Темы статей
Выбрать темы

Об исчислении, начислении и уплате в бюджет экологического налога

Редакция БН
Письмо от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117

ЭКОНАЛОГ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ:

ГНАУ продолжает настаивать на своем

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 07.09.11 г. № 24090/7/15-2117

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 26.08.11 г. № 23116/7/15-2117

Письмо Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 04.08.11 г. № 14364/07/10-11

Письмо Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 04.08.11 г. № 7/12-8463

«Об исчислении, начислении и уплате в бюджет экологического налога»

 

Напомним, что до принятия

Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) в вопросе взимания сбора за загрязнение окружающей природной среды (далее — экосбор) за размещение отходов налоговиками применялся, в частности, такой подход: плательщиком экосбора за размещение отходов является только тот субъект хозяйствования, который своевременно (на конец отчетного квартала) не передал отходы специализированным предприятиям (организациям) в установленные договором сроки и осуществляет их размещение на собственной территории*.

* См. статью «Опасные отходы: храним, утилизируем, учитываем…» // «БН», 2008, № 31, с. 13 и консультацию «Предприятие, передающее отходы специализированной организации для утилизации, не является плательщиком экосбора» // «БН», 2010, № 48, с. 36.

Со вступлением в силу

НКУ и заменой экосбора экологическим налогом (далее — эконалог) налоговики кардинально изменили свою точку зрения по этому вопросу. Так, в письмах от 06.05.11 г. № 12789/7/15-0817, от 17.05.11 г. № 9126/6/15-0816** и от 01.07.11 г. № 17870/7/15-0817 они пришли к фискальному выводу: плательщиками эконалога являются все субъекты хозяйствования, у которых образовались и хранились отходы (в том числе и бытовые) до момента передачи специализированному учреждению (независимо от срока хранения).

** См. ком. «Эконалог уплачивается и за временное хранение отходов на собственной территории субъектов хозяйствования» // «БН», 2011, № 28, с. 7.

Главным аргументом налоговиков является широкая трактовка термина «размещение отходов», приведенного в

п.п. 14.1.223 НКУ.

Мы с такой позицией налоговиков не соглашались, потому что в соответствии с

п.п. 240.1.3 НКУ плательщиками эконалога являются только субъекты хозяйствования, размещающие отходы в специально отведенных местах или на объектах. Подробнее о наших аргументах, указывающих на необоснованность выводов налоговиков, вы можете узнать из статьи «Эконалог: отдельные нюансы налогообложения и составления отчетности» // «БН», 2011, № 30, с. 31 .

Заметим, что на ошибочность позиции налоговиков указывают профильное министерство по вопросам охраны окружающей природной среды — Минэкологии в

письме от 04.08.11 г. № 14364/07/10-11 и Минрегионстрой в письме от 04.08.11 г. № 7/12-8463 (см. «Контейнеры не являются специально отведенными местами для размещения отходов»).

 

Контейнеры не являются специально отведенными местами для размещения отходов

Извлечение из письма Минэкологии от 04.08.11 г. № 14364/07/10-11

«<…> Таким образом, на данный момент законодательством не предусмотрено получение разрешения центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами на хранение бытовых отходов в контейнерах или на контейнерных площадках для бытовых отходов.

Кроме того, в соответствии с Законом Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» такой документ не включен в перечень документов разрешительного характера.

Пунктом 3 Правил предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.2008 г. № 1070, установлено, что собственники или балансодержатели жилых домов, земельных участков заключают договоры с лицом, которое определено исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов, и обеспечивают раздельный сбор бытовых отходов. То есть фактическое размещение отходов собственники и балансодержатели не осуществляют.

Основное назначение специально отведенных мест либо объектов — удаление отходов путем захоронения или обезвреживания.

Указанные в письме места временного хранения отходов, а именно контейнеры (контейнерные площадки) для бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам».

Извлечение из письма Минрегионстроя от 04.08.11 г. № 7/12-8463

«Контейнеры и контейнерные площадки для бытовых отходов, принадлежащие потребителям (физическим или юридическим лицам) либо исполнителям услуг по вывозу бытовых отходов, не являются специально отведенными местами или объектами для размещения отходов, на использование которых необходимо получать разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

Ни собственники или балансодержатели, ни исполнители услуг по вывозу бытовых отходов, осуществляющие только сбор и/или перевозку бытовых отходов, не осуществляют их размещение».

 

Как видим, указанные госорганы считают, что

контейнеры (контейнерные площадки) для бытовых отходов не являются местами окончательного удаления отходов и не относятся к специально отведенным местам и объектам, на использование которых необходимо получать разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Соответственно поскольку нет факта размещения отходов, то и эконалог уплачивать не нужно.

Но налоговики даже при наличии таких аргументов все равно продолжают настаивать на своем. Так, в

письме от 07.09.11 г. № 24090/7/15-2117 ГНАУ снова повторила фискальную позицию (см. «ГНАУ продолжает настаивать на уплате эконалога за бытовые отходы»).

 

ГНАУ продолжает настаивать на уплате эконалога за бытовые отходы

Извлечение из письма ГНАУ от 07.09.11 г. № 24090/7/15-2117

«То есть у жилищно-коммунальных предприятий (ОСМД, ЖСК, ЖЭК) являются объектом и базой ежеквартального налогообложения отходы (в том числе опасные отходы, бытовые отходы, другие отходы, образовавшиеся в процессе деятельности и подлежащие утилизации либо удалению), которые временно размещаются (хранятся) независимо от срока, до их передачи на утилизацию или размещение другому субъекту хозяйствования (коммунальному или специализированному предприятию и т. п.) в места удаления отходов».

 

А в

письме от 26.08.11 г. № 23116/7/15-2117 налоговики отметили, что начислять и уплачивать эконалог нужно даже в том случае, когда за размещение таких отходов этот налог платит предприятие, которое вывозит и фактически размещает отходы, на основании разрешения, а стоимость такого налога специализированному предприятию возмещается в стоимости услуг по вывозу отходов.

Такая позиция налоговиков говорит о том, что они твердо решили, что платить эконалог за размещение отходов необходимо как при образовании отходов (в том числе бытовых) и их временному хранению в контейнерах (контейнерных площадках), так и при их вывозе и размещении на специально отведенных местах. То есть, по их мнению, из одного и того же объема отходов еконалог может выплачиваться несколько раз разными субъектами хозяйствования.

Следовательно, убедить налоговиков в ошибочности их утверждений даже при наличии официальной позиции Минэкологии и Минрегионстроя будет очень сложно, поэтому смелые субъекты хозяйствования, решившие отстаивать свою позицию, должны быть готовы доказывать ее в суде.

Осторожным плательщикам, которые не готовы спорить с налоговиками, придется выполнять их требования. Но при расчете эконалога у таких плательщиков возникает много вопросов: как определять размер образованных бытовых отходов, какую ставку налога нужно применять, как заполнить отчетность? Кроме того, возникает достаточно деликатный вопрос: как уточнить данные о начисленном налоге за I и II кварталы, если субъекты хозяйствования не подавали отчетность за эти периоды?

Как именно решить эти вопросы, налоговики пока что не разъяснили. Наша позиция по поводу их решения приведена в

статье «Бытовые отходы: как взимается эконалог» на с. 33 этого номера.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше