Темы статей
Выбрать темы

Форма № 1ДФ-2011: ответы на популярные вопросы

Редакция БН
Статья

ФОРМА № 1ДФ-2011:

ответы на популярные вопросы

 

Подошло время отчитаться за второй квартал. Казалось бы, простую форму № 1ДФ, к тому же практически не изменившуюся, заполнить не составит труда. Но вопросы по заполнению, порядку предоставления, исправлению ошибок не иссякают. Поэтому в сегодняшней статье в формате «вопрос-ответ» осветим те вопросы, которые чаще всегда поступают в адрес редакции от наших читателей и не всегда имеют однозначный ответ.

Подошло время отчитаться за второй квартал. Казалось бы, простую форму № 1ДФ, к тому же практически не изменившуюся, заполнить не составит труда. Но вопросы по заполнению, порядку предоставления, исправлению ошибок не иссякают. Поэтому в сегодняшней статье в формате «вопрос-ответ» осветим те вопросы, которые чаще всего поступают в адрес редакции от наших читателей и не всегда имеют однозначный ответ.

Яна ИНДЮХОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Нужно ли подавать ф. № 1ДФ, если в отчетном периоде доходы физлицам не начислялись и не выплачивались

Предприятие прекращает деятельность. За II квартал 2011 года не начисляло и не выплачивало доходы физлицам. Нужно ли подавать пустую ф. № 1ДФ?

 

Нет, не нужно

.

Новая форма и порядок заполнения

Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ) утверждены приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1020, который вступил в силу с 01.04.11 г.*.

* О порядке заполнения обновленной формы мы писали в статье «Новая форма № 1ДФ: заполняем и подаем за I квартал 2011 года» // «БН», 2011, № 14, с. 40.

В обновленном с 20 апреля 2011 года

п.п. «б» п. 176.2 НКУ сказано, что налоговый агент ф. № 1ДФ должен подавать только в случае начисления сумм доходов налогоплательщику в течение отчетного периода. Изначально эта норма звучала иначе — ф. № 1ДФ требовали подавать, даже если налоговый агент не выплачивал доходы работникам в отчетном периоде. Соответствующее изменение было внесено Законом Украины от 07.04.11 г. № 3221-VI. В редакционном комментарии к изменениям** мы писали, что логичнее было бы указать законодателям, что ф. № 1ДФ должна подаваться только в случае начисления и/или выплаты сумм доходов налогоплательщику в течение отчетного периода.

** См. ком. «Декларация по НДФЛ отменена, пустую ф. № 1ДФ подавать не нужно, временно снижен акциз на бензин — приняты долгожданные изменения в НКУ» // «БН», 2011, № 17, с. 4.

А вот в

п.п. 2.2 Порядка № 1020 изменения не внесли, в нем по-прежнему сказано, что ф. № 1ДФ подается независимо от того, выплачивались доходы или нет.

Мы считаем, что

ф. № 1ДФ подавать не нужно, если предприятие и не начисляло, и не выплачивало доходы. Должны соблюдаться одновременно два условия — неначисление и невыплата. Иначе говоря, если вы начислили доход, но не выплатили его в отчетном квартале (или выплатили доход, начисленный в прошлом квартале), то отчитаться по ф. № 1ДФ необходимо. Или другая ситуация: доход не начисляли, но выплачивали ранее начисленные доходы, —
ф. № 1ДФ подается.

Вывод:

работодатель не подает ф. № 1ДФ, если в отчетном квартале не начислял и не выплачивал доходы.

 

Нужно ли указывать в ф. № 1ДФ количество совместителей

Где в ф. № 1ДФ нужно указывать количество внешних совместителей?

 

Перед табличной частью обновленной

ф. № 1ДФ, которая действует со второго квартала, не предусмотрено поле для отражения количества работающих по совместительству. Численность работников в ф. № 1ДФ приводится в двух полях — «Працювало у штаті», «Працювало за цивільно-правовими договорами». А вот в старой ф. № 1ДФ, утвержденной приказом ГНАУ от 29.09.03. № 451, было предусмотрено соответствующее поле — «Працювало за сумісництвом», при этом поля для отражения работающих по гражданско-правовым договорам не было.

Мотивы, которыми руководствовались законодатели, когда упраздняли поле

ф. № 1ДФ, предназначенное для совместителей, нам неведомы. Возможно даже, что этот вопрос и не заслуживает столько внимания, сколько он по факту к себе привлек. Но мы попытаемся углубиться в суть вопроса и дать исчерпывающий ответ.

Для начала определимся, что такое совместительство и кто может быть совместителем.

Совместительством считается выполнение работником, кроме своей основной, другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на этом же или на другом предприятии, в учреждении, организации или у гражданина по найму (п. 1 Положения № 43). Главное отличие основного места работы от работы по совместительству — это место ведения трудовой книжки работника, для совместителей их ведут по месту основной работы и там же ее хранят (кроме предпринимателей)*.

* Подробнее см. Тему недели «Работа совместителя» // «БН», 2009, № 38, с. 38.

Согласно

п.п. 3.1.6 Порядка № 1020 в поле «Працювало у штаті» проставляется наибольшая из месячных за отчетный период (на первое число месяца) учетное количество штатных работников учетного состава юрлица или самозанятого физического лица. Этот показатель определяется в соответствии с Инструкцией № 286.

А в учетное количество штатных работников не включаются работники, принятые на работу по совместительству с других предприятий (

п.п. 2.6.1 Инструкции № 286). То есть в поле «Працювало у штаті» учитываются только внутренние совместители (работники, получающие на одном предприятии две, полторы ставки, т. е. оформленные по совместительству на том же предприятии, где и основное место работы, или менее одной ставки).

В поле «

Працювало за цивільно-правовими договорами» указывается количество работающих по гражданско-правовым договорам (п.п. 3.1.7 Порядка № 1020).

Таким образом, исходя из норм

Порядка № 1020 следует, что внешних совместителей мы не включаем ни в поле «Працювало у штаті», ни в поле «Працювало за цивільно-правовими договорами».

Представители ГНАУ в

ЕБНЗ (раздел 160.26) рекомендуют ввиду отсутствия отдельного поля, для отражения количества внешних совместителей, их количество включить в поле «Працювало за цивільно-правовими договорам». Делать это или нет — решать вам.

Вывод.

Можно выбрать один из двух вариантов:

— не отражать количество внешних совместителей вообще (но в самой

ф. № 1ДФ информация о выплаченных им доходах и удержанного налога все равно будет фигурировать, не будет лишь указания общего количества таких работников перед табличной частью ф. № 1ДФ). Такой вариант полностью соответствует требованиям Порядка № 1020;

— поступить, как

рекомендуют налоговые органы в ЕБНЗ, — ввиду отсутствия отдельного поля, для отражения количества внешних совместителей их количество включить в поле «Працювало за цивільно-правовими договорами».

 

Пресловутый признак дохода «133». Отражать или не отражать?

Нужно ли отражать в ф. № 1ДФ сумму начислений ЕВС на зарплату работников, больничные, выплаты по гражданско-правовым договорам?

 

Не нужно

. Наделавший шума признак дохода «133» предназначен для отражения сумм ЕВС налогоплательщика, которые вносятся за счет работодателя в законодательно определенных размерах (т. е. ЕВС в части начислений). Он предусмотрен Справочником признаков дохода, который приведен в приложении к Порядку № 1020.

Ввиду того что этот признак дохода предусмотрен в

Порядке № 1020, многие бухгалтеры, заполняя ф. № 1ДФ за I квартал 2011 года, отражали суммы начисленного «сверху» ЕВС под соответствующим признаком.

Однако в настоящее время применять это признак дохода не нужно, с чем согласна и ГНАУ —

письмо от 12.05.11 г. № 8882/6/17-0215 (см. на с. 19 «Признак дохода «133» сейчас не используется»). Также на страницах газеты ранее мы печатали мнение официального представителя ГНАУ, подтверждающее эту позицию — см. консультацию «Начисления ЕВС на зарплату в ф. № 1ДФ не отражают» // «БН», 2011, № 17, с. 44.

 

Признак дохода «133» сейчас не используется

Извлечение из письма ГНАУ от 12.05.11 г. № 8882/6/17-0215

 

«В соответствии с частью первой ст. 21 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV (далее — Закон) органы Пенсионного фонда ведут учет всех застрахованных лиц и персонифицированный учет поступления страховых взносов, создают и обеспечивают функционирование единого государственного автоматизированного банка сведений о застрахованных лицах, осуществляют учет средств Накопительного фонда на накопительных пенсионных счетах.

Вместе с тем Заключительными положениями Закона установлено, что требования (положения), касающиеся накопительного фонда, вступают в силу со дня введения законом порядка перечисления части страховых взносов в накопительный фонд.

Учитывая приведенное, а также необходимость в будущем усовершенствования учета сумм сбора на государственное пенсионное страхование, вносимых за счет работодателя в размерах, определенных законом, и учитываемых в индивидуальной карточке застрахованного лица (наемного работника), указанная информация до вступления в силу закона о введении перечисления части страховых взносов в Накопительный фонд в Налоговом расчете ф. № 1ДФ признак «133» не отражается».

 

Как отразить в ф. № 1ДФ несвоевременный возврат подотчетных сумм

Работник вернулся из командировки 20.06.11 г., на следующий день предоставил авансовый отчет, согласно которому остаток неиспользованных денежных средств составил 3000 грн. Эту сумму на конец июня он не вернул. Заработная плата этого работника за июнь составила 7900 грн. Какие штрафные санкции в данном случае следует применить к работнику и как эту ситуацию отразить в ф. № 1ДФ?

 

Налогообложение суммы излишне израсходованных средств, полученных налогоплательщиком на командировку или под отчет и не возвращенных в установленный срок, регламентируется п. 170.9 НКУ.

Сроки предоставления авансового отчета согласно п. 170.9 НКУ зависят от того, как был получен аванс наличными (с корпоративной карточки или из кассы), и от того, рассчитывался или нет работник в командировке с помощью корпоративной карточки:

— в общем случае авансовый отчет нужно подать до окончания 5-го банковского дня, следующего за днем, в котором плательщик налога завершил командировку. Если остались неизрасходованные суммы, то их нужно возвратить в кассу или на банковский счет до или во время подачи авансового отчета (п.п. 170.9.2 НКУ,
абз. первый п. 2 Порядка № 996
);

— если во время служебных командировок работнику перечисляют наличность с помощью платежных карточек, то в этом случае авансовый отчет нужно предоставить до окончания 3-го банковского дня после завершения командировки. В этот же срок нужно вернуть оставшиеся неизрасходованные суммы денежных средств (п.п. «а» п.п. 170.9.3 НКУ,
абз. последний п. 2 Порядка № 996
);

— в случае если во время служебных командировок командированное лицо применило платежные карточки для проведения расчетов в безналичной форме, а срок предоставления налогоплательщиком авансового отчета не превышает 10 банковских дней, при наличии уважительных причин работодатель может его продлить до 20 банковских дней для выяснения вопроса в случае выявления расхождений между соответствующими отчетными документами (п.п. «б» п.п. 170.9.3 НКУ, абз. последний п. 2 Порядка № 996).

В вашем случае работник вложился в сроки предоставления авансового отчета, так как предоставил его на следующий день после возвращения из командировки, но не возвратил в установленные сроки неизрасходованные денежные средства. Далее рассмотрим последствия ситуации, описанной в вопросе.

Согласно п.п. 164.2.11 НКУ сумма излишне израсходованных средств, полученных работником на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные сроки, включается в налогооблагаемый доход работника.

То есть с 2011 года в качестве штрафа за нарушение сроков на сумму невозвращенных денежных средств начисляется НДФЛ. Это по сути и является «наказанием» работника. Других штрафных санкций для работника НКУ не содержит. А вот утративший силу Закон о налоге с доходов предусматривал, помимо взимания НДФЛ, еще и уплату штрафа в размере 15 % от суммы невозвращенных подотчетных денежных средств (п.п. 9.10.3 Закона о налоге с доходов). Как видим, сейчас отношение к подотчетным лицам более лояльно.

Налогооблагаемый доход работника в сумме невозвращенной наличности рассчитывается с применением «натурального» коэффициента в соответствии со ст. 164.5 НКУ.

В ф. № 1ДФ с признаком дохода «118» отражают не всю сумму выданных средств под отчет, а только суммы, которые не были возвращены плательщиком налога в установленный срок и которые являются доходом, с которого взимается НДФЛ (письмо ГНАУ от 12.05.11 г. № 8882/6/17-0215)*.

* См. также консультацию «В ф. № 1ДФ отражают только несвоевременно возвращенные подотчетные суммы» // «БН», 2011, № 17, с. 44.

Произведем расчеты, основываясь на данных вопроса, и определим сумму НДФЛ, которую необходимо удержать с работника.

Поскольку общий месячный доход работника превышает предельную величину для применения ставки налога 15 % — 9410 грн.** (7900 (зарплата) + 3000 > 9410), сумму превышения нужно обложить НДФЛ по ставке 17 %***.

** Предельная величина — это десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года: 10 х 941 = 9410 (грн.). Если общий налогооблагаемый доход превышает эту величину, то применяется ставка налога 17 % (абз. второй ст. 167.1 НКУ).

*** См. письмо ГНАУ от 03.02.11 г. № 2346/6/17-0715, 2918/7/17-0717.

Вначале удерживаем ЕВС с зарплаты:

7900 х 3,6 % = 284,40 (грн.).

НДФЛ с зарплаты равен:

(7900 - 284,40) х 15 % = 1142,34 (грн.).

Определим часть невозвращенной подотчетной суммы, которую нужно обложить по ставке 15 %:

9410 - 7900 = 1510 (грн.).

Применим к этой сумме «натуральный» коэффициент в размере 1,176471, который соответствует ставке налога 15 %:

1510 х 1,176471 = 1776,47 (грн.).

НДФЛ с полученной суммы составит:

1776,47 х 15 % = 266,47 (грн.).

Оставшаяся часть невозвращенной суммы облагается по ставке 17 %:

3000 - 1510 = 1490 (грн.).

Применим к вычисленной сумме «натуральный» коэффициент, который соответствует ставке 17 %:

1490 х 1,204819 = 1795,18 (грн.).

НДФЛ равен:

1795,18 х 17 % = 305,18 (грн.).

Общая сумма НДФЛ, которую необходимо удержать с суммы невозвращенных подотчетных средств, равна:

266,47 + 305, 20 = 571,65 (грн.).

Заработная плата отражается под признаком дохода «101», а вовремя невозвращенные суммы — «118». Причем в графах 3а и 3 несвоевременно возвращенные подотчетные средства отражаем в сумме объекта налогообложения, т. е. с учетом «натурального» коэффициента:

1776,47 + 1795,18 = 3571,65 (грн.).

Покажем, как это отразить в ф. № 1ДФ на основе проведенных расчетов (см. рис. 1).

 

№ з/п

Податковий
номер або серія та номер
паспорта*

Сума нарахованого доходу
(грн., коп.)

Сума
виплаченого доходу
(грн., коп.)

Сума утриманого
податку (грн., коп.)

Ознака
доходу

Дата

Ознака
подат. соц. пільги

Ознака (0, 1)

нарахованого

перерахованого

прийняття на роботу
(дд/мм/рррр)

звільнення з роботи
(дд/мм/рррр)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1111111111

7900,00

7900,00

1142,34

1142,34

101

2

1111111111

3571,65

3571,65

571,65

571,65

118

<…>

Рис. 1.

Фрагмент ф. № 1ДФ за II квартал 2011 года

 

Как отразить переходящие отпуска в ф. № 1ДФ

Работник ушел в отпуск на 24 календарных дня с 21.06.11 г. по 15.07.11 г. (на День Конституции — 28.06.11 г. продлевается отпуск, но этот день не оплачивается). Общая сумма начисленных отпускных — 5700 грн. (за 10 дней июня — 2375 грн., за 14 дней июля — 3325 грн.). Зарплата работника, начисленная за июнь, составляет 4104 грн. Вся сумма отпускных выплачена работнику перед уходом в отпуск. Как правильно отразить в ф. № 1ДФ отпускные, которые приходятся на июнь и июль 2011 года?

 

Единого мнения по поводу данного вопроса по-прежнему нет. На практике в бухучете переходящие отпускные начисляют двумя способами:

1) начисление всей суммы отпускных в месяце, в котором работник уходит в отпуск (суммы отпускных и за текущий, и за следующий месяцы отражаются в месяце выплаты отпускных);

2) отпускные начисляют в месяцах, на которые приходятся дни отпуска (часть отпускных отражается в текущем месяце, а оставшаяся часть в следующем).

Согласно

п.п. 1.6.1 Инструкции № 5 начисления отражаются за календарный месяц (с первого по последнее число месяца). Например, суммы начислений за время отпусков, в отличие от порядка их фактической выплаты, распределяются пропорционально времени, которое приходится на дни отпуска в соответствующем месяце.

Кроме того, согласно

абз. последнему п.п. 169.4.1 НКУ если налогоплательщик получает доходы в виде зарплаты за период ее сохранения согласно законодательству, в том числе за время отпуска или пребывания налогоплательщика на больничном, то с целью определения предельной суммы дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы, и в других случаях их налогообложения, такие доходы (их часть) относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления.

На наш взгляд, второй способ отражения переходящих отпускных правильный с точки зрения методологии бухучета. Кроме того, все равно начисленные суммы в месяце ухода в отпуск и для начисления НДФЛ и для ЕВС придется распределять между месяцами, на которые приходятся дни отпуска. Налоговые органы также разделяют нашу точку зрения (см.

консультацию представителей ГНАУ «Зарплата и отпускные в форме № 1ДФ» // «БН», 2011, № 23, с. 32).

Отпускные выплачивают работнику до ухода в отпуск*. При этом НДФЛ нужно уплатить в бюджет при выплате отпускных (

п.п. 168.1.2 НКУ).

* Подробнее об отпусках см. Тему недели «Предоставляем отпуск в 2011 году» // «БН», 2011, № 23, с. 34.

Отпускные, как часть зарплаты, в

ф. № 1ДФ отражаются с признаком дохода «101». Также к отпускным применим п. 3.3 Порядка № 1020, в соответствии с которым зарплата, выплачиваемая в установленные сроки в следующем месяце, должна быть отражена в ф. № 1ДФ за тот период, в который входит предыдущий месяц, за который зарплата была начислена. Например, в ф. № 1ДФ за II квартал 2011 года входит заработная плата за апрель, начисленная в апреле и выплаченная в мае, за май (начисленная в мае и выплаченная в июне), за июнь (начисленная в июне и выплаченная в июле).

Таким образом, в нашем случае отпускные, начисленные в июне и приходящиеся на июнь (2375 грн.), а также удержанный с них НДФЛ в

ф. № 1ДФ отражают как при начислении обычной зарплаты за II квартал — в ф. № 1ДФ за II квартал.

Оставшаяся сумма отпускных за июль 2011 года (грязная сумма — 3325 грн.) и НДФЛ с этой суммы, хотя и начисляются в июле, фактически авансом уплачивают в июне. Поэтому можно было бы утверждать, что их выплату (графа 3 — 3325 грн.) и НДФЛ, уплаченный в бюджет с такой суммы (графа 4 — 3325 х 15 %) нужно включить в показатели

ф. № 1ДФ за II квартал. Однако представители ГНАУ предложили более простой вариант: они советуют выплату этих отпускных и уплату НДФЛ в ф. № 1ДФ за II квартал 2011 года не отражать, а показывать и начисление июльских отпускных (графа 3а), и их выплату (графа 3), а также удержание НДФЛ с этой суммы (графа 4а) и его уплату (графа 4) в ф. № 1ДФ за III квартал 2011 года при условии, что заработная плата выплачивается регулярно.

Далее заполним

ф. № 1ДФ за II и III кварталы 2011 года по условиям примера, используя подход налоговиков, предварительно выполнив необходимые расчеты (см. рис. 2 на с. 22).

При выплате отпускных в июне 2011 года нужно было уплатить НДФЛ в размере 824,22 грн. ((5700 - 5700 х 3,6 %) х 15 %).

НДФЛ с суммы июньских отпускных и зарплаты совокупно составит:

(2375 + 4104 - 233,24) х 15 % =

936,86 (грн.),

где 233,24 (грн.) — сумма ЕВС с зарплаты и июньских отпускных — ((2375 + 4104) х 3,6 %).

Для наглядности в III квартале 2011 года доход работника и начисление НДФЛ покажем только исходя из суммы июльских отпускных (без других начислений за этот квартал). НДФЛ с июльских отпускных равен:

(3325 - 3325 х 3,6 %) х 15 % = 480,80 (грн.).

 

№ з/п

Податковий
номер або серія та номер
паспорта*

Сума нарахованого доходу
(грн., коп.)

Сума
виплаченого доходу
(грн., коп.)

Сума утриманого
податку (грн., коп.)

Ознака
доходу

Дата

Ознака
подат. соц. пільги

Ознака (0, 1)

нарахованого

перерахованого

прийняття на роботу
(дд/мм/рррр)

звільнення з роботи
(дд/мм/рррр)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Форма № 1ДФ за II квартал 2011 года

1

1122334455

6479,00

6479,00

936,86

936,86

101

<…>

Форма № 1ДФ за III квартал 2011 года

1

1122334455

3325,00

3325,00

480,80

480,00

101

<…>

Рис. 2.

Фрагменты ф. № 1ДФ за II и III кварталы 2011 года

 

Как заполнить ф. № 1ДФ, если НСЛ предоставлялась только в одном месяце отчетного квартала?

Работнице, имеющей двоих детей возрастом до 18 лет, в июне была предоставлена НСЛ. В апреле и мае льгота не предоставлялась, потому что доход работницы превышал предельный размер дохода для предоставления НСЛ. Данные о зарплате работницы: апрель — 2700 грн., май — 2750 грн., июнь — 2600 грн. Как заполнить ф. № 1ДФ в таком случае?

В вашем случае работница имеет право на применение НСЛ «на детей» по

п.п. 169.1.2 НКУ. При предоставлении НСЛ на этом основании предельный размер дохода, который дает право на НСЛ, рассчитывается кратно количеству детей (второй абз. п.п. 169.4.1 НКУ) и составляет 2640 грн. (1320 грн. х 2 ребенка).

В июне к доходу работницы применялась НСЛ в размере 941 грн. (470,5 грн.* х 2 ребенка). Согласно

Справочнику признаков НСЛ, приведенному в приложении к Порядку № 1020, такая НСЛ имеет признак «04».

* 470,5 грн. — размер обычной НСЛ, который согласно п.п. 169.1.1 НКУ составляет 100 % от ПМТЛ. Но до 1 января 2015 года НСЛ предоставляется в размере 50 % от ПМТЛ, установленного законом на 1 января отчетного налогового года (п. 1 раздела XIX НКУ).

Согласно

абз. второму п. 3.6 Порядка № 1020 по каждому физлицу нужно заполнять столько строк, сколько признаков доходов оно имеет, и по каждому признаку дохода заполняется только одна строка. Поэтому в ф. № 1ДФ доход работницы мы покажем одной строкой, потому что НСЛ применяется исключительно к доходам в виде зарплаты.

На рис. 3 покажем фрагмент

ф. № 1ДФ, заполненный по данным вопроса.

 

№ з/п

Податковий
номер або серія та номер
паспорта*

Сума нарахованого доходу (грн., коп.)

Сума
виплаченого доходу (грн., коп.)

Сума утриманого
податку (грн., коп.)

Ознака
доходу

Дата

Ознака
подат. соц. пільги

Ознака (0, 1)

нарахованого

перерахованого

прийняття на роботу
(дд/мм/рррр)

звільнення з роботи
(дд/мм/рррр)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1010101010

8050,00 (1)

8050,00 (1)

1022,88 (2)

1022,88 (2)

101

04

<…>

(1) 8050 = 2700 + 2750 + 2600 .

(2) 1022,88 = (2700 - 2700 х 3,6 %) х 15 % + (2750 - 2750 х 3,6 %) х 15 % + (2600 - 2600 х 3,6 % - 941) х 15 %.

Рис. 3.

Фрагмент ф. № 1ДФ за II квартал 2011 года при предоставлении
НСЛ в одном месяце отчетного квартала

 

Как отражать в ф. № 1ДФ доходы, выплаченные частным предпринимателям

Предприятие выплатило физическому лицу — предпринимателю, уплачивающему единый налог, доход в размере 2500 грн. за полученные от него товары. Кроме того, этот предприниматель получил 1000 грн. за аренду его машины-бетоносмесителя. В свидетельстве об уплате единого налога указан вид деятельности «оптовая и розничная торговля». Как заполнить ф. № 1ДФ в этом случае?

 

Частный предприниматель, уплачивающий единый налог, освобождается от уплаты некоего количества налогов и сборов, перечень которых приведен в п. 6 Указа о едином налоге. В частности, единоналожник не является плательщиком НДФЛ.

Но предприятие — налоговый агент, с которым сотрудничает предприниматель-единоналожник, все равно должно отчитаться и проинформировать налоговые органы о выплаченных доходах путем подачи ф. № 1ДФ.

Что касается отражения доходов, выплаченных частному предпринимателю, то тут все просто — такие выплаты отражаем в ф. № 1ДФ под признаком дохода «157» как доход, выплаченный самозанятому лицу. Но этот признак дохода применяется только к тем доходам частного предпринимателя, которые получены от деятельности, которая указана в свидетельстве об уплате единого налога. При этом графы 4 и 4а прочеркиваем.

А вот с доходов от деятельности, не указанной в свидетельстве, предприятие должно удержать НДФЛ.

В действующем Справочнике признаков доходов для отражения в ф. № 1ДФ доходов от сдачи в аренду движимого имущества, как и в предыдущей его редакции, нет отдельного признака дохода.

На наш взгляд, в данном случае можно применить на выбор один из трех признаков дохода — «106» (доход от сдачи в аренду недвижимости), «127» (прочие доходы) либо «102» (доходы по гражданско-правовым договорам).

По данным примера заполним ф. № 1ДФ (см. рис. 4). Предположим, в течение отчетного квартала предприятие больше не начисляло и не выплачивало доходы.

Основываясь на вышеприведенной информации и беря в учет данные, указанные в самом вопросе, делаем вывод:

— в ф. № 1ДФ 2500 грн., выплаченные предпринимателю в рамках его деятельности, отражаются под признаком дохода «157», при этом графы 4а и 4 прочеркиваются (суммы начисленного и уплаченного НДФЛ нет);

— с 1000 грн., которые получил предприниматель за осуществление деятельности, не указанной в его свидетельстве, предприятию нужно удержать НДФЛ. Эту сумму отразим под признаком дохода «102».

 

№ з/п

Податковий
номер або серія та номер
паспорта*

Сума нарахованого доходу (грн., коп.)

Сума
виплаченого доходу (грн., коп.)

Сума утриманого
податку (грн., коп.)

Ознака
доходу

Дата

Ознака
подат. соц. пільги

Ознака (0, 1)

нарахованого

перерахованого

прийняття на роботу
(дд/мм/рррр)

звільнення з роботи
(дд/мм/рррр)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2121212121

2500,00

2500,00

157

2

2121212121

1000,00

1000,00

150,00(1)

150,00(1)

102

<…>

(1) 150 = 1000 х 15 %.

Рис. 4.

Фрагмент заполнения ф. № 1ДФ при начислении
и выплате доходов предпринимателю-единоналожнику

 

Как исправить ошибку в ф. № 1ДФ, если работнику неправомерно предоставлена НСЛ

В июле 2011 года обнаружена ошибка: неправомерно предоставлена работнику НСЛ в июне. Данные о начисленной зарплате работника: апрель — 1200 грн., май — 1300 грн., июнь — 1400 грн. Как исправить ошибку?

 

Начнем с НСЛ. Плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде зарплаты, на сумму НСЛ в размере, равном 50 % размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого плательщика налога (

п. 169.1 НКУ). В 2011 году размер минимальной НСЛ равен 470,50 грн.

Согласно

п.п. 169.4.1 НКУ НСЛ применяется к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика на протяжении отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривень (в 2011 году — 1320 грн.). Получается, что вы абсолютно правомерно предоставили своему работнику НСЛ в апреле и мае, а вот в июне нет — его зарплата превысила предельный размер дохода (1400 грн. > 1320 грн.).

Допущенную ошибку в

ф. № 1ДФ можно исправить следующими способами:

— если срок предоставления еще не истек, то подается

отчетная новая ф. № 1ДФ (п. 4.2 Порядка № 1020) — отмечается клеточка «Звітний новий»;

— если срок предоставления истек, то ошибку исправляют путем подачи уточняющего расчета по той же форме (

п.п. 4.3 Порядка № 1020) — отмечается клеточка «Уточнюючий».

Согласно

п. 4.4 НКУ порядок заполнения отчетной новой и уточняющей ф. № 1ДФ одинаков. Отчетная новая и уточняющая ф. № 1ДФ подаются на основании информации из предварительно поданной ф. № 1ДФ и содержат информацию только по строкам и реквизитам, которые уточняются.

В

ф. № 1ДФ принцип исправления ошибок прост: ошибочная строка исключается, а новая строка с правильной информацией вводится. Для своеобразной маркировки строк существует графа 9. В этой графе ставят признак «0», если строку нужно ввести, «1» ставят при исключении строки.

Таким образом, заполнение отчетной новой и уточняющей

ф. № 1ДФ отличается только отметкой в клеточке типа формы («Звітний новий» или «Уточнюючий»). В свою очередь, тип формы («Звітний новий» или «Уточнюючий») зависит от срока подачи исправляемых данных — до («Звітний новий») или после («Уточнюючий») истечения срока предоставления ф. № 1ДФ за период, в котором допущена ошибка.

Покажем на рис. 5, как исправить ошибку, суть которой изложена в вопросе.

Если вы обнаружили какие-то ошибки в уже поданной

ф. № 1ДФ за II квартал 2011 года, еще есть время исправить их путем подачи отчетной новой ф. № 1ДФ. Напомним, что ф. № 1ДФ подается отдельно за каждый квартал в течение 40 календарных дней , следующих за последним календарным днем отчетного квартала. За II квартал 2011 года нужно подать не позднее 09.08.11 г.

 

№ з/п

Податковий
номер або серія та номер
паспорта*

Сума нарахованого доходу
(грн., коп.)

Сума
виплаченого доходу
(грн., коп.)

Сума утриманого
податку (грн., коп.)

Ознака
доходу

Дата

Ознака
подат. соц. пільги

Ознака (0, 1)

нарахованого

перерахованого

прийняття на роботу
(дд/мм/рррр)

звільнення з роботи
(дд/мм/рррр)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Форма № 1ДФ за II квартал 2011 года, поданная с неправильным расчетом НДФЛ за июнь 2011 года

1

1100110011

3900,00(1)

3900,00 (1)

352,23(2)

352,23(2)

101

Исправление допущенной ошибки в отчетной новой или уточняющей ф. № 1ДФ за II квартал 2011 года

1

1100110011

3900,00 (1)

3900,00 (1)

352,23(2)

352,23(2)

101

1

2

1100110011

3900,00 (1)

3900,00 (1)

422,80(3)

422,80(3),(4)

101

0

<…>

(1) 3900 = 1200 + 1300 + 1400.

(2) 352,23 = (1200 - 1200 х 3,6 % - 470,50 ) х 15 % + (1300 - 1300 х 3,6 % - 470,50 ) х 15 % + (1400 - 1400 х 3,6 % - 470,50 ) х 15 %.

(3) 422,80 = (1200 - 1200 х 3,6 % - 470,50) х 15 % + (1300 - 1300 х 3,6 % - 470,50 ) х 15 % + (1400 - 1400 х 3,6 %) х 15 %.

(4) См. также с. 46 этого номера.

Рис. 5.

Фрагменты ф. № 1ДФ за II квартал 2011 года и отчетной новой формы

 

Допустим, что вы не успели подать новую отчетную

ф. № 1ДФ и исправляете ошибку при помощи уточняющей ф. № 1ДФ. Предположим, что сумму недоимки по НДФЛ в размере 70,57 грн. (422,80 - 352,23) вы уплачиваете 12.08.11 г. Условимся, что аванс в размере 50 % зарплаты на предприятии выплачивают 22 числа каждого месяца, а окончательный расчет производят 7 числа. При выплате аванса предприятие рассчитало НДФЛ без учета НСЛ. Таким образом, сумма занижения обязательств по НДФЛ произошла в момент выплаты зарплаты за вторую половину месяца.

При самостоятельном исправлении ошибки в уточняющем расчете налогоплательщик вместе с суммой недоплаты должен уплатить штраф в размере 3 % от такой суммы (

ст. 50.1 НКУ). Штраф равен: 70,57 х 3 % = 2,12 (грн.).

Перейдем к пене. Случаи начисления пени перечислены в

п. 129.1 НКУ, согласно которому пеня начисляется, в частности:

— в день наступления срока погашения

налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или плательщиком налогов при выявлении его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования) — п.п. 129.1.2 НКУ;

в день наступления срока погашения налогового обязательства, определенного налоговым агентом при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц, и/или контролирующим органом при проверке такого налогового агента — п.п. 129.1.3 НКУ.

Какая из этих норм должна применяться при самостоятельном исправлении ошибок по налогу на доходы, однозначно сказать сложно. С точки зрения практического применения этих норм основное отличие состоит в определении ставки НБУ, которая используется при начислении пени (

п. 129.4 НКУ):

— пеня, определенная

п.п. 129.1.2 НКУ, начисляется из расчета 120 % учетной ставки НБУ, действующей на день занижения;

— пеня, определенная

п.п. 129.1.3 НКУ, начисляется из расчета 120 % учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц.

Учитывая, что:

— учетная ставка НБУ с 10.08.10 г. составляет 7,75 %;

— НДФЛ уплачивается (перечисляется) в бюджет

при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом (п.п. 168.1.2 НКУ), считаем, что пеня должна быть начислена исходя из учетной ставки НБУ 7,75 % за период с 08.07.11 г. по 12.08.11 г. (36 дней). Сумма пени составит:

70,57 грн. х 120 % х 7,75 % х 36 дней : 365 дней =

0,65 (грн.).

 

Какую ответственность несет налоговый агент за нарушения в отношении ф. № 1ДФ

Какую ответственность несет налоговый агент в случае неподачи ф. № 1ДФ или за ошибки в заполнении?

Напомним, что одним из принципиальных отличий действующей

ф. № 1ДФ от устаревшей является ее новый статус: теперь налоговые расчеты (которым и является ф. № 1ДФ) приравнены к налоговой декларации (ст. 46 НКУ).

Согласно

п.п. «ґ» п. 176.2 НКУ налоговые агенты обязаны нести ответственность согласно закону в случае непредоставления или несвоевременного предоставления ф. № 1ДФ. Указанные в ней суммы налога, уплачиваемые в бюджет, являются согласованными суммами налоговых обязательств налогового агента и в случае неполной или несвоевременной уплаты взимаются в бюджет вместе с уплатой штрафов и пени. Об этом также упоминают представители ГНАУ в письме от 14.01.11 г. № 514/6/17-0715.

Об ответственности налогового агента по поводу

ф. № 1ДФ говорится в ст. 119 НКУ. Кроме того, должностные лица и физлица-предприниматели несут административную ответственность. В таблице приведена информация об ответственности налогового агента.

Таким образом, если вы не подали

ф. № 1ДФ, будьте готовы к штрафу на предприятие (предпринимателя) в размере 510 грн. (если это случилось впервые) и к административному штрафу на должностных лиц предприятия (предпринимателя).

Подытоживая изложенное, желаем заполнять

ф. № 1ДФ быстро и без ошибок. Помните, что теперь к заполнению ф. № 1ДФ нельзя относиться «спустя рукава» — это чревато немалыми штрафными санкциями.

 

Ответственность налогового агента

Вид нарушения

Штрафные санкции

Чем предусмотрены

Ф. № 1ДФ:
 — не предоставлена;
 — предоставлена с нарушением установленных сроков(1);
 — предоставлена не в полном объеме;
 — предоставлена с недостоверными сведениями или с ошибками

Штраф на налогового агента — 510 грн. (за повторные нарушения в течение года — 1020 грн.)

п. 119.2 НКУ

Неудержание или неперечисление в бюджет сумм НДФЛ при выплате доходов физлицу

Предупреждение или штраф на должностных лиц и физлиц-предпринимателей в размере от 34 до 51 грн.
За повторное нарушение в течение года — от 51 до 85 грн.

ст. 1634 КоАП

Перечисление НДФЛ за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством)

Неуведомление или несвоевременное уведомление ГНИ по установленной форме сведений о доходах граждан (по ф. № 1ДФ)

Самостоятельное исправление ошибки в ранее поданной ф. № 1ДФ до начала проверки контролирующим органом(2)

Если ошибка исправляется через уточняющий расчет — нужно уплатить сумму недоимки и штраф в размере 3 % от такой суммы до подачи уточняющего расчета

п. 50.1 НКУ

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика(3)

Штраф в размере 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.
Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, — штраф в размере 50 % суммы налога. Те же действия, совершенные в течение 1095 дней в третий раз и более — штраф в размере 75 % суммы налога

п. 127.1 НКУ

Нарушение установленных сроков погашения согласованного денежного обязательства(4)

Пеня начисляется:
 — в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или плательщиком налогов при выявлении его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования) из расчета 120 % учетной ставки НБУ, действующей на день занижения — п.п. 129.1. 2 НКУ, п. 129.4 НКУ;
 — в день наступления срока погашения налогового обязательства, определенного налоговым агентом при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц, и/или контролирующим органом при проверке такого налогового агента из расчета 120 % учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц — п.п. 129.1.3 НКУ, п. 129.4 НКУ

Ст. 129 НКУ

(1) Согласно п. 51.1 НКУ и п.п. «б» п. 176.2 НКУ ф. № 1ДФ налоговый агент обязан предоставлять в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала.

(2) Если после подачи ф. № 1ДФ за отчетный период подают новую ф. № 1ДФ с исправленными показателями до истечения предельного срока подачи этого налогового расчета за такой же отчетный период, то штрафы, определенные в п. 50.1 НКУ, не применяются.

(3) Ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга, возникающего в результате совершения таких действий, и обязанность по погашению такого налогового долга возлагаются на лицо, определенное НКУ, в том числе на налогового агента. При этом налогоплательщик — получатель таких доходов освобождается от обязанностей погашения такой суммы налоговых обязательств или налогового долга.

(4) Согласно п. 54.2 НКУ денежное обязательство относительно суммы налоговых обязательств по налогу, подлежащей удержанию и уплате (перечислению) в бюджет в случае начисления / выплаты дохода в пользу налогоплательщика-физлица, считается согласованным налоговым агентом или налогоплательщиком в момент возникновения налогового обязательства, которое определяется по календарной дате, установленной для предельного срока уплаты налога в соответствующий бюджет (предельный срок уплаты — это дата выплаты дохода физлицу (п.п. 168.1.2 НКУ) или, если доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается наличностью из кассы, — следующий за таким предоставлением (начислением, выплатой) банковский день).

 

Документы и сокращения статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ЗКУ

— Земельный кодекс Украины от 25.10.01 г. № 2768-III.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.03 г. № 889-IV; утратил силу 01.01.11 г.

Указ о едином налоге

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Инструкция № 5

— Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5.

Порядок № 1020

— Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1020.

Порядок № 996

— Порядок составления Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, утвержденный приказом ГНАУ от 23.12.10 г. № 996.

Положение № 43

— Положение об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденное совместным приказом Минтруда, МФУ и Минюста от 28.06.93 г. № 43.

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.05 г. № 286.

Авансовый отчет

— Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, форма которого и порядок составления утверждены приказом ГНАУ от 23.12.10 г. № 996.

НСЛ

— налоговая социальная льгота.

ЕВС

— единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

НДФЛ

— налог на доходы физических лиц.

ЕБНЗ

— Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше