Об утверждении Порядка исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм налога на добавленную стоимость

Редакция БН
Постановление от 27.12.2010 г. № 1224

НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

без налоговой накладной — правила оформления расчетных документов от Кабмина

 

Постановление Кабинета Министров Украины от 27.12.10 г. № 1224 «Об утверждении Порядка исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм налога на добавленную стоимость»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

Кабмин комментируемым

постановлением во исполнение требований п. 201.11 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ)* утвердил Порядок исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм налога на добавленную стоимость (далее — Порядок № 1224).

* Напомним, что п. 201.11 НКУ регламентирует порядок отнесения сумм НДС в налоговый кредит без налоговой накладной, в частности, на основании кассовых чеков (на сумму не более 200 грн. за день).

В соответствии с п. 1 Порядка № 1224 электронные контрольно-кассовые аппараты должны обеспечивать исчисление сумм НДС не менее чем по четырем позициям, в том числе разграничивая операции:

— облагаемые налогом по ставке 20 %;

— облагаемые налогом по ставке 0 %;

— освобожденные от налогообложения;

— не являющиеся объектом налогообложения.

Из Порядка № 1224 непонятно, обязательно ли такое разграничение в случае, когда субъект хозяйствования реализует только товары, облагаемые налогом по основной ставке 20 %.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Порядка № 1224 кассовый чек должен содержать, кроме обязательных реквизитов (предусмотренных Положением о форме и содержании расчетных документов, утвержденным приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, далее — Положение № 614), также сведения о:

стоимости единицы товара или предоставленной услуги с учетом НДС (по налогооблагаемым операциям);

стоимости единицы товара или предоставленной услуги без учета НДС (по операциям, освобожденным от налогообложения, и операциям, не являющимся объектом налогообложения);

коде ставки НДС за единицу товара или предоставленной услуги;

общей сумме НДС по каждой позиции (группе товаров, услуг)**;

общей сумме средств, подлежащей уплате покупателем, с учетом НДС.

** Обратите внимание, что здесь речь идет не о товарной позиции (отдельной единице товара), а о группе товаров, облагаемых НДС по одинаковым правилам.

Отметим, что в соответствии с п. 3.2. Положения № 614 среди обязательных реквизитов кассового чека присутствуют:

— стоимость единицы измерения товара (услуги);

— буквенное обозначение ставки НДС;

— общая сумма НДС по всем указанным в чеке товарам (услугам);

— общая стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) в пределах чека.

Как видите, дополнительные сведения, предусмотренные в п. 2 Порядка № 1224, по сути дублируют обязательные реквизиты кассового чека, уточняя информацию о наличии НДС в стоимости единицы товара и общей сумме средств. Понятия «код ставки НДС» и «буквенное обозначение ставки НДС» по сути являются тождественными.

Общая сумма НДС, указанная в чеке, начисляется только по одной позиции — по операциям, облагаемым налогом по основной ставке 20 %. По другим позициям (операции, облагаемые налогом по ставке 0 %, освобожденные операции и не являющиеся объектом налогообложения) сумма НДС равна нулю.

Однако в п. 2 Порядка № 1224 речь идет о том, что дополнительные сведения указываются помимо обязательных реквизитов . Логика необходимости такого дублирования нам непонятна. В соответствии со ст. 8 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III (далее — Закон об РРО) форма, содержание расчетных документов, порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, а также форма и порядок подачи отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций (далее — РРО) либо использованием расчетных книжек, устанавливаются ГНАУ.

Как отмечалось выше, комментируемое постановление принято во исполнение требований п. 201.11 НКУ, следовательно, регулирует только вопросы включения в налоговый кредит сумм НДС без налоговой накладной. Поэтому, на наш взгляд, нарушение его требования по введению в расчетные документы дополнительных реквизитов (по крайней мере, до внесения подобных изменений в п. 3.2 Положения № 614) не может рассматриваться как нарушение требований Закона об РРО.

Кроме того, если вчитаться в терминологию, используемую в Порядке № 1224, то можно прийти к выводу, что его требования распространяются только на электронные контрольно-кассовые аппараты и не распространяются на другие виды РРО (указанные в ст. 1 Закона об РРО), такие как электронный контрольно-кассовый регистратор, компьютерно-кассовая система, электронный таксометр, автомат по продаже товаров (услуг) и т. п.

В п. 2 комментируемого постановления предусмотрено, что оно вступает в силу с 01.01.11 г., однако в соответствии со ст. 53 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» от 07.10.10 г. № 2591-VI постановления Кабмина, кроме постановлений, содержащих информацию с ограниченным доступом, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими постановлениями, но не ранее дня их опубликования. Комментируемое постановление на момент подготовки номера не опубликовано, потому не вступило в силу.

 

 

Кабинет Министров Украины

Порядок исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм налога на добавленную стоимость

Утвержден постановлением от 27 декабря 2010 года № 1224

 

1.

Электронный контрольно-кассовый аппарат (далее — кассовый аппарат) должен обеспечивать исчисление сумм налога на добавленную стоимость не менее чем по четырем позициям, в том числе разграничивая ставки налогообложения и операции, освобожденные от налогообложения и не являющиеся объектом налогообложения.

2.

Кассовый аппарат должен обеспечивать печать и выдачу кассового чека, который, кроме обязательных реквизитов, содержит сведения о:

стоимости единицы товара или предоставленной услуги с учетом налога на добавленную стоимость (по налогооблагаемым операциям);

стоимости единицы товара или предоставленной услуги без учета налога на добавленную стоимость (по освобожденным от налогообложения операциям и не являющимся объектом налогообложения);

коде ставки налога на добавленную стоимость по единице товара или предоставленной услуге;

общей сумме налога по каждой позиции (группе товаров, услуг);

общей сумме средств, подлежащей уплате покупателем, с учетом налога на добавленную стоимость.

3.

Если алгоритмом работы кассового аппарата предусмотрены отдельный учет и накопление в фискальной памяти сумм средств, выплачиваемых покупателям, кассовый чек регистрации операции возврата должен дополнительно содержать сведения о стоимости товаров (с учетом налога на добавленную стоимость), позиции, по которой исчисляется сумма налога, в том числе разграничивая ставки налогообложения и операции, освобожденные от налогообложения и не являющиеся объектом налогообложения, за каждую единицу возвращенного товара (неполученную услугу), а также общую сумму средств, выплачиваемых покупателю.

По операциям, не связанным с возвратом товара, кассовый чек регистрации операции выплаты средств должен дополнительно содержать сведения о сумме средств по каждой операции выплаты, а также общую сумму средств, выплачиваемых получателю средств.

В кассовом чеке суммы, возвращаемые покупателю (которые выплачиваются получателю средств), должны иметь соответствующее название или обозначаться знаком «минус».

4.

Исходными данными для исчисления сумм налога являются:

в пределах кассового чека — совокупная стоимость каждого товара (предоставленной услуги) отдельно по позиции (группе товаров, услуг);

по итогам работы в течение дня — совокупная стоимость реализованных на протяжении дня товаров (предоставленных услуг) отдельно по каждой позиции (группе товаров, услуг);

по итогам работы за период — совокупная стоимость реализованных за период товаров (предоставленных услуг) отдельно по каждой позиции (группе товаров, услуг).

5.

Исчисление сумм налога на добавленную стоимость в пределах кассового чека по итогам работы в течение дня или по итогам работы за период осуществляется по формуле:

сумма налога на добавленную стоимость = C х N : (100 + N),

где C — совокупная стоимость (с учетом налога на добавленную стоимость) товаров (предоставленных услуг) конкретной позиции соответственно в пределах кассового чека по итогам работы в течение дня или по итогам работы за период;

N — ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Результат расчета сумм налога на добавленную стоимость округляется с точностью до 1 копейки и печатается в чеке.

6.

При округлении сумм налога на добавленную стоимость и стоимости единицы товара (услуги) должны использоваться правила округления чисел с точностью до 1 копейки (например, суммы до 0,499 копейки округляются до 0 копеек, а суммы от 0,5 до 0,999 копейки — до 1 копейки).

7.

Кассовый аппарат должен обеспечивать отдельное накопление, внесение и хранение в фискальной памяти суммарных дневных оборотов по реализации товаров (предоставлению услуг) по каждой из ставок налога на добавленную стоимость и операции, освобожденной от налогообложения либо не являющейся объектом налогообложения.

8.

Общая сумма наличных, уплаченная покупателем за приобретенные товары (предоставленные услуги), исчисляется как сумма совокупной стоимости товаров (предоставленных услуг) по всеми соответствующим позициям.

9.

Общая сумма налога на добавленную стоимость по итогам работы в течение дня равна суммам налога на добавленную стоимость по каждой из ставок, отраженных в кассовых чеках, а за период — за все рабочие дни в пределах указанного периода.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше