речь идет о том, что их регистрация в качестве плательщиков НДС осуществляется при условии, когда они соответствуют требованиям п. 181.1 НКУ (имеются основания для обязательной регистрации) или требованиям п. 182.1 НКУ (имеются достаточные основания для добровольной регистрации).

Если рассматривать только положение

п. 183.4 НКУ, можно сделать вывод, что плательщики единого налога, у которых объем налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев превысил 300 тыс. грн. (без учета НДС), при переходе на общую систему обязаны зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС. Не исключено, что именно так его будут трактовать налоговики исходя из фискальных соображений.

Однако, на наш взгляд, такой вывод является ошибочным, ведь требование об обязательной регистрации, указанное в

п. 181.1 НКУ, не касается плательщиков единого налога. На это указано в самом п. 181.1 НКУ.

Кроме того, в

п. 18 подразд. 2 разд. ХХ НКУ имеется специальная норма для таких плательщиков, предусматривающая, что лица, которые перешли на общую систему налогообложения с упрощенной системы налогообложения и не были зарегистрированы в качестве плательщиков НДС, подлежат обязательной регистрации в качестве плательщиков НДС с учетом требований п. 181.1 ст. 181 НКУ, однако объем налогооблагаемых операций определяется начиная с периода перехода на общую систему налогообложения.

То есть объем налогооблагаемых операций, который может стать основанием для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС, определяется начиная с периода перехода на общую систему налогообложения.

Таким образом, на наш взгляд, в

п. 183.4 НКУ речь идет о порядке добровольной регистрации в качестве плательщиков НДС лиц, переходящих с упрощенной системы налогообложения на общую. Об этом свидетельствуют и положения п. 183.5 НКУ, где предусмотрено, что лица, указанные в пп. 183.3 и 183.4 НКУ, могут указать в заявлении желаемый (запланированный) день регистрации в качестве плательщиков налога.

Процедура регистрации.

В п. 183.4 НКУ и в п. 6.1 разд. ІІІ Положения № 978 предусмотрено, что лица, переходящие на общую систему налогообложения с упрощенной системы, подают Регистрационное заявление одновременно с подачей заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения. Датой перехода указанных лиц на общую систему налогообложения является дата их регистрации в качестве плательщиков НДС.

Заметим, что порядок перехода на упрощенную систему налогообложения и отказа от нее устанавливается не

НКУ, а Указом № 746. Так, в абз. 7 ст. 4 Указа № 746 предусмотрено, что отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и возврат к ранее установленной системе налогообложения субъекты малого предпринимательства могут осуществлять с начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала) в случае подачи соответствующего заявления в органы ГНС не позднее чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного (налогового) периода (квартала).

Следовательно, в общем случае лицо, переходящее с упрощенной системы на общую, должно подать Регистрационное заявление не позднее чем за 15 дней до начала квартала, с которого осуществляется переход (вместе с заявлением об отказе от упрощенной системы). При этом датой регистрации в качестве плательщиков НДС таких лиц является первое число квартала, с которого осуществляется переход на общую систему налогообложения.

В

п.п. 6.2 разд. ІІІ Положения № 978 установлены специальные сроки подачи Регистрационного заявления для лиц, которые, находясь на упрощенной системе налогообложения, превысили ограничение по объему выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, установленное ст. 1 Указа № 746 (для физических лиц — 500 тыс. грн, для юридических лиц — 1 млн грн.).

В соответствии с такими специальными правилами Регистрационное заявление должно быть подано (направлено) налоговому органу:

физическим лицом — не позднее 20 календарного дня с момента превышения;

юридическим лицом не позднее:

— чем за 15 дней до начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала), в котором произошло превышение, если превышение произошло в первом или втором месяце отчетного периода (квартала);

— 20-го календарного дня после окончания отчетного периода (квартала), в котором произошло превышение, если превышение произошло в третьем месяце отчетного периода (квартала).

Заметим, что эти требования «перекочевали» в

п. 6.2 разд. ІІІ Положения № 978 из п. 6.1 Положения № 758 (до 13.12.10 г. аналогичные положения были в п. 12.1 предыдущей редакции), в частности, в нем идет речь о возможности отправить по почте Регистрационное заявление, что не предусмотрено в НКУ, однако главная проблема не в этом.

В

письме ГНАУ от 26.05.10 г. № 6003/5/16-1116 сделан вывод, что «моментом превышения» нужно считать «календарную дату зачисления денежных средств»*. Поэтому не исключено, что, ссылаясь на «устаревшие» правила, налоговики будут требовать от физических лиц — единоналожников, которые превысили предельный объем выручки, подавать Регистрационное заявление в течение 20 дней с календарного дня поступления средств, которые привели к такому превышению, а за нарушение таких сроков применять штрафные санкции, предусмотренные ст. 117 НКУ.

* Подробнее см. ком. «НДС-разъяснения от ГНАУ: проценты по депозиту; регистрационное заявление от единоналожников» // «БН», 2010, № 28, с. 4, а также статью «НДС-регистрация: как зарегистрироваться своевременно» // «БН», 2010, № 30, с. 36.

На наш взгляд, такой подход абсолютно незаконен.

Во-первых, ни в

НКУ, ни в Указе № 746 не предусмотрено специальных правил для перехода с упрощенной системы на общую для плательщиков, превысивших предельный размер выручки.

То есть заявление об отказе от упрощенной системы и Регистрационное заявление необходимо подавать в общем порядке. Единственное исключение, которое может быть сделано (как для юридических, так и для физических лиц), — это ситуация, когда превышение происходит в конце квартала. В таком случае абсолютно справедливой является норма, предусмотренная для юридических лиц, — возможность подать Регистрационное заявление в течение 20 дней после окончания квартала, в котором произошло превышение. Хотя стоит отметить, что такой срок подачи Регистрационного заявления в

НКУ не установлен, соответственно, и штрафные санкции за его нарушение не могут применяться.

Во-вторых, как мы уже отмечали выше, в

п. 183.4 НКУ речь идет о возможности подачи Регистрационного заявления лицом, которое отказывается от упрощенной системы (независимо от причины), а не о его обязанности подать Регистрационное заявление. Ведь регистрация таких лиц в качестве плательщиков НДС в соответствии с положениями НКУ является добровольной.

Напомним: в

п. 183.5 НКУ предусмотрено, что такие лица могут указать в заявлении желаемый (запланированный) день регистрации в качестве плательщика налога.

Порядок выдачи Свидетельства такой же, как и при добровольной регистрации.

 

Переход: общая система

→ упрощенная система с НДС

В соответствии с

п.п. 6.3 разд. ІІІ Положения № 978 не зарегистрированное в качестве плательщика НДС юридическое лицо, которое переходит на упрощенную систему налогообложения и избрало ставку единого налога 6 %, согласно ст. 3 и 6 Указа № 746 подлежит обязательной регистрации в качестве плательщика НДС начиная с первого числа того отчетного периода (квартала), с которого осуществлен переход на упрощенную систему налогообложения.

Однако если такое лицо не подпадает под определение плательщика НДС согласно

п. 180.1 НКУ и п. 5 разд. I Положения № 978 или имеются основания для аннулирования регистрации плательщика НДС в соответствии с п. 1 разд. V этого Положения, налоговый орган отказывает такому лицу в регистрации в качестве плательщика НДС и применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по ставке единого налога 6 %. Такие лица могут перейти на упрощенную систему налогообложения только по ставке 10 %.

Регистрационное заявление должно быть подано в налоговый орган одновременно с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 %, но не позднее, чем за 15 дней до начала отчетного периода (квартала), с которого осуществляется такой переход (

п.п. 6.3 разд. ІІІ Положения № 978).

Порядок выдачи Свидетельства такой же, как и при добровольной регистрации.

Для наглядности приведем сроки подачи Регистрационного заявления, установленные для рассмотренных ситуаций, в виде таблицы.

 

Сроки подачи Регистрационного заявления

Основание для регистрации

Когда подается Регистрационное заявление

Обязательная регистрация (лицо не является плательщиком единого налога)

Не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций 300 тыс. грн.

Добровольная регистрация

Не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такие лица будут считаться плательщиками НДС

Лицо переходит с упрощенной системы налогообложения на общую (не превышен предельный объем выручки единоналожника)

Одновременно с заявлением о переходе на общую систему

Лицо переходит с упрощенной системы налогообложения на общую (превышен предельный объем выручки единоналожника)

Физическим лицом — предпринимателем — не позднее 20 календарного дня с момента превышения(1).
Юридическим лицом не позднее:
— чем за 15 дней до начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала), в котором произошло превышение, если превышение произошло в первом или втором месяце отчетного периода (квартала);
20-го календарного дня после окончания отчетного периода (квартала), в котором произошло превышение, если превышение произошло в третьем месяце отчетного периода (квартала) (1)

Юридическое лицо переходит на упрощенную систему и избрало ставку единого налога 6 %

Не позднее чем за 15 дней до начала отчетного периода (квартала), с которого осуществляется такой переход

(1) Такой срок подачи Регистрационного заявления не предусмотрен в НКУ, поэтому, на наш взгляд, штрафные санкции за его нарушение не могут применяться.

 

Когда в регистрации могут отказать

В

п. 10 разд. ІІІ Положения № 978 предусмотрено, что в течение 10 рабочих дней со дня получения Регистрационного заявления налоговый орган может обратиться к лицу с письменным предложением подать новое заявление, если в предыдущем будут обнаружены следующие недостатки:

— не указаны обязательные реквизиты;

— предоставлены недостоверные или неполные данные (кроме раздела 15 такого заявления);

— оно не скреплено печатью заявителя;

— оно не подписано заявителем (для физических лиц), ответственным лицом заявителя (для юридических лиц) либо лицом, имеющим документально подтвержденные полномочия на подпись Регистрационного заявления от лица, регистрирующегося в качестве плательщика НДС.

Налоговый орган может отказать в регистрации в качестве плательщика НДС, если установит следующие обстоятельства (

п. 183.8 НКУ, п. 10 разд. ІІІ Положения № 978):

— лицо не осуществляет поставку товаров/услуг (

ст. 180 НКУ);

— объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев составляют менее 300 тыс. грн. (

п. 181.1 НКУ);

— доля поставок плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев менее 50 % (

п. 182.1 НКУ);

— Регистрационное заявление подано ненадлежащим лицом (не самим предпринимателем, не руководителем юридического лица, как это предусмотрено в

п. 183.7 НКУ);

— имеются основания для аннулирования регистрации согласно

ст. 184 НКУ.

Если при рассмотрении Регистрационного заявления такие обстоятельства не установлены, то орган ГНС не может отказать в регистрации в качестве плательщика НДС.

 

Перерегистрация

Общая процедура.

Перерегистрация плательщика НДС производится и Свидетельство подлежит замене в случае возникновения изменений в данных плательщика, которые не связаны с прекращением юридического лица, и касаются:

— кода ЕГРПОУ или налогового номера, предоставляемого налоговыми органами;

— наименования (фамилии, имени, отчества);

— местонахождения (местожительства) плательщика НДС.

Также по процедуре перерегистрации производится замена Свидетельства в случае преобразования (реорганизации) юридического лица, если датой его госрегистрации является дата госрегистрации прекращенного (реорганизованного) юрлица.

Для перерегистрации плательщик НДС обязан подать в орган ГНС, в котором он состоит на учете, в 20-дневный срок после возникновения изменений дополнительное Регистрационное заявление с отметкой в поле «

Перерегистрация» и указать причину перерегистрации. К такому заявлению должны быть приложены Свидетельство и все его заверенные копии.

В новом Свидетельстве (с новым номером)

дата регистрации в качестве плательщика НДС не меняется. Датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства является последний день срока в 10 рабочих дней со дня получения дополнительного Регистрационного заявления или (по заявлению плательщика) дата внесения соответствующей записи в Реестр.

Соответственно отсчет срока, в течение которого лицо является плательщиком НДС, в частности, для определения права на бюджетное возмещение (

п. 200.5 НКУ), начинается с даты регистрации плательщика НДС, а не с даты начала действия нового Свидетельства.

В период перерегистрации плательщик использует реквизиты старого Свидетельства. При необходимости на этот период налоговый орган возвращает плательщику старое Свидетельство и необходимое количество заверенных копий со специальными записями о сроке его действия.

Переход в другую ГНИ

. Если изменяется местонахождение (местожительство) плательщика НДС, что сопровождается переходом на учет в другой налоговый орган, то замена Свидетельства осуществляется в два этапа.

1. На основании дополнительного Регистрационного заявления с отметкой «

Перерегистрация», подаваемого в орган ГНС по предыдущему месту регистрации в 20-дневный срок после возникновения изменений (изменения местонахождения), плательщику выдается «временное» Свидетельство, в котором указывается срок действия, — дата окончания 30 дней, следующих за днем, до которого будет состоять на учете плательщик НДС в налоговом органе по предыдущему местонахождению.

Такое «временное» Свидетельство не выдается, если срок пребывания плательщика НДС на учете в таком органе не будет превышать одного месяца после регистрации изменения местонахождения (местожительства).

2. После взятия на учет в налоговом органе по новому местонахождению (местожительству) плательщик НДС обязан в 20-дневный срок подать в этот налоговый орган дополнительное Регистрационное заявление с отметкой «Изменение местонахождения» для замены «временного» Свидетельства.

Замена испорченного Свидетельства

. Вместо испорченного, изношенного или утерянного Свидетельства выдается новое Свидетельство.

Для замены испорченного Свидетельства плательщик подает в налоговый орган дополнительное Регистрационное заявление с отметкой «

Перерегистрация» с указанием причины «в связи с порчей Свидетельства», а также Свидетельство и все его заверенные копии.

При утере Свидетельства плательщик подает в налоговый орган дополнительное Регистрационное заявление с отметкой

«Перерегистрация» и указанием причины «в связи с утерей Свидетельства», а также все заверенные копии Свидетельства и пояснения за подписью плательщика НДС (для физических лиц) либо руководителя плательщика НДС (для юридических лиц) по поводу утери Свидетельства.

Новое Свидетельство выдается в таком же порядке, как и при регистрации. При этом дата регистрации в качестве плательщика НДС не изменяется.

Изменение формы Свидетельства.

Перерегистрация плательщика НДС и замена Свидетельства не являются обязательными в связи с изменением формы Свидетельства (п. 4.7 разд. IV Положения № 978).

Также перерегистрация плательщика НДС не является обязательной в связи с изменением наименования либо реорганизацией налогового органа (слияние, присоединение, выделение, деление, преобразование), при которых осуществляются снятие с учета плательщика НДС в одном налоговом органе и взятие на учет в другом.

В таких случаях по заявлению плательщика Свидетельство может быть заменено в таком же порядке, как и при перерегистрации.

На этом заканчиваем. В предложенной статье мы не рассмотрели разделы V «Аннулирование регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость» и VI «Регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость в качестве субъектов специального режима налогообложения» Положения № 978, которые заслуживают отдельного освещения. В ближайшее время мы к ним вернемся и подробно проанализируем их.

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Положение № 978

— Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 22.12.10 г. № 978.

Положение № 758

— Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79, в редакции приказа от 30.09.10 г. № 758 (утратило силу с 14.01.11 г.).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше