Темы статей
Выбрать темы

Об утверждениях критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)

Редакция БН
Постановление от 17.11.2010 г. № 1059

ПРОВЕРКИ:

Кабмин утвердил Критерии, по которым оценивается степень риска при соблюдении требований законодательства о труде

 

Постановление Кабинета Министров Украины от 17.11.10 г. № 1059

«Об утверждениях критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

Напомним, что в соответствии со

ст. 5 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V (далее — Закон о проверках) контролирующие органы для осуществления плановых проверок субъектов хозяйствования должны разработать и подать на утверждение в Кабмин критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их деятельности. На основании таких критериев и предусмотренных ими степеней риска устанавливают периодичность проведения плановых проверок таких субъектов.

Если такие критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска не будут утверждены, то в соответствии с

п. 3 Заключительных положений Закона о проверках субъекты хозяйствования, подконтрольные определенному органу власти, считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска и подлежат государственному надзору (контролю) не чаще одного раза в пять лет.

Следует отметить, что некоторые контролирующие органы, в частности Минтруда, долго пыталось вывести инспекции по труду из сферы действия

Закона о проверках. Так, в ряде писем продвигалась позиция, согласно которой орган по контролю за соблюдением законодательства о труде (Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальные органы, функции которых выполняют инспекции по труду), выполняя свои полномочия (проводя проверки), должен руководствоваться нормами Закона о проверках только частично, а именно в той части, в которой эти нормы не противоречат Конвенциям Международной организации труда*.

* Подробнее об этом см. консультацию «Проверки инспекции по труду» // «БН», 2010, № 38, с. 38.

Наверное поэтому в судебной практике все чаще встречаются решения, признающие правомерным недопуск проверяющих к проверке, если не утверждены критерии и последняя плановая поверка проводилась менее пяти лет тому назад. Не исключено, что именно эти обстоятельства заставили Минтруда наконец разработать

Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля), которые утвердил Кабмин комментируемым постановлением.

В соответствии с этими

Критериями субъекты хозяйствования независимо от формы собственности будут отнесены к одной из трех степеней риска: высокой (будут проверять не чаще 1 раза в год), средней (будут проверять не чаще 1 раза в 2 года) и незначительной (будут проверять не чаще 1 раза в 3 года).

В основу разработки этих

Критериев положены как объективные показатели (количество работников), так и показатели, свидетельствующие о степени соблюдения субъектом хозяйствования законодательства по труду в прошлых годах (использование наемного труда без надлежащего оформления трудовых отношений, несоблюдение условий генерального, отраслевого (регионального) соглашения и/или коллективного договора, и т. п.). При этом использовать критерии, указывающие на степень соблюдения требований законодательства по труду при определении степени риска, нужно, на наш взгляд, только при наличии судебного решения, подтверждающего факт нарушения законодательства о труде и применения санкций к субъекту хозяйствования или его должностному лицу за такие нарушения. Наличие других документов, например, жалобы от работника или от другого лица на работодателя не может быть достаточным основанием для повышения степени риска соответствующему субъекту хозяйствования. Такая жалоба может быть основанием только для внеплановой проверки.

Обращаем внимание субъектов хозяйствования также и на то, что проводить проверки контролирующие органы могут лишь с той периодичностью, которая определена в

Критериях. Если периодичность не соблюдена, т. е. проверки проводятся чаще, чем через установленный период, то субъект хозяйствования может не допускать таких проверяющих к проверке.

При этом следует помнить и о том, что нормы Критериев распространяются только на периодичность проведения плановых проверок, на проведение внеплановых проверок такая периодичность не влияет.

 

 

Кабинет Министров Украины

Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)

Приложение к постановлению от 17 ноября 2010 года № 1059

 

1. Критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде, являются:

1) численность работников;

2) состояние оплаты труда;

3) соблюдение требований законодательства в случае увольнения работников по инициативе администрации субъекта хозяйствования;

4) нарушение требований законодательства о труде.

2.

В соответствии с установленными критериями субъекты хозяйствования независимо от формы собственности относятся к одной из трех степеней риска — высокой, средней и незначительной.

3.

К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты:

1) на которых работает более 201 человека;

2) которые не соблюдают требования законодательства по оплате труда;

3) которые в течение прошлого и текущего годов осуществили высвобождение работников по инициативе администрации или приняли решение по сокращению их численности;

4) которые начисляют или выплачивают заработную плату, размер которой меньше установленного законом размера минимальной заработной платы за выполненную работником месячную или почасовую норму труда;

5) которые используют наемный труд без надлежащего оформления трудовых отношений;

6) у которых в течение предыдущих 12 календарных месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных

статьями 172, 173 и 175 Уголовного кодекса Украины;

7) которые нарушают требования законодательства о труде по использованию труда женщин, несовершеннолетних и лиц с ограниченными возможностями;

8) которые не соблюдают условия генерального, отраслевого (регионального) соглашения и/или коллективного договора;

9) которые нарушают требования законодательства о труде по продолжительности рабочего времени, времени отдыха и труда молодежи.

4.

К субъектам хозяйствования со средней степенью риска относятся субъекты:

1) на которых работают от 50 до 200 человек;

2) которые нарушают сроки выплаты заработной платы;

3) которые начисляют или выплачивают заработную плату в минимальном размере за квалифицированный труд;

4) у которых в течение предыдущих 12 календарных месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлены нарушения требований законодательства о труде, за которые должностные лица субъекта хозяйственной деятельности привлекались к административной ответственности;

5) которые не соблюдают требований законодательства по предоставлению гарантий и выплаты компенсаций, предусмотренных законодательством о труде;

6) которые не соблюдают требований законодательства по предоставлению гарантий во время привлечения работников к материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации;

7) которые не соблюдают порядок введения и изменения норм труда;

8) которые нарушают порядок применения дисциплинарных взысканий.

5.

К субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска относятся субъекты, не отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенью риска.

6.

Плановые проверки субъектов хозяйствования, связанные с государственным надзором (контролем) в сфере соблюдения требований законодательства о труде, проводятся:

с высокой степенью риска — не чаще одного раза в год;

со средней степенью риска — не чаще одного раза в два года;

с незначительной степенью риска — не чаще одного раза в три года.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше