Темы статей
Выбрать темы

На что надеяться малому бизнесу, или Перспективы реформирования упрощенной системы налогообложения

Редакция БН
Статья

НА ЧТО НАДЕЯТЬСЯ МАЛОМУ БИЗНЕСУ,

или Перспективы реформирования упрощенной системы налогообложения

 

В последнее время в СМИ начала появляться информация о том, что органы власти разработали новую реформу упрощенной системы налогообложения. Эта информация вызвала большую заинтересованность среди субъектов малого предпринимательства, поскольку исходя из истории реформирования упрощенной системы при принятии Налогового кодекса каждая такая весть вызывает значительный резонанс.

В связи с этим сегодня расскажем о том, чего могут ждать субъекты малого предпринимательства в будущем.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Предыстория

Не секрет, что упрощенная система налогообложения в том виде, в каком она существует на данный момент (установлена

Указом № 746), доживает последние дни. Первую серьезную попытку реформировать упрощенную систему законодатели предприняли при принятии НКУ, в котором для регулирования этой системы налогообложения была предусмотрена глава 1 раздела XIV. Но эти изменения вызвали волну чрезвычайного неудовольствия со стороны малого и среднего бизнеса. Под таким натиском данная глава была исключена из окончательной редакции НКУ.

И все-таки все понимают, что оставить упрощенную систему налогообложения в старом варианте уже невозможно, так как она объективно не соответствует экономическим реалиям и сдерживает развитие малого и среднего бизнеса, а следовательно, и экономики Украины в целом.

В связи с этим Президент, подписывая

НКУ, поручил правительству в течение шести месяцев разработать законопроект, который бы вносил изменения в НКУ относительно упрощенной системы налогообложения. Разработку новой упрощенной системы налогообложения было поручено Комитету ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики (далее — Комитет), а также Совету предпринимателей при Кабмине (далее — Совет предпринимателей).

Комитет изложил свой вариант реформирования упрощенной системы в виде

Законопроекта № 8276, который 21.03.11 г. подал в ВРУ. Совет предпринимателей пока еще свой вариант проекта упрощенной системы налогообложения в ВРУ не подал, но основные его нормы для обсуждения были обнародованы в Интернете в виде Концепции. Нормы этой Концепции в дальнейшем должны стать основами законопроекта Минфина по реформированию упрощенной системы налогообложения.

Построение упрощенной системы налогообложения — очень ответственное дело, так как от этого зависят развитие сферы малого предпринимательства и стабильные поступления в бюджет. Чтобы достичь такого эффекта и удовлетворить требования малого и среднего бизнеса, разработчики обоих вариантов упрощенной системы налогообложения решили взять за основу принципы налогообложения, предусмотренные на сегодняшний день нормами

Указа № 746, внеся соответствующие изменения в НКУ.

Рассмотрим наиболее интересные, по нашему мнению, составляющие обоих вариантов реформирования упрощенной системы учета.

 

Субъекты упрощенной системы налогообложения и ставки налога

Планируется, что субъектами упрощенной системы налогообложения, как и в настоящий момент, смогут быть физические и юридические лица. При этом физические лица будут разделены на несколько категорий в зависимости от: вида деятельности, которым они занимаются; объема получаемой выручки и количества работников, принимающих участие в хозяйственной деятельности. Так, в соответствии с

Законопроектом № 8276 физические лица — предприниматели будут разделены на 5 категорий, а согласно Концепции — на 3.

Что касается юридических лиц, то здесь никакая градация не предусматривается. Для них, как и в настоящий момент, планируется установить только ограничение по количеству наемных работников и объем дохода (выручки) — см. табл. 1 на с. 47.

 

Таблица 1.

Плательщики единого налога по разным вариантам реформирования
упрощенной системы налогообложения

Плательщики единого налога

Объем выручки/дохода за год

Количество работников

Ставки единого налога

Могут ли покупатели отразить расходы при расчете ННП

ЗАКОНОПРОЕКТ № 8276

I. Физические лица:

1-й категории

Не превышает 300 тыс. грн.

Без наемных работников, но с возможностью использовать труд членов семьи в течение 7 календарных дней в месяц

От 20 до 50 грн. в месяц независимо от размера выручки

Нет

2-й категории

Не превышает 1,5 млн грн.

Не более 10 человек одновременно, включая членов семьи

— от 50 до 100 грн., если выручка не превышает 500 тыс. грн.;
 — от 100 до 200 грн. при выручке 500 тыс. грн. — 1 млн грн.;
 — от 200 до 300 грн. при выручке 1 млн — 1,5 млн грн.

3-й категории

Не превышает
3 млн грн.

Не ограничена

3 % объема полученной выручки, но не менее 200 грн.

Да

4-й категории(1)

Не превышает 200 тыс. грн.

Без работников

От 20 до 100 грн.

Нет

5-й категории(1)

Не превышает 200 тыс. грн.

Без работников

От 200 до 500 грн.

Да

II. Юриди-ческие лица

Не превышает 10 млн грн.

Не превышает 50 человек

1) при выручке до 5 млн грн.:
 — 3 % выручки для плательщиков НДС;
 — 5 % выручки для неплательщиков НДС;
2) из суммы превышения выручки более 5 млн грн.:
 — 5 % суммы превышения для плательщиков НДС;
 — 7 % суммы превышения для неплательщиков НДС

Да

КОНЦЕПЦИЯ

I. Физические лица:

1-й категории

До 150 размеров МЗП
(150,6 тыс. грн.(2))

Без наемных работников

От 1 до 10 % МЗП (10,04 грн. — 100,4 грн.)

Относятся только в том случае, если юридические лица — покупатели будут подавать отдельную налоговую отчетность с перечнем доходов и расходов плательщика в разрезе контрагентов(3)

2-й категории

До 600 МЗП
(602,4 тыс. грн.(2))

До 10 человек

от 2 до 20 % МЗП (20,08 грн. — 200,8 грн.), если объем дохода — до 300 МЗП
 — от 20 до 40 % МЗП (200,8 грн. — 401,6 грн.) при объеме дохода от 300 до 600 МЗП

3-й категории

До 1000 МЗП (1,004 млн грн.(2))

До 10 человек

3 % размера дохода для плательщиков НДС;
5 % — для неплательщиков НДС

II. Юридические лица

Не превышает 3000 МЗП (3,012 млн грн.(2))

Не превышает 50 человек

3 % от размера полученного дохода для плательщиков НДС;
 — 5 % — для неплательщиков НДС

Относятся

(1) Осуществляют деятельность в сфере права, бухгалтерского учета и аудита, консалтинга, маркетинга, инжиниринга, информатизации, рекламной деятельности, являются страховыми агентами.

(2) Предельный объем дохода рассчитан условно исходя из того, что МЗП на 01.01.12 г., когда планируют ввести эту систему учета, будет составлять 1004 грн.

(3) На наш взгляд, подача такой отчетности будет значительным препятствием при работе юридических лиц с субъектами малого предприятия, поскольку мало юридических лиц выразят желание дополнительно подавать еще одну форму налоговой отчетности.

 

Сравнив критерии пребывания на едином налоге, установленные

Законопроектом № 8276 и Концепцией, с критериями, содержащимися в Указе № 746, можно утверждать, что были сделаны существенные шаги навстречу единоналожнику. Это и увеличение предельного размера выручки, дающего право находиться на едином налоге, и учет в Законопроекте № 8276 пакета проблемных вопросов при определении базы налогообложения, возникающих при действии Указа № 746.

Если выбирать между

Законопроектом № 8276 и Концепцией, то мы больше склоняемся к Законопроекту № 8276. Во-первых, в нем предельный размер выручки для физических и юридических лиц практически в три раза превышает предложенный в Концепции, а во-вторых, в Законопроекте № 8276 нет четко установленного перечня видов деятельности, которыми могут заниматься плательщики единого налога, в отличие от Концепции, где в основном такое условие предусмотрено для всех категорий плательщиков.

Но несмотря на такие значительные недостатки

Концепции, в ней есть и важный положительный момент: предельный объем дохода рассчитывается исходя из размера МЗП. Это даст возможность корректировать предельный размер дохода пропорционально росту размера МЗП, что поможет в будущем избегать пересмотра предельного размера выручки для работы на едином налоге в связи с инфляционными процессами.

Размеры ставок единого налога в обоих проектах установлены в зависимости от категории единоналожника, размера полученного дохода (выручки) и от того, является ли плательщик единого налога плательщиком НДС (см. табл. 1 на с. 47).

Если сравнивать размеры единого налога, установленные на сегодняшний день, с предложенными в проектах реформирования упрощенной системы налогообложения, то они для физических лиц практически не отличаются, а для юридических лиц даже уменьшены.

Кроме того, размер единого налога для физических лиц как в соответствии с

Законопроектом № 8276, так и согласно Концепции не будет зависеть от количества наемных работников. То есть доплачивать 50 % ставки единого налога за каждого работника единоналожники не будут.

 

Запрещенные виды деятельности

Одним из важнейших вопросов, постоянно тревожащих большинство потенциальных плательщиков единого налога, является перечень видов деятельности, которыми они могут заниматься, избрав упрощенную систему. В проектах реформирования упрощенной системы налогообложения этот аспект также не оставили без внимания.

В основном перечень запрещенных видов деятельности, содержащихся в обоих вариантах реформирования упрощенной системы налогообложения, не только повторяет перечень запрещенных видов деятельности, действующий на сегодняшний день и установленный

Указом № 746, п. 4 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.05 г. № 2505-IV и п. 2 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по налогообложению произведений искусства, предметов коллекционирования либо антиквариата» от 22.12.06 г. № 535-V, но и расширяет этот перечень некоторыми видами деятельности, которые раньше к запрещенным не относились.

Так, в соответствии с

Законопроектом № 8276 к субъектам хозяйствования, на которых не распространяется упрощенная система налогообложения, будут относиться субъекты хозяйствования (физические и юридические лица), которые осуществляют вспомогательную деятельность в сфере государственного управления, осуществляют добычу и реализацию полезных ископаемых, юридические лица, предоставляющие в аренду земельные участки несельскохозяйственного назначения (более 0,2 гектара), физические лица — предприниматели, предоставляющие в аренду жилые помещения общей площадью более 100 кв. м и нежилые помещения площадью более 300 кв. м, и т. п.

Согласно

Концепции к субъектам хозяйствования, которым запрещено переходить на упрощенную систему, относятся субъекты, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых; деятельностью в сфере финансового посредничества; деятельностью по управлению предприятиями; техническими испытаниями и исследованиями; деятельностью по предоставлению услуг почты и связи; деятельностью в сфере аудита и т. п.

 

Освобождение от уплаты отдельных налогов

 

Таблица 2.

Особенности уплаты плательщиками единого налога отдельных налогов и сборов

Название налога (сбора)

Законопроект № 8276

Концепция

Налог на прибыль

Не уплачивают

Налог на доходы

Освобождаются от уплаты только физические лица — единоналожники «за себя»

НДС

Уплачивают НДС только:
физические лица — единоналожники, которые по своему добровольному решению зарегистрировались в качестве плательщиков НДС;
юридические лица, избравшие ставку налогообложения в размере 3 % (5 %) суммы выручки

Плательщиками НДС могут быть только физические и юридические лица, избравшие ставку налога 3 %.
Все другие единоналожники не имеют права стать плательщиком НДС

Земельный налог (кроме земельного налога за земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности)

Не уплачивают

Уплачивают

Плата за пользование недрами

Не уплачивают

Уплачивают

Сбор за специальное использование воды

Не уплачивают

Уплачивают

Сбор за специальное использование лесных ресурсов

Не уплачивают

Уплачивают

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности

Не уплачивают

Не уплачивают

Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

Не уплачивают

Не уплачивают

Административно-хозяйственные санкции в Фонд социальной защиты инвалидов

Не уплачивают

Уплачивают

Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование

Уплачивают

Другие налоги и сборы (обязательные платежи)

Уплачивают

 

Учет

Что касается ведения учета, то в

Законопроекте № 8276 и Концепции отражены разные подходы к этому вопросу.

Так, согласно

Законопроекту № 8276 порядок ведения учета подобен действующему на данный момент: все категории физических лиц (кроме физических лиц 1-й категории, которые освобождены от ведения учета) будут вести только книгу учета доходов, где будут указывать объем полученной выручки, а юридические лица будут вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность в соответствии с законодательством.

В

Концепции порядок ведения учета намного сложнее. Так, физические лица — предприниматели:

1-й категории будут вести Книгу учета

доходов и ежегодно подавать декларацию;

2-й и 3-й категорий (неплательщики НДС) должны вести Книги учета

доходов и расходов (отражать расходы даже при отсутствии документов) и ежеквартально подавать декларацию;

3-й категории (плательщики НДС) будут вести учет доходов, расходов и других показателей для определения объекта налогообложения на основании первичных документов в регистрах по форме и в порядке, определенными Минфином, и

ежеквартально подавать декларацию.

На этом завершим краткий обзор возможной реформы упрощенной системы налогообложения. Надеемся, что новая система налогообложения, кто бы ее ни разработал, будет хорошим подспорьем в стремительном развитии субъектов малого бизнеса.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Законопроект № 8276

— Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 21.03.11 г. № 8276.

Концепция

— Концепция реформирования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства от 18.03.11 г.

МЗП

— минимальная заработная плата.

ННП

— налог на прибыль предприятий.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше