Темы статей
Выбрать темы

Бюджетное возмещение НДС по правилам Налогового кодекса

Редакция БН
Статья

БЮДЖЕТНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС

по правилам Налогового кодекса

 

Такое желанное и практически недостижимое бюджетное возмещение НДС получить под силу не каждому налогоплательщику, особенно автоматически. В этой статье осветим критерии, которым нужно соответствовать, чтобы иметь право на это благо. Также расскажем, какие этапы предстоит пройти тому, кто претендует на бюджетное возмещение.

Яна ИНДЮХОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Общие положения

Механизм возмещения

. В НКУ механизм возмещения сумм НДС из госбюджета описан в ст. 200.

Согласно

п. 200.1 НКУ сумма налога, подлежащая уплате (перечислению) в госбюджет или бюджетному возмещению, определяется как разница между суммой НО отчетного (налогового) периода и суммой НК такого отчетного (налогового) периода.

Однако задекларированный в этом

пункте механизм определения суммы бюджетного возмещения (по итогам одного отчетного периода) на самом деле применяется только предприятиями судостроения и самолетостроения (п. 14 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

У других плательщиков НДС отрицательное значение должно сохраниться в течение двух последовательных отчетных периодов. На рис. 1 представлен общий алгоритм бюджетного возмещения согласно нормам

НКУ.

 

img 1

 

Как видно из приведенной схемы, в общем случае отрицательное значение, возникшее в отчетном периоде, переносится на следующий отчетный период, и только в том случае, когда по итогам такого следующего отчетного периода по-прежнему НО меньше НК, плательщик имеет право на бюджетное возмещение суммы НДС, уплаченной поставщикам или в бюджет.

Сумма, которая подлежит бюджетному возмещению, отражается в стр. 23 декларации по НДС. Если налогоплательщик хочет сумму возмещения (ее часть) получить на счет в банке, тогда он указывает заявленную сумму в стр. 23.1 декларации. Если же налогоплательщик принял решение сумму, подлежащую возмещению, или часть такой суммы учесть в уменьшение НО следующих отчетных периодов — то в стр. 23.2 декларации.

Обратите внимание! В

Законе об НДС было предусмотрено, что плательщик может получить сумму бюджетного возмещения (полностью) либо на текущий счет, либо зачесть в счет будущих платежей, а НКУ дает возможность такую сумму на свое усмотрение распределить между такими способами получения возмещения.

В стр. 24 декларации отражается остаток отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав НК следующего налогового периода. Значение этой строки переносится в стр. 21.2 декларации следующего отчетного периода.

«Невозмещенцы».

Согласно п. 200.5 НКУ не имеют права на получение бюджетного возмещения лица, которые:

— были зарегистрированы как плательщики НДС менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение (кроме начисления НК вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов);

— имели объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше, чем заявленная сумма бюджетного возмещения (кроме начисления НК вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов).

Стоит отметить, что теперь на получение бюджетного возмещения может претендовать больший круг лиц. Устаревший

п.п. 7.7.11 Закона об НДС не давал права на бюджетное возмещение помимо вышеуказанных лиц еще и тем, кто не осуществлял деятельность в течение последних 12 календарных месяцев, а также единоналожникам и тем, кто освобожден от уплаты НДС.

 

Порядок возмещения НДС

Налогоплательщик, у которого по результатам следующего отчетного периода по-прежнему наблюдается превышение НК над НО и который имеет право на получение бюджетного возмещения, имеет два варианта развития событий:

1)

возврат суммы возмещения из бюджета на текущий счет;

2)

зачисление в счет уменьшения НО будущих периодов.

При этом нужно пройти этапы, показанные на рис. 2 (см. с. 24).

 

img 2

Рис. 2.

Порядок получения бюджетного возмещения

 

Источником уплаты бюджетного возмещения (в том числе задолженности бюджета) являются доходы госбюджета. Запрещается обусловливать или ограничивать выплату бюджетного возмещения наличием или отсутствием доходов, полученных от этого налога в отдельных регионах Украины (

п. 200.17 НКУ).

Согласно

п. 200.16 НКУ если налогоплательщик экспортирует товары (сопутствующие услуги) за пределы таможенной территории Украины, полученные от другого плательщика налога на условиях комиссии, консигнации, поручения или других видов договоров, не предусматривающих перехода права собственности на такие товары (сопутствующие услуги) от такого другого налогоплательщика к экспортеру, право на получение бюджетного возмещения имеет такой другой плательщик налога. При этом комиссионное вознаграждение, полученное налогоплательщиком-экспортером от такого другого плательщика налога, включается в базу налогообложения по ставке 20 % и не включается в таможенную стоимость экспортируемых товаров.

 

Автоматическое бюджетное возмещение

Согласно

п. 200.18 НКУ налогоплательщики, которые имеют право на бюджетное возмещение, подали соответствующее заявление и соответствуют критериям, определенным п. 200.19 НКУ, имеют право на автоматическое бюджетное возмещение налога.

Теперь скажем о критериях, которые необходимо одновременно (!) соблюсти налогоплательщику, чтобы иметь право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС. Эти 7 критериев определены

п. 200.19 НКУ. Перечислим их в таблице 1 (см. с. 25).

 

Критерии для получения права на автоматическое бюджетное возмещение НДС

Критерии

На основе чего будут определять соответствие критерию

1

2

1. Не находится в судебных процедурах банкротства в соответствии с Законом о банкротстве (п.п. 200.19.1 НКУ, п. 3.1 Порядка № 42)

Сведений Единого государственного реестра юрлиц и физлиц-предпринимателей и сведений, внесенных в Единый банк данных о налогоплательщиках-юрлицах, сформированный на основании судебных решений и объявлений о банкротстве

2. Юрлица и физлица-предприниматели включены в Единый государственный реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей и в этот реестр в отношении них не внесены записи об:
а) отсутствии подтверждения сведений;
б) отсутствии по местонахождению (месту жительства);
в) принятии решений о выделении, прекращении юрлица, предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя;
г) признании полностью или частично недействительными учредительных документов или изменений в учредительные документы юрлица;
ґ) прекращении государственной регистрации юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя и в отношении этих лиц отсутствуют решения или сведения, на основании которых проводится государственная регистрация прекращения юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя (п.п. 200.19.2 НКУ, п. 3.2 Порядка № 42)

Сведений Единого государственного реестра юрлиц и физлиц-предпринимателей в соответствии с Законом № 755

3. Осуществляют операции, к которым применяется нулевая ставка (удельный вес которых в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) совокупно составляет не менее 50 % общего объема поставок (для налогоплательщиков по квартальным отчетным периодам — в течение предыдущих 4 последовательных отчетных периодов)) (п.п. 200.19.3 НКУ, п. 3.3 Порядка № 42)

Данных налоговых деклараций плательщика НДС (как декларации по НДС, по которой осуществляются расчеты с бюджетом, так и декларации по НДС предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения) за предыдущие 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев)/предыдущие 4 последовательных отчетных налоговых периода (квартала) и уточняющих расчетов по НДС (как к декларации по НДС, по которой осуществляются расчеты с бюджетом, так и к декларации по НДС предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения) в связи с самостоятельным исправлением ошибок следующих отчетных периодов.
Не используют данные декларации по НДС с отметкой «до відома»

4. Общая сумма расхождений между НК, сформированным налогоплательщиком по приобретенным товарам/услугами и НО его контрагентов, в части поставки таких товаров/услуг, по данным налоговых накладных, не превышает 10 % заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения (п.п. 200.19.4 НКУ, п. 3.4 Порядка № 42)

Данных, отраженных плательщиком налога в приложениях к налоговой декларации по НДС отчетного периода: Расшифровке НО и НК в разрезе контрагентов, Расчете корректировки сумм НДС к декларации по НДС

5. У которых средняя заработная плата не менее чем в 2,5 раза превышает минимальный установленный законодательством уровень в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом IV НКУ (п.п. 200. 19.5 НКУ, п. 3.5 Порядка № 42)

Данных ф. № 1 ДФ отдельно за каждый из последних 4 последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок предоставления налоговой отчетности

6. Имеют один из следующих критериев (п.п. 200.19.6 НКУ, п. 3.6 Порядка № 42):

а) или численность работников, состоящих в трудовых отношениях с такими налогоплательщиками, превышает 20 человек в каждом из последних 4 отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом IV НКУ

Сведений ф. № 1 ДФ по количеству работников, которые получали доходы в виде заработной платы (за исключением лиц, которые были приняты/уволены в отчетном периоде (квартале)), отдельно по каждому из последних 4 последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок предоставления налоговой отчетности

б) или имеет основные фонды для ведения задекларированной деятельности, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев

Данных налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий за последний отчетный налоговый период, по которому истек предельный срок предоставления, а именно: совокупная балансовая стоимость основных фондов (начиная с отчетности за II квартал 2011 года — основных средств) на начало расчетного периода.
Совокупная балансовая стоимость основных фондов (начиная с отчетности за II квартал 2011 года — основных средств) должна быть больше, чем общая сумма НДС, задекларированная плательщиком к возмещению за предыдущие 12 последовательных календарных месяцев суммарно

в) или уровень определения НО по налогу на прибыль к уплате в бюджет (отношение уплаченного налога к объемам полученных доходов) выше среднего по отрасли в каждом из последних 4 отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом III НКУ

Данных налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий; расчет проводится отдельно по каждому из последних 4 последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок предоставления налоговой отчетности

7. Не имеют налогового долга

Сводных показателей общей суммы налогового долга налогоплательщиков в бюджеты всех уровней (с учетом суммы долга по основному платежу, пене, по штрафным (финансовым) санкциям) на первое число месяца, второго за отчетным периодом

 

Как вы, наверное, успели заметить, не каждому плательщику под силу выполнить все требования, причем — одновременно. Например, третий критерий смогут соблюсти налогоплательщики, занимающиеся экспортом товаров, международными перевозками. Также не будет сложно выполнить это требование предприятиям и организациям инвалидов, которые до 01.01.15 г. имеют право применять ставку 0 % на собственную продукцию (

п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Остальным будет довольно-таки непросто. Четвертый критерий ставит в зависимость налогоплательщика, который претендует на автоматическое бюджетное возмещение, от своих контрагентов, что не совсем справедливо.

На рис. 3 (см. с. 27) проиллюстрирован порядок получения автоматического бюджетного возмещения.

 

img 3

 

Как видим, порядок автоматического возмещения НДС проходит в более сжатые сроки. Камеральная проверка проводится в течение 20 календарных дней (вместо 30 календарных дней для налогоплательщиков, не претендующих на автоматическое бюджетное возмещение).

Суммы налога, не возмещенные налогоплательщикам в течение установленных сроков, считаются задолженностью бюджета по возмещению НДС. На сумму такой задолженности начисляется пеня на уровне 120 % учетной ставки НБУ, установленной на момент возникновения пени, в течение срока ее действия, включая день погашения (

п. 200.23 НКУ).

На практике, как и ранее, такая пеня начисляется налоговиками не за нарушение общих сроков, установленных для всех процедур, связанных с возмещением (проведение камеральной и документальной проверок, составление вывода органа ГНС и собственно возмещение органом госказначейства), а лишь за нарушение госказначейством срока, установленного для возмещения суммы, подтвержденной выводом органа ГНС.

Основная масса невозмещенных сумм «застрянет» на этапе подтверждения документальной проверкой (такие суммы учитываются как неподтвержденные), поэтому формально

п. 200.23 НКУ на них не распространяется. А прямой финансовой ответственности за нарушение сроков проведения проверок не предусмотрено.

Количество предприятий, получивших автоматическое бюджетное возмещение НДС, пока очень мало. По словам главы ГНС Виталия Захарченко, по результатам апреля их всего 82 (

http://www.sta.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=323953&cat_id=90622). Это неудивительно, ведь удовлетворять всем критериям для получения права на автоматическое бюджетное возмещение под силу не каждому налогоплательщику.

На этом заканчиваем нашу статью и, если вы претендуете на бюджетное возмещение НДС, желаем вам получать его автоматически.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР; утратил силу с 01.01.11 г.

Закон о банкротстве

— Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII.

Закон № 755

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Перечень № 1238

— Перечень достаточных оснований, предоставляющих налоговым органам право на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика налога на добавленную стоимость для определения достоверности начисления бюджетного возмещения такого налога, приложение к постановлению КМУ от 27.12.10 г. № 1238.

Порядок № 41

— Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 25.01.11 г. № 41.

Порядок № 42

— Порядок определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 25.01.11 г. № 42.

Порядок № 985

— Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.10 г. № 985.

Методрекомендации № 350

— Методические рекомендации по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденные приказом ГНАУ от 18.08.05 г. № 350 (в редакции от 20.10.09 г. № 568).

ЕБНЗ

— Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.

«ВНСУ»

— журнал «Вестник налоговой службы Украины».

Ф. № 1ДФ

— Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога и сумм удержанного с них налога, форма утверждена приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1020.

ГНС

— государственная налоговая служба.

НДС

— налог на добавленную стоимость.

НО

— налоговые обязательства.

НК

— налоговый кредит.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше