Темы статей
Выбрать темы

Сбор за первую регистрацию транспортного средства, или Новый транспортный налог

Редакция БН
Статья

СБОР ЗА ПЕРВУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ТРАНСПОРТНОГО

средства, или новый транспортный налог

 

C принятием Налогового кодекса всех субъектов, использующих транспортные средства, ожидает весомая новация. Вместо налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов они должны уплачивать сбор за первую регистрацию транспортного сбора.

Этот вид сбора кое в чем совпадает с транспортным налогом, а кое в чем имеет кардинальные отличия. Поэтому в этой публикации приведем основные правила уплаты этого сбора.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Что такое сбор за первую регистрацию ТС?

С 01.01.11 г. юридические и физические лица вместо налога с владельцев ТС и других самоходных машин и механизмов, уплата которого регулировалась

Законом о транспортном налоге (утратил силу с 01.01.11 г.), будут уплачивать сбор за первую регистрацию ТС (далее — сбор). Уплата сбора регулируется разделом VІІ НКУ, а вся терминология содержится в ст. 14 раздела I НКУ. Относится этот сбор к общегосударственным сборам (п. 9.1 НКУ).

Уплачивать этот сбор нужно, как видно из его названия, только в случае, когда субъект проводит

первую регистрацию ТС (п.п. 14.1.169 НКУ), транспортный же налог уплачивался не только при первой регистрации ТС, но и периодически (в частности, юридические лица уплачивали его ежеквартально).

Следовательно, для того чтобы определить, уплачивать сбор или нет, прежде всего следует знать, что под

первой регистрацией ТС понимают регистрацию ТС, которая осуществляется уполномоченными государственными органами Украины в отношении этого ТС в Украине впервые (п.п. 14.1.163 НКУ).

Обращаем внимание, что проходить первую регистрацию, а следовательно, и уплачивать сбор за первую регистрацию транспортного средства нужно в тех случаях, когда субъект приобрел:

— новое ТС у отечественного производителя;

— ТС, которое ввезено из-за границы и не проходило в Украине регистрацию (независимо от того, новое это ТС или бывшее в пользовании).

То есть уплачивать сбор за первую регистрацию ТС субъекты будут исключительно при первой регистрации ТС в Украине. Если это ТС уже было зарегистрировано в Украине, то уплачивать этот сбор не нужно, поскольку его уже уплатил предыдущий владелец при проведении первой регистрации.

 

Плательщики сбора

Плательщиками сбора за первую регистрацию ТС остались те же субъекты, которые уплачивали транспортный налог, а именно

(ст. 231 и ст. 15 НКУ):

физические лица (резиденты и нерезиденты Украины);

юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения.

При этом эти субъекты станут плательщиками сбора только при условии, что они

осуществляют первую регистрацию в Украине ТС, являющихтся объектами обложения этим сбором (ст. 231 НКУ).

 

Объект налогообложения

Перечень ТС, при регистрации которых уплачивается сбор, подобен тому, который был при уплате транспортного налога:

колесные транспортные средства, суда, самолеты и вертолеты — ст. 232 НКУ (см. «Объект обложения сбором за первую регистрацию ТС»), хотя отличия существуют. Так, отныне:

— сбор

нужно уплачивать также и за яхты и суда парусные и лодки спортивные (коды 8903 91; 8903 92; 8903 99), если они включены в Государственный судовой реестр Украины или в Судовую книгу Украины;

освобождены от уплаты такого сбора субъекты за регистрацию прицепов и полуприцепов.

 

Объект обложения сбором за первую регистрацию ТС

Извлечение из ст. 232 НКУ

«Статья 232. Объекты обложения сбором

232.1. Транспортные средства, являющиеся объектами обложения сбором:

232.1.1. колесные транспортные средства, кроме:

а) транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, закрепленных на праве оперативного управления за воинскими частями, военными учебными заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных Сил Украины, которые полностью содержатся за счет бюджета, кроме отнесенных к транспортной группе, в порядке, определенном главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики по вопросам национальной безопасности в военной сфере, обороны и военного строительства;

б) транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, закрепленных на праве оперативного управления за воинскими формированиями главного органа в системе центральных органов исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, безопасности дорожного движения, которые полностью содержатся за счет бюджета, кроме отнесенных к транспортной группе, в порядке, определенном таким главным органом;

в) транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, закрепленных на праве оперативного управления за подразделениями службы гражданской обороны, которые полностью содержатся за счет бюджета, кроме отнесенных к транспортной группе, в порядке, определенном главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере гражданской защиты населения;

г) транспортных средств грузовых, самоходных, используемых на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, — товарная позиция 8709 согласно УКТ ВЭД;

ґ) транспортных средств скорой медицинской помощи;

д) машин и механизмов для сельскохозяйственных работ — товарные позиции 8432 и 8433 согласно УКТ ВЭД;

е) прицепов (полуприцепов);

є) мопедов;

ж) велосипедов;

232.1.2. суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре Украины или в Судовой книге Украины;

232.1.3. самолеты и вертолеты, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины или в Реестре государственных воздушных судов Украины, кроме:

а) самолетов и вертолетов Вооруженных Сил Украины;

б) самолетов и вертолетов главного органа в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения реализации государственной политики в сфере гражданской защиты населения, а также органов управления и сил гражданской защиты, которые выполняют задачи гражданской защиты».

