Темы статей
Выбрать темы

Отчет предпринимателя в Пенсионный фонд за 2010 год

Редакция БН
Статья

ОТЧЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

в пенсионный фонд за 2010 год

 

Как правило, уже в феврале — марте все предприниматели начинают готовить отчеты в ПФ о сумме взносов, уплаченных ими в течение прошедшего года. Традиционно такие отчеты именовались «комплектом отчетности по персонификации» и включали множество форм.

Но в этом году все будет проще: в 2011 году годовая отчетность в ПФ будет состоять только из двух отчетов, подаваемых предпринимателем «за себя»: приложение 5 и приложение 6 к Порядку № 26-1. Причем оба отчета будут заполняться первый и последний раз.

О том, как их правильно составить, поговорим в данной статье, параллельно отвечая на вопросы, возникающие в связи с переходом к уплате единого взноса.

Виктория ЗМИЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»,
Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Какие отчеты подавать за 2010 год

На сегодня такое понятие, как «отчетность по персонификации», окончательно исчезло (см. табл. 1 ниже). Теперь вместо нее предприниматели подают годовые отчеты в ПФ (аналог бывшей персонификации) по форме

приложений 5 и 6 к Порядку № 26-1.

 

Кто обязан подавать годовые отчеты в ПФ

Отчитаться перед ПФ по прошествии года обязан каждый предприниматель, независимо от того:

— имеются у него наемные работники или нет;

— осуществляет он деятельность или бездействует;

— работает он на едином налоге, фикспатенте или на общей системе налогообложения.

Причем годовые отчеты, как мы уже упоминали, подаются исключительно в отношении взносов, уплаченных предпринимателем «за себя» (табл. 2 на с. 16). Состав отчетности и кто ее подает, приведены в табл. 3 (с. 16).

 

Таблица 1.

Годовые отчеты предпринимателей, подаваемые в ПФ

СТАРЫЕ ОТЧЕТЫ

отчеты

нужно ли подавать этот отчет за 2010 год

последний период, за который подавался (подается) такой отчет

Комплект отчетности по персонификации (формы СП, СПП, АНКЕТА, IНДАНI, ЯРЛЫК)

Нет

2009 год (срок подачи — до 01.04.10 г.)

Приложение 25 или приложение 26 к Инструкции № 21-1

Нет

2009 год (срок подачи — до 01.04.10 г.)

Приложение 5 к Порядку № 26-1 (таблицы 1, 2, 3, 4 и 5)

Да.

Порядок № 26-1 утратил силу с 01.01.11 г., а вместе с ним утратили силу и упомянутые отчеты. Однако согласно п. 3 постановления правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-2 эти формы используем для того, чтобы отчитаться перед ПФ за 2010 год

2010 год (подается по итогам 2010 года первый и последний раз, срок подачи — до 01.04.11 г.)

Приложение 6 к Порядку № 26-1 (таблица 1)

2010 год (подается по итогам 2010 года первый и последний раз, срок подачи — в течение месяца после осуществления доплаты)

НОВЫЕ ОТЧЕТЫ

отчеты

нужно ли подавать этот отчет за 2010 год

первый период, за который подается такой отчет

Приложение 5 к Порядку № 22-2

Нет.

Эти отчеты касаются уплаты единого взноса, на общеобязательное социальное страхование и впервые их следует подавать за отчетные периоды 2011 года

2011 год (срок подачи — до 01.04.12 г.)

Приложение 6 к Порядку № 22-2

2011 год (подается в течение месяца после осуществления добровольной доплаты единого взноса за периоды начиная
с 2011 года)

 

Таблица 2.

Предприниматели, которые обязаны подать в ПФ годовые отчеты за 2010 год

Отчет

Кто обязан подавать

Срок подачи

Приложение 5 к Порядку № 26-1 «Звіт про суми нарахованого доходу застрахових осіб та суми нарахованих внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування до органів Пенсійного фонду України»

Все предприниматели, в том числе те, которые работают на едином налоге или на фикспатенте, — сами за себя, а также за членов семьи (только за тех, которые участвуют в предпринимательской деятельности, если предприниматель зарегистрировал их в ПФ как плательщиков взносов, что встречается крайне редко)

До 01.04.11 г. (п. 2.2 Порядка № 26-1)

Приложение 6 к Порядку № 26-1 «Звіт про суми страхових внесків, передбачених договором про добровільну участь у системі загальнообов’язкового державного пенсійного страхування, які підлягають сплаті, та суми доплати до органів Пенсійного фонду України»

Предприниматели, которые в первом полугодии 2010 года работали на едином налоге и осуществляли добровольную доплату взносов в ПФ до минимального размера за любые месяцы с января по июнь 2010 года

В течение месяца после осуществления добровольной доплаты пенсионных взносов через учреждения банков (п. 2.4 Порядка № 26-1)

 

Таблица 3.

Кто какие таблицы заполняет в приложении 5

Страхователь

Таблица из приложения 5

Примечания

1

2

3

Предприниматель в течение всего 2010 года работал на общей системе налогообложения

Заполняет таблицу 1 «Нарахування внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування фізичними особами — суб’єктами підприємницької діяльності»

Заполняется в отношении пенсионных взносов, начисленных и уплаченных в 2010 году предпринимателем:
— «за себя»;
— за всех членов семьи, участвующих в хоздеятельности и зарегистрированных в ПФ

Предприниматель в течение всего 2010 года работал на едином налоге или на фикспатенте

Заполняет таблицу 2 «Нарахування внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування фізичними особами — суб’єктами підприємницької діяльності, які обрали особливий спосіб оподаткування (єдиний податок, фіксований податок)»

Заполняется в отношении пенсионных взносов, уплаченных в 2010 году предпринимателем:

— «за себя» (с учетом части единого или фиксированного налога, которая поступала в ПФ, и обязательных доплат);
— за всех членов семьи, участвующих в хоздеятельности и зарегистрированных в ПФ

Предприниматель в течение 2010 года работал как на общей системе налогообложения, так и на упрощенной

Заполняет две таблицы:
таблицу 1 за период работы на общей системе налогообложения;
таблицу 2 за период работы на едином налоге (фикспатенте)

Заполняется в отношении пенсионных взносов, начисленных и уплаченных в 2010 году предпринимателем «за себя»

Предприниматель в 2010 году использовал труд членов семьи и зарегистрировал их в ПФ как плательщиков взносов:

— при работе на общей системе налогообложения

Заполняет таблицу 4 «Відомості про дохід (прибуток), на який нараховуються страхові внески, членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності»

Заполняется в отношении пенсионных взносов, уплаченных за каждого члена семьи, который принимал участие в предпринимательской деятельности, при условии, что предприниматель зарегистрировал его в ПФ (но на практике такое встречается крайне редко)

— при работе на едином налоге или фикспатенте

Заполняет таблицу 5 «Відомості про податок, з якого відраховується встановлений розмір страхових внесків, що сплачується фізичними особами — суб’єктами підприємницької діяльності, які обрали особливий спосіб оподаткування, за членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності»

Физлицо не зарегистрировано в качестве предпринимателя, но обеспечивает себя работой самостоятельно (адвокаты, нотариусы и т. д.)

Заполняет таблицу 3 «Нарахування внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування особами, які забезпечують себе роботою самостійно»

Заполняется в отношении пенсионных взносов, начисленных и уплаченных в 2010 году «за себя»

 

Если в течение года предприниматель применял несколько систем налогообложения, в

приложении 5 заполняет столько таблиц, сколько систем налогообложения он использовал:

— таблицу 1 — за период работы на общей системе;

— таблицу 2 — за период работы на едином налоге;

— таблицу 2 (еще одну) — за период работы на фикспатенте.

Ну а что касается взносов, уплаченных «за работников», то информация о них в течение 2010 года ежемесячно подавалась предпринимателем в ПФ (в

приложении 4 к Порядку № 26-1). Поэтому по окончании года отдельно отчитываться «за работников» теперь уже не требуется.

 

Ответственность за неподачу отчетов за 2010 год

Поскольку сейчас происходит переход от уплаты пенсионных взносов к уплате единого взноса, а переходные моменты в

Законе о ЕВС прописаны весьма размыто, возникают интересные ситуации, в том числе касающиеся ответственности.

Во-первых, с 01.01.11 г. из

Закона о пенсионном страховании исключены все нормы, устанавливающие ответственность предпринимателя за нарушения в сфере пенсионного страхования, в том числе и за неподачу отчетов.

Во-вторых, сам

Порядок № 26-1 , который требует от предпринимателей подачи годовых отчетов в ПФ и в котором содержатся их формы, утратил силу с 01.01.11 г. Но необходимость подачи отчетности именно по форме, предусмотренной Порядком № 26-1, все же предусмотрена п. 3 постановления правления ПФ от 08.10.10 г. № 22-2.

Получается, что формально в данный момент нет ни обязанности подавать в ПФ годовые отчеты за 2010 год, ни ответственности за их неподачу. Но означает ли это, что можно расслабиться и годовой отчет в ПФ вообще не подавать?

Мы бы так поступать не рекомендовали. Во-первых, очевидно, что подать годовой отчет — в интересах самого предпринимателя. Ведь отсутствие такого отчета приведет к тому, что весь 2010 год «выпадет» из пенсионного стажа, несмотря на то что взносы в ПФ уплачены. Поэтому, чтобы не было обидно и взносы не пропали зря, отчет подать стоит.

А во-вторых, юридически можно доказывать, что за неподачу пенсионных отчетов страхователь должен нести прежнюю ответственность (т. е. уплатить штрафы по

ст. 106 Закона о пенсионном страховании). Кроме того, не исключено, что работники ПФ могут применить к предпринимателю админответственность по старой редакции ст. 1651 КоАП за неподачу отчетности в ПФ, несмотря на то что предприниматель не является должностным лицом (размер штрафа — от 340 до 510 грн.).

Если же предприниматель имеет перед ПФ долги за 2010 год и задумает скрыть их, не подав отчета, то ПФ этого так просто не оставит. За неуплату взносов он вправе штрафовать предпринимателей согласно прежнему законодательству, действовавшему до 01.01.11 г. (

п. 7 раздела VIII Закона о ЕВС). При этом неуплату может выявить, в частности, проверка от ПФ (вероятность которой в случае неподачи отчета, кстати, весьма высока).

Итак, все сомнения, касающиеся того, нужно ли подавать годовой отчет в ПФ, развеяны — однозначно решено, что

отчет подавать необходимо. Но вслед за этим возникает иной вопрос: как это сделать? В первую очередь нужно правильно выбрать форму отчета.

 

«Бумажный» или «электронный» отчет

Согласно

Порядку № 26-1 все отчеты в ПФ подаются либо в бумажном, либо в электронном виде. При этом применяются следующие правила:

1) если количество работников, которые трудятся у предпринимателя, 10 или меньше, то у него есть неоспоримое право сдавать отчетность в ПФ только в бумажном виде (

п. 1.3 Порядка № 26-1), хотя при желании можно подавать ее и в электронном;

2) если же количество трудовых договоров, зарегистрированных в центре занятости, больше 10, то обязательной является именно электронная форма отчетов.

При этом предоставление отчетности в электронном виде освобождает страхователя от необходимости подавать ее в бумажном виде только в том случае, если отчет подан с наложением электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В противном случае (т. е. когда отчет подан в электронном виде (на дискете, флэш-носителе и т. п.), но без ЭЦП) вместе с ним обязательно нужно подать в ПФ его бумажную копию, подписанную предпринимателем (а при наличии печати — скрепленную печатью) —

п. 1.3 Порядка № 26-1.

Электронная форма отчета в органы ПФ формируется страхователем с использованием специального программного обеспечения, актуальные версии которого можно бесплатно получить в своем ПФ или скачать с сайта

http://www.pfu.gov.ua/pfu/control/uk/index в разделе «Программное обеспечение». Кроме того, работники ПФ обычно не отказываются принимать и те электронные отчеты, которые составлены в программе «Бест Звіт».

 

Какие документы прилагать к отчетам

Порядок № 26-1

не оговаривает перечень документов, которые необходимо взять с собой при подаче в ПФ годовых отчетов.

Однако исходя из практики предпринимателю, который намеревается подавать в ПФ годовые отчеты, лучше взять с собой копии платежных поручений об уплате единого налога (фикспатента) и обязательных пенсионных доплат. Кроме того, в некоторых отделениях ПФ требуют даже ксерокопию Свидетельства об уплате единого налога в 2010 году (для фикспатентщиков — Патент на 2010 год).

 

Куда подавать отчет

Годовые отчеты (

приложения 5 и 6) подаются предпринимателем в то территориальное отделение ПФ, где он состоит на учете как плательщик взносов.

Если же в течение 2010 года предприниматель переехал в пределах того же района (административно-территориальной единицы) и остался на учете в прежнем органе ПФ, то никаких особенностей с годовым отчетом у него не возникнет — он подается в общем порядке (в тот же орган ПФ).

Ну а если новый адрес находится в другой административно-территориальной единице (т. е. предпринимателю пришлось сниматься с учета в одном органе ПФ и становиться на учет в другом), то отчет за 2010 год (заполненный за период с 01.01.10 г. по 31.12.10 г.) подается в ПФ по новому месту жительства —

п. 2.13 Порядка № 26-1.

 

Могут ли отказать предпринимателю в приеме отчета

Если отчет полностью заполнен и визуально никаких ошибок в его заполнении не наблюдается, то у работников ПФ нет никаких законных оснований для того, чтобы отказать предпринимателю в принятии такого отчета.

Не является основанием для отказа даже тот факт, что единоналожник (или предприниматель на фикспатенте) в прошлом году не осуществлял обязательную доплату пенсионных взносов (об этом пишут и сами работники ПФ на сайте ГУПФ Донецкой области —

http://www.pfu.dn.ua/waiting_room/book/index.php?tema=84&ID=53870, http://www.pfu.dn.ua/waiting_room/book/index.php?tema=84&ID=53486).

Вместе с тем по лицевому счету предпринимателя будет числиться недоимка перед ПФ, и в случае проверки его могут серьезно оштрафовать.

 

Можно ли отправить отчет по почте

Работники ПФ в прошлом году не раз акцентировали внимание предпринимателей на том, что

Порядок № 26-1 не предусматривает возможности подавать отчетность, пересылая ее по почте. Поэтому если страхователь не ищет проблем с ПФ, лучше не рисковать и предоставить отчет:

— лично или через уполномоченное лицо (

п. 2.1 Порядка № 7-7);

— по е-mail в электронном виде (для того чтобы при этом не нести лично в ПФ бумажную копию отчета, нужно наложить на электронный отчет ЭЦП).

 

Правила заполнения годовых отчетов

При заполнении отчетности следует придерживаться таких общих правил:

— бланки

приложения 5 (и при необходимости — приложения 6) к Порядку № 26-1 можно распечатать самому, получив в органах ПФ образец в электронном виде, или приобрести в специализированном магазине;

— отчет заполняется от руки, на украинском языке, печатными буквами, ручкой с синими или черными чернилами. В принципе работники ПФ не возражают, если бумажный отчет будет заполнен на компьютере (в любой программе), а затем распечатан;

— помарки и исправления в отчете недопустимы (

п. 2.20 Порядка № 26-1);

— в случае незаполнения той или иной строки в отчете из-за отсутствия необходимой операции эта строка прочеркивается;

— символы: «.», «’», «,», «—» и т. п. проставляются в отдельных клеточках;

— отчет заполняется в гривнях с копейками (

п. 2.22 Порядка № 26-1).

Поскольку основная масса предпринимателей будет иметь дело с титульным листом и с таблицами 1 и 2

приложения 5, приведем в табл. 4 порядок заполнения их основных рекви-
зитов. Что касается таблиц 3 — 5 приложения 5, то на них останавливаться не будем в силу того, что мало кто с ними вообще столкнется на практике.

 

Таблица 4.

Пошаговое заполнение таблиц 1 и 2 приложения 5 к Порядку № 26-1

Реквизит

Что указывать

1

2

ТИТУЛЬНАЯ СТРАНИЦА

«Звіт за рік»

Указывается отчетный год (четыре цифры), за который формируется и подается отчет.
В нашем случае — 2010.
Данный реквизит заполняется одинаково для всех таблиц приложения 5

«Ідентифікаційний номер»

Предприниматель вписывает десять цифр своего регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (или, иными словами, идентификационного номера физлица). Этот номер переносится в отчет из справки, полученной в налоговой.
Если предприниматель по религиозным или другим убеждениям отказался от ИНН и имеет в паспорте соответствующую отметку, в данном поле он указывает серию и номер паспорта так: «NN_XXXXXX» (две буквы — обе заглавные, затем пробел и шесть цифр номера). Данный реквизит заполняется одинаково для всех таблиц приложения 5

«П. І. Б. страхувальника»

В поле без клеточек (над чертой) вносятся фамилия, имя и отчество предпринимателя в именительном падеже. Данный реквизит заполняется одинаково для всех таблиц приложения 5

«Вихідний № у страхувальника» и «Дата»

Заполняется только в том случае, если предприниматель регистрирует исходящую корреспонденцию — указывается регистрационный номер в соответствии с журналом регистрации исходящей документации, который потом указывается на каждом листе отчета, и дата формирования отчета предпринимателем

«Код органу Пенсійного фонду, до якого подається звіт»

Вносится код и название районного (городского) управления ПФ, в котором предприниматель зарегистрирован как плательщик страховых взносов (код пятизначный, его можно узнать в своем управлении ПФ по месту учета — на информационной доске)

«Перелік таблиць звіту: Кількість аркушів»

Указывается количество страниц документов одной таблицы. Для таблиц 1 — 3 данный реквизит будет равен «1», если предприниматель весь год работал на одной и той же системе налогообложения.
Если же он в течение года побывал на разных системах налогообложения, ему нужно заполнить столько таблиц, сколько систем налогообложения он применял в прошлом году (максимум три — если в 2010 году он успел побывать на общей системе, едином налоге и фикспатенте).
Что же касается таблиц 4 и 5, то, составляя их по нескольким членам семьи, ему придется заполнить на каждого члена семьи отдельную таблицу 4 или 5. В таком случае в реквизите «Кількість аркушів» нужно указать количество страниц с одинаковыми таблицами.
Напротив тех таблиц, которые предприниматель не заполняет (не обязан заполнять), проставляются прочерки

«Страхувальник»

Указывается идентификационный номер предпринимателя, его подпись и Ф. И. О. (фамилия и инициалы)

«М.П.»

Если у предпринимателя есть печать, он заверяет отчет печатью («М.П.» — место печати). Если печати нет, ничего не указывается

ТАБЛИЦА 1

«Сума чистого доходу (прибутку), заявлена у податковій декларації фізичної особи — суб’єкта підприємницької діяльності»

Здесь указывается фактическая сумма чистого дохода за соответствующий месяц. Причем ПФ рекомендует, чтобы ежемесячные суммы чистого дохода соответствовали суммам чистого дохода, указанным в Книге ф. № 10 за 2010 год (Методрекомендации от 25.11.09 г.).
Однако тут следует отметить, что данный реквизит все же ссылается не на Книгу ф. № 10, а на налоговую декларацию. Логично утверждать, что здесь имелась в виду именно декларация о доходах за 2010 год.
А если учесть, что в ней прошлогодний чистый доход отражался не помесячно (как в основном это делается в Книге ф. № 10), а поквартально, то можно:
— с одной стороны, соблюсти соответствие между суммами чистого дохода, указанными в декларации, и в приложении 5;
— а с другой — распределить чистый доход внутри квартала так, чтобы в некоторых случаях сэкономить на платежах в ПФ.
Обычно работники ПФ с таким походом не спорили, но в то же время всегда выступали категорически против перераспределения дохода между кварталами (в этом году ситуация пока остается прежней)

«Сума чистого доходу (прибутку), заявлена у податковій декларації членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності»

Заполняется только в случае, если предприниматель добровольно зарегистрирует членов семьи в ПФ — указывается их месячный доход.
Если членов семьи, которые участвуют в предпринимательской деятельности, несколько и сумма чистого дохода хотя бы одного из них превышает размер максимальной величины, с которой взимаются взносы, вместе с таблицей 1 необходимо подать расшифровку сумм чистого дохода по каждому из членов семьи

«Сума доходу, на яку нараховуються внески з урахуванням максимальної величини»

Указывается сумма, которая стоит в той же строке по графе «Сума чистого доходу (прибутку), заявлена у податковій декларації фізичної особи — суб’єкта підприємницької діяльності» с учетом таких нюансов:
1) если такая сумма меньше максимальной величины дохода, на которую начисляются взносы, она переносится в данную графу без изменений (даже если она меньше минимальной зарплаты соответствующего месяца);
2) если такая сумма больше максимальной величины дохода, на которую начисляются взносы, в данной графе следует указать максимальную величину дохода, на которую начисляются взносы.
Важно помнить: с максимальным размером дохода, на который начисляются взносы, сравнивается сумма дохода, указанная предпринимателем в таблице 1 по строке каждого месяца

Примечания:
1. Максимальная величина дохода, на которую начисляются пенсионные взносы — это 15 ПМТЛ. В 2010 году эта сумма составляла для месяцев:
 — с января по март — 13035 грн.;
 — с апреля по июнь — 13260 грн.;
 — с июля по сентябрь — 13320 грн.;
 — с октября по ноябрь — 13605 грн.;
 — в декабре — 13830 грн.

2. Минимальная зарплата в 2010 году составляла:
 — в январе — марте — 869 грн.;
 — в апреле — июне — 884 грн.;
 — в июле — сентябре — 888 грн.;
 — в октябре — ноябре — 907 грн.;
 — в декабре — 922 грн.

«Нараховано внесків (гр. 4 х 33,2 %)»

Записывается сумма, равная 33,2% от значения, указанного в предыдущей графе («Сума доходу, на яку нараховуються внески з урахуванням максимальної величини»).
Если при этом получится так, что чистый доход какого-то месяца был меньше минзарплаты, то и взнос, рассчитанный за этот месяц, соответственно тоже будет меньше минимального (1). Но несмотря на это, в графу «Нараховано внесків (гр. 4 х 33,2 %)» все равно следует поставить ту сумму взноса, которая получилась в результате расчетов, без доплаты (ПФ потом самостоятельно определит, какую сумму взносов обязан доплатить предприниматель)

«Сплачено авансових сум»

Указываются суммы взносов, которые предприниматель ежеквартально уплачивал в ПФ в течение отчетного 2010 года — записываются квартальной суммой по строке того месяца, в котором была произведена уплата

«Підпис та прізвище страхувальника»

Проставляется подпись предпринимателя и указывается его фамилия

«Дата»

Указывается дата составления отчета

ТАБЛИЦА 2

«Місяць»

Указывается месяц 2010 года, в котором предприниматель работал на едином или фиксированном налоге

«Встановлений розмір страхових внесків фізичної особи — суб’єкта підприємницької діяльності»

Необходимо указать установленный размер страховых взносов за каждый месяц. Рассмотрим два периода:
1) с января по июнь 2010 года у предпринимателей-упрощенцев не было обязанности доплачивать в ПФ взносы до минимального размера. Значит, за этот период в данной графе они указывают только ту сумму вносов, которая попадала в ПФ в результате распределения единого или фиксированного налогов
(42% от единого налога или 10% от фиксированного).
Например:
 — если ставка единого налога — 200 грн. в месяц, то в данной графе с января по июнь (включительно) будет стоять сумма — 84,00 грн.;

— если ставка фиксналога — 100 грн. в месяц, то в данной графе с января по июнь (включительно) будет стоять сумма — 10,00 грн.

В том случае, когда предприниматель

добровольно доплачивал взносы в ПФ за этот период, он их в таблице 2 приложения 5 не показывает, а заполняет о них отдельное приложение 6 к Порядку № 26-1 (подробнее о нем будем говорить далее).
Обратите внимание: в расчетах участвует только ставка единого (фиксированного) налога, уплаченная предпринимателем за себя. Те суммы, которые он доплачивает за наемных работников, в расчет не принимаются;
2) с июля по декабрь 2010 года предпринимателей-упрощенцев обязали доплачивать взносы в ПФ до минимального размера (п. 2 Закона № 2461). В результате за этот период в данной графе по каждому месяцу они указывают сумму вносов не меньше 33,2% от минимальной зарплаты соответствующего месяца.
Учитывая размер минимальной зарплаты (см. выше), получим такие значения для заполнения данного реквизита:
 — июль — 294,82 грн.;
 — август — 294,82 грн.;
 — сентябрь — 294,82 грн.;
 — октябрь — 301,12 грн.;
 — ноябрь — 301,12 грн.;
 — декабрь — 306,10 грн.*.
Эти значения справедливы как для единоналожников, так и для предпринимателей, работающих на фикспатенте (независимо от ставки единого или фиксированного налогов)

*Примечание: те единоналожники, которые решили работать на упрощенной системе в 2011 году, обязаны были еще в декабре 2010 года уплатить ставку единого налога за январь 2011 года. А это привело к тому, что на счета ПФ попало 42 % от единого налога в виде пенсионного взноса за январь 2011года.

В то же время за январь 2011 года в ПФ поступил еще и минимальный размер взноса вследствие уплаты предпринимателями единого взноса. В итоге получилось, что за январь 2011 года единоналожники уплатили в ПФ больше, чем минимальный размер взноса.
Работники ПФ в данной ситуации разъясняют следующее: поскольку счета ПФ, на которые поступали средства от единого налога и от единого взноса, совершенно разные, то нет никакой возможности разрешить предпринимателям уплачивать за январь 2011 года сумму единого взноса, уменьшенную на 42 % от единого налога (уплаченного в декабре 2010 года). Вместе с тем предприниматель может по желанию:
 — вернуть излишне уплаченную сумму, обратившись в орган ПФ с письменным заявлением о возврате излишне перечисленных сумм (правда, некоторые ПФ на местах намерены проводить проверку страхователя перед возвратом средств);
 — оставить больший размер взносов для увеличения будущей пенсии. Такое право у единоналожника есть, поскольку п. 2 Закона № 2461 обязывает его уплачивать взнос в ПФ в размере, не меньшем минимального страхового взноса (больше — можно). При этом, поскольку с 01.01.11 г. пенсионные взносы отдельно не уплачиваются (а вносятся в составе единого взноса), излишне уплаченные в ПФ 42 % от единого налога следует отнести к взносам за декабрь 2010 года.
Например, единоналожник в декабре 2010 года уплатил единый налог в размере 200,00 грн. В таком случае он должен в данном реквизите указать по декабрю 2010 года сумму взноса, равную 390,10 грн.
(306,10 + 42,0 % х 200,00 грн.)

«Встановлений розмір страхових внесків членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності»

Заполняется только в случае, если предприниматель добровольно зарегистрирует членов семьи в ПФ.
Указывается сумма не меньше минимального размера страхового пенсионного взноса
(33,2% от минзарплаты), умноженного на количество членов семьи, участвующих в предпринимательской деятельности

«Фактично сплачено страхових внесків»

Записывается сумма страховых взносов, уплаченных предпринимателем в ПФ:
 — непосредственно (обязательные доплаты);
 — путем отчисления 42 % от ставки единого налога, уплаченной «за себя» (без учета доплат за наемных работников);
 — путем отчисления 10 % от ставки фиксированного налога, уплаченной «за себя» (без учета доплат за наемных работников)

(1)

Здесь имеется в виду такое правило, установленное для предпринимателей-общесистемщиков: за каждый месяц, в котором предприниматель получил хотя бы 1 коп. чистого дохода, он обязан уплатить в ПФ взнос в сумме, равной 33,2% от чистого дохода, но не меньше минимального страхового взноса (33,2% от минзарплаты). Однако нужно учитывать, что сумму доплаты до минимального страхового взноса определяет сам ПФ (и высылает предпринимателю для согласования акт с указанием этой суммы). Поэтому в графе «Нараховано внесків (гр. 4 х 33,2 %)» указывается сумма взноса в ПФ, рассчитанная исходя из фактической величины чистого дохода, даже если она оказалась меньше минимального размера страхового пенсионного взноса.

 

Те предприниматели, которые в первом полугодии 2010 года добровольно доплачивали взносы в ПФ, обязаны, помимо приложения5, подать еще и приложение 6. Сумма доплаты в ПФ за январь — июнь 2010 года в приложении 6 определяется как разница между минимальным страховым взносом (33,2 % х минимальная зарплата) и частью единого налога (фиксналога), автоматически идущей в ПФ (42 % от единого налога; 10 % от фиксналога). А вот сумма дохода, с которой уплачиваются взносы, для заполнения приложения 6 рассчитывается так: размер доплаты делится на ставку взноса в ПФ — 33,2 %.

 

Заполнение приложения 5 предпринимателем на общей системе

При работе на общей системе налогообложения предприниматель уплачивает взносы в ПФ авансом: установленная сумма перечисляется на счет ПФ раз в квартал. Однако сумма уплаченных авансов не является окончательной. По итогам отчетного года (в том числе и 2010) взносы в ПФ пересчитываются с учетом двух правил:

за каждый месяц прошедшего года, в котором у предпринимателя был чистый доход (т. е. разница между выручкой и расходами равна хотя бы 1 коп.), уплачивается взнос в ПФ в сумме, равной 33,2 % от чистого дохода, но не ниже 33,2 % от минимальной зарплаты (и не выше 33,2 % от 15 ПМТЛ);

— за каждый месяц прошедшего года, в котором у предпринимателя не было чистого дохода

(т. е. расходы были больше выручки), взносы в ПФ не уплачиваются .

Рассчитанная таким образом сумма взносов сравнивается с авансовыми платежами в ПФ, уплаченными в 2010 году. В итоге либо предприниматель доплачивает недостающую сумму взносов в ПФ, либо ПФ возвращает ему переплату на текущий счет. Для того чтобы ПФ произвел перерасчет, предприниматель должен составить и подать

приложение 5. Порядок заполнения рассмотрим на примере.

Пример 1.

В течение всего 2010 года предприниматель Петренко Александр Евгеньевич (ИНН — 1111111111, регистрационный номер в ПФ: 02-11-2-06578) работал на общей системе налогообложения и получил такой чистый доход (по данным Книги ф. № 10): за январь — 9000,00 грн., за февраль — 5000,00 грн., за март — 6000,00 грн., за апрель — 4000,00 грн., за май — 3000,00 грн., за июнь — 3000,00 грн., за июль — 1000,00 грн., за август — 800,00 грн., за сентябрь — 200,00 грн., за октябрь — 200,00 грн., за ноябрь — 200,00 грн., за декабрь — 600,00 грн.

В течение 2010 года предприниматель уплачивал авансовые взносы в ПФ в размере 1000,00 грн. ежеквартально, всего 4000,00 грн. за год.

Место прописки предпринимателя — г. Харьков, ул. Слинько, 3/2, кв. 11, телефон 752-65-24. Члены семьи в его предпринимательской деятельности не участвовали.

Образец заполнения

приложения 5 приведен на с. 24 (заполненные ячейки выделены полужирным курсивом).

Обратите внимание:

графа 5 таблицы 1 приложения 5 заполняется предпринимателем исходя из суммы фактически полученного дохода. Вместе с тем работники ПФ обязаны определить предпринимателю сумму взносов, подлежащую уплате, ориентируясь на то, чтобы взнос за каждый месяц был равен 33,2 % от чистого дохода, но не был меньше 33,2 % от минимальной зарплаты соответствующего месяца. Учитывая этот факт, предпринимателю придется уплатить в ПФ такие взносы (см. табл. 5).

 

Таблица 5.

Сумма взносов, которую начислит ПФ по итогам 2010 года (по данным примера 1)

Месяц

Чистый доход, грн.

Сумма, от которой
исчисляется взнос, грн.

Сумма взноса, грн.

Январь

9000,00

9000,00

2988,00

Февраль

5000,00

5000,00

1660,00

Март

6000,00

6000,00

1992,00

Апрель

4000,00

4000,00

1328,00

Май

3000,00

3000,00

996,00

Июнь

3000,00

3000,00

996,00

Июль

1000,00

1000,00

332,00

Август

800,00

888,00

294,82

Сентябрь

200,00

888,00

294,82

Октябрь

200,00

907,00

301,12

Ноябрь

200,00

907,00

301,12

Декабрь

600,00

922,00

306,10

Итого

33000,00

35512,00

11789,98

 

Поскольку в 2010 году предприниматель уже уплатил в ПФ авансом взносы в сумме 4000,00 грн., ему останется

доплатить 7789,98 грн. (11789,98 - 4000,00). При этом весь 2010 год полностью засчитывается в пенсионный стаж предпринимателя.

 

Заполнение приложения 5 предпринимателем на едином налоге

Предприниматели, работающие на едином налоге, заполняют в

приложении 5 таблицу 2. Принцип ее заполнения предельно прост: в графе 3 таблицы 2 указываются за месяцы:

— с января по июнь 2010 года — часть единого налога, которая автоматически попадала в ПФ (42 % от ставки единого налога —

ст. 2 Указа № 746);

— с июля по декабрь 2010 года — минимальный размер страхового пенсионного взноса (33,2 % от минимальной зарплаты) (

п.п. 4 п. 8 раздела XV Закона о пенсионном страховании).

Порядок заполнения рассмотрим на примере.

Пример 2.

В течение всего 2010 года предприниматель Лузанов Александр Сергеевич (ИНН — 2222222222, регистрационный номер в ПФ: 02-18-6-12290) работал на едином налоге со ставкой 200 грн. в месяц.

В 2010 году у него числились два наемных работника, за каждого из которых он ежемесячно доплачивал по 100 грн. единого налога.

За июль — декабрь 2010 года предприниматель доплачивал взносы в ПФ до минимального размера (а добровольную доплату за январь — июнь не осуществлял).

Переплату по пенсионным взносам (42 % единого налога, уплаченного в декабре 2010 года за январь 2011 года) предприниматель решил не возвращать, а оставить в ПФ для увеличения размера будущей пенсии.

Место прописки предпринимателя — г. Харьков, ул. Слинько, 3/2, кв. 11, телефон 752-65-24. Члены семьи в его предпринимательской деятельности не участвовали.

Образец заполнения

приложения 5 приведен на с. 25 (заполненные ячейки выделены полужирным курсивом).

Пояснения к заполнению.

В графе 5 по месяцу «декабрь» сумма 390,10 грн. указана не случайно. Так, в декабре предприниматель уплатил в ПФ взнос, состоящий из:

— 42 % от единого налога, уплаченного в ноябре 2010 года за декабрь, — 42 % х 200,00 грн. = 84,00 грн.;

— доплаты до минимального размера страхового пенсионного взноса за декабрь: 33,2 % х 922,00 грн. - 84,00 грн.= 222,10 грн.;

— 42 % от единого налога, уплаченного в декабре 2010 года за январь 2011 года, — 42 % х 200,00 грн. = 84,00 грн. Именно эту сумму предприниматель мог бы вернуть, поскольку за январь 2011 года в ПФ и без нее поступил минимальный взнос (вследствие уплаты предпринимателем единого социального взноса — единого взноса). Но раз он решил оставить уплаченный взнос как есть (для увеличения будущей пенсии), лучше отразить его в таблице 2

приложения 5 по декабрю 2010 года. Ведь с 01.01.11 г. пенсионные взносы отдельно не уплачиваются (вносятся в составе единого взноса), а значит, ни в какой другой отчетности их отразить не удастся.

Таким образом, сумма взносов за декабрь (если предприниматель не намерен возвращать переплату) составит: 84,00 + 222,10 + 84,00 = 390,10 (грн.).

Если же предприниматель напишет заявление о возврате доплаты, вместо суммы 390,10 грн. он должен указать по декабрю сумму 306,10 грн.

Обратите внимание:

факт участия наемных работников в хозяйственной деятельности предпринимателя никак не отражается в приложении 5. Иными словами, единый налог, доплаченный за наемных работников, не учитывается при заполнении данного отчета.

 

Заполнение приложения 5 предпринимателем на фикспатенте

Предприниматели, работающие на фиксированном налоге (фикспатент), заполняют в

приложении 5 таблицу 2. Принцип ее заполнения предельно прост — в графе 3 таблицы 2 указываются за месяцы:

— с января по июнь 2010 года — часть фиксированного налога, которая автоматически попадала в ПФ (10 % от ставки фиксналога —

п. 2 Заключительных положений Закона № 129/98);

— с июля по декабрь 2010 года — минимальный размер страхового пенсионного взноса (33,2 % от минимальной зарплаты) (

п.п. 4 п. 8 раздела XV Закона о пенсионном страховании).

Обратите внимание: факт участия наемных работников в хозяйственной деятельности предпринимателя и доплата за них фиксналога никак не отражаются в приложении 5.

 

img 1

 

img 2

 

img 3

 

img 4

 

Документы и сокращения статьи

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о ЕВС

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI.

Закон о пенсионном страховании

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.03 г. № 1058-IV.

Закон № 2461

— Закон Украины «О внесении изменений в законы Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 08.07.10 г. № 2461-VI.

Закон № 129/98

— Закон Украины «О внесении изменений в Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 13.02.98 г. № 129/98-ВР.

Порядок № 22-2

— Порядок формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-2.

Порядок № 26-1

— Порядок формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденный постановлением правления ПФУ от 24.11.09 г. № 26-1.

Порядок № 7-7

— Порядок подачи отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме, утвержденный постановлением правления ПФУ от 19.04.07 г. № 7-7.

Инструкция № 21-1

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1.

Методрекомендации от 25.11.09 г.

— Методические рекомендации по заполнению отчета согласно Порядку формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденному постановлением правления ПФУ от 05.11.09 г. № 26-1, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 24.11.09 г. под № 1136/17152, от 25.11.09 г. б/н.

ПФУ

— Пенсионный фонд Украины.

ПМТЛ

— прожиточный минимум для трудоспособных лиц.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше