Темы статей
Выбрать темы

Об отказе от льготы по налогу на добавленную стоимость

Редакция БН
Письмо от 04.03.2011 г. № 6286/7/16-1517

ЛЬГОТЫ ПО НДС:

плательщик не может отказаться от льготы — позиция ГНАУ

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 04.03.11 г. № 6286/7/16-1517

«Об отказе от льготы по налогу на добавленную стоимость»

 

В комментируемом

письме ГНАУ предоставила методические рекомендации региональным налоговым органам для подготовки налоговых консультаций о возможности отказа от применения налоговых льгот по НДС. Их суть заключается в том, что плательщик НДС не может отказаться от льгот по НДС.

Напомним, что согласно

п. 30.1 Налогового кодекса Украины (далее — ПКУ) налоговая льгота — это предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение плательщика налогов от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 НКУ.

Такой вывод налоговиков не стал неожиданностью (аналогичные выводы были сделаны в

письме ГНАУ от 20.01.11 г. № 1390/7/16-1517-01, а также в Единой базе налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНАУ www.sta.gov.ua), однако позиция ГНАУ, которая из фискальных соображений должна была бы приветствовать добровольный отказ плательщика от льготы, несколько удивляет.

В качестве основного аргумента ГНАУ приводит собственный вывод о том, что в соответствии с

п. 30.4 НКУ плательщик налогов вправе отказаться только от льготы, предоставленной конкретному плательщику, а льготы, предусмотренные в разд. V НКУ, применяются при осуществлении отдельных операций.

На наш взгляд, такой вывод налоговиков является ошибочным. Если согласиться с подходом, предложенным ГНАУ, то отказаться от налоговой льготы не может ни один плательщик, и не только от льгот по НДС, поскольку конкретному плательщику такие льготы не предоставляются.

Дело в том, что в соответствии с

п. 30.5 НКУ налоговые льготы устанавливаются с учетом требований законодательства Украины о защите экономической конкуренции. Поскольку предоставление льготы конкретному плательщику может рассматриваться как предоставление преференций такому плательщику и нарушение конкуренции, то в НКУ предусматривается предоставление налоговых льгот не конкретному плательщику, а определенной группе плательщиков, выделенных по какому-либо признаку, или же на определенные операции.

Так, в

п. 30.2 НКУ предусмотрено, что основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу плательщиков налогов, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

То есть каждый плательщик, который имеет основания для применения налоговой льготы (входит в определенную группу, осуществляет определенный вид деятельности, имеет определенный объект налогообложения либо осуществляет общественно значимые расходы), лично пользуется такой льготой.

Именно для таких плательщиков в

п. 30.4 НКУ законодатель предусмотрел возможность отказаться от применения налоговой льготы.

Что касается НДС, то здесь нужно учесть следующие особенности.

Неначисление НДС по операциям, не являющимся объектом обложения НДС (

ст. 196 НКУ), на наш взгляд, нельзя рассматривать как налоговую льготу в понимании п. 30.1 НКУ. Ведь обязанность по начислению НДС по таким операциям не возникает.

Аналогичный вывод следует из положений

п. 8 Порядка учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233, где предусмотрено, что налоговые льготы определяются по операциям по поставке товаров и/или услуг, являющихся объектами обложения НДС.

Следовательно, плательщик не может отказаться от такой «льготы» и начислять НДС на необъектную операцию.

А вот неначисление НДС по операциям, которые освобождены или временно освобождены от обложения НДС (

ст. 197 и подразд. 2 разд. XX НКУ), на наш взгляд, полностью подпадает под определение налоговой льготы. В данном случае операция по своей сути является объектом обложения НДС, однако освобождена от обложения НДС, потому что имеет важное социальное значение, например, поставка продуктов детского питания (п.п. 197.1.1 НКУ), либо осуществляется лицом, входящим в определенную группу, например, имеющим лицензию на поставку услуг по здравоохранению (п.п. 197.1.5 НКУ).

От таких налоговых льгот, на наш взгляд, плательщик НДС имеет право отказаться в соответствии с

п. 30.4 НКУ, однако в комментируемом письме ГНАУ отрицает такую возможность.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше