ЧАСТНЫЕ НОТАРИУСЫ
теперь становятся на налоговый учет по своему местожительству
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 26.01.11 г. № 1984/7/17-0717
«Об учете и отчетности самозанятых лиц»
Ранее согласно
п.п. 5.9.1 утратившего силу с 14.01.11 г. Порядка № 80** взятие на учет частного нотариуса осуществлялось в органе государственной налоговой службы по местонахождению рабочего места нотариуса. Согласно требованиям, выдвигаемым п. 63.3 НКУ , физические лица берутся на налоговый учет по своему месту жительства (основное место учета) и по местонахождению (размещению) объектов, через которые проводится их деятельность (неосновное место учета). При этом плательщики обязаны стать на учет в органах налоговой службы по основному и по неосновному месту учета. Итак, если местожительство частного нотариуса и местонахождение его рабочего места находятся на территории разных административно-территориальных единиц (находятся в ведении разных налоговых органов), то основное место его учета меняется. Теперь им является налоговый орган по местожительству самозанятого лица. Комментируемое письмо как раз разъясняет, как происходит изменение места учета и куда в связи с этим нотариус должен подавать отчетность.** Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.
Согласно
п. 3.2 Порядка № 979***, который пришел на смену Порядку № 80, после вступления в силу изменений в законодательстве относительно определения основного места учета частных нотариусов органами государственной налоговой службы проводится смена основного и неосновного места учета частных нотариусов без подачи ими каких-либо заявлений в порядке, установленном разделом Х, с учетом положений п.п. 6.10.1 и п. 7.5 раздела VII этого Порядка. Это значит, что процесс снятия нотариуса со старого основного места учета и взятие его на новое основное место учета осуществляют налоговые органы самостоятельно, и нотариус в этом не принимает участия. В 10-дневный срок после взятия на учет налоговый орган направляет по местожительству нотариуса уведомление (письмо) об изменении основного и неосновного места его учета как частного нотариуса.*** Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.10 г. № 979.
До взятия на учет частного нотариуса в налоговом органе по месту жительства он платит налоги, сборы, подает налоговые декларации (отчеты, расчеты) и выполняет другие обязанности налогоплательщика по месту размещения рабочего места. После взятия на учет частного нотариуса и возврата им справки по
ф. № 4-ОПП, выданной по предыдущему месту учета, орган ГНС по основному месту учета выдает такому плательщику налогов новую справку о взятии на учет по ф. № 4-ОПП (приложение 2 к Порядку № 979) с указанием вида профессиональной деятельности («частный нотариус»). Соответственно с этого момента нотариус подает отчетность по основному месту учета.Теперь несколько слов по поводу самой отчетности частных нотариусов.
По основному месту учета
(т. е. в налоговый орган по местожительству нотариуса) подаются:—
Налоговый расчет по ф. № 1ДФ о доходах, выплаченных нотариусом наемным работникам (помощникам, консультантам) и другим физическим лицам — плательщикам НДФЛ в сроки, установленные для квартального отчетного периода;—
Налоговая декларация по НДФЛ об общей сумме начисленного дохода физическим лицам в отчетном месяце и удержанного с них налога. Данная декларация подается в течение 20 календарных дней, следующих по окончании отчетного месяца;—
годовая декларация о доходах, полученных нотариусом, которая подается до 1 мая года, следующего за отчетным.По неосновному месту учета
(т. е. по месту нахождения рабочего места нотариуса) в сроки, установленные для квартального периода, нотариусы подают информацию о (об):— удостоверенных договорах купли-продажи (мены) недвижимости между физическими лицами (
п. 174.2 НКУ)*;— удостоверенных договорах об отчуждении движимого имущества между физическими лицами (
п. 173.4 НКУ);— выданных свидетельствах о праве на наследство или об удостоверенных договорах дарения между физическими лицами (
п. 174.4 НКУ).* Если стороной сделки является юридическое лицо или частный предприниматель, то такой покупатель недвижимости выполняет все функции по начислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ (п. 172.7 НКУ). Соответственно нотариус, даже если такая сделка проходит через него, не отражает сведения о таком договоре в налоговом расчете. Это делает налоговый агент — покупатель недвижимости. Это же касается и нотариального удостоверения сделок по отчуждению движимого имущества (п. 173.3 НКУ).
Данная информация приводится в порядке, установленном для налогового расчета. До 1 января 2011 года в
Налоговом расчете по ф. № 1ДФ нотариусы отражали данную информацию с признаками дохода «56» — «66», заполняя только графы 1, 2 и 5, т. е. данные о сумме налога они не приводили. Согласно требованиям НКУ (пп. 174.2, 173.4) теперь в налоговом расчете нужно указывать информацию об удостоверенном договоре, включая сведения о его стоимости и сумме уплаченного налога.Кроме того, частные нотариусы согласно п.п. «б» п.п. 170.1.5 НКУ должны посылать органам ГНС по налоговому адресу налогоплательщиков (арендодателей) сообщения о нотариальном удостоверении договора аренды объектов недвижимости в день удостоверения таких договоров. Форма такого уведомления установлена постановлением КМУ «Об утверждении образца уведомления о нотариальном удостоверении договора аренды объектов недвижимости» от 29.12.10 г. № 1242. К предоставлению данной информации следует отнестись внимательно, так как за нарушение порядка и/или сроков направления данного уведомления нотариус несет ответственность, предусмотренную законодательством за нарушение порядка подачи налоговой отчетности.