Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении ответа

Редакция БН
Письмо от 12.08.2011 г. № 9277/5/15-3316

МЕДПРЕПАРАТЫ,
 ИЗГОТОВЛЕННЫЕ В АПТЕКАХ,

облагаются НДС по ставке 20 %:
 фискальное разъяснение ГНАУ

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 12.08.11 г. № 9277/5/15-3316

«О предоставлении ответа»

 

В комментируемом

письме ГНАУ дала неутешительный ответ на запрос Минздрава об освобождении от обложения НДС операций по поставке аптечными заведениями лекарственных средств, изготовленных по рецептам врачей.

1. Позиция налоговиков.

В п.п. 197.1.27 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) предусмотрено, что от налогообложения освобождаются операции по поставке лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными заведениями), а также изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины.

Проанализировав положения этого

подпункта, налоговики заявили, что указанная норма четко определяет требования к лекарственным средствам, операции по поставке которых освобождаются от налогообложения, а именно: такие лекарственные средства должны быть:

— внесены в Государственный реестр лекарственных средств;

— разрешены для производства и применения в Украине.

Поэтому операции по поставке лекарственных средств, изготовленных аптечными заведениями, которые

одновременно не соответствуют указанным требованиям, облагаются НДС в общем порядке.

На первый взгляд все правильно и логично. Однако если заглянуть в

ст. 9 Закона Украины «О лекарственных средствах» от 04.04.96 г. № 123/96-ВР, то в последнем абзаце мы найдем норму, предусматривающую, что не подлежат государственной регистрации лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по рецептам врачей и по заказу лечебно-профилактических заведений из разрешенных к применению действующих и вспомогательных веществ.

Получается, что лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках, не подлежат внесению в Государственный реестр лекарственных средств, поэтому не соответствуют одному из упомянутых налоговиками условий и не подпадают под действие льготы, предусмотренной в

п.п. 197.1.27 НКУ. Соответственно, их поставка должна облагаться НДС по ставке 20 %.

2. Альтернативный подход.

На наш взгляд, в п.п. 197.1.27 НКУ законодатель не ставил целью освободить от обложения НДС медпрепараты, внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, а лекарственные средства, изготовленные в аптечных заведениях, отнести к налогооблагаемым товарам. Ведь при таком подходе упоминание об аптечных заведениях в этом подпункте, приведенное в скобках «в том числе аптечными заведениями», оказывается вообще лишним. Похоже, что эти слова следует рассматривать как исключение из общего правила, т. е. речь идет об освобождении от налогообложения «лекарственных средств, разрешенных для производства… в том числе аптечными заведениями» (без учета условия о внесении таких лекарственных средств в Государственный реестр лекарственных средств, поскольку они в него не вносятся).

Кроме того, на наш взгляд, условие об утверждении Кабмином перечня освобожденных товаров, содержащееся в самом конце

п.п. 197.1.27 НКУ, можно отнести не только к изделиям медицинского назначения, но и к лекарственным средствам.

Напомним, что именно такой подход применялся при реализации положений

п.п. 5.1.7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР, в котором была предусмотрена аналогичная льгота. Там тоже шла речь о зарегистрированных и допущенные к применению в Украине лекарственных средствах.

При этом в

п. 1 постановления КМУ от 17.12.03 г. № 1949 (действовавшего до 01.08.11 г.) было установлено, что перечнем лекарственных средств, операции по продаже которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, является Государственный реестр лекарственных средств.

Кроме того,

постановлением КМУ от 10.08.04 г. № 1006 (также действовавшим до 01.08.11 г.) лекарственные средства, изготавливаемые аптечными заведениями по рецептам врачей и заказам лечебно-профилактических заведений из разрешенных к применению действующих и вспомогательных веществ, были включены в перечень лекарственных средств, операции по продаже которых освобождаются от обложения НДС.

Следовательно, до 01.08.11 г. не было никаких оснований утверждать, что лекарственные средства, изготавливаемые аптечными заведениями, облагаются НДС по ставке 20 %, потому что хотя они и не были зарегистрированы в Государственном реестре лекарственных средств, но упоминались в перечне, утвержденном Кабмином.

С 01.08.11 г. указанные выше

постановления КМУ № 1949 и № 1006 утратили силу в связи с принятием постановления КМУ от 09.06.11 г. № 785*, которое, в свою очередь, утратило силу с 16.08.11 г. вследствие принятия постановления КМУ от 08.08.11 г. № 867**.

* См. ком. «Изделия медицинского назначения, освобожденные от НДС: Кабмин подкорректировал Перечень» // «БН», 2011, № 32, с. 4.

** См. ком. «Кабмин расширил перечень медизделий, освобождаемых от обложения НДС» // «БН», 2011, № 34, с. 5.

В итоге на сегодняшний день действует только

Перечень изделий медицинского назначения, операции по поставке которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.11 г. № 867 (далее — Перечень № 867).

Безусловно, если бы Кабмин хотел сохранить предыдущий порядок освобождения лекарственных средств, изготовленных в аптечных заведениях, он мог бы вспомнить о них в

Перечне № 867. Тогда бы никаких вопросов по этому поводу не возникало.

Однако на сегодняшний день не известно, то ли Кабмин считает, что нет необходимости в утверждении перечня освобожденных лекарственных средств, поскольку и так понятно, что они подпадают под льготу, либо Кабмин считает, что поставка лекарственных средств, изготовленных в аптеках, должна облагаться НДС.

3. Что делать?

На сегодняшний день аптечные заведения стоят перед выбором:

— или, руководствуясь фискальной позицией налоговиков, начислять НДС на изготовленные ими лекарственные средства по ставке 20 % (что, безусловно, приведет к существенному их подорожанию);

— или отстаивать предложенный нами альтернативный подход, однако делать это, скорее всего, придется в суде.

Осторожным читателям мы, безусловно, посоветовали бы выбрать первый вариант.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше