Темы статей
Выбрать темы

Об экологическом налоге за размещение отходов

Редакция БН
Письмо от 30.09.2011 г. № 18922/07/10-11

ЭКОНАЛОГ С БЫТОВЫХ ОТХОДОВ:

Минэкологии разъяснило, как определять
 базу налогообложения и ставку

 

Письмо Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 30.09.11 г. № 18922/07/10-11

«Об экологическом налоге за размещение отходов»

 

Напомним, что налоговики уже достаточно долго настаивают на том, чтобы субъекты хозяйствования, у которых образовались и хранились отходы (в том числе и бытовые) до момента передачи специализированному учреждению (независимо от срока хранения), уплачивали экологический налог (далее — эконалог) за такие отходы (письма ГНАУ от 17.05.11 г. № 9126/6/15-0816*, от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117 и от 07.09.11 г. № 24090/7/15-2117**).

* См. ком. «Эконалог уплачивается и за временное хранение отходов на собственной территории субъектов хозяйствования» // «БН», 2011, № 28, с. 7.

** См. ком. «Эконалог за размещение отходов: ГНАУ продолжает настаивать на своем» // «БН», 2011, № 42, с. 7.

И хотя, на наш взгляд, такие требования налоговиков являются надуманными, убедить их в противном пока еще не удается. Налоговики игнорируют все аргументы, приводимые субъектами хозяйствования и Минэкологии (письма от 04.08.11 г. № 14364/07/10-11 и от 05.09.11 г. № 16687/07/10-11***), которые указывают на ошибочность их позиции.

*** См. ком. «Эконалог: «медвежья услуга» от Минэкологии» // «БН», 2011, № 43, с. 6.

В связи с этим субъектам хозяйствования, не желающим выполнять такие требования, остается лишь одно — идти в суд.

Заметим, что первая судебная практика при решении этого спора также свидетельствует о незаконности требований налоговиков (постановление Донецкого окружного административного суда от 13.10.11 г. по делу № 2а/0570/16902/2011****).

**** См. ком. «Лицо, временно хранящее отходы, не является плательщиком эконалога — позиция суда» // «БН», 2011, № 44, с. 9.

И все-таки не все субъекты хозяйствования решаются спорить с налоговиками. Потому во избежание штрафных санкций они готовы начислять и уплачивать в бюджет налог за размещение бытовых отходов. Но при этом у них возникает ряд «технических» вопросов о порядке начисления этого налога, а именно: как определить объем образованных бытовых отходов и класс их опасности (ставку налога)?

Ответов от налоговиков на эти вопросы до сих пор не дождались.

Минэкологии в комментируемом письме в очередной раз озвучило свою точку зрения о том, что размещение бытовых отходов осуществляется на полигонах бытовых отходов. Правила эксплуатации полигонов бытовых отходов утверждены приказом Минжилкоммунхоза от 01.12.10 г. № 435. Согласно п. 2.2 этих Правил на каждом полигоне должны быть контрольно-пропускной пункт и автомобильные весы для учета количества отходов, поступающих на полигон.

Следовательно, у таких «настоящих» плательщиков никаких проблем с определением объекта налогообложения быть не должно.

Для других субъектов (согласившихся с позицией налоговиков) Минэкологии разъяснило, как можно определить объем бытовых отходов и ставку эконалога.

1. Объем образованных отходов. Минэкологии предложило определять объем образованных бытовых отходов, ориентируясь либо на Минимальные нормы предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, приведенные в приложении 2 к Правилам предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденным постановлением КМУ от 10.12.08 г. № 1070, либо на Рекомендуемые нормы предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные приказом МинЖКХ от 22.03.10 г. № 75. И хотя эти нормы носят рекомендательный характер и предназначены для использования специализированными предприятиями, предоставляющими услуги по вывозу отходов, их использование плательщиками эконалога все-таки дает некоторые данные для хотя бы приблизительного расчета объема образованных бытовых отходов за отчетный период.

2. Ставка эконалога. Минэкологии считает, что бытовые отходы относятся к малоопасным отходам, т. е. отходам IV класса опасности. А поэтому размер ставки эконалога в 2011 году с учетом норм п. 2 подразд. 5 разд. ХХ Налогового кодекса Украины для бытовых отходов будет составлять 1,25 грн. за 1 тонну.

Обращаем внимание: Минэкологии в комментируемом письме также отмечает, что в случае если на предприятии образуются также опасные бытовые отходы, то для их классификации как отходов IV класса опасности плательщики эконалога в соответствии со ст. 351 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР должны собирать эти отходы отдельно от других бытовых отходов. Если же эти требования не соблюдать (опасные и обычные бытовые отходы собирать в один контейнер), то такие отходы могут быть отнесены к другим классам опасности отходов, а следовательно, ставка эконалога в таком случае может быть увеличена.

На наш взгляд, если не установлен факт, что в состав бытовых отходов входят опасные отходы, то такие бытовые отходы следует относить к IV классу опасности.

Наличие такого разъяснения Минэкологии подтвердило нашу позицию о правилах «добровольного» налогообложения бытовых отходов, которую мы изложили в статье «Бытовые отходы: как взимается эконалог» // «БН», 2011, № 42, с. 33.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше