ЗА УКАЗАНИЕ В ЦЕННИКЕ МЕНЬШЕЙ ЦЕНЫ,
чем реальная цена продажи, налагается штраф
Письмо Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.05.11 г. № 3962-7-5/18
«О предоставлении потребителю необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товарах»
В последнее время отдельные субъекты хозяйствования внедряют в розничной торговле практику, когда на ценнике указывается цена в меньшем размере, чем реальная цена продажи товара. Покупатель узнает об этом в момент оплаты товара, когда в чеке регистратора расчетных операций (РРО) указывается другая цена (в большем размере). Продавцы объясняют такие несовпадения тем, что в ценниках указана «старая» цена, а новую цену еще не успели проставить. В связи с изложенным Госпотребстандарт в комментируемом
письме ответил на ряд вопросов относительно наложения ответственности за такие нарушения.Из
письма следует, что указание недостоверной информации на ценниках противоречит нормам п. 1 ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» в редакции от 01.12.05 г. № 3161-IV (далее — Закон № 3161), в соответствии с которыми потребителю должна предоставляться необходимая, доступная, достоверная и своевременная информация о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Такая информация в соответствии с п. 2 ст. 15 Закона № 3161 доводится до сведения потребителей производителем (исполнителем, продавцом) в сопроводительной документации, которая прилагается к продукции, на этикетке, а также в маркировке или иным способом (в доступной наглядной форме), принятым для отдельных видов продукции, и должна содержать, в частности, данные о цене (тарифе).Обязанность по информированию покупателя о цене товаров на ярлыках (ценниках) или в указателях цен товаров установлена также в
п. 15 Правил розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденных приказом Министерства экономики Украины от 19.04.07 г. № 104 (далее — Правила № 104), в п. 15 Правил розничной торговли продовольственными товарами, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.03 г. № 185 (далее — Правила № 185). Ярлыки цен (ценники) на образцах товаров оформляются в соответствии с Инструкцией о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденной приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 04.01.97 г. № 2 (п. 16 Правил № 185).На вопрос о том, какими именно органами осуществляются проверки соблюдения требований о «неправильных» ценниках, Госпотребстандарт прямо не ответил и сослался на
ст. 26 Закона № 3161. В ней говорится о специально уполномоченном центральном органе исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальных органах.Касаемо применения возможной ответственности за данные нарушения Госпотребстандарт сослался на
ст. 23 Закона № 3161 и ст. 1552 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КоАП). Последняя предусматривает наказание в виде административного штрафа от 2 до 15 нмдг* (от 34 до 255 грн.) за обмер, обвес, обсчет, превышение установленных цен и тарифов или другой обман покупателя или заказчика работниками торговли, общественного питания и сферы услуг и гражданами — субъектами предпринимательской деятельности во время реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг, если материальный ущерб, причиненный таким обманом, не превышает три нмдг (51 грн.).* Необлагаемый минимум доходов граждан.
Проблема заключается в том, что составлять протоколы об административных правонарушениях по этой статье могут лишь органы внутренних дел (
ст. 255 КоАП), которые такими нарушениями, как правило, не занимаются. Рассматривают указанные дела органы исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (ст. 2444 КоАП) и административные комиссии при исполнительных органах городских советов, сельских, поселковых советов (ст. 218 КоАП). Так что эта ответственность нечестных продавцов не особенно беспокоит.Между тем за указанные действия может быть применена и иная ответственность, о которой Госпотребстандарт в
письме умолчал.Договор розничной купли-продажи является публичным (
ч. 2 ст. 698 Гражданского кодекса Украины от 16.01.03 г. № 435-IV, далее — ГКУ) и условия договора, ограничивающие права покупателя-физлица в сравнении с правами, установленными ГКУ и законодательством о защите прав потребителей, являются ничтожными (ч. 2 ст. 698 ГКУ).Положения
ч. 3 ст. 700 ГКУ устанавливают, что: «Если покупателю не предоставлены возможности немедленно получить полную и достоверную информацию** о товаре в месте его продажи, он имеет право требовать возмещения убытков, причиненных безосновательным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, — в разумный срок отказаться от договора, требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения убытков, а также морального ущерба».** То, что указанная на ценниках информация относится к такой информации о товаре, подтверждается, в частности, п. 16 Правил № 104.
Аналогично этот вопрос решается и в
Законе № 3161. Так, в его ст. 19 к нечестной предпринимательской практике, в частности, относятся ситуации, когда:— предпринимательская практика побуждает или может побуждать потребителя дать согласие на совершение сделки, на которую в другом случае он не согласился бы, и такая практика вводит в заблуждение относительно цены или способа расчета цены или наличия скидок или других ценовых преимуществ;
— если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется в нечеткой, непонятной или двусмысленной форме информация, необходимая для осуществления сознательного выбора.
При этом запрещаются как такие, которые вводят в заблуждение: «
предложения для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания считать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, что можно предусмотреть, учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции» (ч. 3 ст. 19 Закона № 3161).А положения
п. 6. ст. 19 Закона № 3161 устанавливают, что сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.Таким образом,
договор купли-продажи товара в розничной торговле, заключенный в ситуации, когда покупатель не владел достоверной информацией о цене товара (она отличалась от информации, указанной на ценниках), является ничтожным. Он не подлежит исполнению даже в ситуации, когда покупатель уже оплатил товар (в том числе и через РРО). На указанные ситуации не распространяются никакие ограничительные условия по возврату товара, поскольку здесь идет речь о том, что сам договор являлся ничтожным, то есть не был заключен.Поэтому если покупатель желает не возвратить, а не принимать (!!!) товар с завышенной ценой, продавец обязан без каких-либо условий возвратить ему уплаченные деньги, на основании того, что покупка не состоялась. В противном случае покупатель имеет право на возмещение от продавца убытков, а также морального вреда (
ч. 3 ст. 700 ГКУ). В случае недостижения согласия по этим вопросам они решаются в судебном порядке (ст. 22 Закона № 3161).Теперь что касается ответственности. Кроме наказания по
ст. 1552 КоАП, за такие действия можно привлечь к ответственности по п. 7 ст. 23 Закона № 3161 как за отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, что предусматривает наложение штрафа в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти нмдг (85 грн.).Контролирует вопросы указания информации на ценниках на данный момент Государственная служба технического регулирования Украины*, которая является правопреемницей Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики. В ее составе находятся 27 территориальных Управлений по делам защиты прав потребителей**.
* Эта служба создана на основании Указа Президента Украины от 09.12.10 г. № 1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», на что указал Госкомпредпринимательства в письме от 01.03.11 г. № 2217.
** Адреса служб размещены на сайте Госпотребинспекции (http://www.dssu.gov.ua/control/uk/publish/article/main?art_id=36043&cat_id=36042).
Для защиты своих прав покупатель может обратиться также в Общественные организации потребителей, которые в числе прочего имеют право защищать в суде права потребителей, не являющихся членами общественных организаций потребителей (
ст. 25 Закона № 3161).Так что обман покупателя может быть чреват для продавца немалыми убытками.