 

Кроме того, некоторым категориям лиц предоставлены льготы по уплате сбора

(ст. 235 НКУ): с 01.01.11 г. такие льготы предоставляются только в отношении:

легковых автомобилей для инвалидов* с объемом цилиндров двигателя до 1500 куб. см, приобретенных за счет средств государственного или местных бюджетов и/или безвозмездно переданных инвалидам согласно законодательству Украины;

ТС домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов, детских домов-интернатов, пансионатов для ветеранов войны и труда, гериатрических пансионатов, реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, которые финансируются из государственного и местного бюджетов**.

* Кроме того, в соответствии с п. 4 раздела ХІХ НКУ Кабмин должен внедрить начиная с 1 января 2011 года механизм компенсации потери части доходов в связи с отменой налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов и соответствующим увеличением ставок акцизного сбора с горючего для физических лиц, которые пользовались льготами по уплате налога с владельцев транспортных средств в отношении одного легкового автомобиля (мотоколяски) с объемом цилиндров двигателя до 2500 куб. см или одного мотоцикла с объемом цилиндров двигателя до 750 куб. см или одной лодки моторной или катера (кроме спортивного) с длиной корпуса до 7,5 м, а именно лиц, указанных в пп. 1 и 2 части первой ст. 14 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»; ст. 4 — 11 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»; ст. 6 и 8 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине».

** Обратим внимание, что в случае отчуждения таких «льготных» транспортных средств лица, получившие такие транспортные средства в собственность (покупатели), обязаны уплатить сбор по ставкам в порядке и на условиях, предусмотренных для сбора за первую регистрацию транспортных средств.

 

База налогообложения и ставки налога

База обложения сбором за первую регистрацию ТС определяется, как и ранее, по тем же правилам, что и при уплате транспортного налога за первую регистрацию ТС, а именно:

— для мотоциклов, легковых автомобилей (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем), автобусов (в том числе микроавтобусов), тракторов, грузовых автомобилей (в том числе седельных тягачей, других специализированных и специальных грузовых транспортных средств) —

по объему цилиндров двигателя в куб. см;

— для легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, —

по мощности двигателя в кВт;

— для судов, оборудованных двигателем, —

по мощности двигателя в кВт;

— для судов, не оборудованных двигателем, —

по длине корпуса судна в см;

— для самолетов, вертолетов —

по максимальной взлетной массе.

Ставки же сбора несколько увеличились по сравнению с транспортным налогом. Это вызвано, наверное, тем, что теперь уплачивать сбор нужно будет только один раз, а не периодически, как это было раньше. Причем такое увеличение в основном касается тех ТС, которые были в пользовании более 8 лет. Так, при расчете ставок сбора для колесных ТС старше 8 лет к базовым ставкам применяется

коэффициент 40 (это не касается легковых авто, оборудованных электродвигателями, и тракторов), а для воздушных или водных ТС — 3. Когда же регистрируют новые ТС или находившиеся в эксплуатации до 8 лет (кроме легковых авто, оборудованных электродвигателями, и тракторов) к базовой ставке применяется коэффициент 1 и 2 соответственно.

Рассмотрим ставки сбора за первую регистрацию ТС, которые применяются с 01.01.11 г., с учетом соответствующих коэффициентов в таблице.

 

Ставки сбора за первую регистрацию ТС

КОЛЕСНЫЕ ТС

Транспортное средство

Объем цилиндра двигателя, куб см
(мощность двигателя, кВт)

Ставка сбора
(со 100 куб. см объема цилиндров двигателя, с 1кВт мощности двигателя)

базовые

для новых ТС(1)

для ТС, бывших в эксплуатации

до 8 лет(2)

более 8 лет(3)

1

2

3

4

5

6

Мотоциклы

до 500

3

3

6

120

от 501 до 800

5

5

10

200

от 800 и более

10

10

20

400

Легковые автомобили (кроме автомобилей, оборудованных электродвигателем):

до 1000

3

3

6

120

от 1001 до 1500

5

5

10

200

от 1501 до 1800

7

7

14

280

от 1801 до 2500

10

10

20

400

от 2501 до 3500

25

25

50

1000

от 3501 до 4500

40

40

80

1600

от 4501 до 5500

45

45

90

1800

от 5501 до 6500

55

55

110

2000

свыше 6500

60

60

120

2400

Легковые автомобили, оборудованные электродвигателем

любой

0,5

0,5(4)

Автобусы, в том числе микроавтобусы

любой

5

5

10

200

Трактора, кроме гусеничного

любой

2,5

2,5(4)

Грузовые автомобили(5)

до 8200

15

15

30

600

от 8201
до 15000

20

20

40

800

свыше 15000

25

25

50

1000

Седельные тягачи

любой

15

15

30

600

Автомобили специального назначения

любой

5

5

10

200

СУДА

Транспортное средство

Мощность двигателя, кВт (длина корпуса судна, м)

Ставка сбора (с 1кВт мощности двигателя, со 100 см длины)

базовые

для новых ТС(1)

для ТС, бывших в эксплуатации

до 8 лет(2)

более 8 лет

Суда, оснащенные стационарным или подвесным двигателем (двигателями):

до 55 (включительно)

2,5

2,5

5

7,5

свыше 55

3

3

6

9

Суда, не оснащенные двигателем

до 7,5 (включительно)

7

7

14

21

свыше 7,5

14

14

28

42

САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ

Транспортное средство

Максимальная взлетная масса, кг

Ставка сбора (с 1 кг максимальной взлетной массы)

базовые

для новых ТС(1)

для ТС, бывших в эксплуатации

до 8 лет(2)

более 8 лет(6)

Самолеты

любая

1

1

2

3

Вертолеты

любая

1

1

2

3

(01)Для новых колесных ТС, судов, самолетов и вертолетов в соответствии с п.п. 234.4.1 НКУ ставки сбора рассчитаны с применением коэффициента 1 к базовым ставкам.

(02)Для колесных ТС, судов, самолетов и вертолетов, бывших в эксплуатации до 8 лет, в соответствии с п.п. 234.4.2 НКУ ставки сбора рассчитаны с применением коэффициента 2 к базовым ставкам.

(03)Для колесных ТС, бывших в эксплуатации свыше 8 лет, в соответствии с п.п. 234.4.4 НКУ ставки сбора рассчитаны с применением коэффициента 40 к базовым ставкам.

(04) Для легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, и тракторов независимо от срока эксплуатации в соответствии с пп. 234.4.2 и 234.4.4 НКУ применяются базовые ставки сбора без использования коэффициентов.

(05) Сбор за первую регистрацию ТС для грузопассажирских автомобилей уплачивается в размерах, установленных для грузовых автомобилей.

(06)Для судов, самолетов и вертолетов, бывших в эксплуатации свыше 8 лет, в соответствии с п.п. 234.4.3 НКУ ставки сбора рассчитаны с применением коэффициента 3 к базовым ставкам.

 

Что касается индексации, то в

п. 4 раздела XIX Заключительных положений НКУ указано, что до 1 июня в ВРУ будет вноситься проект закона о внесении изменений в НКУ по ставкам налогообложения, определенным в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции, в том числе и по сбору за первую регистрацию ТС.

 

Порядок уплаты и отчетности

Рассчитывается этот сбор по каждому ТС как

произведение соответствующей базы налогообложения, ставки сбора и соответствующего коэффициента (т. е. ставки сбора, приведенной в таблице выше) — ст. 238 НКУ. Обращаем внимание, что в НКУ не указано, что такой сбор должен рассчитывать именно плательщик, а потому не исключено, что сбор будет рассчитывать соответствующий регистрационный орган самостоятельно.

Уплачивать исчисленный сбор плательщики сбора должны

перед проведением первой регистрации ТС в Украине по месту регистрации ТС по ставкам, действующим на день уплаты. Подтверждением уплаты сбора будут служить квитанции или платежные поручения об уплате сбора с отметкой банка о дате исполнения платежного поручения. При отсутствии таких документов первая регистрация в Украине проводиться не будет*.

* Лицам, освобожденным от уплаты сбора при первой регистрации транспортного средства, нужно подавать соответствующий документ, дающий право на пользование льготами. Если такой документ не подан, регистрация проводиться не будет.

Казалось бы, такой порядок уплаты исключает необходимость подачи отчетности по сбору. Но это не так: юридические лица в

10-дневный срок после первой регистрации ТС в Украине должны подать в соответствующий орган ГНС по своему местонахождению и по месту регистрации ТС Расчет суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств (далее — Расчет) — п. 239.2 НКУ. Форма такого Расчета утверждена приказом № 994**.

** Им же признан утратившим силу Расчет суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, утвержденный приказом ГНАУ от 17.09.01 г. № 373.

Подается этот

Расчет отдельно по колесным, водным и воздушным ТС. То есть, если субъект хозяйствования зарегистрирует грузовой автомобиль и катер, то отражать их нужно в разных Расчетах, а не в одном.

Заполнение такого

Расчета не должно вызывать сложностей, поскольку в форме Расчета достаточно подсказок для того, чтобы сделать это без проблем (см. пример заполнения Расчета при первой регистрации легкового автомобиля, бывшего в эксплуатации 4 года, на рис. на с. 42). Обратим внимание только на то, что в форме Расчета отдельный раздел предусмотрен для исправления допущенных ошибок (уточнения налоговых обязательств). Исправлять ошибки субъекты хозяйствования имеют право двумя способами: или путем подачи нового отчетного Расчета, если предельный срок подачи такого Расчета (10 дней с даты регистрации ТС) не закончился, или путем подачи уточняющего расчета.

Подавать такие

Расчеты (новый отчетный, уточняющий) нужно по той же форме, что и при расчете размера сбора, для того чтобы этот расчет считался новым отчетным или уточняющим, достаточно поставить отметку в соответствующей клеточке.

Следует помнить, что вместе с

расчетом также нужно обязательно подавать копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, проводившим такую регистрацию.

Обратим внимание, что подавать расчет сбора за первую регистрацию ТС нужно, как и уплачивать сбор, только

один раз при первой регистрации ТС.

Как указывалось выше, необходимость подачи

Расчета этого сбора вызывает вопросы. Наверное, таким образом налоговики стремятся контролировать правильность расчета сбора. Это подтверждает и п. 239.5 НКУ, в соответствии с которым органы, проводящие государственную регистрацию ТС, обязаны уведомить органы государственной налоговой службы о зарегистрированных ТС, а также о лицах, на которых они зарегистрированы. На основании этих данных и данных расчета налоговики и будут контролировать уплату этого сбора.

 

Отражение в учете

Что касается отражения расходов на уплату сбора за первую регистрацию ТС в бухгалтерском учете, то, в отличие от отражения транспортного налога, сумму которого включали в состав расходов плательщика, расходы на уплату сбора за первую регистрацию ТС

нужно отнести на увеличение первоначальной стоимости ТС.

Такой вывод делаем из того, что в соответствии с

п. 8 П(С)БУ 7 «Основные средства» к первоначальной стоимости приобретенного объекта основных средств относятся, в частности, расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, в котором он пригоден для использования с запланированной целью. Уплата же сбора за первую регистрацию ТС как раз и является одной из составляющих расходов, связанных с доведением основного средства до состояния, в котором он пригоден для использования, поскольку без уплаты такого сбора субъект хозяйствования не может осуществить регистрацию такого ТС и использовать такой объект в хозяйственной деятельности.

Что касается налогового учета, то, как и в бухгалтерском, расходы на уплату такого сбора до 31.03.11 г. следовало относить на увеличение балансовой стоимости объектов основных фондов группы 2 или 3

(п.п. 8.1.2 Закона о налоге на прибыль), а с 1 апреля 2011 года (п. 144.1 НКУ) — на увеличение балансовой стоимости объекта основных средств группы 5 «Транспортные средства».

 

Переходные моменты

Обратим внимание на некоторые моменты, связанные с тем, что транспортный налог перестал существовать:

1) плательщики транспортного налога, которые до 01.01.11 г. ошибочно или излишне уплатили этот налог (имеют право вернуть излишне уплаченные средства в порядке и на условиях, действовавших в 2010 году

(п. 1 подраздела 9 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ);

2) физические лица, являющиеся владельцами ТС, которые согласно законодательству подлежат техосмотру

один раз в два года, при прохождении в 2011 году такого техосмотра или снятии ТС с учета обязаны уплатить транспортный налог за 2010 год и предъявить контролирующим органам квитанции или платежные поручения о такой уплате, а если они были освобождены в 2010 году от уплаты этого налога, то предоставить документ, дающий право на пользование такими льготами. В случае невыполнения таких условий технический осмотр ТС и снятие их с учета не будут проводиться (п. 2 подраздела 9 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ).

На этом заканчиваем. Надеемся, что эта статья дала четкое представление о порядке уплаты сбора за первую регистрацию транспортных средств, который начиная с 1 января 2011 года должны уплачивать юридические и физические лица, проводящие первую регистрацию ТС.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон о транспортном налоге

— Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» в редакции от 06.12.06 г. № 427-V (утратил силу).

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Приказ № 994

— приказ ГНАУ «Об утверждении формы Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств» от 23.12.10 г. № 994.

ТС

— транспортное средство.

 

img 1

img 2

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше