Темы статей
Выбрать темы

Инвентаризация по требованиям органов ГНС проводится во время проверки

Редакция БН
Ответы на вопросы

Инвентаризация по требованиям органов ГНС проводится во время проверки

 

Во время проведения выездной проверки налоговики потребовали проведения инвентаризации. В каком порядке проводится такая инвентаризация и можем ли отказать в этом требовании проверяющим?

(г. Харьков)

 

Сразу заметим: отказ налоговым органам в проведении инвентаризации может быть чреват для предприятия и его должностных лиц серьезными последствиями, поэтому лучше на эту просьбу откликнуться. Вместе с тем при грамотном использовании законодательных норм предприятие может минимизировать «инвентаризационные» неприятности. Объясним, как это сделать.

Права органов ГНС на проведение инвентаризации закреплены в

п.п. 20.1.5 Налогового кодекса (далее — НКУ; см. «Права органов ГНС в отношении инвентаризации активов налогоплательщика»).

 

Права органов ГНС в отношении инвентаризации активов налогоплательщика

Извлечение из НКУ

«20.1. Органы государственной налоговой службы имеют право:

<…>

20.1.5. требовать от проверяемых плательщиков налогов в ходе проверок проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных.

В случае отказа плательщика налогов (его должностных лиц либо лиц, которые осуществляют наличные расчеты и/или проводят деятельность, подлежащую лицензированию и/или патентованию) от проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств (снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных), предусмотренной абзацем первым этого пункта, или непредоставления для проверки документов, их копий (при условии наличия таких документов) применяются меры, предусмотренные статьей 94 этого Кодекса».

 

Из указанных норм можно сделать такие выводы:

1.

Налоговики имеют право лишь требовать от плательщика налогов проведения инвентаризации активов, причем право на такое требование возникает у них в ходе проведения проверок. Поскольку это право прямо закреплено в НКУ и реализуется лишь в ходе проверочных мероприятий, то при предъявлении «инвентаризационных» требований проверяющие лица не должны предъявлять никаких дополнительных документов, в частности направление на проведение инвентаризации, что подтверждают и налоговики (разъяснение в ЕБНЗ*, раздел 030.02).

* Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua

В

НКУ не указаны сроки, в течение которых должна быть проведена такая инвентаризация. Однако поскольку эти требования предъявляются в ходе проведения проверок, из системного прочтения НКУ можно заключить, что и инвентаризация должна проводиться в рамках проведения проверки и, соответственно, в срок до ее окончания. К таким же выводам пришла и ГНАУ в письме от 26.05.11 г. № 6322/5/23-4016. Если плательщик не успеет в этот срок — проверка, по всей видимости, будет продлена.

В то же время заметим, что ни

НКУ, ни другие законы не содержат прямой нормы, которая обязывала бы налогоплательщика провести инвентаризацию по требованию налогового органа до окончания проверки. На этом формальном основании налогоплательщик может не спешить с ее проведением.

2.

За отказ от проведения инвентаризации или непредоставление документов, их копий (по всей видимости, о результатах инвентаризации) к налогоплательщику могут быть применены меры административного ареста активов из ст. 94 НКУ. Кроме того, такой отказ может быть чреват для должностных лиц предприятия применением административного наказания, предусмотренного ст. 1633 «Невыполнение законных требований должностных лиц органов государственной налоговой службы» Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП). Указанной нормой предусмотрена возможность вынесения предупреждения или наложение штрафа в размере от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 85 до 170 грн.) за невыполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций законных требований должностных лиц органов ГНС, перечисленных, в частности, в п.п. 20.1.24 НКУ. А в последнем заложены весьма «объемные» права представителей органов ГНС: «требовать от плательщиков налогов, деятельность которых проверяется, прекращения действий, препятствующих осуществлению законных полномочий служебными (должностными) лицами органов государственной налоговой службы, устранения выявленных нарушений налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, и контролировать выполнение законных требований служебных (должностных) лиц органов государственной налоговой службы». Так что под эту норму вполне может попасть и отказ налогоплательщика в выполнении законных требований представителей органа ГНС касаемо проведения инвентаризации.

Исходя из изложенного, мы не рекомендуем отказывать налоговикам в их требовании о проведении инвентаризации.

А теперь о минимизации ее негативных последствий. Ни в

НКУ, ни в иных законодательных актах не предусмотрена обязанность по включению представителей органа ГНС в состав инвентаризационной комиссии. Более того, исходя из пп. 11.1 и 11.2 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69, они туда входить вообще не могут, что подтверждают и официальные органы (см., к примеру, письма МФУ от 02.12.09 г. № 31-21020-04-10/32859, ГНАУ от 25.01.10 г. № 616/6/10-5015/193).

Не предоставлено нормативными актами налоговикам полномочий и на присутствие при проведении инвентаризации. И хотя налоговики как ранее, так и сейчас настаивают на этом присутствии, они же сами фактически подтверждают, что законодательных оснований для этого нет (

см. «Представители органа ГНС не включаются в состав инвентаризационной комиссии»):

 

Представители органа ГНС не включаются в состав инвентаризационной комиссии

Разъяснение из ЕБНЗ (раздел 030.02)

«Вопрос: Должны ли работники органа ГНС при проведении инвентаризации во время проверки: иметь направление на проведение инвентаризации, проводить ее самостоятельно в присутствии лиц, предоставлять субъекту хозяйствования копию инвентаризационной ведомости и т. п.?

Краткий ответ: Органы ГНС при проведении инвентаризации не должны иметь направление на проведение инвентаризации, поскольку инвентаризация проводится в ходе проверки. Предписания Налогового кодекса Украины и Инструкции не содержат требования о включении работника органа ГНС в состав инвентаризационных комиссий, однако Государственная налоговая служба Украины считает, что инвентаризация, проводимая по инициативе уполномоченного представителя органа ГНС, должна проводиться в присутствии лиц, инициировавших инвентаризацию. Соответственно органы ГНС не могут предоставлять копию инвентаризационной ведомости, поскольку они не проводят инвентаризацию».

 

Соответственно, не могут плательщика каким-либо образом и наказать за отказ в допуске проверяющих для личного присутствия во время проведения инвентаризации. Так, самые опасные санкции по админаресту активов предусмотрены лишь за:

1) отказ в проведении инвентаризации;

2) непредоставление для проверки документов, их копий (об инвентаризации).

Ввиду того, что налоговики не наделены законодательными полномочиями касательно личного присутствия при инвентаризации, за отказ им в этих требованиях не могут быть к плательщику применены и админсанкции по

ст. 1633 КоАП.

Учитывая данные обстоятельства, можно порекомендовать следующее: в ситуации предъявления проверяющими требований о проведении инвентаризации имеет смысл с ними согласиться, провести инвентаризацию, предъявить проверяющим документы о ее результатах, а вот в личном присутствии проверяющим при проведении инвентаризации можно отказать. Аргументировать это следует тем, что законных полномочий на проведение таких действий у представителей налоговых органов нет, а особое мнение ГНАУ не является обязательным для исполнения налогоплательщиками*.

* В то же время хотим предупредить, что ранее были ситуации, когда отказ в личном присутствии налоговикам при проведении инвентаризации приводил к судебным разбирательствам, причем в некоторых суды соглашались с правомерностью требования проверяющих присутствовать при инвентаризации (см., например, постановление Хозяйственного суда Днепропетровской области от 11.10.07 г. по делу № А36/505-07).

 

Влада КАРПОВА

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше