Темы статей
Выбрать темы

Расчеты в ВЭД: как не нарушить предельные сроки

Редакция БН
Статья

РАСЧЕТЫ В ВЭД:

как не нарушить предельные сроки

 

Для того чтобы с территории Украины не было оттока денежных средств и других активов, на законодательном уровне был установлен контроль за расчетами по экспортно-импортным операциям. Так, при экспорте с последующей оплатой и импорте с предварительной оплатой установлен предельный срок проведения расчетов — 180 дней. Нарушение указанного срока влечет за собой начисление и уплату пени.

С учетом этого в сегодняшней статье рассмотрим основные правила проведения расчетов в ВЭД: порядок расчета 180-дневного срока (начало отсчета и момент снятия банком операции с контроля, приостановление отсчета этого срока) и ответственность за просрочку расчетов.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

Основные моменты

Правила осуществления расчетов в иностранной валюте по хозяйственным операциям регулируется Законом о расчетах в инвалюте, Декретом № 15 и Инструкцией по контролю за ВЭД-операциями. Этими нормативно-правовыми актами установлены основные правила проведения расчетов в ВЭД.

Под контроль за расчетами в ВЭД подпадают только определенные ВЭД-операции: экспорт с последующей оплатой (отсрочкой платежа) и импорт с предварительной оплатой (на условиях отсрочки поставки). Суть контроля за расчетами в ВЭД заключается в том, что:

при экспорте на условиях отсрочки платежа выручка резидентов в иностранной валюте должна быть зачислена на валютный счет не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (ст. 1 Закона о расчетах в инвалюте);

— при импорте на условиях отсрочки поставки отсрочка поставки не должна превышать 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг) (ст. 2 Закона о расчетах в инвалюте).

Несоблюдение сроков расчета, установленных в ст. 1 и 2 Закона о расчетах в инвалюте, по экспортно-импортным операциям грозит резиденту пеней за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, перечисленной в денежную единицу Украины по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности (ст. 4 Закона о расчетах в инвалюте). При этом общий размер начисленной пени не может превышать сумму неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).

Контролировать соблюдение этих сроков расчетов должны уполномоченные банки, финансовые учреждения и национальный оператор почтовой связи, имеющие генеральную лицензию НБУ на осуществление валютных операций (ст. 13 Декрета № 15). Эти организации контролируют выполнение правил расчетов по валютным операциям, осуществляемым резидентами и нерезидентами через такие организации, а именно имеют право требовать и получать от резидентов и нерезидентов полную информацию об осуществлении ими валютных операций, состоянии банковских счетов в иностранной валюте, а также об имуществе, подлежащем декларированию.

При этом взыскивать пеню с нарушителей сроков расчетов в ВЭД органы, контролирующие осуществление таких операций, не могут. Это право предоставлено органам ГНСУ (государственным налоговым инспекциям) по результатам документальных проверок (ч. 5 ст. 4 Закона о расчетах в инвалюте).

 

Контроль за операциями экспорта

Начало отсчета. В соответствии со ст. 1 Закона о расчетах в инвалюте выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженности, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней.

Отсчет установленного срока расчетов начинается:

— при экспорте продукции — со следующего календарного дня после дня таможенного оформления, т. е. выписки вывозной грузовой таможенной декларации (далее — ГТД). При этом, поскольку таможенное оформление товаров может происходить не один день, возникает вопрос, когда именно следует начинать отсчет 180 дней: с даты начала таможенного оформления товаров или с даты завершения процедуры оформления ГТД? Налоговики в консультации, приведенной в ЕБНЗ (разд. 06.02) по этому вопросу, вполне справедливо отметили, что датой таможенного оформления экспортируемой продукции следует считать дату завершения оформления ГТД, а именно наличие на всех ее листах оттиска личной номерной печати должностного лица таможни, осуществившего таможенное оформление товаров;

— при экспорте работ (услуг) — со следующего календарного дня за днем подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг;

— при экспорте прав интеллектуальной собственности — со следующего календарного дня за днем подписания акта или другого документа, удостоверяющего экспорт прав интеллектуальной собственности.

Снятие операции с валютного контроля. Течение 180-дневного срока при экспорте продукции прекращается в общем случае после зачисления выручки по такой операции на текущий счет резидента-исполнителя. Именно с этого периода банк снимает экспортную операцию с контроля, и течение 180-дневного срока прекращается (п. 2.3 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями).

Обращаем ваше внимание, что течение указанного выше срока прекращается в момент зачисления выручки именно на текущий счет в банке, а не на распределительный счет.

 

Контроль за операциями импорта

Начало отсчета. При импорте на условиях отсрочки поставки по общему правилу отсрочка поставки не должна превышать 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг) (ст. 2 Закона о расчетах в инвалюте).

При этом отсчет 180 дней нужно начинать со следующего календарного дня после осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг).

Кроме этих общих сроков расчетов в ВЭД, для разных видов операций и категорий резидентов, принимающих участие в таких операциях, предусмотрены специальные сроки проведения расчетов по экспортно-импортным операциям.

Так, для субъектов космической деятельности и субъектов самолетостроения сроки проведения расчетов после перечисления авансовых платежей нерезиденту за выполнение работ по изготовлению (разработке) агрегатов, систем космических ракетных комплексов (космических ракет-носителей), космических аппаратов, наземного сегмента космических систем и их агрегатов, систем и комплектующих, а также по разработке, производству, переоборудованию, ремонту, модификации, техническому обслуживанию авиационной техники и авиационных двигателей не должны превышать 500 календарных дней (ст. 6 Закона о расчетах в инвалюте).

А если товары импортируются по бартерному договору, ввоз товаров на таможенную территорию Украины должен быть осуществлен в сроки, указанные в договоре, но не позднее 90 календарных дней с даты оформления ГТД.

Если по бартерному договору экспортируются высоколиквидные товары, то сроки ввоза на таможенную территорию Украины импортируемых товаров не должны превышать 60 календарных дней с даты оформления ГТД. Перечень таких высоколиквидных товаров приведен в приложении 3 к постановлению КМУ от 29.04.99 г. № 756.

Если по бартерному договору импортируются каучук натуральный, синтетический, ускорители вулканизации каучука готовые (товарных кодов 40.01.10000, 40.01.21000, 40.01.22000, 40.01.29100, 40.02.39000, 40.02.49000, 40.02.60000, 38.12.10000, 38.12.20000, 38.12.30800) из стран Северной и Латинской Америки, Японии, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Африки, то срок их ввоза на таможенную территорию Украины не должен превышать 150 календарных дней с даты таможенного оформления (даты оформления ГТД) товаров, которые фактически экспортированы по бартерным договорам (ст. 2 Закона о бартере в ВЭД).

Снятие операции с валютного контроля. Снятие операции с валютного контроля происходит:

— при импорте товаров (продукции) — после фактического ввоза на территорию Украины товаров (продукции) на основании оформленной ГТД типа IM-40 «Импорт», IM-41 «Реимпорт», IM-72 «Магазин беспошлинной торговли», IM-75 «Отказ в пользу государства», IM-76 «Уничтожение или разрушение» и при наличии информации об этой операции в реестре ГТД. При этом на всех листах ГТД должен быть оттиск личной номерной печати должностного лица таможни, осуществившего таможенное оформление (письмо ГНАУ от 11.05.07 г. № 9433/7/22-6017). При оформлении электронной ГТД банк снимет операцию с контроля при наличии копии электронной ГТД на бумаге, надлежащим образом заверенной таможенным органом (письмо НБУ от 23.11.11 г. № 28-311/5079-14132);

— при импорте работ (услуг) — после предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора удостоверяет осуществление нерезидентом поставки продукции, выполнение работ, предоставление услуг (п. 3.3 Инструкции о контроле за ВЭД-операциями).

Обращаем внимание, что снятие с контроля операции по импорту услуг и работ в основном происходит без проблем, так как трактовка момента снятия такой операции с контроля однозначна.

Что же касается снятия с контроля операций по импорту товаров, то здесь есть некоторые не до конца выясненные вопросы. Главный из них заключается в том: что считать датой фактического ввоза (импорта) товара. Особенно это актуально в ситуациях, когда товар фактически ввезен на таможенную территорию Украины, а срок его таможенного оформления задерживается.

Налоговики, как свидетельствует практика, при решении этого вопроса придерживаются позиции, что для снятия с контроля операции импорта товаров необходимо, чтобы за 180 дней, отведенных для проведения расчетов, было осуществлено растамаживание товаров, а именно оформлена ГТД. Если же надлежащим образом оформить ГТД в этот срок не удастся, то это, по мнению налоговиков, является поводом для взыскания с резидента пени.

В то же время такая позиция не является бесспорной. На наш взгляд, для снятия операции по импорту товаров с валютного контроля необходимо, чтобы в отведенный срок для расчетов (в течение 180 дней) произошел фактический ввоз на территорию Украины импортируемых товаров. Подтверждением факта пересечения товаром таможенной территории Украины можно считать товаросопроводительные документы с оттиском штампа «Под таможенным контролем».

Аргументом в пользу этой позиции является то, что в ст. 1 Закона о ВЭД указано, что моментом осуществления импорта является дата фактического пересечения товаром таможенной границы Украины или перехода права собственности на указанный экспортируемый или импортируемый товар от продавца к покупателю. Следовательно, Закон о ВЭД момент осуществления импорта связывает с наличием какого-либо из двух указанных выше условий: или с моментом пересечения товаром таможенной границы Украины, или с переходом права собственности на указанный экспортируемый или импортируемый товар от продавца к покупателю.

Термин «момент пересечения товаром таможенной границы Украины» определен в п. 2 ст. 1 ТКУ, где говорится, что ввоз товаров на таможенную территорию Украины — это совокупность действий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины в соответствующем направлении. Таможенный контроль осуществляется при ввозе товара на таможенную территорию Украины (фактическое пересечение таможенной границы) и начинается с момента пересечения товаром таможенной границы (ст. 43 ТКУ). Следовательно, моментом импорта является дата фактического пересечения товаром таможенной границы Украины или перехода права собственности на указанный импортируемый товар от продавца к покупателю, а не дата оформления ГТД по установленным формам.

Учитывая изложенное выше, можно утверждать, что пеня за несвоевременное проведение расчетов при импорте товаров может начисляться только до момента пересечения товаром таможенной границы Украины.

Нашу позицию поддерживают и судебные органы: ВАдСУ (постановления от 31.01.07 г. по делу № 3/122 и от 19.05.10 г. по делу № К-13382/08), ВСУ (постановления от 04.07.11 г. по делам № 21-108а11 и № 21-136а11).

 

Продление течения 180 дней

Любая деятельность субъекта хозяйствования связана с риском, и ВЭД также не является исключением. Риски при выполнении обязательств в ВЭД связаны с возникновением разных причин невыполнения договорных отношений, что приводит к просрочке установленных сроков проведения расчетов и порой — к начислению пени.

Просрочка может быть связана: с нестабильным финансовым положением нерезидента, что влияет на его платежеспособность, наступлением чрезвычайной ситуации (форс-мажорных обстоятельств) в стране нахождения нерезидента, недобросовестностью контрагента, с которым ведутся дела, и т. п. Но независимо от того, кто виноват, в каждом отдельно взятом случае за несоблюдение установленного срока проведения расчетов при осуществлении экспортно-импортных операций ответственность всегда ложится на плечи резидента.

Поэтому, чтобы хоть как-то подстраховать резидента при возникновении таких событий и избежать уплаты пени (в некоторых случаях размер пени может быть достаточно весомым), в законодательстве предусмотрен ряд случаев, когда резидент может продлить 180-дневный срок проведения расчетов.

Рассмотрим три способа продления течения 180 дней при экспорте и импорте:

1) получение заключения Минэкономразвития;

2) подтверждение действия форс-мажорных обстоятельств;

3) подача искового заявления в суд.

 

Получение заключения от Минэкономразвития

Одним из способов продления течения 180 дней при экспорте и импорте является получение заключения от центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики — Минэкономразвития. Воспользоваться таким заключением резидент может в соответствии со ст. 6 Закона о расчетах в инвалюте, но только при выполнении операций по договорам:

производственной кооперации;

консигнации;

комплексного строительства;

тендерной поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения*.

* Подробный перечень операций, при выполнении которых можно продлить срок расчетов в ВЭД на основании заключения Минэкономразвития, приведен в п. 2 Порядка № 1409.

Механизм отнесения операций резидентов к осуществляемым по названным выше договорам установлен в Порядке № 1409**, а порядок рассмотрения Минэкономразвития документов, необходимых для получения заключения о продлении сроков расчетов в ВЭД, — в Положении № 15. Согласно Порядку № 1409 субъект ВЭД может продлить установленные сроки для ВЭД-расчетов, получив заключение Минэкономразвития.

** Если субъект ВЭД ввозит товары (выполняет работы, предоставляет услугу), которые импортируются по бартерным договорам, предусматривающим производственную кооперацию, консигнацию, комплексное строительство, поставку сложных технических изделий, товаров специального назначения, то механизм продления срока расчетов в ВЭД путем получения заключения Минэкономразвития описан в Порядке выдачи разового индивидуального разрешения от Минэкономики на продление сроков, утвержденном постановлением КМУ от 13.08.99 г. № 1489.

Для того чтобы получить такое заключение, субъект ВЭД должен подать в Минэкономразвития пакет документов, перечень которых приведен в п. 4 Порядка № 1409, а именно:

1) составленное в произвольной форме письмо-обращение, содержащее данные о состоянии выполнения ВЭД-договора (контракта) на момент обращения, с указанием суммы задолженности и обоснованием необходимости продления установленного срока на определенный период;

2) удостоверенные в установленном порядке:

— копию ВЭД-договора (контракта), в котором указываются адрес и банковские реквизиты иностранных контрагентов. Если договор составлен на иностранном языке, заявитель прилагает его перевод на украинский язык;

— выписку либо извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

— копии документов, подтверждающих осуществление внешнеэкономической операции, в частности платежных банковских документов, справок банков, ГТД, коносамента, актов приема-передачи товара (выполнения работ, предоставления услуг).

Полный перечень документов подавать не обязательно, если:

— резидент обращается в Минэкономразвития за заключением об очередном платеже (поставке товаров, выполнении работ, предоставлении услуг) по ВЭД-договору (контракту), по которому ранее уже выдавались заключения. В таком случае ему достаточно подать только документы, касающиеся этого платежа (п. 5 Положения № 15);

— продлеваются сроки расчетов по ВЭД-операциям, установленные в ранее выданном заключении. В такой ситуации резидент подает соответствующее обоснование необходимости такого продления и подтверждающие документы. На основании поданных документов Минэкономразвития выдает резиденту новое заключение, в котором, кроме обычных данных, после информации о сумме и сроке, на который продлены сроки расчетов по ВЭД-операции, указываются дата и порядковый номер ранее выданного заключения, сумма и срок, на который продлевались расчеты (п. 6 Положения № 15).

Датой подачи документов, на основании которых выдается заключение, считается дата их регистрации в Минэкономразвития (п. 5 Порядка № 1409 и п. 7 Положения № 15). При этом срок продления расчетов не может начинаться ранее даты регистрации в Минэкономразвития указанных документов, поэтому резиденты должны подавать такие документы для получения заключения заблаговременно, чтобы успеть до окончания 180-дневного срока получить спасительную индульгенцию.

Обращаем внимание: кроме подачи документов, резидент в соответствии с п. 6 Порядка № 1409 должен в письменном виде уведомить органы ГНС по месту госрегистрации об обращении в Минэкономразвития для получения такого заключения.

Поданные документы для получения заключения Минэкономразвития рассматриваются в течение 10 рабочих дней после их регистрации и на основании сделанного анализа либо выдает заключение (форма которого утверждена приказом Минэкономики от 18.01.08 г. № 15), либо в письменном виде отказывает в его выдаче с указанием основания.

В выдаче заключения может быть отказано резиденту только в случае:

1) подачи резидентом документов:

— с нарушением требований, указанных в п. 4 Порядка № 1409;

— содержащих недостоверную информацию;

— после окончания сроков расчетов, указанных в ст. 1 и 2 Закона о расчетах в инвалюте;

2) несоответствия поданных резидентом документов действующему законодательству.

В случае отказа в выдаче заключения резидент в соответствии с п. 10 Порядка № 1409 и п. 11 Положения № 15 имеет право повторно подать эти документы в Минэкономразвития, устранив предварительно все недостатки, которые стали основанием для отказа в выдаче заключения. При этом срок расчетов может быть продлен начиная с даты регистрации в Минэкономразвития повторно поданных документов.

Кроме выдачи заключения, Минэкономразвития также осуществляет информирование в течение пяти рабочих дней с даты его выдачи Нацбанк и ГНС, поэтому резиденту не придется уведомлять эти органы о продлении сроков расчетов по ВЭД-операции.

 

Подача искового заявления в суд

Еще одним способом продлить срок расчетов по ВЭД-операции является подача искового заявления в суд. Этот способ продления расчетов предусмотрен в ст. 4 Закона о расчетах в инвалюте. В частности, в этой статье идет речь о том, что в случае приема к рассмотрению судом, Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей в результате несоблюдения нерезидентом сроков, предусмотренных экспортно-импортными контрактами, сроки, предусмотренные ст. 1 и ст. 2 данного Закона, приостанавливаются, а пеня за их нарушение в этот период не взыскивается.

Чтобы воспользоваться этим способом, следует учитывать такие основные моменты:

1) воспользоваться этим способом резидент имеет возможность только в том случае, когда просрочка расчетов произошла из-за невыполнения нерезидентом условий договора по срокам расчета по контракту;

2) для продления сроков расчетов резиденты могут обращаться в соответствии со ст. 4 Закона о расчетах в инвалюте в суд, Международный коммерческий арбитражный суд или Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Украины. При этом в указанном выше Законе конкретно не указано, в суды какой юрисдикции могут обращаться резиденты для продления срока расчетов по ВЭД-операции.

Обратимся к ст. 75 — 77 Закона о международном частном праве, где речь идет о том, что спор украинского субъекта хозяйствования с иностранным субъектом можно передать на рассмотрение суда Украины только в случаях, когда:

а) стороны предусмотрели в своем соглашении (договоре) подсудность дела с иностранным субъектом судам Украины;

б) ответчик (филиал или представительство иностранного юридического лица — ответчика) расположен на территории Украины;

в) по делу о возмещении ущерба, если он был причинен на территории Украины;

г) в других случаях, определенных законом Украины и международным договором Украины.

То есть все суды, которые могут рассматривать такие споры, если их участниками являются украинская и иностранная компании, относятся к судам, имеющим право продлевать срок расчетов по ВЭД-операциям.

Это подтверждает и ВАдСУ в постановлении от 02.11.06 г. № К-6614/06, где говорится, что резидент для продления срока расчетов по ВЭД-операции может обращаться не только в Международный коммерческий арбитражный суд или Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Украины, но и в другие суды. Связано это с тем, что в ст. 4 Закона о расчетах в инвалюте не усматривается ограничений для резидента на обращение только в Международный коммерческий арбитражный суд или Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Украины, ведь понятие суда в контексте Закона об осуществлении расчетов в инвалюте носит общий характер.

Из этого следует, что продлевать срок расчетов по ВЭД-операциям могут все суды, которые специально уполномочены законодательством соответствующей страны, международными договорами либо условиями внешнеэкономического договора (контракта) решать споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами.

При этом следует помнить, что третейский суд для таких дел не подойдет. Связано это с тем, что споры, в которых одной из сторон выступает нерезидент Украины, третейский суд не рассматривает (п. 12 ст. 6 Закона Украины «О третейских судах» от 11.05.04 г. № 1701-IV).

Для того чтобы не возникало никаких споров с налоговиками, которые на практике часто считают, что обращаться при решении таких вопросов следует только в Международный коммерческий арбитражный суд или Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Украины, игнорируя другие суды, рекомендуем заблаговременно определиться с судом, в который будет обращаться резидент для решения споров, и указать его в ВЭД-договоре (контракте). Кстати, к существенным условиям, которые обязательно должны предусматриваться во внешнеэкономическом контракте в соответствии с п. 1.12 Положения о форме ВЭД-договоров, относится раздел «Урегулирование споров в судебном порядке», где определяются условия и порядок решения споров в судебном порядке относительно толкования, невыполнения и/или ненадлежащего выполнения договора (контракта) с определением названия суда или четких критериев определения суда любой стороной в зависимости от предмета и характера спора, а также согласованный сторонами выбор материального и процессуального права, которое будет применяться этим судом, и правил процедуры судебного.

Обращаем внимание, что подача заявления в суд не гарантирует резиденту, что срок проведения расчетов будет продлен, а следовательно, удастся не платить пеню. Чтобы это произошло, необходимую, чтобы суд удовлетворил иск резидента. В таком случае пеня за нарушение сроков расчета по ВЭД-операции не уплачивается с даты принятия иска до рассмотрения судом.

Если же суд примет решение об отказе в иске полностью или частично либо прекращении (закрытии) производства по делу или оставлении иска без рассмотрения, сроки, предусмотренные ст. 1 и 2 Закона о расчетах в инвалюте, возобновляются и пеня за их нарушение уплачивается за каждый день просрочки, включая период, на который эти сроки были приостановлены (ч. 3 и 4 ст. 4 Закона о расчетах в инвалюте).

 

Подтверждение действия форс-мажорных обстоятельств

Кроме случаев, когда виновным в просрочке уплаты является нерезидент, отдельной категорией просрочки расчетов по ВЭД-операциям считается действие форс-мажорных обстоятельств. На сегодняшний день в действующем законодательстве Украины имеется достаточно много определений форс-мажорных обстоятельств. На наш взгляд, наиболее подробно это явление описано в ст. 1 Закона № 327.

В соответствии с этой статьей форс-мажорными обстоятельствами считают непредвиденные и непреодолимые события, происходящие независимо от воли и желания заказчика либо исполнителя (война, блокада, забастовка, пожар, авария, паводок, замерзание моря, закрытие морских проливов, попадающихся на обычном морском пути между портами отгрузки и выгрузки, другое стихийное бедствие, запрет экспорта (импорта), валютные ограничения или другие ограничения прав собственности на сырье либо готовую продукцию, в том числе на их перемещение, принятые государством или соответствующим государственным органом, и т. п.) и приводящие к нарушению условий заключенных контрактов и других законодательных актов.

При форс-мажорных обстоятельствах, которые привели к нарушению сроков расчетов по ВЭД-операции, в соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона о расчетах в инвалюте течение указанных сроков приостанавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств.

Чтобы подтвердить действие форс-мажорных обстоятельств в соответствии с ч. 6 ст. 6 Закона о расчетах в инвалюте, резидент должен предоставить соответствующую справку Торгово-промышленной палаты Украины или другой уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями договора.

Из этого можно сделать вывод, что документ, подтверждающий действие форс-мажорных обстоятельств, резидент может получить у компетентного органа той страны, где такие форс-мажорные обстоятельства возникли. Перечень уполномоченных организаций разных стран мира и информацию о форме справки можно найти в приложении к письму ГНАУ от 10.08.04 г. № 15183/7/23-5317. Это подтверждают и суды, в частности хозяйственный суд Киевской области в решении от 08.08.05 г. по делу № 212/18-05.

Если же форс-мажорные обстоятельства возникли в Украине, то, на наш взгляд, из ч. 6 ст. 6 Закона о расчетах в инвалюте следует, что выдавать такую справку должны или Торгово-промышленная палата, или другой уполномоченный орган Украины, имеющий право выдавать такую справку. Таким органом, например, может выступать Верховный Совет АР Крым и областные советы, которые в соответствии с п. 308.5 НКУ имеют право выдать такие справки плательщикам фиксированного сельскохозяйственного налога для подтверждения наступления форс-мажорных обстоятельств.

Однако обращаем внимание: налоговики в письме от 07.08.09 г. № 19122/7/15-0517 считают, что только справка Торгово-промышленной палаты Украины является основанием для подтверждения действия форс-мажорных обстоятельств на территории Украины.

Во избежание спора с контролирующими органами по этому поводу советуем указать в ВЭД-договоре (контракте), какой именно компетентный орган будет подтверждать наступление форс-мажорных обстоятельств. Указывать такой орган следует в разделе ВЭД-договоров «Форс-мажорные обстоятельства». Такой раздел в соответствии с п. 1.10 Положения о форме ВЭД-договоров является одним из существенных условий такого договора, и в нем, в частности, указывается информация о том, в каких случаях условия договора (контракта) могут не быть выполнены сторонами (стихийные бедствия, военные действия, эмбарго, вмешательства со стороны власти и др.).

Обращаем внимание, чтобы справка, выданная компетентным органом страны, где возникли форс-мажорные обстоятельств, действовала в Украине, как утверждают налоговики (письмо ГНАУ от 18.05.05 г. № 4402/6/23-5315), она должна быть легализована в консульском учреждении Украины в государстве, где произошли обстоятельства непреодолимой силы, или удостоверена в посольстве соответствующего государства в Украине и легализована в Министерстве иностранных дел Украины. О порядке такой легализации мы рассказывали в статье «Документы на иностранном языке: предоставляем юридический статус путем легализации» // «БН», 2011, № 47, с. 36.

На этом все. Надеемся, что эта статья даст вам достаточно информации, чтобы правильно рассчитать срок расчетов по ВЭД-операции и избежать в случае просрочки этого срока начисления пени.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 11.07.02 г. № 92-IV.

Закон о расчетах в инвалюте — Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

Закон о международном частном праве — Закон Украины «О международном частном праве» от 23.06.05 г. № 2709-IV.

Закон о бартере в ВЭД — Закон Украины «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности» от 23.12.98 г. № 351-XIV.

Закон № 327 Закон Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» от 15.09.95 г. № 327/95-ВР.

Декрет № 15 — Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.

Инструкция по контролю за ВЭД-операциями — Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136.

Порядок № 1409 — Порядок продления сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.07 г. № 1409.

Положение № 15 — Положение о порядке выдачи заключений о продлении сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, утвержденное приказом Министерства экономики Украины от 18.01.08 г. № 15.

Положение о форме ВЭД-договоров — Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Минэкономики от 06.09.01 г. № 201.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНСУ: www.sts.gov.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше