Темы статей
Выбрать темы

О сроках давности для обжалования решений налоговых органов

Редакция БН
Письмо от 10.02.2011 г. № 203/11/13-11

ТРИ ГОДА НА ПОДГОТОВКУ ИСКА

к налоговому органу, или В чем секрет либеральности ВАдСУ

 

Письмо Высшего административного суда Украины от 10.02.11 г. № 203/11/13-11

«О сроках давности для обжалования решений налоговых органов»

 

«История повторяется дважды», что лишний раз подтверждает практика Высшего административного суда Украины. Но для начала напомним суть вопроса.

Вопрос о сроках судебного обжалования актов и действий налоговых органов приобрел статус дискуссионного уже давно. Однако если поначалу он был обусловлен отсутствием соответствующего правового регулирования, то теперь проблема в другом — в необходимости установить, какая из двух норм все же должна применяться при определении сроков обжалования решений налоговых органов.

В свое время активно велось обсуждение, можно ли сроки давности в 1095 дней, предусмотренные

ст. 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (далее — Закон № 2181), распространять и на случаи обжалования «налоговых» актов. Поскольку никаких иных сроков, кроме аналогичного трехлетнего срока исковой давности по Гражданскому кодексу Украины, действовавшее на тот момент законодательство не предлагало, ничего не оставалось, как применять срок давности в три года.

«Карты спутал»

Кодекс административного судопроизводства Украины (далее — КАСУ), который в ст. 99 установил годичный срок для обращения в админсуд с иском на действия либо бездействие, а также на акты органов госвласти, в том числе налоговиков. Позже были внесены изменения в КАСУ, и в ныне действующей редакции он предусматривает общий срок в шесть месяцев, а в случаях обжалования в суде решений субъектов властных полномочий, на основании которых ими может быть заявлено требование о взыскании денежных средств, — один месяц.

Руководствуясь указанными выше нормами, еще совсем недавно ВАдСУ обосновывал, и довольно убедительно, что для обращения в административный суд с целью обжалования налоговых уведомлений-решений либо решений о применении штрафных (финансовых) санкций установлен

месячный срок (ч. 5 ст. 99 КАСУ). Поскольку в отношении исков налоговых органов к субъектам хозяйствования о взыскании с них налогового долга либо финансовых санкций аналогичное специальное правило не предусмотрено, действует общая норма, предоставляющая шесть месяцев на обращение в суд (ч. 2 ст. 99 КАСУ). Именно такая позиция была высказана в письме ВАдСУ от 27.09.10 г. № 1343/11/13-10*. Более того, последние изменения в указанное письмо ВАдСУ внес прямо накануне вступления в силу Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), при этом сути позиции не поменяв (письмо ВАдСУ от 24.12.10 г. № 1843/11/13-10).

* См. ком. «Срок обжалования налоговых уведомлений — один месяц: ВАдСУ разъясняет новые положения КАСУ» // «БН», 2010, № 42, с. 10.

И тем не менее вступление в силу

НКУ заставило ВАдСУ переосмыслить вопрос о сроках давности. Теперь в комментируемом письме ВАдСУ настаивает на том, что в судебных спорах между налоговыми органами и налогоплательщиками применению подлежат сроки давности, предусмотренные ст. 102 НКУ (привычные 1095 дней), а не сроки обжалования, установленные КАСУ (один месяц для обжалования налоговых уведомлений-решений и налоговых требований, шесть месяцев для обжалования действий либо бездеятельности налоговых органов, а также для обращения налоговым органом в суд с целью взыскания налогового долга). ВАдСУ для обоснования такого вывода ссылается на п. 56.18 НКУ, согласно которому с учетом сроков давности налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение либо другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения. Если налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в административном порядке, то указанный срок в 1095 дней отсчитывается со дня получения решения по результатам рассмотрения жалобы.

В пользу того, что применению подлежит именно предусмотренный

НКУ 1095-дневный срок, по мнению ВАдСУ, говорит и то, что КАСУ прямо допускает установление специальных сроков обращения в админсуд в других законодательных актах. Такие сроки будут иметь приоритет перед предусмотренными в ст. 99 КАСУ.

Более того, ВАдСУ идет еще дальше в своих выводах. Дело в том, что для случаев, когда налогоплательщик перед обращением в суд вначале проходит процедуру административного обжалования решения налогового органа, и

ст. 99 КАСУ, и п. 56.19 НКУ предусматривают срок обжалования в один месяц, который исчисляется со дня получения окончательного решения по результатам рассмотрения жалобы. Однако ВАдСУ и с этими предписаниями не согласен: ссылаясь на все тот же п. 56.18 НКУ, указывающий на общие сроки давности, он настаивает на том, что и в этом случае срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться в суд, должен составлять 1095 дней с момента получения решения по результатам рассмотрения жалобы.

На наш взгляд,

НКУ не дал ВАдСУ оснований таким существенным образом менять свою позицию, поскольку нормы НКУ в части сроков давности аналогичны соответствующим предписаниям Закона № 2181. И даже более того, предписания НКУ должны были только утвердить ВАдСУ в своей прежней позиции о необходимости применения сроков давности, установленных КАСУ, поскольку НКУ фактически продублировал ч. 4 ст. 99 КАСУ и в п. 56.19 НКУ предусмотрел, что, в случае когда до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение либо другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца после окончания процедуры административного обжалования.

С одной стороны, выводы ВАдСУ, безусловно, на руку налогоплательщикам, у которых появляется шанс в течение гораздо более длительного периода времени обратиться в суд с иском об отмене решения налогового органа (три года вместо одного месяца). С другой —

ВАдСУ дает возможность налоговым органам для взыскания налогового долга в судебном порядке не в течение шести месяцев (как это должно было бы быть, если руководствоваться нормами КАСУ), а в течение тех же трех лет (при чем не следует путать: у налоговиков есть 1095 дней для определения налоговых обязательств налогоплательщика в случаях, предусмотренных НКУ, и дополнительно к этому, когда сумма таких налоговых обязательств становится налоговым долгом, начинает исчисляться трехлетний срок на его взыскание в судебном порядке).

Последние же фразы комментируемого

письма о распространении норм НКУ только на обжалование тех налоговых решений, которые были получены налогоплательщиком после 01.01.11 г., подтверждают, что изменение позиции ВАдСУ в вопросе о сроках судебного обжалования в спорах с налоговыми органами действительно связано именно со вступлением в силу НКУ. Старые налоговые решения (полученные до 01.01.11 г.) обжаловать следует в течение месяца (либо с момента их получения налогоплательщиком, либо с момента получения решения по результатам рассмотрения жалобы на налоговое решение).

Со своей стороны, дабы уберечь читателей от отказа в рассмотрении поданного ими административного иска по причине пропуска срока на судебное обжалование, хотим все же порекомендовать ориентироваться на сроки, предусмотренные КАСУ, и обращаться в суд в течение месяца. Дело в том, что в практике ВАдСУ уже имела место ситуация, когда он сразу после вступления в силу КАСУ говорил о возможности подачи административных исков к налоговым органам в течение 1095 дней (срок давности из Закона № 2181), что не помешало ему впоследствии существенным образом ее изменить и признавать правомерными отказы в рассмотрении тех исков, которые поданы после истечения месячного срока на обжалование.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше