МИНЮСТ О ПИСЬМАХ ГНАУ И ГОСТАМОЖСЛУЖБЫ:
30 писем надо отозвать
Письмо Министерства юстиции Украины от 28.04.11 г. № 3915-0-4-11/101
«О проведении правовой экспертизы писем ГНАУ и Гостаможслужбы»
В
комментируемом письме Минюст дал правовую оценку письмам ГНАУ и Гостаможслужбы. Количество писем, попавших в поле зрения Минюста, весьма внушительное — 30 (22 письма ГНАУ и 8 писем Гостаможслужбы). К сожалению, детально рассмотреть выводы Минюста и их справедливость, а также сделать это применительно ко всем письмам ГНАУ и Гостаможслужбы при ограниченных объемах комментария достаточно сложно. Поэтому мы решили ограничиться лишь теми письмами, о которых мы рассказывали на страницах нашего издания (см. таблицу).Общее отношение Минюста ко всем
письмам, перечисленным в комментируемом письме (в том числе и к приведенным выше), следующее: «содержат новые правовые нормы, регулирующие вопросы применения норм НКУ, затрагивающих права, свободы и законные интересы юридических и физических лиц и имеющих межведомственный характер». В то время как письма должны носить исключительно разъяснительный, информационный и рекомендательный характер и не должны содержать правовых норм.
Перечень писем, которые Минюст требует отозвать
№ п/п | Реквизиты писем ГНАУ | Комментарий | Краткое содержание письма, причина необходимости отзыва |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | От 26.01.11 г. № 2093/7/16-1517 | Ком. «Льготы по НДС по металлолому, зерну, древесине: ГНАУ разъяснила порядок применения» //«БН», 2011, № 6, с. 9 | Описан порядок применения п. 15 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ |
2 | От 28.01.11 г. № 2337/7/23-7017/125 | Ком. «Фактические проверки: алгоритм действий от ГНАУ» // «БН», 2011, № 12, с. 5 | Описаны процедурные вопросы проведения фактических проверок |
3 | От 14.02.11 г. № 2634/03-20 | Ком. «43 % единого налога — только с 7 февраля?! (или как решить проблемы безответственности чиновников за счет предпринимателей — совместный рецепт ГНАУ и ПФУ)» // «БН», 2011, № 9, с. 6 | Описан порядок применения подразд. 8 разд. XX «Переходные положения» НКУ (проблемы распределения единого налога) |
4 | От 14.02.11 г. № 3986/7/19-0117/165 | ||
5 | От 14.02.11 г. № 4019/7/15-0117(1) | ||
6 | От 14.02.11 г. № 4021/7/16-1417 | Ком. «НДС-регистрация: ГНАУ разъяснила некоторые моменты // «БН», 2011, № 9, с. 8 | Описан порядок регистрации лица как плательщика НДС и аннулирования такой регистрации. В нем, в частности, ГНАУ говорит о необходимости при добровольной регистрации предоставить расшифровку объемов поставки товаров/услуг, чтобы подтвердить обоснованность регистрации |
7 | От 01.02.11 г. № 2533/7/16-1517 | Ком. «Нет лицензии — нет льготы по НДС: таков вывод ГНАУ в отношении услуг по здравоохранению» // «БН», 2011, № 11, с. 8 | Описан порядок обложения НДС операций по проведению дезинфекционных, дезинсенкционных и дератизационных работ |
8 | От 14.02.11 г. № 4091/7/23-4017/131 | Ком. «ГНАУ о штрафах: есть хорошие новости» // «БН», 2011, № 9, с. 12 | Описан порядок применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к налогоплательщикам за правонарушения, совершенные до 01.01.11 г., а выявленные после |
9 | От 04.03.11 г. № 6286/7/16-1517 | Ком. «Льготы по НДС: плательщик не может отказаться от льготы — позиция ГНАУ» // «БН», 2011, № 12, с. 7 | Описан механизм применения ст. 30 разд. I НКУ |
10 | От 17.01.11 г. № 4485/7/17-0217 | Ст. «Декларация по налогу на доходы: рекомендации по заполнению» // «БН», 2011, № 10, с. 36 | Описан порядок заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), форма которой утверждена приказом ГНАУ от 31.01.11 г. № 58, а также основания для отказа органами ГНС в принятии такой декларации, которые не предусмотрены главой 2 разд. II НКУ |
11 | От 25.03.11 г. № 8235/7/17-0217 | Ком. «Декларацию по НДФЛ предприниматели без наемных работников могли не подавать» // «БН», 2011, № 14, с. 11 | Изменен порядок представления лицами, которые в соответствии с НКУ имеют статус налоговых агентов, налоговой декларации по НДФЛ (по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 31.01.11 г. № 58), определенный п. 176.2 разд. IV НКУ |
12 | От 14.12.10 г. № 27640/7/15-0117 (1) | Ком. «Торговые патенты: ГНАУ разъяснила порядок выдачи» // «БН», 2010, № 52, с. 3 | Фактически с 1 января 2011 года изменена форма бланка торгового патента, поскольку органам ГНС рекомендовано до получения бланков торговых патентов нового образца выдавать торговые патенты действующего образца с указанием в них сроков и ставок сбора, определенных ст. 267 разд. XII НКУ, и дополнительной надписью на бланке торгового патента «Торговый патент подлежит обмену» |
13 | От 29.12.10 г. № 29263/7/15-0117 (1) | Ком. «С 2011 года зачета единого налога нет — в бюджет надо перечислять 43 % начисленного обязательства по единому налогу» // «БН», 2011, № 3, с. 10 | Как указал Минюст, в нем «фактически установлен механизм уплаты единого налога в январе 2011 года за последний отчетный (налоговый) период 2010 года и распределения сумм этого налога» |
(1) Данные письма уже отозваны письмом ГНАУ от 31.05.2011 г. № 15194/7/15-0117. |
Соглашаясь в целом с позицией Минюста касательно правового статуса
писем, мы все же не можем безоговорочно поддержать Минюст в отмене всех без исключения писем. Такое требование показывает весьма поверхностный анализ писем ГНАУ.В частности, письма ГНАУ о налоговой декларации по НДФЛ (п. 10 и п. 11 таблицы), об уплате единого налога (п. 13 таблицы) и о выдаче торговых патентов (п. 12 таблицы) на сегодняшний день вовсе не имеют никакой практической ценности и актуальности. Первые же 6 писем ГНАУ содержат в себе как вполне обоснованные, т. е. соответствующие законодательству положения (в результате чего носят тот самый, «
только разъяснительный, информационный и рекомендательный характер»), так и свойственные ГНАУ «перегибы», когда центральное налоговое ведомство страны додумывает ряд требований (что и являет собой незаконные «новые правовые нормы, регулирующие вопросы применения норм НКУ»). Минюст же не удосужился разграничить, что есть что, и порекомендовал отменить все подряд.А вот с отменой писем ГНАУ
от 01.02.11 г. № 2533/7/16-1517 (п. 7 таблицы), от 14.02.11 г. № 4091/7/23-4017/131 (п. 8 таблицы), от 04.03.11 г. № 6286/7/16-1517 (п. 9 таблицы) мы, пожалуй, согласимся. Хотя порой это не столько заслуга Минюста, сколько неумение ГНАУ правильно обосновать свою позицию и выводы.