Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении потребителю необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товарах

Редакция БН
Письмо от 11.05.2011 г. № 3962-7-5/18

ЗА УКАЗАНИЕ В ЦЕННИКЕ МЕНЬШЕЙ ЦЕНЫ,

чем реальная цена продажи, налагается штраф

 

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.05.11 г. № 3962-7-5/18

«О предоставлении потребителю необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товарах»

 

В последнее время отдельные субъекты хозяйствования внедряют в розничной торговле практику, когда на ценнике указывается цена в меньшем размере, чем реальная цена продажи товара. Покупатель узнает об этом в момент оплаты товара, когда в чеке регистратора расчетных операций (РРО) указывается другая цена (в большем размере). Продавцы объясняют такие несовпадения тем, что в ценниках указана «старая» цена, а новую цену еще не успели проставить. В связи с изложенным Госпотребстандарт в комментируемом

письме ответил на ряд вопросов относительно наложения ответственности за такие нарушения.

Из

письма следует, что указание недостоверной информации на ценниках противоречит нормам п. 1 ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» в редакции от 01.12.05 г. № 3161-IV (далее — Закон № 3161), в соответствии с которыми потребителю должна предоставляться необходимая, доступная, достоверная и своевременная информация о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Такая информация в соответствии с п. 2 ст. 15 Закона № 3161 доводится до сведения потребителей производителем (исполнителем, продавцом) в сопроводительной документации, которая прилагается к продукции, на этикетке, а также в маркировке или иным способом (в доступной наглядной форме), принятым для отдельных видов продукции, и должна содержать, в частности, данные о цене (тарифе).

Обязанность по информированию покупателя о цене товаров на ярлыках (ценниках) или в указателях цен товаров установлена также в

п. 15 Правил розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденных приказом Министерства экономики Украины от 19.04.07 г. № 104 (далее — Правила № 104), в п. 15 Правил розничной торговли продовольственными товарами, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.03 г. № 185 (далее — Правила № 185). Ярлыки цен (ценники) на образцах товаров оформляются в соответствии с Инструкцией о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденной приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 04.01.97 г. № 2 (п. 16 Правил № 185).

На вопрос о том, какими именно органами осуществляются проверки соблюдения требований о «неправильных» ценниках, Госпотребстандарт прямо не ответил и сослался на

ст. 26 Закона № 3161. В ней говорится о специально уполномоченном центральном органе исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальных органах.

Касаемо применения возможной ответственности за данные нарушения Госпотребстандарт сослался на

ст. 23 Закона № 3161 и ст. 1552 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КоАП). Последняя предусматривает наказание в виде административного штрафа от 2 до 15 нмдг* (от 34 до 255 грн.) за обмер, обвес, обсчет, превышение установленных цен и тарифов или другой обман покупателя или заказчика работниками торговли, общественного питания и сферы услуг и гражданами — субъектами предпринимательской деятельности во время реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг, если материальный ущерб, причиненный таким обманом, не превышает три нмдг (51 грн.).

* Необлагаемый минимум доходов граждан.

Проблема заключается в том, что составлять протоколы об административных правонарушениях по этой статье могут лишь органы внутренних дел (

ст. 255 КоАП), которые такими нарушениями, как правило, не занимаются. Рассматривают указанные дела органы исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (ст. 2444 КоАП) и административные комиссии при исполнительных органах городских советов, сельских, поселковых советов (ст. 218 КоАП). Так что эта ответственность нечестных продавцов не особенно беспокоит.

Между тем за указанные действия может быть применена и иная ответственность, о которой Госпотребстандарт в

письме умолчал.

Договор розничной купли-продажи является публичным (

ч. 2 ст. 698 Гражданского кодекса Украины от 16.01.03 г. № 435-IV, далее — ГКУ) и условия договора, ограничивающие права покупателя-физлица в сравнении с правами, установленными ГКУ и законодательством о защите прав потребителей, являются ничтожными (ч. 2 ст. 698 ГКУ).

Положения

ч. 3 ст. 700 ГКУ устанавливают, что: «Если покупателю не предоставлены возможности немедленно получить полную и достоверную информацию** о товаре в месте его продажи, он имеет право требовать возмещения убытков, причиненных безосновательным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, — в разумный срок отказаться от договора, требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения убытков, а также морального ущерба».

** То, что указанная на ценниках информация относится к такой информации о товаре, подтверждается, в частности, п. 16 Правил № 104.

Аналогично этот вопрос решается и в

Законе № 3161. Так, в его ст. 19 к нечестной предпринимательской практике, в частности, относятся ситуации, когда:

— предпринимательская практика побуждает или может побуждать потребителя дать согласие на совершение сделки, на которую в другом случае он не согласился бы, и такая практика вводит в заблуждение относительно цены или способа расчета цены или наличия скидок или других ценовых преимуществ;

— если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется в нечеткой, непонятной или двусмысленной форме информация, необходимая для осуществления сознательного выбора.

При этом запрещаются как такие, которые вводят в заблуждение: «

предложения для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания считать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, что можно предусмотреть, учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции» (ч. 3 ст. 19 Закона № 3161).

А положения

п. 6. ст. 19 Закона № 3161 устанавливают, что сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.

Таким образом,

договор купли-продажи товара в розничной торговле, заключенный в ситуации, когда покупатель не владел достоверной информацией о цене товара (она отличалась от информации, указанной на ценниках), является ничтожным. Он не подлежит исполнению даже в ситуации, когда покупатель уже оплатил товар (в том числе и через РРО). На указанные ситуации не распространяются никакие ограничительные условия по возврату товара, поскольку здесь идет речь о том, что сам договор являлся ничтожным, то есть не был заключен.

Поэтому если покупатель желает не возвратить, а не принимать (!!!) товар с завышенной ценой, продавец обязан без каких-либо условий возвратить ему уплаченные деньги, на основании того, что покупка не состоялась. В противном случае покупатель имеет право на возмещение от продавца убытков, а также морального вреда (

ч. 3 ст. 700 ГКУ). В случае недостижения согласия по этим вопросам они решаются в судебном порядке (ст. 22 Закона № 3161).

Теперь что касается ответственности. Кроме наказания по

ст. 1552 КоАП, за такие действия можно привлечь к ответственности по п. 7 ст. 23 Закона № 3161 как за отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, что предусматривает наложение штрафа в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти нмдг (85 грн.).

Контролирует вопросы указания информации на ценниках на данный момент Государственная служба технического регулирования Украины*, которая является правопреемницей Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики. В ее составе находятся 27 территориальных Управлений по делам защиты прав потребителей**.

* Эта служба создана на основании Указа Президента Украины от 09.12.10 г. № 1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», на что указал Госкомпредпринимательства в письме от 01.03.11 г. № 2217.

** Адреса служб размещены на сайте Госпотребинспекции (http://www.dssu.gov.ua/control/uk/publish/article/main?art_id=36043&cat_id=36042).

Для защиты своих прав покупатель может обратиться также в Общественные организации потребителей, которые в числе прочего имеют право защищать в суде права потребителей, не являющихся членами общественных организаций потребителей (

ст. 25 Закона № 3161).

Так что обман покупателя может быть чреват для продавца немалыми убытками.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше