Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Методических рекомендаций по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость)

Редакция БН
Приказ от 24.05.2011 г. № 306

БЮДЖЕТНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС:

вы готовы к проверке?

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 24.05.11 г. № 306

«Об утверждении Методических рекомендаций по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость)»

 

Комментируемый

приказ будет интересен тем налогоплательщикам, которые претендуют на бюджетное возмещение НДС, поскольку вносит изменения в процедуру, по которой осуществляется проверка обоснованности и правомерности заявленной к возмещению суммы. Им утверждены:

Методические рекомендации по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость) (далее — Методрекомендации № 306);

— образец формы Акта (справки, справки в форме заключения) о результатах камеральной проверки по вопросам достоверности начисления суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость;

— образец формы Акта (справки) внеплановой выездной (документальной) проверки по вопросам достоверности начисления суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость.

Впрочем, революционных нововведений ожидать не стоит. Для тех налогоплательщиков, которые были знакомы с

Методрекомендациями по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденными приказом ГНАУ от 18.08.05 г. № 350 (далее — Методрекомендации № 350), многие положения комментируемого документа покажутся не новыми.

Не можем не указать на тот факт, что ГНАУ, дабы избежать необходимости прохождения процедуры регистрации документа в Минюсте, снова назвала его методическими рекомендациями. Вполне вероятно, что суды отнесутся скептически к такой практике налогового ведомства. В последнее время они достаточно активно указывают на то, что

отсутствие государственной регистрации в Минюсте лишает методрекомендации силы нормативно-правового акта и они должны рассматриваться исключительно как носящие рекомендательный характер (см., например, определение ВАСУ от 27.05.10 г. по делу № К-35245/09). Поддерживает судебные инстанции в таких выводах и Минюст, который в свое время настаивал на необходимости отмены Методрекомендаций № 350 по причине отсутствия их государственной регистрации (см. письмо Минюста от 20.07.09 г. № 1284-09-24).

Обратим внимание на основные предписания новых

Методрекомендаций № 306, которые могут быть наиболее интересны налогоплательщикам.

Ряд изменений, которые внесены в текст

Методрекомендаций № 306 по сравнению с Методрекомендациями № 350, обусловлен вступлением в силу Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), в частности некоторыми предусмотренными им коррективами в порядке бюджетного возмещения сумм НДС, а также в порядке проведения контрольных мероприятий.

Если раньше в отношении налогоплательщиков, заявивших НДС к возмещению, могли проводиться камеральные, документальные плановые и внеплановые при наличии для этого оснований проверки, то теперь их перечень дополнен документальными невыездными проверками. Это, безусловно, не нововведение ГНАУ. В

Методрекомендациях № 306 перечень проверок расширен лишь в связи с его расширением в тексте НКУ.

В связи с введением

НКУ права на автоматическое возмещение НДС в Методрекомендациях № 306 оговорены особенности проведения проверок тех налогоплательщиков, которые соответствуют критериям, дающим право на такое возмещение.

Для налогоплательщиков комментируемые

Методрекомендации особый интерес должны представлять еще и в свете того, что в них детализированы те показатели, на которые в первую очередь обращают внимание налоговые органы, считая их свидетельствующими о неправомерности заявления НДС к бюджетному возмещению (см. пп. 2.5, 3.6, 4.2).

Если представить изложенный в

Методрекомендациях № 306 порядок действий налогового органа в обобщенном виде, то можно говорить примерно о следующем алгоритме действий:

1)

прием и обработка деклараций и приложений к ним. На этом этапе подразделениями налоговой милиции осуществляется работа по обработке имеющейся в наличии информации о тех налогоплательщиках, которые заявляют НДС к возмещению;

2)

проведение документальной внеплановой невыездной проверки, если в предыдущих отчетных периодах было задекларировано отрицательное значение объекта налогообложения (по НДС) на сумму более 100 тыс. грн.;

3)

проведение камеральной проверки:

3.1) отбираются налогоплательщики, которые могут претендовать на автоматическое возмещение НДС — их декларации подлежат первоочередной проверке, которая должна быть проведена в течение 20 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи декларации;

3.2) декларации других налогоплательщиков, также заявивших бюджетное возмещение НДС, но не соответствующих критериям, дающим право на автоматическое возмещение, проверяются в ходе камеральной проверки в течение 30 календарных дней;

3.3) составление перечня контрагентов налогоплательщика, в отношении которых выявлены расхождения в показателях отчетности, а также контрагентов, отсутствующих по местонахождению; оформление результатов камеральной проверки:

— либо в виде справки (если право на бюджетное возмещение подтверждено);

— либо в форме акта (если выявлены факты занижения налоговых обязательств и/или завышения налогового кредита, а также если налогоплательщику отказано в предоставлении бюджетного возмещения в связи с несоблюдением установленных НКУ условий, которые дают на него право);

— либо в виде заключения (по налогоплательщикам, отобранным для проведения внеплановой выездной проверки);

4)

проведение внеплановой выездной проверки:

4.1) проверка может осуществляться только в отношении определенного круга налогоплательщиков (см.

п. 4.1 Методрекомендаций № 306);

4.2)

Методрекомендации № 306 очерчивают тот круг вопросов, которые выясняются в ходе проверки (их перечень приведен в п. 4.2);

4.3) в ходе внеплановой выездной проверки могут также проводиться встречные сверки (см.

п. 4.3);

4.4) результаты проверки оформляются:

— либо в виде справки (если право на бюджетное возмещение подтверждено);

— либо в форме акта (если выявлены факты занижения налоговых обязательств и/или завышения налогового кредита, а также если налогоплательщику отказано в предоставлении бюджетного возмещения в связи с несоблюдением установленных НКУ условий, которые дают на него право).

Комментируемый документ будет служить прямым руководством к действию для налоговых органов, всегда внимательно относившихся к правомерности заявленных к возмещению сумм НДС. Поэтому он должен представлять интерес для всех плательщиков НДС.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше