Темы статей
Выбрать темы

Экологический налог: правила работы по Налоговому кодексу

Редакция БН
Статья

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ:

правила работы по Налоговому кодексу

 

С 01.01.11 г. сбор за загрязнение окружающей природной среды заменил собой экологический налог. По своей сути этот налог во многом подобен сбору и является его правопреемником. Но имеются и принципиальные нововведения. В частности, теперь в вопросе уплаты сбора за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками загрязнения лицами, ответственными за его уплату, являются продавцы топлива.

Эту статью посвятим рассмотрению основных моментов взимания экологического налога.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Плательщики эконалога

В соответствии с

п.п. 14.1.57 НКУ экологический налог (далее — эконалог) — это общегосударственный обязательный платеж, который взимается с фактических объемов выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, временно хранящихся их производителями, фактического объема образованных радиоактивных отходов и с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года.

Этот налог заменил собой сбор за загрязнение окружающей среды (далее — экосбор). Уплачивается этот налог по правилам, установленными

разделом VIII НКУ.

Начнем рассмотрение уплаты эконалога с того, что круг плательщиков этого налога практически не отличается от плательщиков экосбора, определенных в

п. 2.1 Инструкции № 162. Так, плательщиками эконалога (как и ранее экосбора) являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, которые при проведении деятельности на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляют:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, а также передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива (п.п. 240.1.1, п. 240.2 НКУ);

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (п.п. 240.1.2 НКУ);

размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья (п.п. 240.1.3 НКУ);

образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) — (п.п. 240.1.4 НКУ);

временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх срока, установленного особыми условиями лицензии (п.п.  240.1.5 НКУ).

Кроме упомянутых выше субъектов, плательщиками эконалога также являются и

граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства (два последних субъекта ранее не признавались плательщиками экосбора) при условии, что они осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива (п. 240.2 НКУ).

Принципиальным нововведением

НКУ является то, что отныне отнесение лица в состав плательщиков эконалога в некоторых случаях не обязывает их уплачивать этот налог и отчитываться. Это касается плательщиков эконалога, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива. За них в соответствии с п.п. 241.2 НКУ эконалог должны уплачивать так называемые налоговые агенты. К ним в соответствии с п.п. 241.2 НКУ относятся субъекты хозяйствования, осуществляющие:

оптовую торговлю топливом;

розничную торговлю топливом (кроме реализующих топливо, приобретенное у оптовиков).

Следовательно, теперь:

— во-первых, базой для обложения эконалогом в этом случае будет не объем израсходованного горючего, как было ранее, а объем его продажи;

— во-вторых,

фактически уплачивать эконалог в бюджет за выбросы в атмосферный воздух будут продавцы топлива (АЗС или другие лица, которые будут торговать топливом), хотя реально его будут уплачивать плательщики эконалога в виде налога, включенного в цену приобретенного топлива.

Изменение подхода к выбросам в атмосферный воздух передвижными источниками загрязнения при определении плательщика и базы для обложения эконалогом указывает на то, что с 01.01.11 г. возрастет (и так не низкая) стоимость топлива, поскольку отныне она будет в себе содержать и сумму эконалога (ставки которого за выбросы передвижными источниками загрязнения выросли в среднем в 15 раз). Т. е., как и ранее, нагрузка по уплате будет возложена на плательщиков экосбора, а движение денег будут обеспечивать продавцы топлива (налоговые агенты), которых контролировать значительно легче и их количество меньшее. Одновременно это значительно уменьшит количество субъектов хозяйствования, которые обязаны вычислять налог и подавать отчетность.

Кроме того, следует обратить внимание, что приобретение топлива не всегда указывает на то, что оно будет использоваться именно в стационарных источниках загрязнения. Поэтому непонятно, как плательщики эконалога будут уплачивать этот налог, когда топливо, которое будет приобретаться, планируется использовать, например, для работы стационарных источников загрязнения или других средств, не относящихся к стационарным источникам загрязнения (котлы на жидком топливе и т. п.).

Еще одним нововведением, касающимся перечня плательщиков эконалога, является наличие в

НКУ отдельной категории «неплательщики эконалога» (ранее такой категории не было). Уплачивать эконалог в соответствии с пп. 240.3 — 240.5 НКУ вообще не будут:

1)

субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) при условии, что они:

— до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор по возврату отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию — производителю такого источника;

— осуществляют обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами;

2)

государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами*, в случае образования радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временного хранения радиоактивных отходов их производителями сверх срока, установленного особыми условиями лицензии;

3)

субъекты хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляют услуги в этой сфере при условии размещения отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах.

* Основной деятельностью таких субъектов хозяйствования являются хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов, находящихся в собственности государства, а также дезактивацию радиационно загрязненных объектов.

 

Объект и база налогообложения

Объектом и базой обложения эконалогом в соответствии со

ст. 242 НКУ, как и ранее, являются объемы и виды (классы, категории):

загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками;

загрязняющих веществ, сбрасываемых непосредственно в водные объекты;

отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов;

топлива, реализованного налоговыми агентами;

радиоактивных отходов, которые образуются в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранятся их производителями сверх срока, установленного особыми условиями лицензии;

электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).

 

Ставки налога

Ставки эконалога по сравнению со ставками экосбора увеличились в несколько раз. Такое повышение ставок эконалога по сравнению с экосбором вызвано тем, что отныне при расчете экосбора не нужно использовать ряд корректировочных коэффициентов. Эти корректировочные коэффициенты были учтены в величине соответствующих ставок налога, причем в наибольшем размере.

Так, если брать обычные базовые ставки, то они в среднем увеличились почти в 15 раз. А если взять уже откорректированные на соответствующий корректировочный коэффициент и проиндексированные ставки, то размер ставок увеличился в среднем в 3,6 раза.

И все же применять размер новых ставок плательщики эконалога в полном объеме будут не с 2011, а только с 2014 года. До этого времени, как указано в

п. 2 подраздела 5 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ, они будут использовать несколько уменьшенные ставки этого налога:

с 1 января 2011 года до 31 декабря 2012 года включительно ставки налога будут применяться в размере 50 % ставок, установленных НКУ;

с 1 января 2013 года до 31 декабря 2013 года включительно — 75 %;

с 1 января 2014 года — 100 %.

При этом такие пониженные ставки будут применяться при определении эконалога только

по выбросам в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения и передвижными источниками загрязнения, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за образование и размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах.

Что касается ставок налога

за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх срока, установленного особыми условиями лицензии, то новые ставки, установленные НКУ, начали действовать уже с 01.01.11 г.

Размеры ставок приведены в табл. 1 на с. 43.

Обратим внимание также на то, что, кроме постепенного повышения ставок эконалога, в

НКУ предусмотрена возможность проведения индексации этих ставок: п. 4 раздела XIX «Заключительные положения» НКУ предусмотрено, что до 1 июня в ВРУ будет вноситься проект закона о внесении изменений в НКУ по ставкам налогообложения, определенным в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции, в том числе и в отношении эконалога. Поэтому можно ожидать в будущем еще большего увеличения ставок налога в связи с индексацией.

 

Таблица 1.

Ставки эконалога

Название загрязняющего вещества

Ставка налога, грн. за 1 т

(за единицу, за 1 кВт-ч, за 1 куб. м, за 1 куб. см)

С 01.01.11 г. — 31.12.12 г.

С 01.01.13 г. — 31.12.13 г.

С 01.01.14 г.

I. Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (ст. 243 НКУ)

Азота оксиды

610,50

915,75

1221,00

Аммиак

114,50

171,75

229,00

Ангидрид сернистый

610,50

915,75

1221,00

Ацетон

229,00

343,50

458,00

Бенз(о)пирен

777171,50

1165757,00

1554343,00

Бутилацетат

137,50

206,25

275,00

Ванадия пятиокись

2290,00

3435,00

4580,00

Водород хлористый

23,00

34,50

46,00

Углерода окись

23,00

34,50

46,00

Углеводороды

34,50

51,75

69,00

Газообразные фтористые соединения

1511,50

2267,25

3023,00

Твердые вещества

23,00

34,50

46,00

Кадмия соединения

4832,00

7248,00

9664,00

Марганец и его соединения

4832,00

7248,00

9664,00

Никель и его соединения

24619,00

36928,50

49238,00

Озон

610,50

915,75

1221,00

Ртуть и ее соединения

25878,50

38817,75

51757,00

Свинец и его соединения

25878,50

38817,75

51757,00

Сероводород

1962,00

2943,00

3924,00

Сероуглерод

1275,00

1912,50

2550,00

Спирт н-бутиловый

610,50

915,75

1221,00

Стирол

4458,00

6687,00

8916,00

Фенол

2771,00

4156,50

5542,00

Формальдегид

1511,50

2267,25

3023,00

Хром и его соединения

16389,50

24584,25

32779,00

Другие загрязняющие вещества, кроме вышеперечисленных, для которых установлен класс опасности:

I класс

4366,50

6549,75

8733,00

II класс

1000,00

1500,00

2000,00

III класс

149,00

223,50

298,00

IV класс

34,50

51,75

69,00

Другие загрязняющие вещества, кроме вышеперечисленных, для которых не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода), в зависимости от установленных ориентированоопасных уровней влияния (мг на куб. метр):

Менее 0,0001

183806,00

275709,00

367612,00

0,0001 — 0,001 (включительно)

15748,50

23622,75

31497,00

0,001 — 0,01 (включительно)

2175,50

3263,25

4351,00

0,01 — 0,1 (включительно)

610,50

915,75

1221,00

0,1 — более 10

23,00

34,50

46,00

Другие загрязняющие вещества, кроме вышеперечисленных, для которых не установлен класс опасности и ориентированоопасный уровень влияния (кроме двуокиси углерода)

4366,50

6549,75

8733,00

Двуокись углерода

0,1

0,15

0,20

ІІ. Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения (ст. 244 НКУ)

Бензин неэтилированный

34,00

51,00

68,00

Бензин смесевой

28,00

42,00

56,00

Сжиженный нефтяной газ

46,00

69,00

92,00

Дизельное биотопливо

29,00

43,50

58,00

Дизельное горючее с содержанием серы:

более 0,2 мас. %

34,00

51,00

68,00

более 0,035 мас. %, но не более
0,2 мас. %

26,00

39,00

52,00

более 0,005 мас. %, но не более
0,035 мас. %

23,50

35,25

47,00

не более 0,005 мас. %

15,00

22,50

30,00

Мазут

34,00

51,00

68,00

Сжатый природный газ

23,00

34,50

46,00

Бензин авиационный

23,50

35,25

47,00

Керосин

29,00

43,50

58,00

ІІІ. Ставки налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
(ст. 245 НКУ)

Азот аммонийный(1)

401,00

601,50

802,00

Органические вещества
(по показателям БСК 5)(1)

160,50

240,75

321,00

Взвешенные вещества(1)

11,50

17,25

23,00

Нефтепродукты(1)

2359,00

3538,50

4718,00

Нитраты(1)

34,50

51,75

69,00

Нитриты(1)

1969,50

2954,25

3939,00

Сульфаты(1)

11,50

17,25

23,00

Фосфаты(1)

320,5

480,75

641,00

Хлориды(1)

11,50

17,25

23,00

Другие загрязняющие вещества, кроме вышеперечисленных, на которые установлена предельно допустимая концентрация или ориентированно-безопасный уровень влияния(1):

до 0,001 (включительно)

42016,50

63024,75

84033,00

0,001 — 0,1 (включительно)

30464,0

45696,00

60928,00

0,1 — 1 (включительно)

5252,00

7878,00

10504,00

1 — 10 (включительно)

534,50

801,75

1069,00

свыше 10

107,00

160,50

214,00

Другие загрязняющие вещества, кроме вышеперечисленных, на которые не установлена предельно допустимая концентрация или ориентированно-безопасный уровень влияния

42016,50

63024,75

84033,00

IV. Ставки налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (ст. 246 НКУ)(2)

Чрезвычайно опасные отходы

— оборудование и приборы, содержащие ртуть и элементы с ионизирующим излучением

215,50

323,25

431,00

— люминесцентные лампы — 7,5

3,75

5,63

7,5

Отходы, ставка за размещение которых устанавливается в зависимости от класса опасности и уровня опасности отходов

I класс — чрезвычайно опасные

350

525

700

II класс — высокоопасные

12,75

19,12

25,50

III класс — умеренно опасные

3,20

4,80

6,40

IV класс — малоопасные

1,25

1,88

2,50

малоопасные нетоксичные отходы горнодобывающей промышленности

0,13

0,19

0,25

Отходы, на которые не установлен класс опасности

350,00

525,00

700,00

V. Ставки налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) (ст. 247 НКУ)

Радиоактивные отходы, образованные производителями электрической энергии — эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций), включая уже накопленные(3)

0,0063

VI. Ставки налога за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх срока, установленного особыми условиями лицензии (ст. 248 НКУ)

Высокоактивные отходы: (кроме отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения)

300000,00

Среднеактивные и низкоактивные (кроме отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения)

5600,00

Высокоактивные отходы в виде источников ионизирующего излучения

10000,00

Среднеактивные и низкоактивные в виде источников ионизирующего излучения

2000,00

(1)

При сбросах загрязняющих веществ в пруды и озера ставки налога увеличиваются в 1,5 раза.

(2)

При размещении отходов на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога увеличиваются в 3 раза.

Кроме того, как и ранее, к ставкам эконалога за размещение отходов в зависимости от места (зоны) их размещения устанавливаются отдельные коэффициенты. Так, если отходы размещены:

— в границах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км от таких границ применяют коэффициент 3;

— на расстоянии от 3 км и более от границ населенного пункта — 1.

(3)

Для эксплуатирующих организаций ядерных установок (атомных электростанций) в зависимости от активности радиоактивных отходов устанавливаются следующие корректировочные коэффициенты:

— для высокоактивных отходов — 50;

— для среднеактивных и низкоактивных — 2.

 

Порядок исчисления налога

Кроме несколько измененного перечня плательщиков налога и ставок налогообложения, изменения коснулись и порядка исчисления налога.

Так, в соответствии с

п.п. 249.1 НКУ начислять эконалог нужно плательщикам налога и налоговым агентам самостоятельно ежеквартально . Экосбор же начисляли ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года. То есть законодатель отказался от нарастающего итога при исчислении экосбора. В связи с этим и отчетность по такому налогу также нужно подавать только с данными за квартал, а не нарастающим итогом с начала года.

Несколько упрощены формулы, по которым рассчитывается эконалог (они приведены в

ст. 249 НКУ). В частности, теперь при расчете суммы эконалога не используются различные коэффициенты, которые использовались ранее (коэффициент, который при определении экосбора учитывал численность жителей населенного пункта и народно-хозяйственное значение населенного пункта). Платой за такое упрощение стало значительное повышение базовых ставок. Формулы для расчета суммы эконалога за выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и размещение отходов приведены
в табл. 2.

 

Таблица 2.

Формулы для расчета суммы эконалога за выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и размещение отходов

Объект налогообложения

Формула

Объяснения

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

img 1 

Пвс — сумма эконалога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;
Мi — фактический объем выбросов і-того загрязняющего вещества в тоннах (т);
Нпi — ставки налога в текущем году за тонну і-того загрязняющего вещества в гривнях с копейками

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками загрязнения

img 2 

Пвп — сумма эконалога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения;
Мi — количество фактически реализованного топлива і-того вида в тоннах (т);
Нпi — ставки налога в текущем году за тонну і-того вида топлива в гривнях с копейками

Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

img 3 

Пс — сумма эконалога, взимаемого за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
Млi — объем сброса і-того загрязняющего вещества в тоннах (т);
Нпi — ставки налога в текущем году за тонну і-того вида загрязняющего вещества в гривнях с копейками;
Кос — коэффициент, который равен 1,5 и применяется в случае сброса загрязняющих веществ в пруды и озера (в другом случае коэффициент равняется 1)

Размещение отходов

img 4 

Прв — сумма налога, взимаемого за размещение отходов;
Нпi — ставки налога в текущем году за тонну і-того вида отходов в гривнях с копейками;
Млi — объем отходов і-того вида в тоннах (т);
Кт — корректировочный коэффициент, который учитывает расположение места размещения отходов и который приведен в

п. 246.5 НКУ;
Ко
— корректировочный коэффициент, который равняется 3 и применяется в случае размещения отходов на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов

 

Следует также обратить внимание и на то, что отныне на размер эконалога за сбросы и размещение отходов не будет влиять соблюдение или несоблюдение (или отсутствие) установленных лимитов за сбросы или размещение отходов.

Напомним, что ранее в случае соблюдения установленных лимитов сбор взыскивался в однократном размере, а в случае превышения такого лимита (или неустановления) экосбор рассчитывался

в повышенном (десятикратном или пятикратном) размере.

В настоящее же время в

НКУ не предусмотрено использование сверхлимитных коэффициентов при расчете эконалога за сбросы или размещение отходов, следовательно, этот налог независимо от соблюдения лимита взимается в однократном размере.

При этом следует помнить, что отсутствие в

НКУ нормы о влиянии соблюдения лимита на размер эконалога не освобождает плательщиков этого налога от получения лимитов на сбросы или размещение отходов, поскольку обязанность получать лимиты сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, образование и размещение отходов установлены ст. 44 Закона об охране окружающей среды. НКУ мог только увеличить размер платы за их несоблюдение, чего не было сделано.

Что касается расчета эконалога

за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх срока, установленного особыми условиями лицензии, то методика расчета эконалога ничем не отличается от расчета экосбора. То есть использовать при расчете нужно те же формулы (приведены они были ранее в п. 4 Порядка № 303, а теперь в пп. 249.7 и 249.8 НКУ), что и при расчете экосбора по таким видам загрязнения окружающей среды.

 

Отчетность и уплата налога

Порядок подачи отчетности и уплаты эконалога, определенный

ст. 250 НКУ, по сравнению с экосбором практически не содержит ничего нового. Этот порядок только впитал в себя нормы нормативно-правовых актов, регулировавших порядок подачи отчетности и уплаты экосбора, которые были указаны в Инструкции № 162 и Порядке № 303, а также в разъяснениях ГНАУ (в частности, в письме ГНАУ от 14.04.09 г. № 7787/7/15-0817). Поэтому акцентируем внимание только на основных моментах.

1. Как и ранее,

базовым налоговым (отчетным) периодом для подачи отчетности является календарный квартал (в отличие от отчетности по экосбору — без нарастающего итога).

Форма отчетности по эконалогу, которую нужно подавать за І квартал 2011 года, утверждена

приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1010.

2. Подавать налоговую декларацию по эконалогу плательщики налога и налоговые агенты будут, как и ранее,

в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в органы ГНС, а уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации.

При этом место подачи отчетности по эконалогу и его уплаты зависит от вида источника загрязнения. Так, в частности, подавать отчетность по эконалогу и уплачивать такой налог нужно:

за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников загрязнения, специально отведенных для этого мест или объектов;

за топливо, реализованное налоговыми агентами, — по местонахождению пунктов продажи топлива ;

за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх срока, установленного особыми условиями лицензии, — по месту пребывания плательщика на налоговом учете в органах ГНС.

3. Если место подачи налоговых деклараций не совпадает с местом пребывания на налоговом учете плательщиков эконалога, которым в установленном порядке выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование и размещение отходов, таким плательщикам в орган ГНС, в котором они находятся на учете, следует

подать в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций.

4. При подаче отчетности по эконалогу, как и при подаче отчетности по экосбору

(письмо ГНАУ от 14.04.09 г. № 7787/7/15-0817), правила подачи отчетности не изменились в случае, когда плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или мест (объектов) размещения отходов в пределах одного или нескольких населенных пунктов или когда плательщик эконалога и источники загрязнения находятся в городе с районным делением (см. «Особенности подачи отчетности»).

 

Особенности подачи отчетности

Извлечение из п.п. 250.10 НКУ

«250.10. Если: 250.10.1. плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) разные), то такой плательщик налога обязан подать в соответствующий орган государственной налоговой службы по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов налоговую декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту либо объекту отдельно;

250.10.2. плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов в пределах одного населенного пункта (села, поселка или города) или за его пределами (код согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) один и тот же), то такой плательщик налога может подавать в соответствующий орган государственной налоговой службы одну налоговую декларацию по налогу за такие источники загрязнения;

250.10.3. плательщик налога находится на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может подавать одну налоговую декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов расположены на территории такого города (указывается код согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ), по месту пребывания плательщика налога на налоговом учете (городского совета)».

 

5. Уплачивать налог в соответствии с

п.п. 250.5 НКУ за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов необходимо одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства, осуществляющих распределение этих средств в соотношении, определенном законом, а за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока — в государственный бюджет.

При этом следует обратить внимание, что субъектам хозяйствования, которые образуют радиоактивные отходы и/или временно их хранят в отличие от других плательщиков эконалога, предоставлено право по желанию уплачивать эконалог не ежеквартально, а ежемесячно в размере одной трети части планового объема за квартал с перерасчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода.

Вот и все основные моменты обложения эконалогом. Надеемся, что они помогут без проблем начислять и уплачивать этот налог.

А в заключение обратим внимание на порядок утраты статуса плательщика эконалога в случае отсутствия источника загрязнения.

Так, в случае, когда плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик налога, чтобы не подавать отчетность и не считаться плательщиком эконалога, должен

уведомить об этом соответствующий орган ГНС по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления эконалога. Иначе плательщик налога обязан подавать налоговые декларации в общем порядке.

Форма такого заявления и срок ее подачи, к сожалению, в НКУ не прописаны. Поэтому, по нашему мнению, если у предприятия не будет в 2011 году источника загрязнения для неподачи отчетности в текущем году, советуем подать заявление в произвольной форме не позднее предельного срока подачи декларации по эконалогу за I квартал 2011 года, например, подать такое заявление вместе с отчетностью по экосбору за 2010 год.

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон об охране окружающей среды

— Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII (утратил силу).

Инструкция № 162

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Минприроды и ГНА Украины от 19.07.99 г. № 162/379.

Порядок № 303

— Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше