Темы статей
Выбрать темы

Декларирование доходов граждан за 2010 год

Редакция БН
Статья

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

доходов граждан за 2010 год

 

Завершился последний год работы по Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц». Удивительно, но за 7 лет его действия ГНАУ так и не нашла времени для разработки новой формы декларации, вынуждая плательщиков заполнять старую «декретовскую» форму, совмещая несовместимое. Будем надеяться, что Налоговый кодекс Украины подстегнет ГНАУ, и в следующем году плательщики получат форму декларации, соответствующую новым требованиям, четкую и простую в заполнении. Учитывая, что с прошлого года в вопросе декларирования мало что изменилось, мы лишь кратко напомним основные моменты, делая упор на нововведениях, которые нужно учитывать в этой декларационной кампании.

Наталия ЖУРАВЛЕВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Срок подачи декларации

Сроки подачи декларации о доходах за 2010 год впервые определяются согласно вступившему в силу с 1 января 2011 года

НКУ. Так, в этом году декларацию нужно подать до 1 мая 2011 года, что является предельным сроком согласно п.п. 49.18.4 НКУ. При этом если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, который наступает за выходным или праздничным днем (п. 49.20 НКУ). Учитывая, что 30 апреля — последний день срока подачи декларации — приходится на субботу, этот срок переносится на 4 мая — первый рабочий день после майских праздников. Примечательно, что согласно п. 1.9 приказа № 1 руководители государственных налоговых администраций в АР Крым, областях и г. Севастополе обязаны утвердить графики дежурств работников по приему деклараций в период с 3 января до 3 мая, предусматривая возможность приема деклараций в выходные дни и в вечернее время. Устанавливая такой срок, ГНАУ, по всей видимости, исходила из того, что налоговые органы будут принимать декларации и в выходные дни, поэтому последним днем она посчитала 3 мая, однако мы настаиваем на том, что первый официальный рабочий день после майских праздников приходится на 4 мая, и этот день должен быть последним для подачи декларации. Безусловно, чтобы не создавать себе лишних проблем, лучше не откладывать поход в налоговый орган с декларацией на последний день.

Обратите внимание, что

теперь во всех случаях годовую декларацию нужно подать до 1 мая. Это значит, что граждане, желающие задекларировать налоговый кредит (подают декларацию добровольно), могут это сделать только до 1 мая (а не в течение всего года, как ранее позволяла ГНАУ).

 

Форма декларации

Декларацию по итогам 2010 года опять придется подавать по старой декретовской форме согласно

Приложению 1 к Инструкции № 12. Так сказано в п. 1.14 приказа № 1. Из практики прошлых лет к декларации прилагается два приложения:

Приложение 1 «Перелік сум витрат, що включаються до складу податкового кредиту згідно із статтею 5 Закону України «Про податок з доходів фізичних осіб». Данное приложение заполняется только в том случае, если плательщик декларирует налоговый кредит;

— Приложение 2

«Розрахунок суми податку з доходів фізичних осіб (ПДФО), що підлягає поверненню платнику податку або сплаті до бюджету, у тому числі у зв'язку з нарахуванням податкового кредиту». Это приложение обязательно прилагается к декларации во всех случаях ее подачи.

Формы данных приложений разрабатывает ГНАУ и доводит до сведения общественности обычным письмом. Так, для подачи декларации за 2009 год использовались формы

Приложения 1 и Приложения 2, приведенные в письме ГНАУ от 29.12.09 г. № 29058/7/17-0217. Что касается декларационной кампании по итогам 2010 года, то на момент подготовки данной публикации формы данных приложений ГНАУ на уровне письма не обнародовала, вместе с тем новые формы приложений без ссылки на какой-либо источник напечатаны в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 4. По сравнению с прошлогодними, приложение 1 дополнено двумя новыми строками, предназначенными для расходов, которые впервые можно учитывать в налоговом кредите по итогам отчетного 2010 года
(см. подраздел «Расходы, включаемые в налоговый кредит» на с. 37).

 

Кто обязан подавать декларацию

По-прежнему есть обязательные случаи подачи декларации, а есть добровольные (если плательщик хочет вернуть себе излишне уплаченную сумму налога, в том числе путем декларирования налогового кредита). В общем случае у налогоплательщика возникает обязанность по декларированию доходов, если в течение года он получал доходы не от налоговых агентов, или доходы, которые не облагаются налогом у источника выплаты. Более подробно основания для обязательной подачи декларации приведены в табл. 1.

 

Таблица 1.

Обязательные случаи подачи декларации

Плательщик обязан подать декларацию (обязательная подача), если в течение отчетного года он:

1) получал доходы, которые не подлежат налогообложению при их начислении или выплате (доходы от операций с инвестиционными активами (ценными бумагами, корпоративными правами); наследство или подарки в пределах, подлежащих налогообложению). Такой доход отражается в подразделе 1.2 раздела 1 декларации и в соответствующих строках раздела III Приложения 2;

2) получал доходы не от налоговых агентов (1) (например, сдавал в аренду движимое или недвижимое имущество физическому лицу). Такой доход отражается в подразделе 1.2 раздела 1 декларации и строке 24 раздела III Приложения 2;

3) не использовал целевую благотворительную помощь (ЦБП) (2) в течение 12 календарных месяцев, следующих за месяцем ее получения, за исключением случая получения помощи в виде эндавмента. Такой доход отражается в подразделе 1.2 раздела 1 декларации и строке 24 раздела III Приложения 2;

4) нарушил порядок применения налоговой социальной льготы и воспользовался процедурой возобновления права на такую льготу, установленной п.п. 6.3.4 Закона о налоге с доходов. Обязанность по подаче декларации возникает, если по каким-либо причинам сумма недоплаты налога и штрафа не полностью взыскана работодателем до окончания предельного срока подачи годовой декларации (по мнению ГНАУ, этот срок привязан к подаче ф. № 1ДФ за IV квартал 2010 года). В таком случае зарплата, полученная от работодателя, отражается в декларации в подразделе 1.1 раздела 1 двумя строками (на основании справки, выданной работодателем):

— зарплата за минусом неправомерно предоставленных НСЛ (сумма удержанного налога приводится правильная, т. е. без учета НСЛ);

— сумма неправомерно предоставленных НСЛ (при этом в графе «Сумма удержанного налога» ставится: (1) или прочерк, если работодатель не взыскивал недоплату, (2) или сумма недоплаты налога, которую успел взыскать работодатель в отчетном году) (3);

5) получал иностранные доходы. Такой доход отражается в подразделе 1.4 раздела 1 декларации и в строке 28 раздела III Приложения 2;

6) самостоятельно выявил налогооблагаемый доход, не включенный в расчет общих налогооблагаемых доходов прошлых лет. Такой доход отражается в подразделе 1.2 раздела 1 декларации и в соответствующих строках раздела III Приложения 2;

7) имеет задолженность, по которой в отчетном году истек срок исковой давности, если такая сумма превысила 434,5 грн. (869 х 50 %), согласно п.п. 4.2.11 Закона о налоге с доходов. Такой доход отражается в подразделе 1.2 раздела 1 декларации и строке 24 раздела III Приложения 2;

8) имеет недоплату налога, возникшую при проведении окончательного расчета при увольнении. Такая ситуация возможна, когда суммы начисленного налогооблагаемого дохода в месяце увольнения недостаточно для погашения всей суммы начисленного налога с доходов или штрафов по этому налогу (например, за несвоевременный возврат подотчетных сумм). На наш взгляд, сумму недоплаты можно отразить в строке 1 раздела II Приложения 2 со знаком минус. Несмотря на то что идеологически это не совсем верно (эта строка предназначена для указания суммы налога, подлежащей возврату из бюджета), арифметически такой порядок заполнения даст верный результат;

9) получал в течение года доходы в виде выигрыша в казино или других игорных домах (в налогооблагаемый доход включается положительная разница между выигрышем и понесенными расходами). Такой доход отражается в подразделе 1.2 раздела 1 декларации и строке 24 раздела III Приложения 2;

10) не использовал в установленные сроки страховую сумму, полученную вследствие кражи, уничтожения или признания непригодным для использования застрахованного имущества, на замену такого имущества:

— для движимого имущества такая замена (восстановление) должна быть осуществлена до конца календарного года, следующего за годом, в котором состоялось такое страховое событие;

— для недвижимого имущества такая замена (восстановление) должна быть осуществлена до конца второго календарного года, следующего за годом, в котором состоялось такое страховое событие.

Такой доход отражается в подразделе 1.2 раздела 1 декларации и строке 24 раздела III Приложения 2;

11) плательщик желает вернуть излишне удержанную с него работодателем сумму налога, выявленную при проведении окончательного расчета. Такая ситуация может возникнуть, если при увольнении суммы начисленного налога в последнем месяце работы оказалось недостаточно для того, чтобы за счет нее вернуть всю излишне удержанную сумму налога. Сумма налога, которую следует вернуть из бюджета, отражается в разделе II Приложения 2.

(1)

Не является налоговым агентом нерезидент или физическое лицо, которое не имеет статуса субъекта предпринимательской деятельности или не осуществляет независимую профессиональную деятельность (нотариус, адвокат).

(2)

ЦБП в 2010 году предоставлялась гражданам на основании п.п. 9.7.4 Закона о налоге с доходов, например, на лечение или на научное исследование или разработку.

(3)

Эти вопросы подробно рассмотрены в статье «Если работник неправомерно пользовался соцльготой: последствия для работника и алгоритм действий работодателя» // «БН», 2010, № 15, с. 30.

 

Кроме того, хотим обратить внимание на такой момент. На наш взгляд,

распоряжение КМУ от 26.03.08 г. № 527-р можно применять и в декларационную кампанию за 2010 год. Напомним, что согласно этому документу декларацию могут не подавать граждане, в течение года получавшие только доходы в виде наследства (подарка), которые согласно Закону о налоге с доходов облагаются по нулевой ставке, и при отсутствии других оснований для подачи декларации.

Для детального изучения порядка заполнения декларации о доходах рекомендуем обратиться к нашим публикациям:

— «Декларация о доходах граждан за 2009 год» // «БН», 2010, № 8, с. 28;

— «Операции с инвестактивами: заполняем декларацию о доходах граждан за 2008 год» // «БН», 2009, № 10, с. 17

.

 

Расходы, включаемые в налоговый кредит

При декларировании доходов за 2010 год нужно учитывать, что в этом году впервые можно задекларировать некоторые новые виды расходов (см. табл. 2 ниже). Также не можем еще раз не сказать, что ГНАУ до сих пор не отступила от своей позиции, что сумма налогового кредита уменьшает сумму начисленной за год заработной платы без ее уменьшения на удержанные «снизу» соцвзносы и суммы предоставленных плательщику налоговых социальных льгот. Следовательно, по-прежнему эту позицию придется отстаивать в суде.

 

Таблица 2.

Расходы, которые можно включать в налоговый кредит по итогам 2010 года

Вид затрат, норма Закона о налоге с доходов

Выдвигаемые требования

1

2

1) часть суммы процентов по ипотечному (жилищному) кредиту, договору аренды жилья с выкупом или договору финансового лизинга жилья (1) (п.п. 5.3.1)

Внимание! В 2010 году (расходы, понесенные с 23.07.10 г. — даты вступления в силу Закона Украины от 29.06.10 г. № 2367-VI // «БН», 2010, № 31, с. 4) впервые в налоговый кредит можно включать уплаченные плательщиком проценты по договору аренды жилья с выкупом и договору финансового лизинга жилья. Правила включения таких сумм установлены ст. 10 Закона о налоге с доходов, т. е. идентичны правилам для процентов по ипотечному жилищному кредиту. Подробно об этом см. статью «Взяли жилье в кредит? Уплаченные проценты можно включить в налоговый кредит» // «БН», 2010, № 8, с. 43

2) пожертвования или благотворительные взносы неприбыльным организациям (п.п. 5.3.2)

В налоговый кредит включается сумма средств и/или стоимость имущества в размере, который превышает 2 %, но не более 5 % суммы общего налогооблагаемого дохода отчетного года(2). Подтверждающими документами могут быть: платежные поручения на перечисление благотворительных взносов, квитанции банка, отделения связи, неприбыльной организации; справка работодателя, который по поручению плательщика осуществлял перечисление сумм таких взносов неприбыльным организациям из получаемого им дохода

3) расходы на обучение плательщика налога или члена его семьи первой степени родства (п.п. 5.3.3)

Подробно см. статью «Учитесь сами или учите ребенка? Подайте декларацию, чтобы вернуть понесенные расходы» // «БН», 2010, № 8, с. 38.

4) расходы на негосударственное пенсионное обеспечение как плательщика налога, так и членов его семьи первой степени родства (п.п. 5.3.5)

В налоговый кредит можно включать сумму, не превышающую в расчете на каждый полный или неполный месяц отчетного налогового года, в течение которых действовал договор страхования:
 — 1220 грн., если плательщик страхует самого себя;
 — 610 грн., если плательщик несет расходы на страхование своего члена семьи первой степени родства (в расчете на каждого застрахованного члена семьи) (3).
В письме ГНАУ от 12.05.06 г. № 9045/7/17-2116 говорится, что если взносы по такому страхованию уплачены в 2004 году наперед за месяцы 2005 года, то такие расходы включаются в налоговый кредит 2005 года.
Если налогоплательщик или члены его семьи были застрахованы в системе негосударственного пенсионного страхования его работодателем, то предельные суммы (1220 грн. и 610 грн.) соответственно уменьшаются на внесенные работодателем платежи.
Если член семьи самостоятельно застраховал такие же риски по отдельному страховому договору или он является вкладчиком негосударственного пенсионного фонда по отдельному пенсионному контракту, то (абз. пятый п.п. 5.3.5 Закона о налоге с доходов):
 — плательщик налога (понесший расходы на страхование этого члена семьи) не имеет права на налоговый кредит;
 — такой член семьи имеет право включить в состав своего налогового кредита сумму страховых (пенсионных) взносов в размере 610 грн. в расчете на каждый месяц действия договора в отчетном году.
Рекомендуем также ознакомиться со статьей «Негосударственное пенсионное обеспечение — позаботимся об обеспеченной старости работников» // «БН», 2008, № 11, с. 13

5) расходы на искусственное оплодотворение независимо от того, пребывает плательщик в браке с донором или нет
(п.п. 5.3.6)

ГНАУ в Обзорном письме от 09.07.09 г. № 14312 со ссылкой на письмо Минздрава от 27.03.06 г. № 4.40-19/186 разъясняет, что к вспомогательным репродуктивным технологиям (искусственному оплодотворению) относятся: ОИВ — оплодотворение «ин витро» (IVF); ИКСИ — инъекция одного спермия в цитоплазму ооцита (IKSI); ИСМ — инсеминация спермой мужа; ИСД — инсеминация спермой донора; ЭТ — эмбриотрансфер; суррогатное материнство.
В связи с этим в налоговый кредит можно отнести только стоимость перечисленных процедур. Расходы на лечение, осуществляемые в связи с искусственным оплодотворением, не могут быть включены в налоговый кредит на этом основании

6) оплата стоимости государственных услуг, включая уплату государственной пошлины, связанной с усыновлением ребенка (п.п. 5.3.6)

Каких-либо ограничений по сумме расходов здесь нет

7) сумма средств, уплаченных налогоплательщиком в связи с переоборудованием транспортного средства, которое принадлежит налогоплательщику, с использованием в виде топлива моторного смесевого, биоэтанола, биодизеля, сжатого или сжиженного газа, других видов биотоплива (п.п. 5.3.7)

Внимание! По итогам 2010 года налоговый кредит по этому основанию декларируется впервые. Подтверждающими документами могут быть: фискальный или товарный чек, кассовый ордер, товарная накладная, другие расчетные документы или договор, которые идентифицируют продавца таких товаров (работ, услуг) и определяют сумму таких расходов (п.п. 5.2.1 Закона о налоге с доходов). Сумма НДС, входящая в стоимость таких оплаченных товаров (работ, услуг), не включается в налоговый кредит (п. 1.16 Закона о налоге с доходов)

8) суммы расходов налогоплательщика на уплату расходов на строительство (приобретение) доступного жилья, в том числе на погашение льготного ипотечного жилищного кредита, предоставленного на такие цели, и процентов по ним
(п.п. 5.3.8)

Внимание! Эти расходы включаются в налоговый кредит впервые при декларировании доходов за 2010 год (расходы, понесенные с 23.07.10 г., — даты вступления в силу Закона Украины от 29.06.10 г. № 2367-VI //»БН», 2010, № 31, с. 4). Обратите внимание, что в налоговый кредит по этому основанию включаются не только проценты, но и расходы на уплату «тела» льготного ипотечного жилищного кредита, стоимость строительства (приобретения) самого доступного жилья. Также нужно учитывать, что по таким расходам нет ограничения по сумме (как, например, по процентам, уплачиваемым по ипотечному жилищному кредиту на основании п.п. 5.3.1 Закона о налоге с доходов, см. стр. 1 этой таблицы).

(1) В налоговый кредит включаются фактически уплаченные проценты по кредиту, предоставленному как в национальной, так и в иностранной валюте, о чем прямо сказано в п. 10.1 Закона о налоге с доходов.

(2)

Общий годовой налогооблагаемый доход состоит из суммы общих месячных налогооблагаемых доходов отчетного года, а также иностранных доходов, полученных в течение такого отчетного года (п. 4.1 Закона о налоге с доходов). Иными словами, вилка (свыше 2 %, но не более 5 %) рассчитывается не от дохода, полученного за год в виде заработной платы, а от всей суммы полученного плательщиком дохода, подлежащего налогообложению, в том числе и по ставке 0 %.

(3)

В письме ГНАУ от 28.05.08 г. № 197/2/15-0210 говорится, что если взносы в пользу отца осуществляли несколько членов семьи (сын и дочь), и при этом отец не застраховал сам себя, то правом на налоговый кредит могут воспользоваться и сын и дочь в пределах уплаченных ими сумм.

 

Сроки доплаты и возврата налога, ответственность

В этих вопросах также произошли изменения, обусловленные вступлением в силу

НКУ, которые нужно учитывать уже при подаче декларации за 2010 год. Так, ранее на налогоплательщика возлагалась обязанность подать декларацию в установленные сроки, а начислял налоговое обязательство (или определял сумму, которая подлежит возврату плательщику) на основании этой декларации налоговый орган. Сейчас ситуация несколько иная.

Согласно

п. 179.7 НКУ физическое лицо обязано самостоятельно до 1 августа года, следующего за отчетным, уплатить сумму налогового обязательства, указанную в поданной им декларации. Сумма налоговых обязательств, доначисленная органом государственной налоговой службы, уплачивается в соответствующий бюджет в строки, установленные этим кодексом.

Как мы понимаем, начисление налогового обязательства теперь происходит на основании декларации, поданной физическим лицом, а не на основании уведомления налогового органа. Заявленная физическим лицом в декларации сумма должна быть уплачена им в срок до 1 августа. Это говорит о том, что

теперь декларация имеет статус налоговой декларации*, а значит, за ее неподачу или несвоевременную подачу плательщику должен грозить штраф по ст. 120.1 НКУ в размере 170 грн. Вместе с тем, похоже, налоговики по-прежнему намерены применять админштраф по ст. 1641 КоАП от 51 до 136 грн. (см. «Ответственность за неподачу Декларации физлицами»).

*

Налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) — документ, подаваемый плательщиком налогов (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных данным Кодексом) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, либо документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога (п. 46.1 НКУ).

 

Ответвенность за неподачу Декларации физлицами

По материалам Единой базы налоговых знаний, размещенной на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua

«• 2755 Предусмотрена ли ответственность за неподачу или несвоевременную подачу декларации об имущественном состоянии и доходах ФЛ?

Полный ответ: Действует с 01.01.2011 г. В соответствии со ст. 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях неподача или несвоевременная подача гражданами деклараций о доходах, когда подача является обязательной, или включение в декларацию искаженных данных влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 грн. до 136 грн.). Действия, предусмотренные ч. 1 этой статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 85 грн. до 136 грн.). Эта ответственность не распространяется на случаи добровольной подачи декларации (в том числе при реализации права на налоговый кредит). <…>»

 

Налоговый орган, обрабатывая и проверяя сведения, приведенные в декларации, может доначислить налоговое обязательство, сумму которого указывает в налоговом уведомлении-решении, направляемом плательщику. Что касается сроков уплаты такого доначисленного налогового обязательства, то, на наш взгляд, здесь нужно руководствоваться

п. 57.2 НКУ. Согласно этой норме, в случае когда согласно этому Кодексу или другим законам Украины контролирующий орган определяет налоговое обязательство плательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой плательщик обязан уплатить начисленную сумму в сроки, определенные в этом Кодексе, а если сроки не определены, — в течение 30 календарных дней, которые наступают за днем получения налогового уведомления-решения о таком начислении*.

*Хотя не исключено, что налоговики будут настаивать на применении п. 57.3 НКУ, который требует уплатить доначисленные обязательства в течение 10 календарных дней.

Уплачивается налог через отделения банков или почтовые отделения (

п. 57.5 НКУ)**.

** В случае если физические лица проживают в сельской (поселковой) местности, они могут уплачивать налоги и сборы через кассы сельских (поселковых) советов по квитанции о принятии налогов и сборов, форма которой устанавливается ГНАУ.

Сразу скажем об ответственности за несвоевременную уплату налога. Если сумма НДФЛ, задекларированная физическим лицом в декларации, уплачена 1 августа и позже, или сумма доначисленного НДФЛ уплачена по истечении 30 календарных дней, а процедура обжалования налогового обязательства не начата, то

плательщик уплачивает штраф по ст. 126 НКУ в размере:

10 % — при задержке уплаты до 30 календарных дней включительно;

20 % — при задержке уплаты свыше 30 календарных дней.

Кроме того, плательщик еще обязан будет уплатить

пеню за каждый день просрочки, начисленную на сумму налогового долга из расчета 120 % учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения налогового долга или на день его погашения в зависимости от того, какая из этих величин является большей (абз. 1 п. 129.4 НКУ).

Если по итогам декларирования плательщику нужно вернуть излишне удержанную с него сумму налога

, то такая сумма зачисляется на его банковский счет, открытый в любом коммерческом банке, или посылается почтовым переводом на адрес, указанный в декларации, в течение 60 календарных дней после поступления такой налоговой декларации (п. 179.8 НКУ)*.

* Аналогичная норма содержится и в п. 12 Порядка № 974, согласно которому сумма НДФЛ подлежит возврату плательщику в течение 60 календарных дней со дня получения органом налоговой службы налоговой декларации на текущий счет, указанный в налоговой декларации, в случае его наличия у плательщика, или на счет банка, который будет осуществлять выплату средств наличными, или на счет предприятия почтовой связи по налоговому адресу плательщика, указанному в налоговой декларации.

Вот такие нюансы необходимо знать плательщикам при подаче декларации за 2010 год. Хотим пожелать всем своевременного и беспроблемного декларирования своих доходов.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г.№ 2755-VI.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.03 г.№ 889-IV (утратил силу).

Приказ № 1

— приказ ГНАУ «О проведении кампании декларирования доходов граждан, полученных в 2010 году» от 04.01.11 г. № 1.

Порядок № 974

— Порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы, местных финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата плательщикам налогов ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств, утвержденный совместным приказом ГНАУ, Минфина Украины и Госказначейства Украины от 21.12.10 г. № 974/1597/499.

НДФЛ

— налог с доходов физических лиц.

ЦБП

— целевая благотворительная помощь.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше