ОТЧЕТ О ЛЬГОТАХ:
ГНАУ утвердила порядок определения сумм льгот по НДС
Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 29.03.11 г. № 167
«Об утверждении Порядка определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины»
Рассматривая новую форму
Отчета о суммах налоговых льгот (далее — Отчет о льготах) в статье «Отчет о льготах: особенности составления новой формы» // «БН», 2011, № 15, с. 46, мы обращали внимание на то, что согласно п. 9 Порядка № 1233* ГНАУ должна установить порядок расчета сумм налогов, не уплаченных в бюджет в связи с применением льгот, и ссылались на проект соответствующего документа.* Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233.
Комментируемым приказом
ГНАУ утвердила Порядок определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины (далее — Порядок). Хоть в названии Порядка идет речь о налогах и сборах (т. е. о налогах вообще), в его тексте фактически установлен механизм определения льгот только по НДС. Похоже, налоговики считают, что проблем с определением суммы льгот по другим налогам не должно возникнуть.Следует отметить, что
Порядок существенно отличается от проекта этого документа, который был размещен на официальном сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua (в упомянутой статье мы анализировали отдельные его положения).1. Операции по поставке товаров/услуг, не являющихся объектом налогообложения
, в Порядке не упоминаются как льготные, что полностью соответствует положениям НКУ . Об этом мы говорили в упомянутой выше статье.2. Формулы
, приведенные для расчета сумм льгот, не изменились, а вот исходные данные, используемые в таких формулах, теперь будут несколько другими.В проекте предусматривалось, что объемы поставки льготных товаров/услуг уменьшаются на сумму расходов, понесенных плательщиком налога в связи с их приобретением/изготовлением,
независимо от отчетного налогового периода, в котором они были понесены.В
Порядке не упоминается о периоде, в котором были понесены расходы. То есть, на наш взгляд, речь идет лишь о расходах отчетного периода. Следовательно, для расчета не нужно будет выискивать расходы по разным отчетным периодам, а достаточно будет взять данные деклараций по НДС за период, по которому составляется отчет о льготах.Безусловно, такой подход может дать определенную погрешность в определении суммы льгот по НДС, однако размеры таких погрешностей в долгосрочной перспективе будут минимальными. А вот процедура заполнения
Отчета о льготах значительно упростится.3. В
Порядке не упоминаются специальные режимы налогообложения, установленные международными договорами. На наш взгляд, это вполне логично, ведь и раньше предусматривалось, что сумма льгот по таким операциям будет определяться по общим правилам исходя из сути операции.Форма
Отчета о льготах не предусматривает возможности исправить ошибки за предыдущие периоды или подать такой документ с отметкой «отчетный новый». Поэтому плательщики, которые уже подали Отчет о льготах за I квартал 2011 года, смогут учесть перечисленные новации Порядка при заполнении такого отчета за полугодие 2011 года, ведь он составляется нарастающим итогом.Комментируемый приказ вступает в силу с даты официального опубликования (на момент подготовки этого номера еще не опубликован).